12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ермолаева Надежда Ивановна95
Работаю в "Зоокружке" детского технопарка "Кванториум". Веду курс начальных основ естествознания и экологического образования дошкольников (6-7 л) и младших школьников (8-10 л). Работаю с детьми ОВЗ
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

Детский технопарк «Кванториум» филиал муниципального

бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Станция юных техников» г.Альметьевска

Республики Татарстан

Принята на заседании                                                                     Утверждаю

педагогического совета                                                                 Руководитель Детского

Детского технопарка «Кванториум»                                              технопарка «Кванториум»

филиала МБОУ ДО «СЮТ»                                                            филиала МБОУ ДО «СЮТ»

г. Альметьевска РТ                                                                       г. Альметьевска РТ

Протокол № 1                                                                               Р.З. Закиров

от « 11» сентября 2018г                                                              Приказ № 71

                                                                                                  от « 12» сентября 2018 г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЗОО кружок»

(адаптирована для обучения детей с ДЦП)

Направленность: естественно - научная

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 2года

Автор-составитель:

Ермолаева Надежда Ипедагог дополнительного

образования

                                                          Альметьевск, 2018

Оглавление

1. Пояснительная записка 3

1.1.Направленность программы 4

1.2.Актуальность 4

1.3. Отличительные особенности программы 5

1.4. Цель программы 5

1.5. Задачи программы 6

1.6.Адресат программы 7

1.7. Объем программы 7

1.8.Формы организации образовательного процесса и виды занятий 7

1.9.Режим занятий 8

1.10. Планируемый результат 8

1.11.Формы подведения итогов реализации программы 10

1.12.Документы и материалы 11

2. Учебный план 12

2.1. Учебно- тематический план 12

2.2. Календарно-тематический план- 1 год обучения 13

2.3. Содержание образовательной программы - 1 год обучения 14

2.4. Учебно-тематический план- 2 год обучения 18

2.5. Календарно-тематический план- 2 год обучения 19

2.6. Содержание образовательной программы- 2 год обучения 20

3Комплекс организационно-педагогических условий 24

Методическое обеспечение программы 24

3.2. Дидактический материал 24

  1. Техническое оснащение занятий 25

3.4. Материально-техническое оснащение 25

3.5. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы 25

3.6.Оценочные материалы 27

Литература 27

Электронные учебники 28

Для учащихся и родителей 28

1.Пояснительная записка.

 Кружковая деятельность является одной из форм организации свободного времени как для дошкольников, так и для школьников. Основным преимуществом деятельности в «Кванториуме» является представление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования в школе, дошкольном учреждении и воспитания в семье, для выявления индивидуальности ребёнка. В школе учащиеся получают объем знаний, определенный рамками образовательной программы, конкретной учебной дисциплины. Развитию интеллектуальной одаренности учащихся могут способствовать занятия в системе внеурочной воспитательной работы, организованной при технопарке «Кванториум». Применение игровой методики для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Занятия позволяют использовать личностно - ориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала детей. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает большой круг естественно - научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы и д/с;

Добавлены занятия по изучения природы Татарстана (природные комплексы, животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление зоолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Занятие в кружке позволит детям, с одной стороны, расширить свои знания о мире природы.

Кружок посещают дети с ДЦП. Вопрос проведения занятий дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным и жизненно необходимым. Необходимость продиктована тем, что многие дети инвалиды не имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования. В Кванториум дети приезжают на специализированном транспорте, который оборудован под крепление детский инвалидных колясок. Многие талантливы и хотят заниматься в «Зоокружке». Дополнительное образование предоставляет им такую возможность, оно социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении и развивает их творчество, формирует разнообразные умения у детей, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям. Система дополнительного образования способствует тому, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя изолированным в обществе и жизни.

Программа кружковой  деятельности  разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», инструктивным письмом Министерства образования РФ №27/29

1.1.Направленность Программы.

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа (далее – Программа) формирует мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению детей. Обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями (ДЦП) попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми.

1.2.Актуальность.

Детство – уникальная пора в жизни каждого человека, когда формируется его здоровье, происходит развитие личности.

Работать с детьми в наше время непросто, а с детьми - инвалидами – тем более. Ведь это дети со сложными заболеваниями и одновременно, как правило, очень одаренные, проблема в том, как ввести их в социум.

По Закону «Об образовании» и по Конвенции у нас любой ребенок имеет право на массовое образование. Только для этого ему нужно создать специальные условия.

Вопрос проведения занятий дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальным и жизненно необходимым. Необходимость продиктована тем, что многие дети инвалиды не имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования. Но многие талантливы и хотят заниматься в различных кружках. Дополнительное образование предоставляет им такую возможность, оно социализирует детей в окружающее общество, вырабатывает у них раскрепощенность в общении и развивает их творчество, формирует разнообразные умения у детей, что является важным фактором социальной поддержки, возможностью продолжить образование по своим интересам и наклонностям. Система дополнительного образования способствует тому, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не чувствует себя изолированным в обществе и жизни.

1.3. Отличительные особенности программы

Отличительные особенности программы данной образовательной Программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа имеет 3 уровня подготовки

1-й уровень подготовки включает в себя объем обязательных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успех в достижении начальных ступеней в приобретение школьником и старшим дошкольником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Знания о взаимодействие людей и животных, роль живой и неживой природы в жизни человека.

2-й уровень подготовки включает деятельность, направленную на получение опыта переживания и позитивного отношения к миру природы и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Переживание позитивного отношения к животным как к части природы, опыт совместной деятельности по уходу за животными, презентация собственных умений в этой области.

3-й уровень подготовки включает деятельность, направленную на освоение теории и получение опыта самостоятельного общественного действия

Пропаганда гуманного отношения к домашним животным, к природе в целом презентация исследовательских работ и социальных проектов, созданных на базе зоокружка.

1.4. Цель программы: - воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе; Познакомить старших дошкольников и учащихся с многообразием мира живой и неживой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия.

Способствовать углублению и расширению знаний детей о живых организмах, развитию познавательной деятельности, творческого потенциала учащихся, воспитанию у детей естественно - научного восприятия окружающего мира. Помимо общих целей и задач отдельно хочется выделить цель занятий для детей с ДЦП, которая - заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде. А так же создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении программы дополнительного образования; развитие сенсорно - перцептивных и интеллектуальных процессов. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, фонематический слух, звукопроизношение);

расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание);

формировать навыки ориентирования в пространстве;

Вернемся к основным задачам дополнительного образования

1.5.Задачи программы:

Образовательные:

Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

Ознакомление с видовым составом фауны окрестностей; с редкими и исчезающими животными местности; с правилами поведения в природе;

Знакомить с биологическими специальностями.

расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

Развивающие:

Развитие навыков общение и коммуникации.

Развитие творческих способностей ребенка.

Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

Развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами.

Развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.

формирование системы элементарных научных экологи­ческих знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольни­ка (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

формирование умений и навыков наблюдений за природ­ными объектами и явлениями;

формирование первоначальной системы ценностных ори­ентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значе­ний природы, ценность общения с природой);

формирование элементарных умений предвидеть последст­вия некоторых своих действий по отношению к окружаю­щей среде.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к миру живых существ.

Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального приро­допользования в повседневной жизни;

формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природо­охранной деятельности в ближайшем окружении;

Программа «ЗОО кружка» рассчитана на 2 года обучения по (144 часа); Содержанием деятельности в объединении «ЗОО кружка» предусмотрено изучение правил техники безопасности при общении с животными зоокружка.

 1.6. Адресат программы

Программа рассчитана на 2 года. Возраст обучающихся от 7 до10 лет.

Количество занимающихся в группе до 10 человек. При необходимости могут формироваться разновозрастные группы. Занятия, предусмотренные программой, включают теоретические и практические формы работы с детьми.

Занятия для детей с ДЦП строятся на основе общих положений педагогической работы со школьниками, имеющими отклонения в физическом развитии

Основные дидактические принципы Программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Обучаясь по программе, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном уровне.

  1. Объем программы

На освоение образовательной Программы отводиться для учащихся первого года обучения (7-8 лет) – 144 часа;

для учащихся второго года обучения (9 -10 лет) - 144 учебных часа в год, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Количество занимающихся в группе 10 человек.

  1. Формы организации образовательного процесса и виды занятий

В соответствии с содержанием учебного плана и поставленными для данного занятия задачами (функциями) определяется вид занятия (вводное занятие, практическое занятие, теоретическое занятие, экспериментально - поисковое, и др.) и определяется форма организации образовательного процесса (коллективная, групповая, парная, индивидуальная форма или одновременное их сочетание). При необходимости могут формироваться разновозрастные группы.

Срок освоения программы – 2 год.

Занятия в кружке организуются на основе таких методов, как :

словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)

наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (практические, лабораторные работы и др.)

В основе деятельностей детей лежат методы:

объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию

репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

На занятиях кружка применяются следующие приёмы:

беседа, игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, анализ работы, показ иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, наблюдение, работа по образцу, лабораторные работы и др.

  1. Режим занятий

Занятия проводятся на протяжении всего учебного года за исключением праздничных дней. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год.

Периоды осенних, зимних и весенних каникул используются для проведения совместно с родителями обучающихся (по необходимости) внеаудиторных занятий: праздников, экскурсий в музеи, на предприятия, на выставки технического творчества, конкурсы, соревнования и др.

1.10. Планируемый результат:

В процессе прохождения программы  должны быть достигнуты следующие результаты:

будут знать:

1 уровень результатов:

«Приобретение научно познавательных знаний»

1) личностные качества:

- уважительное отношение к деятельности своих товарищей;

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

2) универсальные способности

- умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;

3)  опыт в проектно-исследовательской деятельности (2 год)

-умение работать с разными источниками информации;

- овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;

2 уровень результатов:

«Формирование ценностного отношения к окружающему миру»

1) личностные качества:

- навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством наставника;

- навыки коллективной деятельности в процессе совместной поисковой деятельности в команде под руководством наставника;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2) универсальные способности:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- способность передавать эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

3 уровень результатов: «Получение самостоятельной поисковой деятельности»

1) личностные качества: - умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других детей с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

2) универсальные способности:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3) опыт в проектно-исследовательской деятельности: выражение в   игровой деятельности своего отношения к природе

будут уметь:

узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.

называть природные объекты - правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;

владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки рационального природопользования;

знать условия существования живого организма и зависимости пребывания его в разных условиях.

понимать ценность природных объектов;

Планируемый результат для детей с ДЦП

Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

Конечной оценкой успешности овладения программой являются

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников иии старших дошкольников; увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры; реализация, в конечном счете, основной цели программы – знакомство старших дошкольников и учащихся с многообразием мира живой и неживой природы,

и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

1.11.Формы подведения итогов реализации программы

Показателями уровня образовательной результативности обучающихся являются: уровень ЗУН по образовательной программе; интерес к учебному материалу; самооценка профессиональных интересов; активность на занятии; полнота и качество выполненной работы; уверенность в себе, самостоятельность. Для определения уровня усвоения данной программы воспитанниками, её дальнейшей корректировки и определения путей достижения каждым ребёнком максимального творческого и личностного развития предусмотрена аттестация обучающихся./приложение1/. Задачи промежуточной аттестации: определение уровня практических умений и навыков детей; определение уровня усвоения теоретических знаний; выявление уровня развития личностных качеств детей; соотнесение прогнозируемых результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами обучения в объединении; корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания. Проведение промежуточной аттестации обучающихся в форме мини-выставок и участия в соревнованиях и конкурсах разного уровня (городских, республиканских, всероссийских), творческие отчёты.

  1. Документы и материалы, с учетом которых составлена программа

1Конвенция ООН о правах ребенка;

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

Закон Республики Татарстан «Об образовании» от 22.07.2013 №68-ЗРТ;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р)

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413)

Модельный стандарт качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования от 20.03.14 №1465/14;

Устав МБОУДО «Станция юных техников»;

Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р) 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008).

Примерные требования к программам дополнительного образования детей (утв. письмом Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844)

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Инструкции по технике безопасности.

Квалификационная характеристика педагога дополнительного образования (утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»)

14. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.

15.Конвенция о правах инвалидов.

 Учебный план

2.1.Учебно- тематический план 1 год обучения

Тема занятия

Кол-во занятий

сентябрь

Введение

16

1

Знакомство с квантом животного мира

1

2

Птицы (канарейки, карелы, амадины, волнистые попугаи)

2

3

Млекопитающие(хомяки, морские свинки, песчанки)

2

4

Пресмыкающиеся (сухопутные и пресноводные черепахи)

2

5

Малюски (улитки сухопутные и пресноводные)

2

6

Арвариумные рыбки

2

7

Мадагоскарские тараканы (насекомые)

2

8

Итоговое «жители кванта животного мира»

1

октябрь

Мир природы

16

1

«Природа и не природа»

2

2

Мир природы

2

3

Мир человека

2

4

Природа живая и неживая

2

5

Живая природа

2

6

Неживая природа

2

7

Человек и природа

2

8

Итоговое «Человек и мир природы»

2

ноябрь декабрь январь

Неживая природа - вода

48

1

Что такое вода

4

2

Где бывает вода

4

3

Куда бежит река

4

4

Портрет воды

4

5

Круговорот воды в природе

4

6

Водоемы Татарстана

4

5

Почему воду нужно беречь?

4

6

Что такое экономить?(плакат)

4

7

Родники

4

8

Жители воды (пресноводные и морские)

4

9

Водные растения

4

10

Итоговое Как вода попадает в дом

4

февраль март апрель

Неживая природа - воздух

48

1

Воздух это…..

4

2

Как увидеть воздух

4

3

Воздух и слух

4

4

Воздух и обоняние

8

5

Воздух и растительный мир

8

6

Воздух в мире животных

8

7

Воздух в мире человека

4

8

Как человек научился летать

4

9

Итоговое «Что я узнал о воздухе»

4

май

Неживая природа - Солнце

16

2

Солнечная система

4

4

Солнце это свет и тепло

4

6

Свет и тень

2

7

Солнце, животный и растительный мир

4

9

Итоговое «Вода, воздух и солнце – основа жизни на Земле»

2

Итого 144 занятия

2.2.Содержание программа 1 год обучения

Календарно-тематический план 1 год обучения

Содержание

Теория / практика

Месяцы обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1

Введение

4

12

                               

2

Мир природы

   

8

8

                           

3

Неживая природа – вода

       

8

8

8

8

8

8

               

4

Неживая природа – воздух

                   

8

8

8

8

8

8

   

5

Неживая природа – Солнце

                               

10

6

 

Итого: 144

16

16

16

16

16

16

16

16

16

2.3.Содержание программы 1 год обучения

Раздел 1.Введение.

1.1Теория: Знакомство с квантом животного мира «Знакомство обучающихся и родителей с педагогом, учебной группой и программой занятий (презентация).

1.2.Практика: Птицы (канарейки, карелы, амадины, волнистые попугаи Знакомство с экзотическими птицами зоо кружка.

1.3 Практика: Млекопитающие(хомяки, морские свинки, песчанки) Знакомство с экзотическими млекопитающими зоо кружка.

1.4 Практика: Пресмыкающиеся (сухопутные черепахи) Знакомство с экзотическими пресмыкающимися зоо кружка.

1.5 Практика: Малюски (улитки сухопутные и пресноводные) Знакомство с экзотическими малюсками зоо кружка.

1.6 Практика: Аквариумные рыбки Знакомство с экзотическими рыбами зоо кружка

1.7 Практика: Мадагаскарские тараканы (насекомые) Знакомство с экзотическими насекомыми зоо кружка.

1.8 Теория: Итоговое «жители кванта животного мира» общее представление детей о животных зоокружка

Раздел 2. Мир природы

2.1. Теория: «Природа и не природа» Формировать представления о понятиях природа и не природа

2.2. Практика: Мир природы

Природа - как универсальная ценность, необходимость каждого природного компонента

2.3. Практика: Мир человека

2.4.Теория:Природа живая и неживая Сформировать элементарное представление о живых и неживых объектах природы

2.5.Практика:Живая природа растения, животные. Значение природы в жизни человека. Взаимосвязь.

2.6.Практика:Неживая природа-солнце, воздух, вода, почва

Значение природы в жизни человека. Взаимосвязь.

2.7.Теория:Человек и природа Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы.

2.8.Теория:Итоговое «Человек и мир природы» Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями

Раздел 3. Неживая природа – вода

Что такое вода

3.1.Теория. Закрепление знаний детей о свойстве и значении воды в жизни человека. Познакомить детей со свойствами воды (без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса)

3.2.Практика развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах; Опыты «Вода»

Где бывает вода

3.3.Теория. Совершенствовать представления детей о жидком состоянии

воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о водоемах Земли.

3.4.Практика расширить систему знаний детей о неживой природе (воде); учить использовать модели при обобщении результатов опытов; Сравнительная схема (океан, море, озеро, река, ручей и тд)

Куда бежит река

3.5.Теория. Расширять и обобщать представления детей об окружающем мире: понятие о возникновении реки и ее истоках, о роли воды в жизни человека, учить сравнивать природные источники воды. Закреплять знания о правилах осторожного и осмотрительного поведения на воде. 3.6.Практика Подвижные и дидактические игры по теме.

Портрет воды

3.7.Теория. Агрегатные состояние воды (Видео) 

3.8.Практика рисование с элементами ТРИЗ «Портрет воды»

Круговорот воды в природе

3.9.Теория. Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья. Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека. Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.

3.10.Практика Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Схема «Ходит капелька по кругу»

Водоемы Татарстана

3.11. Теория. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека. ... Формировать экологическое сознание и бережное отношение к окружающей природе.

3.12.Практика Презентация водоемов РТ

Почему воду нужно беречь?

3.13.Теория. Показать значение воды в жизни живой природы; закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её.

3.14.Практика Объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации. Дать детям некоторые представления об исследованиях.

Что такое экономить?(плакат)

3.15Теория. Углубить понимание детьми роли воды в жизни человека и всего живого на Земле

3.16.Практика создание авторских плакатов берег воду

Родники

3.17.Теория. Родники, как выходы грунтовых и подземных вод на поверхность, являются уникальными естественными водоёмами. Они имеют большое значение в питании и других поверхностных водоёмов, поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов.

3.18.Практика эксперимент «Родник»

Жители воды (пресноводные и морские) Уточнить представления детей о водоеме как сообществе растений и животных, в ней и возле нее, сообществе, которое сложилось без помощи людей. Упражнять детей в установлении цепочек питания. Закреплять знания детей о приспособленности животных к среде обитания.

3.19.Теория - познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Значение свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.

3.20.Практика - Наблюдение за аквариумными жителями. Игры по тем

Водные растения

3.21.Теория- Дать детям представление о роли воды в жизни растений.  познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде

3.22.Практика - изготовление «Аквариум в банке»

Итоговое: Как вода попадает в дом

3.23.Теория- показать значение воды в жизни живой природы; закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её. развивать наблюдательность;

3.24. Практика- создание схемы «От реки до крана в доме»

Раздел 4. Неживая природа – воздух

Воздух это…..

4.1.Теория: Определение воздуха

4.2.Практика: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования экспериментальная деятельность «Свойства воздуха»

Как увидеть воздух

4.3.Теория: Закрепить свойства воздуха (видеоролик)

4.4.Практика: серия опытов «Воздух поет и свистит»

Воздух и слух

4.5.Теория: Звуковые волны и воздух (видеоролик)

4.6.Практика: серия опытов «Воздух и звук»

Воздух и обоняние

4.7.Теория: Обоняние (видеоролик)

4.8.Практика: серия опытов «Воздух и обоняние»

4.9.Теория: Как устроен нос

4.10.Практика: серия опытов «Коробочки запахов»

Воздух и растительный мир

4.11.Теория: Растения и кислород. Ценность растений как очистителей воздуха

4.12.Практика: серия опытов «Как дышат растения»

4.13.Теория: Мозговой штурм: Почему не надо рвать растения

4.14.Практика: результат опытов «Как дышат растения»

Воздух в мире животных

4.15.Теория:приспособленность животных к разным средам обитания, которая проявляется во внешнем виде животных, особенностях их жизнедеятельности

4.16.Практика: А) учить умению устанавливать причинно

следственные связи, высказывать собственные суждения, умение доказывать свою мысль. Кто как дышит. Органы дыхания у животных человека

4.17.Теория: Свойства воздуха, его значение в жизни животных, воздух как среда обитания, бережное отношение к птицам, насекомым и другим летающим животным

4.18.Практика: Б)Закреплять умение устанавливать причинно

следственные связи, высказывать собственные суждения, умение доказывать свою мысль. Кто как дышит. Органы дыхания у животных человека

Воздух в мире человека

4.19.Теория: Свойства воздуха, его значение в жизни человека и других организмов, воздух как среда обитания. Выбор места для игр, отдыха с точки зрения чистоты воздуха, чистый воздух и наше здоровье

4.20.Практика: эксперимент «Курить вредно»

Как человек научился летать

4.21.Теория: Закрепить и уточнить знания детей о свойствах воздуха. Опытным путем показать значение воздуха для человека и всего живого на Земле. Формировать у детей научные представления об окружающем мире. Развивать мышление, любознательность, умение самостоятельно делать выводы. Активизировать словарь детей словами: планер, парашют, ветряная электростанция. Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

4.22.Практика: оригами самолет и парашют

Итоговое «Что я узнал о воздухе»

4.23.Теория: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

4.24.Практика: обогащение собственного познавательного опыта ребенка средствами опытно — экспериментальной работы. Серия опытов «Воздух»

Раздел 5 Неживая природа – Солнце

Солнечная система

5.1.Теория: развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, дать представление о Солнце как о звезде и планете;

5.2.Практика: создание макета Солнечной системы»

Солнце это свет и тепло

5.3.Теория: Солнце –источник света и тепла. сезоны года, смена дня и ночи,

5.4.Практика: серия экспериментов «Солнце»

Свет и тень

5.5.Теория: познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных; показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем.

Солнце, животный и растительный мир

5.6.Теория: роль света в жизни живых организмов, ночные животные холодных и жарких местообитаний, роль Солнца в жизни человека

5.7.Практика:  Познакомить детей с особенностями поведения и зрения у животных, обитающих в условиях недостатка света или при полном отсутствии света. Дать первые представления об охране окружающей среды.

Итоговое «Вода, воздух и солнце – основа жизни на Земле»

5.8.Теория: формирование целостного восприятия окружающего мира.

Занятие в форме «КВН» по пройденным темам за год.

2.4.Учебно-тематический план 2 год обучения

Тема занятия

Кол-во

занятий

сентябрь

Введение

16

1

Презентация детьми кванта животного мира

2

2

Птицы

2

3

Млекопитающие

2

4

Пресмыкающиеся

2

5

Малюски кванта

2

6

Арвариумные рыбки

2

7

Насекомые

2

8

Экзотические животные

2

октябрь

Что на Земле

16

1

Камни в природе и жизни человека

2

2

Горы

2

3

Каменные джунгли

2

4

Песок в природе и жизни человек

2

5

Пустыни

2

6

Глина в природе и жизни человека

2

7

Гончарное дело

2

8

Полезные ископаемые

2

ноябрь

Почва

16

1

Планета Земля

2

2

Что такое почва

2

3

Домик для червей

2

4

Почва в мире растений

2

5

Культурные растения

4

6

Почва в жизни животных

2

7

Почва в жизни человека

2

Декабрь январь февраль

В мире животных

48

1

Что такое жизнь?

4

2

Климатические зоны

8

3

Дикие животные

4

4

Домашние животные

4

5

Классы животных

16

6

Доисторические животные

10

7

Человек

2

Март апрель

Растительный мир

32

1

Растения – живая природа

2

2

Как растения дышат и питаются

4

3

Кислород на планете

4

4

Деревья

4

5

Кустарники

4

6

Травы , ягоды, цветы

4

7

Грибы и мхи

4

8

Лекарственные и ядовитые растения

4

9

Климатические зоны

2

май

экология

16

1

Вода, воздух и Солнце – основа жизни на земле

4

2

Правила поведения в природе

4

3

Что бы было если…….

4

4

Я часть природы

4

Итого 144 занятия

     

2.5.Календарно-тематический план 2 год обучения

Содержание

Теория / практика

Месяцы обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1

Введение

4

12

                               

2

Что на Земле

   

8

8

                           

3

Почва

       

8

8

                       

4

В мире животных

           

8

8

8

8

8

8

           

5

Растительный мир

                       

10

6

10

6

   
 

экология

                               

8

8

 

Итого: 144

16

16

16

16

16

16

16

16

16

\

2.6.Содержание программы 2 год обучения

Раздел №1. Введение

1.1.Теория. Презентация детьми кванта животного мира Рассказы детей о животных зоокружка

1.2.Практика Птицы Рассказы детей о Карелах, волнистых попугаях, амадинах и канарейках

1.3.Практика Млекопитающие Рассказы детей о морских свинках, сирийскх хомяках и монгольских песчанках.

1.4.Практика Пресмыкающиеся Рассказы детей о сухопутных черепахах.

1.5.Практика Малюски кванта Рассказы детей об улитках

1.6.Практика Арвариумные рыбки Рассказы детей о цихлидах, гуппи, гурами и анцитрусах

1.7.Практика Насекомые Рассказы детей о мадагаскарских таранах.

1.8.Теория Экзотические животные обобщающая беседа

Раздел № 2 Что на Земле

2.1.Камни в природе и жизни человека

Практика Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: ( морские, речные, ценные ( мрамор, гранит), драгоценные. Закрепить знания о минералах: песок, глина.

2.2.Горы

Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

2.3.Каменные джунгли

Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

2.4.Песок в природе и жизни человек

Практика Закрепить знания о минералах: песок

2.5.Пустыни

Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

2.6.Глина в природе и жизни человека

Теория Закрепить знания о минералах: глина

2.7.Гончарное дело

Практика Лепка из глины

2.8.Полезные ископаемые

Практика изучаем коллекцию минералов и камней

Раздел №3 Почва

Планета Земля

3.1.Теория Познакомить детей с понятием « Живая земля». Познакомить с составом Земли – почвой

Что такое почва

3.2.Практика опыт «Из чего состоит почва»

Домик для червей

3.3.Практика долгосрочный эксперимент

Почва в мире растений

3.4.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

Культурные растения

3.5.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

3.6.Практика Лепим дары земли

Почва в жизни животных

3.7.Теория Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека.

Почва в жизни человека

3.8.Практика Рассказать о значении почвы для жизни человека. Составление логических цепочек.( например: молоко, коров, трав , почва и тд)

Раздел №4 В мире животных

Что такое жизнь?

4.1.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

4.2.Практика Формировать навыки творческой, учебно-практической деятельности. Владеть основными приемами постановки экспериментов. Как создать модель клеток крови своими руками? Формировать умение обращаться с лабораторным оборудованием Оформление графической работы в альбоме. Творческие задания (моделирование, лепка, рисование).

Климатические зоны

4.3.Теория Чтение художественной и научно популярной литературы о животных. Дидактические зоо игры. Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

4.4.Практика Оформление коллажа «Братья наши меньшие». Оформление графической работы в альбоме. Творческие задания (моделирование, лепка, рисование).

4.5.ТеорияРазнообразие животных, их особенности, знакомство с некоторыми представителями систематических групп, связь со средой обитания и друг с другом, их приспособленность к различным условиям, питание, способы передвижения, «дома», сезонные изменения в поведении

4.6.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

Дикие животные

4.7.Теория Игры зоологического содержания. Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме. Чтение художественной и научно популярной литературы о животных

4.8.Теория Животный мир Татарстана. Элементарные представления, что территории Татарстана осуществляется переход через зоогеографическую черту, разделяющую лес и степь. Изучение характерных и для той и для другой зоны представителей фауны: Волки, лисицы, ежи обыкновенные, лоси, медведи, рыси, куницы, горностаи, бурундуки, зайцы-беляки, белки, сони, выдры, норки, ондатры, тушканчики, сурки, зайцы-русаки. Тетерева, глухари, филины, ушастые совы, неясыти, рябчики, стрижи черные, жаворонки, крачки речные, лебеди, гуси, утки, соколы-сапсаны, ястребы, канюки мохноногие, грифы черные, орлы степные, беркуты, коршуны, луни болотные – пернатые Татарстана. Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме.

Домашние животные

4.9.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

4.10.Практика оригами «Домашние животные»

Классы животных

4.11.Теория Познакомить детей с разнообра-ными видами животных. Учить видеть общее у животных, отно-сящихся к разным систематическим группам, но приспособленным к сходным условиям.

4.12.Практика Создание макета Дикие животные (картон, пластилин, акриловые краски)

4.13.Теория Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся.

Их особенностями и средой обитания.

1.14.Практика Создание макета Дикие животные (картон, пластилин, акриловые краски)

4.15.Теория Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их по издаваемым звукам и правильно называть Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

4.16.Практика Создание макета Дикие животные (картон, пластилин, акриловые краски)

4.17.Теория Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам, Учить группировать млекопитающих животных по общим признакам.

4.18.Практика Создание макета Дикие животные (картон, пластилин, акриловые краски)

Доисторические животные

4.19.Теория Виртуальное путешествие «В стране динозавров» Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме. Узнать, как жили и как выглядели ящеры динозавры, населявшие нашу планету много миллионов лет назад, выяснить причину их вымирания.

4.20.Практика Изучение познавательной литературы: энциклопедии, справочники, подбор иллюстраций, Оформление графической работы в альбоме. Творческие задания (моделирование, лепка, рисование).

4.21.Теория Выяснить что изучением останков вымерших млекопитающих-динозавров, раскопками занимается ученый - палеонтолог. Наука палеонтология - это наука о развитии прошлого органического мира, то есть палеонтолог занимается изучением не только динозавров, но и других окаменелых животных и растений. Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме.

4.22.Практика Творческие задания (моделирование, лепка, рисование) динозавров. Использование раскрасок по теме.

4.23.Практика Творческие задания (моделирование, лепка, рисование) динозавров. Использование раскрасок по теме.

Человек

4.24.Теория Обобщение знаний, полученных в процессе обучения по предыдущим блокам. Закрепление и обобщение правил экологически грамотного поведения человека в природе и в быту.

Раздел №5 Растительный мир

Растения – живая природа

5.1.Теория Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Как растения дышат и питаются

5.2.Теория Формировать у детей представления о том, что для нормального развития и жизни растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

5.3.Практика опыт Дыхание листа

Кислород на планете

5.4.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

5.5.Практика Познакомить детей с семенами , имеющие разнообразные «крылышки» с помощью которых ветер разносит их.

Деревья 5.6.Теория Дать детям первоначальные сведения о лесе. Учить различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев.

Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности

5.7.Практика Учить детей распознавать деревья по внешнему виду и другим признакам.

Кустарники

5.8.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

5.9.Практика Учить детей распознавать кустарники по внешнему виду и другим признакам.

Травы , ягоды, цветы

5.10.Теория Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений

5.11.Практика Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Грибы и мхи

5.2.Теория Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме

5.13.Практика Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам.

Лекарственные и ядовитые растения

5.14.Теория Дать детям представления о растениях, как пище животных и человека.

5.15.Практика Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам

Климатические зоны

5.16.Теория Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения - это деревья, кусты, травы. Учить детей распознавать растения по внешнему виду и другим признакам. И ме6сту произрастания.

Раздел №6 экология

Вода, воздух и Солнце – основа жизни на земле

6.1.Теория взаимосвязь живой и неживой природы

6.2.Практика Наблюдение составление рассказ о животных зоо кружка. Оформление графической работы в альбоме. Творческие задания (моделирование, лепка, рисование).

Правила поведения в природе

6.3.Теория Правила поведения по отношению к животным ближайшего окружения и на природе, необходимость сохранения местообитаний

6.4.Практика Создание плакатов, листовок и коллажей в защиту животных. Участие в акциях и календарных праздниках.

Что бы было если…….

6.7.Теория Ценность, красота любого вида животного, его право на существование вне зависимости от наших симпатий или антипатий, роль в природе каждого, необходимость сохранения разнообразия. Просмотр видеофильмов и фото слайдов по теме.

6.8.Практика Оформление графической работы в альбоме. Творческие задания (моделирование, лепка, рисование). Участие в акциях и календарных праздниках.

3Комплекс организационно-педагогических условий

3.1.Методическое обеспечение программы

Для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога. В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература, отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить детям, выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа, подготавливаются наглядные пособия, готовится в необходимом количестве.

Программа кружка предусматривает использование таких форм занятий, как групповые и индивидуальные; традиционные и нетрадиционные, соревнования, конкурсы, экскурсии, практические, лабораторные работы.

 3.2.Дидактический материал

Демонстрационные и раздаточные материалы;

Презентации и интернет ресурсы к занятиям на дисках и флеш носителях;

Оборудование для наблюдений и экспериментов.

Стенды, карты, макеты.

3.3.Техническое оснащение занятий

 

Каб. 107

кол-во

1

Стол рабочий

1

2

Стул

10

3

Стол лекальный

5

4

Стол лекальный

1

5

Поворотная доска для мела и маркера

1

6

Ноутбук

1

7

Мультимедийный проектор

1

8

Стенд « Занятии зоо кружка»

1

  1. Материально-техническое оснащение

Образовательная программа «Зоокужка» может быть выполнена при реализации следующих условий:

- наличие высококвалифицированных, увлечённых педагогов дополнительного образования;

- наличие оборудованного учебного кабинета;

- организация образовательного процесса в соответствии с СанПиН («Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей») и инструкциями по технике безопасности и охране труда, требованиями противопожарной безопасности;

- наличие информационного обеспечения – аудио-, видео-, фото-, интернет источников;

- наличие шаблонов, образцов моделей.

  1. Формы аттестации / контроля и оценочные материалы

Формы аттестации / контроля предназначены для определения результативности освоения программы «Зоокружка» результатов обучения поставленным целям и задачам. Кроме того, эти формы выбираются в соответствии с возрастными особенностями учащихся. В процессе реализации образовательной программы используются следующие формы аттестации / контроля:

педагогическое наблюдение;

собеседование;

промежуточная аттестация;

итоговая аттестация по окончании освоения образовательного курса.

На протяжении всего периода освоения образовательной программы «Зоокружка» осуществляется мониторинг качества обучения и развития личности учащихся.

  1. Оценочные материалы

Одним из главных способов проверки достигнутых результатов является мониторинг качества образовательной подготовки и личностного развития обучающихся. Педагог путём организации специальных форм аттестации/контроля производит оценивание и заполняет «Индивидуальную карту результатов обучения и личностного развития», констатируя соответствующие уровни: в - высокий, с средний, н - низкий. Критерии оценки знаний, умений и навыков

1. Низкий уровень обучения:

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия;

- отсутствие увлеченности в выполнении некоторых упражнений;

- отказ выполнять некоторые самостоятельные задания;

- отказ работать в группе;

- стеснение высказываний перед группой;

- низкая скорость принятия решений.

2. Средний уровень обучения:

- положительная мотивация к занятию;

- увлеченность при выполнении заданий;

-испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий;

- не активен в работе малых групп;

- стеснение на открытых занятиях;

- средняя скорость принятия решений.

3. Высокий уровень обучения:

- устойчивая мотивация к занятиям;

- активность и увлеченность при выполнении заданий;

- умение конструктивно работать в малой группе любого состава;

- творческий подход к выполнению всех заданий, упражнений, изученных за определенный период обучения;

- высокая скорость решений.

Мониторинг личностного развития осуществляется с использованием методов педагогического наблюдения, тестового отслеживания пяти блоков оцениваемых параметров: мотивационного, познавательного, эмоционального, коммуникативного, творческого. При этом имеется в виду следующее наполнение оцениваемых параметров:

мотивация к занятиям - активность ребёнка на занятии (проявление инициативы, самостоятельности); интерес к занятию (позитивное отношение, его личностная значимость для ребёнка, заинтересованность в получении новых знаний); устойчивое эмоциональное состояние;

познавательная активность - прочное усвоение нового материала (оригинальное решение, умение выделить главное); умение логично и систематично излагать свои мысли; произвольность психических процессов; развитие мышления, речи; умственная работоспособность, освоение темпа занятия;

эмоциональная сфера - эмоциональное проявление (умение сочувствовать, сопереживать, живо реагировать); целеустремлённость (собранность, организованность, стремление преодолевать трудности, настойчивость в достижении целей);

коммуникативность - взаимодействие с педагогами (культура общения с взрослыми, установление адекватных ролевых отношений, проявление уважения); взаимодействие со сверстниками (установление дружеских отношений, участие в коллективных мероприятиях, умение разрешать конфликты, организаторские способности); соблюдение социальных и этических норм; поведенческая саморегуляция; активность и независимость; отношение к значимой деятельности; отношение к себе; творческий потенциал - сформированность и развитие (творческие проявления в различных видах жизнедеятельности, способность к созданию нового продукта, широта ориентировки в окружающем мире).

Данные сводятся в индивидуальную карту развития учащегося. Для оценки используется уровневая система: 1 – недостаточный , 2 – средний, 3 – высокий.

Таблица: Мониторинга личностного развития

Ф.И.

блоков оцениваемых параметров

Мотивация

к занятиям

познавательная

активность

эмоциональная

сфера

Коммуника-

тивность

творчество

итог

             
             
             

Литература

Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.

Аспиз М.Е. Разные секреты. – М.:Дет.лит., 1988.-64с.

Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.

Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.

Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.

Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.

Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.

Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.

Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.

Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.

Трайтак Д.И.Как сделать интересной внеклассную работу по биологии // Просвещение. Москва.1971.

Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.

Электронные учебники:

Открытая биология.  (библиотека ГИМЦ)

Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия. (библиотека ГИМЦ)

Лабораторный практикум Биология 6 – 11 класс  (библиотека ГИМЦ)

Биология Интерактивные творческие задания 7 – 9 класс (библиотека ГИМЦ)

Интернет – адреса сайтов

             - Сайт Минобрнауки http://rsr- olymp.ru

http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/integratsiya-na-urokakh-khimii-biologii

http://old.iro.yar.ru/pnpo_yar/biolog06.htm

http://www.edu-eao.ru/images/stories/masterklass/him-biolog.pdf

http://centrdop.ucoz.ru

http://www.moi-universitet.ru/schoolkonkurs/KonkursAMO

- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/514689/

- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/sistema-raboty-s-odarennymi-i-

Для учащихся и родителей:

Википедия      http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация

Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru

Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.

www.konkurs.dnttm.ru

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.