Программа кружка доп. образования «Юный художник»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СВЕТЛОЯРСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
СВЕТЛОЯРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждена методическим советом
Протокол № _______
от «__» __________20__г.
Директор _______________
/Зашеловская Ю.Г./
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 6-14 лет.
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель: Рафекова Дания Рястемовна,
педагог дополнительного
образования
Светлый Яр
2016 г.
Пояснительная записка
Особое место в развитии личности ребенка занимает искусство, способное развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным искусством выступают как действенное средство развития творческого воображения и зрительной памяти, пространственных представлений, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности ребенка, его индивидуальности. Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования является актуальной.
Направленность программы «Юный художник» по содержанию является художественной.
Функциональное предназначение – прикладное.
Форма организации – кружковая, очная.
По уровню усвоения программа является общекультурной и углубленной (предполагает разноуровневое обучение).
По времени реализации – трехгодичная.
Цель: создать условия для развития личности школьника средствами искусства; получения опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
− личностные - способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятию духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме;
− метапредметные - содействовать развитию мотивации к художественному творчеству; потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом; активности в конкурсах изобразительного мастерства;
− образовательные (предметные) – способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений) в области изобразительного искусства; развитию познавательного интереса к жизни и творчеству великих русских художников; освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 6 до 14 лет. Дети 6-8 лет способны на начальном (стартовом) уровне выполнять предлагаемые задания. Дети 9-11 лет способны под руководством педагога и самостоятельно выполнять задания среднего (базового) уровня. Дети 12-14 лет уже самостоятельно способны выполнять задания повышенного (продвинутого) уровня, приносить собственные художественные идеи и замыслы, участвовать в мастер-классах для детей младшего возраста.
Набор детей в группу 1 года обучения осуществляется независимо от их способностей и умений. Данная программа предполагает универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизических особенностей.
Срок реализации данной программы – 3 года, и предполагает разноуровневый подход.
Первый год (стартовый уровень) обучения является подготовительным этапом и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством, историей развития рисунка у разных народов, знакомство с произведениями искусства, выполненными различными художественными материалами;
Второй год (базовый уровень), ребята учатся самостоятельно составлять простейшие композиции, передавать на рисунке пропорции предметов, объём, с применением тени;
Третий год обучения (продвинутый) – работа с детьми, имеющими хорошие способности, направлен на более глубокое изучение приемов рисования.
Режим занятий
На обучение в первый год обучения отводится 72 часа (по 2 часа раз в неделю с 15 минутным перерывом), во второй год - 144 часа (по 2 часа 2 раза в неделю с 15 минутным перерывом), в третий год - 216 часов (по 2 часа 3 раза в неделю с 15 минутным перерывом). Во время перерыва проводятся подвижные игры и конкурсы, приближенные к тематике кружковых занятий.
Наполняемость одной группы - 15 человек.
Формы занятий
Занятия по программе «Юный художник» состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Теоретическая часть занятий должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме, новых понятиях и терминах. Форму занятий можно определить как самостоятельную деятельность детей. В основе обучения лежат групповые занятия. Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных часов с одаренными детьми и детьми с ОВЗ.
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на заданные темы по памяти и по представлению; декоративное рисование; лепка из глины; беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок художников, подготовка к конкурсам.
Ожидаемые результаты обучения
К концу первого года обучения (стартового уровня) учащиеся
должны знать:
— названия цветов;
— элементарные правила смешения цветов.
должны уметь:
— правильно сидеть за столом, мольбертом, держать лист бумаги и карандаш; свободно работать карандашом без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
— передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
— правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
— выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
— применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений;
— узнавать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия; пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).
К концу второго года обучения (базового уровня) учащиеся
должны знать:
— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
— о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), вышивке;
— об основных цветах спектра в пределах наборов акварельных красок, о главных красках (красный, желтый, синий);
— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов.
должны уметь:
— высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
— стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение цвет предметов;
— правильно сидеть за столом, мольбертом, правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом - без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
— правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно покрывая ими нужную поверхность, менять направление мазков согласно форме;
— определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
— передавать в рисунках на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать основное содержание литературного произведения;
— передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее удаленных предметов;
— выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
— лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
— составлять простейшие аппликационные композиции из разных материалов.
К концу третьего года обучения (продвинутого уровня) учащиеся
должны знать:
— простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира,
— понятия «живописец», «график», «графика», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;
— доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.);
— начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;
— простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков;
должны уметь:
— выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;
— чувствовать гармоничное сочетание цветов в краске предметов, изящество их форм, очертаний;
— сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
— правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
— выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
— соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
— чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
— выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
— творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
— расписывать готовые изделия согласно эскизу;
— применять навыки декоративного оформления в аппликациях, лепке, оформительской работе.
Условия реализации программы
Для достижения необходимых результатов в кабинете кружковой работы необходимо специальное материально-техническое оснащение (доска, стенды для выставок, плакаты с дидактическим материалом, альбомы, краски, кисти, стаканчики для воды, клеенки и др.), информационное оснащение (компьютер и проектор) и др.
Способы проверки ЗУН (формы аттестации)
1. Вводный контроль проводится в форме собеседования и рисунка на свободную тему (сентябрь).
2. Промежуточный контроль: тестирование, участие в районном конкурсе рисунков (январь).
3. Итоговый контроль: зачет или контрольная работа, выставка творческих работ или портфолио (май).
4. Текущий контроль проводится в форме 5-минуток, мини-тестов, групповых работ (после каждого раздела).
Для проведения занятий кружка «Юный художник» у педагога должен быть набран определенный методический материал (плакаты, демонстрационные рисунки, схемы, сценарии, планы занятий), оценочный и диагностический (тесты к разделам, контрольные вопросы, викторины) и иметь место в приложении к данной программе.
Учебный план
1 год обучения (стартовый уровень)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I |
Введение |
4 |
3 |
1 |
|
1 |
Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. |
2 |
2 |
||
2 |
Знакомство с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Вводный контроль. |
2 |
1 |
1 |
Творческая индивидуальная работа |
II |
Рисование с натуры |
18 |
9 |
9 |
|
3 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Тестирование. |
III |
Рисование на темы и иллюстрирование |
16 |
8 |
8 |
|
12 |
Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. Рисование на основе наблюдений. |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. Рисование на основе наблюдений. |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. Рисование по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
15 |
Роль и способы передачи смысловой связи между предметами в изобразительном искусстве. Рисование по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Роль и способы передачи своего отношения к сюжету в изобразительном искусстве. Иллюстрирование сказок. |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
Роль и способы передачи своего отношения к сюжету в изобразительном искусстве. Иллюстрирование сказок. |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд. |
19 |
Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные вопросы. Творческая работа. |
IV |
Декоративно-прикладное творчество. |
16 |
8 |
8 |
|
20 |
Декоративно прикладное творчество у разных народов. Рисование узоров с образца. |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. |
2 |
1 |
1 |
|
22 |
Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
Декоративно прикладное творчество русского народа. Рисование узоров декоративных элементов с образца. |
2 |
1 |
1 |
|
24 |
Рисование узоров декоративных элементов в полосе. |
2 |
1 |
1 |
|
25 |
Рисование узоров декоративных элементов в квадрате. |
2 |
1 |
1 |
|
26 |
Рисование узоров декоративных элементов в круге. |
2 |
1 |
1 |
|
27 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Викторина. |
V |
Лепка |
10 |
5 |
5 |
|
28 |
Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки. |
2 |
1 |
1 |
|
29 |
Правила лепки. Лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей. |
2 |
1 |
1 |
|
30 |
Правила лепки. Лепка домика из пластилина. |
2 |
1 |
1 |
|
31 |
Правила лепки. Лепка птиц и животных. |
2 |
1 |
1 |
|
32 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Мини-тест. |
VI |
Оформительская деятельность |
6 |
3 |
3 |
|
33 |
Правила оформления выставочных работ. Оформление своих рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
34 |
Декоративное оформление различных предметов. Роспись декоративной тарелки. |
2 |
1 |
1 |
|
35 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Мини-тест. |
VII |
Итоговые занятия |
2 |
1 |
1 |
|
36 |
Итоговый контроль. Творческая работа на выставку. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные вопросы + тестирование. |
ИТОГО |
72 часа |
СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения (стартовый уровень)
1. Введение
Задачи:
— познакомить учащихся с содержанием курса обучения 1 года обучения;
— вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание:
Ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры
Задачи:
— учить анализировать и передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
— учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную;
— учить приемам работы акварельными красками, карандашом;
— учить элементарным правилам композиций при рисовании с натуры;
— формировать у учащихся навыки рисования по памяти и по представлению.
Содержание:
Беседа об истории развития рисунка у разных народов. Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально (в профиль). Передача в рисунках формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Программой рекомендуются графические и живописные упражнения, которые проводятся на разных этапах занятия и особенно часто в начале его, перед выполнением основного учебного задания. Каждое упражнение по содержанию тесно связано с основным заданием занятия.
Графические и живописные упражнения могут быть примерно следующими:
1. Провести на листе бумаги (расположенном горизонтально) ряд горизонтальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга.
2. Провести на листе бумаги (расположенном вертикально) ряд вертикальных линий на одинаковом расстоянии друг от друга.
З. Ровно залить одним тоном (любого цвета) поверхность прямоугольника, нарисованного во весь лист бумаги, не выходя за его пределы (упражнение выполняется акварельными красками).
3. Рисование на темы и иллюстрирование
Задачи:
— учить умению передавать смысловую связь между предметами;
— учить учащихся передавать свое отношение к сюжету художественно-выразительными средствами;
— развивать творческое воображение учащихся.
Содержание занятий предполагает рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок.
Примерные задания:
• рисование на темы: «дождик идет, «Красавица зима, «Новогодняя елка, «Праздничный салют», «Сказочный дворец», «Солнечный день», «В цирке», «Как я помогаю маме», «Пейзаж с радугой», «Наши друзья — животные» и др.;
• иллюстрирование русских народных сказок «Колобок, «Маша и медведь«, «Волк и семеро козлят« и др.
4. Декоративно-прикладное творчество
Задачи:
— развивать цветовое восприятие, творческое воображение, чувство ритма;
— формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
— воспитать уважение к народному искусству.
Содержание занятий по декоративному рисованию предусматривает рисование узоров декоративных элементов (в первом полугодии — с образца, во втором — самостоятельное составление узора или орнамента). Учащиеся выполняют узоры в полосе, квадрате, круге, на основе декоративной переработки растительных, геометрических форм, форм животного мира (листьев деревьев и кустарников, цветов, грибов, кругов, треугольников, петухов и т. д.).
5. Лепка
Задачи:
— учить детей различать пропорции и пластику формы;
— учить простейшим приемам и навыкам лепки;
— развивать зрительную память, глазомер, творческое воображение;
— воспитать у детей представление о прекрасном, как о совершенстве, гармоничности, целесообразности, завершенности предметов и явлений действительности.
Содержание занятий предусматривает лепку листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению; знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Процесс обучения лепке начинается с выполнения простейших упражнений — раскатывания на ладони и между пальцами глиняных (пластилиновых) шариков, цилиндров, колесиков.
В качестве примерных заданий могут быть рекомендованы:
• лепка простых по форме листьев, фруктов, овощей (листьев березы, дуба; яблока, огурца);
• лепка домика из пластилина;
• лепка птиц и животных (курицы, вороны, собаки и др.) по памяти и по представлению.
6. Оформительская деятельность
Задачи:
— учить правилам оформления выставочных работ;
— развивать эстетический и художественный вкус учащихся;
— формировать у учащихся практические навыки оформительской деятельности.
Содержание занятий по оформительской деятельности предусматривает обучение учащихся декоративному оформлению различных предметов, оформлению своих рисунков и декоративных работ к выставкам.
Примерные задания:
• поздравительные открытки;
• роспись декоративной тарелки (Городецкая роспись или др);
• паспарту для рисунка, аппликации, фотографии.
7. Итоговые занятия
Задачи:
— закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;
— выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание:
Теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
При оценке практической работы учащихся по теме, за полугодие и год, а также при оценке отдельных рисунков, педагогу необходимо руководствоваться критериями, определяющими степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства
Учебный план
2 год обучения (базовый уровень)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I |
Введение |
4 |
3 |
1 |
|
1 |
Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Знакомство с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Вводный контроль. |
2 |
1 |
1 |
Творческая индивидуальная работа |
II |
Рисование с натуры. |
62 |
30 |
32 |
|
3 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры. |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры. |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках пропорции, формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
15 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках пропорции, формы, очертаний и цвета, изображаемых предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
19 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
20 |
Виды пейзажа. Рисование пейзажа. |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
Виды пейзажа. Рисование пейзажа. |
2 |
1 |
1 |
|
22 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
24 |
Рисование натюрморта. |
2 |
1 |
1 |
|
25 |
Рисование натюрморта. |
2 |
1 |
1 |
|
26 |
Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти. |
2 |
1 |
1 |
|
27 |
Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти. |
2 |
1 |
1 |
|
28 |
Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
29 |
Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
30 |
Повторение основных понятий. Обобщение знаний. |
2 |
1 |
1 |
|
31 |
Подготовка к конкурсам рисунков. |
2 |
- |
2 |
|
32 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Тестирование. |
33 |
Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные вопросы. Творческая работа. |
III |
Рисование на темы и иллюстрирование |
28 |
13 |
15 |
|
34 |
Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. |
2 |
1 |
1 |
|
35 |
Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. |
2 |
1 |
1 |
|
36 |
Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
37 |
Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
38 |
Понятие об иллюстрации и иллюстрировании. |
2 |
1 |
1 |
|
39 |
Художники-сказочники. Иллюстрирование сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
40 |
Художники-сказочники. Иллюстрирование сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
41 |
Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
42 |
Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
43 |
Рисование исторического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
44 |
Рисование бытового рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
45 |
Повторение основных понятий. Обобщение раздела. |
2 |
1 |
1 |
|
46 |
Подготовка к конкурсам рисунков. |
2 |
- |
2 |
|
47 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд. |
IV |
Декоративно-прикладное творчество. |
20 |
9 |
11 |
|
48 |
Декоративно прикладное творчество и его роль в жизни человека. |
2 |
1 |
1 |
|
49 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
50 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
51 |
Правила составления основного вида украшения-орнамента. Цвет и фон декоративных элементов. Рисование сложных узоров в полосе. |
2 |
1 |
1 |
|
52 |
Правила составления основного вида украшения-орнамента. Цвет и фон декоративных элементов. Рисование сложных узоров в круге. |
2 |
1 |
1 |
|
53 |
Правила составления основного вида украшения-орнамента. Цвет и фон декоративных элементов. Рисование сложных узоров в квадрате. |
2 |
1 |
1 |
|
54 |
Декоративно-сюжетная композиция. |
2 |
1 |
1 |
|
55 |
Повторение основных понятий. Обобщение знаний. |
2 |
1 |
1 |
|
56 |
Подготовка к конкурсам рисунков. |
2 |
- |
2 |
|
57 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Викторина. |
V |
Лепка |
16 |
8 |
8 |
|
58 |
Природные особенности глины и пластилина. Правила лепки. |
2 |
1 |
1 |
|
59 |
Правила лепки. Лепка деревьев, фруктов, овощей с натуры. |
2 |
1 |
1 |
|
60 |
Правила лепки. Лепка деревьев, фруктов, овощей по памяти или по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
61 |
Лепка птиц и животных с натуры. |
2 |
1 |
1 |
|
62 |
Лепка птиц и животных по памяти или по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
63 |
Лепка тематической композиции на сказочную тематику. |
2 |
1 |
1 |
|
64 |
Лепка композиции на свободную тему. |
2 |
1 |
1 |
|
65 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Мини-тест. |
VI |
Оформительская деятельность |
10 |
5 |
5 |
|
66 |
Виды паспарту. Оформление своих рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
67 |
Оформление поздравительных или пригласительных открыток. |
2 |
1 |
1 |
|
68 |
Оформление закладок книг. |
2 |
1 |
1 |
|
69 |
Оформление выставки к конкурсу рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
70 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Мини-тест. |
VII |
Итоговые занятия |
4 |
2 |
2 |
|
71 |
Обобщение знаний за год. Подготовка портфолио. |
2 |
1 |
1 |
|
72 |
Итоговый контроль. Творческая работа на выставку. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные вопросы + тестирование. |
ИТОГО |
144 часа |
СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения (базовый уровень)
1. Введение
Задачи: познакомить учащихся с содержанием курса обучения; вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на втором году обучения. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Задачи:
— учить сравнивать рисунок с изображаемым предметом (натурой);
— учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры;
— учить передавать в рисунках пропорции, общее пространственное расположение, цвет изображаемых предметов;
— учить начинать рисунок с построения всего изображаемого предмета, затем переходить к прорисовке его деталей и заканчивать уточнением общих очертаний и форм;
— развить способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Содержание занятий данного раздела предусматривает рисование с натуры, по памяти, и по представлению несложных по строению и, простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры.
Примерные задания: рисование с натуры, а также по памяти и по представлению: простых по форме листьев деревьев и кустарников, цветов; бабочек, жуков; овощей, фруктов детских игрушек.
Учащиеся выполняют наброски (с натуры, по памяти и по представлению) птиц, аквариумных рыб с передачей пропорций, строения, пространственного положения натуры.
Также рекомендуется выполнение графических и живописных упражнений на разных этапах занятия.
З. Рисование на темы и иллюстрирование
Задачи:
— учить умению передавать смысловую связь между объектами композиции;
— учить элементарному изображению в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов;
— формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках;
— способствовать развитию зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Содержание занятий второго года обучения предусматривает продолжение ознакомления с особенностями рисования тематической композиции, общим понятием об иллюстрациях и иллюстрировании.
Примерные задания:
• рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Мои друзья», «Весна наступает», «На морском берегу», «Поле маков», «Праздничная улица» и др.;
• иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Репка», стихотворений С. Есенина, С. Маршака, сказок А. Пушкина, рассказов Е. Чарушина и др.
4. Декоративно-прикладное творчество
Задачи:
— учить учащихся согласовывать цвет декоративных элементов и фон при выполнении декоративных рисунков;
— учить элементарным приемам кистевой росписи;
— учить ритмично передавать элементы узора, применять линию симметрии;
— воспитать бережное отношение к народным традициям.
Содержание занятий по декоративному рисованию второго года обучения предусматривает рисование более сложных узоров в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике на основе декоративной переработки форм, растительного и животного мира (растительный и зооморфный орнамент, а также декоративно-сюжетные композиции в полосе, круге, квадрате). Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой.
Рекомендуются следующие примерные задания:
• рисование в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике, узорах на основе декоративной переработки формы и цвета объектов растительного и животного мира (листьев березы, дуба, земляники; цветов, грибов, яблок, груш; жуков, стрекоз, бабочек, птиц);
• составление декоративно-сюжетной композиции на основе декоративной переработки форм растительного и животного мира или изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;
• выполнение эскиза узора коврика для кукол, заплатки для книг на основе декоративной переработки растительных форм (листья, цветы, грибы) и геометрических форм, круг, треугольник,
квадрат;
• составление праздничного узора в прямоугольнике из цветов и листьев;
• украшение орнаментом предметов, выполненных на занятиях лепкой.
5. Лепка
Задачи: научить различать пропорции и пластику формы; развивать умения и навыки лепки; вырабатывать навыки скульптурного восприятия предметов; развивать глазомер, творческое воображение.
Содержание занятий второго года обучения предусматривает лепку листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению; лепку простейших тематических композиций. После окончания лепки на определенную тему полезно предложить учащимся поработать на свободную тему. В работе на свободную тему необходимо использовать наглядные пособия в виде фотографий людей и животных.
Примерные задания:
• лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, грибов (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
• лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
• лепка тематической композиции на сказочную тематику;
• лепка тематической композиции на свободную тему.
Педагог объясняет учащимся, что свобода дана только для выбора темы, а решать ее он должен, используя (закрепляя) имеющиеся навыки и знания, полученные на предыдущих занятиях;
• лепка образцов различных изделий: посуды, игрушек, предметов быта для последующей декоративной росписи на занятиях декоративно-прикладным творчеством.
6. Оформительская деятельность
Задачи:
— учить правилам оформления выставочных работ;
— развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.
Содержание занятий по оформительской деятельности предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов, творческих работ к выставкам по итогам обучения. Рекомендуется использование разнообразных материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж).
Примерные задания:
• поздравительные открытки, закладки для книг;
• паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;
• выполнение украшений для новогодней елки.
7. Итоговые занятия
Задачи:
— закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;
— выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
При оценке практической работы учащихся по теме, за полугодие и год, а также при оценке отдельных рисунков, педагогу необходимо руководствоваться критериями, определяющими степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства
Учебный план
3 год обучения (продвинутый уровень)
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I |
Введение |
4 |
3 |
1 |
|
1 |
Знакомство с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. |
2 |
2 |
- |
|
2 |
Знакомство с курсом обучения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Вводный контроль. |
2 |
1 |
1 |
Творческая индивидуальная работа |
II |
Рисование с натуры. |
84 |
41 |
43 |
|
3 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
4 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
6 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
7 |
Виды изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры. |
2 |
1 |
1 |
|
9 |
Рисунок - основа всех видов изобразительного искусства. Элементарные правила композиции при рисовании с натуры. |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). |
2 |
1 |
1 |
|
11 |
Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
Художественно-выразительные средства живописи (цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты). |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. |
2 |
1 |
1 |
|
15 |
История развития рисунка у разных народов. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных в профиль. |
2 |
1 |
1 |
|
16 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, пропорции, строения, пространственного положения, цвета предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, пропорции, строения, пространственного положения, цвета предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, пропорции, строения, пространственного положения, цвета предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
19 |
Выдающиеся художники русской и зарубежной школы рисунка. Передача в рисунках формы, пропорции, строения, пространственного положения, цвета предметов. |
2 |
1 |
1 |
|
20 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
22 |
Жанры изобразительного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
Виды пейзажа. Рисование пейзажа. |
2 |
1 |
1 |
|
24 |
Виды пейзажа. Рисование пейзажа. |
2 |
1 |
1 |
|
25 |
Виды пейзажа. Рисование пейзажа. |
2 |
1 |
1 |
|
26 |
Виды пейзажа. Рисование пейзажа. |
2 |
1 |
1 |
|
27 |
Изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии. Рисование натюрморта. |
2 |
1 |
1 |
|
28 |
Изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии. Рисование натюрморта. |
2 |
1 |
1 |
|
29 |
Изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии. Рисование натюрморта. |
2 |
1 |
1 |
|
30 |
Изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии. Рисование натюрморта. |
2 |
1 |
1 |
|
31 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
32 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
33 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
34 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
35 |
Рисование портрета человека. |
2 |
1 |
1 |
|
36 |
Рисование с натуры фигуры человека. |
2 |
1 |
1 |
|
37 |
Рисование с натуры фигуры человека. |
2 |
1 |
1 |
|
38 |
Рисование с натуры фигуры человека. |
2 |
1 |
1 |
|
39 |
Рисование с натуры фигуры человека. |
2 |
1 |
1 |
|
40 |
Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по памяти. |
2 |
1 |
1 |
|
41 |
Произведения искусства, выполненные различными художественными материалами. Рисование по представлению. |
2 |
1 |
1 |
|
42 |
Повторение основных понятий. Обобщение знаний. |
2 |
1 |
1 |
|
43 |
Подготовка к конкурсам рисунков. |
2 |
- |
2 |
|
44 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Тестирование. |
III |
Рисование на темы и иллюстрирование |
52 |
25 |
27 |
|
45 |
Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. |
2 |
1 |
1 |
|
46 |
Роль и способы передачи смысловой связи между объектами композиции. |
2 |
1 |
1 |
|
47 |
Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете. |
2 |
1 |
1 |
|
48 |
Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете. |
2 |
1 |
1 |
|
49 |
Полугодовой контроль. Подготовка выставочных и конкурсных работ. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные вопросы. Творческая работа. |
50 |
Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
51 |
Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
52 |
Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
53 |
Выдержка в тематическом рисунке пространства, пропорции и основного цвета изображаемых объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
54 |
Понятие об иллюстрации и иллюстрировании. |
2 |
1 |
1 |
|
55 |
Понятие об иллюстрации и иллюстрировании. |
2 |
1 |
1 |
|
56 |
Действительность и фантастика в произведениях художников. Иллюстрирование сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
57 |
Действительность и фантастика в произведениях художников. Иллюстрирование сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
58 |
Действительность и фантастика в произведениях художников. Иллюстрирование сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
59 |
Действительность и фантастика в произведениях художников. Иллюстрирование сказки. |
2 |
1 |
1 |
|
60 |
Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
61 |
Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
62 |
Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
63 |
Художники-анималисты. Рисование анималистического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
64 |
Рисование исторического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
65 |
Рисование исторического рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
66 |
Рисование бытового рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
67 |
Рисование бытового рисунка. |
2 |
1 |
1 |
|
68 |
Повторение основных понятий. Обобщение раздела. |
2 |
1 |
1 |
|
69 |
Подготовка к конкурсам рисунков. |
2 |
- |
2 |
|
70 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Кроссворд. |
IV |
Декоративно-прикладное творчество. |
38 |
18 |
20 |
|
71 |
Декоративно прикладное творчество и его роль в жизни человека. Сила и значимость народной культуры. |
2 |
1 |
1 |
|
72 |
Декоративно прикладное творчество и его роль в жизни человека. Сила и значимость народной культуры. |
2 |
1 |
1 |
|
73 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
74 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
75 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
76 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
77 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
78 |
Виды народного декоративно-прикладного искусства. |
2 |
1 |
1 |
|
79 |
Узоры в полосе. Составление эскизов предметов декоративного быта. |
2 |
1 |
1 |
|
80 |
Узоры в полосе. Составление эскизов предметов декоративного быта. |
2 |
1 |
1 |
|
81 |
Узоры в прямоугольнике. Составление эскизов предметов декоративного быта. |
2 |
1 |
1 |
|
82 |
Узоры в прямоугольнике. Составление эскизов предметов декоративного быта. |
2 |
1 |
1 |
|
83 |
Узоры в круге. Составление эскизов предметов декоративного быта. |
2 |
1 |
1 |
|
84 |
Узоры в круге. Составление эскизов предметов декоративного быта. |
2 |
1 |
1 |
|
85 |
Декоративно-сюжетная композиция. |
2 |
1 |
1 |
|
86 |
Декоративно-сюжетная композиция. |
2 |
1 |
1 |
|
87 |
Повторение основных понятий. Обобщение знаний. |
2 |
1 |
1 |
|
88 |
Подготовка к конкурсам рисунков. |
2 |
- |
2 |
|
89 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Викторина. |
V |
Лепка |
14 |
7 |
7 |
|
90 |
Лепка сложных по форме деревьев, фруктов и овощей. |
2 |
1 |
1 |
|
91 |
Лепка птиц и животных. |
2 |
1 |
1 |
|
92 |
Лепка птиц и животных. |
2 |
1 |
1 |
|
93 |
Лепка тематической композиции. |
2 |
1 |
1 |
|
94 |
Лепка фигурок по мотивам народных игрушек с последующей росписью. |
2 |
1 |
1 |
|
95 |
Лепка декоративной композиции-орнамента. |
2 |
1 |
1 |
|
96 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Мини-тест. |
VI |
Оформительская деятельность |
16 |
8 |
8 |
|
97 |
Виды паспарту. Оформление своих рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
98 |
Виды паспарту. Оформление своих рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
99 |
Виды паспарту. Оформление своих рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
100 |
Поздравительные открытки. Правила оформления. |
2 |
1 |
1 |
|
101 |
Оформление стенгазеты. |
2 |
1 |
1 |
|
102 |
Оформление уголка для выставки. Подготовка к конкурсу рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
103 |
Оформление уголка для выставки. Подготовка к конкурсу рисунков. |
2 |
1 |
1 |
|
104 |
Закрепление раздела. Текущий контроль. |
2 |
1 |
1 |
Мини-тест. |
VII |
Итоговые занятия |
8 |
3 |
5 |
|
105 |
Обобщение знаний за год. Подготовка портфолио. |
2 |
1 |
1 |
|
106 |
Обобщение знаний за полный курс обучения. Подготовка портфолио. |
2 |
1 |
1 |
|
107 |
Итоговый контроль. Подготовка творческого отчета за курс обучения. |
2 |
1 |
1 |
Контрольные вопросы + тестирование. |
108 |
Творческий отчет. Выпускной. |
2 |
- |
2 |
|
ИТОГО |
216 часов |
СОДЕРЖАНИЕ
3 год обучения (продвинутый уровень)
1. Введение
Задачи:
— познакомить учащихся с содержанием курса обучения;
— вызвать интерес к занятиям изобразительным искусством.
Содержание: ознакомление учащихся с курсом обучения. Требования по безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях по изобразительной деятельности. Оборудование и материалы, необходимые для занятий. Предъявляемые требования к творческим работам учащихся на третьем году обучения. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
2. Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Задачи:
— учить учащихся анализировать и правильно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, пространственное положение, цвет предметов;
— учить изображать симметричную форму предметов, применяя среднюю линию как вспомогательную;
— продолжать учить элементарным правилам композиции при рисовании с натуры;
формировать у учащихся навыки рисования по памяти и по представлению;
— формировать умение рисовать несложный натюрморт;
— учить передавать в рисунках с натуры строение фигуры человека;
— формировать умение выполнять наброски и зарисовки карандашом, акварелью.
Вводное занятие.
Содержанием занятий является рисование различных предметов (отдельно и в группе — натюрморт), простых по очертаниям и строению. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов перехода цвета в цвет и вливания цвета в цвет.
Рекомендуется выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности, графических и живописных упражнений.
Примерные задания:
• рисование с натуры, а также по памяти и по представлению:
— листьев деревьев, кустарников с осенней окраской; цветов, букетов цветов в вазе;
— фруктов, овощей;
— предметов быта;
— фигуры человека, чучел птиц и животных.
• рисование с натуры несложных натюрмортов.
• выполнение набросков и зарисовок с натуры игрушек.
З. Рисование на темы и иллюстрирование
Задачи:
— учить последовательному построению композиции рисунка;
— продолжать развивать умение передавать в рисунках общее пространственное расположение объектов, их смысловую связь в сюжете;
— развивать воображение, фантазию учащихся, творческий подход к процессу рисования.
Содержание занятий предполагает дальнейшее развитие умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению.
Примерные задания:
• рисование на темы: «Осень в саду», «На качелях», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Старый замок», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Буря на море», «Летят журавли».
• иллюстрирование литературных произведений: русских народных сказок «Сивка-бурка», «Репка», «Петушок золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некрасова, «Серая Шейка» Д. Мамина-Сибиряка, «Федорино горе» К. Чуковского; басни «Стрекоза и муравей» И. Крылова..
Для воспитания у детей интереса к искусству, расширения представлений об окружающем мире программой рекомендуются беседы на следующие темы:
— красота родной природы в творчестве русских художников («Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);
— действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;
4. Декоративно-прикладное творчество
Задачи:
— развивать творческое воображение, фантазию, интерес и уважение к народному искусству;
— продолжать учить правилам стилизации реальных форм растительного и животного мира в декоративно-прикладном творчестве;
— учить понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета;
— продолжать учить простейшим приемам кистевой росписи;
Содержание занятий по декоративному рисованию усложняется за счет составления эскизов простейшего декоративного оформления предметов быта, творческого использования графических элементов и цвета в декоративных работах. Учащиеся знакомятся с традиционными композиционными схемами размещения орнамента (линейный — полоса), а также с геометрическим и растительным орнаментом. Осуществляется знакомство с новыми видами декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом, ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.
В качестве примерных заданий могут быть рекомендованы:
• составление эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и животных; эскизов узора для коврика, закладки для книг, декоративной тарелочки, сумочки, салфетки.
• выполнение эскизов росписи игрушки — матрешки, игрушек-украшений для елки (расписные шарики, флажки, любимые сказочные герои и т. п.).
5. Лепка
Задачи:
— совершенствовать умение лепить форму;
— развивать чувство формы, объема и пропорций;
— развивать умения и навыки лепки предмета конструктивным, пластическим и комбинаторным способами; развивать воображение.
Содержание занятий предусматривает лепку сложных по форме листьев деревьев, овощей, фруктов, предметов быта, животных и птиц с натуры, по памяти или по представлению. В качестве наглядных пособий лучше выставлять, если есть возможность, натуральные овощи и фрукты; они вызовут у детей большую эмоциональную реакцию, чем бутафорские.
Лепка по памяти и представлению на занятиях третьего года обучения усложняется. Детям предлагаются более трудные сюжеты и предъявляются более высокие требования. Педагог должен уделять больше внимания развитию воображения учащихся. Необходимо использование игровых моментов на занятиях по лепке тематических композиций.
Примерные задания:
— лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
— лепка натюрморта по воображению.
Лепка натюрморта по воображению имеет целью самостоятельную дифференцировку предметов. Учащиеся должны вылепить большие, средние, маленькие предметы и расположить их так, чтобы они хорошо смотрелись — и по сочетанию размеров, и по характеру форм (круглых, цилиндрических, смешанных).
— лепка птиц и животных с натуры, по памяти или по представлению;
— лепка фигурок по мотивам народных игрушек с последующей росписью их на занятиях декоративно-прикладным творчеством;
лепка тематических композиций по темам сюжетов быта и труда человека;
— лепка декоративной композиции — орнамента (рельеф).
Перед лепкой рекомендуется делать эскиз орнамента. Важно, чтобы предварительный эскиз на бумаге соответствовал по величине формату будущего рельефа.
6. Оформительская деятельность
Задачи:
— учить правилам оформления выставочных работ;
— развивать творческое воображение, эстетический вкус учащихся.
Содержание занятий по оформительской деятельности третьего года обучения предусматривает обучение учащихся правилам оформления различных предметов; подготовку к выставкам по итогам обучения. Рекомендуется использование разнообразных материалов и техник, известных детям (гуашь, акварель, цветные карандаши; рисунок, аппликация, коллаж, роспись изделий узорами и орнаментами).
Примерные задания:
• паспарту для рисунка, аппликации, фотографии;
• оформление поздравительных открыток, пригласительных билетов;
• оформление стенгазеты;
• выполнение украшений для новогодней елки.
7. Итоговые занятия
Задачи:
— закрепить знания и умения учащихся по курсу обучения;
— выявить реальный уровень знаний и умений учащихся в различных направлениях изобразительной деятельности.
Содержание: теоретические знания учащихся проверяются с помощью устного опроса, тестов, контрольных карточек, кроссвордов.
При оценке практической работы учащихся по теме, за полугодие и год, а также при оценке отдельных рисунков педагогу необходимо руководствоваться критериями, определяющими степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.
Список литературы:
Заболотская И.А Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник»/ «Внешкольник», 2007г, №1.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб.пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Приложение 1.
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).
Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра –1)Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета –теплые цвета,условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета,ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.