Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из ткани»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Принято Решением методического Объединения МАОУ «СОШ№65» Протокол № От . . 2022г. | Утверждаю Директор МАОУ «СОШ №65» ____________________ Н.А. Маслова приказ № ____ от _________________ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Направленность: художественная
Уровень программы: стартовый
Возраст учащихся: 7 -9 лет
Срок реализации: 1 год
Авторы -составители программы:
Пайгусова Ольга Геннадьевна
педагог дополнительного образования
г. Чебоксары, 2022
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 3 |
1.3 | Учебный план | 4 |
1.4 | Содержание программы | 4 |
1.5 | Планируемые результаты | 5 |
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий» | ||
2.1 | Условия реализации программы | 6 |
2.2 | Формы аттестации | 6 |
2.3 | Методические материалы | 6 |
2.4 | Список литературы | 7 |
| | |
| | |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Актуальность программы
В условиях компетентностного подхода в образовании все большое значение приобретает овладение учащимися практическими навыками, необходимыми в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности. Для девочек умение шить является базовым умением, т.к. в будущем они будут хозяйками и мамами. Оно является необходимым как в повседневной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности (если профессия будет связана с шитьем).
Создание мягкой игрушки связано с изучение многих важных швейных операций и приемов. Помимо этого формируются эстетические ценностные установки, взгляды и отношения. Работа над мягкой игрушкой формирует такие важные личностные качества как усидчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение к животным. Отсюда возникает потребность в данной программе.
Нормативно-правовая база программы
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.4.3172-14
Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам)
Возраст учащихся и сроки реализации программы – от 7 до 9 лет
Характер программы - стартовая
- Цель и задачи программы
Цель программы – формирование системы знаний и умений в области шитья на основе изготовления мягкой игрушки.
Задачи
Образовательные:
- формирование знаний, умений и навыков художественно-творческой деятельности;
Развивающие:
- развитие инициативы и самостоятельности;
- развитие эстетического вкуса;
Воспитывющие:
- формирование духовно-нравственных качеств личности на основе усвоения традиционных российских ценностей и норм морали.
- воспитание бережного отношения друг к другу, взаимоуважения, взаимовыручки.
Программа признана заложить фундамент для развития творческих способностей детей и приобщить их к духовной культуре.
Направленность программы: художественная
. Организация образовательного процесса
Условием приема детей в учебное объединение является их желание и заявление родителей. Дополнительные условия не требуются.
Количество учащихся в группе – 15 человек. Занятия проходят во второй половине дня после занятий в общеобразовательной школе. Продолжительность занятия –45 мин. После каждого часа занятий перерыв 15 мин.
Каждый этап реализации программы равен одному учебному году.
Теоретические занятия проходит в форме бесед, практические – работы с материалом
Формы организация образовательного процесса
Теоретические занятия проходит в форме бесед, практические – работы с материалом.
Методы и технологии обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, исследовательский, метод проектов, проблемное изложение
1.3.Учебный план
Тематическое планирование для групп первого года обучения (34 часов)
№ | Тема | Количество часов | Форма аттестации / контроля | |||
теоретических | практических | всего | ||||
| Раздел 1. Полуобъемная мягкая игрушка | |||||
1 | «Мышонок» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
2 | «Цыпленок» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
3 | «Птенчик» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
4 | «Жираф» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
5 | «Зайцик» | 1 | 3 | 2 | Анализ работ | |
6 | «Лунатики» | 1 | 3 | 2 | Анализ работ | |
7 | «Огуречик-человечик» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
8 | «Морковка-человечик» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
9 | «Кролик» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
10 | «Ежик» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
11 | «Верблюжонок» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
12 | «Смайлики» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
13 | «Собачка» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
14 | «Слоник» | 0,5 | 1,5 | 2 | Анализ работ | |
15 | Мастерская «Деда Мороза» | 1 | 5 | 6 | Выставка | |
| Итого | 8 | 26 | 34 | |
1.4.Содержание программы
Раздел I. Полуобъемная мягкая игрушка
Введение
Понятие о полуобъемной мягкой игрушке. Основные и дополнительные материалы, используемые при изготовлении мягкой игрушки (мех, ситец, штапель, байка, фланель, бархат, плюш, сукно, шерстяная ткань (основные); пуговицы, бусинки, кожа, проволока и т.д. (дополнительные). Знакомство с инструментами, используемыми при работе с мягкой игрушкой (иголки, ножницы, клей, наперстки, проволочные щетки для расчесывания искусственного меха, нитки, пинцет и т.д.). Техника безопасности при работе с инструментами.
Тема 1. Выполнение подготовительных графических работ.
Изготовление и хранение выкроек-лекал
Работа над замыслом полуобъемной мягкой игрушки. Наброски поискового характера. Изготовление и хранение выкроек-лекал. Материалы для изготовления выкроек-лекал. Различные способы перевода эскиза на выкройку: посредством калек, , стекла. Увеличение и уменьшение выкроек.
Практические задания:
1) создание поисковых набросков с передачей характера;
2) создание эскизов полуобъемных игрушек;
3) выполнение выкроек-лекал;
4) задания на увеличение и уменьшение выкроек.
5) изготовление игрушек: игольница «Шляпка», «Мышонок», «Цыпленок», «Птенчик», «Жираф», «Зайчик», чехол для мобильного, «Лунатики»,» «Огуречик-человечик», «Морковка-человесик», «Петушок», «Зайчик-ушастик», «Игривые котята», «Кролик», «Ежик», «Совенок», «Верблюжонок», «Утенок» и т.п.
Тема 2. Правила раскроя, соединения и оформления деталей полуобъемной мягкой игрушки
Раскрой материала. Правила раскроя. Материалы для раскроя: мех, трикотаж, ситец, мыло, карандаш. Особенности раскроя различных материалов.
Практические задания:
Раскроить материал с учетом его специфики.
Тема 3. Соединение деталей
Различные способы соединения и сшивания деталей игрушки. Виды швов: шов "вперед иголку", шов "назад иголку", шов "через край", "петельный шов".
Практические задания:
1) выполнение упражнений по усвоению швов;
2) сшивание деталей игрушки;
3) придание формы отдельным деталям (набивка);
4) сборка изделия;
5) оформление изделия.
1.5. Планируемые результаты
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся первого года обучения
иметь понятие о мягкой игрушке;
знать и иметь навыки работы с различными материалами и инструментами, используемыми при изготовлении полуобъемной мягкой игрушки;
знать и уметь выполнять правила техники безопасности при работе с различными инструментами;
уметь изготовлять выкройки-лекала по эскизам. Владеть различными способами перевода эскиза в выкройку-лекало. Знать способы увеличения и уменьшения выкроек. Знать и уметь выполнять правила хранения выкроек-лекал;
знать правила раскроя и уметь грамотно его осуществлять. Знать и уметь раскраивать различные материалы;
знать и уметь соединять детали различными швами.
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся второго года обучения
овладеть навыками работы с несыпучими материалами (сукно, фетр, флис, трикотаж и т.д.).
знать и уметь работать с сыпучими материалами (плюш, бархат, байка и т.д.);
знать особенности работы с искусственным мехом;
владеть приемами работы с различными инструментами, используемыми при изготовлении мягкой игрушки;
уметь выполнять веревочные крепления деталей игрушки;
иметь навыки создания выкроек-лекал;
владеть навыками раскроя;
уметь пользоваться проволочным каркасом при изготовлении мягкой игрушки;
знать и уметь различать способы оформления головы мягкой игрушки.
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся третьего года обучения
владеть навыками работы с несыпучими материалами;
владеть навыками работы с сыпучими материалами;
уметь работать с искусственным и натуральным мехом;
владеть приемами работы с различными инструментами;
уметь самостоятельно составлять выкройки игрушек;
владеть навыками раскроя;
владеть приемами декорирования игрушки;
уметь составлять эскизы игрушек.
.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Наличие кабинета, материалы для работы, раздаточный материал, технологические карты, инструменты (ножницы, иголки, лекала, трафареты, линейки и т.п.).
Методические: наглядные пособия, технологические карты, раздаточный материал, образцы изделий, электронные презентации, специальная литература
Информационное обеспечение- электронные презентации:
- образцы изделий;
- методические разработки;
- учебные пособия.
Кадровое обеспечениеЗанятия проводят педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, с большим опытом работы с детским коллективом. Педагог обучалась на курсах повышения квалификации в ЧРИО, постоянно посещает мастер – классы, выставки, участвует в профессиональных конкурсах.
Педагог осуществляет контроль качества полученных учащимися знаний, умений и навыков, путем проведения промежуточной выставки в конце каждой четверти и отчетной выставки в конце учебного года. Оценочные материалы и оценки не предусмотрены.
2.3. Методическое материалы
Программа имеет личностно-ориентированный характер, так как предполагает ориентацию учебного процесса на интересы конкретной личности, на ее склонности и возможности. Поэтому в процессе обучения педагог должен вместе с обучающимися выстраивать индивидуальную траекторию обучения и развития.
Особенностью данной редакции программы является то, что она ориентирована на развитие творческих способностей учащихся. Каждая тема помимо репродуктивной деятельности предусматривает задания творческого характера. Программа предполагает усложнение характера творческих заданий на различных этапах обучения. Программа предусматривает пластичное моделирование учебного процесса исходя из конкретных условий проведения занятий. При необходимости педагог может внести изменения в содержание занятия. Темы программы конкретизируются в календарно-тематическом планировании, осуществляемом педагогом с учетом особенностей групп. В процессе практической реализации разделов «Полуобъемная мягкая игрушка» (1 год обучения) и темы «Технология работы над мягкой игрушкой» (2 год обучения) содержание тем реализуется в процессе изготовления мягких игрушек, отраженных в календарно-тематическом планировании. Так, темы, направленные на формирование навыков изготовления выкроек-лекал, раскроя, соединения и оформления деталей, получают свое практическое воплощение при изготовлении различных игрушек. Таким образом, происходит интеграция содержания тем на одном занятии, что способствует целостному пониманию роли и места различных процедур в процессе изготовления игрушки.
Степень сложности заданий на занятиях определяется с учетом индивидуальных возможностей дифференцированно для каждого обучающегося. На основе взаимного согласования педагогом и обучающимся разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, определяющий содержание, методы и темп прохождения учебного материала. Такой подход к организации учебного процесса соответствует современным требованиям, создает условия для оптимального усвоения учебного материала, а также самореализации личности в учебной работе.
Обучение должно иметь индивидуальный и интерактивный характер. Эвристический, проблемный и творческий методы обучения реализуются в проектной деятельности учащихся. Проект рассматривается как индивидуальная творческая работа, отражающая актуальный уровень обученности и развития обучающегося. Следовательно, проект представляет собой итоговую аттестационную работу.
Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки-мультяшки и зверюшки. - Ярославль: Академия развития, 1998.
Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993.
Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 1978.
Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987.
Калинич М. Рукоделие для детей. – Минск: Полымя, 1998.
Лабзина А.Я., Васильченко Е.В. Обслуживающий труд. – М.: Просвещение, 1993.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1988.
Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. – Ярославль: Академия развития, 1998.
Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. - М.: Просвещение-АСТ, 2000.
Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999.
Ханус С. Как шить? – Ташкент: Правда Востока, 1998.
2