Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Поделки из текстиля»
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 10»
ПРИНЯТА на педагогическом совете школы-интерната Протокол № 1 от 30.08.2019 года | УТВЕРЖДАЮ Директор КГКОУ ШИ 10 _____________ Л.Ю.Созинова Приказ № 147-о от 07.09.2019года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Поделки из текстиля»
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Педагог дополнительного образования:
Чуприна Наталья Сергеевна
г. Бикин, 2019 год
Информационная карта программы
Нормативно-правовое обеспечение программы | Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26). Конвенция о правах ребенка. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» Федеральный закон от 24.07. 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 года № АФ – 150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами»; Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей, разработанные государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет". |
Название программы | «Поделки из текстиля» |
Тип программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая |
Направленность | Художественная |
Предмет | Декоративно-прикладное искусство |
Уровень усвоения | Общекультурный |
По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности | Комплексная |
Специфика содержания | личностная ориентация образования; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм, методов; реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности; актуальность; прогностичность (соответствие требованиям завтрашнего дня, а также изменяющимся условиям); рационалистичность (определение целей и способов их достижения для получения максимально полезного результата); реалистичность (наличие четкого финансового, кадрового, временного обоснований); контролируемость (наличие способа проверки полученных результатов для достижения определенных целей). |
Цель программы | Развитие созидательных возможностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их творческих способностей на основе предметно - преобразующей деятельности через различные виды декоративно-прикладного искусства. |
Задачи: | формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; формирование интереса к разнообразным видам труда; развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. |
Условия реализации | Материально-техническое обеспечение: Материалы: ткань (хлопок, лѐн, шѐлк, шерсть, трикотаж, фурнитура), картон, синтепон, нитки, отделочные материалы, фурнитура, картон, проволока, клей; инструменты: ножницы, напѐрсток, иглы, кисточки; оборудование: утюг, стачивающие, швейные машины, краеобметочная швейная машина Компьютер; помещение, соответствующее требованиям СанПиН 2.4.2.3286-15; мебель (количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей в группе; шкаф для хранения материального оснащения и т.д.); стенды для демонстрации образцов. |
Используемые технологии | Для реализации данной Программы используются элементы следующих педагогических технологий: личностно-ориентированного обучения; технологии индивидуального обучения; проблемного обучение; здоровьезберегающие технологии; технологии развивающего обучения; информационно-коммуникативные технологии; игровые технологии. |
Форма реализации | Очная |
Методы и приёмы | По источникам и способам передачи информации: словесные; наглядные; практические; информационно-коммуникативные. По характеру методов познавательной деятельности: репродуктивный; объяснительно-иллюстративный проблемный, частично-поисковый. По характеру деятельности обучающихся: активные; творческие. В зависимости от характера дидактических задач: методы повторения; методы закрепления; методы контроля; методы самостоятельной работы; методы организации и осуществления познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью деятельности. |
Режим реализации | 5 часов в неделю |
Возрастная категория и особенности состава обучающихся | Обучающиеся 7-15 лет. Состав – неоднородный (смешанный), переменный; с участием обучающихся, имеющих статус «ребенок-инвалид» |
Срок реализации | 1 год (2018-2019 учебный год) |
Место реализации | Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10» (КГКОУ ШИ 10) |
Адрес, телефон | 682970, Хабаровский край, г.Бикин, ул. Октябрьская, 38 Тел.: 8 (42155) 21-8-23 |
Ожидаемые результаты | овладение начальными навыками адаптации; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов и оборудования, необходимых на занятиях, их устройства, правил техники безопасной работы с ними; знание приемов работы (раскроя, соединения деталей, отделки изделия); анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; использование в работе доступных материалов; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами. |
Методическое обеспечение программы | Зязюн С.Г. Основы педагогического мастерства. - М.,1989. Карпова Е.В. Дидактические игры. Популярное пособие для родителей и педагогов.-Ярославль. «Академия развития»,1997. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.) Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. Образования. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2002. Туфанова Г.В. Поиграем вместе! - Смоленск : Русич,2000. 10. Электронные пособия по изготовлению поделок из текстиля. 11. Технологические карты изготовления изделий |
Материальное обеспечение программы | стенка мебельная – 1 школьная доска – 1 стол – 6 стул ученический -12 стол учителя – 1 стул учителя – 1 стол для раскроя – 1 машина вязальная – 1 парогенератор – 1 утюг – 1 стол утюжильный – 1 швейная промышленная машина – 6 швейная машина с электроприводом – 1 промышленная кроеобметочная швейная машина – 1 машина швейная для вышивания – 1 манекен – 1 трюмо – 1 ручной инструмент (ножницы, иглы) рабочий материал: ткань, трикотаж, отделочные материалы, фурнитура, проволока, картон, клей, синтепон, акриловые краски, шпагат, нитки швейные. |
Формы контроля | Согласно учебному плану, результативность освоения программы отслеживается и фиксируется в форме: участия в культурно-массовых и творческих мероприятиях; участие в городских, муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества; практические и творческие работы, наблюдение, устный опрос. |
Список литературы | Т.В. Галанова «Оригами из ткани»:- М.:АСТ-ПРЕСС СКД. 2008г. Джек Кассен-Скотт «Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды»;-М. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997 г. Е.В. Киреева «История костюма»: -М., «Просвящение», 1976г. О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье»: -М. «Школа-Пресс» 2000г. А.М. Столярова «Игрушки-подушки»; -М. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010г. Е. Войтановская «Текстильные ангелы и феи»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г. Е. Войтановская «Текстильные куклы на каркасе»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г. Е. Войтановская «Текстильные -хазяюшки»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г. Е. Войтановская «Текстильные зайки»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г. |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа«Поделки из текстиля» ориентирована на детей, требующих особого внимания и предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в области декоративно-прикладного искусства.
Программа обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов умственно отсталого ребенка,развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, коррекции познавательных процессов, ориентации на личный успех. Обеспечивает оказание досуговых услуг в области декоративно-прикладного искусства, которые пользуются все большим спросом у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и у их родителей (законных представителей).
Программа обеспечивает включение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая их социализацию и адаптацию к жизни в существующей социальной среде.
Программа «Поделки из текстиля» создана с учётом возрастных и психофизических особенностей обучающихся КГКОУ ШИ 10.
Содержание деятельности направлено на овладение учащимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарными приѐмами ручного труда, развитие пространственных представлений, мышления, самостоятельности и творчества.
Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.
Актуальность программы – издавна ручной труд использовался для развития интеллекта и психики детей. Основанием для этого является практическая деятельность. Для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ручной труд является, прежде всего, средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, творческого потенциала. Полученные в ходе освоения программы знания и практические навыки могут в дальнейшем самостоятельно применяться ребятами в оформительской деятельности (оформление комнаты, творческих поделок, сувениров и подарков).В процессе творческой деятельности учащиеся получают возможность создавать изделия декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности, быть успешными.
Отличительной особенностью программы является подбор различных видов деятельности, направленных на: сохранение народных традиций; изучение современного искусства.
Набор учащихся в объединение – свободный. Длительность занятий – 40 минут.
Продолжительность учебного года – 34 недели.
Форма обучения - очная. Формами организации познавательной деятельности на занятиях является: индивидуальная, парная, групповая. Каждое занятие направлено на развитие личности и познавательного интереса к видам декоративно-прикладного творчества, приобретение определѐнных знаний, умений, навыков, на формирование культуры общения и поведения в социуме.
В рамках реализации программы «Поделки из текстиля» предполагается активное участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества.Программой предусматриваются экскурсии на выставки по декоративному творчеству, прогулки на свежем воздухе, с целью наблюдения за живыми объектами природы. По мере изучения курса происходит переход от простых изделий к сложным, от выполнения по образцу к разработке собственных проектов.
Принципы реализации программы:
Программа опирается на следующие педагогические принципы:
последовательности и системности;
поэтапного углубления знаний - усложнение учебного материала от простого к более сложному, при условии выполнения учащимися предыдущих заданий;
воспитывающего обучения;
доступности;
наглядности.
Содержание программы:
Учебный план:
№ | Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение в программу | 1 | 1 | - |
2 | Поделки из фурнитуры (пуговицы, тесьма-молния) | 13 | 2 | 11 |
3 | Поделки из атласных лент (канзаши) | 25 | 3 | 22 |
4 | Поделки из лоскута (цветы из ткани, лоскутная техника, аппликация) | 29 | 3 | 26 |
5 | Поделки из капрона | 25 | 2 | 23 |
6 | Мягкая игрушка | | | |
7 | Одежда для кукол | | | |
8 | Текстильная кукла | 41 | 4 | 37 |
| Организация и оформление выставки работ | 2 | 2 | - |
| Итого: | 170 | 17 | 119 |
№ | Название тем | Количество часов | Форма контроля | |||
всего | теория | практика | ||||
1 | Введение в программу | 1 | 1 | Наблюдение | ||
2 | Браслет из пуговиц (пуговицы, нитки) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
3 | Фоторамка из пуговиц (пуговицы, картон, ткань, клей) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
4 | Брошь из тесьмы-молния (тесьма-молния, ножницы, картон, войлок, контуры) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
5 | Ожерелье из тесьмы-молния (тесьма-молния, нитки, игла, ножницы) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
6 | Заколка для волос «Бант» (ленты, клей, заколка) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
7 | Ободок для волос в технике канзаши(ленты, клей, ободок) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
8 | Украшение из георгиевской ленты к 9 мая (ленты, инструмент, клей) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
9 | Розетка из лент (ленты, картон, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
10 | Объемная открытка «С днем Матери» (ленты, клей, картон, ткань, отделочные материалы) | 4 | 1 | 3 | Выставка (конкурс) | |
11 | Панно «Цветущее дерево» (ленты, клей, картон, ткань) | 4 | 1 | 3 | Выставка (конкурс) | |
12 | Резинка для волос «Бант» | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
13 | Подставка под горячее (ткань, диск, нитки, клей, картон, инструменты) | 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |
14 | Игольница "Цветок" (ткань, синтепон,нитки х/б) | 2 | 1 | 1 | Наблюдение | |
15 | Оригами из ткани (ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
16 | Панно аппликация (нитки игла, ножницы, ткань) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
17 | Топиарий (ткань, клей, гипс, цветочный горшок, нитки) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
18 | Прихватка в лоскутной технике (ткань, нитки, детали кроя, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
19 | Декоративная подушка (ткань, синтепон, инструменты, оборудование) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
20 | «Бабочка» (капрон, проволока, нитки) | 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |
21 | Снеговик (капрон, ткань, синтепон, нитки, отделочные материалы, игла) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
22 | Куколка (капрон, ткань, синтепон, нитки, отделочные материалы, игла) | 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |
23 | Игрушка на елку (капрон, синтепон, ткань, готовые глазки)Скульптурно-текстильная техника. | 7 | 1 | 6 | Выставка (конкурс) | |
24 | Сувенир «Символ года» (капрон, синтепон, ткань, готовые глазки, игла) Скульптурно-текстильная техника. | 5 | 1 | 4 | Выставка (конкурс) | |
25 | Ангел (капрон, синтепон, ткань, готовые глазки) Скульптурно-текстильная техника. | 5 | 1 | 4 | Творческая работа | |
26 | «Сердечко» (ткань, нитки, фурнитура, синтепон, инструмент, оборудование) | 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |
27 | «Змейка» (трикотаж, синтепон, нитки, инструмент, оборудование) | 3 | 1 | 2 | Наблюдение | |
28 | Домовенок «Кузя» - домашний оберег (текстиль, фурнитура, наполнитель, клей, ножницы). | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
29 | «Зайчик» (ткань, синтепон, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
30 | «Медвежонок» (ткань, синтепон, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
31 | «Кот» (ткань, синтепон, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Выставка (конкурс) | |
32 | Сувенир солдатик (ткань, рогожка, нитки, синтепон, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
33 | Магнит «Кот десантник» (ткань, синтепон, нитки, магниты, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
34 | Пано по пожарной безопасности, (ткань, капрон, проволока, краски, нитки, инструмент, оборудование) | 10 | 2 | 8 | Выставка (конкурс) | |
35 | Головные уборы(ткань, нитки, инструмент, картон, оборудование) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
36 | Фартуки(ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 3 | 1 | 2 | Творческая работа | |
37 | Обувь(ткань, нитки, картон, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
38 | Платья(ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 4 | Творческая работа | |
39 | Блузки(ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 4 | Творческая работа | |
40 | Брюки(ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
41 | Аксессуары(ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | |
42 | Кукла скрутка(ткань, нитки, инструмент, оборудование) | 2 | 1 | 1 | Творческая работа | |
43 | Кукла Тильда (ткань, синтепон, нитки, инструмент, оборудование) | 5 | 1 | 4 | Выставка (конкурс) | |
44 | Кукла Снежка (ткань, синтепон, нитки, инструмент, оборудование) | 5 | 1 | 4 | Выставка (конкурс) | |
45 | Кукла-пакетница ( капрон, синтепон, ткань, проволока, готовые глазки) Скульптурно-текстильная техника. | 6 | 1 | 5 | Творческая работа | |
| Выставка работ | 2 | | 2 | | |
| Итого: | 170 | 46 | 124 | |
Введение в программу(1ч)
Правила поведения на занятии. Знакомство с материалами, инструментами и оборудованием. Демонстрация работ. Знакомство с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями. Рассказ оистории возникновения игрушек.
Поделки из фурнитуры (пуговицы, тесьма-молния)
Тема:Браслет из пуговиц (2ч.)
Теория: Знакомство с историей возникновения пуговицы. Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность соединения пуговиц в браслет. Подбор цветовой гаммы. Практическая работа: Оригинальное украшение – браслет.
Тема:Фоторамка из пуговиц (3ч.)
Теория: Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность. Подбор цветовой гаммы. Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор материала. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Брошь из тесьмы-молния(2ч.)
Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность. Подбор цветовой гаммы.
Практическая работа:Оригинальное украшение – брошь.
Тема: Ожерелье из тесьмы-молния (3ч.)
Теория: Знакомство со строением,материалами и инструментами техникой выполнения. Выбор материала. Показ репродукций работ. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор материала. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Поделки из атласных лент (канзаши)
Тема:Заколка для волос «Бант» (2ч.)
Теория: Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность основных способа складывания банта. Подбор цветовой гаммы. Создание бантов из атласных и капроновых лент. Практическая работа: Оригинальное украшение – заколка.
Тема:Ободок для волос в технике канзаши (3ч.)
Теория: Знакомство с историей техники канзаши. Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность основных способа складывания лепестков – острый и круглый. Создание цветов из атласных и капроновых лент. Подбор цветовой гаммы. Выбор сюжета. Практическая работа: Оригинальное украшение – ободок.
Тема: Украшение из георгиевской ленты к 9 мая (3ч.)
Теория: Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность основных способов складывания ленты. Создание композиции. Подбор цветовой гаммы. Выбор сюжета. Практическая работа: Оригинальное украшение из лент.
Тема: Розетка из лент (4ч.)
Теория: Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность основных способов складывания ленты. Создание розетки из атласных лент. Подбор цветовой гаммы. Выбор сюжета. Практическая работа: Оригинальное украшение – розетка из лент.
Тема:Объемная открытка «С днем Матери» (ленты, клей, картон, ткань, отделочные материалы) (3ч.)
Теория: Знакомство с историей техники канзаши. Выбор инструментов и материалов. Техника безопасности. Технологическая последовательность основных способа складывания лепестков – острый и круглый. Создание цветов из атласных и капроновых лент. Подбор цветовой гаммы. Выбор сюжета. Практическая работа: Изготовление по плану декоративной открытки.
Тема:Панно «Цветущее дерево» (4ч.)
Теория: Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Техника изготовления. Демонстрация изделия, образцов и иллюстраций, последовательность выполнения.
Практическая работа: Выполнение пообразцу. Подбор цвета бумаги. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Поделки из лоскута (цветы из ткани, лоскутная техника, аппликация)
Тема:Резинка для волос «Цветок» (2ч.)
Теория: Назначение изделия. Виды тканей. Понятие о стежках и строчках. Лицевая и обратная стороны ткани.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, формирование лепестка, сборка цветка, декорирование изделия. Контроль качества изделия.
Тема:Подставка под горячее (3 ч.)
Теория: Назначение изделия. Применяемые материалы и инсирументы.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, соединение деталей, набивка синтепоном, декорирование изделия. Контроль качества изделия.
Тема: Игольница "Цветок" (2 ч.)
Теория:Назначение изделия. Виды тканей. Понятие о стежках и строчках. Лицевая и обратная стороны игольницы.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, соединение деталей, набивка синтепоном, декорирование изделия. Контроль качества изделия.
Тема:Оригами из ткани (4ч.)
Теория: Назначение изделия. Виды тканей. Подбор ткани.Способы выполнения оригами из ткани.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, складывание и соединение деталей. Контроль качества изделия.
Тема:Панно аппликация (4ч.)
Теория: Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Техника изготовления. Демонстрация изделия, образцов и иллюстраций, последовательность выполнения.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование
Тема:Топиарий (5ч.)
Теория: Назначение изделия. Инструменты и материалы. Техника изготовления. Демонстрация изделия, образцов и иллюстраций, последовательность выполнения.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, изготовление цветов, сборка, декорирование изделия. Контроль качества изделия.
Тема:Прихватка в лоскутной технике (5ч.)
Теория: Назначение изделия. Инструменты и материалы. Техника изготовления. Способы кроя. Демонстрация изделия, образцов и иллюстраций, последовательность выполнения.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, изготовление цветов, сборка, декорирование изделия. Контроль качества изделия.
Тема: Декоративная подушка (5ч.)
Теория: Назначение изделия. Инструменты и материалы. Техника изготовления. Способы кроя. Демонстрация изделия, образцов и иллюстраций, последовательность выполнения.
Практическая работа: Выполнение выкройки по шаблону, изготовление цветов, сборка, декорирование изделия. Контроль качества изделия.
Поделки из капрона
Тема:«Бабочка» (3ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение пообразцу. Подбор цвета ткани. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Снеговик (3ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение пообразцу. Подбор цвета ткани. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Куколка (3ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Игрушка на елку (капрон, синтепон, ткань, готовые глазки) Скульптурно-текстильная техника. 7
Тема:Сувенир «Символ года» (капрон, синтепон, ткань, готовые глазки, игла) Скульптурно-текстильная техника. 5
Теория: Знакомство с техникой, материалами и инструментами. Выбор тканей. Показ репродукций работ. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Ангел (5ч.)
Теория: Знакомство с традицией празднования Рождества на Руси, украшениями для рождественской елки. Инструменты и материалы для изготовления текстильной игрушки ангел, схемы. Рассматривание готовых образцов и фотографий.
Практическая работа: Изготовление и оформление текстильной игрушки Ангел.
Мягкая игрушка.
Тема: «Сердечко» (3ч.)
Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Виды тканей. Показ репродукций работ. Виды ручных швов.
Практическая работа: Выполнение по шаблону. Подбор цвета. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:«Змейка» (3ч.)
Теория: Знакомство с материалами и инструментами. Виды тканей. Показ репродукций работ. Виды ручных швов.
Практическая работа: Выполнение по шаблону. Подбор цвета. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Домовенок «Кузя» (3ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение пообразцу. Подбор цвета ткани. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:«Зайчик» (4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение пообразцу. Подбор цвета ткани,. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:«Медвежонок» (4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение пообразцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:«Кот» (4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Сувенир солдатик (4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Магнит «Кот десантник» (4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема:Пано по пожарной безопасности, (10ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Одежда для кукол.
Тема: Головные уборы(3ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Фартуки(3ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Обувь(4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Платья(4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Блузки(4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Брюки(4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Аксессуары(4ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Детали кроя. Раскрой изделия. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Текстильная кукла.
Тема: Кукла скрутка(2ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Кукла Тильда (5ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Кукла Снежка (5ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Тема: Кукла-пакетница (6ч.)
Теория: Изучение технологии создания изделия. Выбор материалов. Показ образца. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение по образцу. Подбор цвета ткани, ниток. Выполнение работы. Изготовление, оформление, декорирование.
Итоговое занятие(2ч)
Подводятся итоги работы объединения. Оформляется выставка
работ. Отмечаются лучшие работы, поощряются обучающиеся, которые проявили творческую активность.
4.Планируемые результаты обучения:
Поделки из фурнитуры.
Узнавание различных видов фурнитуры: пуговицы (с двумя отверстиями, с четырьмя отверстиями, с ушком, тесьма- молния разъемная, неразъемная, с металлическими и пластмассовыми звеньями). Узнавание инструментов и приспособлений, используемых при выполнении работ: игла, наперсток, ножницы, нитки. Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментом.
Соблюдение последовательностей изготовления изделия по плану: выбор материала, изготовление шаблонов из картона, вырезание заготовок, изготовление заготовок различных форм, соединение заготовок сборка изделия, декорирование.
Поделки из атласных лент.
Узнавание(различие) разных видов лент: атласные, репсовые, капроновые и др. Узнавание(различие) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления канзаши: ножницы, лента, свеча, линейка, выжигатель, пинцет, резинки фурнитура для заколок, декоративные серединки, бусины бисер, клей и др. Соблюдение техники безопасности при работе с ножницами, свечой, иголками, выжигателем и клеем.
Соблюдение последовательностей изготовления изделия по плану: выбор материала, изготовление шаблонов из картона, накладывание шаблонов на ленты, вырезание заготовок, изготовление лепестков(цветков) различных форм , соединение заготовок сборка изделия, декорирование.
Поделки из текстиля (лоскут, капрон, одежда для кукол, мягкая игрушка, текстильная кукла).
Различие инструментов, оборудования и материалов для ручного шитья и машинного шитья. Организацию рабочего места. Определение лицевой и изнаночной стороны ткани. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нитки определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Выполнение различных швов: вперед иголкой, строчной шов «За иголку», обметочный шов «Через край», петельный шов и др. Закрепление нити на ткани. Кройка и сборка деталей. Соблюдение последовательностей кройки ткани изделия: раскладывание ткани, накладывание выкройки на ткань, закрепление выкройки на ткани, обведение выкройки мелом, вырезание деталей изделия. Соединение деталей изделия.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении: изделий из лоскута, капрона, одежды для кукол, мягкой игрушки, куклы выбор ткани и подбор соответствующих ниток, кройка изделия, сборка изделия, строчка швов, удаление швов временного назначения, приметывание отдельных деталей, пришивание декоративных элементов(глаз, бусинок, паеток, бисера).
Обучающиеся познакомятся с:
техникой безопасности при работе с различными инструментами и оборудованием;
с основными видами ручных и машинных швов;
с основами кроя;
правилами построения композиции, эскиза;
материалами и приспособления для изготовления изделий в различных техниках, предусмотренных программой;
способами соединения деталей друг с другом и их основой;
историей возникновения материалов и изделий.
Обучающиеся научатся:
применять знания по технике безопасности при работе с различными инструментами и оборудованием;
выполнять простые ручные и машинные швы;
пользоваться инструментом, оборудованием, материалами и приспособлениями для изготовления изделий;
применять знания различных приемов, составлять композиции;
работать с шаблоном, кроить;
оформлять (декорировать) изделие;
подбирать и сочетать различные материалы;
осуществлять контроль выполненных работ.
Литература:
Т.В. Галанова «Оригами из ткани»:- М.:АСТ-ПРЕСС СКД. 2008г.
Джек Кассен-Скотт «Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды»;-М. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997 г.
Е.В. Киреева «История костюма»: -М., «Просвящение», 1976г.
О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье»: -М. «Школа-Пресс» 2000г.
А.М. Столярова «Игрушки-подушки»; -М. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010г.
Е. Войтановская «Текстильные ангелы и феи»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Е. Войтановская «Текстильные куклы на каркасе»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Е. Войтановская «Текстильные -хазяюшки»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Е. Войтановская «Текстильные зайки»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Белов Н.В. Бумагопластика.- Минск: Харвест, 2008.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Символ года».-ООО «Питер-Пресс, 2017.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Украшение на елку».-ООО «Питер-Пресс, 2017.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Снеговичок».-ООО «Питер-Пресс, 2017.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Новогодний гном».-ООО «Питер-Пресс, 2017.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Хозяюшка благополучница».-ООО «Питер-Пресс, 2016.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Аппетитные магниты».-ООО «Питер-Пресс, 2016.
Лаврентьева Е. Чулочная кукла «Рыжий кот».-ООО «Питер-Пресс, 2016.
Капитонова Г. Бисероплетение практическое руководство. Издательство АСТ.2008.
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 288 с.)
Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. Образования. – М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
Туфанова Г.В. Поиграем вместе! - Смоленск : Русич,2000.
Браницкий С.В. Картины из цветных ниток и гвоздей. - Минск, 1995.
Высоцкая Е.В. Подарки своими руками. - М.,2003.
Еременко Е.Л. Рукоделие. - М.,1989.
Лебедев Е.С. Забавные поделки из пластических материалов. - М.,1986.
Лаврентьева Е. Авторская чулочная кукла ООО «Питер-Пресс, 2015.
Майорова Ю. Мастерим вместе с мамой№ 5(47). Издательский дом Карапуз. 2013.
Савушкин С.Н. Мастерилка «Розочки-цветочки». Издательский дом Карапуз. 2013.
Морас И. Зоопарк из бисера. Арт-Родник. 2012.
Морас И. Зверята из бисера. Арт-Родник. 2012.
Сарцин У. Забавные фигурки из бисера. Издательство Контэнт. 2012.
Юрюм Я. Зверушки из пампонов. Арт-Родник. 2012.
Татьянина Т. Бисер-маленькие фигурки. Санкт-Петербург Полигон.2011.
Сидорова Г. Цветочные фантазии. Издательство Ниола-Пресс. 2011.
Гусеева Н. 365 фенечек из бисера. Москва Айрис-Пресс. 2009.
Календарно-тематическое планирования кружок «Поделки из текстиля».
№ | Название тем | Кол. часов | Дата |
1 | Введение в программу | 1 | |
2 | - технология обработки браслета из пуговиц - выполнение браслета | 2 | |
3 | - технология обработки фоторамки из пуговиц - подбор материала - выполнение фоторамки | 3 | |
4 | - технология обработки броши из замка-молния - выполнение броши | 2 | |
5 | - технология обработки ожерелья из замка-молния - подготовка материала - выполнение ожерелье | 3 | |
6 | - технология обработки заколки для волос «Бант» - выполнение заколки | 2 | |
7 | - технология обработки ободка для волос в технике канзаши - выполнение заготовок - выполнение ободка | 3 | |
8 | - технология обработки украшения из георгиевской ленты к 9 мая - подбор материала - выполнение украшения | 3 | |
9 | - технология обработки розетки из лент - подбор материала - выполнение заготовок - сборка розетки из лент | 4 | |
10 | - технология обработки объемной открытки «С днем Матери» - подбор материала - выполнение заготовок - сборка открытки | 4 | |
11 | - технология обработки панно «Цветущее дерево» - подбор материала - выполнение заготовок - сборка изделия | 4 | |
12 | - технология обработки резинки для волос «Цветок» - выполнение резинки для волос | 2 | |
13 | - технология обработки подставки под горячее - подготовка материала - выполнение подставки под горячее | 3 | |
14 | - технология обработки игольницы "Цветок" - выполнение игольницы | 2 | |
15 | - технология обработки оригами из ткани - раскрой заготовок - подготовка материала - выполнение оригами из ткани | 4 | |
16 | - технология обработки панно в технике аппликация - раскрой заготовок - подготовка материала - выполнение аппликации | 4 | |
17 | - технология обработки «топиария» - подготовка материала - выполнение заготовок - сборка топиария | 4 | |
18 | - технология обработки прихватки в лоскутной технике - раскрой заготовок - сборка кроя по рисунку - обработка срезов и петли прихватки | 4 | |
19 | - технология обработки декоративной подушки - выполнение отделки - изготовление подушки | 3 | |
20 | - технология обработки «бабочки» - выполнение каркаса, обтяжка - отделка изделия | 3 | |
21 | - технология обработки «снеговика» - изготовление туловица - оформление лица | 3 | |
22 | - технология обработки «куколки» - изготовление деталей - сборка изделия | 3 | |
23 | - технология обработки игрушка на елку - подбор материала - раскрой деталей - изготовление деталей - сборка игрушки - оформление лица - отделка игрушки | 7 | |
24 | - технология обработки сувенира «Символ года» - раскрой деталей - изготовление деталей - сборка игрушки - оформление лица | 5 | |
25 | - технология обработки «Ангела» - раскрой деталей - изготовление деталей - сборка игрушки - оформление лица | 5 | |
26 | - технология обработки текстильного «Сердечка» - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 3 | |
27 | - технология обработки мягкой игрушки «Змейка» - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 3 | |
28 | - технология обработки мягкой игрушки домовенок «Кузя» - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 3 | |
29 | - технология обработки мягкой игрушки «Зайчика» - раскрой и выполнение заготовок - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 4 | |
30 | - технология обработки мягкой игрушки «Медвежонка» - раскрой и выполнение заготовок - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 4 | |
31 | - технология обработки мягкой игрушки «Кот» - раскрой и выполнение заготовок - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 4 | |
32 | - технология обработки сувенира «Солдатик» - выполнение | 4 | |
33 | - технология обработки магнита «Кот десантник» - раскрой и выполнение заготовок - изготовление изделия - оформление лица, отделка | 4 | |
34 | - технология обработки пано по пожарной безопасности - подбор сюжета - подбор материала - раскрой деталей - изготовление рамы - изготовление деталей - сборка деталей - оформление лица - сборка пано - отделка изделия | 10 | |
35 | - технология обработки головных уборов для кукол - раскрой - изготовление и отделка | 3 | |
36 | - технология обработки фартука для кукол - раскрой - изготовление и отделка | 3 | |
37 | - технология обработки обуви для кукол - раскрой - изготовление подошвы - изготовление ботинок | 4 | |
38 | - технология обработки платья для куклы - раскрой - поузловая обработка - сборка платья | 4 | |
39 | - технология обработки блузки для куклы - раскрой - поузловая обработка - сборка блузки | 4 | |
40 | - технология обработки брюк для куклы - раскрой - поузловая обработка - сборка брюк | 4 | |
41 | - технология обработки аксессуаров для куклы - выполнение сумочки - выполнение очков - выполнения украшений | 4 | |
42 | - технология обработки куклы - скрутки - выполнение куклы | 2 | |
43 | - технология обработки куклы «Тильды» - раскрой - изготовление и сборка - оформление лица - отделка куклы «Тильды» | 5 | |
44 | - технология обработки куклы «Снежка» - раскрой - изготовление и сборка - оформление лица - отделка куклы «Снежка» | 5 | |
45 | - технология обработки «куклы- пакетницы» - раскрой - изготовление - сборка изделия - оформление лица - отделка«куклы- пакетницы» | 6 | |
| Выставка работ | 2 | |
| Итого: | 170 | |
Литература:
Т.В. Галанова «Оригами из ткани»:- М.:АСТ-ПРЕСС СКД. 2008г.
Джек Кассен-Скотт «Иллюстрированная энциклопедия костюма и моды»;-М. ЗАО «Издательство «ЭКСМО-Пресс», 1997 г.
Е.В. Киреева «История костюма»: -М., «Просвящение», 1976г.
О.И. Нагель «Художественное лоскутное шитье»: -М. «Школа-Пресс» 2000г.
А.М. Столярова «Игрушки-подушки»; -М. ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010г.
Е. Войтановская «Текстильные ангелы и феи»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Е. Войтановская «Текстильные куклы на каркасе»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Е. Войтановская «Текстильные -хазяюшки»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г.
Е. Войтановская «Текстильные зайки»: -Санкт-Петербург, «ПИТЕР» 2014 г