12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Настя342
Россия

Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально – педагогической направленности « Театральная студия» составлена в соответствии с

- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепцией развития дополнительного образования детей

(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанными Министерством образования и науки России, Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» г. Москва, 2015 г.;;

- Положением «О структуре, порядке разработки и утверждения программ ДО».


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

      Пояснительная записка

Направленность (профиль) программы – художественная

Актуальность программы - обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Адресат программы

Программа для обучающихся 3 класса, рассчитана на 1 год обучения, при нагрузке - 1 академический час в неделю. Программа предназначена для учащихся, желающих получить знания и умения в области театрального искусства. При отборе детей особых требований не предъявляется.

Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество 34 учебных часов.

Форма обучения – очная

Особенности организации образовательного процесса

Одним из видов детской деятельности, широко используемой  в процессе воспитания  и всестороннего развития детей  является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики школьного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.

Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. 

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год - 34

Количество часов и занятий в неделю – 1 учебный час по 1 занятию в неделю.

Периодичность и продолжительность занятий – 40 минут.

Новизна программы заключается в том, что программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

В процессе организации театрализованного представления обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа. Прежде чем «оживлять» героя младший школьник знакомится с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.

Театрализованное представление оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера.




1.2. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации.

Задачи:

1. Познавательный аспект.


    знакомство учащихся с основами театрализации, актерского мастерства и научить держаться на сцене;

    формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;

    формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;

    способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

2. Развивающий аспект.


    создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;

    развитие эмоциональной сферы, артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

    реализация творческого потенциала личности младшего школьника;

    обогащение эмоционально-образной сферы школьников;

    развитие коммуникативной культуры детей;

    развитие техники речи, артикуляции, интонации;

    развитие двигательных способностей через драматизацию.

3. Воспитательный аспект.


    приобщение к общечеловеческим ценностям;

    воспитание личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);

    обеспечение связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.











      Содержание программы

Учебный план


Название раздела,темы

Кол-во часов

Форма аттестации /контроля

Всего

Теория

Практика

I

Вводный раздел





1

Знакомство с театром

2

1

0

Чёткая дикция, верная интонация

2

Ритмопластика

2

1

0

Чёткая дикция, верная интонация

3

Культура и техника речи

2

1

0

Чёткая дикция, верная интонация

4

Основы театральной культуры

2

1

0

Чёткая дикция, верная интонация

II

«Чудо-озеро»





1

Знакомство с содержанием спектакля «Чудо-озеро».

2

1

0

Оригинальность сценария

2

Сценическое актёрское мастерство.

2

0

1

Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

3

Изготовление декораций, костюмов.

2

0

1

Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

4

Театрализованное представление.

1

0

1

Итоговая аттестация: мероприятие

III

«Cinderella»





1

Знакомство с содержанием спектакля «Cinderella».

3

0

1

Оригинальность сценария

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

1

0

Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

3

Изготовление декораций, костюмов.

2

0

1

Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

4

Театрализованное представление.

1

0

1

Итоговая аттестация: мероприятие

IV

Три, два, один, пуск!.. Поехали!





1

Знакомство с содержанием спектакля.

2

1

0

Оригинальность сценария

2

Сценическое актёрское мастерство.

3

0

1

Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

3

Изготовление декораций, костюмов.

3

0

1

Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

4

Театрализованное представление.

1

0

1

Итоговая аттестация: мероприятие


1.4 Планируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

    познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;

    основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

    ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

    установка на здоровый образ жизни;

    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные универсальные учебные действия

    принимать и сохранять поставленную задачу;

    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    различать способ и результат действия;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные универсальные учебные действия

    осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные универсальные учебные действия

    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

    задавать вопросы;

    контролировать действия партнёра;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.







Раздел № 2. « Комплекс организационно – педагогических условий»


2.1 Календарно - учебный график.


Календарно учебный график на 20___ - 20___ учебный год


Кол – во учебных недель


Кол-во учебных дней


Прод – сть каникул

Дата начала и окончания учебных периодов/этапов


Осенние каникулы

Зимние каникулы

Весенние каникулы

Летние каникулы





п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Форма контроля

План

Факт

I

Давайте познакомимся!

4 часа




1

Вводное занятие «Волшебный мир театра».

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи

2

Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи

3

Игровое занятие. Ритмопластика.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи

4

Игровое занятие. Культура и техника речи.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи

II

Разучивание пьесы «Чудо - озеро».

10 часов




1

Знакомство с содержанием пьесы «Чудо-озеро»

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

2

Распределение ролей

1час




3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1час



Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

5

Сценическое актёрское мастерство.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

6

Музыкальное оформление театрализованного представления.

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

7

Изготовление декораций, костюмов.

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

8

Генеральная репетиция

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

9

Выступление перед зрителями.

1 час



Итоговая аттестация: мероприятие

10

Анализ выступления.

1 час




III

Разучивание пьесы «Cinderella».

10 часов




1

Знакомство с содержанием пьесы «Первоцветы на нашей планете»

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи

2

Распределение ролей

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

5

Сценическое актёрское мастерство.

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

6

Музыкальное оформление театрализованного представления..

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

7

Изготовление декораций, костюмов.

1 час



Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли.

8

Генеральная репетиция

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

9

Выступление перед зрителями.

1 час



Итоговая аттестация: мероприятие

10

Анализ выступления.

1 час




IV

«Три, два, один, пуск!.. Поехали!»

10 часов



1

Написание сценария пьесы

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

2

Распределение ролей

1час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

3

Развитие речи (темп, тембр, интонация).

1час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

4

Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

5

Сценическое актёрское мастерство.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

6

Музыкальное оформление театрализованного представления..

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

7

Изготовление декораций, костюмов.

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

8

Генеральная репетиция

1 час



Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли

9

Выступление перед зрителями.

1 час



Итоговая аттестация: мероприятие

10

Анализ выступления.

1 час






2.2. Условия реализации программы

Для успешного освоения программы необходимо:

- материально-техническое обеспечение - музыкальный зал ,звуковая аппаратура, микрофон, музыкальный центр, декорации ,театральные костюмы , маски ,мягкие игрушки ,книги со сказками ,ширма, фотографии, картинки, иллюстрации.

- кадровое обеспечение – педагог, занятый в реализации программы, должен соответствовать профилю объединения, иметь соответствующую квалификацию. Программа предназначена для учащихся, желающих получить начальные знания в области театрального искусства. При отборе детей особых требований не предъявляется.

2.3. Формы аттестации

- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, статья и др.

- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, концерт, научно-практическая конференция, открытое занятие, мастер-класс, реферат, проект, презентация, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, фестиваль и др.

2.4. Оценочные материалы

Подбор сценария, правильность и чёткость исполнения постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональность выступления, оформление проекта, презентации.

2.5. Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса – очно.

Методы обучения - словесный, наглядный практический, и воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (проектная, экскурсоводческая), индивидуально-групповая и групповая на основании фольклорно-драматического профиля деятельности, без особых требований к здоровью детей.

Формы организации учебного занятия - концерт, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, фестиваль, встречи с участниками других фольклорных и театральных коллективов, обмен опытом.

Педагогические технологии – в программе используются:

- технология индивидуализации обучения (проектная, экскурсоводческая),

- технология группового обучения (групповые концертные номера),

- технология коллективного взаимообучения, когда участники коллектива помогают друг другу в освоении роли.

- технология коллективной творческой деятельности.

- технология разноуровневого обучения:



1. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию

общедоступных и универсальных форм организации материала,

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания

программы:

- изучение основ театрального искусства;

- знакомство с разными формами сценического искусства (театрализация, музыка, танец).

2. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких

форм организации материала, которые допускают освоение

специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают

трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-

тематического направления программы:

- постановочная работа:

- индивидуальная работа над ролью – образом, интонацией, монологом, сценическим движением;

- коллективная работа – сценические диалоги с партнёром (партнёрами), массовые сцены;

- работа с музыкальным материалом (музыкальное оформление постановок);

3. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм

организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно

узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках

содержательно-тематического направления программы. Также предполагает

углубленное изучение содержания программы и доступ к

околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках

содержательно-тематического направления программы:

- создание костюмов для театральных постановок;

- самостоятельный подбор сценариев мероприятий;

- самостоятельный подбор музыкального материала;

- фото- и видео-съёмка выступлений участников объединения;

- выступления на общешкольных праздниках

- участие в мероприятиях районного, областного уровня;

Алгоритм учебного занятия – подбор сценария, работа над ролью (дикция, интонация, эмоциональность), сценическое движение, выступление на мероприятии,

Дидактические материалы – упражнения на пластику, характер роли.


2.6. Список литературы

    Ветлугина Н.А.«Самостоятельная художественная деятельность дошкольников»;

    Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам»;

    Михайлова М.А. , Горбина Е.В. «Поем, танцуем дома и в саду»;

    Науменко Г.А. «От зимы до осени: Фольклорный праздник»;

    Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело»;

    Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. «Приходите к нам на праздник»;

    Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;

    Тубельская Г.Н. «Праздники в детском саду и начальной школы»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.