Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная студия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально – педагогической направленности « Театральная студия» составлена в соответствии с
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей
(Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанными Министерством образования и науки России, Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» г. Москва, 2015 г.;;
- Положением «О структуре, порядке разработки и утверждения программ ДО».
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
Пояснительная записка
Направленность (профиль) программы – художественная
Актуальность программы - обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Адресат программы
Программа для обучающихся 3 класса, рассчитана на 1 год обучения, при нагрузке - 1 академический час в неделю. Программа предназначена для учащихся, желающих получить знания и умения в области театрального искусства. При отборе детей особых требований не предъявляется.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, общее количество 34 учебных часов.
Форма обучения – очная
Особенности организации образовательного процесса
Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Анализ современной практики школьного образования позволяет сделать вывод о том, что все больше внимания уделяется педагогами раскрытию потенциальных возможностей ребенка, его скрытого таланта средствами театрального искусства.
Программа ориентирует педагога на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Содержание программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год - 34
Количество часов и занятий в неделю – 1 учебный час по 1 занятию в неделю.
Периодичность и продолжительность занятий – 40 минут.
Новизна программы заключается в том, что программа построена на драматизации сказок. Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся, способствует развитию творческого воображения учащихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира ученика. Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях: как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета); исполнительское (речевое, двигательное); оформительское (декорации, костюмы и т.д.).
В процессе организации театрализованного представления обучающие смогут освоить артистические навыки переживания и воплощения образа. Прежде чем «оживлять» героя младший школьник знакомится с содержанием сценария спектакля, рассматривает внешний образ, характер поведения, интонацию и стиль речи, совместно с руководителем и родителями продумывают костюм, подбирают музыкальное сопровождение.
Театрализованное представление оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческой личности средствами театрального искусства и создание условий для её самореализации.
Задачи:
1. Познавательный аспект.
знакомство учащихся с основами театрализации, актерского мастерства и научить держаться на сцене;
формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
2. Развивающий аспект.
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через театральную деятельность;
развитие эмоциональной сферы, артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
развитие коммуникативной культуры детей;
развитие техники речи, артикуляции, интонации;
развитие двигательных способностей через драматизацию.
3. Воспитательный аспект.
приобщение к общечеловеческим ценностям;
воспитание личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
обеспечение связи школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела,темы | Кол-во часов | Форма аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
I | Вводный раздел | | | | |
1 | Знакомство с театром | 2 | 1 | 0 | Чёткая дикция, верная интонация |
2 | Ритмопластика | 2 | 1 | 0 | Чёткая дикция, верная интонация |
3 | Культура и техника речи | 2 | 1 | 0 | Чёткая дикция, верная интонация |
4 | Основы театральной культуры | 2 | 1 | 0 | Чёткая дикция, верная интонация |
II | «Чудо-озеро» | | | | |
1 | Знакомство с содержанием спектакля «Чудо-озеро». | 2 | 1 | 0 | Оригинальность сценария |
2 | Сценическое актёрское мастерство. | 2 | 0 | 1 | Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли |
3 | Изготовление декораций, костюмов. | 2 | 0 | 1 | Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли |
4 | Театрализованное представление. | 1 | 0 | 1 | Итоговая аттестация: мероприятие |
III | «Cinderella» | | | | |
1 | Знакомство с содержанием спектакля «Cinderella». | 3 | 0 | 1 | Оригинальность сценария |
2 | Сценическое актёрское мастерство. | 3 | 1 | 0 | Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли |
3 | Изготовление декораций, костюмов. | 2 | 0 | 1 | Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли |
4 | Театрализованное представление. | 1 | 0 | 1 | Итоговая аттестация: мероприятие |
IV | Три, два, один, пуск!.. Поехали! | | | | |
1 | Знакомство с содержанием спектакля. | 2 | 1 | 0 | Оригинальность сценария |
2 | Сценическое актёрское мастерство. | 3 | 0 | 1 | Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли |
3 | Изготовление декораций, костюмов. | 3 | 0 | 1 | Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли |
4 | Театрализованное представление. | 1 | 0 | 1 | Итоговая аттестация: мероприятие |
1.4 Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия
принимать и сохранять поставленную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные универсальные учебные действия
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Раздел № 2. « Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарно - учебный график.
Календарно учебный график на 20___ - 20___ учебный год | | |||||||
Кол – во учебных недель | Кол-во учебных дней
| Прод – сть каникул | Дата начала и окончания учебных периодов/этапов | | ||||
Осенние каникулы | Зимние каникулы | Весенние каникулы | Летние каникулы | |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Форма контроля | ||||||
План | Факт | |||||||||
I | Давайте познакомимся! | 4 часа | | | | |||||
1 | Вводное занятие «Волшебный мир театра». | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи | |||||
2 | Игровое занятие «Мы в театре». Культура зрителя. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи | |||||
3 | Игровое занятие. Ритмопластика. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи | |||||
4 | Игровое занятие. Культура и техника речи. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи | |||||
II | Разучивание пьесы «Чудо - озеро». | 10 часов | | | | |||||
1 | Знакомство с содержанием пьесы «Чудо-озеро» | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
2 | Распределение ролей | 1час | | | | |||||
3 | Развитие речи (темп, тембр, интонация). | 1час | | | Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи | |||||
4 | Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
5 | Сценическое актёрское мастерство. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
6 | Музыкальное оформление театрализованного представления. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
7 | Изготовление декораций, костюмов. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
8 | Генеральная репетиция | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
9 | Выступление перед зрителями. | 1 час | | | Итоговая аттестация: мероприятие | |||||
10 | Анализ выступления. | 1 час | | | | |||||
III | Разучивание пьесы «Cinderella». | 10 часов | | | | |||||
1 | Знакомство с содержанием пьесы «Первоцветы на нашей планете» | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, чёткое исполнение постановочной задачи | |||||
2 | Распределение ролей | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
3 | Развитие речи (темп, тембр, интонация). | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
4 | Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
5 | Сценическое актёрское мастерство. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
6 | Музыкальное оформление театрализованного представления.. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
7 | Изготовление декораций, костюмов. | 1 час | | | Оригинальность сценария. Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли. | |||||
8 | Генеральная репетиция | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
9 | Выступление перед зрителями. | 1 час | | | Итоговая аттестация: мероприятие | |||||
10 | Анализ выступления. | 1 час | | | | |||||
IV | «Три, два, один, пуск!.. Поехали!» | 10 часов | | | ||||||
1 | Написание сценария пьесы | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
2 | Распределение ролей | 1час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
3 | Развитие речи (темп, тембр, интонация). | 1час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
4 | Работа над мимикой, жестами, позой и движениями актера. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
5 | Сценическое актёрское мастерство. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
6 | Музыкальное оформление театрализованного представления.. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
7 | Изготовление декораций, костюмов. | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
8 | Генеральная репетиция | 1 час | | | Чёткая дикция, верная интонация, Чёткое исполнение постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональное выражение роли | |||||
9 | Выступление перед зрителями. | 1 час | | | Итоговая аттестация: мероприятие | |||||
10 | Анализ выступления. | 1 час | | | |
2.2. Условия реализации программы
Для успешного освоения программы необходимо:
- материально-техническое обеспечение - музыкальный зал ,звуковая аппаратура, микрофон, музыкальный центр, декорации ,театральные костюмы , маски ,мягкие игрушки ,книги со сказками ,ширма, фотографии, картинки, иллюстрации.
- кадровое обеспечение – педагог, занятый в реализации программы, должен соответствовать профилю объединения, иметь соответствующую квалификацию. Программа предназначена для учащихся, желающих получить начальные знания в области театрального искусства. При отборе детей особых требований не предъявляется.
2.3. Формы аттестации
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, отзыв детей и родителей, статья и др.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурс, концерт, научно-практическая конференция, открытое занятие, мастер-класс, реферат, проект, презентация, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, фестиваль и др.
2.4. Оценочные материалы
Подбор сценария, правильность и чёткость исполнения постановочной задачи, сценическая раскрепощённость, эмоциональность выступления, оформление проекта, презентации.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения - словесный, наглядный практический, и воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (проектная, экскурсоводческая), индивидуально-групповая и групповая на основании фольклорно-драматического профиля деятельности, без особых требований к здоровью детей.
Формы организации учебного занятия - концерт, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, праздник, практическое занятие, фестиваль, встречи с участниками других фольклорных и театральных коллективов, обмен опытом.
Педагогические технологии – в программе используются:
- технология индивидуализации обучения (проектная, экскурсоводческая),
- технология группового обучения (групповые концертные номера),
- технология коллективного взаимообучения, когда участники коллектива помогают друг другу в освоении роли.
- технология коллективной творческой деятельности.
- технология разноуровневого обучения:
1. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы:
- изучение основ театрального искусства;
- знакомство с разными формами сценического искусства (театрализация, музыка, танец).
2. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-
тематического направления программы:
- постановочная работа:
- индивидуальная работа над ролью – образом, интонацией, монологом, сценическим движением;
- коллективная работа – сценические диалоги с партнёром (партнёрами), массовые сцены;
- работа с музыкальным материалом (музыкальное оформление постановок);
3. Продвинутый уровень. Предполагает использование форм
организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно
узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках
содержательно-тематического направления программы. Также предполагает
углубленное изучение содержания программы и доступ к
околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках
содержательно-тематического направления программы:
- создание костюмов для театральных постановок;
- самостоятельный подбор сценариев мероприятий;
- самостоятельный подбор музыкального материала;
- фото- и видео-съёмка выступлений участников объединения;
- выступления на общешкольных праздниках
- участие в мероприятиях районного, областного уровня;
Алгоритм учебного занятия – подбор сценария, работа над ролью (дикция, интонация, эмоциональность), сценическое движение, выступление на мероприятии,
Дидактические материалы – упражнения на пластику, характер роли.
2.6. Список литературы
Ветлугина Н.А.«Самостоятельная художественная деятельность дошкольников»;
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. «Кукольный театр – дошкольникам»;
Михайлова М.А. , Горбина Е.В. «Поем, танцуем дома и в саду»;
Науменко Г.А. «От зимы до осени: Фольклорный праздник»;
Орлова Ф.М., Соковнина Е.Н. «Нам весело»;
Рябцева И.Ю., Жданова Л.Ф. «Приходите к нам на праздник»;
Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр»;
Тубельская Г.Н. «Праздники в детском саду и начальной школы»