Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы»

0
0
Материал опубликован 21 October 2020 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ТВОРЧЕСТВА ИЛЕКСКОГО РАЙОНА

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»





РАССМОТРЕНО

методическим советом

МБУДОДТ

Протокол № 38 от 28.08.2020г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДОДТ

________________Т.И.Веркаш

Приказ № 270 от 28.08.2020г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«ШАХМАТЫ»



Адресат: 11 - 15 лет

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Тарасенко Алёна Сергеевна

педагог дополнительного образования


с. Кардаилово, 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.

Комплекс основных характеристик

программы

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность программы

3

1.1.2

Уровень освоения программы

5

1.1.3

Актуальность программы

5

1.1.4

Отличительные особенности программы от существующих

5

1.1.5

Адресат программы

6

1.1.6

Объем и сроки освоения программы

6

1.1.7

Формы организации образовательного процесса

6

1.1.8

Режим занятий

6

1.2.

Цель и задачи программы

7

1.3.

Содержание программы

8

1.3.1

Учебный план программы

8

1.3.2

Содержание учебного плана

9

1.4.

Планируемые результаты

11

II.

Комплекс Организационно-педагогических условий

13

2.1.

Календарный учебный график

13

2.2.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРГОРАММЫ

15

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

15

2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ

15

2.4.

ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕМАТЕРИАЛЫ

17

2.5.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

17

3.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

21

4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

23

4.1

Приложение 1. Характеристика возрастных особенностей обучающихся

23

4.2

Приложение 2. Система оценивания тестовых работ обучаю­щихся

24

4.3

Приложение 3. Оценочные и диагностические материалы

26

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.1. Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» имеет физкультурно-спортивную направленность. Шахматы, как спортивная игра, способствуют формированию таких качеств как: терпение, целеустремленность, выносливость, способность к концентрации внимания, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся ситуации. Шахматы являются одним из методов позитивной адаптации к современным компьютерным технологиям.

Современная образовательная среда обеспечивает развитие интересов
и способностей, обучающихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями
и дополнениями от 29.12.2017 г) «Об образовании в Российской Федерации»;

- Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16);

- Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. Протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12. 2018 № 3);

- Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. губернатором Оренбургской области, руководителем совета при губернаторе Оренбургской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам (программам) от 13.12.2018);

- ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (Статья 16. «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г.

816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,

дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;

- Приказ № 104 от 17 марта 2020 г. «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 12 мая 2020 г. № 02/9060-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций в условиях распространения COVID-19»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2020 № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020-2021 годов» (Зарегистрирован 29.07.2020 №59091);

- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом творчества Илекского района Оренбургской области";

- Положение о программе педагога дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Дом творчества Илекского района Оренбургской области" (приказ директора № 272 от 31.08.2020г.).

Программа - модифицированная.


1.1.2. Уровень освоения программы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» является программой базового уровня в изучении шахматной игры.

Актуальность программы

Шахматы являются одним из популярных видов спорта в мире. Актуальность программы обусловлена тем, что анализируя шахматные позиции, обучающиеся постепенно переходят к анализу ситуаций, с которыми они сталкиваются в жизни.

На первый план реализации программы выдвигается развивающая функция обучения, которая способствует становлению личности обучающихся и наиболее полному раскрытию их творческих способностей,
а также программа
предоставляет возможность расширения круга общения, полноценного самовыражения, самореализации и позволяет преодолеть проблемы в общении со сверстниками, выстроить эффективную коммуникацию в группе, расширить круг социальных контактов.


Отличительные особенности программы

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по шахматам.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами шахмат, на приобщение обучающихся к активной познавательной работе. Процесс обучения шахматам строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой
в процессе усвоения знаний, законов и правил шахмат у обучающихся развиваются интеллектуальные способности.

Программа интегрирует в себе современные достижения в области шахмат, математики и логики, имеет следующие отличительные особенности:

Практико-ориентированный подход: большинство занятий по программе являются практикумами, теоретические знания даются в объеме необходимой информации для прове­дения практических занятий;

Использование в обучении игровой технологии;

Применение современных информационных технологий, видео- и аудиоматериалов, образовательных программ в мультимедийном формате помогают достичь максимальной вовлеченности обучающихся
в образовательный процесс.


1.1.5 Адресат программы


Программа ориентирована на обучающихся 11-15 лет и учитывает
возрастные, гендерные и психологические особенности. (Приложение 1).


1.1.6 Объем и сроки освоения программы


Данная программа рассчитана на 72 часа. Срок реализации программы
один год.

1.1.7 Формы организации образовательного процесса

Форма обучения - очная.

Смешанная форма обучения.

Форма организации образовательного процесса: - групповые занятия
с элементами парной, индивидуальной работы и работы в микрогруппах;

- индивидуальные или групповые onlain-занятия;

- образовательные onlain-платформы; цифровыеобразовательные ресурсы; видеоконференции (Skype, Zoom); социальные сети; мессенджеры; электронная почта;

- комбинированное использование onlain и offline режимов;

- видеолекция;

- onlain-консультация и др.Учебная группа состоит из 15 обучающихся.

При организации занятия ис­пользуется дифференцированный, личностно-ориентированный подход. Воз­можна работа в разновозрастной группе.

Учебное занятие проводится в различных формах:

по дидактической цели: вводное занятие; итоговое занятие; занятие по изучению нового материала; занятие по закреплению полученных знаний; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контро­лю знаний, умений и навыков; практическое занятие; комбинированное занятие.

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога
и обучающихся: занятие-игра, занятие-квест, занятие-викторина, занятие-соревнование и т.д.

Формы организации деятельности обучающихся:

коллективная, индивидуальная, парная, фронтальная.


Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с переры­вом 10 минут. Еженедельная нагрузка на одного обучающегося составляет 2 часа.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Цель: развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством занятий шахматами.

Задачи:

Воспитывающие:

формирование ответственного отношения к своему здоровью;

формирование общечеловеческие качества личности: уважение, нравственность, патриотизм;

формирование ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Развивающие:

развитие и совершенствование психологических качеств личности: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

развитие системного и конкретного мышления, долговременной
и оперативной памяти, концентрации внимания и пространственного воображения;

развитие умения работать в команде/паре, выстраивать эффективную коммуникацию со сверстниками и педагогами;

- развитие интереса к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров, развитие умения контактировать со сверстниками
в творческой и практической деятельности;

- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, решительность, целеустремленность).

Обучающие:

формирование базовых знаний шахматной игры, овладение приёмами тактики и стратегии шахматной игры;

формирование умения применять теоретические знания на практике;

развитие навыков алгоритмизации, построения алгоритмов действий
и их применения в меняющихся условиях;

формирование навыков формулирования и анализирования алгоритмов;

- формирование навыка самостоятельно анализировать позицию, через решение комбинации на различные темы, видения в позиции разных вариантов решения;

- сформировать практический навык игры;

- формирование элементов IT-компетенций.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1 Учебный план

п/п

Разделы, темы


Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1.

Организационное занятие

2

1

1

Входное тестирование

2.

Шахматная доска

2

1

1

Квест

3.

Шахматы – спорт, наука, искусство

6

2

4

Квест

4.

Правила игры

6

2

4

Квест

5.

Первоначальные понятия

6

2

4

Шахматная партия

6.

Тактика игры

8

2

6

Шахматная партия

7.

Стратегия игры

8

2

6

Шахматная партия

8.

Эндшпиль

8

2

6

Контрольные тесты, шахматная партия

9.

Дебют

8

2

6

Контрольные тесты, шахматная партия

10.

Конкурсы решения задач

6

2

4

Решение задач

11.

Сеансы одновременной игры

3

2

2

Квест

12.

Соревнования

6

-

6

Соревнование

13.

Итоговое занятие

2

-

2

Турнир


ИТОГО:

72

20

52










1.3.2 Содержание учебного плана

Тема: Организационное занятие. 

Теория (1): Легенда о возникновении шахмат. История шахмат. Понятие
о здоровом образе жизни. Сильнейшие шахматисты мира. Правила техники безопасности.

Тема: Шахматная доска.

Теория (1): Поля, линии, их обозначения. Шахматные фигуры и их обозначения.

Практика (1): Тренировочные упражнения по закреплению знаний
о шахматной доске.

Тема: Шахматы – спорт, наука, искусство. 

Теория (2): Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. Геометрические мотивы траектории перемещения шахматных фигур. Ходы и взятие ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур
в зависимости от положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила ее выполнения.

Практика (4): Упражнения по выполнению ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

Тема: Правила игры. 

Теория (2): Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства
и различия понятии «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Практика (4): Решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.

Тема: Первоначальные понятия.

Теория (2): Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур.

Практика (4): Упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды.

Тема: Тактика игры.

Теория (2): Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Легкие и тяжелые фигуры, их качество.

Практика (6): Решение арифметических задач (типа «У кого больше?»)
и логических задач («типа «Какая фигура ценнее?»)

Тема: Стратегия игры.

Теория (2): Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация.

Практика (6): Разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Тема: Эндшпиль.

Теория (2): Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля
в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. Пешечный эндшпиль. Король и пешка против короля. Ключевые поля. Правило квадрата. Этюд Рети. Роль оппозиции. Отталкивание плечом. Треугольник. Прорыв. Игра на пат.

Ладейный эндшпиль. Ладья и пешка против пешки. Позиция Филидора, принцип Тарраша, построение моста, активность фигур.

Практика (6): Отработка на шахматной доске пешечного и ладейного эндшпиля.

Тема: Дебют.

Теория (2): Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур
в дебюте. Гамбит, пункт f2 (f7) в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.

Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.

Практика (7): Анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партии.

Тема: Конкурсы решения задач.

Теория (1): Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. Понятие
о варианте. Логическая связка «если, то …». Открытая линия. Проходная пешка. Пешечные слабости. Форпост. Позиция короля. Атака на короля. Централизация. Овладение тяжелыми фигурами 7(2) горизонтально. Вскрытие и запирание линии. Блокада.

Практика (5): Решения конкурсных задач.

Тема: Сеансы одновременной игры. 

Теория (1): Проведение руководителем кружка сеансов одновременной игры
с последующим разбором партий с кружковцами. Матование двумя ладьями, королем и ладьей как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски. Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.

Практика (2): Решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.

Тема: Соревнования.

Практика (8): Показательные выступления обучающихся. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

Тема: Итоговое занятие.

Практика (1): Правила игры в шахматах. Базовые комбинации.


1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


Ожидаемые результаты освоения программы сформулированы
в контексте Концепции развития дополнительного образования
и отслеживаются по трем компонентам:
предметный, метапредметный
и личностный,
что позволяет определить динамику развития каждого обучающегося.

Личностные результаты

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к учебно-познавательной деятельности;

умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к окружающей среде, здоровью своему
и окружающих;

осознанное использование знания основных правил поведения
в природе и основ здорового образа жизни в организации собственного
про­странства жизнедеятельности и деятельности;

умение анализировать результаты деятельности, выбор способа действий с учетом предложенных условий и требований, собственных возможностей и поставленных задач в соответствии с изменяющимися условиями;

формирование основ шахматной культуры;

умение сотрудничать со сверстниками и педагогами.

Предметные результаты:

распознавать проблематику за реальными ситуациями, применяя базо­вые методы познания;

понимать актуальность объяснения фактов, процессов, явле­ний, закономерностей;

решать познавательные задачи и интерпретировать их результаты;

представлять информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

формулировать гипотезы на основании предложенной информации
и предлагать варианты проверки гипотез;

сравнивать объекты/программы/ситуации между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

оценивать эффективность алгоритмов действий.

будут иметь сформированные элементы IT-компетенций.

На изучаемом материале обучающиеся получат знания о:

- шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

- названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

- правилах хода и взятия каждой фигуры, обозначение горизонталей, вертика­лей, полей, шахматных фигур, ценности шахматных фигур, сравнительной силе фигур.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- ориентироваться на шахматной доске, играть каждой фигурой
в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений пра­вил игры;

- правильно помещать шахматную доску между партнерами, правильно расставлять фигуры перед игрой, различать горизонталь, вертикаль, диагональ, рокировать, объявлять шах, ставить мат;

- решать элементарные задачи на мат в один ход, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

- записывать шахматную партию;

- проводить базовые комбинации.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно находить определять цель деятельности, выбирать алгоритм действий;

- уметь решать задачи, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства дости­жения цели;

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха
и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты
и явления;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достовер­ность;

осуществлять логическую операцию установления причинно­следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя/адресата форму фиксации и представления инфор­мации;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей;

самостоятельно организовывать учебно-позновательное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договари­ваться друг с другом и т.д.);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректиро­вать его.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ


2.1 Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во
ча­
сов

Тема занятия

Форма

контроля

1.

сентябрь

17.09.20 г.

Беседа

2

Организационное занятие.

Входное тестирование

2.

сентябрь

24.09.20 г.

Беседа

Практическое занятие

2

Шахматная доска

Квест

3.

октябрь

1.10.20 г.

Беседа


2

Шахматы – спорт, наука, искусство

Квест


4.

октябрь

8.10.20 г.

Практическое занятие. Игра

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

Квест


5.

октябрь

15.10.20 г.

Практическое занятие. Игра

2

Шахматы – спорт, наука, искусство

Квест


6.

октябрь

22.10.20 г.

Беседа


2

Правила игры


Квест

7.

октябрь

29.10.20 г.

Практическое занятие. Игра

2

Правила игры


Квест

8.

ноябрь

5.11.20 г.

Практическое занятие. Игра

2

Правила игры


Квест

9.

ноябрь

12.11.20 г.

Беседа

2

Первоначальные понятия

Шахматная партия

10.

ноябрь

19.11.20 г.

Практическое занятие. Игра

2

Первоначальные понятия

Шахматная партия

11.

декабрь

26.12.20 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Первоначальные понятия

Шахматная партия

12.

декабрь

3.12.20 г.

Беседа


2

Тактика игры

Шахматная партия

13.

декабрь

10.12.20 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Тактика игры

Шахматная партия

14.

декабрь

17.12.20 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Тактика игры

Шахматная партия

15.

декабрь

24.12.20 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Тактика игры

Шахматная партия

16.

январь

7.01.21 г.

Беседа


2

Стратегия игры


Контрольные тесты

17.

январь

14.01.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2


Стратегия игры

Шахматная партия

18.

январь

28.01.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Стратегия игры

Шахматная партия

19.

февраль

4.02.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Стратегия игры

Шахматная партия

20.

февраль

11.02.21 г.

Беседа


2

Эндшпиль

Контрольные тесты

21.

февраль

18.02.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Эндшпиль

Шахматная партия

22.

февраль

25.02.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Эндшпиль

Шахматная партия

23.

март

4.03.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2

Эндшпиль

Шахматная партия

24.

март

11.03.21 г.

Беседа


2


Дебют

Контрольные тесты

25.

март

18.03.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2


Дебют

Шахматная партия

26.

март

25.03.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2


Дебют

Шахматная партия

27.

апрель

1.04.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2


Дебют

Шахматная партия

28.

апрель

8.04.21 г.

Беседа


2


Конкурсы решения задач

Контрольные тесты

29.

апрель

15.04.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2


Конкурсы решения задач

Шахматная партия

30.

апрель

22.04.21 г.

Практиче­ское заня­тие. Игра

2


Конкурсы решения задач

Шахматная партия

31.

апрель

29.04.21 г.

Беседа



2


Сеансы одновременной игры

Контрольные тесты


32.

май

6.05.21 г.

Практическое занятие. Игра



2




Сеансы одновременной игры

Решение задач


33.

май

13.05.21 г.

Практическое занятие. Игра


2



Соревнования

Соревнование


34.

май

20.05.21 г.

Практическое занятие. Игра


2



Соревнования

Соревнование


35.


май


27.05.21 г.


Практическое занятие. Игра

2


Соревнования


Соревнование


36.


май


28.05.21 г.

Турнир


2


Итоговое занятие

«Шахмат­ный тур­нир»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение

Перечень материалов и оборудования из расчета на одного обучающегося или на одну группу обучающихся.

- спортивный инвентарь, оборудование, компьютеры, расходные материалы к ним, справочная литература, плакаты и т.п.;

- наградной материал: грамоты, призы и т.п.;

- необходимая печатная продукция (маршрутные листы, конверты, рабочие тетради, памятки, листовки, дневники или карты наблюдения и т.п.).

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий необходимо наличие компьютера с выходом
в Интернет, соответствующего программного обеспечения.

Учебное оборудование:

1. Настенная доска - 1 шт.;

2. Шахматные часы - 8 шт.;

3. Флипчарт магнитно-маркерный - 1 шт.

Компьютерное и презентационное оборудование:

1. Интерактивная панель - 1 шт.;

2. Ноутбук - 1 шт.

Мебель:

1. Учебный стол - 8 шт.;

2. Стул ученический - 15 шт.


2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ


Реализация программы предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:

выполнение практической работы;

индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;

тестирование;

соревнование (на занятии, на итоговом занятии).

Виды контроля:

вводный - проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

текущий - проводиться в ходе учебного занятия для закрепления зна­ния по данной теме;

итоговый - проводиться после завершения всей учебной программы;

наблюдение за обучающимися в процессе работы;

индивидуальные и коллективные проекты.

Система оценивания тестовых работ представлена в приложении (Приложение 2.)


Формы и сроки отслеживания результатов


Время
проведе­ния


Цель проведения

Формы и методы контроля

Входная диагностика


Сентябрь/

Январь

Определение уровня личностного развития, уровня развития творче­ских способностей

Опрос, анкетирование,

педа­гогическое наблюдение.

Промежуточная диагностика


В течение года


Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности к воспри­ятию нового материала. Выявление обучающихся, отстающих и опере­жающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюде­ние, опрос, тестирование, оценка проекта, квест-карты, соревнования.


Итоговая диагностика


Декабрь/Май


Определение изменения уровня развития обучающихся, их творче­ских способностей. Определение результатов обучения. Мотивиро­вание обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обу­чение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Тестирование, анкетирование, защита проектов, кон­ференция, конкурс портфо­лио.

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используются:

портфолио;

фотоматериалы;

материалы анкетирования и тестирования.

Портфолио является наиболее наглядной формой отслеживания
и фиксации результатов. Портфолио включает общие сведения об обучающемся, реферативное описание результативности работы в творческом объединении, грамоты, дипломы, сертификаты о победах и участии
в различных меро­приятиях (конкурсах, выставках, соревнованиях), продукты деятельности (распечатку презентаций проектов и сами проекты), информацию, подтвер­ждающую участие обучающегося в конкурсах
и конференциях.

Другими формами предъявления результатов деятельности обучающихся объединения служат:

- итоговое занятие по окончании обучения, которое проходит в форме турнира;

- публикации о результатах деятельности объединения в СМИ, на сайте образовательной организации;

- аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.


2.4 ОЦЕНОЧНЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

К формам промежуточной и итоговой аттестации относятся:

- выполнение практической работы (отработка комбинаций и алго­ритмов игры через дидактические задания);

- ролевая игра, деловая игра, интеллектуальная игра («Шахматные фигуры»);

- решение открытых (творческих, изобретательских) задач;

- индивидуальный письменный и устный опрос, фронтальный опрос;

- работа по квест-картам (системы вопросов и заданий на разные те­мы: «Виды шахмат»);

- квесты («Шахматные баталии»);

- тестирование («Шахматы в России» и т.д.);

- соревнования («Шахматный турнир»).


Планируе­мые резуль­таты


Диагностические методики и задания

Сроки прове­дения

Личностные

Методика исследования ценностных ориента­ций личности (модификация Е.Б. Фаталовой)

Ноябрь/Апрель

Метапред­

метные

Методика «Мотивы учебной деятельности» Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

Ноябрь /Март

Предметные

Турнир. Методика «Логические закономерности» (Тест Липпмана)

Декабрь/Май


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Методическое обеспечение программы

Шахматы онлайн: https://levico.ru

Chess Lessons: https://chesslessons.ru/Lessons

Методы обучения по программе

Исходя из поставленной цели при реализации данной программы осо­бое значение имеют следующие методы обучения по характеру познаватель­ной деятельности обучающихся (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) - при изучении нового материала, выполнение практических работ, ликвида­ции пробелов знаний по пройденному материалу;

- репродуктивный - при отработке навыков игры, работа по заданно­му алгоритму;

- проблемное изложение - при изучении нового материала, углублен­ном изучении отдельных проблемных вопросов, закреплении пройденного материала;

- частично-поисковый (эвристический) - при изучении нового мате­риала, закрепление пройденного материала, углубленном изучении отдель­ных проблемных вопросов;

Все многообразие применяемых в ходе реализации программы методов можно объединить в следующие смысловые группы:

1. Словесные методы обучения;

2. Методы практической работы: упражнение, письменные работы конспект, выписки, составление тезисов (доклада), реферат, графические работы (составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, чертежей, составление структурнологических схем, заполнение матриц, работа с картами);

3. Метод наблюдения: запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, зарисовка, рисунки.

4. Метод проблемного обучения: проблемное изложение материала, выделение противоречий данной проблемы, эвристическая беседа;
самостоя­тельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися, по­иск и отбор аргументов, фактов, доказательств, самостоятельный поиск отве­та учащимися на поставленную проблему;

5. Проектно-конструкторские методы: построение гипотез, моделирование ситуации, создание новых способов решения задачи, проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;

6. Наглядный метод обучения: наглядные материалы; таблицы, схемы, диаграммы, чертежи, графики; демонстрационные материалы: моде­ли, предметы; видеоматериалы.

7. Использование на занятиях активных методов познавательной деятельности: мозговая атака, встреча со специалистами, конкурс, соревнование.

Использование различных методов не остается постоянным на протяжении учебного процесса, интенсивность применения методов зависит от контингента обучающихся, поставленных целей и задач конкретного занятия.

Педагогические технологии

При реализации программы используются следующие педагогические технологии:

технология группового обучения - для организации совместных действий, коммуникаций, общения, взаимопонимания и взаимопомощи;

технология дифференцированного обучения - применяются задания различной сложности в зависимости от интеллектуальной подготовки учащихся;

технология эдьютеймент - для воссоздания и усвоения учащимися изучаемого материала, общественного опыта и образовательной дея­тельности;

технология проблемного обучения - для творческого усвоения знаний, поэтапного формирования умственных действий, активизации различных операций мышления;

информационно-коммуникационные технологии - применяются для расширения знаний, выполнения заданий, создания и демонстрации презентаций на занятиях, проведения диагностики и самодиагностики;

технология решения изобретательских задач - применяется для развития системного диалектического мышления (сильного мышления)
и творче­ского потенциала обучающихся, самостоятельного поиска и получения нуж­ной информации при решении поставленных задач;

кейс-технология - применяется для усвоения новых знаний
и формирования умений через активную самостоятельную деятельность при решении заданной проблемы.

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса по программе являются комбинированное и практическое занятие (занятие - творческая мастерская, занятие-практикум, квест, практические работы). Особое значение имеют практические работы, позволяющие на практике применить полученные теоретические знания. Соревнования позволяют не только углубить имеющиеся знания, но развить коммуникативные способности обучающихся, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, слышать и случать оппонента, презентовать результат своей деятельности. Образовательный процесс строится на основании системно-деятельностного, дифференцированного и индивидуализированного подходов.

Формы организации деятельности, направленной на воспитание
и социализацию обучающихся

Основными формами организации деятельности, направленной на воспитание и социализацию обучающихся в рамках данной программы являются:

организация познавательной деятельности;

организация участия в социальных и культурных практиках.

Социализация и воспитание обучающихся через познавательную деятельность предполагает подбор программного материала и организации заня­тий способствующих развитию личностных качеств обучающихся, эффективной коммуникации, профессиональной ориентации, формированию
Я-концепции обучающегося.

Включение в программу профориентационных материалов, направленных на знакомство с профессиями (в том числе на стыке наук),
в рамках ко­торых необходимо знание математики, способствует расширению общего профессионального кругозора, ранней профориентации, развитию учебно - познавательного компонента в мотивационной структуре личности обучающегося. Особое значение в ранней профориентации обучающихся имеют и встречи с представителями профессий, олимпиады, соревнования.

Важным аспектом успешной социализации обучающихся является формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры. Работа по данному направление реализуется через организа­цию здоровьесберегающей образовательной среды, дополнение программно­го материала тематическим содержанием.

Коллективные и командные формы организации образовательного процесса способствуют развитию навыков эффективной коммуникации обучающихся.

К социальным и культурным практикам можно отнести такие формы работы как реализации проектов, экскурсии, встречи, участие в акциях
и массовых мероприятиях, взаимодействие с социальными партнерами.

При реализации программа учитываются базовые национальные цен­ности российского общества (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество) и приоритетные направления воспитательной деятельности:

интеллектуальное воспитание;

здоровьесберегающее воспитание и культура безопасности;

экологическое воспитание;

гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспита­ние;

воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

формирование коммуникативной культуры.

Реализация программы способствует духовно-нравственному разви­тию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучаю­щихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры.



3. ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ


Нормативные документы

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,
В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011.

Концепция развития дополнительного образования детей [электрон­ный ресурс] / «Электронная газета» http://www.rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html. - Режим доступа: - Документы;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утвержде­нии Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [электронный ресурс] / «Электронная газета». - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/! 1/obr- dok.html. - Документы;

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразова­тельных организациях [электронный ресурс] / - Режим доступа: http://edu-frn. spb.ru/educ/talent/?download6;

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей [электронный ресурс] / «Элек­тронная газета». - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html. - Документы;

Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Рос­сийской Федерации» [электронный ресурс] / Кодексы и законы РФ. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ - Законы.

Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 N 11) [электронный ресурс]: «Законы, кодексы и нормативно-правовые акты
в Российской Федерации». - Режим доступа: -
http://legalacts.ru/doc/pasport- prioritetnogo-proekta-dostupnoe-dopolnitelnoe-obrazovanie-dlia-detei-utv/;

"Паспорт национального проекта "Образование" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/


Список основной литературы


Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Физическая культура. Динамические шахматы. Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ /
Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. - М.:
«RUSSIANCHESSHOUSE/Русский шахматный Дом». - 2015. - 136 с.;

Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы - школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» / И.Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011. - 40 с.;

Уманская Э.Э., Волкова Е.И., Прудникова Е.А. Шахматы в школе.
1­ый год обучения / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. - Москва: Просвещение. - 2016.- 142 с.

Список дополнительной литературы


Березин В. Азы шахмат / В. Березин. - М.: Russian chess house. - 2010. - 93 с.;

Владимиров Я.Г. 1000 шахматных загадок / Я.Г. Владимиров. - М.: Астрель. - 2004. - 86 с.;

Журавлев Н. Шахматы. Шаг за шагом / Н. Журавлев. - М.: Русский шахматный дом. - 2012. - 134 с.;

Ищенко С. Учебник шахматной комбинации / С. Ищенко. - М.: Русский шахматный дом. - 2008. - 82 с.;

Костров В., Рожков П. Шахматный решебник. / В. Костров,
П. Рожков. - СПб. - 2004. - 96с.


Список цифровых ресурсов


1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [электрон­ный ресурс]: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». – Режим доступа: -http://schoolcollection.edu.ru/catalog/search/?text=%D8%E0%F5% EC%E0%F2%FB&tg;

2. Информационный портал «Мир шахмат». [электронный ресурс]: «Мир шахмат». - Режим доступа: - https://chessok.net

3. Информационный портал «Шахматный клуб». [электронный ре­сурс]: «Шахматный клуб». - Режим доступа: - https://xchess.ru;

4. Портал «Шахматный всеобуч». [электронный ресурс]: «Шахматный всеобуч». - Режим доступа: - http://vseobuch.ruchess.ru;


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Характеристика возрастных особенностей обучающихся


Адресат программы: обучающиеся 11-15 лет. Наличие специальной подготовки не требуется, набор обучающихся в группы свободный. Программа состоит с учётом возрастных психологических особенностей обучающихся среднего и старшего школьного возраста. 11 - 15 лет - это период подросткового возраста и ранней юности, характеризующийся наступле­нием физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования обучающихся происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания и образования. На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы, обусловливающее ряд специфических особенностей по­знавательной деятельности и чувственной сферы.

В интеллектуальной деятельности усиливаются индивидуальные различия, активизируется самостоятельное мышление и творческий подход
к решению задач, что позволяет рассматривать данный период как сенситивный для развития творческого мышления. В сфере волевых качеств повыша­ется уровень способности сознательно добиваться поставленной цели, готов­ности к сложной деятельности, настойчивости в преодолении препятствий. Мотивы учения связаны в большей степени с интересом к работе, самостоя­тельным трудом и ситуацией успеха. На данном возрастном этапе материал программы наиболее целесообразен и эффективен для развития высших пси­хических функций: мышления, речи.

Решение практических задач в процессе работы над проектами актуализируют логическое мышление. Постепенно преобладающее значение
в по­знавательной деятельности занимает абстрактное мышление, стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемых предметов и явлений. Обучающиеся осознают, что в учении знание фактов
и при­меров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обоб­щений. Вот почему в их мышлении начинает преобладать аналитико­синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений постепенно уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все
эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения.

В данном возрастном периоде начинается интенсивное нравственное
и социальное формирование личности. Обучающийся пытается определить свою роль и место в социуме, что часто характеризуется изменением форм взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями.

В общении как ведущем виде деятельности на первое место выходит потребность в признании и самоутверждении в среде сверстников, в связи
с чем, особенно важно применять групповые формы организации деятельности. Коллективная образовательная деятельность способствует развитию на­выков коммуникации, умения взаимодействовать с коллективом сверстников для достижения поставленной цели, проявлять себя в разных социальных ро­лях в зависимости от учебной ситуации от лидера до исполнителя. Включе­ние в новый круг общения со сверстниками, объединенными по интересам, способствует более успешной социализации обучающегося.

Проявляется четкая потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации, стремление к самостоятельности. Осуществляется профессиональ­ное и личностное самоопределение. Деловые и ролевые игры, защита инди­видуальных и коллективных проектов благоприятно сказываются на разви­тии речевых способностей и формируют мотивацию к выбору профессий, связанных с научной и исследовательской деятельностью.
В процессе учеб­но-профессиональной деятельности формируются мировоззрение, профес­сиональные интересы и идеалы. Этот период отличается желанием демонст­рировать свои способности.

Личностные ориентиры обучающегося еще очень неустойчивы. Часто встречается безоглядность увлечения, когда ситуативный интерес вдруг приобретает сверхценный характер. Поэтому решающая роль в этом случае принадлежит правильно организованному воспитанию, формированию аксиологического ядра базовых национальных ценностей.


Приложение 2


Система оценивания тестовых работ обучающихся


Оценивание тестовых работ.

Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный - ноль. В соответствии
с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.

В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковую шкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения. В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль - за полностью неверный ответ. Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например, 90 баллов.

В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки.

В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:

2”- менее 50%

3”- 50%-65%

4”- 65%-85%

5”- 85%-100%

Критерии оценки метапредметных результатов методом наблюдения.

Оценка способности - есть/нет.

Понимание

Понимающие чтение (ч-з вопросы на понимание - задаёт вопросы, осно­ванные на собственной интерпретации материала, содержащие собственный вывод или гипотезу.)

Понимающее слушание (ч-з способность к обобщению
и отношение к дис­куссии)

Содержательная активность

Работа в группе (слушает, дополняет, включён в работу)

Коммуникация с педагогом (содержательная, без попытки манипуляции)

Коммуникация между группами (включён в обсуждение, выстраивает дис­куссию, дополняет версию своей группы или версии других групп)

Различение

Выявление основания для различения (через идеализацию - выявляет при­знак, на основании которого строится различение одного от иного)

Фиксация различий между абстракцией и идеализацией как способом рабо­ты (идеализация - совокупность признаков, определяющая генеральную
со­вокупность явления; абстракция - совокупность признаков, не определяющих совокупность явления. Пример бытовой абстракции - «все рыжие на­глые» и т.д.)

Способность к схематизации

Выявление главного на рисунке (чтение рисунка)

Изображение главного в понятных для других символах

Перевод рисунка в схему

Позиционность

Удержание ученической позиции (не скатывается в обиду или раздраже­ние, не настаивает на собственной правоте из упрямства, но содержательно отстаивает свою точку зрения).

Способность к рефлексии

Что делали

Чему научился

Каким образом пришли к выводу

Личное отношение к процессу обучения


Приложение 3

Оценочные и диагностические материалы


Методика оценки личностных планируемых результатов.
Методика исследования ценностных ориентаций личности.

(модификация Е.Б. Фаталовой)

(5 - 11-е классы)

Цель: выявить базовые ценностные ориентации обучающегося.

Ценностные ориентации влияют на определение смысла жизни
и формирова­ние жизненных целей и планов.

Инструкция: «Перед Вами список из 12-ти ценностей. Просим Вас высказать Вашу точку зрения по поводу своей будущей жизни. Необходимо по 10-ти балльной системе оценить каждую из указанных ценностей жизни. Наиболее значимые следует оценивать в 8-10 баллов; просто значимые - 5-7 баллов; нейтральные - 3-4 балла; совсем незначимые - 1-2 балла».

Активная, деятельная жизнь.

Здоровье.

Интересная работа.

Переживание прекрасного в природе и искусстве.

Любовь.

Материально-обеспеченная жизнь.

Наличие хороших и верных друзей.

Уверенность в себе (отсутствие сомнений).

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора).

Свобода как независимость в поступках и действиях.

Счастливая семейная жизнь.

Творчество.

Обработка результатов: по данным теста можно составить своеобразный

ценностно-ориентационный портрет:

главное в моей жизни - 1 и 2;

украшают мою жизнь - 3,4,5 и 6;

были бы желательны - 7 и 8;

в своей жизни я могу обойтись без - 9 и 10;

я думаю, не стоит делать целью своей жизни - 11 и 12.

Методика оценки метапредметных планируемых результатов.
Методика «Мотивы учебной деятельности».

(5 - 11-е классы)

Цель: выявить мотивы учебной деятельности обучающихся.

Инструкция: педагог ставит перед учащимся задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям».

Анкета

Учусь потому, что на занятиях интересно.

Учусь потому, что заставляют родители.

Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.

Учусь потому, что в наше время учатся все, «незнайкой» быть нельзя.

Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей по уче­бе.

Учусь потому, что нравится узнавать новое.

Учусь потому, что нравится педагог.

Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятно­стей.

Учусь потому, что хочу больше знать.

Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

Учусь потому, что хочу быть лучшим учеником.

Обработка и анализ результатов:

Проведите классификацию мотивов; их можно разделить на следующие группы:

а) широкие социальные мотивы - 4, 5;

б) мотивация благополучия - 1, 11;

в) мотивация престижа - 6, 12;

г) мотивация содержания - 7, 10;

д) мотивация прессом -2, 9;

е) узкие социальные мотивы - 3, 8.

Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ и установите соответствие критериям:

а) богатство и разнообразие мотивов;

б) социальная ценность мотивов;

в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.



Методика оценки метапредметных планируемых результатов.

Методика «Уровень общительности» (В.Ф.Ряховский)

(5 - 11- е классы)


Цель: оценка общего уровня коммуникабельности обучающихся.

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

Опросник

Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, соб­рании или тому подобном мероприятии?

Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни

было?

Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была
(в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будет томиться в ожидании?

Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку)
в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов

«Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется,
к какой категории людей относится испытуемый.

Классификатор к тесту В.Ф.Ряховского

30 - 32 очка - Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старай­тесь быть общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых кон­тактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете, эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти перело­мить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо силь­ной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19 - 24 очков - Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают.
И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков - у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вы­зывают у Вас раздражение.

9 - 13 очков - Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4 - 8 очков - Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее - Ваша коммуникабельность носит болезненный харак­тер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совер­шенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, не­редко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на ра­боте, и дома,
и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой
и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпели­вость
и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте
о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.


Методика оценки предметных планируемых результатов. Методика «Логические закономерности» (Тест Липпмана)


Цель: изучение уровня развития и особенностей логического мышления на материале математических закономерностей.

Инструкция: Внимательно прочитайте каждый ряд чисел и продолжите его таким образом, чтобы сохранилась содержащаяся в данном ряду закономер­ность. Для этого впишите ещё два числа вместо точек, в конце каждого ряда. Время решения заданий фиксируется.

Стимульный материал

2, 3, 4, 5, 6, 7;

6, 9, 12, 15, 18, 21;

1, 2, 4, 8, 16, 32;

4, 5, 8, 9, 12, 13;

19, 16, 14, 11, 9, 6;

29, 28, 26, 23, 19, 14;

16, 8, 4, 2, 1, 0.5;

1, 4, 9, 16, 25, 36;

21, 18, 16, 15, 12, 10;

3, 6, 8, 16, 18, 36.

Ключ

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27

1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128

4, 5, 8, 9, 12, 13, 16, 17

19, 16, 14, 11, 9, 6, 4, 1

29, 28, 26, 23, 19, 14, 8, 1

16, 8, 4, 2, 1, 0.5, 0.25, 0.125

1, 4, 9, 16, 25, 36, 49, 64

21, 18, 16, 15, 12, 10, 9, 6

3, 6, 8, 16, 18, 36, 38, 76


Интерпретация результатов теста

Время выполнения задания (мин., сек.)

Кол-во оши­бок


Баллы

Уровень развития логическо­го мышления

2 мин. и ме­нее

0


5

Очень высокий уровень логического мышления

2 мин. 10 сек. - 4

мин. 30

сек.

0

4

Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

4 мин. 35 сек. - 9 мин. 50 сек.

0

3+

Хорошая норма большинства людей

4 мин. 35 сек.- 9

мин. 50

сек.

1

3

Средняя норма

2 мин. 10 сек. - 4

мин. 30

сек.

2-3

3-

Низкая норма

10 мин. - 15 мин.

0-3

2+

Низкая скорость мышления, «тугодум»

Более 16 мин.

Более 5

1

Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое пере­утомление



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации