Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей-инвалидов «Любознайка»
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»
Дополнительная общеобразовательная
социально-гуманитарной направленности
«Любознайка»
(Клуб «Тропинка», для детей-инвалидов)
Возраст: 7 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Берникова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кувандык, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. | ||
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | 3 | ||
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | ||
| 1.1.1 | Направленность программы | 3 | |
| 1.1.2 | Уровень освоения программы | 3 | |
| 1.1.3 | Актуальность программы | 3 | |
| 1.1.4 | Отличительные особенности программы | 4 | |
| 1.1.5 | Адресат программы | 4 | |
| 1.1.6 | Объем и срок освоения программы | 4 | |
| 1.1.7 | Формы обучения и реализации программы | 4 | |
| 1.1.8 | Особенности организации образовательного процесса | 4 | |
| 1.1.9 | Состав группы | 5 | |
| 1.1.10 | Режим занятий | 5 | |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | ||
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 | ||
| 1.3.1 | Учебный план программы 1 года обучения | 6-8 | |
| 1.3.2 | Содержание учебного плана 1 года обучения | 8-11 | |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 11-12 | ||
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 13 | ||
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 13-19 | ||
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 20 | ||
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 20 | ||
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 21 | ||
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 21-22 | ||
2.6 | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 23 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Любознайка»ориентирована на развитие интеллектуальных, познавательных способностейдетей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение,подготовку к школьному обучению.Программа разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 7 лет.
1.1.1 Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма «Любознайка»имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на содействие социализации детей-инвалидов посредством подготовки к школьному обучению.
Программа разработана с учетом специфических особенностей эмоционального, умственного, речевого, социально-личностного развития детей-инвалидов; ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития детей-инвалидов.
Реализуется в Детском клубе «Тропинка» на базе МБУДО «ДПШ» г. Кувандыка Оренбургской области. Программа реализуется первый год. Язык реализации программы – русский.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (стартовый).
1.1.3 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в создании условий для социализации детей-инвалидов дошкольного возраста, подготовкик школьному обучению.Занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе «Любознайка» направлены на развитие умственных способностей учащихся,памяти, воображения, сообразительности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.
1.1.4 Отличительная особенность
Отличительной особенностьюдополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы «Любознайка» от имеющихся программ по данному направлению: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Преемственность». Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет под редакцией Федосовой Н.А., Коваленко Е.В.является:- подготовка к обучению в школе детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
1.1.5 Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана для детей-инвалидов, не посещающих дошкольное учреждение. Возраст учащихся - 7 лет. Программа реализуется с учётом возрастных и физиологических особенностей данной категории детей.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Любознайка» рассчитана на 1 год обучения для детей-инвалидов.
Программа реализуется в объеме:
1-йгод обучения–72 часа
1.1.7 Формы обучения и реализации программы
Форма обучения:очная, очно-заочная, очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
Основной формой организации образовательного процесса является индивидуальное занятие с одним учащимся.
Используются следующие формы аудиторных занятий:
учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;
учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
учебное занятие обобщения и систематизации изученного;
учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков;
комбинированное учебное занятие
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется индивидуально с одним учащимся. В объединение принимаются дети-инвалиды по желанию на основании справки, выданной педиатром о возможности ребенка заниматься предусмотренным программой видом деятельности.
1.1.9 Состав группы
Занятия проводятся индивидуально с 1 учащимся:
1-й год – 1 человек
1.1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год:
1-й год - 72 часа. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу (25 минут).
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, динамическими паузами.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование элементарных математических представлений и основ логического мышления детей-инвалидов, подготовка к школьному обучению
Задачи:
образовательные:
учить решать логические задачи;
учить решать примеры на сложение и вычитание;
закрепить состав чисел первого десятка;
учить решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
познакомить с образованием чисел от 11 до 20 и новой счетной единицей - десятком;
развивающие:
способствовать развитию слуховой памяти, грамотной речи;
способствовать формированию и развитию психических функций познавательной сферы;
содействовать развитию познавательной активности ребёнка;
развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление;
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
способствовать успешной адаптации ребёнка к новой социальной среде;
способствовать формированию положительной мотивации к обучению;
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету математика;
воспитывать усидчивость, целеустремлённость, трудолюбие, выдержку;
приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
оказание помощи в снятии физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план программы 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Беседа, игра |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 21 | 3,6 | 17,4 | |
2.1 | Количество и счёт | 6 | 0,8 | 5,2 | Наблюдение Практическое задание |
2.2 | Ориентирование в пространстве | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3 | Ориентирование на плоскости | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.5 | Решение задач геометрического содержания | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.6 | Задачки в стихах | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.7 | Логические задачки | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.8 | Временные представления | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Цифровой период | 22 | 4,4 | 17,6 | |
3.1 | Цифры и числа. Цифра 1 | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.2 | Цифра 2. Состав числа 2 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.3 | Цифра 3. Состав числа 3 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.4 | Цифра 4. Состав числа 4 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.5 | Цифра 5. Состав числа 5 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.6 | Состав чисел от 1 до 5. Решение примеров и задач | 3 | 0,6 | 2,4 | Наблюдение Практическое задание |
3.7 | Цифра 6. Состав числа 6 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.8 | Цифра 7. Состав числа 7 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.9 | Цифра 8. Состав числа 8 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.10 | Цифра 9. Состав числа 9 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.11 | Число 10. Состав числа 10 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Счёт до 20 | 22 | 4,4 | 17,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.1 | Число 11 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.2 | Число 12 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.3 | Число 13 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.4 | Число 14 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.5 | Число 15 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.6 | Число 16 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.7 | Число 17 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.8 | Число 18 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.9 | Число 19 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.10 | Число 20 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
4.11 | Числовой ряд от 0 до 20 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
5. | Решение арифметических задач | 5 | 1 | 4 | |
5.1 | Решение арифметических задач | 5 | 1 | 4 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Итоговое занятие Игра «Скоро в школу!» | 1 | - | 1 | Игра |
| ИТОГО: | 72 | 13,6 | 58,4 | |
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.
Практика.Игры-загадки
2. Формирование элементарных математических представлений
2.1 Количество и счёт
Теория.Количественный и порядковый счёт
Практика.Выполнение практических заданий, разучивание считалочек
2.2 Ориентирование в пространстве
Теория.Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже, между, наравне, слева, справа
Практика.Выполнение практических заданий, игры-загадки
2.3 Ориентирование на плоскости
Теория.Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол»
Практика.Выполнение практических заданий, аудиозагадки
2.4 Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб
Теория. Свойства геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб
Практика. Выполнение практических заданий, загадки о геометрических фигурах
2.5 Решение задач геометрического содержания
Теория. Признаки и отличительные свойства геометрических фигур
Практика. Работа со счётными палочками и геометрическим материалом
2.6 Задачки в стихах
Теория. Особенности решения задачек в стихотворной форме
Практика. Решение задач, выполнение аудиозаданий
2.7Логические задачки
Теория. Особенности решения логических задачек
Практика. Решение задач, аудиозадачки
2.8 Временные представления
Теория. Пространственные и временные представления (обобщение знаний)
Практика. Аудиозадания, загадки
2.9. Итоговое занятие
Практика. Выполнение аудиозаданий, загадки, считалочки
3. Цифровой период
3.1. Цифры и числа. Цифра 1
Теория. Число и цифра 1. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.2. Цифра 2. Состав числа 2
Теория. Число и цифра 2. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.3. Цифра 3. Состав числа 3
Теория. Число и цифра 3. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.4. Цифра 4. Состав числа 4
Теория. Число и цифра 4. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.5. Цифра 5. Состав числа 5
Теория. Число и цифра 5. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.6.Состав чисел от 1 до 5. Решение примеров и задач
Теория.Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Решение примеров, задач, развивающих заданий
3.7. Цифра 6. Состав числа 6
Теория. Число и цифра 6. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.8. Цифра 7. Состав числа 7
Теория. Число и цифра 7. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.9 Цифра 8. Состав числа 8
Теория. Число и цифра 8. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использование счётного материала, загадки, стихи
3.10. Цифра 9. Состав числа 9
Теория. Число и цифра 9. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
3.11. Цифра 10. Состав числа 10
Теория. Число и цифра 10. Счёт (количество-число, число-количество)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки, стихи
4. Счёт до 20
4.1. Число 11
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 11 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.2. Число 12
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 12 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.3. Число 13
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 13 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.4. Число 14
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 14 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.5. Число 15
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 15 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.6. Число 16
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 16 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.7. Число 17
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 17 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.8. Число 18
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 18 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.9. Число 19
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 19 (десяток, единицы)
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.10. Число 20
Теория. Счёт (количество-число, число-количество)
Состав числа 20
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала
4.11.Числовой ряд от 0 до 20
Теория. Закрепление изученного материала
Практика.Выполнение заданий с использованием счётного материала, загадки
5. Решение арифметических задач
5.1. Решение арифметических задач
Теория. Способы решения простых арифметических задач на сложение и вычитание
Практика.Решение и составление простых арифметических задач с использованием счётного материала, аудиозадачи
6. Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год. Игра «Скоро в школу!»
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка. Данная работа ведётся с учётом требований по ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
| Ожидаемый результат | Метод | Методика |
Предметный результат | - Знает теоретический программный материал; - умеет определять, называть геометрические фигуры, их свойства; - умеет соотносить понятия «количество - счёт», «счёт - количество»; - умеет решать логические задачи и задачи в стихах; - умеет решать простые арифметические задачи; - знает состав чисел первого десятка. | Наблюдение Опрос Анализ работ Беседа | Выполнение практических заданий |
Метапредметный результат | - Знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - умеет содержать в порядке рабочее место; - умеет слушать педагога и выполнять его задания; - может самостоятельно выполнить задание. | Наблюдение Беседа | |
Личностный результат | - Проявляет интерес к занятиям; - стремится к установлению позитивных отношений с педагогом; - старается доводить начатое дело до конца; - испытывает потребность в познании нового; - участвует в совместной деятельности. | Наблюдение Беседа | |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график 1 года обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 16 | 10.55-11.20 | Беседа-практикум | 1 | Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание, игра |
2 | Сентябрь | 17 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Сентябрь | 23 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Сентябрь | 24 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Сентябрь | 30 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Октябрь | 1 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7 | Октябрь | 7 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
8 | Октябрь | 8 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9 | Октябрь | 14 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
10 | Октябрь | 15 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Ориентирование на плоскости | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11 | Октябрь | 21 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Ориентирование на плоскости | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
12 | Октябрь | 22 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13 | Октябрь | 28 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
14 | Октябрь | 29 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение задач геометрического содержания | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15 | Ноябрь | 5 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение задач геометрического содержания | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
16,17 | Ноябрь (упл.за 04.11.20) | 11 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Задачки в стихах Задачки в стихах | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
18 | Ноябрь | 12 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Логические задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19 | Ноябрь | 18 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Логические задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
20 | Ноябрь | 19 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Временные представления | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21 | Ноябрь | 25 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Временные представления | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
22 | Ноябрь | 26 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23 | Декабрь | 2 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифры и числа. Цифра 1 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
24 | Декабрь | 3 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 2. Состав числа 2 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Декабрь | 9 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 2. Состав числа 2 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Декабрь | 10 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 3. Состав числа 3 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Декабрь | 16 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 3. Состав числа 3 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Декабрь | 17 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 4. Состав числа 4 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Декабрь | 23 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 4. Состав числа 4 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30 | Декабрь | 24 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 5. Состав числа 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
31 | Декабрь | 30 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 5. Состав числа 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
32 | Декабрь | 31 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Состав чисел от 1 до 5 Решение примеров и задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
33,34 | Январь (упл.за 06.01.21) | 13 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Состав чисел от 1 до 5 Решение примеров и задач Состав чисел от 1 до 5 Решение примеров и задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
35,36 | Январь (упл.за 07.01.21) | 14 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 6. Состав числа 6 Цифра 6. Состав числа 6 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
37 | Январь | 20 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 7. Состав числа 7 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
38 | Январь | 21 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 7. Состав числа 7 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
39 | Январь | 27 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 8. Состав числа 8 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
40 | Январь | 28 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 8. Состав числа 8 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
41 | Февраль | 3 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 9. Состав числа 9 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
42 | Февраль | 4 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Цифра 9. Состав числа 9 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
43 | Февраль | 10 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 10. Состав числа 10 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
44 | Февраль | 11 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 10. Состав числа 10 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
45 | Февраль | 17 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 11 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
46 | Февраль | 18 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 11 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
47 | Февраль | 24 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 12 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
48 | Февраль | 25 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 12 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
49 | Март | 3 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 13 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
50 | Март | 4 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 13 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
51 | Март | 10 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 14 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
52 | Март | 11 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 14 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
53 | Март | 17 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 15 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
54 | Март | 18 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 15 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
55 | Март | 24 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 16 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
56 | Март | 25 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 16 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
57 | Март | 31 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 17 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
58 | Апрель | 1 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 17 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
59 | Апрель | 7 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 18 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
60 | Апрель | 8 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 18 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
61 | Апрель | 14 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 19 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
62 | Апрель | 15 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 19 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
63 | Апрель | 21 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
64 | Апрель | 22 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Число 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
65 | Апрель | 28 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Числовой ряд от 0 до 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
66 | Апрель | 29 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Числовой ряд от 0 до 20 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
67 | Май | 5 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение арифметических задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
68 | Май | 6 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение арифметических задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
69 | Май | 12 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение арифметических задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
70 | Май | 13 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение арифметических задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
71 | Май | 19 | 10.55-11.20 | Учебное | 1 | Решение арифметических задач | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
72 | Май | 20 | 10.55-11.20 | Игра | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
оборудование (столы, стулья) по возрасту и росту детей;
счётный материал, цветные карандаши, счётные палочки;
объёмные цифры, объёмные геометрические фигуры;
ноутбук;
аудио (загадки, задачи, стихи)
кадровое обеспечение:
– педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области дошкольной педагогики и психологии, коррекционной педагогики и психологии, начального образования или прошедший профессиональную подготовку.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты работы представляются в форме отслеживания результатов диагностических данных, практических работ учащихся.
Формы аттестации
Для эффективности реализации программы проводится мониторинг знаний, умений, навыков учащихся (сентябрь, январь, май).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, анализ практических работ учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал
практические задания
диплом
журнал посещаемости
портфолио
фото
отзыв детей и родителей
свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики
аналитическая справка
открытое занятие
отчет итоговый
портфолио
2.4 Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:
входная диагностика - проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка в творческое объединение. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств;
текущая диагностика - проводится в середине учебного года.Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств к середине учебного года.
итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
2.5 Методические материалы
Формы организации образовательного процесса:
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по учёту знаний, практическое занятие, по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные занятия
Формы организации учебного занятия:
При организации деятельности учащихся на занятиях программой предусмотренаиндивидуальная форма занятий.
Занятия должны отвечать общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности ребёнка, а также учитывать, что освоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий.Обязательным условием каждого занятия является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах.
Методы обучения и воспитания:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
беседа;
рассказ;
инструктаж;
упражнения;
решение задач;
по источнику получения знаний:
словесные;
использование технических средств;
практические:
практические задания;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
проблемный;
частично-поисковый;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический
Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, прослушивание аудиозаданий.
На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа, игра.
На этапе повторения изученного материала – наблюдение, устный контроль, тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – выполнение практического задания.
2.6 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1)Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей (Сан ПиН 2.4.4.3172-14)
Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Научно-популярное издание. Для семейного чтения - М.: Центрполиграф, 2011 г.
Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. В. Надеждина. Издательство: АСТ, 2011 г.
Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. И. Светлова. Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких, 2015 г.
Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. М.: Ириас, Серия: Учимся, играя, 2006 г.
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. Звонкин А. К. М.: МЦНМО, МИОО, 2006 г.
Математика для дошкольников. Издательство: Ювента, Серия: Математика для дошкольников, 2015 г.
Развивающие загадки для самых умных малышей./Авт.-сост. В Надеждина. Минск: Харвест, 2008 г.
Учимся считать до 20. Соколова Е. И. Академия развития, 2002 г.
12) Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Москва, «ВАКО», 2005 г.
Интернет-источники:
- «Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет//http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html
- Задачи в стихах для старших дошкольников//http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zadachi-v-stihah-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
- Математика//http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika