Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка» (для детей-инвалидов)
Управление образования администрации муниципального образования
Кувандыкский городской округ Оренбургской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского
городского округа Оренбургской области»
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО Педагогическим советом МБУДО «ДПШ» Протокол № 2 от 14.09.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДПШ» ___________А.И.Хакимова Приказ № 11 от 14.09.2018 г. |
Изменения к программе рассмотрены на заседании педагогического совета МБУДО «ДПШ» Протокол № 4 от 15.01.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «ДПШ» ___________Т.А. Валишева Приказ № 57 от 17.01.2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Почемучка»
(Клуб «Тропинка», для детей-инвалидов)
Возраст: 5-6 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик программы:
Берникова Светлана Геннадьевна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Кувандык, 2019 год
СОДЕРЖАНИЕ
| | Стр. | ||
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | 3 | ||
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 | ||
| 1.1.1 | Направленность программы | 3 | |
| 1.1.2 | Уровень освоения программы | 3 | |
| 1.1.3 | Актуальность программы | 3 | |
| 1.1.4 | Отличительные особенности программы | 4 | |
| 1.1.5 | Адресат программы | 4 | |
| 1.1.6 | Объем и срок освоения программы | 4 | |
| 1.1.7 | Формы обучения и реализации программы | 4 | |
| 1.1.8 | Особенности организации образовательного процесса | 4 | |
| 1.1.9 | Состав группы | 5 | |
| 1.1.10 | Режим занятий | 5 | |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 5 | ||
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 6 | ||
| 1.3.1 | Учебный план программы 1 года обучения | 6-9 | |
| 1.3.2 | Содержание учебного плана 1 года обучения | 9-12 | |
| 1.3.3 | Учебный план программы 2 года обучения | 13-15 | |
| 1.3.4 | Содержание учебного плана 2 года обучения | 15-18 | |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 18-19 | ||
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 20 | ||
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 20-31 | ||
2.2 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | 32 | ||
2.3 | ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ | 32 | ||
2.4 | ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ | 33 | ||
2.5 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 33-35 | ||
2.6 | БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | 36-37 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка» ориентирована на развитие интеллектуальных, познавательных способностей детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, подготовку к школьному обучению. Программа разработана с учётом современных теорий, технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей 5 лет.
1.1.1 Направленность программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка» имеет социально-педагогическую направленность и ориентирована на содействие социализации детей-инвалидов посредством подготовки к школьному обучению.
Программа разработана с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, умственного, речевого, социально-личностного развития детей-инвалидов; ведущих мотивов и потребностей, характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития детей-инвалидов.
Реализуется в Детском клубе «Тропинка» на базе МБУДО «ДПШ» г. Кувандыка Оренбургской области. Программа реализуется второй год. Язык реализации программы – русский.
1.1.2 Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – общекультурный (стартовый, базовый).
1.1.3 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в создании условий для социализации детей-инвалидов дошкольного возраста, подготовки к школьному обучению. Занятия по общеобразовательной общеразвивающей программе «Почемучка» направлены на развитие умственных способностей учащихся, памяти, внимания, воображения, сообразительности, наблюдательности, подготовку мышления детей к усвоению математики, формирование мыслительных умений. Занятия готовят ребенка не только к обучению в общеобразовательной школе, но и закладывают основу для развития качеств личности: активность, самоорганизованность, самодисциплина, ответственность, умение находить правильные ответы, тем самым сохранить свою индивидуальность.
1.1.4 Отличительная особенность
Отличительными особенностями общеобразовательной общеразвивающей программы «Почемучка» от имеющихся программ по данному направлению: Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Преемственность». Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет под редакцией Федосовой Н.А., Коваленко Е.В. являются:- интеграция предметов: математика и логика;
- подготовка к обучению в школе детей-инвалидов, не посещающих дошкольное образовательное учреждение
1.1.5 Адресат программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана для детей-инвалидов, не посещающих дошкольное учреждение. Возраст учащихся - 5 лет. Программа реализуется с учётом возрастных и физиологических особенностей данной категории детей.
1.1.6 Объем и срок освоения программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Почемучка» рассчитана на 2 года обучения для детей-инвалидов.
Программа реализуется в объеме:
1-й год обучения – 72 часа
2-й год обучения – 72 часа
1.1.7 Формы обучения и реализации программы
Организация образовательного процесса предполагает очную форму обучения (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2).
Основной формой организации образовательного процесса является занятие в малой группе - 2 ребёнка.
Используются следующие формы аудиторных занятий:
учебное занятие по ознакомлению учащихся с новым материалом;
учебное занятие закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
учебное занятие обобщения и систематизации изученного;
учебное занятие выработки и закрепления умений и навыков
комбинированное учебное занятие
1.1.8 Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс осуществляется с учащимися в малых группах. В объединение принимаются дети-инвалиды по желанию на основании справки, выданной педиатром о возможности ребенка заниматься предусмотренным программой видом деятельности.
1.1.9 Состав группы
Занятия проводятся в микрогруппе:
1-й год – 2 человека
2-й год – 2 человека
1.1.10 Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество часов в год:
1-й год - 72 часа. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу (25 минут);
2-й год - 72 часа. Занятия 2 раза в неделю по 1 часу (25 минут);
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией, динамическими паузами.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование элементарных математических представлений и основ логического мышления детей-инвалидов, подготовка к школьному обучению.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся со свойствами предметов;
познакомить учащихся с геометрическими фигурами, их свойствами;
познакомить учащихся с пространственными отношениями;
познакомить учащихся с понятием «число», «цифра»;
сформировать навыки правильного пользования простым карандашом и цветными карандашами.
развивающие:
способствовать развитию слуховой и зрительной памяти, мелкой моторики рук, грамотной речи;
способствовать формированию общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
содействовать развитию познавательной активности дошкольников;
развивать сообразительность, смекалку, логическое и наглядно-образное мышление;
способствовать успешной адаптации ребенка к новой социальной среде;
способствовать формированию положительной мотивации к обучению.
воспитательные:
воспитывать интерес к предмету математика;
воспитывать усидчивость, целеустремлённость, аккуратность, трудолюбие, терпение;
приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
формировать коммуникативные качества: дружелюбие, готовность сотрудничать, вежливость, культуру поведения в коллективе.
оказание помощи в снятии физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план программы 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 55 | 9,2 | 45,8 | |
2.1 | Свойства предметов | 8 | 1,2 | 6,8 | |
2.1.1 | Величина. Размер | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.2 | Величина. Большой - маленький | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.3 | Величина. Длинный - короткий | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.4 | Величина. Высокий - низкий | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.5 | Величина. Широкий - узкий | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.6 | Величина. Толстый - тонкий | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.7 | Величина (обобщение) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
2.1.8 | Величина (итоговое занятие) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
2.2 | Ориентирование в пространстве | 10 | 1,6 | 8,4 | |
2.2.1 | Пространственные отношения: на, над, под | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.2.2 | Пространственные отношения: слева-справа | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.2.3 | Пространственные отношения: между, посередине | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.2.4 | Пространственные отношения: выше, ниже, наравне | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.2.5 | Пространственные отношения (обобщение) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
2.2.6 | Ориентирование в пространстве (итоговое занятие) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
2.3 | Геометрические фигуры | 12 | 2 | 10 | |
2.3.1 | Геометрическая фигура: квадрат | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3.2 | Геометрическая фигура: треугольник | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3.3 | Геометрическая фигура: прямоугольник | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3.4 | Геометрические фигуры: овал, круг | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3.5 | Геометрические фигуры: ромб, трапеция, многоугольник | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3.6 | Геометрические фигуры (обобщение) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
2.3.7 | Геометрические фигуры (итоговое занятие) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
2.4 | Количество и счёт | 25 | 4,4 | 20,6 | |
2.4.1 | Число и цифра 0 | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.2 | Число и цифра 1 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.3 | Число и цифра 2 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.4 | Число и цифра 3 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.5 | Число и цифра 4 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.6 | Число и цифра 5 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.7 | Число и цифра 6 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.8 | Число и цифра 7 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.9 | Число и цифра 8 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.10 | Число и цифра 9 | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.11 | Число 10 | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.12 | Счёт (количество-число, число-количество) | 4 | 0,4 | 3,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.4.13 | Счёт (итоговое занятие) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Логика | 15 | 2,8 | 12,2 | |
3.1 | Логика. Сравнение | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.2 | Логика. Систематизация | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.3 | Логика. Умозаключения | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.4 | Логика. Смысловое соотнесение, аналогии | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.5 | Логика. Обобщение, классификация | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.6 | Логика. Отрицание | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.7 | Логика. Анализ, синтез | 2 | 0,4 | 1,6 | Наблюдение Практическое задание |
3.8 | Логика (итоговое занятие) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Игра |
| ИТОГО: | 72 | 12,2 | 59,8 | |
1.3.2 Содержание учебного плана 1 года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.
Практика. Игры на знакомство.
2. Формирование элементарных математических представлений
2.1. Свойства предметов
2.1.1. Величина. Размер
Теория. Свойства предметов по величине.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.1.2. Величина. Большой - маленький
Теория. Свойства предметов: большой - маленький. Размер предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Два мешочка».
2.1.3. Величина. Длинный - короткий.
Теория. Свойства предметов по величине: длинный – короткий. Длина предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто быстрее?»
2.1.4. Величина. Высокий - низкий.
Теория. Свойства предметов по величине: высокий - низкий. Высота предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.1.5. Величина. Широкий - узкий.
Теория. Свойства предметов: широкий - узкий. Ширина предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Широкий - узкий».
2.1.6. Величина. Толстый - тонкий.
Теория. Свойства предметов: толстый - тонкий. Толщина предмета.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.1.7. Величина (обобщение)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.1.8. Величина (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.2. Ориентирование в пространстве
2.2.1. Пространственные отношения: на, над, под
Теория. Пространственные отношения: над, на, под.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Что где растёт?»
2.2.2. Пространственные отношения: слева-справа
Теория. Пространственные отношения: справа – слева.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Весёлые карандаши».
2.2.3. Пространственные отношения: между, посередине
Теория. Пространственные отношения: между, посередине.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Игра «Кто где находится?»
2.2.4. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне
Теория. Пространственные отношения: выше, ниже, наравне.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.2.5. Пространственные отношения (обобщение)
Практика. Работа по развивающим карточкам
2.2.6. Ориентирование в пространстве (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам
2.3. Геометрические фигуры
2.3.1. Геометрическая фигура: квадрат
Теория. Признаки геометрической фигуры: квадрат. Предметы, похожие на квадрат.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.3.2. Геометрическая фигура: треугольник
Теория. Признаки геометрической фигуры: треугольник. Предметы, похожие на треугольник.
Практика. Работа по развивающим карточкам. Работа со счётными палочками.
2.3.3. Геометрическая фигура: прямоугольник
Теория. Признаки геометрической фигуры: прямоугольник. Предметы, похожие на прямоугольник.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.3.4. Геометрические фигуры: овал, круг
Теория. Предметы, похожие на овал, круг
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.3.5. Геометрические фигуры: ромб, трапеция, многоугольник.
Теория. Признаки геометрических фигур: Предметы, похожие на ромб, трапецию, многоугольник.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.3.6. Геометрические фигуры (обобщение)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.3.7. Геометрические фигуры (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4. Количество и счёт
2.4.1. Число и цифра 0
Теория. Число и цифра 0.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.2. Число и цифра 1.
Теория. Число и цифра 1. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.3. Число и цифра 2.
Теория. Число и цифра 2. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.4. Число и цифра 3.
Теория. Число и цифра 3. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.5. Число и цифра 4.
Теория. Число и цифра 4. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.6. Число и цифра 5.
Теория. Число и цифра 5. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.7. Число и цифра 6.
Теория. Число и цифра 6. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.8. Число и цифра 7.
Теория. Число и цифра 7. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.9. Число и цифра 8.
Теория. Число и цифра 8. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.10. Число и цифра 9.
Теория. Число и цифра 9. Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.11. Число 10.
Теория. Число 10 Счёт (количество-число, число-количество).
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.12. Счёт (количество-число, число-количество).
Теория. Соотнесение количества предметов и числа.
Соотнесение числа и количества предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
2.4.13. Счёт (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3. Логика
3.1. Логика. Сравнение
Теория. Понятие «сравнение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.2. Логика. Систематизация
Теория. Понятие «систематизация».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.3. Логика. Умозаключения.
Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.4. Логика. Смысловое соотнесение, аналогии.
Теория. Пары предметов. Понятия «смысловое соотнесение», «аналогия».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.5. Логика. Обобщение, классификация.
Теория. Понятия «обобщение», «классификация». Группа предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.6. Логика. Отрицание.
Теория. Понятие «предмет, обратный исходному».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.7. Логика. Анализ, синтез.
Теория. Понятие «общий признак предмета».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.8. Логика (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4. Итоговое занятие
Практика. Игра «Путешествие по математической стране».
Подведение итогов за учебный год.
1.3.3 Учебный план программы 2 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
2 | Формирование элементарных математических представлений | 25 | 2,6 | 22,4 | |
2.1 | Количество и счёт | 6 | 0,8 | 5,2 | Наблюдение Практическое задание |
2.2 | Ориентирование в пространстве | 4 | 0,4 | 3,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.3 | Ориентирование на плоскости | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.4 | Задания на развитие координации движения руки | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.5 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | 4 | 0,4 | 3,6 | Наблюдение Практическое задание |
2.6 | Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.7 | Решение задач геометрического содержания | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.8 | Задачки в стихах | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
2.9 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Логика | 19 | | | |
3.1 | Логические задачки | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.2 | Логика (сравнение) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.3 | Логика (систематизация) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.4 | Логика (умозаключения) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.5 | Логика (смысловое соотнесение) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.6 | Логика (аналогии) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.7 | Логика (обобщение, классификация) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.8 | Логика (анализ, синтез) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.9 | Логика (отрицание) | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
3.10 | Логика (итоговое занятие) | 1 | - | 1 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Графический диктант | 15 | 2,2 | 12,8 | |
4.1 | Зайчик. Графический диктант. Зайчик. Диктант с усложнением | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.2 | Автомобиль. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.3 | Лиса. Два способа графического диктанта | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.4 | Белка. Два способа графического диктанта | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.5 | Слон. Два способа графического диктанта | 2 | 0,2 | 1,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.6 | Рыбки. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.7 | Лягушка. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.8 | Ключ. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.9 | Волк. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.10 | Бытовые приборы. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
4.11 | Кенгуру. Графический диктант | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Математическая мозаика | 11 | | | |
5.1 | Клуб весёлых математиков (КВМ) | 1 | - | 1 | Игра |
5.2 | Путешествие в Сообразилию | 1 | - | 1 | Путешествие |
5.3 | Геометрия вокруг нас | 1 | - | 1 | Игра |
5.4 | Весёлые геометры | 1 | - | 1 | Игра |
5.5 | Турнир юных математиков | 1 | - | 1 | Конкурс |
5.6 | Думай, смекай, отгадывай! | 1 | - | 1 | Игра |
5.7 | Путешествие в страну Смекалию | 1 | - | 1 | Путешествие |
5.8 | Математический лабиринт | 1 | - | 1 | Игра |
5.9 | В сказку за знаниями | 1 | - | 1 | Путешествие |
5.10 | В стране ребусов | 1 | - | 1 | Игра |
5.11 | В гостях у Знайки | 1 | - | 1 | Игра |
6 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Игра |
| ИТОГО: | 72 | 6,8 | 65,2 | |
1.3.4 Содержание учебного плана 2 года обучения
Вводное занятие
Теория. Инструктаж по охране труда, правила поведения на занятии, организация рабочего места.
Практика. Игры-загадки
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счёт
Теория. Количественный и порядковый счёт.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Ориентирование в пространстве
Теория. Пространственные отношения: на, над, под, выше, ниже, между, наравне, слева, справа.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Ориентирование на плоскости
Теория. Понятия «сторона», «верх», «низ», «угол».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Задания на развитие координации движения руки
Теория. Понятия «клетка», «центр», «сторона», «верх», «низ», «угол».
Практика. Работа в тетради.
Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб
Теория. Свойства геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия
Теория. Понятия «точка», «отрезок», «прямая линия», «кривая линия».
Практика. Работа в тетради.
Решение задач геометрического содержания
Теория. Признаки и отличительные свойства геометрических фигур.
Практика. Работа со счётными палочками и геометрическим материалом.
Задачки в стихах
Теория. Особенности решения задачек в стихотворной форме.
Практика. Решение задач.
2.9. Итоговое занятие
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3. Логика
3.1Логичекие задачки
Теория. Особенности решения логических задачек.
Практика. Решение задач.
3.2. Логика (сравнение)
Теория. Понятие «сравнение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.3. Логика (систематизация)
Теория. Понятие «систематизация».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.4. Логика (умозаключения)
Теория. Понятия «закономерность», «умозаключение».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.5. Логика (смысловое соотнесение)
Теория. Понятие «смысловое соотнесение». Пара предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.6. Логика (аналогии)
Теория. Понятие «аналогия».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.7. Логика (обобщение, классификация)
Теория. Понятия «обобщение», «классификация».
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.8. Логика (анализ, синтез)
Теория. Понятия «анализ», «синтез». Общий признак предметов.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.9. Логика (отрицание)
Теория. Предмет, обратный исходному. Противоположный предмет.
Практика. Работа по развивающим карточкам.
3.10. Логика (итоговое занятие)
Практика. Работа по развивающим карточкам.
4. Логика
4.1. Зайчик. Графический диктант. Зайчик. Диктант с усложнением
Теория. Правила написания графического диктанта. Особенности написания диктанта с усложнением.
Практика. Графический диктант «Зайчик».
4.2. Автомобиль. Графический диктант
Теория. Правила написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Автомобиль».
4.3. Лиса. Два способа графического диктанта
Теория. Способы написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Лиса».
4.4. Белка. Два способа графического диктанта
Теория. Способы написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Белка».
4.5. Слон. Два способа графического диктанта
Теория. Способы написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Слон».
4.6. Рыбки. Графический диктант
Теория. Правила написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Рыбки».
4.7. Лягушка. Графический диктант
Теория. Способы написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Лягушка».
4.8. Ключ. Графический диктант
Теория. Особенности написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Ключ».
4.9. Волк. Графический диктант
Теория. Особенности написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Волк».
4.10. Бытовые приборы. Графический диктант
Теория. Правила написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Бытовые приборы».
4.11. Кенгуру. Графический диктант
Теория. Особенности написания графического диктанта.
Практика. Графический диктант «Кенгуру».
5. Математическая мозаика
5.1. Клуб весёлых математиков (КВМ)
Практика. Выполнение развивающих заданий.
5.2. Путешествие в Сообразилию
Практика. Игра-путешествие. Выполнение творческих заданий.
5.3. Геометрия вокруг нас
Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками.
5.4. Конкурс «Весёлые геометры»
Практика. Работа с геометрическим материалом, счётными палочками.
5.5. Турнир юных математиков
Практика. Игра-соревнование. Выполнение практических заданий.
5.6. Думай, смекай, отгадывай!
Практика. Игра. Выполнение развивающих заданий.
5.7. Путешествие в страну Смекалию
Практика. Выполнение заданий на смекалку.
5.8. Математический лабиринт
Практика. Выполнение заданий на смекалку, решение задач.
5.9. В сказку за знаниями
Практика. Игра-путешествие «В сказку за знаниями».
5.10. В стране ребусов
Практика. Решение ребусов, головоломок.
5.11. В гостях у Знайки
Практика. Выполнение развивающих заданий.
Итоговое занятие
Подведение итогов за учебный год.
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты освоения данной общеобразовательной общеразвивающей программы отслеживаются по трём компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику интеллектуального и творческого развития каждого ребёнка. Данная работа ведётся с учётом требований по ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
| Ожидаемый результат | Метод | Методика |
Предметный результат | - Знает правила штриховки и раскрашивания предмета; - умеет определять, называть геометрические фигуры, их свойства; - умеет соотносить понятия «количество - счёт», «счёт - количество»; - умеет ориентироваться в пространстве; - знает теоретический программный материал; - умеет анализировать, сравнивать, обобщать предметы. | Наблюдение Развивающие карточки Опрос Анализ работ Беседа | Выполнение практических заданий |
Метапредметный результат | - Знает правила поведения на занятии; - соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения; - умеет содержать в порядке рабочее место; - умеет слушать педагога и выполнять его задания; - умеет работать по образцу; - может самостоятельно выполнить задание. | Наблюдение Беседа | |
Личностный результат | - Проявляет интерес к занятиям; - стремится к установлению позитивных отношений со сверстниками и педагогом; - старается доводить начатое дело до конца; - аккуратен при выполнении работы; - испытывает потребность в познании нового; - участвует в совместной деятельности. | Наблюдение Беседа | |
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 Календарный учебный график 1 года обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1,2 | Ноябрь (упл. за 20.09.18) | 1 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Пространственные отношения: слева-справа Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание Наблюдение |
3,4 | Ноябрь (упл. за 21.09.18) | 2 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Пространственные отношения: между, посередине Пространственные отношения: слева-справа | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5,6 | Ноябрь (упл. за 27.09.18) | 8 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Пространственные отношения: между, посередине Пространственные отношения: на, над, под | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7,8 | Ноябрь (упл. за 28.09.18) | 9 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Пространственные отношения: выше, ниже, наравне Пространственные отношения: на, над, под | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9,10 | Ноябрь (упл. за 4.10.18) | 15 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Пространственные отношения: выше, ниже, наравне Величина. Размер | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11,12 | Ноябрь (упл. за 5.10.18) | 16 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Пространственные отношения (обобщение) Величина. Большой – маленький | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13,14 | Ноябрь (упл. за 11.10.18) | 22 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве (итоговое занятие) Величина. Длинный – короткий | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15,16 | Ноябрь (упл. за 12.10.18) | 23 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Геометрическая фигура: квадрат Величина. Высокий – низкий | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
17,18 | Ноябрь (упл. за 18.10.18) | 29 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Геометрическая фигура: квадрат Величина. Широкий – узкий | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19,20 | Ноябрь (упл. за 19.10.18) | 30 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Геометрическая фигура: треугольник Величина. Толстый – тонкий | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21,22 | Декабрь (упл. за 25.10.18) | 6 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Геометрическая фигура: треугольник Величина (обобщение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23,24 | Декабрь (упл. за 26.10.18) | 7 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Геометрическая фигура: прямоугольник Величина (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Декабрь | 13 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Геометрическая фигура: прямоугольник | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Декабрь | 14 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: овал, круг | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Декабрь | 20 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: овал, круг | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Декабрь | 21 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: ромб, трапеция, многоугольник | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Декабрь | 27 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: ромб, трапеция, многоугольник | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30,31 | Декабрь (упл. за 3.01.19) | 28 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры (обобщение) Геометрические фигуры (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
32,33 | Январь (упл. за 4.01.19) | 10 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 0 Число и цифра 1 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
34 | Январь | 11 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 1 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
35 | Январь | 17 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 2 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
36 | Январь | 18 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 2 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
37 | Январь | 24 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 3 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
38 | Январь | 25 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 3 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
39 | Январь | 31 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 4 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
40 | Февраль | 1 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 4 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
41 | Февраль | 7 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
42 | Февраль | 8 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 5 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
43 | Февраль | 14 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 6 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
44 | Февраль | 15 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 6 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
45 | Февраль | 21 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 7 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
46 | Февраль | 22 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 7 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
47 | Февраль | 28 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 8 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
48 | Март | 1 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число и цифра 8 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
49 | Март | 7 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 9 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
50 | Март | 14 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Число и цифра 9 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
51 | Март | 15 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Число 10 | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
52,53 | Март (упл.за 8.03.19) | 21 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Счёт (количество-число, число-количество) Счёт (количество-число, число-количество) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
54,55 | Март | 22 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Счёт (количество-число, число-количество) Счёт (количество-число, число-количество) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
56 | Март | 28 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Счёт (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
57,58 | Март | 29 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Логика. Сравнение Логика. Сравнение | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
59,60 | Апрель | 4 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Логика. Систематизация Логика. Систематизация | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
61,62 | Апрель | 5 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Логика. Умозаключения Логика. Умозаключения | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
63,64 | Апрель (упл. за 2.05.19) | 11 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Логика. Смысловое соотнесение, аналогии Логика. Смысловое соотнесение, аналогии | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
65,66 | Апрель (упл. за 3.05.19) | 12 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Логика. Обобщение, классификация Логика. Обобщение, классификация | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
67,68 | Апрель (упл. за 9.05.19) | 18 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Логика. Отрицание Логика. Отрицание | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
69,70 | Апрель (упл. за 10.05.19) | 19 | 11.20-11.50 | Учебное | 1 | Логика. Анализ, синтез Логика. Анализ, синтез | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
71 | Апрель | 25 | 11.10-11.40 | Учебное | 1 | Логика (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
72 | Апрель | 26 | 11.20-11.50 | Игра | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
Календарный учебный график 2 года обучения
№ | Месяц | Число | Время проведения занятий | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 18 | 11.35-12.00 | Беседа | 1 | Вводное занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение |
2 | Сентябрь | 19 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
3 | Сентябрь | 25 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
4 | Сентябрь | 26 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
5 | Октябрь | 2 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
6 | Октябрь | 3 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
7 | Октябрь | 9 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Количество и счёт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
8 | Октябрь | 10 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
9 | Октябрь | 16 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
10 | Октябрь | 17 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
11 | Октябрь | 23 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ориентирование в пространстве | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
12 | Октябрь | 24 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ориентирование на плоскости | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
13 | Октябрь | 30 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ориентирование на плоскости | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
14 | Октябрь | 31 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Задания на развитие координации движения руки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
15 | Ноябрь | 6 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Задания на развитие координации движения руки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
16 | Ноябрь | 7 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
17 | Ноябрь | 13 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
18 | Ноябрь | 14 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
19 | Ноябрь | 20 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал, ромб | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
20 | Ноябрь | 21 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
21 | Ноябрь | 27 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Геометрические понятия: точка, отрезок, прямая линия, кривая линия | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
22 | Ноябрь | 28 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Решение задач геометрического содержания | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
23 | Декабрь | 4 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Решение задач геометрического содержания | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
24 | Декабрь | 5 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Задачки в стихах | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
25 | Декабрь | 11 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Задачки в стихах | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
26 | Декабрь | 12 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
27 | Декабрь | 18 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логические задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
28 | Декабрь | 19 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логические задачи | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
29 | Декабрь | 25 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (сравнение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
30 | Декабрь | 26 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (сравнение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
31,32 | Январь (упл.за 1.01.20) | 9 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (систематизация) Логика (систематизация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
33,34 | Январь (упл.за 2.01.20) | 15 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (умозаключения) Логика (умозаключения) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
35,36 | Январь (упл.за 8.01.20) | 16 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (смысловое соотнесение) Логика (смысловое соотнесение) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
37 | Январь | 22 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (аналогии) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
38 | Январь | 23 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (аналогии) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
39 | Январь | 29 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (обобщение, классификация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
40 | Январь | 30 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (обобщение, классификация) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
41 | Февраль | 5 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (анализ, синтез) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
42 | Февраль | 6 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (анализ, синтез) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
43 | Февраль | 12 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (отрицание) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
44 | Февраль | 13 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (отрицание) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
45 | Февраль | 19 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Логика (итоговое занятие) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Практическое задание |
46 | Февраль | 20 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Зайчик. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
47 | Февраль | 26 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Зайчик. Диктант с усложнением | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
48 | Февраль | 27 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Автомобиль. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
49 | Март | 4 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Лиса. Два способа графического диктанта | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
50 | Март | 5 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Лиса. Два способа графического диктанта | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
51 | Март | 11 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Белка. Два способа графического диктанта | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
52 | Март | 12 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Белка. Два способа графического диктанта | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
53 | Март | 18 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Слон. Два способа графического диктанта | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
54 | Март | 19 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Слон. Два способа графического диктанта | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
55 | Март | 25 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Рыбки. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
56 | Март | 26 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Лягушка. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
57 | Апрель | 1 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Ключ. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
58 | Апрель | 2 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Волк. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
59 | Апрель | 8 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Бытовые приборы. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
60 | Апрель | 9 | 11.35-12.00 | Учебное | 1 | Кенгуру. Графический диктант | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Практическое задание |
61 | Апрель | 15 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | Клуб весёлых математиков (КВМ) | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
62 | Апрель | 16 | 11.35-12.00 | Путешествие | 1 | Путешествие в Сообразилию | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
63 | Апрель | 22 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | Геометрия вокруг нас | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
64 | Апрель | 23 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | Весёлые геометры | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
65 | Апрель | 29 | 11.35-12.00 | Конкурс | 1 | Турнир юных математиков | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Конкурс |
66 | Апрель | 30 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | Думай, смекай, отгадывай | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
67 | Май | 6 | 11.35-12.00 | Путешествие | 1 | Путешествие в страну Смекалию | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
68 | Май | 7 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | Математический лабиринт | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
69 | Май | 13 | 11.35-12.00 | Путешествие | 1 | В сказку за знаниями | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Путешествие |
70 | Май | 14 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | В стране ребусов | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
71 | Май | 20 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | В гостях у Знайки | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
72 | Май | 21 | 11.35-12.00 | Игра | 1 | Итоговое занятие | Ул. Строителей, 13 Каб. №5 | Наблюдение Игра |
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет;
оборудование (столы, стулья) по возрасту и росту детей;
доска;
простой карандаш, раздаточные карточки, цветные карандаши, счётные палочки;
бумага А4 (белая);
практические задания по темам.
информационное обеспечение:
- интернет источники:
«Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет // http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет // http://eknigi.org/dlja_detej/73228-gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-4-5-let.html
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет // http://myefe.ru/mybook/product/gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-5-6-let.html
Графические диктанты // http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm
Загадки // http://uznavaka.ru/zagadki/
Задачи в стихах для старших дошкольников // http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zadachi-v-stihah-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
Математика // http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika
Математические загадки для дошкольников в стихах // http://www.mamapapa
кадровое обеспечение:
– педагог дополнительного образования, имеющий профессиональное образование в области дошкольной педагогики и психологии, коррекционной педагогики и психологии, начального образования или прошедший профессиональную подготовку.
2.3 Формы аттестации и контроля
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты работы представляются в форме отслеживания результатов диагностических данных, практических работ учащихся.
Формы аттестации
Для эффективности реализации программы проводится мониторинг знаний, умений, навыков учащихся (сентябрь, январь, май).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, анализ практических работ учащихся.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитический материал
практические задания
диплом
журнал посещаемости
портфолио
фото
отзыв детей и родителей
свидетельство (сертификат).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики
аналитическая справка
открытое занятие
отчет итоговый
портфолио
2.4 Оценочные материалы
Результативность работы по программе отслеживается на протяжении всего процесса обучения:
входная диагностика - проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка в творческое объединение. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств;
текущая диагностика - проводится в середине учебного года. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков и личностных качеств к середине учебного года.
итоговая диагностика - проводится в конце учебного года. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
2.5 Методические материалы
Формы организации образовательного процесса:
- по дидактической цели: вводное занятие, занятие по учёту знаний, практическое занятие, по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений, навыков, комбинированные занятия;
Формы организации учебного занятия:
При организации деятельности учащихся на занятиях программой предусмотрены формы занятий: групповая, работа в парах, индивидуальная.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей, а также учитывать то, что усвоение учебного материала необходимо осуществлять на занятии с применением здоровьесберегающих технологий. Непременным условием каждого занятия является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах.
Хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребёнка могут быть игры с пальчиками.
При проведении игр необходимо соблюдать следующие рекомендации:
отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы;
игровые задания должны постепенно усложняться;
начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть;
никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует;
недопустимо переутомление ребёнка в игре.
Методы обучения и воспитания:
по внешним признакам деятельности педагога и учащихся:
беседа;
рассказ;
инструктаж;
демонстрация;
упражнения;
решение задач;
по источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц;
использование технических средств;
практические:
практические задания;
по степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частично-поисковый;
по логичности подхода:
индуктивный;
дедуктивный;
аналитический
Разнообразие форм применяется в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала используется объяснение, рассказ, показ, демонстрация.
На этапе закрепления изученного материала используется беседа, практическая работа, игра.
На этапе повторения изученного материала – наблюдение, устный контроль, тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – выполнение практического задания.
2.6 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Для педагогов:
1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
2) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.13 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
300 развивающих упражнений 6-7 лет. Дошкольный клуб. РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
Арифметическая разминка. Учимся решать необычные задачки. Аменицкий Н., Сахаров И., Тромгольт С. Научно-популярное издание. Для семейного чтения - М.: Центрполиграф, 2011.
Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малыша. В. Надеждина. Издательство: АСТ, 2011.
Большая книга заданий и упражнений на развитие логики малыша. И. Светлова. Издательство: Эксмо, Серия: Большие книги знаний для самых маленьких. 2015.
Весёлая математика для самых маленьких. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.
Весёлые часы. Знакомимся с временами года. Земцова О. Н. Издательство: Азбука-Аттикус, 2013.
Весёлый счёт 5-6 лет. Тетрадь для занятий взрослых с детьми. А. Левина, О. Морозова. М.: Олма-Пресс, 2004. Серия: Полный курс подготовки к школе.
Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей. О.Н. Земцова. Издательство:Machaon, Азбука-Аттикус, 2015.
Графические диктанты: Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М.:ВАКО, 2004.
Гусев, В. А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В. А. Гусев. — М.: Вербум-М: Академия, 2003.
Думай, считай, решай. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.
Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е.В. М.: Ириас, Серия: Учимся, играя, 2006.
Знакомимся с клеточками. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2014.
Играем, считаем, учимся. Математические игры дома и на улице. От 3 до 6 лет. Чарнер К. - СПб: Питер, 2011 г.
Лабиринты. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2012.
Логика. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2014.
Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. Звонкин А. К. М.: МЦНМО, МИОО, 2006.
Математика для дошкольников. Издательство: Ювента, Серия: Математика для дошкольников, 2015.
Математика для малышей. Пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 4-6 лет. Соколова Е. И. Москва: Атберг, 2007 г.
Нарисуй по образцу. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2011.
Ориентировка в пространстве. Папка дошкольника. Издательство: Весна-Дизайн: ИП Бурдина С. В., 2013.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Развивающие загадки для самых умных малышей./Авт.-сост. В Надеждина. Минск: Харвест,2008.
Развитие внимания и логического мышления (4-6 лет). Е. Бортникова. Издательство: Литур, Серия: Готовимся к школе, 2014.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы общеобразовательных организаций дополнительного образования детей (Сан ПиН 2.4.4.3172-14)
Учимся считать до 20. Соколова Е. И. Академия развития, 2002.
Учимся считать. Гаврина С. Е. и др. М.: Росмэн-Пресс, 2008. Серия: Умный ребенок. Для старшего дошкольного возраста.
Формирование математических представлений. Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина. Москва, «ВАКО», 2005 г.
Цвет, форма, величина. Папка дошкольника. Т. Сиварева Издательство: ИП Бурдина С. В., 2013.
Для родителей и детей
1. «Занимательная математика». Задачи в стихах для детей 5–7 лет // http://www.maam.ru/detskijsad/zadachi-v-stihah-dlja-detei-5-7-let.html
2. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 4-5 лет // http://eknigi.org/dlja_detej/73228-gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-4-5-let.html
3. Грамотейка. Интеллектуальное развитие детей 5-6 лет // http://myefe.ru/mybook/product/gramotejka-intellektualnoe-razvitie-detej-5-6-let.html
4. Графические диктанты // http://www.kindergenii.ru/grdiktant.htm
5. Загадки // http://uznavaka.ru/zagadki/
6. Задачи в стихах для старших дошкольников // http://ped-kopilka.ru/blogs/elena-anatolevna-kovaleva/zadachi-v-stihah-dlja-starshih-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov.html
7. Математика // http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika
8. Математические загадки для дошкольников в стихах // http://www.mamapapa