12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алексеева Татьяна Сергеевна113



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30




«Принято»

Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ №30

________________/Н.В. Ступак/

ФИО

от «31» августа 2020 г.



«Рассмотрено»

На заседании педагогического совета

протокол № 1 от 28.08.2020

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

МОУ СОШ №30

____________/Н.А. Касьяненко/

ФИО

от «31» августа 2020 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ №30

_____________/Т.В. Купцова/

ФИО

Приказ № 430 от 31.08.2020 г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

кружка «Эколята»

для обучающихся: 2 - 3 классов

срок реализации: 2 года







Автор составитель:

Алексеева Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов,

МОУ СОШ №30











г. Комсомольск-на-Амуре, 2020



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эколята» для 2-3 классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (М., Просвещение, 2018) и на основе авторской программы внеурочной деятельности Н.Н. Кондратьева «Мы» для 2-3 классов (М., Детство-Пресс, 2005г.).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эколята» предназначена для организации внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в 2-3 классах, направлена на формирование готовности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

«Эколята» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик выпускника начальной школы:

* любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

* овладение основами умения учиться;

* способность к организации собственной деятельности;

* готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

* доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи экологической исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую экологическую практику, трансформирование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития, формирование экологической культуры.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

- Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

- Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

- Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

- Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

- Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.

Формы проведения занятий: рассказ, беседы, практические работы, решение практических задач, обмен информацией, наблюдение и опыты, игры, и другие формы. Активно используется наглядность, создание проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа «Эколята» сочетает в себе экологическую направленность с духовно-нравственной направленностью, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

2-й год обучения – «Знакомые незнакомцы. Экология моего дома» (72 часа);

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов. Познавательная экология.» (36 часов).

Занятия проводятся 2-й год обучения 2 раза в неделю по одному академическому часу, 3-й год обучения – 1 раз в неделю.

Основные принципы содержания программы:


принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации.


Основные принципы содержания программы:

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практическое направленности.


Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля - единая экосистема.

Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.


Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

Результативность и целесообразность работы выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

МЕСТО КУРСА «ЭКОЛЯТА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–3-х классов. На изучение программы в начальной школе выделяется 108 часов. Во 2 классе 72 часа, в 3 классе 36 часов. Занятия проводятся во 2 классе - 2 раза в неделю, в 3 классе – 1 раз в неделю по 40 минут.


Ценностными ориентирами содержания программы являются:


развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;

развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.


ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);

воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);

мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).


Метапредметными результатами являются:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметными результатами являются:

в ценностно-ориентационной сфере: сформированность представлений об экологии, как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

в познавательной сфере: наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;

в трудовой сфере: владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;

в эстетической сфере: умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства

в сфере физической культуры: знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс 2-го класса Вводное занятие (2 часа), «Дикие животные» (19 часов), «Пернатые жители» (13 часов), «Мой дом за окном» (8 часов), «Я и моё окружение» (9 часов), «Гигиена моего дома» (7 часов), «Вода источник жизни» (4 часа), «Солнце и свет в нашей жизни» (3 часа), «Весенние работы» (2 часа), «Воздух и здоровье» (1 час):

Введение (2ч). Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (1 ч).

Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении практических работ и экскурсий. Практическая работа (1ч) «Путешествие в мир животных (игра «Поле чудес»).

Раздел 1. Дикие животные (19ч).

Занятие 1: Заяц - «Длинное ухо» (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа.

Практическая работа (0,5ч): «Знакомство с народными приметами и пословицами» (0,5ч).

Занятие 2: Лисица. «Лиса Патрикеевна» (0,5ч). Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Практическая работа (0,5ч): Разгадываем загадки о лисе.

Занятие 3: Серый хищник – волк (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.

Практическая работа (0,5ч): работа в группах - «Раскрась волка». Разгадывание ребусов.

Занятие 4: Хозяин леса – медведь (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета «Бурый медведь».

Занятие 5: Любознательный зверёк – белка (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения белки.

Практическая работа (0,5ч): работа в группах – «Собери мозаику».

Занятие 6: Куница - охотник на белок (0,5ч). Чтение рассказа В.Бианки «Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения куницы.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Занятие 7: Лесной красавец – лось (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах - Панно «Лесной красавец».

Занятие 8:Сердитый недотрога - ёж (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Ёж».

Практическая работа (0,5ч): игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

Занятие 9: Подземный житель – крот (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Земляные холмики».

Практическая работа (0,5ч): игра: «Поле чудес».

Занятие 10: Всеядное животное — барсук (0,5ч). Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.

Практическая работа (0,5ч): Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».

Занятие 11: Бобр-строитель (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», знакомство со скороговорками и народными приметами.

Практическая работа (0,5ч): отгадывание картинок с изображением бобра, разгадывание загадок.

Занятие 12: Запасливый бурундук (0,5ч). Рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа «Придумай загадку».

Занятие 13: Кабан - дикий родственник домашней свиньи (0,5ч). Рассказ учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.

Практическая работа (0,5ч): конкурс «Кто? Где? Когда?».

Занятие 14: Мышка-норушка (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, загадок.

Занятие 15: Рысь - родственник кошки (0,5ч). Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь».

Практическая работа (0,5ч): рисование домашней кошки или рыси.

Занятие 16: Соболь - «дорогой» зверёк (0,5ч). Знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные животные».

Занятие 17: Тигр - самая большая кошка на Земле (0,5ч). Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В. Зотова «Тигр».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание ребусов, загадок. Составление портрета тигра.

Занятие 18: Косуля - самый маленький европейский олень (0,5ч). Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Практическая работа (0,5ч): игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Занятие 19: Дикие животные.

Практическая работа (1ч): чтение стихов о животных, игра «Угадай по описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».

Раздел 2. Пернатые жители(13ч)

Занятие 1:Воробей - самая распространённая птица на Земле (0,5ч). Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета воробья.

Занятие 2: Ворона - «интеллектуальная» птица (0,5ч). Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворона».

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах «Рисование вороны».

Занятие 3: Сорока - белобока - «лесная сплетница» (0,5ч). Слайды с изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока», стихотворения «Сорока - Трещётка».

Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, игра «Пословицы и поговорки о сороке».

Занятие 4: «Лесной доктор» - дятел (0,5ч). Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Практическая работа (0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами.

Занятие 5: Соловей - «великий маэстро» (1ч). Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Занятие 6: Галка - городская птица (0,5ч). Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка».

Практическая работа (0,5ч): работа в группах «Собираем мозаику».

Занятие 7: Загадочная птица - кукушка (0,5ч). Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».

Практическая работа (0,5ч): игра «Народные приметы и поговорки».

Занятие 8: «Пернатая кошка» - сова (0,5ч). Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами.

Практическая работа (0,5ч): игра «Кто и что ест?»

Занятие 9: Любимая птица – снегирь (0,5ч). Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».

Практическая работа (0,5ч): рисование ярких птиц.

Занятие 10: «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (0,5ч). Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение стихотворения «Дружные сестрички –жёлтые синички».

Практическая работа (0,5ч): рисование птиц с яркими клювами.

Занятие 11: Наш добрый сосед - скворец (0,5ч). Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Знахари». Чтение стихотворения «Скворец».

Практическая работа (0,5ч): изготовление кормушек из пластиковых бутылок.

Занятие 12: «Золотая птица» — иволга (0,5ч). Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Народные приметы.

Практическая работа (0,5ч): игра «птичьи расцветки».

Занятие 13: Пернатые жители.

Практическая работа (1ч): КВН - крылатая компания.

Раздел 3. «МОЙ ДОМ ЗА ОКНОМ» (8 часов)

Занятие 1. Мой дом (1час)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Занятие 2. Дом, где мы живем (1час)

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Занятие 3. Практическое занятие «Уборка школьного двора» (1час)

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.

Занятие 4. Практическое занятие «Деревья твоего двора» (1 час).

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Занятие 5-6. Птицы нашего двора (1час)

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Занятие 7-8. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» (2 часа).

Техника безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек.

Раздел 4. «Я И МОЁ ОКРУЖЕНИЕ» (9 часов)

Занятие 1. Моя семья (1 час).

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Занятие 2. Соседи-жильцы (1 час).

Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Занятие 3. Мой класс (1 час).

Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу.

Занятие 4. Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» (1 час).

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе.

Занятие 5. Дом моей мечты (1 час).

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Занятие 6. Рассказы, стихи о семье (1 час).

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Занятие 7. Комнатные растения в квартире, в классе (1 час).

Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Занятие 8. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 час).

Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Занятие 9. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» (1 час).

Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Раздел 5. «ГИГИЕНА МОЕГО ДОМА» (7 часов).

Занятие 1. Гигиена класса (1 час).

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными.

Занятие 2. Практическое занятие «Гигиена класса» (1 час).

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены.

Занятие 3. Бытовые приборы в квартире (1 час).

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.

Занятие 4. Экскурсия в школьную кухню (1 час).

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов.

Занятие 5. Наша одежда и обувь (1 час).

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические, гигиенические требования, условия содержания, уход.

Занятие 6. Русская народная одежда (1 час).

История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой.

Занятие 7. Практическое занятие «Русская национальная одежда» (1 час).

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

Раздел 6. «ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ» (4 часа).

Занятие 1. Вода в моем доме и в природе (1час).

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Занятие 2. Стихи, рассказы о воде в природе (1 час).

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана.

Занятие 3. Вода в жизни растений и животных. (1 час).

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Занятие 4. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена» (1час).

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

Раздел 7. «СОЛНЦЕ И СВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ» (3 часа).

Занятие 1. Солнце, Луна, звезды – источники света (1 час).

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Занятие 2. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 час) Влияние тепла и света на комнатные растения.

Занятие 3. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (1 час).

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы.

Раздел 8. «ВЕСЕННИЕ РАБОТЫ» (2 часа).

Занятие 1. Практическое занятие по подготовке почвы к посеву (1 час).

Подготовка почвы к посеву (перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 2. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними (1 час).

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка клумб. Посадка растений. Уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Раздел 9. «ВОЗДУХ И ЗДОРОВЬЕ» (1 час).

Занятие. Воздух и здоровье человека (1 час).

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Практическое занятие «Уборка в классе. Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание.


Курс 3-го класса Вводное занятие (2 часа), «Человек и природа» (5 часов), «Неживое в природе» (12 часов), «Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой» (10 часов), «Геометрия живой природы» (3 часа), «Царство грибов» (3 часа), «Среда обитания» (6 часов), «Жизнь животных» (4 часа), «Реки и озёра» (8 часов), «Человек и животные» (8 часов), «Сельскохозяйственный труд» (7 часов), .

«ВВЕДЕНИЕ» (2 часа).

Занятие 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час).

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Занятие 2. Мир вокруг. (1 час).

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (2 часов).

Занятие 1. Экология и мы. (1 час). Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Занятие 2. Место человека в мире природы. (1 час).

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (5 часов).

Занятие 1 Неживая природа ( 1час).

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок

«Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Занятие 2. Солнце – источник тепла и света (1 час).

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

Занятие 3. Вода, её признаки и свойства (1 час).

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Занятие 4. Почва – святыня наша. (1 час).

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Занятие 5. Погода. Климат. (1 час).

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (6 часов)

Занятие 1. Практикум «Хлебные крошки» (1 час).

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Занятие 2. Кто улетает, а кто остаётся (1 час).

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц края.

Занятие 3. Вода и жизнь (1 час).

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Занятие 4. Растения рядом (1час).

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Занятие 5. Комнатные растения (1час).

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Занятие 6. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса (1 час).

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (1час)

Занятие 1. Съедобные грибы. Несъедобные грибы. Микроскопические организмы (1 час).

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным). Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (1 час).

Занятие 1. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час).

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Раздел 6. «СРЕДА ОБИТАНИЯ» (4 часов)

Занятие 1. Времена года на Земле (1 час).

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.

Занятие 2. Изменения окружающей среды (1час).

Смена естественных и регулярны изменений, их взаимосвязь (количество растительности– численность травоядных – численность хищников).

Занятие 3. Условия жизни растений (1час)

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Занятие 4. Разнообразие животных, условия их жизни (1час)

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

Раздел 7. «ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ» (3 часа)

Занятие 1. Динозавры – вымерший вид животных (1час)

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков.

Занятие 2. Экологический проект «Почему нужно защищать природу? (1час)

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Занятие 3. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений (1час) Знакомство с разделами Красной книги. Разгадывание загадок.

Раздел 8. «РЕКИ И ОЗЕРА» (4 часов)

Занятие 1. Реки и озера (1час) .

Пресная вода. Осадки.

Занятие 2. Пресноводные животные и растения (1час) .

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов .

Занятие 3. Жизнь у рек и озер (1час) .

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности) .

Занятие 4. Акция «Сохраним первоцвет!» (1час).

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям (составление и распространение листовок – призывов).

Раздел 9. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (6 часов).

Занятие 1. Жизнь среди людей (1час).

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек и вывешивание.

Занятие 2. Домашние животные (1час).

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Занятие 3. Викторина «Собаки – наши друзья» (1час).

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Занятие 4. Уход за домашними животными (1час).

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Занятие 5. Люди и паразиты (1час).

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Занятие 6. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями (1час).

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя».

Раздел 10. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД » (2 часов).

Занятие 1. Семена овощных и декоративных культур (1час).

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Занятие 2. Высадка рассады . Составление графика полива (1час).

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

наиболее типичных представителей животного мира;

какую пользу приносят представители животного мира; некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; планета Земля - наш большой дом;

Солнце - источник жизни на Земле; неживое и живое в природе;

Основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); самоценность любого организма;

значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

человек существо природное и социальное;

разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; различия съедобных и несъедобных грибов;

позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология - наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.



Учащиеся должны уметь:

узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

ухаживать за домашними животными и птицами;

выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие); составлять экологические модели, трофические цепи;

доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта; заботиться о здоровом образе жизни;

заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение); осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.


УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы:

простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, акварельные краски;

аудио- и видеозаписи;

тексты художественных произведений;

специальные тетради, альбомы;

таблицы, плакаты;

видеофильмы ;

разработки занятий;

сборник познавательных опытов и экспериментов;

банк презентаций для проведения мини-курсов;

банк информационно-коммуникационных ресурсов для проведения занятий;

сборник игр и упражнений для проведения тренингов;

макет портфолио обучающегося;

макет «Папки исследователя»;

рекомендации для оформления исследовательских работ;

памятки для проведения наблюдений и экспериментов.



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс


урока

Тема урока

Дата/корректировка

Форма проведения


1-2.


Вводное занятие: Что такое Экология?

Игра «Поле чудес»


Интегрированный урок. Практическая работа. Игра.

3.

Заяц - «Длинное ухо»


Интегрированный урок. Практическая работа. Беседа.

4.

Лисица. «Лиса Патрикеевна»


Интегрированный урок. Практическая работа. Беседа

5.

Серый хищник – волк


Интегрированный урок. Практическая работа. Работа в группах.

6.

Хозяин леса – медведь


Практическая работа. Интегрированный урок. Беседа.

7.

Любознательный зверёк -белка


Интегрированный урок. Практическая работа. Беседа.

8.


Куница - охотник на белок


Интегрированный урок. Практическая работа. Творческая мастерская.

9.

Лесной красавец – лось


Интегрированный урок. Практическая работа. Творческая работа.

10.

Сердитый недотрога- ёж


Интегрированный урок. Практическая работа. Игра.

11.


Подземный житель – крот


Интегрированный урок. Практическая работа. Работа в группах.

12.

Всеядное животное — барсук


Интегрированный урок. Практическая работа. Работа в

13.

Бобр-строитель


Интегрированный урок. Практическая работа. Беседа.

14.

Запасливый бурундук


Интегрированный урок. Практическая работа. Конкурс.

15.


Кабан - дикий родственник домашней свиньи


Интегрированный урок. Практическая работа. Конкурс.

16.


Мышка-норушка


Интегрированный урок. Практическая работа. Урок-сообщение. Творческая лаборатория.

17.

Рысь - родственник кошки


Интегрированный урок. Практическая работа. Игра.

18.

Соболь - «дорогой» зверёк


Интегрированный урок. Практическая работа.

19.


Тигр - самая большая кошка на Земле


Интегрированный урок. Практическая работа. Игра.

20.


Косуля - самый маленький европейский олень


Интегрированный урок. Практическая работа. Игра. Викторина.


21.

Обобщающие занятие о диких животных


Интегрированный урок. Работа в группах.


22.


Воробей - самая распространённая птица на Земле


Практическая работа. Интегрированный урок. Беседа

23.


Ворона - «интеллектуальная» птица


Практическая работа. Интегрированный урок. Беседа

24.


Сорока-белобока - «лесная сплетница»


Практическая работа. Работа в группах.

25.

«Лесной доктор» - дятел


Практическая работа. Интегрированный урок. Беседа

26.

Соловей - «великий маэстро»


Практическая работа.

27.

Галка - городская птица


Практическая работа. Интегрированный урок. Работа в группах.

28.

Загадочная птица - кукушка


Интегрированный урок. Практическая работа. Игра

29.

«Пернатая кошка» - сова


Практическая работа. Интегрированный урок. Игра.

30.


Любимая птица – снегирь


Интегрированный урок. Практическая работа. Творческая мастерская.

31.


«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России


Практическая работа. Интегрированный урок. Беседа

32.


Наш добрый сосед - скворец


Практическая работа. Интегрированный урок. Творческая мастерская.

33.


«Золотая птица» — иволга


Интегрированный урок. Практическая работа. Урок-сообщение. Игра.

34.

Обобщающее занятие о птицах


Интегрированный урок. Игра КВН.


35.

Что такое экология?


Урок- исследование. Беседа.

36.

Мой дом


Урок- исследование. Беседа.

37.

Дом, где мы живем


Беседа.

38.

Практическое занятие «Уборка школьного двора»


Практическое занятие.

39.

Деревья твоего двора


Практическое занятие.

40.

Птицы нашего двора


Урок -исследование. Беседа.

41.

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»


Практическое занятие. Творческая мастерская.

42.


Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»


Практическое занятие. Творческая мастерская.

43.

Моя семья


Лингвистическая мастерская.

44.

Соседи-жильцы


Беседа.

45.

Мой класс


Беседа.

46.


Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»


Практическое занятие. Опыт.

47.

Дом моей мечты


Беседа. Творческая мастерская.

48.

Рассказы, стихи о семье


Конкурс. Интеллектуальный марафон.

49.

Комнатные растения в квартире, в классе


Практическое занятие. Наблюдение.

50-51.


Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


Практическое занятие. Опыт.

52-53.


Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»


Практическое занятие. Исследовательская лаборатория.

54.

Гигиена класса


Практическое занятие. Исследовательская лаборатория.

55.


Практическое занятие «Гигиена класса»


Практическое занятие. Исследовательская лаборатория

56.


Бытовые приборы в квартире


Практическое занятие. Исследовательская лаборатория. Опыт

57.

Экскурсия в школьную кухню


Экскурсия.

58.

Наша одежда и обувь


Беседа.

59.

Русская народная одежда


Практическое занятие. Творческая мастерская.

60.


Практическое занятие «Русская национальная одежда»


Практическое занятие. Творческая мастерская.

61.

Вода в моем доме и в природе


Исследовательская лаборатория.

62.


Стихи, рассказы о воде в природе


Интеллектуальный марафон.

63.


Вода в жизни растений и животных.


Беседа.

64.


Вода и здоровье человека. Личная гигиена.


Практическое занятие. Опыты.

65.


Солнце, Луна, звезды – источники света


Беседа.

66.


Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения


Беседа. Наблюдения.

67.


Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом

потребности тепла и света


Практическое занятие. Исследовательская лаборатория

68.


Воздух и здоровье человека Практическое занятие «Уборка в классе»


Беседа. Практическое занятие. Исследовательская лаборатория.

69-70.


Практическое занятие по подготовке почвы к посеву


Практическое занятие. Опыты.

71-72.


Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними


Опыт.



Календарно-тематическое планирование

3 класс


урока

Тема урока

Дата/корректировка

Форма проведения

1.


Вводное занятие. Мы жители планеты Земля


Беседа. Игра.

2.

Мир вокруг. Экология и мы.


Беседа. Викторина.

3.


Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи


Исследовательская мастерская. Проект.

4.

Осень в лесу. Неживая природа


Экскурсия. Исследовательская лаборатория.

5.


Солнце – источник тепла и света


Беседа.

6.

Вода, её признаки и свойства


Практическое занятие. Опыты и наблюдения.

7.

Почва – святыня наша.


Исследовательская лаборатория

8.

Погода. Климат.


Дискуссия. Практическое занятие. Наблюдение.

9.


Практикум «Хлебные крошки»


Практическое занятие. Творческая мастерская.

10.

Кто улетает, а кто остаётся


Исследовательская лаборатория.

11.

Вода и жизнь


Творческая мастерская. Опыты.

12.

Растения рядом.


Практикум. Экскурсия.

13.

Комнатные растения


Практическое занятие.

14.


Дикорастущие растения луга, водоема и леса


Беседа.

15.

Съедобные, несъедобные микроскопические грибы


Беседа. Викторина.

16.


Сельскохозяйственные машины и орудия


Беседа. Игра.


17.

Жизнь на Земле


Беседа. Игра.

18.

Времена года на Земле


Беседа. Анализ.

19.


Изменения окружающей среды


Беседа. Творческая лаборатория.

20.

Условия жизни растений


Беседа. Наблюдения.

21.


Разнообразие животных, условия их жизни


Беседа. Творческая лаборатория.

22.


Динозавры – вымерший вид животных


Беседа. Творческая мастерская.

23.


Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»


Практическое занятие. Проект.

24.


Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений


Беседа. Викторина.

25.


Реки и озера


Беседа. Игра.

26.


Пресноводные животные и растения


Беседа. Урок-сообщение.

27.

Жизнь у рек и озер


Беседа. Тематическая дискуссия.

28.


Акция « Сохраним первоцвет!»


Практическое занятие. Доклады.

29.

Жизнь среди людей


Практическое занятие. Творческая мастерская

30.

Домашние животные


Творческая мастерская.

31.


Викторина «Собаки – наши друзья»


Игра-викторина.

32.


Уход за домашними животными


Тематическая дискуссия. Аукцион идей.

33.

Люди и паразиты


Беседа. Научные экспедиции.

34.


Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями


Беседа. Научные экспедиции.

35.


Семена овощных и декоративных культур. Подготовка почвы на пришкольном участке


Беседа. Научная лаборатория.

Практическое занятие.

36.


Высадка рассады на участке. Составление графика полива Декоративные растения


Практическое занятие. Беседа. Практикум.

































ЛИТЕРАТУРА


Е. Н. Анашкина. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды. – Ярославль: Академия

Развития, 1998.

А. П. Большаков. Биология. Занимательные факты и тесты. – Санкт-Петербург: Паритет,1999.

Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. – М, Илекса; Ставрополь, 2000.

Н. Я. Дмитриева. Естествознание, 1 класс. – М.: Просвещение, 1995.

А. Х. Тамбиев. Экологическая азбука для детей. Животные. – М.: Школьная пресса, 2000.

Е. М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир». – М.: Экзамен, 2008.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.