Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов»
Министерство социальной защиты Хабаровского края
краевое государственное казенное учреждение «Организация, осуществляющая
обучение, для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
« Детский дом 23»
Принята: Утверждена:
на педагогическом совете и.о. директора
КГКУ Детский дом 23
Протокол № ___ от «___» 2024 г. С.С. Хитрова ______________
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детских домов»
Авторы – составители:
Гущина Виктория Владимировна,
социальный педагог СПСВ;
Демина Наталья Александровна,
социальный педагог СПСВ;
Савочка Валентина Александровна,
педагог-психолог СПСВ
2024 год
Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье подразумевает не только отсутствие болезни и физических дефектов. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия. На развитие и состояние здоровья детей оказывают влияние ряд факторов, одни из них укрепляют здоровье, другие его ухудшают (факторы риска).
Последние составляют четыре группы:
- образ жизни (50 % воздействия на здоровье в общей доле влияния факторов риска);
- наследственность (20 %);
- внешняя среда (20 %);
- качество медицинского обслуживания (10 %).
Основным фактором, формирующим здоровье ребенка, является его образ жизни, в который входят следующие составляющие:
- питание;
- физическая активность;
- отношение к вредным привычкам;
- психологический микроклимат;
- ответственность за сохранение собственного здоровья;
ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма.
Многие подростки употребляют алкогольные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком, воспитывать стойкое негативное отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.
Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Работа по формированию навыков ЗОЖ всегда актуальна для детей в условиях детского дома. Для изучения установок на ЗОЖ воспитанников детского дома было проведено:
Анкетирование «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В. По результатам анкетирования установлено, что материальные блага, друзей, любовь дети ставят выше, чем свое здоровье.
Диагностика «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман. По результатам исследования: 9,7% высокий уровень потребности в ощущениях; 65,4% – средний; 24,9% – низкий.
Проведенное анкетирование и диагностическое исследование подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детских домов.
Учитывая тот фактор, что по своему физическому и психическому развитию дети, воспитывающиеся в детском доме, отличаются от ровесников из семьи, ввиду ограниченного круга общения у них формируется неадекватность поведения, что выражается в постоянных конфликтах с окружающими, неприятие замечаний и запретов. Это определяет необходимость нахождения новых методов и приемов для формирования у воспитанников детских домов установок на ЗОЖ.
Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»
Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, социальных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельность и долголетие.
Задачи:
1. Выявление проблем, связанных со здоровьем воспитанников на основе результатов анкетирования, диагностики; на основе данных предоставленных медицинской службой детского дома.
2. Воспитание у педагогов и детей сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
3. Формирование у воспитанников основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью.
4. Пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
5. Изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение.
6. Знакомство детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм.
7. Повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности воспитанников за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ.
Основания для разработки программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция ООН о правах ребенка.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120.
Отличительные особенности данной программы.
Данная программа разработана с учетом воспитания и обучения подростков, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Планы занятий разработаны с учетом трудностей в обучении, введено много игровых элементов, ролевых игр, экскурсий, конкурсов, акций, творческих проектов.
Программа «Здоровый образ жизни» основывается на следующих принципах обучения:
- Принцип сознательности нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат детей постоянно соблюдать оздоровительно-воспитательный режим.
- Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
- Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
- Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности детей, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
- Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
- Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей у детей является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
- Принцип активности предполагает в детях высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
- Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка.
- Принцип формирования ответственности у детей за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Возраст обучающихся: 8 -18 лет.
Срок реализации программы: 3 года.
Формы и режим занятий:
Занятия проводятся индивидуально и группами 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 мин. Программа рассчитана для работы с детьми 8-18 лет, срок ее реализации три года.
Предполагаемые результаты работы:
- высокий уровень развития мотивации детей к сохранению здоровья;
- овладение детьми базовыми знаниями и умениями;
- освоение детьми эталонов здорового поведения
- отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;
- стремление заботиться о своём здоровье;
- уровень нравственной воспитанности;
- позитивное взаимодействие с окружающим миром;
- снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников;
- снижение процента травматизма.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
- составляющие здоровья, особенности развития своего организма;
- правила личной гигиены и здорового образа жизни;
- основные группы питания, защитные силы организма;
- о здоровьесберегающих технологиях, о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
- правила соблюдения режима дня;
- правила дорожного движения во время перехода дорог, правила пользования общественным транспортом;
- правила пожарной безопасности, правила техники безопасности в быту, в природе.
Умения:
-ответственно относиться к своему здоровью;
- управлять своим эмоциональным состоянием;
- соблюдать правила личной гигиены;
- ухаживать за кожей, глазами, зубами;
- правильно распределять свой рацион питания;
- преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
- совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
- ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
- пользоваться общественным транспортом;
- соблюдать пожарную безопасность;
- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.
Навыки:
-ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
-достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
-отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
-четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
-информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм, работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Условия реализации программы.
Методы работы: практический, наглядный, словесный, иллюстративно-демонстрационный, логический, гностический.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дидактический материал: карточки с заданиями, карточки-опоры, настольная игра «Виды спорта», настольная игра «Азбука движений», дидактическая игра «Полезно-вредно», настольная игра «Спортивное лото», плакаты, игрушки, соответствующая специальная детская литература, видеоподборка материала, подборка презентаций.
Материально-техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, магниты, музыкальный центр, ватманы, альбомы для рисования, цветные карандаши, гуашь, акварель, теннисный стол, принадлежности к игре в дартс, мячи (футбольный, волейбольный), коньки, лыжи, ватрушки.
Формы реализации программы:
- познавательно-игровая программа;
- информационно-исследовательское занятие;
‑ тематическая беседа, рассказ, лекция, лекторий, информационное сообщение, диспут, дискуссия, беседа-игра, беседа-практикум, беседа-рассказ;
‑ круглый стол;
- ток-шоу;
- профилактическое занятие, практическое занятие, практикум;
- деловая игра, дидактическая игра, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, игра-путешествие, настольная игра, конкурсно-познавательная игра, интерактивная игра;
- развлекательные программы;
- занимательный час, чтение статей;
- конкурсы, викторины, КВН;
- конкурсы рисунков, оформление стендов, выставки;
- анкетирование, тестирование, диагностика;
- презентации, проект, просмотр видеофильма;
- информационный семинар;
- устный журнал;
- акции;
- соревнования, подвижные игры.
Технологии, методы и приемы. Особенности реализации.
В обобщенном виде применительно к здоровьесозидающему воспитанию необходимо сочетать образовательные технологии, здоровьесберегающиетехнологии, методы и приемы воспитания. Выделим следующие технологии и методы:
Личностно-ориентированные технологии, которые предполагают партнерство, равные права всех участников, субъект-субъектные отношения, благоприятный психологический климат, обращение к субъектному опыту, нацеленность на формирование личностной позиции, опыта самопознания, адекватной самооценки, создание «ситуации успеха» и др.
Интерактивные технологии, которые предполагают диалог, обсуждение, открытость позиций, мнений и их безоценочное принятие.
Информационно-компьютерные технологии - использование мультимедийного оборудования, наличие презентаций, поиск и использование дополнительных материалов из Интернета и др. Эти технологии позволяют проводить мероприятия в интерактивном режиме, представлять информацию сжато, корректно, мобильно и т.п.
Здоровьесберегающие технологии - использование арттерапии (музыка, изобразительное искусство), подбор и выполнение упражнений, направленных на укрепление физического и психического здоровья (дыхательные, ритмические, профилактические, релаксационные и др.) с обязательным соблюдением принципа «Не навреди!».
Игровые технологии, которые реализуются в игровых формах некоторых занятий, в игровых примерах, заданиях игрового характера, в игровых сюжетах и образах, в разнообразных мероприятиях игровой формы, в деловых играх, играх-шоу.
Методы воспитательного воздействия - этические и проблемные беседы, примеры, убеждение, разъяснение, воспитывающие ситуации, ситуации выбора.
Сочетание словесных, наглядных и практических методов - использование для анализа и обсуждения литературных заданий (отрывки из литературных произведений, пословицы, мудрые высказывания великих людей), проведение тренинговых заданий.
Методы диагностики - они присутствуют в большинстве мероприятий в явном (тест, анкета, диагностическое задание) или скрытом вариантах (когда ребенок по ходу мероприятия получает знания о своих возможностях, способностях, знаниях или умениях).
Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
количество часов |
формы аттестации |
||
всего |
теория |
прак-тика |
|
||
1. |
Основы здоровья и ЗОЖ
|
23 |
13 |
10 |
анкетирование |
2. |
Секреты здоровья
|
24 |
12 |
12 |
тестирование, викторина |
3. |
Профилактика травматизма
|
31 |
16 |
15 |
онлайн-тест |
4. |
Сделай свой выбор
|
28 |
14 |
14 |
анкетирование |
|
Итого:
|
106 |
55 |
51 |
|
Содержание программы:
Данная программа представляет собой систему занятий, включающих познавательный материал в сочетании с физкультурно-оздоровительными комплексами. Материал курса разделен на 4 блока:
Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ», направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни.
Теоретическая часть:
Выявление отношения детей к своему здоровью. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.
Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня.
Обучение детей составлению своего индивидуальный режима дня.
Знакомство с понятиями: утомление, переутомление.
Формирование навыков самостоятельной организации рабочего места, правильной осанки.
Обучение навыкам преодоления негативных эмоций, гнева.
Формирование навыков организации самостоятельного отдыха.
Предоставление информацию о вредном влиянии современной техники на организм человека.
Формирование осознанного отношения к пользованию телевизором, компьютером.
Привитие навыков гигиены жилища.
Предоставление информации о влиянии средств массовой информации влияют на здоровье.
Развитие коммуникативных навыков детей.
Привитие навыков самозащиты в опасных ситуациях.
Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.
Практическая часть:
Проведение анкетирования по изучению отношения к своему здоровью.
Знакомство с различными комплексами упражнений на снятие утомления, формированию правильной осанки, восстановлению дыхания.
Проведение конкурса плакатов, социальной рекламы, оформление стенда ЗОЖ.
Организация диспута на тему: «Что от тебя зависит, а что нет».
Обучение навыкам отстаивания своих права, не ущемляя достоинства других.
Второй блок: «Секреты здоровья», направлен на пропаганду здорового образа жизни, обобщение и закрепление знаний о пищеварительной системе человека, знаниях о правилах питания человека.
Теоретическая часть:
Ознакомление детей с правилами проведения дыхательной гимнастики, релаксационного дыхания, нормами и правилами гигиены, их влиянии на здоровье человека.
Ознакомление о влиянии света на зрение, о дефектах зрения, профилактики заболеваний глаза.
Ознакомление с комплексом упражнений гимнастики для глаз.
Привитие воспитанникам навыкам личной гигиены, в том числе зубов (уход, гигиена, профилактика заболеваний, лечение).
Информирование о целительных свойствах чистого воздуха, о личной и общественной гигиене, витаминах, в которых нуждается наш организм, в каких овощах и фруктах « живут» витамины.
Информирование о простудных заболеваниях, воспалениях дыхательных путей.
Обучение детей навыкам преодоления утомления и переутомления. Рассказ о том, как сберечь свой слух и о его раздражителях.
Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.
Практическая часть:
Обучение детей составлению своего индивидуального режима питания.
Оформление стенда «Правила правильного питания».
Проведение комплекс упражнений «Гимнастика для глаз».
Проведение ролевой игры «Этикет приема пищи».
Составление кроссворда «Витамины».
Проведение тестирования «Что ты знаешь о витаминах».
Работа над проектами «Основа здорового питания», «Мой путь к здоровью».
Третий блок: «Профилактика детского травматизма», направлен на изучение правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в быту и природе.
Теоретическая часть:
Понятие «участники дорожного движения», дорожные знаки.
Изучение правил движения пешеходов и остальных участников дорожного движения.
Изучение видов транспортных средств.
Изучение элементов улиц и дорог.
Изучение правил перехода улиц и дорог.
ДТП, их виды, как их избежать, как оказать первую помощь потерпевшему в аварии.
Изучение правил пожарной безопасности.
Изучение общих правил поведения в быту.
Обучение элементарным навыкам оказания первой помощи при солнечном ударе.
Изучение правил поведения на воде.
Изучение правила безопасности в любую погоду.
Дать понятие «обморожение», как его избежать.
Обучение детей оказанию первой медицинской помощи людям, терпящим бедствие на воде.
Практическая часть:
Проведение сюжетно-ролевой игры «Красный, желтый, зеленый».
Правила перехода улиц и дорог.
Защита проектов «Безопасный путь в школу».
Экскурсии: по улицам поселка, на железнодорожную станцию.
Отгадывание кроссвордов, просмотр презентаций, просмотр видеофильмов.
Проведение викторины «Моя безопасность», игры «Светофор здоровья».
Тестирование: «Безопасность детей на дорогах», «Определение знаний пожарной безопасности», «Правила безопасного поведения в быту»,
«Памятка велосипедиста», «Правила поведения в случае пожара в доме».
Оформление буклета «Правила дорожного движения».
Конкурс рисунков «Правила поведения на воде».
Обучение навыкам первой медицинской помощи при обморожении.
Четвертый блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Теоретическая часть:
Сформировать у воспитанников представление об отрицательном влиянии курения на организм.
Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.
Формирование устойчивого отрицательного отношения к курению.
Изучение последствий курения на организм человека.
Формирование негативного отношения к злоупотреблению спиртными напитками.
Закрепление знаний детей о влиянии алкоголя и алкоголизма на людей.
Пропаганда ЗОЖ, профилактика курения, алкоголизма, наркомании.
Информирование о степени опасности воздействия вредных привычек на организм человека.
Знакомство воспитанников с последствиями употребления наркотических средств.
Информирование детей об ответственности за совершение правонарушений и преступлений в соответствии с действующим законодательством РФ.
Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье.
Информирование детей о возможных угрозах здоровью в опасных для жизни ситуациях.
Обучение детей навыкам противостояния любым зависимостям и людям, которые пытаются к ним приобщить.
Знакомство с законами правовых норм и методами, предпринимаемых правительством против наркотиков.
Выяснить отношение детей к рекламным роликам о табаке и алкоголе.
Практическая часть:
Проведение анкетирования по выявлению вредных привычек («Дорога здоровья», «Предрасположен ли ты к наркотикам» и т.п.).
Изучение влияния вредных привычек на поведение человека и развитие его личности.
Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек «Слабое звено».
Оформление информационного уголка «Осторожно, наркотики!».
Конкурсы рисунков на тему: «Я выбираю жизнь», «Курение – это…», «конкурс карикатуры, конкурсы плакатов.
Игра «Мир без вредных привычек».
Просмотр видеофильмов о вредных привычках, наркомании.
Условия реализации программы.
Методы работы: практический, наглядный, словесный, иллюстративно-демонстрационный, логический, гностический.
Дидактическое и техническое оснащение:
Дидактический материал: карточки с заданиями, карточки-опоры, настольная игра «Виды спорта», настольная игра «Азбука движений», дидактическая игра «Полезно-вредно», настольная игра «Спортивное лото», плакаты, игрушки, соответствующая специальная детская литература, видеоподборка материала, подборка презентаций.
Материально-техническое оснащение занятий: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, магниты, музыкальный центр, ватманы, альбомы для рисования, цветные карандаши, гуашь, акварель, теннисный стол, принадлежности к игре в дартс, мячи (футбольный, волейбольный), коньки, лыжи, ватрушки.
Формы реализации программы:
- познавательно-игровая программа;
‑ информационно-исследовательское занятие;
- тематическая беседа, рассказ, лекция, лекторий, информационное сообщение;
‑ диспут, дискуссия, беседа-игра, беседа-практикум, беседа-рассказ;
- круглый стол, игровая ситуация, ток-шоу;
- профилактическое занятие, практическое занятие, практикум;
- деловая, дидактическая, ролевая игра, игра-путешествие, настольная игра;
- конкурсно-познавательная, интерактивная игра;
- развлекательные программы, занимательный час, чтение статей;
- конкурсы, викторины, КВН, конкурс-викторина;
- конкурсы рисунков, оформление стендов, выставки;
- анкетирование, тестирование, диагностика;
- презентации, проект, кроссворд, просмотр видеофильма;
- информационный семинар, устный журнал;
- акции;
- соревнования, эстафеты, подвижные игры, турпоход.
Формы аттестации
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм, работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- тетрадь посещаемости,
- материал анкетирования,
- материал тестирования,
- конкурс рисунков,
- конкурс плакатов,
- оформление стендов, стенгазет,
- разработка памяток, буклетов,
- защита проектов,
- отзыв воспитанников через анкету-отзыв.
Оценочные материалы (Перечень диагностических методик)
Анкеты:
- «Отношение к своему здоровью». Автор Тихомиров С. В.,
- анкета по выявлению вредных привычек,
- анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ,
- анкета «Дорога здоровья»,
- анкета «Режим дня»,
- анкета «Активное движение – признак здорового образа жизни»,
- анкета «Движение – это жизнь»
Диагностика:
- «Потребность в новых ощущениях», М. Цукерман.
Тесты:
- тест-анкета «Насколько здоровый образ жизни вы ведете?»,
- «Ваше здоровье»,
- «Безопасность детей на дорогах»,
- тест для определения знаний пожарной безопасности,
- «Правила безопасного поведения в быту»,
- тест-анкета «Мы за ЗОЖ»,
- «Наше здоровье в наших руках»,
- «Предрасположен ли ты к наркотикам?»,
- «Что ты знаешь о витаминах?».
Содержание изучаемого курса (календарно- тематическое планирование)
1 год
№ п/п |
Дата (месяц) |
Название раздела, темы |
Форма занятий |
Количество часов |
|
Форма подведения итогов |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все-го |
Тео-рия |
Практика |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. |
Основы здоровья и ЗОЖ |
7 |
4 |
3 |
Конкурс плакатов, проведение тестирования «Насколько здоровый образ жизни вы ведете?», анкета «Режим дня» |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Октябрь |
анкета для обучающихся по ОЗОЖ |
анкетирование |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Октябрь |
«Утомление и переутомление» |
презента-ция, упражне-ния на снятие усталости |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Ноябрь |
«Сон – лучшее лекар-ство» |
устный журнал |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Декабрь |
«Здоро-вый образ жизни» |
конкурс плакатов |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Февраль |
«Как овладеть своими чувства-ми и эмоции-ями» |
Дискус-сия |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Март |
«Режим дня и здоровый организм», анкета «Режим дня» |
Занима-тельный час, анкетирование |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Апрель |
«Здоро-вый образ жизни» |
конкурс плакатов |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
II. |
Секреты здоровья |
8 |
6,5 |
1,5 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Октябрь |
«Режим питания» |
рассказ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Ноябрь |
«Твое здоровье, твоя гигиена». |
устный журнал |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Декабрь |
«Гигиена питания» |
рассказ |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Январь |
«Здоров будешь – все добу-дешь!» |
конкурс-ная программ-ма |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Февраль |
«Гигиена тела челове-ка» |
беседа-игра |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Март |
«Секреты здорово-го питания» |
беседа-практикум |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Апрель |
«Наши друзья – вода и мыло» |
лекторий |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Май
|
«Утрен-няя зарядка» |
беседа |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
III. |
Профилактика травматизма, правила дорожного движения |
10
|
6
|
4
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Октябрь |
«Крас-ный, жёлтый, зелёный» |
рассказ
|
1 |
1 |
|
Тест «Безопасность детей на дорогах» |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Декабрь |
«Участ-ники дорож-ного движе-ния» |
беседа |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Март |
«Мы –пешехо-ды» |
игра- путешествие |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Май |
«Виды транс-портных средств» |
показ презентации |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила пожарной безопасности |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Ноябрь |
«Огонь – друг или враг?» |
Дискус-сия |
1 |
1 |
|
Тест для определения знаний пожарной безопасности |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Апрель |
«Спички детям – не игрушка» |
Практи-кум |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила поведения в быту |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Январь |
«Опас-ность у нас дома» |
Презентация, кроссворд |
1 |
0,5 |
0,5 |
Тест «Правила безопасного поведения в быту» |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Апрель |
«Безопасность при общении с домаш-ними живот-ными» |
беседа-практикум |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Правила поведения в природе |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Декабрь |
«Правила безопас-ности на воде» |
просмотр фильма |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
Май |
Обобще-ние по разделу «Моя безопасность» |
виктори-на |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. |
Сделай свой выбор |
9 |
5,5 |
3,5 |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
октябрь |
«Курение – одна из вредных привычек». |
Проведение анкетирования |
1 |
|
1 |
Анкета по выявлению вредных привычек, конкурс рисунков «Я выбираю жизнь!» |
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
ноябрь |
«Тренинг здорового образа жизни». |
Диалог |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
декабрь |
«Я выбираю жизнь!» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
январь |
«Каково твоё мнение?» |
Дискуссия о наркотиках |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
февраль |
«Влияние алкоголя на организм человека» |
Информационно-исследовательское занятие |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
март |
«Зачем тебе это надо?» |
Круглый стол |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
апрель |
«Нет – вредным привычкам» |
Видеоролик |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
май |
«Умей сказать нет» |
Беседа –диалог |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
май |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого |
34 |
22 |
12 |
|
|
|
|
|
2 год
№ п/п |
Дата (месяц) |
Название раздела, темы |
Форма занятий |
Количество часов |
Форма подведения итогов |
|
|
|||||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|
|
||||||||||||||
I |
Основы здоровья и ЗОЖ |
7 |
3 |
4 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
октябрь |
«Как организовать свой отдых после уроков» |
Беседа – размышление |
1 |
1 |
|
Конкурс социальной рекламы «Мы выбираем ЗОЖ», проведение теста-анкеты «Мы за ЗОЖ» |
|
|
|||||||||
2 |
ноябрь |
«Рекламно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека» |
Информационное сообщение с элементами беседы |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
3 |
декабрь |
«Знай свои права» |
Программа по профилактике правонарушений |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
4 |
январь |
«Давление со стороны сверстников» |
Ролевая игра |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
5 |
февраль |
«Учись говорить нет» |
Игра |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
6 |
март |
«Ты – гражданин Отечества!» |
Игра – викторина |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
7 |
апрель |
«Мы выбираем ЗОЖ» (плакаты) |
Конкурс социальной рекламы |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
II |
Секреты здоровья |
8 |
5 |
3 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
октябрь |
Обобщение по разделу. «Учимся не болеть». |
Беседа за круглым столом |
1 |
|
1 |
Защита проекта «Основа здорового питания», тест «Наше здоровье в наших руках» |
|
|
|||||||||
2 |
ноябрь |
|
|
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
3 |
декабрь |
«Этикет приема пищи» |
Игровые ситуации |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
4 |
январь |
«Слух - большая ценность для человека» |
Лекторий |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
5 |
февраль |
«Самовоспитание в личной гигиене» |
Дискуссия |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
6 |
март |
«Овощи на твоем столе - обеспечат здоровье на 100 лет» |
Познавательная программа |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
7 |
апрель |
«Что такое стресс и как с ним справиться?» |
Рассказ, практикум |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
8 |
май |
«Основа здорового питания». |
Диалог |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
III |
Профилактика травматизма |
11 |
6 |
5 |
|
|
|
|||||||||||
Правила дорожного движения |
|
|
||||||||||||||||
1 |
октябрь |
«Светофор и его виды» |
Презентация |
1 |
1 |
|
Проведение викторины, Оформление стенда «Памятка велосипедиста» |
|
|
|||||||||
2 |
ноябрь |
«Причины ДТП» |
Дискуссия |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
3 |
апрель |
«Элементы улиц и дорог» |
Экскурсия |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
4 |
январь |
«Дорожные знаки: |
Презентация |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
5 |
февраль |
«Правила перехода улиц и дорог». |
Викторина |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
Правила пожарной безопасности |
|
|
|
|||||||||||||||
6 |
март |
«Чтобы огонь не причинил вреда» |
Лекция |
1 |
1 |
|
Оформление стенда «Правила поведения в случае пожара в доме» |
|
|
|||||||||
7 |
апрель |
«Правила поведения в случае пожара в доме» |
Оформление презентации |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
Правила поведения в быту |
|
|
||||||||||||||||
8 |
декабрь |
«Как уберечься от поражения электрическим током» |
Беседа |
1 |
1 |
|
Оформление стенда «Правила поведения в быту» |
|
|
|||||||||
9 |
ноябрь |
«Если ты ушибся или порезался» |
Сюжетно-ролевая игра |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
Правила поведения в природе |
|
|
||||||||||||||||
10 |
декабрь |
«Правила безопасности в любую погоду. Гололед» |
Лекторий |
1 |
1 |
|
Конкурс рисунков «Правила поведения на воде» |
|
|
|||||||||
11 |
май |
«Правила поведения на воде» |
Конкурс рисунков |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
IV |
«Сделай свой выбор» |
10 |
3,5 |
6,5 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
октябрь |
«Что ты знаешь об алкоголе и алкоголизме» |
Рассказ, беседа |
1 |
1 |
|
Конкурс карикатуры «Вредные привычки», «Осторожно, наркотики!», анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ, конкурс плакатов «Наркомания – это вред», тест для подростков: «Предрасположен ли ты к наркотикам?» |
|
|
|||||||||
2 |
ноябрь |
«Жизнь без вредных привычек – это реально» |
Информационно-исследовательское занятие |
1 |
0.5 |
0,5 |
|
|
||||||||||
3 |
декабрь |
«Слабое звено» |
Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
4 |
январь |
«Вредные привычки». |
Конкурс карикатуры |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
5 |
февраль |
«Говорим здоровью – ДА!» |
Видеолекторий о вреде никотина |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
6 |
март |
«Скажем «НЕТ» модным привычкам» |
диспут |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
7 |
апрель |
«Осторожно, наркотики!» |
Интерактивная игра |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
8 |
май |
Анкетирование детей с целью выявления их отношения к ПАВ. |
Анкетирование |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
9 |
февраль |
«Как противостоять вредным привычкам?» |
Диспут |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
|
Итого |
36 |
17,5 |
18,5 |
|
|
|
3 год
№ п/п |
Дата (месяц) |
Название раздела, темы |
Форма занятий |
Количество часов |
Форма подведения итогов |
|
|
|||||||||||
Всего |
Теория |
Практика |
|
|
||||||||||||||
I |
Основы здоровья и ЗОЖ |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
сентябрь |
«Гигиена жилища» |
Беседа – размышление |
1 |
1 |
|
Конкурс плакатов по пропаганде здорового образа жизни «Я выбираю жизнь!», оформление стенда «Мы за ЗОЖ», анкетирование |
|
|
|||||||||
2 |
октябрь |
«Средства массовой информации и здоровье» |
Диалог |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
3 |
ноябрь |
«Объединение» |
Беседа, дискуссия |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
4 |
декабрь |
«Как уберечь себя от несчастья» |
Практикум |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
5 |
январь |
«Режим дня – залог твоего здоровья» |
Познавательная программа |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
6 |
февраль |
«Правовая встреча» |
Тематическая программа |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
7 |
март |
«Я выбираю жизнь!» |
Игра – викторина |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
8 |
апрель |
«Мы за ЗОЖ» |
Конкурс плакатов по пропаганде здорового образа жизни |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
II |
Секреты здоровья |
8 |
4 |
4 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
сентябрь |
«Органы дыхания» |
Беседа |
1 |
1 |
|
Защита проекта по теме «Мой путь к здоровью», тест «Что ты знаешь о витаминах», |
|
|
|||||||||
2 |
октябрь |
«Ритм жизни. Утомление и отдых» |
Информационное сообщение |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
3 |
ноябрь |
«Пощади свой слух» |
Диалог |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
4 |
декабрь |
«Фрукты – лучшие продукты» |
Познавательно-игровая программа |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
5 |
апрель |
«Что ты знаешь о витаминах» |
кроссворд, тест |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
6 |
январь |
«Путешествие в волшебную страну «Витаминию»» |
Игровая программа |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
7 |
февраль |
«Как избежать отравлений» |
Игровая программа |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
8 |
март |
«Мой путь к здоровью». |
Презентация |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
III |
Профилактика травматизма |
11 |
6 |
5 |
|
|
|
|||||||||||
Правила дорожного движения |
|
|
||||||||||||||||
1 |
ноябрь |
«В стране дорожных знаков». |
Игра-путешествие |
1 |
|
1 |
Защита проекта «Безопасный путь домой», оформление буклета «Правила дорожного движение» |
|
|
|||||||||
2 |
декабрь |
«Правила перехода улиц и дорог» |
Лекторий |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
3 |
январь |
«Детский дорожно-транспортный травматизм» |
Практикум |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
4 |
февраль |
«Безопасный путь». |
|
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
5 |
апрель |
«Железнодорожный переезд» |
Экскурсия |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
Правила пожарной безопасности |
|
|
||||||||||||||||
6 |
май |
«Как вести себя во время пожара» |
Просмотр фильма |
1 |
1 |
|
Проведение викторины «Азбука пожарной безопастности» |
|
|
|||||||||
7 |
февраль |
«Азбука пожарной безопасности» |
Викторина |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
Правила поведения в быту |
|
|
||||||||||||||||
8 |
март |
«Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе» |
Презентация |
1 |
1 |
1 |
|
|
|
|||||||||
Правила поведения в природе |
|
|
||||||||||||||||
9 |
май |
«Как уберечься от укусов насекомых» |
Беседа |
1 |
1 |
|
Памятка «Правила безопасности во время грозы» |
|
|
|||||||||
10 |
июль |
Обобщение по разделу. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» |
Игра |
1 |
1 |
1 |
|
|
||||||||||
IV |
«Сделай свой выбор» |
9 |
6 |
3 |
|
|
|
|||||||||||
1 |
сентябрь |
«Давайте задумаемся» |
Рассказ |
1 |
1 |
|
Анкета «Дорога здоровья», диагностика «Потребность в новых ощущениях», конкурс рисунков, посвященный Дню борьбы со СПИДом |
|
|
|||||||||
2 |
октябрь |
«Дорога здоровья» |
Анкетирование |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
3 |
июнь |
«Наркотики» |
Диалог |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
4 |
ноябрь |
«Преступность несовершеннолетних и наркомания» |
Информационное сообщение |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
5 |
декабрь |
«Потребность в новых ощущениях» |
Диагностика |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
6 |
январь |
«Наш стиль – здоровый образ жизни» |
Практическое занятие по профилактике вредных привычек |
1 |
|
1 |
|
|
||||||||||
7 |
июль |
«Предупрежден – значит защищен» |
Профилактическое занятие по предупреждению ВИЧ |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
8 |
февраль |
«Нет – вредным привычкам» |
Видеолекторий |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
9 |
в течение года |
Участие в акциях, конкурсах, выставках, соревнования |
Видеолекторий о вреде никотина и алкоголя |
1 |
1 |
|
|
|
||||||||||
|
Итого: |
|
|
36 |
20 |
16 |
|
|
|
|
|
|
Литература:
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. (Под редакцией А.Т. Смирнова) Москва «Просвещение», 2008.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
Байер, к., Шейнберг, Л. Здоровый образ жизни-М.1997.
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Методическое пособие – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008
Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008
Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8.
БобылёваИ.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.
Борисова У.С. Программа курса валеологии «Расти здоровым». http://festival.1september.ru/articles/312400/
ВыгодскийЛ.С.Избранные психологические исследования.
-М.,1956.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011.
Дрынов, И.Д. «Вич не передается через дружбу. Оставайтесь людьми». Москва: Фокус-Медиа, 2008.-16с.-С.5-10
Касаткин, В.Н. Педагогика здоровья. – М., 1999.
Коробкина, З.А. «Пиво делает сердце дряблым» [Текст]// «Воспитание школьника».-Москва. -2007-№4-С.16
Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
Подобел, С. «Программно-целевой подход в решении проблем преодоления наркотической зависимости у детей (из опыта работы)»// «Воспитание школьников» - Москва.- 2007. - №9
Пожарная безопасность. http://www.scool16.ru/index.files/Page2157.htm
Правила безопасного поведения в быту. http://theobg.by.ru/bit.htm
Правила поведения на природе. http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/22087/
Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.
Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
Ткачук, М. «Влияние положительных эмоций на здоровье школьников»// «Воспитание школьника». - Москва, 2007-№9
УникееваД.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.
Формирование здорового образа жизни. / авт-сост. Т.И. Магамедова, Л.Н. Канищева, - Волгоград: Учитель, 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010
Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.
Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальнойдезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.