Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветная палитра»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»
(ГБУ ДО КК «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)
Принята на заседании педагогического совета от «____»___________________2021г. Протокол № _____________________ | Утверждаю Директор ГБУ ДО КК «Дворец творчества» _______________Л.М. Величко «___»__________2021г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Разноцветная палитра»
(Указывается наименование программы)
Уровень программы:__________ознакомительный_______________
(ознакомительный, базовый или углубленный)
Срок реализации программы:_____ 36 ч. _________________
(общее количество часов)
Возрастная категория: от 8 до 14 лет
Вид программы: ____________модифицированная__________________
(типовая, модифицированная, авторская)
Автор-составитель:
Зарубина Наталья Рюриковна
педагог дополнительного образования
(указать ФИО и должность разработчика)
г. Краснодар 2021
Содержание
№ раздела | Наименование раздела | Стр. |
Введение. | ||
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования». | ||
1.1 | Пояснительная записка программы. | 3 |
1.2 | Цели и задачи. | 6 |
1.3 | Содержание программы. Учебный план. | 6 |
1.4 | Планируемые результаты. | 7 |
Раздел 2.« Комплекс организационно педагогических условий». | ||
2.1 | Календарный учебный график программы. | 7 |
2.2 | Условия реализации программы. | 9 |
2.3 | Формы аттестации. | 9 |
2.4 | Оценочные материалы. | 9 |
2.5 | Методические материалы. | 9 |
2.6 | Список литературы. | 11 |
Введение.
Дети считают художественное творчество очень увлекательным и захватывающим занятием, для многих оно становится любимым хобби. На занятия развивается воображение, дети учатся правилам сочетания цветов и создания композиций, расширяют имеющиеся знания о формах и линиях. Таким образом происходит эмоционально-практическое познание.
Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Раздел 1.«Комплекс основных характеристик образования»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Разноцветная палитра» является модифицированной и составлена на основе программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. 5-е изд.-М. : Просвещение, 2015.-128 c.
В программе выделены два основных вида художественной деятельности
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность.
Отличительные особенности.
В отличие от программы «Изобразительное искусство» основное направление этой программы- декоративно-художественная деятельность. Также в процессе обучения предлагается только техника, тему в рамках изучаемой техники выбирает ученик. Это во многом обусловлено необходимостью дифференцированного подхода к каждому. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий.
Практические занятия по программе предполагают использование информационных технологий.
Новизна
Впервые объединены несколько дисциплин для выполнения одного задания. Программа интегрирована с изучением основ изобразительного искусства. Образовательный процесс дополнен использованием информационных технологий при разработке эскиза будущего изделия.
Разработаны система мониторинга способностей учащихся, на основании критериев определения уровня освоения программы, в соответствии с задачами и планируемыми результатами обучения.
Программа может быть реализована в дистанционном формате.
Направленность программы
Программа «Разноцветная палитра» художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей в процессе декоративно-художественной деятельности.
Основная цель направления – развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре. Передача культурного опыта, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности.
Актуальность.
Актуальным аспектом развития современного общества является возрождение духовности. Знакомство с художественным творчеством разных народов способствует духовному обогащению и оздоровлению.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
Педагогическая целесообразность.
Самостоятельная работа развивает ответственность и серьезное отношение к выполнению задания.
Обсуждение работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении учебного кабинета.
При обучении применяется дифференцированный подход, который помогает творчески реализоваться каждому независимо от степени подготовки и способностей.
Адресат программы.
Программа рассчитана на учащихся от 7 до 17 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные, способности и интерес к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.
Численность группы 15 человек. Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов.
Для младшего школьного возраста (от 8 до 10 лет) наиболее приемлемой является совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества. В этом возрасте проявляется высокая эмоциональность, развитое воображение, конкретно-образное мышление, целостность восприятия. Но также и низкая направленность на качество результата, лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость от однообразной работы
В подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов, в результате чего возникают определенные профессиональные намерения.
Особенностью этого возраста является любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговора, интересные для них. Знания, их глубина и объем в подростковом возрасте становятся существенным критерием в оценке взрослого, своих сверстников и самого себя. Становится актуальной совместная форма работы, которая позволяет общаться в процессе деятельности.
Эта программа даёт возможность проявлению индивидуальных способностей учащихся в совместном творчестве. В разновозрастных коллективах создаются благоприятные условия для передачи опыта старших - младшим, взаимопомощи.
Уровень программы, объем, сроки реализации.
Программа ознакомительного уровня. Срок реализации всего 36 часов.
Формы обучения: очная, групповая
Режим занятий: 2-х часовые занятия 2 раза в неделю Занятие состоит из 2-х уроков, продолжительностью 45 мин. с перерывом 10 мин.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в свободное от основной учебы время;
обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
психологическая атмосфера носит неформальный характер;
Основой организации образовательного процесса являются:
принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);
принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы:
Знакомство с разными видами художественной деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
-формировать начальные умения и навыки художественной деятельности;
-начать изучение основ изобразительной деятельности.
Личностные:
-развивать ответственность, самостоятельность, способность к анализу проделанной работы.
Метапредметные:
-развивать интерес к художественному творчеству.
Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой. | 2 | 2 | | |
2. | Рисуем осень. | 16 | 2 | 14 | |
3. | Рисуем на пене. | 18 | 2 | 16 | Выставка |
Итого: | 36 | 6 | 30 | |
1.3. Содержание учебного плана
Тема 1.Вводное занятие.
Теория:
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с программой.
Тема 2. Рисуем осень.
Теория:
Понятие «Монотипия».
Практика:
Знакомство с техникой.
Композиция «Листья»
Разработка эскиза.
Подбор материала для отпечатков.
Выполнение фона.
Выполнение мелких деталей.
Оформление работы.
Тема 3. Рисуем на пене.
Теория:
Особенности техники.
Практика:
Знакомство с техникой.
Выполнение особых эффектов.
Композиция «Осенний букет».
Сбор необходимого материала.
Разработка эскиза.
Выполнение фона.
Выполнение деталей.
Оформление работы.
1.4.Планируемые результаты.
В процессе освоения программы учащиеся достигнут следующих результатов.
Предметные результаты.
сформируют начальные умения и навыки художественной деятельности;
начнут изучать основы изобразительной деятельности.
Личностные результаты.
станут более ответственными, самостоятельными, смогут анализировать проделанную работу.
Метапредметные результаты.
будут интересоваться художественным творчеством.
2.1. Календарный учебный график
№ п\п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов. Время прове- дения занятия | Форма занятия | Форма контроля |
1 | | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Необходимые материалы и приспособления. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
2 | | Рисуем осень. Понятие «Монотипия». | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
3 | | Рисуем осень. Знакомство с техникой. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
4 | | Рисуем осень. Композиция «Листья» | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
5 | | Рисуем осень. Разработка эскиза. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
6 | | Рисуем осень. Подбор материала для отпечатков. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
7 | | Рисуем осень. Выполнение фона. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
8 | | Рисуем осень. Выполнение мелких деталей. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
9 | | Рисуем осень. Оформление работы. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
10 | | Рисуем на пене. Особенности техники | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
11 | | Рисуем на пене. Знакомство с техникой. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
12 | | Рисуем на пене. Выполнение особых эффектов. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
13 | | Рисуем на пене. Сбор необходимого материала. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
14 | | Рисуем на пене. Композиция «Осенний букет». | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
15 | | Рисуем на пене. Разработка эскиза. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
16 | | Рисуем на пене. Выполнение фона. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
17 | | Рисуем на пене. Выполнение деталей. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
18 | | Рисуем на пене. Оформление работы. | 2ч. по 45 мин. | групповые | |
Итого: 36 часов | Итоговая выставка |
2.2.Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.
Оборудование:
столы, стулья, шкафы, проектор, швейная машинка;
оборудование для холодного батика – рамки, подставки, утюг.
Инструменты:
стеклянные трубочки, тампоны, пипетки, кисти, маркеры, карандаши ножницы, линейки, кнопки.
Материалы:
краски для батика (батик-акрил для росписи тканей)различные виды тканей, бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры.
Информационное обеспечение:
компьютер с выходом в Интернет, методические и наглядные пособия по изобразительному искусству, видео материалы; репродукции; альбомы, книги.
2.3. Формы аттестации.
После программы ознакомительного уровня итоговая аттестация не проводится.
2.4. Оценочные материалы.
Критерии определения уровня подготовки учащихся.
Признаки | Уровни подготовки | |
Минимальный | Базовый | |
1. Знание спецтерминов и теории | Ниже требований программы | Знает специальные термины, предусмотренные программой |
2. Сложность и объем выполненных работ | Простые, малый объем | Простые с усложнением, средний объем |
3. Качество и аккуратность работ | Низкое | Среднее |
4. Активность и усидчивость | Пассивен, работает по предложению педагога | Работает ровно, систематически |
5. Достижения обучающегося | | Участие в выставках объединения |
2.5. Методические материалы.
Методы обучения:
а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, лекции или беседе перед началом практических занятий);
б) наглядный (использование на уроках иллюстраций, репродукций, работ педагога, лучших работ обучающихся, видео фильмов);
в) практический (предусматривает непосредственную работу воспитанников по заданной теме);
Технологии обучения:
Название технологии | Цель | Сущность | Механизм |
Проблемное обучение | Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся | Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания | Поисковые методы; постановка познавательных задач |
Развивающее обучение | Развитие личности и ее способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию | Вовлечение учащихся в различные виды деятельности |
Информационные | Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. | Упрощение поиска необходимых сведении при использования систем справочно-информационного обеспечения | Учащиеся применяют ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы. |
Здоровьесберегающая | Сохранение и укрепление физического и психического здоровья | Система мер, направленных на сохранение здоровья учащегося на всех этапах его обучения и развития | Проведение физкульпауз, физкультминут |
Формы организации учебного занятия:
Практическое занятие, выставка.
Дидактические материалы:
Иллюстрации, репродукции, работы педагога, лучшие работы учащихся.
Алгоритм учебного занятия.
Этап учебного занятия | Задачи этапа | Содержание деятельности | Результат |
Организационный | Подготовка к работе на занятии | Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания | Восприятие |
Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения | Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей | Освоение новых знаний |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение | Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения | Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно | Осознанное усвоение нового материала |
Итоговый | Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы | Педагог совместно с учащимися подводит итог занятия | Самоутверждение в успешности |
Рефлексивный | Мобилизация на самооценку | Самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях |
Информационный | Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий | Определение перспектив деятельности |
2.6. Список литературы
для педагога: |
Кэрол Эрл «Роспись по шелку». Арт-Родник 2012 |
для учащихся: |
Аллахвердова Е.А. «Батик. Глина дерево.» Москва 2014 |
Жолобчук А.Я. «Подарки из батика» Москва 2015 |
для родителей: |
Емельянович И.И. «Печатный рисунок на ткани». Москва 2014 |
11