Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Разноцветная палитра»

4
0
Материал опубликован 24 January 2022

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»

(ГБУ ДО КК «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА»)




Принята на заседании

педагогического совета

от «____»___________________2021г.

Протокол № _____________________

Утверждаю

Директор ГБУ ДО КК

«Дворец творчества»

_______________Л.М. Величко

«___»__________2021г.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



«Разноцветная палитра»

(Указывается наименование программы)



Уровень программы:__________ознакомительный_______________

(ознакомительный, базовый или углубленный)


Срок реализации программы:_____ 36 ч. _________________

(общее количество часов)


Возрастная категория: от 8 до 14 лет


Вид программы: ____________модифицированная__________________

(типовая, модифицированная, авторская)





Автор-составитель:

Зарубина Наталья Рюриковна

педагог дополнительного образования

(указать ФИО и должность разработчика)







г. Краснодар 2021


Содержание

раздела

Наименование раздела

Стр.

Введение.

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования».

1.1

Пояснительная записка программы.

3

1.2

Цели и задачи.

6

1.3

Содержание программы. Учебный план.

6

1.4

Планируемые результаты.

7

Раздел 2.« Комплекс организационно педагогических условий».

2.1

Календарный учебный график программы.

7

2.2

Условия реализации программы.

9

2.3

Формы аттестации.

9

2.4

Оценочные материалы.

9

2.5

Методические материалы.

9

2.6

Список литературы.

11
































Введение.

Дети считают художественное творчество очень увлекательным и захватывающим занятием, для многих оно становится любимым хобби. На занятия развивается воображение, дети учатся правилам сочетания цветов и создания композиций, расширяют имеющиеся знания о формах и линиях. Таким образом происходит эмоционально-практическое познание.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Раздел 1.«Комплекс основных характеристик образования»

1.1 Пояснительная записка

Программа «Разноцветная палитра» является модифицированной и составлена на основе программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. 5-е изд.-М. : Просвещение, 2015.-128 c.

В программе выделены два основных вида художественной деятельности

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность.

Отличительные особенности.

В отличие от программы «Изобразительное искусство» основное направление этой программы- декоративно-художественная деятельность. Также в процессе обучения предлагается только техника, тему в рамках изучаемой техники выбирает ученик. Это во многом обусловлено необходимостью дифференцированного подхода к каждому. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий.

Практические занятия по программе предполагают использование информационных технологий.

Новизна

Впервые объединены несколько дисциплин для выполнения одного задания. Программа интегрирована с изучением основ изобразительного искусства. Образовательный процесс дополнен использованием информационных технологий при разработке эскиза будущего изделия.

Разработаны система мониторинга способностей учащихся, на основании критериев определения уровня освоения программы, в соответствии с задачами и планируемыми результатами обучения.

Программа может быть реализована в дистанционном формате.

Направленность программы

Программа «Разноцветная палитра» художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей в процессе декоративно-художественной деятельности.

Основная цель направления – развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре. Передача культурного опыта, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности.

Актуальность.

Актуальным аспектом развития современного общества является возрождение духовности. Знакомство с художественным творчеством разных народов способствует духовному обогащению и оздоровлению.

Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

Педагогическая целесообразность.

Самостоятельная работа развивает ответственность и серьезное отношение к выполнению задания.

Обсуждение работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении учебного кабинета.

При обучении применяется дифференцированный подход, который помогает творчески реализоваться каждому независимо от степени подготовки и способностей.

Адресат программы.

Программа рассчитана на учащихся от 7 до 17 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные, способности и интерес к изобразительному искусству и декоративно-прикладному творчеству.

Численность группы 15 человек. Принимаются все желающие мальчики и девочки, без предварительной подготовки, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Программа предназначена для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возрастов.

Для младшего школьного возраста (от 8 до 10 лет) наиболее приемлемой является совместно-индивидуальная форма коллективного изобразительного творчества. В этом возрасте проявляется высокая эмоциональность, развитое воображение, конкретно-образное мышление, целостность восприятия. Но также и низкая направленность на качество результата, лёгкое переключение с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость от однообразной работы

В подростковом возрасте (от 10 до 14 лет) происходит становление доминирующей направленности познавательных процессов, в результате чего возникают определенные профессиональные намерения.

Особенностью этого возраста является любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. На основе совпадения интересов устанавливаются контакты с товарищами, находятся темы для разговора, интересные для них. Знания, их глубина и объем в подростковом возрасте становятся существенным критерием в оценке взрослого, своих сверстников и самого себя. Становится актуальной совместная форма работы, которая позволяет общаться в процессе деятельности.

Эта программа даёт возможность проявлению индивидуальных способностей учащихся в совместном творчестве. В разновозрастных коллективах создаются благоприятные условия для передачи опыта старших - младшим, взаимопомощи.

Уровень программы, объем, сроки реализации.

Программа ознакомительного уровня. Срок реализации всего 36 часов.

Формы обучения: очная, групповая

Режим занятий: 2-х часовые занятия 2 раза в неделю Занятие состоит из 2-х уроков, продолжительностью 45 мин. с перерывом 10 мин.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия проводятся в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

психологическая атмосфера носит неформальный характер;

Основой организации образовательного процесса являются:

принцип развития (детей, педагогов, образовательной среды, учреждения);

принцип единства гуманизации и демократизации – предоставление каждому ребенку права на свободу, счастье, развитие способностей и подготовку его к жизни в обществе.

1.2 Цели и задачи программы

Цель программы:

Знакомство с разными видами художественной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные:

-формировать начальные умения и навыки художественной деятельности;

-начать изучение основ изобразительной деятельности.

Личностные:

-развивать ответственность, самостоятельность, способность к анализу проделанной работы.

Метапредметные:

-развивать интерес к художественному творчеству.

Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с программой.

2

2



2.

Рисуем осень.

16

2

14


3.

Рисуем на пене.

18

2

16

Выставка

Итого:

36

6

30


1.3. Содержание учебного плана

Тема 1.Вводное занятие.

Теория:

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с программой.

Тема 2. Рисуем осень.

Теория:

Понятие «Монотипия».

Практика:

Знакомство с техникой.

Композиция «Листья»

Разработка эскиза.

Подбор материала для отпечатков.

Выполнение фона.

Выполнение мелких деталей.

Оформление работы.

Тема 3. Рисуем на пене.

Теория:

Особенности техники.

Практика:

Знакомство с техникой.

Выполнение особых эффектов.

Композиция «Осенний букет».

Сбор необходимого материала.

Разработка эскиза.

Выполнение фона.

Выполнение деталей.

Оформление работы.

1.4.Планируемые результаты.

В процессе освоения программы учащиеся достигнут следующих результатов.

Предметные результаты.

сформируют начальные умения и навыки художественной деятельности;

начнут изучать основы изобразительной деятельности.

Личностные результаты.

станут более ответственными, самостоятельными, смогут анализировать проделанную работу.

Метапредметные результаты.

будут интересоваться художественным творчеством.

2.1. Календарный учебный график

п\п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов.

Время прове-

дения занятия

Форма

занятия

Форма

контроля

1


Вводное занятие.

Инструктаж по ТБ.

Необходимые материалы и приспособления.

2ч.

по 45 мин.

групповые


2


Рисуем осень.

Понятие «Монотипия».

2ч.

по 45 мин.

групповые


3


Рисуем осень.

Знакомство с техникой.

2ч.

по 45 мин.

групповые


4


Рисуем осень.

Композиция «Листья»


2ч.

по 45 мин.

групповые


5


Рисуем осень.

Разработка эскиза.

2ч.

по 45 мин.

групповые


6


Рисуем осень.

Подбор материала для отпечатков.

2ч.

по 45 мин.

групповые


7


Рисуем осень.

Выполнение фона.

2ч.

по 45 мин.

групповые


8


Рисуем осень.

Выполнение мелких деталей.

2ч.

по 45 мин.

групповые


9


Рисуем осень.

Оформление работы.

2ч.

по 45 мин.

групповые


10


Рисуем на пене.

Особенности техники

2ч.

по 45 мин.

групповые


11


Рисуем на пене.

Знакомство с техникой.

2ч.

по 45 мин.

групповые


12


Рисуем на пене.

Выполнение особых эффектов.

2ч.

по 45 мин.

групповые


13


Рисуем на пене.

Сбор необходимого материала.

2ч.

по 45 мин.

групповые


14


Рисуем на пене.

Композиция «Осенний букет».

2ч.

по 45 мин.

групповые


15


Рисуем на пене.

Разработка эскиза.


2ч.

по 45 мин.

групповые


16


Рисуем на пене.

Выполнение фона.

2ч.

по 45 мин.

групповые


17


Рисуем на пене.

Выполнение деталей.

2ч.

по 45 мин.

групповые


18


Рисуем на пене.

Оформление работы.

2ч.

по 45 мин.

групповые


Итого: 36 часов

Итоговая выставка

2.2.Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

Оборудование:

столы, стулья, шкафы, проектор, швейная машинка;

оборудование для холодного батика – рамки, подставки, утюг.

Инструменты:

стеклянные трубочки, тампоны, пипетки, кисти, маркеры, карандаши ножницы, линейки, кнопки.

Материалы:

краски для батика (батик-акрил для росписи тканей)различные виды тканей, бумага для эскизов и зарисовок, баночки для воды, палитры.

Информационное обеспечение:

компьютер с выходом в Интернет, методические и наглядные пособия по изобразительному искусству, видео материалы; репродукции; альбомы, книги.

2.3. Формы аттестации.

После программы ознакомительного уровня итоговая аттестация не проводится.

2.4. Оценочные материалы.

Критерии определения уровня подготовки учащихся.

Признаки

Уровни подготовки

Минимальный

Базовый

1. Знание спецтерминов и теории

Ниже требований программы

Знает специальные термины, предусмотренные программой

2. Сложность и объем выполненных работ

Простые, малый объем

Простые с усложнением, средний объем

3. Качество и аккуратность работ

Низкое

Среднее

4. Активность и усидчивость

Пассивен, работает по предложению педагога

Работает ровно, систематически

5. Достижения обучающегося


Участие в выставках объединения

2.5. Методические материалы.

Методы обучения:

а) словесный (заключается в проведение короткого рассказа, лекции или беседе перед началом практических занятий);

б) наглядный (использование на уроках иллюстраций, репродукций, работ педагога, лучших работ обучающихся, видео фильмов);

в) практический (предусматривает непосредственную работу воспитанников по заданной теме);

Технологии обучения:

Название технологии

Цель

Сущность

Механизм

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые они активно усваивают знания

Поисковые методы; постановка познавательных задач

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащихся и их реализацию

Вовлечение учащихся в различные виды деятельности

Информационные

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Упрощение поиска необходимых сведении при использования систем справочно-информационного обеспечения

Учащиеся применяют ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы.

Здоровьесберегающая

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья

Система мер, направленных на сохранение здоровья учащегося на всех этапах его обучения и развития

Проведение физкульпауз, физкультминут

Формы организации учебного занятия:

Практическое занятие, выставка.

Дидактические материалы:

Иллюстрации, репродукции, работы педагога, лучшие работы учащихся.

Алгоритм учебного занятия.

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Организационный

Подготовка к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно

Осознанное усвоение нового материала

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с учащимися подводит итог занятия

Самоутверждение в успешности

Рефлексивный

Мобилизация на самооценку

Самооценка учащимися своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

2.6. Список литературы

для педагога:

Кэрол Эрл «Роспись по шелку».

Арт-Родник 2012

для учащихся:

Аллахвердова Е.А. «Батик. Глина дерево.» Москва 2014

Жолобчук А.Я. «Подарки из батика»

Москва 2015

для родителей:

Емельянович И.И. «Печатный рисунок на ткани». Москва 2014


11



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации