Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Летняя палитра»

0
0
Материал опубликован 2 February 2023




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»





Рассмотрена и принята на заседании

педагогического совета

от «___» ____________ 2023 г.

Протокол № ___


УТВЕРЖДАЮ

Директор

ОГБН ОО «ДТДМ»

______________Т.В. Галушкина

Приказ № ______-од

от «___» __________ 2023 г.







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«Летняя палитра»


Объединение «Студия творческого развития «Индиго»



Срок реализации программы – 01.06.2023-31.08.2023

Возраст обучающихся: 8-13 лет




Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

Тулупова Лариса Сергеевна












г. Ульяновск,

2023 г.

Структура дополнительной общеразвивающей программы


1. Комплекс основных характеристик программы


1.1. Пояснительная записка

3 стр.

1.2. Цели и задачи

1.3. Планируемые результаты

1.4. Учебный план

1.5. Содержание учебного плана


7 стр.

8 стр.

10 стр.

11 стр.

2. Комплекс организационно-педагогических условий



2.1. Календарный учебный график

13 стр.

2.2. Формы аттестации/контроля

2.3. Оценочные материалы

13 стр.

14 стр.

2.4 Методическое обеспечение программы

16 стр.

2.5. Условия реализации программы

20 стр.

2.6. Воспитательный компонент

21 стр.

3. Список литературы

25 стр.

Приложение № 1

28 стр.































Комплекс основных характеристик Программы


. Пояснительная записка


Нормативно-правовое обеспечение программы.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»);

Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Устав ОГБН ОО «ДТДМ»;

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ОГБН ОО «ДТДМ»;

Положение об объединениях ОГБН ОО «ДТДМ»;

Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся ОГБН ОО «ДТДМ».

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы:

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК-2563/05 «О методических рекомендациях»;

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».

Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо Министерства образования и науки Ульяновской области  от 21.04.2020 № 2822 Методические рекомендации «О реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». 

Методические рекомендации от 20.03.2020 № б/н по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ:

Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей».


Уровень освоения программы: базовый.


Направленность: художественная.


Дополнительность.

В общем образовании на сегодняшний момент в летний период не реализуются общеобразовательные программы, направленные на изучение культуры и искусства, тогда как обучающимся, занимающимся изодеятельностью и декоративно-прикладным творчеством, необходимо продолжать развивать свои умения и в каникулярный период, в том числе в период длительных летних каникул.

Кроме того, в рамках школьного обучения изодеятельности не предусмотрено проведение занятий в формате пленэр.

Дополнительная образовательная программа «Летняя палитра» позволяет это сделать, не допуская длительных перерывов освоении изобразительных техник и давая возможность обучающимся попрактиковаться в пленэрных зарисовках и этюдах.

Актуальность.

Программа направлена на приобщение детей к культуре изобразительного искусства. В Программе мир изобразительного искусства рассматривается прежде всего как мир духовных ценностей.

Программа связана с потребностями общества в творческих людях, развивает интерес к искусству родного края, России, мира, расширяет знания, формирует умения, навыки использования различных техник, средств в творчестве, воспитывает патриотические качества, социализирует обучающихся, дает безграничные возможности для реализации творческого потенциала.

Несмотря на летний период, в объединении Студия творческого развития «Индиго» занятия в летний период продолжаются, что связано с востребованностью занятий рисованием и желанием родителей и детей продолжать занятия в объедении, чтобы занять детей в летний период.


Новизна и отличительные особенности.

Программа объединяет в себе занятия по изобразительному творчеству, содержит в себе занятия как по рисованию по образцу, так и с натуры, самостоятельно, в формате пленэров, а также предполагает возможность выбора обучающимися полюбившейся техники выполнения работы. Всё это вносит разнообразие видов деятельности на занятиях и делает программу ещё более интересной и привлекательной для обучающихся.


Адресат программы: дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра» была разработана специально для реализации в летний период, включает занятия на соответствующую тематику и предназначена для постоянного контингента смешанного типа, детей школьного возраста 8-13 лет.


Инновационность

Реализация Программы направлена на стимулирование у обучающихся интереса к изобразительному искусству творчеству посредством отработки полученных теоретических знаний об основах живописи на краеведческом материале (пейзажи, флора и фауна родного края), а также знакомства с живописью именитых художников родного края.

В Программе обеспечивается коллективное соучастие педагога, детей и их родителей в создании нового творческого продукта (участие в творческих конкурсах, выставках, фестивалях и других социально-значимых мероприятиях, трансляция в соцсетях достижений обучающихся), укрепление общей эмоциональной основы для обретения ими культуры дружества, формирования и развития сообщества людей, способных понимать друг друга, договариваться, взаимодействовать и созидать.


Сроки и объем освоения программы: 28 часов.


Формы обучения и виды занятий.

Форма обучения – очная, с использованием ресурсов электронного обучения, при необходимости использование дистанционных технологий.

Формы занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные) в выставочные залы, музеи, библиотеки. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках. Исследовательская и проектная деятельность.


Методы.

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

- предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;

- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности, что обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;

- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;

- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

- объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.


Основные методы работы

Применяются такие методы, как беседа, лекция, игра, конкурс, выставка, экскурсия, а также групповые, комбинированные, практические занятия.


Типы занятий: практические, теоретические, комбинированные; по изучению нового материала, по закреплению изученного, по самостоятельному применению умений и навыков.

На занятиях по программе совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. На протяжении всего обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.


Программа может использоваться для обучающихся как с признаками одаренности, так и для с ОВЗ, и с учащимися имеющими девиантное поведение. Программа несет воспитательные, профориентационные компоненты, и предусматривает работу с родителями.


Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час при работе с детьми от 7 лет, в соответствии с нормами СП, равен 45 минутам) с 10 минутным перерывом.


Срок реализации программы: 01.06.2023 - 31.08.2023.


Формы обучения и виды занятий.

Обучение по программе ведётся с применением различных форм обучения: очная, электронное обучение и обучение с применением дистанционных технологий.

Виды занятий: беседы, практические занятия, мастер-классы, викторины, мини-выставки, выставки, экскурсии (в том числе виртуальные), в выставочные залы, музеи, библиотеки. Участие в конкурсах, в социально-значимых мероприятиях, олимпиадах, выставках.


1.2. Цели и задачи


Цель программы – организация воспитания и образования на основе культуротворческого потенциала изобразительного искусства, патриотического воспитания на основе исторических, этнографических и культурных традиций изобразительного искусства, формирование художественно-творческих способностей, развитие интеллектуального потенциала, социализации, овладение нормами ценностей, принятыми в обществе, комфортного эмоционального состояния, сохранения здоровья.


Задачи:

Обучающие задачи:

Знакомство с

-основами рисунка, живописи, построения композиции;

-видами и жанрами рисунка, живописи, графики, композиции;

-изучение средств и техник исполнения в рисунке, живописи, графике.

Обучение умению:

-пользоваться литературными источниками, вспомогательной обучающей литературой;

-владеть кистью, карандашом;

-создавать рисунок, живописную и графическую работу;

-пользоваться методом творческого варьирования.


Развивающие задачи: -развитие инициативы и самостоятельности в разных видах творческой деятельности (поощрение создания собственных произведений изобразительного искусства); -развитие творческих способностей в различных видах деятельности (с помощью игры, коллективной работы); -развитие художественно-образного восприятия действительности (с помощью произведений изобразительного искусства, ощущения пространства на пленэре и т.д.) -развитие интереса к сфере изобразительного искусства посредством работы в разных видах изобразительного искусства, овладения различными материалами и техникой изображения; -развитие художественных способностей (совершенствование); -развитие речи (путем обогащения профессиональными терминами, понятиями при анализе или описании произведения); -развитие чувства единства цвета и формы (гармонии); - развитие социализации ребенка (умения жить в обществе.
Воспитательные задачи: -воспитание общей культуры личности путем реализация эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, уважения труда людей творческих профессий (художник-оформитель, художник-дизайнер, художник-проектировщик и т.д.); - укрепление физического и психического здоровья, создание условий для эмоционального комфорта; -создание условий для общения со взрослыми и сверстниками в коллективе, способности договариваться, умения сопереживать, адекватно проявлять свои чувства.
1.3. Планируемые результаты.

Предметные:

Обучающиеся должны знать: -основные понятия, термины области изобразительного искусства (искусство, изобразительное искусство, шедевр, графика, живопись, рисунок учебный, рисунок творческий, рисунок линейный, композиция, эскиз, линия, пятно, точка, мазок, подмалевок, перспектива, линия горизонта, точка схода, свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень, проекция, ось симметрии, перпендикуляр, хроматичные и ахроматичные цвета, монохромность, полихромность, символ, знак, образ, основные цвета, дополнительные цвета, комплиментарные цвета, пропорция, соотношение, оттенок, контраст, сочетание цветовое, эталон, канон, шаблон); -названия и отличительные особенности художественных материалов: гуашь, акрил, бумага, холст;

-знать свойства бумаги, холста; обучающиеся будут уметь: использовать основные приемы работы кистью, карандашом, гуашью, акрилом;

Обучающиеся будут уметь:

-компоновать на листе;

-использовать в работе оттенки основных и дополнительных цветов, ахроматичных;

-выполнять зарисовку, набросок, рисунок (учебный, творческий, линейный);

-изображать геометрические формы (шар, куб, конус) на плоской поверхности листа;

- изображать натюрморт из двух-трех предметов, ботанические зарисовки, пейзажи (по образцу и в рамках пленэрных занятий).


Метапредметные

Обучающиеся будут уметь: -смешивать краски; -создавать несложные виды композиции; -рисовать по заданию и с натуры; -владеть средствами изображения в технике карандаша, живописи гуашевыми и акриловыми красками; -владеть техникой наложения мазка в работе с гуашью, акриловыми красками.
Личностные:

Обучающиеся научатся:

-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

-быть дисциплинированными, трудолюбивыми, проявлять упорство в достижении поставленной цели

-активно принимать участие в выставках, экскурсиях, конкурсах, олимпиадах, мероприятиях и т.д.



1.4. Учебный план


Дата провед ения

занятия

Тема занятия

Всего часов

Теоретических часов

Практических часов

Форма аттестации/контроля


1

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Посещение Ульяновского областного художественного музея.

2

1,5

0,5

Наблюдение, опрос


2-4

Профессия «художник». Живопись гуашью: «Родные просторы»

6

0,5

5,5

Наблюдение, опрос


5-6

Натюрморт с натуры гуашью.

Подготовка к творческому конкурсу

4

1

3

Наблюдение, опрос


7-8

Ботаническая иллюстрация

4

1

3

Наблюдение, опрос


9-11

Основы пленэрной живописи. Городской пейзаж

6

0,5

5,5

Наблюдение, опрос


12-14

Пейзажи знаменитых симбирян. Пленэр «Волжские дали». Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста

6

0,5

5,5

Наблюдение, опрос


Всего


28

5

23




    1. Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Посещение Ульяновского областного художественного музея (2 часа).
Теория: Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Виды изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура).

Практика:

Викторина «Сокровищницы художественного музея».


  1. Профессия «художник». Живопись гуашью: «Родные просторы» (6 часов).
Теория:

Беседа о профессии художник, художник-оформитель, педагог-художник. Цвет, как основное средство выразительности в живописи. Колористика – наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета. Цветовой круг. Основные цвета. Дополнительные цвета. Ахроматичные цвета.

Выразительные средства живописного изображения - мазок, пятно, штрих, заливка. Процесс создания станковой картины. Линейная и цветовая перспектива.

Практика:

Выполнение учебного задания с опорой на наглядность: пейзаж «Родные просторы».


  1. Натюрморт с натуры гуашью.
Подготовка к творческому конкурсу (4 часа).

Теория.

Лессировка. Светотень Падающая тень от предмета «теплая» и «холодная». Блики, рефлексы. Зависимость цветовой насыщенности падающей тени от источника освещения (освещение «теплое» – тень «холодная» и наоборот).

Выполнение учебного задания с натуры в жанре натюрморт гуашью.

Подготовка к творческому конкурсу (индивидуальная наставническая работа с отдельными обучающимися).


  1. Ботаническая иллюстрация (4 часа).

Теория.

Особенности выполнения ботанической иллюстрации с натуры. Материалы и инструменты для работы акриловыми красками: краски, кисти, холсты, грунт, растворители и т.д. Техника выполнения творческих работ акрилом. Цветоведение: цвета основные, дополнительные, ахроматичные; комплиментарное сочетание цветов.

Практика.

Выполнение учебных заданий с натуры (пленэрные зарисовки цветов акриловыми или гуашевыми красками).


Основы пленэрной живописи. Городской пейзаж (6 часов).

Теория.

Основы пленэрной живописи. Смешивание красок. Колористика. Пастозная живопись. Значение белил в получении оттенков цвета. Городской пейзаж: особенности жанра. Основы перспективы. Перспектива воздушная и линейная.

Практика.

Выполнение учебного задания с натуры (пленэрный этюд акриловыми или гуашевыми красками).


  1. Пейзажи знаменитых симбирян. Пленэр «Волжские дали». Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста (6 часов).

Теория.

Этюд, эскиз, картина. Живописная работа с натуры, по памяти, представлению и воображению. Материалы для работы художника-пленэриста. Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста.

Композиционное построение. Воздушная перспектива. Цветовое решение, колорит, светотональная моделировка цветом.

Пленэрные работы А.А.Пластова, Д.И.Архангельского, П.И.Пузыревского, И.Нуртдинова и др.пейзажистов родного края (пейзажи родного края).

Правила поведения на пленэре: культура бережного обращения к природе.

Практика.

Выполнение учебного задания с натуры (пленэрная работа) «Волжские дали».






Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график

Место проведения:

Время проведения занятий:

Изменения расписания занятий:

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

занятия

Форма

контроля

Дата планируе

мая (число, месяц)

Дата фактическая

(число, месяц)

Примеча

ние изменение даты

1

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Посещение Ульяновского областного художественного музея.

2

теория, практика

Наблюдение, опрос




2-4

Профессия «художник». Живопись гуашью: «Родные просторы»

6

теория, практика

Наблюдение, опрос




5-6

Натюрморт с натуры гуашью.

Подготовка к творческому конкурсу

4

теория, практика

Наблюдение, опрос




7-8

Ботаническая иллюстрация

4

теория, практика

Наблюдение, опрос




9-11

Основы пленэрной живописи. Городской пейзаж

6

теория, практика

Наблюдение, опрос




12-14

Пейзажи знаменитых симбирян. Пленэр «Волжские дали». Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста

6

теория, практика

Наблюдение, опрос





2.2. Формы аттестации /контроля

Диагностический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает входную и итоговую диагностику.

Входная диагностика осуществляется в форме фронтальных и индивидуальных бесед с обучающимся, наблюдений за деятельностью обучающихся с целью выявления уровня развитых изобразительных навыков на первых занятиях.

Форма итогового учета знаний: тестовый контроль, представляющий проверку уровня усвоения теоретических знаний и выставка учебных и творческих работ обучающихся.

Формы текущего контроля проводятся на каждом занятии:

Самостоятельное творческое выполнение заданий к участию в выставках, конкурсах, олимпиадах);

Работа с дидактическими карточками (по изученным темам разделов).

Защита творческих проектов.

Опрос по темам и наблюдение за деятельностью (например, в форме игры).

Текущая диагностика проводится постоянно в форме наблюдения, опроса по каждой теме.

Итоговый контроль проводятся в конце освоения программы в виде выставки учебных и творческих работ.


2.3. Оценочные материалы


Критерии оценки уровня теоретической и практической подготовки обучающихся:

Теория.

-высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием, владеет информацией (в пределах содержания Программы), знает виды техник живописи, способен продемонстрировать технику исполнения, работает уверенно, творчески, активно участвует в конкурсах, выставках, проявляет стремление к работе не по образцу, сам охотно включается в поиск рабочего материала, в выбор референса; активно участвует в исследовательской и проектной деятельности, может представить продукт своей творческой деятельности (3 балла);

-средний уровень – сочетает профессиональную терминологию с бытовой, способен интерпретировать информацию, способен продемонстрировать технику ведения живописной работы, выполняя работу с использованием образца (2 балла);

-низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных Программой, избегает употреблять профессиональные термины, путается в техниках, не может без помощи педагога построить композицию, выполнить построение предмета, не проявляет вариативности в выполнении поставленной творческой задачи, готов работать только по образцу; не участвует в исследовательской и проектной деятельности, в конкурсах и выставках (1 балл).

Практика.

Критерии оценки достижений обучающихся: учебные и творческие работы обучающихся.

-высокий уровень – победы в конкурсных работах изостудии, Дворца творчества, участие в мероприятиях международного, всероссийского, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе - 3 балла;

-средний уровень – активное участие в конкурсных мероприятиях изостудии, Дворца творчества, муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе - 2 балла;

-низкий уровень – за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе обучающийся неактивно или не принимал вообще участие в массовых мероприятиях различного уровня, освоил Программу с помощью педагога на 1 балл.


Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся:

- высокий уровень – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период, употребляет профессиональные термины осознанно и в полном соответствии с их содержанием (3 балла);

-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает профессиональную терминологию с бытовой (2 балла);

- низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой, избегает употреблять профессиональные термины (1 балл).

Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся:

-высокий уровень – обучающийся овладел на 100-80% умениями, предусмотренными программой за конкретный период, работает с профессиональным оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, выполняет самостоятельные творческие работы (3 балла);

-средний уровень – у обучающегося объём усвоенных умений составляет 70-50%, работает с оборудованием с помощью педагога, в основном, выполняет задания на основе образца и практические задания с элементами творчества и (2 балла);

-низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога по образцу (1 балл).

Критерии оценки достижений обучающихся:

-высокий уровень – являлся победителем или призёром конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (3 балла);

-средний уровень – являлся победителем, призёром конкурсных мероприятий муниципального уровня за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (2 балла);

-низкий уровень – являлся участником конкурсных мероприятий международного, федерального, регионального, муниципального уровней за весь период обучения по дополнительной общеразвивающей программе (1 балл).

2.4. Методическое обеспечение программы

В основу Программы заложены принципы:

Принцип наглядности. Для реализации подобран богатый демонстрационный материал, иллюстрирующий пейзажи Ульяновска и Ульяновской области, животный и растительный мир Ульяновской области, а также творчество художников родного края.

Принцип активного диалога. Программой предусмотрена работа в диалогичных группах, направленная на обучение, обмен мнениями, на беседы в составе: 1) педагог – ученик; 2) ученик – ученик; 3) ученик – группа учеников; 4) педагог – родители ученика. Использование принципа активного диалога развивает способность «слышать и слушать»; умение высказать свою точку зрения и умение прислушаться к чужому (иному) мнению; подчиняться мнению большинства и умение отстоять свою точку зрения. Приветствуется именно активный диалог, который будет способствовать деятельному развитию обучающегося. Обществу будущего, как и современному обществу, нужен активный гражданин, стремящийся к живому участию в социальной жизни, проявляющий себя в деятельности, вносящий в нее свою инициативу. Именно с учетом этих требований Программа предусматривает воспитание активного гражданина.

Принцип культуросообразности. Обучающийся, воспринимая произведение изобразительного искусства, не только развивает умение познавать, но и формирует умение переживать вечное, прекрасное, эстетически привлекательное, возвышенное. При этом надо учитывать индивидуальные условия социальной среды, в которой он развивается, взаимодействует со сверстниками, родителями и другими людьми.

В Программе отражена индивидуализация образования: построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого, при котором сам обучающийся становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная композиция, менее подготовленным можно предложить работу проще, предложив вариативность работы. Кроме того, многие темы программы предполагают выбор обучающимися не только рабочего материала, по которому будет выполняться работа, но и выбор техники выполнения творческого задания. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь их от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Программой также предусмотрено:

формирование патриотического мировоззрения через погружение в мир изобразительного искусства, обсуждение роли труда и места произведений изобразительного искусства в исторических событиях России;

использование наиболее эффективных форм, методов и всего многообразия педагогических средств и подходов к формированию системы ценностей в процессе изучения изобразительного искусства как части народной культуры России;

активизация интересов к изучению истории Отечества и краеведения, формирования чувства уважения к мастерам искусства изображения и их творчеству, основанному на глубоком знании художественных законов и традиций и их преемственности;

формирование знаний о произведениях изобразительного искусства как уникальных неповторимых шедеврах, наделенных ярким художественным образом;

педагогическое стимулирование и поддержка творческой активности по созданию учебных композиций патриотической направленности.

Программой предусмотрена работа детей над созданием художественного образа, основанного на положительных чувствах и эмоциях. Проработана преемственность занятий; имеет место ярко выраженный накопительный эффект: обучающиеся получают запас позитивных чувств, запас усвоенных приемов работы, пополняемый на занятиях ресурс знаний. Собирание, накопление творческих работ в одном месте – в Портфолио необходимо для того, чтобы наглядно можно было спрогнозировать, проследить и зафиксировать, какие позитивные изменения происходят у обучающихся в обучении и воспитании; на что педагогу и родителям необходимо обратить внимание. Анализ творческих работ – наиболее результативный психологический тест на выявление системы ценностей, личности ребенка, его характера, предпочтений, роли в семье, социуме и т.п.

У ребенка складывается особое, трепетное отношение к выполненному собственноручно произведению, к своим художественным работам, которые он накапливает. Обучающиеся начинают понимать, что значит уважать свой труд и труд других людей, особенно если этот труд творческий.

Программой предусмотрено обучение умению выделять специфические особенности изобразительных произведений и черты изделий, воспринимать цвет, форму, объем, сопоставлять простые пропорции, находить соотношения, видеть особенности ритма, статики и динамики в композициях. Программа направлена на выявление способностей и творческого потенциала каждого обучающегося через мир изобразительного искусства как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Выполнение заданий по образцу часто бывает не интересно обучающемуся. Такие задания тормозят творческое развитие. Поэтому главное внимание обращено на непосредственность впечатлений и уникальность каждой творческой работы изобразительного искусства. Разнообразие материала, с которым знакомятся обучающиеся в процессе освоения Программы, развивает у них эстетическое отношение к действительности, способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей. Даже самые сложные композиции приобретают авторское прочтение и необычное исполнение.

Интеграция общего и дополнительного образования.

Программой предусмотрено:

социально-коммуникативное развитие: параллельно с освоением мира художественных образов идет освоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные;

познавательное развитие предполагает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации;

речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественного образа, формирует развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесных, изобразительных), мира природы у обучающегося;

физическое развитие проявляется в приобретении опыта в двигательной деятельности обучающихся, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; координация движений (практическая работа с разными материалами, работа с инструментами и приспособлениями).

материалоемкость и особое отношение к безопасности арт-материалов. Программой предусмотрено освоение работы и экспериментирование с доступными обучающимся материалами и инструментами. Изучение художественных материалов очень важно, потому что именно через исследования строятся знания о предметах в окружающем их мире. Занятия творчеством требуют не только умений принятия решений и оценки своих действий, но и правильного отношения к материалам, которыми они пользуются. Сегодня актуальной проблемой является формирование экологического мышления. Обучающиеся должны понимать, что материалы для творчества часто являются изделиями химической промышленности и требуют правильного использования и бережной утилизации. Это позволит сформировать умения, позволяющие не нанести вред как собственному здоровью, так и окружающей среде.

Раннее профессиональное просвещение.

Знакомство со спецификой профессий изобразительного искусства позволяет понять, что только в результате трудовой деятельности художника - мастера появляется художественное произведение. Дети получают краткую информацию о жизни и творчестве художника.

Формирование портфолио.

Уже на первых занятиях обучающиеся начинают создавать свое портфолио, куда будут отбираться лучшие творческие задания, выполненные им на занятиях. По мере выполнения заданий можно будет проследить творческое развитие. В качестве итоговых заданий разделов предлагается коллективная работа по защите творческих проектов и формированию выставки учебных и творческих работ.

Сотрудничество педагогов.

Подобранный методический материал предусматривает его вариативное использование при создании авторских оригинальных программ и инновационных методов работы в тесном контакте с другими педагогами.

Работа с родителями.

Линия воспитания и образования, которая намечена Программой, должна иметь свое продолжение и в семье обучающегося. Родители должны знать, чему и как обучают ребенка, какие качества и умения развиваются, понимать назначение различных принадлежностей, инструментов и современных художественных материалов. Однако они не должны учить его «правильно рисовать» и навязывать свои стереотипы, а участвовать в образовательных событиях и в процессе сотворчества. Эмоционально-положительное отношение родителей к художественной деятельности на занятиях способствует раскрытию творческого потенциала. Для большинства обучающихся родители являются эмоционально близкими людьми. Поэтому очень важно чувство уважения к творчеству детей, адекватная реакция родителей на успехи и творческие неудачи.

В мессенджерах у педагога создана группа, через которую происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы. Также используются социальные сети.

Индивидуальные занятия с обучающимися проводятся по видеоурокам в вайбере.


Учебно-методический комплекс


Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, гигиене, правилах внутреннего распорядка и поведения на занятиях. Посещение Ульяновского областного художественного музея (2 часа).

- дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра».


Тема 2. Профессия «художник». Живопись гуашью: «Родные просторы» (6 часов).

- дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»;

- наглядные материалы (цветовой круг Иттена; наборы гуашевых красок, кисти);

- раздаточный материал (бумага для гуаши, ластик, карандаш, мольберт, планшет, палитра пластиковая, кисти синтетические плоские (№ 4, № 10, флейц) и круглые (№ 0, № 4, № 6, № 12), набор гуаши 12 цветов, скотч).


Тема 3. Натюрморт с натуры гуашью.

Подготовка к творческому конкурсу (4 часа).

- дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»;

- наглядные материалы (предметы из натюрмортного фонда: муляжи овощей и фруктов, глиняный кувшин, металлическая тарелка, стеклянная ваза; набор гипсовых геометрических фигур); цветовой круг Иттена; схема «Светотень», «Перспектива линейная», «Перспектива воздушная»; наборы гуашевых красок, кисти;

- раздаточный материал (бумага для гуаши, ластик, карандаш, этюдник, палитра пластиковая, кисти синтетические плоские (№ 4, № 10, флейц) и круглые (№ 0, № 4, № 6, № 12), набор гуаши 12 цветов, скотч).


Тема 4. Ботаническая иллюстрация (4 часа).

- дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен ульяновских художников);

- раздаточный материал (бумага для гуаши, бумага для акрила, бумага для пастели, ластик, карандаш, этюдник, палитра пластиковая, кисти синтетические плоские (№ 4, № 10, флейц) и круглые (№ 0, № 4, № 6, № 12), набор гуаши 12 цветов, набор акриловых красок 12цветов, набор пастели 12 цветов, скотч).


Тема 5. Основы пленэрной живописи. Городской пейзаж (6 часов).

- дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен ульяновских художников; наборы гуашевых красок, кисти);

- раздаточный материал (бумага для гуаши, ластик, карандаш, этюдник, палитра пластиковая, кисти синтетические плоские (№ 4, № 10, флейц) и круглые (№ 0, № 4, № 6, № 12), набор акриловых красок 12 цветов, скотч).


Тема 6. Пейзажи знаменитых симбирян. Пленэр «Волжские дали». Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста (6 часов).

- дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»;

- наглядные материалы (репродукции живописных полотен ульяновских художников; наборы гуашевых красок, кисти);

- раздаточный материал (бумага для гуаши, ластик, карандаш, этюдник, палитра пластиковая, кисти синтетические плоские (№ 4, № 10, флейц) и круглые (№ 0, № 4, № 6, № 12), набор акриловых красок 12 цветов, скотч).


2.5. Условия реализации программы.

Программа реализуется через специально созданные условия.

Обеспечение образовательного процесса складывается из:

кадрового;

информационно - методического;

материально - технического.

Кадровое обеспечение:

- педагоги дополнительного образования, имеющий профильное образование «Учитель, педагог изобразительного искусства»;

- методисты.


Информационно – методическое обеспечение.

дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»;

дидактический материал (схемы, рисунки и т.д.);

презентации;

индивидуальный раздаточный материал;

литература: для педагога, для детей, для родителей.

Материально – техническое обеспечение.

-учебный кабинет (1 шт.), оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями для организации учебно-воспитательного процесса;

-столы и стулья (не менее 15 рабочих посадочных мест);

- мольберты и планшеты (не менее 15 шт.);

-стенды (1 шт.), стеллажи для размещения демонстрации изделий (2 шт.);

-материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделий:

карандаш графитовый НВ – 1 шт., ластик-клячка– 1 шт., синтетические кисти – 5 шт, (круглая: № 1, № 2, № 4, № 6); плоская № 10; плоская щетиновая кисть-флейц – 1 шт. (№ 25); палитра пластиковая (небольшого размера); краски акриловые "Луч" художественные 12 цв. – 1 набор; краски гуашевые «Луч» Классика 12 цветов – 1 набор; бумага для акварели и гуаши – А3 – 3 листа; бумага для акрила А3 - 2 листа; стакан-непроливайка двойной – 1 шт; строительный скотч (не широкий) – 1 шт.

-изделия-образцы, работы обучающихся и педагога; иллюстративный материал.

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещённые на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype-общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)


2.6. Воспитательный компонент ДООП «Летняя палитра».


Цель воспитательной работы

Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности обучающихся через творческое самовыражение и развитие художественного потенциала

Задачи воспитательной работы

• воспитание аккуратности, усидчивости, целеустремленности;
• формирование положительной мотивации к трудовой деятельности;
• формирование нравственных и эстетических качеств личности;
• приобщение детей к духовным ценностям;
• формирование коммуникативных компетенций;
• формирование умения организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
• формирование способности к самоконтролю, к оцениванию и коррекции результатов своей работы.


Приоритетные направления воспитательной деятельности

воспитание положительного отношения к труду и творчеству


Формы воспитательной работы

беседа, участие в конкурсах

Методы воспитательной работы

приучение, поощрение, анализ результатов деятельности

Планируемые результаты воспитательной работы

• устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
• способность к самооценке;
• овладение различными приёмами и техникой прикладного творчества;
• формирования интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
• воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
• выработка навыков самостоятельной работы.

Модуль

Реализация модуля в рамках ДООП «Летняя палитра»

1. Учебное занятие

Реализация воспитательного потенциала учебного занятия предполагает создание условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой самореализации. Для очного обучения применяются комбинированные практические занятия. При реализации программы с использованием ЭО и ДОТ используются видеоконференции, онлайн–консультации.

Занятия строятся в игровой форме, учитывая возраст обучающихся. Использование элементов соревнования, включение самодиагностики, приемов рефлексии позволяет комплексно реализовать воспитательную задачу данного модуля.

2. Детское объединение


Форма организации обучающихся: детское творческое объединение.

В рамках модуля реализуется поддержка и развитие детского творческого объединения через различные формы работы:

-индивидуальные (беседа, поощрение, самоанализ)

-групповые (мастер-классы, выставки работ обучающихся)

-коллективные (пленэр.)

3. Воспитательная среда


Для реализации воспитательного потенциала модуля создана совокупность условий:

- учебно-методические разработки по вопросам воспитания: «Учим детей культуре поведения в общественных местах».

- традиции объединения (проводятся игры на знакомство, конкурс «Собери картинку» и т.д.),

- предметно-материальный компонент: в кабинете для занятий создана комфортная среда для реализации программы, воспитательного воздействия на детей (представлены образцы декоративно-прикладного искусства в различных техниках исполнения), конструктивного общения и взаимодействия.

По итогам реализации программы проводится выставка работ обучающихся, в том числе индивидуальные выставки.

4. Моя семья - моя опора (работа с родителями)

В ДООП «Летняя палитра» предусмотрены как индивидуальные, так и групповые формы работы с родителями. Проводятся:

-родительские собрания

-открытые занятия

-консультации для родителей групповые и индивидуальные.

Родители активно привлекаются к подготовке и проведению занятий, выставок, конкурсов. Данная работа обеспечивает согласованность действий семьи и работу педагогов объединения для обеспечения достижения целей воспитания.

5. Наставничество и тьюторство

В объединении предусмотрены как индивидуальные, так и групповые формы работы:

-консультации для одаренных и отстающих обучающихся;

-совместные дела внутри группы и объединения;

-индивидуальное сопровождение работ обучающихся при подготовке к конкурсу «Хобби Парк» и др. по выбору обучающихся.

6. Самоопределение (профориентация)

Воспитательная цель ДООП «Летняя палитра» - знакомство детей с основами изобразительного искусства. Программа ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, эмоционального восприятия и образного мышления, формированию коммуникативной культуры. Живопись — это и отличный досуг, и инструмент всестороннего развития маленького человека. Это и первый опыт трудового воспитания.

В программу включена беседа с элементами профессиональной ориентации – о профессии художника, художника-оформителя, педагога-художника.

7. «Наше здоровье в наших руках» (профилактика)

Профилактическая работа – значимый пункт работы педагога в объединении. В процессе освоения программы предусмотрено:

- знакомство с основами правовой грамотности и профилактикой травматизма (беседы о нормах охраны труда, организации рабочего места в учебной аудитории, изучение требований безопасности на рабочих местах);

- ведется работа по формированию бесконфликтной коммуникации внутри объединения, пониманию основ конструктивного поведения в коллективе (включено в диагностику);

- ведется работа по повышению самооценки воспитанников: создается ситуация успеха, участие в конкурсах, выставке «Хобби Парк» и др. по выбору обучающихся.

8. «Край родной, навек любимый!» (краеведение)

Обращение к потенциалу краеведения позволяет обучающимся пополнить свой культурный багаж знаний, выработать индивидуально-личностное отношение к месту своего жительства, осознать себя полноценным членом городского сообщества, ответственным за будущее родного края.

В объединении модуль краеведения реализуется при изучении темы 6 («Пейзажи знаменитых симбирян. Основы пленэрной живописи. Пленэр «Волжские дали». Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста»).

9. Экологическое воспитание

Воспитательный компонент модуля «Экологическое воспитание» реализуется посредством беседы по экологически сообразному поведению на пленэре - при изучении темы 3 («Ботаническая иллюстрация»), темы 6 («Пейзажи знаменитых симбирян. Основы пленэрной живописи. Пленэр «Волжские дали». Культура бережного отношения к природе в работе художника-пленэриста»).


Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия

Задачи

Форма проведения

Сроки проведения

1

Беседа о профессии «художник»

Профориентация

очная

июнь

2

Участие в творческом конкурсе

Воспитание творческой активности

очная

июнь

3

Эко-викторина «Растения Красной книги Ульяновской области»

Экологическое воспитание

очная

июнь

4

Викторина «Пейзажи Ульяновской области»

Патриотическое воспитание, воспитание любви к родной природе

очная

июнь

4

Выставка работ обучающихся


очная

авгут





Список литературы


1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие: Книга для учителя. М., 1991, 88 с.

2. Бирич И.А., Ломоносова М.Т. Основы художественной культуры. Изобразительное искусство и архитектура: Оценка творческих и художественных способностей. Кн. 1 и 2. М., 2000, 108 с.

3. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994, 104 с.

5.Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991, 94 с.

6. Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005, 64 с.

7.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004, 56 с.

8.Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001, 84 с.
9. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000, 98с.
10.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, 202 с.
11.Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000, 92 с.
12.Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003. 68 с.
13. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982, 164с.
14.Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001, 142 с.
15. Рисунок для изостудий: от простого к сложному. / А.Ф. Конев, И.Б. Маланов [текст] – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. – 240с



ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Лист наблюдений за обучающимися на занятии


Дополнительная общеразвивающая программа «Летняя палитра»

Группа № ________

Дата проведения занятия _______________

Тема ____________________________________


п/п

Фамилии и имена обучающихся

Владеет основными понятиями, термины в области изобразительного искусства по теме занятия

Знает названия и отличительные особенности художественных материалов, применяемых на занятии, умеет их использовать

Владеет навыками последовательного ведения живописной работы

Владеет основами композиции

Владеет основами цветоведения

Владеет основами светотени

Понимает и принимает задачи, поставленные педагогом на занятии

Умеет разрабатывать программу выполнения действий для достижения поставленной цели, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Умеет коммуницировать с педагогом и обучающимися группы, проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями

Адекватно оценивает замечания и коррективы, вносимые педагогом

Проявляет упорство в достижении поставленной цели























































































































































































Педагог дополнительного образования _______________ /____________/


31


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации