Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуки музыки»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звуки музыки» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей», Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, в поддержку проекта «Художественно-эстетическое воспитание, поддержка конкурсного движения».
Уровень освоения: общекультурный.
Программа разработана в соответствии с документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Актуальность программы состоит в том, что она является важной и неотъемлемой частью в воспитании юного музыканта, так как в содержании её заложено изучение основ музыкальной грамоты, необходимой как в хоровом, так и в инструментальном обучении.
Программа синтезирует в себе освоение знаний предмета сольфеджио и предмета слушание музыки, что определяет новизну программы.
Знакомство с шедеврами мировой классической музыки расширяет музыкальный кругозор, музыкальную эрудицию, развивает ассоциативно-образное мышление, учит понимать язык музыкальной речи. Освоение теоретических знаний способствует развитию музыкальных способностей, активизирует слух и внимание, развивает чистоту интонации. Совокупность этих знаний дает возможность ребенку более полно раскрыть свой творческий потенциал, реализовать потребность в исполнительской и концертной деятельности.
Адресат: программа разработана для учащихся 2-х классов, второго года обучения по программе.
Цель и задачи программы:
Целью программы является развитие личности ребенка способной к художественному мышлению в музыкально-творческой деятельности.
Реализация поставленной цели требует решение следующих задач:
обучающие:
формировать навыки восприятия и воспроизведения музыки;
изучать основы музыкальной грамоты;
осваивать навык индивидуального и группового пения по нотам;
развивающие:
развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, музыкальное мышление и воображение;
развивать координацию слуха и исполнения;
воспитательные:
воспитывать культуру слушателя;
воспитывать художественно-эстетический вкус.
Условия реализации программы
Зачисление в группы осуществляется по желанию детей и на основании личных заявлений родителей (законных представителей). В группу зачисляются дети, успешно освоившие программу первого года обучения.
Срок реализации: 1 год.
Объем учебного времени составляет 72 часа (36 недель), занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу продолжительностью 45 минут.
Форма организации деятельности учащихся:
Программа предусматривает, аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия, которые проводятся по группам и подгруппам. Групповая форма работы от 15 человек, мелкогрупповая от 4 до 10 человек.
Формы проведения занятий:
Основные типы уроков: урок усвоения новых знаний; урок закрепления, т.е. комплексного применения знаний и умений; урок повторения, т.е. актуализации знаний и умений, урок систематизации и обобщения знаний и умений; урок контроля и оценки знаний и умений; урок коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.
Уроки могут проводиться в форме игры, урока-путешествия, практикума, тестовой работы и др., могут использоваться методы презентаций, различных игр, диалога, работы в паре, групповой формы работы, в качестве приёмов возможно театрализация диалогов, ключевые слова, составление кроссвордов и таблиц по образцу, синквейн и др.
Занятия проводятся на модульной основе:
• Модуль№1 – очно;
• Модуль№2 – дистанционно с применением электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы: учебная аудитория для занятий, столы, стулья, пианино, банкетка для пианино, доска с нотными линейками, компьютер, интернет, шкаф для нотных сборников и методических пособий, Орф-оркестр.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Музыкальный инструмент должен регулярно обслуживаться настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).
Планируемые результаты:
Личностные:
развитие памяти, внимания, музыкальных способностей;
расширение музыкального кругозора;
мотивация к систематическим занятиям музыкой.
Метапредметные:
приобщение к мировым художественным ценностям;
воспитание эстетическо-художественного вкуса;
устойчивая потребность в творческой деятельности.
Предметные:
владеть навыком нотного письма;
интонирование по нотам, как индивидуально, так и в группе;
освоение музыкальных понятий и терминов.
К концу обучения дети должны
знать/понимать:
обозначения знаков нотной записи;
строение интервалов, ладов, гамм;
средства музыкальной выразительности;
составы музыкальных оркестров;
уметь:
читать с листа попевки и хоровые партии;
координировать слух и исполнение;
воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.
Формы контроля результатов освоения программы
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:
текущий контроль;
зачетные мероприятия.
Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, музыкальные диктанты, музыкальная викторина, выполнение творческих заданий.
Текущая контроль проводится с целью отслеживания качества освоения учебного материала, поддержание учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно, педагог отмечает отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения домашних заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.
Зачетные мероприятия проводятся в форме контрольного урока в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговый контрольный урок, который включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1 сентября | 25 мая | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Всего | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | 1 | текущий | |
Нотная запись | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Знакомство с музыкальными инструментами | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Ритм и размер | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Знаки альтерации. Тональности. | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Интонирование | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Знакомство с музыкальными жанрами | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Игра на инструментах Орф-оркестра | - | 3 | 3 | текущий | |
Слушание музыки | 2 | 5 | 7 | текущий | |
Интервалы | 2 | 5 | 7 | текущий | |
. | Средства музыкальной выразительности | 2 | 5 | 7 | текущий |
Зачетные мероприятия | - | 4 | 4 | контрольный урок | |
Итоговое занятие | - | 1 | 1 | | |
| Итого: | 19 | 53 | 72 | |
Содержание программы
1. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Знакомство с клавиатурой.
2. Нотная запись. Знать знаки нотной записи и уметь их писать: нотный стан, скрипичный и басовый ключ, ноты первой, второй и малой октав, длительности нот, размер. Уметь писать несложные мелодические и гармонические диктанты.
3. Знакомство с музыкальными инструментами. Знать состав симфонического оркестра по группам инструментов (струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные), состав народного оркестра по группам инструментов (духовые, струнные, ударные, баян). Уметь слышать и различать инструменты в классической и народной музыке.
4. Ритм и размер. Знать длительности и счет нот, размеры 2/4; 3/4; 4/4; 3/8; 6/8, понятие такт и тактовая черта, строение музыкальной фразы, предложения, трехчастную форму. Уметь простучать ритмические рисунки по нотам и по слуху, а также писать несложные ритмические диктанты. Для развития чувства ритма осваивать игру на инструментах Орф-оркестра.
5. Знаки альтерации. Тональности. Знать понятия тон, полутон, тетрахорд, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль и уметь их записывать. Знать строение мажорной гаммы и три вида минора (натуральный, гармонический, мелодический), основные ступени лада/ Обзорно познакомиться с тональностями и кварто-квинтовым кругом. Уметь записывать и интонировать гаммы в пределах первой октавы (тетрахордами): C-dur, G-dur, F-dur.
6. Интонирование. Осваивать навык пения музыкальных упражнений по нотам, как индивидуально, так и в паре, группой. Учиться чисто интонировать, координируя слух и голос, выстраивать унисон, читать по нотам хоровые партии.
7. Знакомство с музыкальными жанрами. Познакомиться с основными музыкальными направлениями: народная музыка, духовная музыка, академическая музыка, популярная музыка. Познакомиться с классификацией жанров по способу исполнения: инструментальные жанры (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония), вокальные жанры (ария, песня, романс), с музыкально-театральным искусством (балет, опера, мюзикл). Учиться воспринимать и различать музыку по жанрам и направлениям.
8. Игра на инструментах Орф-оркестра. Осваивать навык творческой деятельности в ансамбле. Учиться держать заданным ритм на протяжении всего исполнения, вовремя вступать и заканчивать свою партию, эмоционально реагировать на изменения в характере музыки, встраиваться в общее звучание, соблюдая звуковой баланс в исполняемом произведении.
9. Слушание музыки. Знакомиться с шедеврами классической и народной музыки. Учиться активно и осознанно слушать, анализировать музыкальный материал. Познакомиться с закономерностями музыкальной речи (средства выразительности), освоить первоначальные понятия: мелодия, темп, лад. Развивать восприятие музыки, ассоциативно-образное и художественное мышление, получать эстетическое удовольствие.
10. Интервалы. Знать построение интервалов: прима, секунда, терция, тритон, кварта, квинта, секста, септима, октава. Уметь записывать их в тональности C-dur. Учиться определять интервалы по слуху, интонировать их по нотам, писать несложные гармонические и мелодические диктанты.
11. Средства музыкальной выразительности. Познакомиться с основными средствами выразительности музыкальной речи: мелодия, ритм, лад, гармония, регистр, темп, тембр, динамические оттенки, штрихи. На примерах упражнений и музыкальных произведений учиться слушать, различать и понимать их смысловое предназначение.
12. Зачетные мероприятия. Подведение и анализ результата усвоения пройденного материала проводится в форме контрольного урока в конце каждой четверти. Итоговый контрольный урок проводится в конце четвертой четверти и включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.
Список литературы
1. Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.
2. Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Арси», 2020. – 36 с.
3. Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2017-68 с.
4. Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.
5. Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.
6. Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.
7. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2004. – 80 с.
8. Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.
7