Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Омские улочки»
Департамент образования Администрации города Омска
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска
«Дом юных техников имени Ю. А. Гагарина»
Рассмотрена на Методическом совете Протокол № ___ от «___» __________ 2025 г. | | «УТВЕРЖДАЮ» Директор БОУ ДО г. Омска «ДЮТ им. Ю. А. Гагарина» _____________ А.М. Денисов «___» __________ 2025 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Омские улочки»
сезонная
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 месяц
Трудоемкость программы: 12 часов

Автор-составитель программы:
Пережогина Светлана Сергеевна - методист
Омск – 2025
Содержание:
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Учебно-тематическое планирование | 5 |
3 | Содержание программы | 6 |
4 | Контрольно-оценочные средства | 8 |
5 | Условия реализации программы | 10 |
6 | Список литературы | 11 |
| | |
| | |
1. Пояснительная записка
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Омские улочки» имеет социально-гуманитарную направленность, реализуется в формате сезонных школ в каникулярный период. Программа направлена на духовно-нравственное воспитание мотивированных обучающихся. Реализация программы осуществляется на стартовом уровне освоения образовательных результатов, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования Российской Федерации.
Актуальность программы
Программа включает в себя региональный компонент, предполагает изучение и актуализацию знаний о родном крае. Знание истории родного края является важным звеном в воспитании подрастающего поколения.
Отличительные особенности
Программа включает в себя кроме лекционных и практических занятий ряд экскурсий по историческим местам города Омска, что способствует формированию у обучающихся гражданской ответственности за родной город. Эти дополнительные аспекты усиливают социально значимый смысл программы и придают ей особую актуальность как программы, содействующей социальной адаптации подростков.
В период реализации программы работа направлена на сплочение коллектива, на создание доброжелательного, творческого микроклимата коллектива. Обучающиеся познают себя, своих товарищей, изучают свой город, приобретают знания и умения по исследовательской и поисковой работе, формируется чувство гордости, личной причастности и причастности своей семьи, своей школы к жизни своего края. Обучающиеся знакомятся с письменными и устными источниками, изучают различные архивные документы, выявляют архивные документы связанные с историей города, края.
Цель программы: систематизирование и расширение знаний обучающихся об истории родного края.
Задачи:
Обучающая:
- создать индивидуальный или коллективный фотодневник (фотопрезентацию) «Родной свой край люби и знай»;
Развивающие:
- развивать умение контактировать со сверстниками в совместной творческой деятельности;
Воспитательные:
-содействовать гармоничному развитию личности;
-совершенствовать нравственные потребности обучающихся;
-прививать уважительное отношение, интерес к культуре и истории своего края.
Программа «Омские улочки» краткосрочная, рассчитана на реализацию в течение одного месяца, трудоемкость 12 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 3 академических часа. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы соответствуют Санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия, рассчитанные на практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.
Виды занятий:
Практикум – работа в классе с использованием как традиционных форм (лекция, объяснение, собеседование), так и активных (текущая работа с документами, мультимедиа источниками и т. д.).
Выездное занятие – занятие на основе посещения музеев, экскурсий и т. д.
Семинар – занятие по представлению докладов, презентаций, проектов и т. д.
Возраст обучающихся, условия набора при формировании учебной группы
Данная Программа рассчитана на обучающихся 7- 11 лет.
Программа ориентирована на обучающихся различного возраста. Набор детей на обучение осуществляется на основе свободного выбора ребенка и его родителей. Зачисление обучающихся ведется в соответствии с Уставом и иными нормативно-правовыми актами ДЮТ. Добор обучающихся осуществляется в течение всего срока реализации программы. Для успешной реализации программы целесообразен набор в учебные группы численностью не менее 15 человек. Такая численность обусловлена необходимостью индивидуальной учебно-исследовательской работы каждого члена группы.
Запись на обучение по программе осуществляется через ГИС ОО «Навигатор дополнительного образования Омской области» https://р55.навигатор.дети/program/19570-programma-omskie-ulochki
Характеристика целевой группы
Возрастная группа 7-11 лет
В младшем школьном возрасте начинается формирование учебной деятельности, которая становится ведущей и определяет развитие всех психических функций ребенка и влияет на интеллектуальное, личностное и социальное развитие. Большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер, происходит интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных приемов (повторение, длительное сосредоточение внимания) ребенок переходит к более сложным приемам (группировка по смыслу, осмысление связей разных частей материала). Однако этот процесс не протекает спонтанно: ребенка надо обязательно учить, как связывать между собой части запоминаемого материала, как использовать знаковые системы. Учебная деятельность требует от ребенка развитие такого важного качества, как воля. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах, умение довести начатое дело до конца. Становление личности в этом возрасте связано с новым уровнем развития самосознания, когда ребенку становится доступным осознание себя в системе человеческих отношений. Новый уровень самосознания наиболее четко проявляется в его внутренней позиции, впервые возникающей в этом возрасте. Младшие школьники с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, проявляя в этом отношении большую активность и старательность. Постепенно, в результате систематической работы педагога по воспитанию у обучающихся чувства товарищества и коллективизма их потребности приобретают общественную направленность. Они начинают по собственной инициативе оказывать друг другу помощь. О развитии и укреплении коллективизма у младших школьников говорит растущая потребность завоевать уважение товарищей, нарастающая роль общественного мнения.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
- имеет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Метапредметные:
- использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации.
По направленности программы (предметные):
- имеют расширенные и углубленные знаний о родном крае.
2. Учебно – тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы контроля |
1 | Вводное занятие | 1 | Беседа, педагогическое наблюдение |
2 | Наш город. Его особенности | 3 | Беседа, педагогическое наблюдение |
3 | Омские писатели – детям | 1 | Беседа, педагогическое наблюдение |
4 | Театры, музеи Омска | 3 | Беседа, педагогическое наблюдение |
5 | Исторические личности, в честь которых названы улицы города | 3 | Беседа, педагогическое наблюдение |
7 | Итоговое занятие | 1 | Фотопрезентация, викторина |
| Итого | 12 | |
3. Содержание программы
1. Тема: Вводное занятие (1 час)
Содержание деятельности. Инструктаж по ТБ. Входной контроль (опрос). Планирование работы детского объединения.
Термины, понятия: -
Форма проведения учебного занятия: беседа.
Виды учебной деятельности обучающихся: просмотр презентации о деятельности объединения, слушание объяснений педагога, просмотр и анализ видеоматериалов, обсуждение фоторабот в рамках выставки «Омские улочки».
Формы организации деятельности обучающихся: групповая.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
2. Наш город. Его особенности (3 часа)
Содержание деятельности. Основание Омска. Почему Омск называется Омском? Известные исторические объекты Омска (Тарские, Тобольские ворота, Никольский казачий собор, Пожарная каланча).
Экскурсия по историческим объектам.
Термины, понятия: город Омск. Иртыш и Омка. Омичи.
Форма проведения учебного занятия: беседа, практическое занятие, выездное занятие (экскурсия).
Виды учебной деятельности обучающихся: изучение новых терминов, слушание объяснений педагога, работа с картой России, Омска, просмотр и анализ видеоматериалов, обсуждение.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение, опрос.
3. Омские писатели – детям (1 час)
Содержание деятельности. Творчество омских детских писателей: Т. Белозеров, Р. Удалов, Ф. Балачан, О. Григорьева.
Термины, понятия: -
Форма проведения учебного занятия: беседа, творческая работа.
Виды учебной деятельности обучающихся: слушание объяснений педагога, совместное прочтение и обсуждение произведений омских детских писателей, иллюстрирование произведений омских детских писателей.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
4. Театры, музеи Омска (3 часа)
Содержание деятельности. Театры Омска (ТЮЗ, «Арлекин», «Галерка», Драматический театр, Лицейский театр), музеи Омска (музей Врубеля, музей Просвещения, краеведческий музей). Фотопутешествие по театру, музею, посещение театра, музея. Экскурсия в закулисье театра.
Термины, понятия: театр, музей.
Форма проведения учебного занятия: беседа, творческая работа, выездное занятие (экскурсия), просмотр спектакля.
Виды учебной деятельности обучающихся: слушание объяснений педагога, просмотр и обсуждение спектакля или экспозиции музея.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
5. Исторические личности, в честь которых названы улицы города (3 часа)
Содержание деятельности. Прослушивание рассказов об исторических личностях, в честь которых названы улицы города (В.В. Куйбышев, Г.К. Жуков, Д.М. Карбышев, В.Ф. Маргелов, Л. Чайкина, С.М. Киров, А.С. Пушкин, В.В. Маяковский и т.д.). Для обучающихся старшего возраста предлагается самостоятельно подготовить сообщение о выдающихся личностях и представить его на занятии.
Термины, понятия: -
Форма проведения учебного занятия: беседа, творческая работа, фотодемонстрация.
Виды учебной деятельности обучающихся: слушание рассказов педагога, выступление.
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Форма контроля: беседа, педагогическое наблюдение.
6. Итоговое занятие (1 час)
Содержание деятельности. Повторение пройденного. Формирование фотодневника или фотопрезентации (индивидуально или коллективно) с культурно-исторических мест города Омска.
Возможные формы проведения занятий: тестирование, обсуждение.
Термины и понятия: -
Виды деятельности обучающихся: игровая деятельность, систематизация освоенного материала, выполнение тестовых заданий.
4. Контрольно-оценочные средства
Способами определения результативности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Омские улочки» служит мониторинг образовательного процесса.
Процедура мониторинга осуществляется в три этапа. Входящая диагностика, текущая и итоговая диагностика проходит на основе педагогического наблюдения и методик определения достижений личностных и метапредметных результатов. В условиях индивидуализации каждый обучающийся детского объединения движется по своей образовательной траектории и поэтому невозможно оценивать всех по единым критериям и в одно время. Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Омские улочки» служат результаты участия в викторинах по краеведению, выступление обучающихся.
Методы: метод наблюдения, отслеживание результатов деятельности обучающихся, тестирование, выступление, результаты конкурсов, викторин.
Оценочная форма достижения планируемых результатов
Группа образовательных результатов/показатели | Критерии | Степень выраженности | Баллы |
Личностные результаты | |||
навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | Умеют общаться и взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Освоили нормы сотрудничества | Высокий уровень | 8-10 |
Проявляют готовность взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, педагогом | Средний уровень | 4-7 | |
Не проявляет готовность взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками, педагогом | Низкий уровень | 0-3 | |
Метапредметные результаты | |||
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации | использует различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации | Высокий уровень | 8-10 |
Проявляют готовность к сбору информации различными способами, но не может в полной мере обработать полученную информацию | Средний уровень | 4-7 | |
Не проявляют самостоятельно готовность к сбору информации различными способами | Низкий уровень | 0-3 | |
По направленности программы (предметные) | |||
углубленные знания о родном крае | проявляет выраженный интерес к предметам родного края и осознаёт выбор, умеет сознательно использовать знания о родном крае | Высокий уровень | 8-10 |
Интерес к предметам родной культуры неустойчивый, мотивации в выборе предметов нет | Средний уровень | 4-7 | |
Интерес к родному краю отсутствует или неопределённо выражен, мотивации нет или она опирается на несущественные признаки, не умеет использовать знания о родном крае | Низкий уровень | 0-3 |
5. Условия реализации программы
5.1. Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет, оборудованный:
- магнитной доской,
- столами и стульями для обучающихся и педагога,
- шкафом для хранения дидактических пособий,
- компьютером, проектором, экраном, колонками, принтер с возможностью фотопечати.
5.2. Учебно-методическое обеспечение
Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:
- индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность;
- обеспечение ситуации успеха каждому обучающемуся детского объединения через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.
Пакет методических материалов:
дидактические материалы:
Общее: фонограммы песен про Омск, открытки с видами Омска, символы Омской области, викторина об основании Омска, легенды об Омском крае (Гвоздев Б. «Ключи от прошлого»), иллюстративный материал по Омским крепостям и историческим местам города, фотографии с видами современного Омска, викторина «Омские театры», карта города, карта-схема объектов города (на ватман).
5.3.Информационное обеспечение
Цикл документальных фильмов «Знакомьтесь, это Омск». Проект реализован Омской региональной молодёжной общественной организацией «Агентство молодежных инициатив» совместно с 12 каналом на средства гранта Министерства внутренней политики Омской области при софинансировании Фонда президентских грантов.
https://vk.com/wall54493291_3692 «Знакомьтесь, это Омск», выпуск 1
https://vk.com/wall54493291_3766, ул. Гагарина, выпуск 2
https://vk.com/wall54493291_3835 ул. Гусарова, выпуск 3
https://vk.com/wall54493291_3870 Аграрный университет, выпуск 4
https://vk.com/wall54493291_3961 ул. 20 лет РККА, выпуск 5
https://vk.com/wall54493291_3991 ул. Тарская, выпуск 6
https://vk.com/wall54493291_4041 ул. Лермонтова, выпуск 7
5.4. Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».
6. Список литературы
Нормативные правовые акты
Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф-3 «Об образовании РФ». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения01.02.2022.).– Режим доступа: электронно - правовая система Консультант Плюс. - Текст: электронный.
Российская федерация. Федеральный закон о персональных данных (с изменениями на 2 июля 2021 года). Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года: одобрен Советом Федерации 14июля 2006 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/901990046 (дата обращения: 01.02.2022). -Режим доступа: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - Текст: электронный.
Российская Федерация. Постановления. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28. – URL:https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=120496791608760539051969505&cacheid=195B93503245C263A95CB326F2535213&mode=splus&base=RZR&n=371594&rnd=CB5CEFC727FFC7C1549791ACD8F4C2EF#19eje1k71kc (дата обращения:01.02.2022). - Режим доступа: электронно - правовая система Консультант Плюс. - Текст: электронный.
Российская Федерация. Приказы. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»: Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629: Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2022 г. Регистрационный N 70226 - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1568418/#review (дата обращения: 01.03.2023).-Режим доступа: Информационно-правовой портал Гарант.Ру.-Текст: электронный.
Литература для педагога:
Вибе, П.П. Старый Омск. Иллюстрированная хроника событий. Начало XVIII - начало XX вв.//П.П. Вибе.- Омск: ЛЕО, 2000.-292 с.
Дом детства моего: историко-архивный сборник / гл. ред. - сост. И.Б. Гладкова; Региональная общественная организация ветеранов (пенсионеров) культуры, искусства, художественного образования Омской области. - Омск : «Золотой тираж». - 2020. – 211 с.
Зензин, В.В. Юбилей. Славное двухсотлетие Омской области (основана 26.01.1822 г – 2022) / В.В. Зензин // Омск : ООО «Полиграфический центр «Татьяна». - 2021. – 240 с.
Золотые звезды омичей / Отв. ред. Р.П. Кашинская : в 5-ти т. - Омск : Изд-во ИП Макшеевой Е.А. - 2020. – Т.1. - 292 с.
Улицы города Омска : справочник / сост. Г. Ю. Гурьев. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2008. - 278 с.
Ремизов, А. В. Омское краеведение 1930-1960-х годов. Очерк истории: монография / А. В. Ремизов. – Омск : Золотой тираж, 2018. – 448 с.
Энциклопедия города Омска: в 3 т. / Администрация г. Омска ; [П. П. Вибе (сост. и науч. ред.)]. - Омск : Лео, 2009. - 30 с.
Литература для обучающихся:
Брычков, П.А. Омская мозаика: очерки по истории города и края / П.А. Брычков. - Омск : [б. и.], 2009. - 470 с.
Журавлев, М.П. Путеводитель по Омску // М. П. Журавлев. - Омск : Кн. изд-во, 1992. - 121 с.
Кочедамов, В.И. Омск. Как рос и строился город//В.И. Кочедамов – Омск: Омское книжное издательство.-2014.-252 с.
Шалда, Д. Омская область, с картой/ Дарья Шалда. –Москва: Аякс-Пресс, 2022.-144 с.