12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гульшат Инсафовна Салимова16
0

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Художественное слово»




Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Художественное слово»




Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 4 года






Педагог дополнительного образования

Салимова Гульшат Инсафовна
























Оглавление


Пояснительная записка…………………………………………………………………….

Учебный план………………………………………………………………………………

Календарно учебный график………………………………………………………………

Планируемые результаты реализации программы………………………………………

Организационно-педагогические условия реализации программы…………………….

Формы аттестации/контроля о оценочные материалы…………………………………..

Список литературы………………………………………………………………………….

Приложение…………………………………………………………………………………..










































I Пояснительная записка.

Актуальность заключается в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.


Нормативно-правовой и документальной основой разработки программы являются:

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012

273-ФЗ

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. 599 «о мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014

1726-р.

Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. 996-р г.;

Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 №11)

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 №10;

Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018

196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ том числе адаптированных) 2021 г.;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172- 14 (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 №33660);

Устав МБУ ДО «Дом детского творчества» г. Мензелинска РТ.



Цель курса:   расширение и углубление знаний учащихся о нормах языка как основе речевой культуры, развитие их коммуникативных навыков, овладение правилами речевого поведения.


Задачи:

Обучающие:

-    познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития культуры речи;

-     способствовать    овладению различными         техниками ораторского искусства.

Развивающие:

-         развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;

-         развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

-         развивать положительные эмоции и волевые качества;

Воспитательные:

-         приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;

-         побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, интеллигентности.

-         воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

 Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов. Проводится 2 раза в неделю.

 Этапы реализации:

1 кл.  «Путешествия по Стране Слов»

2кл.  «Секреты орфографии»

3кл.  «Занимательное словообразование»

4кл.  «Занимательная лингвистика»


Ожидаемые результаты:


Личностные результаты

овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;

готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач;

на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

различать устное и письменное общение;

различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

распознавать и вести этикетный диалог;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.


II Учебный план

1 класс   «Путешествия по Стране Слов»


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

Всего

теоретич.

практич.


1-2

Вводное занятие. Стартовая диагностика.

4

2

2

Устный опрос

3-4

В мире безмолвия и неведомых звуков.

4

2

2

Устный опрос

5-6

В страну слов. Первые встречи.

4

2

2

Фронтальный опрос

7-9

К тайнам волшебных слов.

6

2

4

Фронтальный опрос

10-11

Выбор друзей в Стране Слов

4

2

2

Фронтальный опрос

12-13

К несметным сокровищам Страны Слов.

4

2

2

Фронтальный опрос

14

Экскурсия «Природа осенью».

2


2

Письменный опрос

15-16

Чудесные превращения слов.

4

2

2

Фронтальный опрос

17-20

 В гости к Алфавиту.

8

4

4

Фронтальный опрос

21-22

К тайнам звуков и букв.

4

2

2

Наблюдение

23-24

Встреча с Радугой.

4

2

2

Наблюдение

25-26

В Страну Говорящих Скал.

4

2

2

Наблюдение

27-28

В  глубь веков на Машине времени.

4

2

2

Фронтальный опрос

29

Игры на свежем воздухе.

2


2

Фронтальный опрос

30

Промежуточная аттестация.

2

2


Письменный опрос

31-32

В Королевстве ошибок.

4

2

2

Фронтальный опрос

33-34

В Страну Слогов.

4

2

2

Фронтальный опрос

35-36

Неожиданная остановка в пути.

4

2

2

Фронтальный опрос

37-38

В удивительном городе Неслове.

4

2

2

Выставка

39-41

Чудеса в Стране Слов.

6

2

4

Фронтальный опрос

42-43

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

4

2

2

Письменный опрос

44-47

На карнавале слов.

8

4

4

Устный опрос

48-49

В Театре близнецов.

4

2

2

Наблюдение

50

Экскурсия в природу «Первые подснежники».

2


2

Письменный опрос

51

Эстафетные игры.

2


2

Наблюдение

52-53

Конкурс знающих.

4

2

2

Конкурс чтецов

54-55

Новое представление.

4

2

2

Наблюдение

56-57

Необычный урок.

4

2

2

Конкурс чтецов

58-59

Следопыты развлекают гостей.

4

2

2

Конкурс чтецов

60-61

В Клубе весёлых человечков.

4

2

2

Фронтальный опрос

62-65

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

8

4

4

Фронтальный опрос

66-67

Экскурсия в прошлое.

4

2

2

Фронтальный опрос

68-69

Полёт в будущее.

4

2

2

Фронтальный опрос

70

Итоговая аттестация.

2

2


Тестирование

71-72

Итоговое занятие.

2

2


Фронтальный опрос

Итого 144 ч.



Содержание занятий.

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория  ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи.                                                                                   

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов.                                                                                    

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов.                                                                                  

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов.                                                       

Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов.  Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.                                                                                    

Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту.                                                                                        

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв.                                                                                      

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование  стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.                                                                                               

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал.                                                                                

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. В глубь веков на Машине времени.                                                                    

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14В Королевстве Ошибок.                                                                             

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов.                                                                                                       

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути.                                                         

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.                                                                          

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19.  Чудеса в Стране Слов.                                                                     

 Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным.                                     

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов                                                                                  

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23.  В театре близнецов.                                                                           

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём.  Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих.                                                                                       

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление.                                                                         

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.                                                                                

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей.                                                                           

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков                                                                    

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?                                                        

Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое.                                                                                  

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее.                                                                                                 

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».  

Тема 33. Итоговое занятие.                                                                               

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов.

Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование

следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей

при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и

внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в

совместной деятельности;

Предметными результатами изучения курса является

формирование следующих умений:

– различать устное и письменное общение;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных

предложений, рисунков, опорных слов;


  

2-й класс «Секреты орфографии»

Учебный план      

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

Всего

теоретич.

практич.


1

Вводное занятие. Инструкция по ТБ. Правила поведения.

2

2


Устный опрос

2

Нулевая диагностика. Как обходились без письма?

2

2


Устный опрос

3-4

Древние письмена.

4

2

2

Фронтальный опрос

5-6

Как возникла наша письменность?

4

2

2

Фронтальный опрос

7-10

Меня зовут Фонема.

8

4

4

Фронтальный опрос

11-14

Для всех ли фонем есть буквы?

8

4

4

Фронтальный опрос

15

«Ошибкоопасные» места

2

2


Письменный опрос

16-18

«Ошибкоопасные» места

6

2

4

Фронтальный опрос

19-20

«Ошибкоопасные» места

4

2

2

Фронтальный опрос

21-23

Тайны фонемы

6

2

4

Наблюдение

24-27

Опасные согласные

8

4

4

Наблюдение

28

На сцене гласные

2

2


Наблюдение

29

Промежуточная аттестация.

2

2


Фронтальный опрос

30

Экскурсия в краеведческий музей.

2


2

Фронтальный опрос

31

Эстафетные игры.

2


2

Устный опрос

32

«Фонемы повелевают буквами»

2

2


Фронтальный опрос

33-35

Когда ь пишется, а когда не пишется?

6

2

4

Фронтальный опрос

36-38

Игры на свежем воздухе.

6

2

4

Фронтальный опрос

39-41

Правила о непроизносимых согласных

6

2

4

Выставка

42-45

Волшебное средство – «самоинструкция»

8

4

4

Фронтальный опрос

46-47

Строительная работа морфем

4

2

2

Письменный опрос

48-51

Где же хранятся слова?

8

4

4

Устный опрос

52

Поговорим о всех приставках сразу

2

2


Наблюдение

53

Контрольный срез.

2

2


Письменный опрос

54

Эстафетные игры.

2


2

Наблюдение

55

Экскурсия в природу «Первые подснежники.»

2


2

Конкурс чтецов

56

Игры на свежем воздухе.

2


2

Наблюдение

57

Поговорим о всех приставках сразу

2


2

Конкурс чтецов

58-60

Слова – «родственники»

6

2

4

Конкурс чтецов

61-65

Кто командует корнями?

10

4

6

Фронтальный опрос

66-69

«Не лезьте за словом в карман!»

8

4

4

Фронтальный опрос

70

«Пересаженные» корни

2

2


Фронтальный опрос

71

Итоговая аттестация.

2

2


Тестирование

72

Итоговое занятие

2

2


Фронтальный опрос

                                                                                     Итого 144 ч.



 


Содержание занятий.

Тема 1. Как обходились без письма?

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2Древние письмена.

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 3Как возникла наша письменность?

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5Меня зовут Фонема.

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места.

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные.

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

 

Тема 14. На сцене гласные.

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 Тема 27. Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.

Планируемые результаты освоения программы


Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование

следующих умений:

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты,

уместности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей

при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать

недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в

совместной деятельности;

Предметными результатами изучения курса является

формирование следующих умений:

различать типы текстов;

– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных

предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы  в стихотворном тексте.


  




3 класс     «Занимательное словообразование» 


Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)

Всего

теоретич.

практич.


1

Вводное занятие. Инструкция по ТБ. Нулевая диагностика.

2

2


Устный опрос

2

Сказочное царство слов .  

2

2


Устный опрос

3-6

Путешествие в страну Слов.

8

2

6

Фронтальный опрос

7-10

Чудесные превращения слов.

8

2

6

Фронтальный опрос

11-14

В гостях у слов- родственников.

8

2

6

Устный журнал

15

Экскурсия «Природа осенью».

2

2


Фронтальный опрос

16-19

Добрые слова.

8

2

6

Устный опрос

20-21

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

4

2

2

Устный журнал

22-25

Новые слова в русском языке.

8

4

4

Фронтальный опрос

26-27

Встреча с зарубежными друзьями.

4

2

2

Газета

28

Игры на свежем воздухе.

2


2

Наблюдение

29

Промежуточная аттестация.

2

2


Тестирование

30-33

Синонимы в русском языке.

8

4

4

Фронтальный опрос

34-35

Слова- антонимы.

4

2

2

Фронтальный опрос

36-37

Слова- омонимы.

4

2

2

Письменный опрос

38-41

В королевстве ошибок.

8

4

4

Фронтальный опрос

42-45

В стране Сочинителей.

8

4

4

Фронтальный опрос

46

Экскурсия в природу «Первые подснежники.»

2


2

Наблюдение

47

Эстафетные игры.

2


2

Наблюдение

48-51

Искусство красноречия.

8

4

4

Конкурс чтецов

52-53

Праздник творчества и игры.

4

2

2

Устный журнал

54-57

Трудные слова.

8

4

4

Фронтальный опрос

58-61

Анаграммы и  метаграммы.

8

4

4

Фронтальный опрос

62-65

Шарады и логогрифы.

8

4

4

Выставка

66-67

Откуда пришли наши имена.

4

2

2

Защита проекта

68-69

Занимательное слообразование.

4

2

2

Фронтальный опрос

70

Итоговая аттестация.

2

2


Творческий отчёт

71

КВН по русскому языку.

2

2


Фронтальный опрос

72

Итоговое занятие.

2

2


Устный опрос

Итого 144 ч.




Содержание занятий.

 

Тема 1.  Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3.  Путешествие в страну слов. 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16.Слова-  антонимы 

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова- омонимы

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова 

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . 

Тема 23-24.  Искусство красноречия.

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы. 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31.Шарады и логогрифы

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32.  Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33Занимательное словообразование задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку


Планируемые результаты освоения программы


Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование

следующих умений:

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты,

уместности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей

при общении .

Метапредметными результатами изучения курса является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и

внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание ;

– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы

класса.

Предметными результатами изучения курса является

формирование следующих умений:

Различать приставки и предлоги.

Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать предложения по членам предложения.



 

4 класс  «Занимательная лингвистика»

Учебный план

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации
(контроля)



Всего

теоретич.

практич.




Фонетика и орфоэпия     






1-2

Вводное занятие. Инструкция по ТБ. Нулевая диагностика. Что такое орфоэпия?

4

2

2

Устный опрос



3-5

Что такое фонография или звукозапись?

6

2

4

Устный опрос



6-7

Звуки не буквы!

4

2

2

Фронтальный опрос



8-10

Звучащая строка.

6

2

4

Фронтальный опрос



11-12

Банты и шарфы.

4

2

2

Устный журнал



13-14

«Пигмалион» учит орфоэпии.

4

2

2

Фронтальный опрос



15-16

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

4

2

2

Устный опрос



17

Экскурсия «Природа осенью»

2


2

Устный журнал



Лексикология






18-19

Имена вещей.

4

2

2

Газета



20-22

О словарях энциклопедических и лингвистических.

6

2

4

Наблюдение



23-24

В царстве смыслов много дорог.

4

2

2

Тестирование



25-26

Как и почему появляются новые слова?

4

2

2

Фронтальный опрос



27-28

Многозначность слова.

4

2

2

Фронтальный опрос



29-30

«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов.

4

2

2

Письменный опрос



31-33

Об одном и том же - разными словами.

6

2

4

Фронтальный опрос



34

Игры на свежем воздухе.

2


2

Фронтальный опрос



35

Промежуточная аттестация.

2

2


Тестирование



36-37

Как возникают названия.

4

2

2

Наблюдение



38-39

Слова – антиподы.

4

2

2

Конкурс чтецов



40-41

Фразеологические обороты.

4

2

2

Устный журнал



42-43

Словари «чужих» слов.

4

2

2

Фронтальный опрос



44-45

Капитан и капуста.

4

2

2

Фронтальный опрос



46-47

«Он весь свободы торжество».

4

2

2

Выставка



48-49

Мы говорим его стихами.

4

2

2

Защита проекта



50-51

Слова, придуманные писателями.

4

2

2

Фронтальный опрос



52-53

Слова уходящие и слова – новички.

4

2

2

Творческий отчёт



54-55

Словарь языка Пушкина.

4

2

2

Фронтальный опрос



56

Экскурсия в природу «Первые подснежники.»

2


2

Устный опрос



57

Эстафетные игры.

2


2

Наблюдение



58-59

Смуглая Чернавка.

4

2

2

Выставка



60-61

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

4

2

2

Защита проекта



62-63

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

4

2

2

Фронтальный опрос



64-65

Какой словарь поможет избежать ошибок?

4

2

2

Устный опрос



66-67

Словарь- грамотей.

4

2

2

Фронтальный опрос



68-69

Научная этимология.

4

2

2

Устный опрос



70

Итоговая аттестация.

2

2


Творческий отчёт



71

Какие бывают имена?

2

2


Устный журнал



72

Итоговое занятие.

2

2


Устный опрос



Итого 144 ч.  






Содержание курса.

Фонетика и орфоэпия

Тема 1.Что такое орфоэпия)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись?

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.            Звуки не буквы!

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.            Звучащая строка.

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.            Банты и шарфы.

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема  6.            «Пигмалион» учит орфоэпии.

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием  комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема  7.            Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема  8.         Имена вещей.

Знакомство с   термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение  словарного запаса  учащихся.

Тема 9.   О словарях энциклопедических и лингвистических.

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10.        В царстве смыслов много дорог.

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений  у слова. Практическая работа «Отличие  многозначных слов и  слов- омонимов».

Тема 11.        Как и почему появляются новые слова?

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12.        Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.  Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13.        «Откуда катится каракатица?»  О словарях, которые рассказывают об истории слов.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи  этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими  словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14.        Об одном и том же- разными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением  их в речи.

Тема 15.        Как возникают названия.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16.        Слова – антиподы.

Беседа по  содержанию стихотворения В.  Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками.  Работа со «Словарем  антонимов русского языка».

Тема 17.        Фразеологические обороты.

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша»

Тема 18.        Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и  определением значения этих слов.

Тема 19.        Капитан и капуста.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словаремСравнение значения слов.

Тема20.           «Он весь свободы торжество».

Исследуются  языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи  в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21.         Мы говорим его стихами.

 Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22. Слова, придуманные писателями.

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы».  Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

 Тема 23Слова  уходящие и слова – новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.  Работа над пониманием и умение правильно  употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

 Тема 24.Словарь языка Пушкина.

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого  словаря. Работа со  словарем.

 Тема 25.  Смуглая Чернавка.

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26.  Паронимы, или «ошибкоопасные»  слова.

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27.  Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

Знакомство с явлением межъязыковой  паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28.Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомство со словарной статьей  «Словаря  паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29.       Словарь- грамотей.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30.        Научная этимология.

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения  слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31.       Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32.        Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33.        Отчество и фамилия.

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34.  Надо ли останавливаться перед зеброй?

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая  номинация».


Планируемые результаты освоения программы


Личностными результатами изучения курса «Художественное слово» является формирование

следующих умений:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты,

уместности в данной ситуации;

– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей

при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса является

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

– самостоятельно работать со школьными толковыми словарями;

учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в

совместной деятельности;

Предметными результатами изучения курса является

формирование следующих умений:

- различать отличительные признаки основных языковых единиц;

- знать основные орфографические  и пунктуационные правила;

- знать основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы  в стихотворном тексте.



учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями


V Организационно-педагогические условия реализации программы


·          наличие лингвистических словарей;

·         наличие  карточек с играми и заданиями;

·         наличие текстов для работы на занятиях.

Основные методы и технологии

·         технология  разноуровневого обучения;

·         развивающее обучение;

·         технология  обучения в сотрудничестве;

·         коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.


Материально-техническое оснащение программы

- кабинет для занятий; 
- классная доска;
- зеркало;
- шкафы и стеллажи для книг и  материалов;

- цифровая аудио-, видео аппаратура (компьютер, принтер, мультимедийная система; музыкальный центр).


VI Формы аттестации/контроля и оценочные материалы



Аттестация обучающихся проводится 2 раза в год.

Промежуточная в декабре, итоговая в мае.

Оцениваются теоретическая подготовка, практическая подготовка, личностные качества.

 

Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль (выявление первоначальных представлений)

Тестирование, диагностические задания, наблюдения

 

Текущий контроль  (по итогам каждого занятия или по итогам прохождения темы)

Опрос, практическая работа, наблюдения, беседа

анализ творческих работ;

 

Промежуточный контроль  (по итогам полугодия)

Беседа, самостоятельная работа,

анализ творческих работ;

решение тестовых заданий

Итоговый контроль  (по итогам усвоения содержания программы обучения)

Выполнение творческих заданий, тестирование, спектакль, коллективный анализ работы.

анализ творческих работ;

решение тестовых заданий;

 

отчетные мероприятия (литературная гостиная, концерт);

 

участие в конкурсах;





VII СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание,2004 г.

Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2007 г.

Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 2006 г.

Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2011 г.

Дьячкова Г.Т. Сборник диктантов.  1-4 классы. Волгоград, 2010 г.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Контрольные диктанты по русскому языку. 1-2 классы. М. АСТ; Астрель, 2006 г.

Правила по русскому языку. Начальная школа / Сост. И.В. Клюхина. - 3-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2014.











Приложение 1


Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Художественное слово»

1 года обучения


п/п

Месяц

Число

Время
проведения
занятия

Форма
занятия

Количество
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля







1

сентябрь

17

14.55-15.40

15.45-16.30

 Беседа 
     
     

2

Вводное занятие. Инструкция по ТБ. Нулевая диагностика.


Устный опрос

2

сентябрь

19

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Сказочное царство слов .  


Устный опрос

3

сентябрь

24

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Путешествие в страну Слов.


Устный опрос

4

сентябрь

26

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Путешествие в страну Слов.


Устный опрос

5

октябрь

1

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Путешествие в страну Слов.


Фронтальный опрос

6

октябрь

3

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Путешествие в страну Слов.


Фронтальный опрос

7

октябрь

8

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Чудесные превращения слов.


Фронтальный опрос

8

октябрь

10

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Чудесные превращения слов.


Устный журнал

9

октябрь

15

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание

2

Чудесные превращения слов.


Устный журнал

10

октябрь

17

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание 

2

Чудесные превращения слов.


Фронтальный опрос

11

октябрь

22

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

В гостях у слов- родственников.


Фронтальный опрос

12

октябрь

24

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

В гостях у слов- родственников.


Фронтальный опрос

13

октябрь

29

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

В гостях у слов- родственников.


Фронтальный опрос

14

октябрь

31

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра 

2

Игры на свежем воздухе.


Наблюдение

15

ноябрь

5

14.55-15.40

15.45-16.30

Экскурсия

2

Экскурсия «Природа осенью».


Устный опрос

16

ноябрь

7

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Добрые слова.


Наблюдение

17

ноябрь

12

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Добрые слова.


Наблюдение

18

ноябрь

14

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра

2

Добрые слова.


Устный опрос

19

ноябрь

19

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Добрые слова.


Устный журнал

20

ноябрь

21

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.


Устный журнал

21

ноябрь

26

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-путешествие

2

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.


Устный журнал

22

ноябрь

28

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Новые слова в русском языке.


Устный опрос

23

декабрь

3

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание

2

Новые слова в русском языке.


Фронтальный опрос

24

декабрь

5

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание 

2

Новые слова в русском языке.


Фронтальный опрос

25

декабрь

10

14.55-15.40

15.45-16.30

Конкурс

2

Новые слова в русском языке.


Устный журнал

26

декабрь

12

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Встреча с зарубежными друзьями.


Фронтальный опрос

27

декабрь

17

14.55-15.40

15.45-16.30

Занятие- спектакль

2

Встреча с зарубежными друзьями.


Газета

28

декабрь

19

14.55-15.40

15.45-16.30

Игры

2

Синонимы в русском языке.


Фронтальный опрос

29

декабрь

24

14.55-15.40

15.45-16.30

Тестирование

2

Промежуточная аттестация


Тестирование

30

декабрь

26

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Синонимы в русском языке.


Устный опрос

31

декабрь

31

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Игры на свежем воздухе.


Устный опрос

32

январь

2

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Игры на свежем воздухе.


Устный опрос

33

январь

7

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Экскурсия в природу «Природа зимой»


Наблюдение

34

январь

9

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание 

2

Слова- антонимы.


Устный опрос

35

январь

14

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание 

2

Слова- антонимы.


Устный опрос

36

январь

16

14.55-15.40

15.45-16.30

Состязание 

2

Слова- омонимы.


Устный опрос

37

январь

21

14.55-15.40

15.45-16.30

Конкурс

2

Слова- омонимы.


Письменный опрос

38

январь

23

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра 

2

В королевстве ошибок.


Наблюдение

39

январь

28

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра 

2

В королевстве ошибок.


Фронтальный опрос

40

январь

30

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра 

2

В королевстве ошибок.


Фронтальный опрос

41

февраль

4

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра 

2

В королевстве ошибок.


Устный журнал

42

февраль

6

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра

2

В стране Сочинителей.


Фронтальный опрос

43

февраль

11

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра 

2

В стране Сочинителей.


Фронтальный опрос

44

февраль

13

14.55-15.40

15.45-16.30

Сюжетно-ролевая игра 

2

В стране Сочинителей.


Фронтальный опрос

45

февраль

18

14.55-15.40

15.45-16.30

Викторина

2

В стране Сочинителей.


Письменный опрос

46

февраль

20

14.55-15.40

15.45-16.30

Экскурсия

2

Искусство красноречия.


Устный опрос

47

февраль

25

14.55-15.40

15.45-16.30

Игры

2

Искусство красноречия.


Наблюдение

48

февраль

27

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Искусство красноречия.


Конкурс чтецов

49

март

3

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Искусство красноречия.


Конкурс чтецов

50

март

5

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Праздник творчества и игры.


Конкурс чтецов

51

март

10

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Праздник творчества и игры.


Конкурс чтецов

52

март

12

14.55-15.40

15.45-16.30

Занятие- сказка

2

Трудные слова.


Устный журнал

53

март

17

14.55-15.40

15.45-16.30

Занятие- сказка

2

Трудные слова.


Выставка

54

март

19

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Трудные слова.



Фронтальный опрос

55

март

24

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Трудные слова.



Фронтальный опрос

56

март

26

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Эстафетные игры.


Устный опрос

57

март

31

14.55-15.40

15.45-16.30

Викторина

2

Эстафетные игры.


Письменный опрос

58

апрель

2

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Экскурсия в природу «Первые подснежники.»


Наблюдение

59

апрель

7

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Анаграммы и  метаграммы.


Фронтальный опрос

60

апрель

9

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Анаграммы и  метаграммы.


Фронтальный опрос

61

апрель

14

14.55-15.40

15.45-16.30

Игра-имитация 

2

Анаграммы и  метаграммы.


Устный опрос

62

апрель

16

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Шарады и логогрифы.


Фронтальный опрос

63

апрель

21

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Шарады и логогрифы.


Фронтальный опрос

64

апрель

23

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Шарады и логогрифы.


Фронтальный опрос

65

апрель

28

14.55-15.40

15.45-16.30

Викторина

2

Шарады и логогрифы.


Выставка

66

апрель

30

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Откуда пришли наши имена.


Фронтальный опрос

67

май

5

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Откуда пришли наши имена.


Защита проекта

68

май

7

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа с игровыми элементами

2

Занимательное словообразование.


Фронтальный опрос

69

май

12

14.55-15.40

15.45-16.30

Викторина

2

Занимательное словообразование.


Письменный опрос

70

май

14

14.55-15.40

15.45-16.30

Конкурс знаний, умений и творчества.

2

Итоговая аттестация


Творческий отчёт

71

май

19

14.55-15.40

15.45-16.30

КВН

2

КВН по русскому языку.


Фронтальный опрос

72

май

21

14.55-15.40

15.45-16.30

Беседа

2

Итоговое занятие.


Устный опрос




144 ч.





Приложение

Форма аттестации

Контрольно-измерительные материалы


1.Вставьте сравнения на месте точек.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .


2. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето – поёт.


3. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …


4.Сочините считалку:

Тра-та-та, барабан барабанит,

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …

Тра-та-та, …


5.Вместо точек вставьте названия животных.

Голоден, как … ; изворотлив, как … ; упрям, как … ; надут, как … ; мокрый, как …; нем, как … ; грязный, как …; колючий, как …

6. Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.
Рано утром мама - квочка Через час, едва живой,
В класс отправила сыночка. Петушок идет домой.
Говорила: «Не дерись, Ковыляет еле - еле
Не дразнись, не петушись. Он со школьного двора,
Поспеши, уже пора, А на нем и в самом деле
Ну, ни пуха, ни пера!» Нет ни пуха, ни пера

7. Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и со значением быстро. Запишите их в три колонки.
Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

8. Найдите фразеологизм и подходящее ему выражение. Составьте пары.
1. Много людей в тесном помещении. 1. Как рыба в воде.
2. Очень быстро бежать. 2. Как сельдей в бочке.
3. Рухнуть всем телом. 3. Бежать как стрела.
4. Проливной дождь, ливень. 4. Повалиться как сноп.
5. Непринужденно себя чувствовать. 5. Льет как из ведра.
6. Быть в постоянных хлопотах. 6. Сидеть как на иголках.
7. Беспокоиться, волноваться. 7. Вертеться как белка в колесе.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.