12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Симонова Юлия Олеговна48
0

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА социально - гуманитарной направленности «Школа адаптации»


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

социально - гуманитарной направленности

«Школа адаптации»



Уровень программы: базовый

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации программы: 1 учебный год





Автор - составитель:

Симонова Юлия Олеговна,

педагог-психолог



г. Искитим, 2021 год





Пояснительная записка

"Успех зависит от скорости адаптации к новым обстоятельствам"

Джеффри Евгенидис

Дополнительная общеразвивающая адаптированная программа «Властелин своих эмоций» имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы «Школа адаптации» заключается в том, что только в группе подростки могут успешно адаптироваться к образовательной среде, освоить нормы поведения со сверстниками, разрешить межличностные и внутриличностные проблемы, а также  сформировать основные качества личности и характерологические черты. Адаптация это способность приспосабливаться к новым условиям. Дезадаптация это неспособность приспосабливаться. Дезадаптация учащихся проявляется в неспособности детей полноценно учиться или (и) жить и действовать в нашем обществе. Причём дезадаптация может коснуться не только детей с отклонениями в психическом развитии или имеющих развитие в пределах нижней границы нормы, но и у детей с виду вполне благополучных. Отдельно нужно отметить часто встречающееся у детей инфантильно-потребительское, пассивное отношение к процессу обучения, которое вызвано тем, что дети не чувствуют реальной востребовательности учебной информации в своей жизни. Сталкиваясь с проблемами несоответствия ожиданиям взрослых в школе или в семье, он может попытаться изменить ситуацию или приспособиться к ней, дабы разрешить возникший конфликт. И если ребёнок не встречает понимания и помощи со стороны взрослых, он не знает, как это сделать, предпринимает неудачные попытки протестовать и вызывает отрицательную реакцию окружающих, что усугубляет или закрепляет его неадаптивное поведение, которое и становится в дальнейшем его защитной реакцией при любых трудностях.

  В процессе обучения учащиеся получают начальные знания о психологии и личностных особенностях подростков, школьной адаптации, учебной мотивации. Дети учатся проводить самодиагностику.  Развивающая работа направлена на устранение или смягчение эффекта дезадаптации, а тренинговая деятельность на сплочение и умение взаимодействовать со сверстниками.

Отличительной особенностью данной программы является: построение занятий по принципу психологического тренинга со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами, где обучающиеся занимают активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, прочувствования.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 10-13 лет.

Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 34 часа. Программа рассчитана на 1 учебный год. Количество детей в группе – 10 человек. Форма обучения - очная, уровень программы – базовый. Форма реализации образовательной программы – традиционная. Организационная форма обучения – групповая.

Занятия проводятся по следующему графику:

1 группа: среда с 14:15 до 14:55

2 группа: четверг с 13:20 до 14:00



Цель и задачи программы:

Цель программы: предупреждение психологических трудностей в обучении.

 Для достижения этой цели, мы поставили следующие задачи:

Личностные:

Развить у обучающихся следующие личностные качества: эмпатия, уверенность в себе, самоконтроль.

Повысить уровень мотивации к обучению в школе.

Развитие уверенности в себе.

Повысить самоконтроль в обучении и поведении.

 Метапредметные:

Уметь выполнять упражнения, направленные на снятие психологического напряжения, сплочение классного коллектива, повышение уверенности в своих силах;

Уметь проводить рефлексию психологического состояния;

Делать психогимнастику и техники телесно-ориентированной терапии, арт-терапии;

Проводить самодиагностику.

 Предметные:

Сформировать у детей знания об основах психодиагностики и возрастной психологии подросткового возраста.

Освоить элементы психогимнастики.

Определить способы психологической поддержки учащихся, испытывающих трудности. 



Содержание программы

Учебный план

занятия

Название занятия

Количество часов

1

Психодиагностика личностных особенностей подростков, школьной адаптации, учебной мотивации

2

2

Мир эмоций

3

3

«Мы – единое целое!»

1

4

«Наши классные уголки»

3

5

«Понимаем ли мы друг друга?»

2

6

Сказкотерапия: «Когда ребенка дразнят»

3

7

Игровая психотерапия: техника “Ноги топают”

2

8

Развитие воображения

3

9

Развитие произвольной сферы

3

10

Развитие слуховой памяти

2

11

Коррекция произвольной сферы

2

12

Развитие логического мышления

1

12

Коррекция интеллектуального развития

1

14

Развитие концентрации внимания

2

15

Коррекция агрессивности. Галерея негативных портретов

1

16

Развитие внимания и наблюдательности

1

17

Развитие способности к переключению внимания

1

18

Коррекция межличностных отношений класса. Подведение итогов

1

Итого: 34 часа



Содержание учебного плана

Учебный план включает в себя 3 этапа:

1 этап - ориентировочный (1-3 занятия). Цель этапа: создание благоприятных условий для работы в группе, ознакомление с основными принципами работа социально-психологического тренинга, формулирование правил группы, диагностика.

2 этап – основной (4-33 занятие). Цель: выявление в процессе тренинга школьников, испытывающих трудности в школьной жизни, психокоррекционно-развивающие упражнения.

3 этап - закрепляющий (34 занятие). Цель: закрепление позитивных изменений в личности подростка и формирование мотивации к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждое занятие состоит из следующих основных компонентов:

- вступление (приветствие, рефлексия прошлого занятия, разминка);

- основная часть (упражнения, направленные на достижения цели занятия);

- заключение (рефлексия).

Планируемые результаты

Личностные:

В процессе освоения программы «Школа адаптации» у обучающихся могут быть развиты следующие личностные качества:

мотивация;

эмпатия;

уверенность в себе;

самоконтроль.



Метапредметные:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

выполнять упражнения, направленные на снятие психологического напряжения, сплочение классного коллектива, повышение уверенности в своих силах;

проводить рефлексию психологического состояния;

делать психогимнастику и техники телесно-ориентированной терапии, арт-терапии;

проводить самодиагностику.

 Предметные:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

основы психодиагностики;

основы возрастной психологии подросткового возраста;

элементы психогимнастики и техники телесно-ориентированной терапии.


 Календарный учебный график

к программе «Школа адаптации»

на 2021-2022 учебный год


группы

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

1

1 год

Сентябрь 2021 года

Май 2021 года

34

34

1 раз в неделю по 45 минут

1

1 год

Сентябрь 2021 года

Май 2021 года

34

34

1 раз в неделю по 45 минут


Условия реализации программы

В школе имеется специально оборудованный кабинет для групповых развивающих и тренинговых занятий. Кабинет оснащен необходимым оборудованием, дидактическим материалом. Имеется диагностическая папка психолога, канцтовары для занятий, бланки для методик по количеству участников.

Учебные классы соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Формы аттестации

Система оценки достижений учащихся при освоении программы «Властелин своих эмоций» характеризуется следующими особенностями:

- является комплексной (оценка метапредметных, предметных и личностных результатов общего образования);

- в качестве содержательной и критериальной базы оценки используются планируемые результаты освоения программы;

- личностные результаты оцениваются по динамике показателей психологической диагностики.


Положительная динамика развития личностных качеств является основанием для заключения об успешном освоении программы «Школа адаптациив части достижения личностных результатов. Предметом оценивания метапредметных результатов является полнота выполнения упражнений и заданий на занятии.


Оценочные материалы

В качестве оценочного материала используется диагностическая тетрадь, включающая в себя перечень бланков для диагностики личностных особенностей, эмоционального состояния, уровня самооценки, межличностных отношений, адаптации и мотивации и т.д.


Анкета «Изучение школьной мотивации учащихся» (Н.Г.Лускановой);

Методика «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша);

Акцентуации характера «Тест-опросник Шмишека»;

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т.А. Немчин;

Шкала тревожности (по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша;

Социометрическая методика;

Диагностика отношения к учению и к учебным предметам Г.Н. Казанцева;

Анкета «Отношение к школе» и т.д.


Методическое обеспечение

Диагностическая папка психолога

Иллюстративный материал (плакат с изображением эмоций человека)

Карточки с вопросами «Кто ты, кто я»

Магнитофон или CD-проигрыватель

Аудиокассета или CD-диск с медитативной музыкой

Листы ватмана

Листы бумаги для письма

Маркеры

Цветные карандаши или фломастеры по количеству участников

Ручки по количеству участников

Иголки

Мяч или любая игрушка

Надувные шары (2-3 шт.)

Бланки для методик по количеству участников



Основные методы работы таковы: игра (психотехнические игры, игровые методы разрешения конфликтных ситуаций, ролевые игры и др.); групповая дискуссия (анализ ситуаций, мозговой штурм и т.д.); психогимнастика и техники телесно-ориентированной терапии, арт-терапия. Можно выделить следующие формы работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в микро-группе, групповая работа.

Рабочая программа воспитания

В воспитании детей подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на уровне основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.


Календарный план воспитательной работы

п/п

Название мероприятия

Номер группы, участники

Сроки

Место проведения

1

Круглый стол для родителей на тему: «Конфликт. Способы разрешения»

родители

14.01.2022

МБОУ СОШ №5

2

Групповое обсуждение темы «Жизненный успех», составление портрета успешного человека

1

15.04.2022

МБОУ СОШ №5

3

Индивидуальные беседы с неуспевающими по теме «Неприятность эту мы переживём…»

1

апрель 2022 года

МБОУ СОШ №5

4

Беседа с детьми «группы риска» на тему «Цель в жизни – это…»

1

май

МБОУ СОШ №5

5

Консультирование родителей по вопросам межличностных конфликтов и по проблеме жестокого обращения

родители

в течение года

МБОУ СОШ №5

Список литературы

1.   Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Изд-ий центр "Академия", Раритет. - 2001. - 704 с.

2.   Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для высш. шк. - М.: Аспект-Пресс, 2003.-357с.

3.   Асмолов Л.Б. Психология личности. Учебное пособие. М.: Издат. МГУ, 2000.-456с.

4. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях.\\ Педагогика и психология.-2008. №10. С.36-38.

5.   Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 2005.-478с.

6.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 2008.-398с.

7.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 2004.-378с.

8.   Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб: Речь, 2001.-396с.

9.   Горянина В.А. Психология общения. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. М, 2002.-390с.

10.   Дружинин В.Н. Психология семьи. Екатеринбург, Деловая книга, 2000.-479с.

11.   Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. - Ростов - на - Дону, 2003.-368с.

12.   Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 2007.-358с.

13.   Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 2005. -174с.

14.   Кон И.С. Ребенок и общество. М.: София, 2008-209с.

15.   Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М.: Маяк, 2001.-357с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.