12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Молотова Татьяна Петровна17
0

Дополнительная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Наши пальчики играют»

Московская область

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/сад № 28 общеразвивающего вида д. Клементьево

Можайского городского округа


Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета Заведующий МДОУ Детский сад 28

МДОУ Детский сад №28 д. Клементьево

д. Клементьево ___________Казаку С.В.

Протокол №1 от 31 августа 2021г.





Дополнительная общеразвивающая программа

Социально-гуманитарной направленности

«Наши пальчики играют»





Возраст обучающихся: 2-4 лет

Срок реализации: 1 год
















Составитель программы:

Воспитатель Группы 1

Молотова Т.П.

2021-2022 уч. год

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

В. А. Сухомлинский

Проблема:

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Актуальность:

Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пояснительная записка:

Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Ловкими пальчики малыша станут не сразу, ему в этом надо помочь. Поэтому, в дошкольном возрасте, очень важно, как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости. Важно только не допускать скуки и переутомления, строить работу так, чтобы такие занятия приносили детям радость. Ребенку в 2-3 летнем возрасте будут полезны массаж ладоней и пальчиков рук, гимнастика рук. Пальчиковые игры в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Успешность работы по развитию мелкой моторики зависит от систематичности и регулярности. Занятия должны проводятся небольшими подгруппами детей, во второй половине дня в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа проводиться естественно, не возникает психического напряжения. Длительность продуктивной деятельности с детьми может меняться в зависимости от ситуации и желания детей. На занятиях осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.

Цель: Развитие и укрепление координации движений мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционное использование различных предметов, в играх, упражнениях, разных видах продуктивной деятельности (салфеточная аппликация, конструирование), а также пальчиковых играх.

Задачи:

Обучающие:

Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их.

Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичности, развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев).

Развивающие:

Развивать тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию движений.

Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

Развивать умения соотносить предметы в пространстве.

Способствовать развитию речи детей.

Воспитательные:

Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость;

Воспитывать внимательность к выполнению заданий;

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим детям и взрослым

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- дидактические игры.

Организация работы:

- Возраст детей участвующих в реализации данной программы 2-4 года.

- Программа рассчитана на 1 год обучения.

-Проводится кружок 1 раз в неделю (во второй половине дня продолжительностью по 10-12 минут).

- Занятия проводятся с октября по май.

- Формы организации образовательной деятельности:

групповые, индивидуальные занятия.

Необходимые материалы и оборудования:

- картотека пальчиковых игр:

- резиновые игрушки;

- массажные мячики;

- шнуровки, прищепки;

- бумага, карандаши;

- семена тыквы, фасоли, бобов, гороха;

- грецкие орехи, фундук, жёлуди, шишки сосновые;

- крупные бусинки;

- счетные палочки;

- резинки для волос

- салфетки

Прогнозируемый результат:

Дети:

- Развитие мелкой моторики рук

- Развитие у детей познавательной активности, любознательности;

- Стремление к самостоятельному познанию и размышлению;

- Развитие умственных способностей и речи детей;

- Способность устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие

в различных группах;

- Проявление нравственного отношения к окружающему миру;

- Развитие гибкости и ловкости рук.

Родители:

- Повышение интереса у родителей по данному вопросу;

- Расширение кругозора родителей о взаимосвязи развития мелкой

моторики, речи и интеллекта у детей раннего возраста;

- Использование пальчиковых игр в домашних условиях;

- Помощь и участие в изготовлении пособий.

Перспективное планирование

Октябрь

Занятие 1

1.Массаж пальцев карандашами. 

Цель: Развивать мелкую моторику.

2.Игра «Большие и маленькие листочки» - собрать листья большие в большую корзину, а маленькие – в маленькую.

3.Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» (см. приложение)Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 2

1.Массаж пальцев «Колечко» надеваем и снимаем колечко.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями грибов, орехов, листочков.

3.Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 3

1.Массаж пальцев массажными мячиками «Это мячик не простой».

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. «Листопад» - наклеивание стикеров на силуэт дерева

ЦельРазвивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным), прижимать, разглаживать . Запоминание цветов (зеленый, желтый, красный, оранжевый).

3.Пальчиковая игра «Замок» (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять

движения в соответствии с текстом.

Занятие 4

1.Массаж пальцев пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Игра «Собери орешки для белочки»

Материал: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дупло».

   Скачет белочка по веткам.
Соберёт орешки деткам.
   Все бельчата-сладкоежки,
  Обожают грызть орешки.

3.Пальчиковая игра «Белочка» (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Ноябрь

Занятие 5

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

2. Пальчиковая игра «Грибы». (см. приложение)

3. Игра «Помоги зайчику найти дорожку к домику».

(Пальчиком провести по извилистой дорожке к домику).

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату

своей деятельности

Занятие 6

1.«Кто это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями домашних птиц.

2. «Угощение для птиц» - сортировка семян.

3.Пальчиковая игра «Петушок». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 7

1.Массаж пальчиков катушкой «Дровишки» - катание катушки между ладошками по всей длине пальчиков.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2.Пальчиковая игра «Домик». (см. приложение)

3. Игра«Чтобы мишке было теплее»

Цель: Учить мелко, рвать бумагу. Развивать мелкую моторику рук. Содержание: Иллюстрация «Мишка в берлоге». Медвежонок хочет спать, давайте закроем его берлогу маленькими снежинками?

Занятие 8

1. Массаж пальцев карандашами. Удерживание карандашей между пальчиками.

Цель: Развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха)

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3.Пальчиковая игра « Мышка». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Декабрь.

Занятие 9

1. Массаж пальчиков карандашами (катание гладкого и ребристого

карандаша между ладонями).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». (На зеленой елке из бархатной бумаги

разложить комочки ваты).

Цель: Учить детей круговыми движениями между ладонями катать

шарики из ваты.

3. Пальчиковая игра «Снежный пирог». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить

движения в соответствии с текстом.

Занятие 10

1. Массаж пальчиков «Покатай, покатай»(Катание катушек по столу).

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Мы повесим шарики».

Цель: Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы.

3. Пальчиковая игра «Елочка». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

Занятие 11

1. Массаж пальчиков крупными бусинами «Непослушные шарики».

2. Пальчиковая игра «Шарик». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальчиками в соответствии с текстом.

3. «Собери бусы на елку» - нанизывание бусин на нитку.

Занятие 12

1. Массаж пальчиков теннисным шариком.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодние подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику).

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка (орех, гриб, морковка).

3.Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Январь.

Занятие 13

1. Массаж пальчиков грецким орехом.

Цель: Развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

Цель: Учить детей сминанию, скатываю в комок круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток.

3. Пальчиковая игра «Снежок». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 14

1. Массаж пальчиков крупными бусинами. «Непослушные шарики».

Цель: Развивать ловкость движений пальцев и кисти рук.

2. Игра «Снежные хлопья».

Цель: Учить детей сминанию, скатываю в комок круговыми движениями между ладонями катать шарики из салфеток.

3. Пальчиковая игра «Зайчики-пальчики». (см. приложение)

Цель: Развивать координацию общих движений.

Занятие 15

1.Массаж пальчиков «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками продвигаясь снизу- вверх.

2.Пальчиковая игра «Варежка». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3.Игра «Помоги зайчику найти дорожку».

Цель: Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Занятие 16

1.Игра «Чудо - прищепки» прикрепляем бельевые прищепки к горизонтально натянутой веревке.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку».

Цель: Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу, развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Февраль.

Занятие 17

1. Массаж пальчиков «Колечко».

Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. «Пушистые снежинки» - Выкладывание снежинки из ватных палочек по контуру.

3. Пальчиковая игра «Кот на печи ». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 18

1. Массаж пальчиков (сосновой шишкой). Игра «Колючий ежик».

Цель: Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. «Ёжик спрятался в ладошки»,

Обниму его немножко, (Положить ладони на шишку, покрутить)

В руках быстро покручу

И на ушко прошепчу:

Спи тихонько засыпай

К моей ручке привыкай

Я теплом своим согрею

И обидеть не посмею.

На твои колючки (Прикрепить прищепки на чешуйки шишки)

Я одену штучки:

Синие, зеленые, оранжевые и желтые.

На павлина стал похож

Это ж птица, а не ёж.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла».

3. Пальчиковая игра «Павлин». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Занятие 19

1. Массаж пальчиков. Игра «Зубная щетка».

2. Игра «Светит солнышко».

Выложить из счетных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Цель: Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию; активизировать словарь «лучик».

3. Пальчиковая игра «Солнышко». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Занятие 20

1. Массаж пальчиков и перебирание бусин.

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Бусы для мамы».

Цель: Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3. Пальчиковая ирга «Буду маме помогать». (см. приложение)

Цель: Развивать моторику пальцев.

Март.

Занятие 21

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

Цель: стимулировать активные точки пальцев, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2.  Пальчиковая игра «Птичка». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

3. «Солнечные зайчики»

 Цель: Учить детей сминанию комочков из салфеток пальчиками рук.

Занятие 22

1.Массаж рук «Покатай, покатай» теннисные шарики по столу.

Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. Игра«Порисуем» ЦельРазвивать тонкую моторику пальцев рук, творческое воображение. Содержание: рисование пальчиком по песку.

3. Пальчиковая игра «Рыбки». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 23

1. Массаж пальцев  массажными мячиками.

Цель: стимулировать активные точки пальцев и ладоней, развивать  мелкую мускулатуру пальцев рук.

2. Игра с прищепками (солнышко, ежик, цыпленок).

Цель: Развивать мелкую моторику рук. Учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

3. Пальчиковая игра «Игрушки». (см. приложение)

Цель: Развивать соотношения движения рук.

Апрель.

Занятие 24

1. Массаж«Не боюсь колючек» Содержание: Раздать детям бигуди и предложить их потрогать. Обратить внимание на то, что бигуди на ощупь колючие. Покатать бигуди между ладошек по всей длине пальчиков.

2.Игра «Выжми мочалку» Необходимый инвентарь: две ёмкости, поролоновая губка. Содержание: Одну ёмкость заполнить водой. Показать ребёнку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются». (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику рук

Занятие 25

1.Массаж крупными бусинами.

2. Игра «Достань бусинки ложкой из стакана».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

3. Пальчиковая игра «Считалка для пальчиков» (см. приложение)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.

Занятие 26

1. Массаж. Игра с резинкой для волос

Я - пальчик первый, я большой!

Указательный - второй!

Третий пальчик - средний!

Четвёртый - безымянный!

А пятый мизинчик -

Он самый маленький, румяный!

2.Игра «Кто спрятался?» «в сухом бассейне».

3. Пальчиковая игра «Семья». (см. приложение)

Цель: Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Занятие 27

1. «Разноцветные крышечки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках

2. Пальчиковая игра «Паучок». (см. приложение)

Цель: развитие мелкой моторики,  координации движений пальцев рук.

3. «Шарики в воде» игра–эксперимент.

Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов, аккуратность.

(На столе две глубоких тарелки, одну из которых наполнена водой и в неё теннисные шарики. Ребёнок с помощью ситечка достаёт шарики из тарелки с водой и перекладывает в пустую тарелку. В процессе эксперимента он замечает, что вода проливается в дырки ситечка, и что пластмассовые шарики не тонут в воде).

Май

Занятие 28

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусин».

Цель: Учить детей катать бусины по очереди каждым пальчиком.

2. Игра «Кто больше соберет фасоли?»

(собираем фасоль в бутылочку с широким и узким горлышком)

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. «Сухой бассейн» находим спрятанные предметы в емкости с горохом и фасолью.

4. Пальчиковая игра «Апельсин». (см. приложение)

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Занятие 29

1.Игра «Собери горошинки» (фасоль в кастрюлю).

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование захвата указательным и большим пальцем.

2. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: Развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (игрушки).

3. Пальчиковая игра «У оленя дом большой» (см. приложение)

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук.

Занятие 30

1.Массаж пальцев с прищепками. Игра «Чудо- прищепки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук пальцев.

2. Игра «Красивый одуванчик» (вставить спички в пластилиновый комочек.)

3. Пальчиковая игра «Наши алые цветы» (см. приложение)

Приложение

Пальчиковые игры

Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять»

Вышли пальчики гулять,  (передвигаем  указательным и средним, шагают)

Этот пальчик в лес пошел,  (мизинчик как-бы крутим)

Этот пальчик-гриб нашел,  (безымянный -  сгибаем и разгибаем)

Этот пальчик чистить стал, (средний - сгибаем и разгибаем)

Этот пальчик жарить стал,  (указательный - сгибаем и разгибаем)

Ну а этот только ел -  оттого и потолстел. (большой – сгибаем и разгибаем)

Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту».

Мы капусту рубим, рубим
(говорить ритмично, руками показывать как мы рубим капусту)
Мы морковку трем, трем
(ручками показывать как мы трем морковку)
Мы капусту солим, солим
(пальчики щепоткой – солим)
Мы капусту мнем, мнем
(ручками "мнем" капусту)

Пальчиковая игра «Замок»

(Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»):
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
(На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили,
(Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
(Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
И открыли!
(Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Пальчиковая игра «Белочка»

Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому...
(поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого).

Пальчиковая игра «Грибы»

Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

Пальчиковая игра «Петушок».

Наш красивый петушок

(обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок.

(разжать ладони)

Крылышками машет.

(кистями помахать в воздухе)

На лужайке пляшет.

(крошки хлебные клюёт)

(указательными пальцами постучать по столу)

Пёстрых курочек зовёт.

(кистями рук сделать манящие движения)

Пальчиковая игра «Домик».

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой )
Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками )
Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев )
И в окошко постучусь.
Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

Пальчиковая игра «Мышка».

1-2-3-4-5 (дети загибают по очереди пальчики на руке)

Вышла мышка погулять,

Вышла мышка погулять (быстро перебирают пальчиками по бедрам)

Сыра корочку искать.

Мышка лапками скребла (царапают пальчиками колени)

Мышка корочку нашла,

Мышка съела корочку (подносят руки ко рту, сжимают и разжимают пальчики)

Убежала в норку (прячут руки за спину)

Пальчиковая игра «Снежный пирог».

Падал снег на порог,
(руки над головой, перебирая пальцами, медленно опускаем вниз)
Кот лепил себе пирог.
(ладони приставляем к голове, изображая уши)
А пока лепил и пек,
(лепим пирог)
Ручейком пирог утек.
(ладони друг к другу, постепенно сгибаем пальцы навстречу друг другу,
пока тыльные стороны ладоней не соприкоснуться)

Пальчиковая игра «Елочка».

Перед нами елочка: (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, (показывают кулачки)

Иголочки, (указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки», (ставят средний и указательный пальцы на колени).

Пальчиковая игра «Шарик».

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение).

Пальчиковая игра «Будем ёлку наряжать».

Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого)
Будем ёлку наряжать (соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, (соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики, (прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)
Весёлого Петрушку, (показывают длинный нос)
И разные игрушки: (вытягивают ладони вперёд)
И мишку – шалунишку (показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку (прикладывают раскрытые ладони к голове)

Пальчиковая игра «Снежок».

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий. (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем. ("ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)

Пальчиковая игра «Зайчики-пальчики».

Раз, два, три, четыре, пять,

(сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак).

Вышли зайчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Пальчиковая игра «Варежка».

Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

Пальчиковая игра «Павлин».

У павлина хвост роскошный (Соединяем ладошки, раздвигаем пальцы и поворачиваем их по кругу)

Прячет он его нарочно (Пальцы сцепляем в замок)

Чтобы птицы все другие (Не расцепляя пальцев отводим ладони в стороны)

И свои хвосты любили (Повторяем первое движение)

Пальчиковая игра «Кот на печи».

Кот на печи

Сухари толчет, (стучат кулачком о кулачок)

Кошка в окошке

Полотенце шьет. (показывают, как шьют иголкой)

Маленькие котята

На печке сидят, (поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят (и качают головой вправо-влево)

Да на котика глядят. (показывают руками «очки»)

Все на котика глядят

И сухарики едет». (щелкают зубками).

Пальчиковая ирга «Буду маме помогать».

Буду маме помогать,

Буду сам белье стирать

(трем пальчиками друг о друга имитируя стирку)

Мылом мылю я носки

(провести кулачком по ладошке)

Крепко трутся кулачки

(трем кулачками друг о друга)

Сполосну носки я ловко

(двигать кистями рук вправо-влево)

И повешу на веревку

(поднять руки вверх кисти согнуть имитация вывешивания носков)

Пальчиковая игра «Солнышко».

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже. (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся, 
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся 
(хлопаем в ладоши)

Пальчиковая игра «Птичка».

Птичка-птичка (водим пальчиком по ладошке)

Вот тебе водичка

Вот тебе крошки на моей ладошке. (сделайте тот же круг, но уже с помощью пощипывания).

Пальчиковая игра «Рыбки».

Рыбки плавали, ныряли

(имитировать пальчиками плаванье рыбок)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся,

(сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка))

Разожмутся,

(растопырить пальчики)

То зароются в песке.

(снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой)


Пальчиковая игра «Игрушки».

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»)

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде — 
Дома и на улице. 
Даже «здравствуй!» говорю 
Я соседской курице. 
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой).

Пальчиковая игра «Считалка для пальчиков»

Давай-ка пальчики считать!

Один, два, три, четыре, пять.

(поочередно загибаем пальчики на одной руке)

Один, два, три, четыре, пять -

(поочередно загибаем пальчики на другой руке)

десять пальцев, две руки,

(покрутить кистями рук, "как фонарики")

все твои помощники!

(покрутить кистями рук, "как фонарики")

Пальчиковая игра «Семья».

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание - массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!

Пальчиковая игра «Паучок».

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))
А за ним ползут все детки, (действия аналогичны первоначальным)
Чтобы погулять на ветке. ("Паучки" ползают на голове)

Пальчиковая игра «Апельсин».

Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра. (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура. (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу)

Пальчиковая игра «У оленя дом большой»

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Пальчиковая игра «Наши алые цветы»

Наши алые цветы распускают лепестки, (Плавно разжать пальцы)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Помахать руками перед собой)
Наши алые цветки закрывают лепестки, (Плавно сжать пальцы)
Тихо засыпают, головой качают. (Плавно опустить их на стол).

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.