Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «РАДУГА -2» Творческая мастерская
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ульяновска
«Центр детского творчества №4»
Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор ЦДТ №4
от "__" ___________2024 г. Кузнецова Г.И._________
Протокол № _________ "__" ______________ 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«РАДУГА -2»
Творческая мастерская
Возраст обучающихся: 6 – 14 лет
Срок реализации: 1 год
1 год обучения -72 час
Автор-составитель
Федосеева Татьяна Викторовна
Педагог дополнительного образования
г. Ульяновск, 2024
Содержание
Стр.
Раздел I | «Комплекс основных характеристик программы» | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 6 |
1.3 | Содержание программы | 7 |
1.4 | Планируемые результаты | 11 |
Раздел II | «Комплекс организационно-педагогических условий» | |
2.1 | Календарный учебный график | 12 |
2.2 | Условия реализации программы | 16 |
2.3 | Формы аттестации | 16 |
2.4 | Оценочные материалы | 16 |
2.5 | Методические материалы | 18 |
2.6 | Список литературы | 22 |
| Приложение 1 | 24 |
Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эстетическое воспитание – это воспитание чувств, на которых основано сознание, а, следовательно, интеллект и все то, что отличает человека. И только тогда, когда эти чувства находятся в привычной гармонии с окружающим миром, формируется личность во всей ее полноте.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга-2» разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Ульяновской области от 20.09.2022 № 485-пр.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
«О направлении информации» от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Распоряжение Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области от 08.10.2021 № 1916-р «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ (общественной экспертизе)».
Локальные акты ЦДТ №4 (Устав, Положение о проектировании ДООП в образовательной организации, Положение о проведении аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП).
Нормативные документы, регулирующие использование электронного обучения и дистанционных технологий
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
«Методические рекомендации Министерства просвещения Российской Федерации от 20.03.2020 по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
Направленность программы - художественная
Дополнительность программы - в преемственности программы «Радуга», в углубленном содержании изобразительной деятельности детей на занятиях.
Актуальность программы - в настоящее время для педагога дополнительного образования большое значение имеет формирование в ребенке «культуры творческой личности». Важно пробудить в маленьком человеке стремление жить в гармонии с окружающим миром, видеть и понимать красоту. Поэтому содержание программы «Радуга -2» акцентирует внимание не только на овладение углубленной системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников, в составе творческой группы первого и второго года обучения с углубленным изучением тем по программе «Радуга-2»
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга -2» обусловлена расширением возможностей учащихся 6-14 лет реализовать свои творческие способности в изобразительно-декоративно-прикладном искусстве в дальнейшем, продолжив обучение в выбранном направлении (мастерской, в художественной школе и др.), а также сделать сознательный профессиональный выбор.
Отличительные особенности
данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного углубленного (перспектива, построение фигуры человека и др.) материала по изобразительному искусству.
По функциональному предназначению программа является учебно-познавательной.
Программа модифицированная, разработана на основе программы «Радуга» и использованием других типовых программ по изобразительному искусству.
Инновационность программы – применение на занятиях дифференцированного обучения: учебный процесс организован как творческая мастерская с учётом индивидуальных особенностей одарённой, талантливой личности. Основная задача: увидеть индивидуальность учащегося и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Адресат программы – дети и подростки в возрасте 6 – 14 лет.
Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.
Младший школьный возраст — 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия. Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомофизиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов
Объем и срок освоения программы – рассчитан на 1 год обучения,
1год обучения -72 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения - очная
Допускается дистанционное обучение. При введении дистанционного обучения возможно изменение календарно-тематического планирования
Особенности организации образовательного процесса
Образовательная программа «Радуга -2» рассчитана на 2 модуля.
1 модуль – начало занятий с 1 сентября по 30 декабря. 2023-2024 учебный год – 36 час.
2 модуль – начало занятий с 11 января по 31 мая. 2023-2024 учебный год – 36 часов.
Состав группы неоднородный, смешанный, постоянный. Возраст детей – 6-14 лет.
Программа составлена с учетом творческих способностей одаренных и талантливых детей разного возраста. Количество детей в группе – 8- 10 человек.
Режим занятий - учебный план программы рассчитан на 1 год (2 модуля) обучения на 72 часа:
1 год обучения -72 часа (1 час с перерывами, 2 раза в неделю, 36 недель).
Уровень освоения программы
базовый – 1 год обучения для учащихся 6–14 лет;
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель программы: развитие гармоничной, духовно- нравственной, творческой личности через формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами изобразительного искусства.
Цель 1- го модуля:
Формирование навыков перспективного изображения, изучение пропорции фигуры человека.
Цель 2- го модуля:
Формирование представлений целостного художественного восприятия объектов, явлений;
Развитие интереса к произведениям искусства, национальным традициям.
Задачи обучения
Воспитательные:
- способствовать формированию дружеских взаимоотношений в детском коллективе;
- содействовать становлению адекватной самооценки ребенка, через переживание ситуации успеха, ощущение значимости своих действий;
- содействовать развитию у ребенка нравственных качеств: трудолюбия, аккуратности, ответственности, стремления к совершенству своих умений.
- сформировать объективность самооценки, потребность в творческом самовыражении, тактичность и доброжелательность, работоспособность, уважение к традициям декоративно-прикладного творчества, бережное отношение к рабочим материалам;
- прививать любовь к искусству.
Развивающие:
- развить устойчивость внимания и наблюдательность, зрительную память, чувство пропорции и ритма, способность к анализу и сравнению различных техник;
- развить специальные способности цветового и тонового восприятия, моторную память, композиционное мышление;
- развить мелкую моторику руки, мышцы руки, пространственную ориентацию, координацию, точность глазомера;
- развить специальные практические умения и навыки работы с художественными материалами;
- развивать художественно-творческие способности учащихся.
Образовательные:
- познакомить учащихся с историей возникновения и развития народных промыслов художественной росписи;
- ознакомить с художественно-техническими приёмами, композицией.
- познакомить с историей мировой живописи.
- приучать к правильному использованию специальной терминологии, относящейся к живописи.
1.3. Содержание программы
Предоставление учащимся свободы в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы с обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как:
наглядный (объяснение сопровождается применением иллюстративного и демонстрационного материала);
проблемный (педагог обозначает проблемную ситуацию и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения),
словесный (источником знания является устное или печатное слово) – рассказ (устное повествовательное изложение содержания учебного материала), объяснение (монологическая форма изложения теоретического материала), беседа (диалогический метод обучения);
практический (основан на практической деятельности учащихся);
упражнение – повторное (многократное) выполнение какого-то действия.
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения широко применяются мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Учебный план
второй год обучения
Творческая мастерская
1 модуль
№ | Тема блока/ занятия/ | Всего часов | Теория | Прак тика | Формы контроля |
1модуль | | | | | |
| «Осенние фантазии» | | | | |
| «Зимняя сказка» | | | | |
| «Настроение в искусстве» | 12 | 2 | 10 | |
| | 36 | 4 | 32 | |
Учебный план
второй год обучения
Творческая мастерская
2 модуль
№ | Тема блока/ занятия/ | Всего часов | Теория | Прак тика | Формы контроля |
| «Настроение в искусстве» | | | | |
| «Весенние превращения» | | | | |
| 4 модуль итого: | 36 | 6 | 30 | |
| Всего часов | | | | |
Содержание программы (творческая мастерская):
1 модуль
Раздел 1. «Осенние фантазии» (4 час.)
Практика. (4 часа)
Теория. (15 мин на каждом занятии). Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Техника безопасности. (Приложение3).
Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Цветовое решение.
Зарисовки растений с натуры. Воздушная перспектива.
Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, тон, точка
Тоновая растяжка цвета - гуашь.
Осень — пора цветовых контрастов.
Форма контроля: выставка работ в рамках объединения, ЦДТ №4, городских выставок.
Раздел 2. «Зимняя сказка» (20 час.)
Теория. (2 час). Пропорции. Пропорции – соотношение частей по величине. Плоскостное и объёмное изображение. Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практика. (18 часов)
«Дворец Снежной королевы».
Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма.
Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь.
Открытка – поздравление с Новым годом.
Форма контроля: выставка работ в рамках объединения, ЦДТ №4, городских выставок
2 модуль
Раздел 3 «Настроение в искусстве» (20час)
Теория.(6 часов). Цвет – язык живописи. Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практика. (14 часов)
Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Перспектива.
Холодные цвета.
Теплые цвета.
Настроение в искусстве. «Радость» и «Грусть».
Натюрморт.
Основные и дополнительные цвета.
Форма контроля: выставка работ в рамках объединения, ЦДТ №4, городских выставок.
Раздел 4. «Весенние превращения» (28 час.)
Теория. (4 часа).
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года. Живописная связь неба и земли. Космос. Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практика. (24 часа)
Космические фантазии.
«Цветы весны». Изобразительные свойства гуаши.
«Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.
Форма контроля: выставка работ в рамках объединения, ЦДТ №4, городских выставок
1.4. Планируемые результаты
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты.
Ожидаемые результаты к концу года:
• цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
• понятие симметрии;
• контрасты форм;
• азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Диагностика результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки творческих работ, участие в выставках.
Основными мерилами оценки являются: оригинальность, способность в овладении материалом в творческой работе, аккуратность, точность в передаче замысла.
Одним из способов увлечь детей в коллективе является участие в конкурсах - как школьных, так и более высокого уровня. Подготовка и участие в них, а затем итоговая оценка работ самими детьми и педагогами, жюри и зрителями, являются мощным стимулом в дальнейшей деятельности и повышают самооценку детей.
Поощрением воспитанников являются благодарственные письма, грамоты, дипломы, памятные подарки.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта.
Главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Продолжительность учебного года: 36 недель
Продолжительность каникул:
-летние каникулы – с 01.06.2024 г. по 31.08.2024 г.
- занятия в весенние, осенние, зимние каникулы по расписанию
2.1. Календарный учебный график
«Радуга -2»
2024 -2025 учебный год.
1 модуль с 01.09.24 г. по 30.12.24 г. (часов)
2 модуль с10.01.25 г. по 31.05. 25 г. (часов)
1 модуль
№п/п | Месяц число | Время с-до | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
1 «Осенние фантазии» | 1.09 | 15-17 | Лекц.з практика | 1 1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. Осень — пора цветовых контрастов. | Каб. №204 | т |
2 | 8.09 | 15-17 | Практ.з | 2 | Осень — пора цветовых контрастов. | Каб. №204 | - |
зимняя сказка 3 | 15.09 | 16-17 | Практ.з Лекц.з | 1 1 | Дворец снежной королевы. Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. | Каб. №204 | - |
4 | 22.09 | 17-18 | Практ.з Лекц.з | 1 1 | Дворец снежной королевы. Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. | Каб. №204 | - |
5 | 29.09 | 15-17 | Практ.з Б | 2 | Дворец снежной королевы. Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. | Каб. №204 | т |
6 | 6.10 | 15-17 | Практ.з | 2 | Дворец снежной королевы. Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. | Каб. №204 | - |
7 | 13.10 | 16-17 | Практ.з | 1 1 | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. | Каб. №204 | в |
8 | 20.10 | 17-18 | Практ.з | 1 1 | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. | Каб. №204 | - |
9 | 27.10 | 15-17 | Практ.з | 2 | Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. | Каб. №204 | - |
10 | 3.11 | 15-17 | Практ.з Пленерное з. | 2 | Открытка – поздравление с Новым годом. | Каб. №204 | - |
11 | 10.11 | 16-17 | Практ.з | 2 | Открытка – поздравление с Новым годом. | Каб. №204 | в |
12 | 17.11 | 17-18 | Экскур сия в рощу | 2 | Открытка – поздравление с Новым годом. | Каб. №204 | - |
15 настроение в искусстве | 8.12 | 16-17 | Практ.з | 1 1 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в обьем, организация пространственной среды | Каб. №204 | - |
16 | 15.12 | 17-18 | Практ.з Экскурсия | 1 1 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в обьем, организация пространственной среды | Каб. №204 | - |
17 | 22.12 | 15-17 | Практ.з | 1 1 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в обьем, организация пространственной среды | Каб. №204 | - |
18 | 29.12 | 15-17 | Практ.з Б | 2 | Настроение в искусстве. Радость и грусть. | Каб. №204 | - |
| 1 модуль | всего | 32 часа | | | | |
2 модуль
№п/п | Месяц число | Время с-до | Форма занятий | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля |
19 | 12.01 | 16-17 | Практ.з | 1 1 | Настроение в искусстве. Радость и грусть. | Каб. №204 | - |
20 | 19.01 | 17-18 | Практ.з Лекц.з | 2 | Космические фантазии. | Каб. №204 | - |
21 | 26.01 | 15-17 | Практ.з | 2 | Космические фантазии. | Каб. №204 | - |
22 | 2.02 | 15-17 | Практ.з | 2 | Космические фантазии. | Каб. №204 | - |
23 | 9.02 | 16-17 | Практ.з | 2 | Натюрморт. Цветы весны | Каб. №204 | - |
24 | 16.02 | 17-18 | Практ.з Б | 2 | Натюрморт. Цветы весны | Каб. №204 | - |
25 весенние превращения | 23.02 | 16-17 | Практ.з | 2 | Прогулка по весеннему саду. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Каб. №204 | в |
26 | 2.03 | 15-17 | Экскурсия на выставку | 2 | Прогулка по весеннему саду. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Каб. №204 | - |
27 | 9.03 | 16-17 | Практ.з | 1 1 | Прогулка по весеннему саду. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Каб. №204 | -В |
28 | 16.03 | 17-18 | Практ.з Лекц.з | 1 1 | Прогулка по весеннему саду. Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. | Каб. №204 | т |
29 | 23.03 | 15-17 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
30 | 30.03 | 15-17 | Практ.з Лекц.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
31 | 6.04 | 16-17 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
32 | 13.04 | 17-18 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | в |
33 | 20.04 | 15-17 | экскурсия | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
34 Зимняя сказка | 27.04 | 15-17 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
35 | 4.05 | 16-17 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
36 | 11.05 | 17-18 | Практ.з Лекц.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | в |
37 | 18.05 | 15-17 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
38 | 25.05 | 14-16 | Практ.з | 2 | Аттестационная творческая работа. Свободный выбор тем и материалов для исполнения. | Каб. №204 | - |
| 2 модуль | | 40 час. | | | | |
| всего | | 72 часа | | | | |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
При реализации программы учитывается материально-техническое состояние образовательного учреждения наличие:
- кабинета, оборудованного для проведения теоретических и практических занятий (столы и стулья, мольберты, планшеты для группы из 10 человек и педагога).
- компьютера с мультимедийным проектором;
- наглядных пособий (таблицы по цветоведению, таблицы по
изобразительному искусству), образцы выполненных работ;
- магнитной доски с магнитами;
- инструментов и приспособлений (предметы для постановки натюрмортов, кисти, краски, гуашь, бумага, баночки для воды.
Информационное обеспечение:
Иллюстративный материал (книги, плакаты, фотографии, журналы)
Интернет источники
Средства для организации учебных коммуникаций:
социальная сеть «ВКонтакте»;
мессенджеры (Viber);
- Облачные сервисы Mail, Яндекс;
- Он-лайн платформы для проведения видео-конференций
Кадровое обеспечение:
Организацию деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций по данной программе осуществляет педагог в соответствии с трудовыми функциями, входящими в Профессиональный стандарт 01.003: педагог дополнительного образования детей и взрослых, утверждённый приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах. (Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», глава 5,статья 46).
Педагог, занятый в реализации программы – Федосеева Татьяна Викторовна. Квалификация – учитель изобразительного искусства. Вуз: Чувашский государственный педагогический институт.
2.3. Формы аттестации (контроля)
Программа предполагает проведение входной, промежуточной и итоговой диагностики. Диагностика результатов реализации программы происходит в процессе анализа и оценки результатов итоговой выставки. Основными критериями диагностики являются: участие в выставках – как на уровне образовательного учреждения, так и на более высоких уровнях. Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта.
2.4. Оценочные материалы
Входная диагностика
(1-ый год обучения):
Определить творческий потенциал учащегося, его способности к изобразительному искусству, уровень знаний, умений, навыков.
Проводится в форме творческой работы
Промежуточная диагностика
Проводится в форме выставки
Итоговая диагностика
Проводится в форме выставки работ. (Зачет.)
Диагностика 1-го года обучения:
входная | промежуточная | итоговая |
Творческая работа (ТР) | Выставка (В) | Зачет (З) |
«Оценка результатов освоения программы»
- Высокий уровень – делает самостоятельно,
- Средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень – не может сделать.
№ | ФИО | Входная Тестирование.( Времена года. Колористическое видение пейзажа. Уровень | Промежуточная Выставка Уровень | Пропорции. Плоскостное и объемное изображение (Т) | Пейзаж Графические зарисовки деревьев. Образ дерева. (Т) | Гармония цвета Сочетание цвета.Контраст (Т) | Итоговая Зачет. (АТР) Уровень |
Мастер-класс – на смешивание красок (получить дополнительные цвета, смешивая основные); письмо по «сырому»; (какого цвета рефлекс?) и т. д.
Практическое занятие – кропотливая, увлекательная работа по построению композиции своей работы, используя образцы и свои наблюдения, учащиеся знакомятся с реальным миром, окружающим их: природой, животными, птицами, водой, дождем, снегом, ветром, потому как программа составлена по временам года.
Поход на пленэр – в Винновскую рощу, на территорию центра творчества.
. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очная форма обучения.
Методы обучения:
Словесный (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды:
Приемы:
Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала, применяется на всех этапах обучения, меняется лишь характер, объем, продолжительность рассказа. Как к методу изложения новых знаний предъявляется ряд педагогических требований:
- содержать только достоверные и научно проверенные факты
- включать яркие и убедительные примеры
- иметь четкую логику изложения
- быть эмоциональным
- излагаться простым и доступным языком
Объяснение - (словесное истолкование закономерностей, свойств, понятий, явлений), монологическая форма изложения теоретического материала, раскрытие причин и следствий в явлениях природы и т.д.
Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель, путем продуманной системы вопросов, подводит ученика к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного. В дидактическом процессе при усвоении программы «Радуга» выделяют различные виды бесед:
Эвристическая (нахожу), на основе уже имеющихся знаний (например, цвета) у учащихся, подвести их к пониманию новых знаний, правил, выводов (например, цвета бывают основные (3 цвета) и дополнительные (составные). Сообщающие (вводная или вступительная) беседы предшествуют изучению нового материала и закрепляющая (индивидуальная или фронтальная) беседа применяется после изучения нового материала. Беседа имеет преимущества:
-активизирует учащихся
- развивает их память и речь
- делает открытыми знания учащихся
- имеет большую воспитательную силу
- является хорошим диагностическим средством
Наглядный: (усвоение нового материала зависит от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств).
Наглядные методы можно разделить на 2 группы: метод иллюстраций (самый актуальный при изучении данной программы) и метод демонстраций (менее актуальный).
Метод иллюстраций – предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и пр. при использовании наглядных методов необходимо четко выделять главное, учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый предмет и точно соответствовать содержанию темы.
Метод демонстраций – связан с показом диафильмов, кинофильмов, компьютерных развивающих фильмов.
Практический: (основан на практической деятельности учащихся, где формируются умения и навыки)
При изучении программы «Радуга» используем метод-
Упражнений – повторное (многократное) выполнение умственного (например, терминология изобразительного искусства: блик, рефлекс, падающая тень и т.д.) или практического действия (например, нарисовать окружности разного диаметра: овалы, вертикальные, горизонтальные линии, квадрат, звезду и т.д.)
Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных качеств. Воспитание — целенаправленное создание условий для развития человека.
По классификации Г.И. Щукиной выделяют 3 группы методов: формирование сознания личности, организация деятельности, стимулирование поведения и деятельности.
1. Формирование сознания через убеждения использует:
назидательные истории, басни, стихи, этические беседы, увещевания, внушения, инструктаж, пример и пр.
2. Методы организации деятельности – через упражнения, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования – поощрение (одобрение, благодарность, награждение, похвала, награждение почетными грамотами, подарками), наказание, соревнование.
Формы организации образовательного процесса - групповая.
Важен коллективный принцип обучения и воспитания, с учетом индивидуального подхода. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные занятия вводятся в программу с целью формирования опыта общения, взаимообучения и чувства коллективизма. Результаты коллективного труда учащиеся находят в проведении и оформлении выставок объединения в центре творчества, тематических походов на открытие выставок Ульяновских художников, экскурсий в художественный музей, Пластовскую галерею на экспозиции выставок, мастер-классов и иных видах коллективной работы. Общественное положение результатов деятельности учащихся имеет большое значение в воспитательном процессе.
Формы организации учебного занятия –
Беседа - о художниках (И Шишкин, А Куинджи, И Репин, И Левитан, А. Пластов, Васнецов, К Брюллов,
А. Рублев и др. А также знакомство с современными Ульяновскими художниками, такими как академик
Е. Шибанов, Ю. Панцырев, Виктор и Рубен Сафроновы, Б. Склярук, А. Егуткин и др.
Экскурсия, выставки – после заочного знакомства посредством репродукций картин художников, педагог организует экскурсию на открытие выставок ульяновских художников, где и происходит личное знакомство с художником и общение с ним, ребята показывают свои работы на телефонах, планшетах, задают вопросы, например, как художник Е. Шибанов добивается в картине такого яркого лунного света, который видели только на картине А. Куинджи? и много других вопросов, касающихся цвета, как изображать снег в картине, как написать белую березу, стеклянную вазу и т. д. А также экскурсии в художественный музей, в Пластовскую галерею и туда , где по возможности открываются выставки русских и зарубежных художников.
Игра-упражнение Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему. Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов. Можно выделить следующие группы игр: - внимание; - развивающие глазомер; - тренирующие наблюдательность; - развивающие творческие способности; - воздействующие на эмоции и чувства; - раскрывающие личностные возможности ребенка.
Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца (например: кто быстрее проведет 5 строго вертикальных и 5 строго горизонтальных линий, а между ними 5 наклонных в одну и другую сторону; кто быстрее и аккуратнее нарисует окружность, используя квадрат; перспективное изображение дома: деревянного и многоэтажного) и др.
Мастер-класс – на смешивание красок (получить дополнительные цвета, смешивая основные); письмо по «сырому»; какого цвета рефлекс? и т. д.
Практическое занятие – кропотливая, увлекательная работа по построению композиции своей работы. Используя образцы и свои наблюдения, учащиеся знакомятся с реальным миром, окружающим их: природой, животными, птицами, водой, дождем, снегом, ветром, потому как программа составлена по временам года.
Поход на пленэр – в Винновскую рощу, на территорию центра творчества.
Педагогические технологии:
- технология группового взаимообучения – «старшие помогают младшим», «учимся друг у друга»
- технология игровой деятельности – проводим «веселые переменки» (читаем стихи, поем русские народные песни, ролевые сказки, подвижные игры, города и страны, «лучший математик», «отгадай художника» и др.
- технология личностно-ориентированного обучения – обучение, в котором принимаются во внимание индивидуальные особенности ребенка. Процесс обучения выстраивается таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка. Учащимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- здоровьесберегающая технология – активная творческая, мыслительная и практическая деятельность в совокупности с «веселыми переменками» дает эффект бодрости, прекрасного настроения, удовлетворения, что и является гарантом здорового растущего организма ребенка.
Алгоритм учебного занятия
1.Организационное начало занятия
2.Постановка цели и задач данного занятия
3.Актуализация знаний (постановка проблемного вопроса, выяснение путей решения)
4.Объяснение нового материала
5 Закрепление знаний и способов действий
6. Контрольный (выявление качества и уровня овладения знаниями)
7. Подведение итогов занятия (оценка успешности достижения цели)
8. Рефлексивный
Количество этапов учебного занятия варьируется в зависимости от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения
Дидактические материалы:
Иллюстрации – к сказкам А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х. Андерсена «Снежная королева» и др.
Плакаты – репродукции известных художников, таких как А. Венецианов, А. Дейнека, И. Шишкин, К. Брюллов, И. Репин и др. Русские художники эпохи Романтизма, графика 18 – начала 20 века Государственного Русского музея, альбом репродукций Рафаэля Санти, французская живопись 18 века из собраний Государственного музея изобразительных искусств имен А.С. Пушкина и др.
Журналы – «Художественная галерея». Полное собрание работ всемирно известных художников; «Юный художник». Журнал по изобразительному искусству для детей и юношества; «Искусство». Освещает вопросы теории и практики современного изобразительного искусства, отечественной и мировой истории искусств, «Изобразительное искусство». Из собраний Государственной Третьяковской галереи (произведения выдающихся мастеров живописи, скульптуры, графики, статьи о жизни и творчестве художников.)
Раздаточный материал – образцы композиционных решений (формат А4), открытки с изображением различных жанров живописи и графики, образцы для упражнений (формат А4), например, «дорисуй вторую половинку портрета», «Дорисуй дерево: сосну и березу», «Заверши построение вазы», «Дорисуй дом, используя точку схода на линии горизонта» и др. (Приложение1)
2.6. Список литературы:
Основная для педагога:
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/под редакцией Н.Б. Неменского – М.: «Просвещение», 2008.
- Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.. Изобразительное искусство. 1 класс.
- «Искусство и ты»: Учебник для 1 класса 4-летней нач. школы/под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2000г.
- Неменский Б.М. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. Москва. Просвещение 2006.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2х ч. Ч.2 – 3 изд., перераб. – М.: Просвещение, 2010.
Журналы:
«Изобразительное искусство». Из собраний Государственной Третьяковской галереи (произведения выдающихся мастеров живописи, скульптуры, графики, статьи о жизни и творчестве художников. (Издательство «Изобразительное искусство» г. Москва).
«Искусство». Освещает вопросы теории и практики современного изобразительного искусства, отечественной и мировой истории искусств (издательство «Искусство» г. Москва)
«Художественная галерея». Полное собрание работ всемирно известных художников (издательство «Hammersmith Road» Лондон )
«Юный художник» Журнал по изобразительному искусству для детей и юношества (издательство АО «Молодая гвардия» г. Москва)
Дополнительная для педагога:
- Артамонова, О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова. – Москва: Просвещение, 2015. – 240 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2012. – 320 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: психологические очерки / Л.С. Выготский. – 3-е изд. – Москва. – 2011. – 520 с.
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. Волгоград «Учитель»
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс. Учебник/под редакцией Н.Б. Неменского – М.: «Просвещение», 2008
Основная для обучающихся:
Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. 1-4 кл. Москва. «Владос» 2004 г.
Дополнительная для обучающихся:
Сакулина Н.П. Учитесь рисовать и лепить /под ред. Л.М.Тарасовой – М., «Просвещение», 1967./Б.П.Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры.- 3-е изд., доп. – М.: Просвещение,1990.
Приложение 1
1. Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?». Из готовых силуэтов составьте натюрморт, пейзаж и т.д.
Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных, человека, птиц. Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение. Обучающиеся получают заданные произвольные изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур. Используя изображенные на доске геометрические фигуры, учащиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения — индивидуальные задания каждому ученику).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?». Из готовых силуэтов составьте натюрморт, пейзаж и т.д.
Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка. Составьте из геометрических фигур изображения животных, человека, птиц. Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение. Обучающиеся получают заданные произвольные изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент. Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.
2. Игры и упражнения по цветоведению
1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета). Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различного цвета
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета. Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
а) учащиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления царства Снежной королевы, а второй — для оперения Жар-птицы. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта. б) собери букет: дети делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для составления букета из холодных цветов, а второй из теплых.
в) составь гусеницу:
4. Игра-соревнование «Кто больше?». На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше вариантов различной светлоты. Игра на закрепление понятий о тональности цвета. Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.
Пример карточки-задания
Упражнение «Дорисуй вторую половинку портрета»
Упражнение «Дорисуй дом, используя точку схода на линии горизонта»
Тест «Пропорции»
1. Что называют пропорциями?
А) соразмерность частей формы или элементов между собой и между другими объектами;
Б) соотношение роста человека с отдельными частями его тела;
В) свод правил и законов, которыми должен руководствоваться художник;
Г) пропорциональные характеристики предмета
2. Кем и где была определена пропорция фигуры человека относительно его головы?
А) В Древнем Египте архитектором;
Б) В России, художником;
В) в Древней Греции, скульптором.
3. Сколько раз голова укладывается в фигуре взрослого человека?
А) 12
Б) 7
В) 8
4. Где фигура человека делится ровно пополам?
А) по поясу;
Б) по линии локтей;
В) по тазобедренным суставам
5. Где находится локоть?
А) на уровне пояса;
Б) выше пояса;
В) чуть ниже пояса
26