Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная логопедия»
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность.
Программа является модифицированной. В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушение в речевом развитии. В нашей сельской местности Бердигестях из-за не хватки специалистов логопедов получение квалифицированной помощи таким детям не всегда реально. Основная причина – несвоевременное устранение недостатков речи в дошкольном и школьном возрасте. Это нарушения в звукопроизношении, недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза, дефекты речи, обусловленные задержкой психического развития, нарушения письма и чтения, фонетико-фонематические недоразвития. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и с взрослыми – ребенок становится более эмоциональным и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.
В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 31.07.2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден приказом министерства труда и социальной защиты РФ №652н от 22.09.021).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) (Письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (от 27 июля 2022 г. № 629 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 №ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 «Об утверждении СанПиН СП 3.1/2.4.3598-20» «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 558824).
1.2. Новизна.
Новизна заключается в том, что программа является не стандартной логопедической программой, а имеет более практико-ориентированной подход в организации образовательной деятельности. На занятиях «Занимательная логопедия» через занимательные игры и продуктивные творческие виды деятельности происходит преодоление речевых нарушений. Специально подобранные занимательные коррекционные игры и продуктивные творческие виды деятельности с применением логопедической, нейропсихологических методик способствуют развитию не только речи детей, но и творческих способностей детей. Через игры проводимые в кружке «Занимательная логопедия» у воспитанников происходит формирование социально-личностных, познавательных и коммуникативных компетенций. На занятиях используются различные современные цифровые образовательные технологии, которые рекомендованы Министерством образования РФ.
1.3. Цель программы.
Цель программы: преодоление речевых нарушений, расширение коммуникативных возможностей и развитие творческих продуктивных видов деятельности через занимательные логопедические игры.
1.4. Задачи программы.
Задачи направлены на:
развитие когнитивных функций детского мозга;
последовательное построение новых нейронных связей в головном мозге ребенка по возрастной норме;
развитие пластичности головного мозга воспитанника;
развитие мотивации к познавательной деятельности и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
укрепление психического и физического здоровья;
активизировать познавательную деятельность детей;
обогатить словарный запас обучающихся;
повысить успеваемость из-за снижения дисграфических ошибок;
существенно улучшить зрительно-моторную координацию;
повысить работоспособность детей;
обеспечить высокую посещаемость занятий;
создание и изготовление детских познавательных настольных игр.
1.5. Ожидаемый результат.
Планируемые результаты: | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи, правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях. | Анализировать задание, определять его цель, отвечать на вопрос к заданию, исправлять ошибку, выслушивать ответ товарища, оценивать правильность выполнения задания. | Принимать статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к обучению. |
Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; четко дифференцировать все звуки речи и обозначать их на письме. | Сравнивать языковые объекты, анализировать результаты сравнения, обобщать и классифицировать на доступном уровне. Строить простые высказывания, в соответствии с темой высказывания. | Поддерживать учебное сотрудничество с педагогом и одноклассниками. Участвовать в групповой работе, в совместных заданиях помогать сверстникам. |
Различать понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение». | Целенаправленно наблюдать языковые объекты и явления, описывать их отличительные признаки. Корректировать свою работу на основе сравнения с образцом. | Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью педагога). |
Производить простой и сложный звуковой анализ и синтез. | Целенаправленно наблюдать языковые объекты и явления, описывать их отличительные признаки. | Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Уметь отвлечь себя от телефонных и компьютерных игр. |
Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространёнными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; | Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки. | Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, педагога. |
Владеть навыками последовательного пересказа. | Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне текста). Слушать и понимать речь других. | Работать в паре и в группе при выполнении задания. Слушать собеседника и вести диалог. |
Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; падежные, родовидовые окончания слов, употреблять простые и сложные предлоги. | Определять цель задания, моделировать алгоритм его выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Развивать по средствам игр свои когнитивые функции. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. |
Владеть навыками элементарного словообразования: продуцировать названия существ. от глаголов, прилагат. от существ., уменьшительно – ласкательных форм сущ.; использовать в спонтанном общении освоенные слова различных лексико-грамматических категорий | Работать по предложенному педагогом плану, отличать верно выполненное задание от неверно выполненного. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки. Применять знания и способы действий в измененных условиях. Уметь сохранять свое эмоциональное здоровье. | Совместно с педагогом и другими учениками давать оценку деятельности группы на занятии. Признавать собственные ошибки и исправлять. |
Составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Овладеть через игру навыками правильной речи. | Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, оценивать результат работы. Уметь в группе проектировать, создавать игры различной сложности. Придумывать ход игры самостоятельно. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог). Уметь через развивающие игры развивать свои коммуникативные навыки. |
Владеть техникой чтения в пределах нормативов, определенных программой данного класса. Уметь создавать развивающие, познавательные игры различной сложности. | Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. Повысить интерес к настольным играм. | Понимать причины успеха и неудач в собственной деятельности. Понимать , что настольные игры могут развивать человека чем компьютерные и могут быть интересными. |
1.6. Информация о направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная логопедия" относится к социально-гуманитарному направлению. Так как в основном преследуют социальные и гуманитарные цели, задачи. Это развитие социализации детей к обществу, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательных, когнитивных функций головного мозга посредством построения новых нейронных связей, развитие пластичности головного мозга через различные занимательные развивающие игры и задания.
1.7. Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Программа учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника. После проведения входной диагностики проектируется индивидуальный образовательный маршрут обучающегося по уровням. Для достижения конкретных задач сроки реализации ИОМ могут достигать от одного года до трех лет. Длительность зависит от степени сложности выявленных проблем и затруднений, носит пролонгированный характер.
Краткая характеристика обучающихся.
У воспитанников поступающих в первый год обучения по результатам диагностики проводимого в начале обучения наблюдается низкий уровень речевого развития, низкий уровень организационных, интеллектуальных общеучебных навыков и умений, нарушение фонематического слуха, не соответствие лексического строя речи к возрастной норме, нарушение грамматического строя речи. Как правило, у большинства обучающихся выявляется недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, нарушения звуковой стороны речи. Низкий уровень коммуникативных навыков, познавательных, когнитивных функций, недостаточная пластичность головного мозга отрицательно сказываются на общение со сверстниками, недостаточному усвоению учебного программного материала, препятствуют формированию различных жизненно-важных компетенций в сфере деятельности человека.
1.8. Учет поло - возрастных, индив - психологических и иных особенностей комплектования детей.
Воспитанники кружка «Занимательная логопедия» обучающиеся в возрасте от 7 до 11 лет имеющие различные речевые нарушения.
При комплектовании групп учитываются возрастные, индивидуальные, психологические особенности обучающихся.
С 1 по 2 группу зачисляются воспитанники первого года обучения. В третью группу входят обучающиеся второго года обучения. В четвертую группу – третьего года обучения.
1.9. Объем и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения. В год 144 часа. Всего 432 часа за три года.
1.10. Форма обучения.
Форма проведения занятий индивидуальная, групповая, коллективная. Занятия проводятся два раза по 2 часа в неделю очно. Все занятия проводятся в игровой форме. В начале занятия детям предлагается вспомнить день недели, число и месяц. Также происходит встреча со сказочными героями и персонажами, что обеспечивает интерес к занятиям.
Занятия по обучению грамоте включают в себя знакомство с буквой, отработку навыков произношения звука, определение местоположения звука в словах, а также упражнение в написании букв, слогов, слов. Дети учатся видеть строку, аккуратно работать в тетради. Также формируются навыки звуко-буквенного анализа слов, развивается речь, пополняется пассивный и активный словарь детей.
1.11. Особенности организации образовательного процесса.
Отличительные особенности данного образовательного процесса от уже существующих в этой области заключаются в том, что занятия проходят в смешанном формате, не как чисто традиционные логопедические занятия, а как интеграция занимательных логопедических игр с применением интерактивных и форм обучения. Практические занятия по программе связаны с использованием игр, цифровых тестов, тренажеров, мастер-классов, цифровой образовательной среды, инструментов дополненной реальности и т.д. Программа ориентирована на применение широкого комплекса коррекционно-развивающих методик в интерактивно-игровой форме. Содержание курса объединено в три тематических модуля, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют также и развитию у детей творческих способностей.
1.12. Состав групп.
В группе в основном занимаются от 3 до 7 обучающихся, в возрасте от 7 до 11 лет. В группу поступают по заявлению законных представителей обучающихся, т.е. родителей. Заявления отправляют через сайт госуслуги, дополнительного образование РС(Я). У детей в начале обучения диагностируются низкий уровень речевого развития, не сформированность фонематического слуха, не соответствие возрасту моторных навыков, низкие общеучебные навыки и т.д.
У младших школьников в начале обучения преобладала предметно-бытовая лексика, которая была обусловлена их низкой любознательностью, недостаточным развитием интеллектуальных интересов. Дети не знали многих общеупотребительных слов, смешивали названия сходных предметов, не владели родовыми понятиями. Малочисленна была группа наречий, прилагательных (чаще они называли прилагательные, обозначающие цвет). Была отмечена бедность глагольного словаря. Редко дети пользовались приставками для обозначения оттенков действий и вовсе не употребляли слова, обозначающие состояние и переживания людей.
Связная речь не развита в силу недостаточности словарного запаса, низкого уровня познавательной активности, удовлетворенности уровнем бытового общения. В разговорной речи они предпочитали пользоваться словами без суффиксов и приставок. Это вело к обеднению словаря и ограничивало речевое общение. Также бывает отсутствие и замена различных групп звуков.
1.13. Режим занятий.
Стиль общения с детьми – демократический. В общении с детьми используется жест, мимика, юмор, стимулирующие приемы (одобрение, поощрения, ситуации успеха и т. п.), что вызывает у них ответные положительные эмоции и способствует развитию их коммуникативности.
В работе осуществляется здоровьеформирующий режим обучения:
- соблюдения рекомендаций Роспотребнадзора, санпина при проведении очных занятий.
– соблюдаются графики проветривания и влажная уборка логопедического кабинета после каждого индивидуального занятия, если занятие проводилось очно;
– обеспечивается достаточная освещенность доски и рабочих мест обучающихся;
– обязательно проводятся 1–2 динамические паузы на каждом занятии;
– систематически выполняются комплексы упражнений для глаз и упражнения на релаксацию;
- безопасность развивающих и обучающих игр, соответствие СанПину, санитарным нормам (все игры несут развивающую ценность по гос.стандарту), не несут вред здоровью детей.
- все используемые игры составляются с учетом потребностей созревания головного мозга ребенка и нейро-психофизиологических возрастных норм обучающихся.
Сохранению здоровья способствуют:
– дозированная подача материала;
– смена видов деятельности на занятиях;
– гимнастика для мозга «Брейн Джим»;
– учет индивидуальных психологических особенностей детей.
1.14. Периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность групповых занятий 40-45 минут. Перерыв между занятиями по 10 минут.
1.15. Методы оценки уровня освоения программного материала и т.д.
В качестве метода оценки освоения программного материала проводится диагностика в начале учебного года – начальная, текущая – в течении всего года, промежуточная диагностика - в январе, и итоговая диагностика в конце мая.
1) начальный (сентябрь);
2) текущий (в течение всего учебного года);
3) промежуточный (январь);
4) итоговый контроль (май).
Основными критериями оценки выбраны:
1. Уровень речевого развития:
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
Обследование фонематического слуха.
Обследование лексического строя речи.
Обследование грамматического строя.
Обследование мелкой и крупной моторики рук.
2. Организационные умения и навыки.
3. Интеллектуальные общеучебные умения.
4. Коммуникативные умения.
5. Навыки продуктивной творческой деятельности (креативность выполнения).
6. Достижения и участие в конкурсах (викторинах, соревнованиях, олимпиадах, НПК и т.д.).
В качестве способов проверки результативности освоения программы используются также такие методы, как: педагогическое наблюдение, анализ результатов соревнований, анализ результатов зачетов, анализ результатов реализации и защиты творческих проектов, анализ результатов анкетирования учащихся и их родителей. Текущий контроль результативности образовательного процесса осуществляется в форме анализа результатов зачетов и соревнований, которые проводятся внутри объединения. Промежуточный и итоговый контроль результативности образовательного процесса может осуществляться в форме анализа результатов районных, городских и других соревнований, в форме анализа результатов участия в выставках и конференциях, а также в виде теоретического или практического зачета.
Формы подведения итогов реализации программы:
- карты оценки результатов освоения программы;
- дневники педагогических наблюдений;
- итоговая работа по выбору воспитанника.
Для проведения диагностических работ используется цифровые диагностические тесты, наблюдение и т.д. В конце каждого образовательного блока будет проходить семейные онлайн-конкурсы и игры, позволяющие вовлечь родителей в образовательный процесс как соучастников и возможных наставников.
Дети также будут участвовать в различных интернет конкурсах после каждого прохождения отдельного блока.
Для работы с родителями доступны:
- тематические видеолекции и вебинары;
- тематические вебинары;
- система выполнения дистанционных заданий и учёта результатов, в том числе, автоматическая система рейтингования по итогам выполнения заданий;
- система цифровых тренажёров, в том числе, выстроенных в режиме содержательно-наполненных онлайн-игр;
- система заочного виртуального предъявления учениками своих возможностей и достижений, в том числе, за счёт публикации видеозаписей.
2. Содержание программы за один учебный год.
1. Обследование. 3ч.
2. Коррекционная работа на фонетическом уровне: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
- коррекция дефектов произношения;
- формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. - 35ч.
3. Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов. 35 ч.
4. Постановка звуков – 12 часов.
5. Автоматизация звука. Формирование первичных произносительных умений – 35 часов.
6. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Формирование коммуникативных умений и навыков – 24ч.
3. Учебно-тематический план.
Учитывая потребности кружковцев учебно-тематический план разделен по группам. В неделю на одну группу рассчитано 4 часа. Всего групп 5. Весь курс разделен на три раздела.
Учебно-тематический план первого года обучения.
1- 2 группа (4 часа в неделю)
№ | Раздел | Общее кол-во часов | Кол-во часов в очной форме | |
Теория | Практика | |||
1. | Занимательные игры на фонетическом уровне | 48 | 18 | 30 |
2. | Занимательные игры на лексическом уровне | 48 | 18 | 30 |
3. | Занимательные игры на развитие психических процессов | 48 | 18 | 30 |
144ч | 54ч | 90ч |
Учебно-тематический план второго года обучения.
3 группа (4 часа в неделю)
№ | Раздел | Общее кол-во часов | Кол-во часов в очной форме | |
Теория | Практика | |||
1. | Занимательные игры на фонетическом уровне | 48 | 18 | 30 |
2. | Занимательные игры на лексическом уровне | 48 | 18 | 30 |
3. | Занимательные игры на развитие психических процессов | 48 | 18 | 30 |
144ч | 54ч | 90ч |
Учебно-тематический план третьего года обучения.
4 группа (4 часа в неделю)
№ | Раздел | Общее кол-во часов | Кол-во часов в очной форме | |
Теория | Практика | |||
1. | Занимательные игры на фонетическом уровне | 48 | 18 | 30 |
2. | Занимательные игры на лексическом уровне | 48 | 18 | 30 |
3. | Занимательные игры на развитие психических процессов | 48 | 18 | 30 |
144ч | 54ч | 90ч |
4. Условия реализации программы.
Занятия проводятся в отдельном оснащенном кабинете в смешанном формате, не как чисто традиционные логопедические занятия, а как интеграция занимательных логопедических игр с применением интерактивных и дистанционных форм обучения. Практические занятия по программе связаны с использованием онлайн-игр, цифровых тестов, тренажеров, онлайн мастер-классов, цифровой образовательной среды, инструментов дополненной реальности и т.д. Программа ориентирована на применение широкого комплекса коррекционно-развивающих методик в интерактивно-игровой форме.
В основе содержания и последовательности этапов реализации данной программы лежат логопедические комплексы разных авторов. Были использованы такие учебно-методические комплексы как О.А. Ишимовой, С.Н. Шаховской, А.А. Алмазовой, (Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Программно-методические материалы.
Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Их использование отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями познавательных психических процессов детей-логопатов.
Словесные методы обращены к сознанию детей и помогают осмысливанию поставленной задачи и сознательному выполнению заданий по инструкциям.
Практические методы предполагают постановку конкретной задачи перед детьми и упражнение в ее выполнении.
Игровые методы являются разновидностями практических методов и, соответственно, выполняют те же функции.
Соревнование используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных и речевых навыков.
Возможные формы проведения занятий: акция, круиз, семинар, сказка, беседа, эвристическая лекция, смотрины, мастер-класс, соревнование, викторина, «мозговой штурм», спектакль, наблюдение, выставка, олимпиада, творческая встреча, галерея, открытое занятие, творческая мастерская, гостиная, посиделки, обсуждение, поход, тренинг, занятие-игра, игровая программа, экскурсия, конкурс, эксперимент, консультация, репетиция, конференция, праздник, практическое занятие, представление, фестиваль, игра-путешествие, презентация, игра сюжетно-ролевая, ярмарка.
Приемы. Эффективны в работе следующие приемы:
– использование мультимедийных наглядных пособий;
– рассказ (особенно когда изложение носит описательный характер);
– показ образца (образцом может являться и педагогический рисунок в таблице «Приложения в картинках» или на доске, и речевой стихотворный пример);
– объяснения и пояснения (предлагаются перед выполнением задания), требующие впоследствии от детей самостоятельности действий по инструкциям бланков;
– указание, необходимое при воспроизведении показанного учителем-логопедом способа действия или при самостоятельном выполнении задания;
– прием преднамеренной ошибки, он особо концентрирует и акцентирует внимание детей на конкретном задании;
– повторение – довольно простой, но один из самых важных приемов для развития навыков образования родственных слов и их запоминания;
– мотивационная оценка действий и ответов детей;
– прием подражания речи педагога (педагог побуждает учеников к сопряженному или отраженному проговариванию родственных слов);
– игровые приемы (загадки, игровые действия в промежутках между выполнением учебных заданий, игры с пальчиками, дидактическая игра «Муха»);
– прием фантазирования, направленный на самостоятельное придумывание детьми различных по сложности предложений с родственными словами;
– «ловушки» – прием запуска учебных дискуссий.
Практика показывает, что данная методика способствует:
– качественному усвоению материала обучающимися;
– повышению уровня образовательного процесса;
– развитию памяти обучающихся, действий самоконтроля, навыков словообразования и правильного согласования слов в предложениях;
– обогащению связной речи детей-логопатов;
– пополнению их словарного запаса.
В основу педагогической деятельности были приняты рекомендации Г. Каше по обучению детей с недостатками речи и разработанный Д. Б. Элькониным логопедический компьютерный практикум «Игры с Логошей».
Основные цифровые образовательные формы предлагаемые к реализации в рамках Типовой модели:
- видео и аудио занятия, лекции, мастер-классы.
- открытые электронные библиотеки со встроенными инструментами навигации.
- вебинары (как разовое тематическое мероприятие).
- цифровые тренажеры.
- образовательные онлайн-игры.
- цифровые тесты для диагностических процедур.
- специализированные цифровые образовательно-информационные ресурсы и технологии для детей с ОВЗ.
- адресные экспресс дистанционные индивидуальные консультации через мессенджеры и соц. сети.
Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и зрительного гнозиса у младших школьников. СПб. «Детство-пресс»,2003. | Таблицы для фронтальной работы по предупреждению и коррекции оптической дисграфии и дислексии. |
Кочугова Н.П. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. М. «Аркти», 2002. | Карточки со словами в 1, 2, 3 слога. |
Липакова В.И. ,Логинова Е.А. , Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики зрительно-пространст-венных функций у младших школьни-ков. СПб, «Союз». 2001. | Пособие для фронтальной работы и диагностики. |
Мазанова Е.В. Учусь работать с текс-том. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языко-вого анализа и синтеза. М.:Издательство ГНОМ, 2013. | Пособие для индивидуальной работы. |
Предлоги. Комплект готовых карточек-заданий. СПб. «Оникс»,2004. | Пособие для групповой работы. |
Для реализации программы создана предметно-развивающая среда логопедического кабинета с необходимым оборудованием и материалами.
Оборудование | ||
1 | Ноутбук | |
2 | Компьютерная программа «Игры для Тигры» | |
3 | Комплект «Электронная пропись» | |
4 | Комплекты сигнальных букв | |
5 | Комплект тренажеров для письма с сенсорными дорожками | |
6 | Наборы для развития мышления, зрительного внимания, памяти: - Игра «Четвёртый лишний» (набор тематический) - игры «Цвета и формы», «Ассоциации». - игры для классификации предметов «Что к чему?», «Профессии». - Лото/ Домино. | |
7 | Наборы для развития мелкой моторики: - Трафареты для обводки и штриховки. - Игры, упражнения для развития тонких движений пальцев рук и кистей. - Игра «Собери бусы». | |
Комплекты пособий по направлениям | ||
8 | Развитие артикуляционного аппарата: картотеки артикуляционных упражнений. Авторская разработка с дополненной реальностью. | |
9 | Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза: - «Звуковые домики» - пособие для фронтальной работы. - Дидактическая игра «Слоги и слова» - Дидактическая игра « Играем и читаем» - Дидактическая игра «Узнай и назови» - Карточки «Собери слово по картинкам» - дидактическая игра «Прочитай по первым буквам» - Индивидуальные карточки для чтения (слоговые). | |
10 | Развитие лексико-грамматического строя и связной речи: - Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей с ОНР. В 4-х альбомах. - Наборы сюжетных картинок для составления предложений. - Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картинок. |
6. Список литературы.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. «Владос», 2001. | |
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. М. «Владос», 2003. | |
Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. | |
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма. СПб., «Дельта», 2001. | |
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. «Владос», 1998. | |
Фотекова Т.А. Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М. «Аркти», 2001. | |
Агранович З.Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и зрительного гнозиса у младших школьников. СПб. «Детство-пресс»,2003. | |
Кочугова Н.П. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова. М. «Аркти», 2002. | |
Липакова В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактическое пособие для диагностики зрительно-пространственных функций у младших школьников. СПб, «Союз». 2001. | |
Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.:Издательство ГНОМ, 2013. | |
Комплект готовых карточек-заданий. СПб. «Оникс»,2004. |
Приложение
Структура занятия.
1.Организационный момент. Эмоционально-психологический настрой.
2. Введение в деятельность. Активизация мозговой деятельности.
3. Основная часть. Коррекционные упражнения и задания.
4. Практическая часть.
5. Итог. Рефлексия.