Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности "Увлекательный Немецкий"

0
0
Материал опубликован 11 January в группе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №21

имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»




Согласовано

на методическом совете


протокол №1

от «02» сентября 2024 г.

Зам. директора по ВР

__________/Любимова А.А./



Утверждено

Директор МБОУ «СОШ №21»


_____________Н.В.Кульшина


«02» сентября 2024 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


общеинтеллектуальной направленности


УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ НЕМЕЦКИЙ


Возраст обучающихся: 11-12 лет (5 класс)


Срок реализации: 1 год





Составитель:

Рожкова Екатерина Олеговна,

учитель иностранного языка

высшей кв. категории







г. Северодвинск

2024

Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по иностранным языкам, составленной на основе:

федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку как второму иностранному для 7-11-х классов (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год),

программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год).


Направленность программы – общеинтеллектуальная.


Программа предназначена для обучающихся 5 класса.


Программа рассчитана на 30 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю (с 01.10.2018). Начало программы октябрь 2018-окончание май 2019.


Актуальность программы – изучение второго иностранного языка (немецкого) в соответствии с ФГОС ООО является обязательным, дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Увлекательный немецкий» позволяет осуществлять раннее знакомство обучающихся с курсом немецкого языка, мотивировать на дальнейшее изучение второго иностранного языка и выявлять детей, проявляющих способности в изучении курса.


Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному

Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности. Отсюда цель обучения немецкому языку как второму иностранному представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и межкультурную компетенцию. Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.

Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью немецкого языка, предполагает формирование у обучающегося прежде всего знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого второго иностранного языка и практически пользоваться этим языком в ситуациях межкультурного взаимодействия и познания.

Речь идет о развитии у школьника коммуникативной компетенции, позволяющей ему в соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных социально детерминированных ситуациях речевого непосредственного и опосредованного общения.

Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает наличие у учащегося:

- знаний о системе немецкого языка и навыков оперирования языковыми средствами общения данного языка;

- коммуникативных умений, т.е. умений понимать и порождать высказывания  на немецком языке в соответствии с конкретной сферой, тематикой и ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, а также с учетом национально-культурной специфики страны/стран изучаемого языка.

Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся способность:

- в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера по общению, интерпретировать и обобщать информацию, выражать при этом свое отношение к предмету общения и использовать аргументацию и эмоционально-оценочные суждения;

- использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего и/или письменного текста (понимание основного содержания, понимание полного содержания и поиск необходимой/интересующей информации) и интерпретировать (творчески перерабатывать) полученную информацию.

В процессе обучения немецкому языку как второму иностранному учащийся расширяет свою индивидуальную карту мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания.

Процесс изучения учащимся третьего для него языка и постижения культуры его носителей связан с развитием языковых (речевых) умений учащегося, психических процессов, которые лежат в основе успешного овладения коммуникативной деятельности на немецком языке.

Важным является также дальнейшее совершенствование у школьника навыков и умений рационального овладения неродным языком и культурой, сформированных в процессе обучения родному и первому иностранному языкам. К ним относятся навыки и умения:

- работать с языковым материалом (правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений; оптимизировать процессы усвоения языкового материала; совершенствовать работу памяти);

- планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и оценку успешности своих результатов.

Поскольку способность к речевому общению на межкультурном уровне затрагивает сферу социальных отношении между людьми, то данная способность самым естественным образом имеет выход на личностные качества учащегося и его навыки и

умения, позволяющие ему успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка и с другими партнерами по общению, что составляет основу межкультурной компетенции.

В связи с этим в процессе обучения немецкому языку как второму иностранному актуальным является развитие у учащихся:

- толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера по общению;

- умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культуре стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур;

- готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни, понять еще одну – иную - картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.

Реализация основной цели обучения немецкому языку как второму иностранному предполагает решение задачи развития у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на немецком языке.


Методы и средства обучения немецкому языку как второму иностранному

Процесс обучения немецкому языку как второму иностранному, нацеленный на формирование у учащегося способности к межкультурной коммуникации, строится на следующих основополагающих принципах:

1. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет ярко выраженную личностно ориентированную направленность.

Это значит, что исходным при построении учебного процесса является учащийся как субъект учебной деятельности и как субъект межкультурного общения.

Используемые в учебном процессе формы, способы и средства обучения должны способствовать активизации и развитию партнерских отношений как между учителем и учащимися, так и между учащимися, поддержке положительной групповой динамике.

2. Обучение немецкому языку как второму иностранному представляет собой когнитивный процесс.

Немецкий язык не должен преподаваться как формальная система. Обучать языку – значит обучать культуре его носителя, формировать у учащегося способность соотносить свое и чужое (по принципу «иное, незнакомое, но уже понятное»), осознавать, что объединяет исходную культуру и культуры стран изучаемого первого и второго языков.

3. Обучение немецкому языку как второму иностранному строится как творческий процесс.

Фронтальная работа, предполагающая явно доминирующее положение учителя, сводится к минимуму. Парные, групповые виды работ, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место. При этом содержание обучения немецкому языку подлежит не механическому усвоению, а интеллектуальной и творческой переработке и интерпретации.

4. Обучение немецкому языку как второму иностранному должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося.  

Реализация данного принципа способствует созданию в учебном процессе условий, в которых:

- учащиеся учатся адекватному выражению сложных мыслей и состояний применительно к целям, условиям и участникам общения, а не просто речевому реагированию и речевому приспособлению к коммуникативной ситуации;

- речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности учащихся (игра, анкетирование, выпуск журналов и газет и др.);

- последовательно реализуются межпредметные связи, за счет поиска возможностей аутентичного общения во внеурочное время расширяется узкое пространство общения в классной комнате;

- каждый учащийся, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию, креативность, активность и самодеятельность;

- каждое действие (речевое и неречевое) имеет для учащегося глубокий личностный смысл, при этом практическая значимость приобретаемых знаний, навыков и умений осознается как на перспективу, так и на каждый конкретный этап обучения.

5. Обучение немецкому языку как второму иностранному направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации.

Реализация данного принципа предполагает обучение учащихся различным стратегиям работы над языком, в основе которых лежат общеучебные умения. Важную роль также играют творческие задания, проектная (групповая) работа, ситуации, в которых учащемуся необходимо брать на себя ответственность за результаты и качество выполнения общего группового задания. Обучение немецкому языку должно стимулировать высокую личную мотивацию учащихся в общении на немецком языке и в изучении этого языка.

6. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет ярко выраженную коммуникативную направленность.

Учебный процесс организуется как коммуникативная деятельность, приближающаяся по своим основным параметрам к реальному межкультурному общению. Поэтому обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный/звучащий текст и, наоборот, после прочтения/прослушивания текста учащиеся могут высказываться по его содержанию или в связи с ним как в устной, так и в письменной формах, а подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией необходимой информации. При этом важно создавать в учебном процессе мотивы каждого речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средствам общения (лексике, грамматике, фонетике), так и умениям общения.

7. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет последовательную ориентацию на речевой, учебный, культурный опыт учащегося, сформированный в процессе постижения им культуры и осмысления родного языка, а также изучения первого иностранного языка и культуры его носителя.

Основу данного принципа составляют систематическое привлечение ассоциаций из родного и первого иностранного языков, сравнение семантических нюансов, поиск лексических эквивалентов, перевод на родной и первый иностранный языки ит.д. Прочная основа овладения немецким языком снимает остроту проблемы интерференции и, следовательно, необходимость постоянного обращения к открытым межъязыковым сопоставлениям на уровне языковой системы. Однако это не исключает самостоятельный поиск учащимися сопоставлений и параллелей в области культурных феноменов. Более того, учет стратегий устного и письменного общения, сформированных на базе родного и первого иностранного языков, позволяет строить процесс обучения немецкому языку как второму иностранному интенсивно и экономно.


Форма организации занятий – групповая.


Формы проведения занятий - традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, ролевая игра, игра-путешествие, дискуссия.


Виды деятельности обучающихся – выполнение упражнений по инструкции/образцу, изготовление наглядных пособий по демонстрационному варианту учителя, устная речь (построение монологических и диалогических высказываний), аудирование (с использованием аудио- и видеофрагментов).


Режим занятий – пятница 15.00-15.45


Особенности организации деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.

Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям, и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав.

Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями.

Реабилитационный потенциал – чередование различных видов деятельности (игра, музыка и аудио, изготовление наглядных пособий, устная речь и др., общение со сверстниками) – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает ребенку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, дарит ощущение победы над своими страхами.

Хорошие возможности для социальной реабилитации детей-инвалидов дают методики игротерапии: используются ролевые игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Ролевая игра среди посещающих курс, где ребенку нужно вжиться в роль другого человека, способствует активизации участников, межличностному общению, снижению усталости.

Кроме этого, в сети ВКонтакте с целью дополнительной методической поддержки обучающихся и для повторения пройденного материала организована закрытая группа «Увлекательный немецкий» https://vk.com/club172140223 , где ребята могут познакомиться с дополнительными материалами по немецкому языку, повторить песенки/рифмовки/диалоги/лексику с занятия или задать вопрос учителю и попросить дополнительную консультацию.


Учебный план. Содержание программы


Раздел. Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводный фонетический курс

Знакомство с алфавитом немецкого языка, правилами чтения букв и буквосочетаний, написание букв. Чтение дифтонгов по аналогии с английским языком и ум-лаутов.

1

2

3

2

Привет! Знакомство, приветствие/прощание. Аналогии с английский языком.

Монологическая речь (представить себя и своего друга, коротко рассказать о себе), диалогическая речь (провести короткую беседу с товарищем и расспросить его в соответствии с правилами этикета страны изучаемого языка).


3

3

3

Это моя семья. Описание семьи. Члены семьи.

Пополнить лексический запас словами по теме, составить памятку по изученной лексике, рассказать кратко о своей семье и задавать вопросы товарищу о его семье, понимать короткие видео о семье.


4

4

4

Есть у тебя брат или сестра? Члены семьи.

Вести диалог о семье товарища, расспрашивать подробности о членах семьи. Уметь понимать видеофрагменты, где рассказывается о семье с частичным пониманием информации или с полным.


4

4

5

Где вы живете? Жилище. Описание комнаты.

Строить короткое монологическое высказывание и жилище, описывать картинки, пересказывать краткие тексты по теме.


4

4

6

Дом семьи Вайгель. Жилище. Описание домов.

Создать наглядный материал по теме Жилище, описывать картинку, рассказывать о семье, давать характеристику героям и предметам.


3

3

7

Визит. Диалоги этикетного характера.

Диалогическая речь (вести диалог этикетного характера, диалоги-расспросы, диалоги-побуждения).


2

2

8

Животные. Описание животных.

Пополнить лексически запас словами по теме, уметь различать виды животных, познакомиться с особенностями фауны в стране изучаемого языка.


4

4

9

Соседи. Визит к соседям. Интервью.

Проявить умение быть вовлеченным в беседу на изучаемом языке, проявить инициативу и задавать вопросы, корректно реагировать на высказывания других обучающихся, уметь вести учебное сотрудничество и участвовать в дискуссии.


3

3

Итого часов:

1

29

30



Планируемые результаты изучения в 5 классе

Личностные результаты:

Обучающийся научится:

- формировать мотивацию к изучению иностранных языков и стремиться к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- осознавать возможности самореализации средствами немецкого языка;

- формировать коммуникативную компетенцию в межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развивать такие качества, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;

- толерантно относиться к проявлениям иной культуры;

- осознавать себя гражданином своей страны и мира;

Обучающийся получит возможность научиться:

- стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- формировать общекультурную и этническую идентичность как составляющие гражданской идентичности личности;

- стремиться к лучшему осознанию культуры своего народа и содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

- отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- умению корректного целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

-умению самостоятельно планировать, анализировать и контролировать условия достижения цели;

- умению самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;

- умению организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- умению корректного целеполагания, включая постановку новых целей;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- умению осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;

- умению контролировать результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;


Познавательные:

Обучающийся научится:

- определять необходимость изучения темы;

- принимать решения в проблемной ситуации;

- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-планировать общие способы работы;

- умению чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умению структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

- умению структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;

- способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- умению ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

Обучающийся получит возможность научиться:

- умению формулировать собственные мнение и позицию;

- умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- использовать основы рефлексивного чтения;

- умению ставить проблему, аргументировать её актуальность;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;


Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

- чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- строить монологическое контекстное высказывание;

- умению работать в группе - устанавливать рабочие отношения;

- умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; разрешение конфликтов;

- формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть устной и письменной речью;

Обучающийся получит возможность научиться:

- уметь применять основы коммуникативной рефлексии;

- эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.


Предметные результаты:

В результате изучения немецкого языка на первом году обучения ученик должен знать/уметь

Основные значения изученных лексических единиц /слов, словосочетаний/, основные способы словообразования /аффиксация, словосложение/;

Особенности структуры простых и сложных предложений, интонацию различных коммуникативных типов предложения;

Признаки изученных грамматических явлений /видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, предлогов/;

Основные нормы речевого этикета /реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика/, принятые в немецкоязычных странах;

уметь

Говорение

Начинать, вести и поддерживать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая;

Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную лексику и усвоенный лексико-грамматический материал;

Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе или деревне;

Делать краткие сообщения, передавать основную мысль прочитанного или услышанного, давить краткую характеристику;

Объем высказывания – не менее 8 фраз.  

Аудирование

 Понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию;

Длительность звучания связных текстов – до 2 минут.

Чтение

ориентироваться в иноязычном тексте, прогнозировать его содержание по заголовку;

читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста /языковую догадку, анализ, выборочный перевод/.

Скорость чтения вслух – не менее 120-150 печатных знаков в минуту.       

Письменная речь

заполнять анкеты и формуляры;

писать поздравления, личные письма с опорой на образец, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями языка;

создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого языка в этом мире;

приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе и мультимедийные).


Содержание обучения курса «Удивительный немецкий»:

Речевые умения

Говорение

Диалогическая речь

Школьникам обеспечивается возможность развивать умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает в себя такие речевые умения, как:

начать, поддержать и закончить разговор;

поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них, выразить благодарность;

вежливо переспросить, выразить несогласие/отказ.

Объем диалогов – до 3 реплик со сторон каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.

Объем диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:

обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;

дать совет и принять/не принять его;

пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.

Объем диалогов – до 2 реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:

выражать свою точку зрения;

выражать согласие/несогласие с точкой зрения партнера;

выражать сомнение;

выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).

            Объем учебных диалогов – до 2 реплик со стороны каждого учащегося.

       Монологическая речь

Учащимся предоставляется возможность овладения следующими умениями:

кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;

передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

делать сообщения в связи с прочитанным/прослушанным текстом.

           Объем монологического высказывания – до 5-7 фраз.

Аудирование

Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

 выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

выбирать главные факты, опуская второстепенные;

выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность.

Время звучания текстов для аудирования – до 1 минуты.

Чтение

Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.  

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, предусмотренное в 5 классе, включающих факты, которые отражают особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – 400-500 слов.

Умения чтения, подлежащие формированию:

определять тему, содержание текста по заголовку;

выделять основную мысль;

выбирать главные факты з текста, опуская второстепенные;

устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.

Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе. Формируются и отрабатываются умения:

полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);

выражать свое мнение по прочитанному.

Объем текстов для чтения – до 250 слов.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.

Письменная речь

Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:

фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на вопросы, списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения;

вести словарь;

делать выписки из текста;

писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 20 слов, включая адрес), выражать пожелания;

заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 20-30 слов, включая адрес.  

II. Социокультурные знания и умения.

Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в немецкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Досуг». Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство с:

фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;

оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;

иноязычными сказками и легендами, рассказами;

государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном и столицей страны изучаемого языка);

традициями проведения праздников;

словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира (в том числе и в русский), и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка.

Предусматривается овладение умениями:

писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;

 правильно оформлять адрес на немецком языке;

III. Языковые знания и навыки

Фонетика

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение интонации в различных типах предложений.

Графика и орфография

Знание букв алфавита, правил чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их употребления в речи.

Лексическая сторона речи

1. Овладение продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400-500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания и реплики-клише.

Это прежде всего:

- приветствия, обращения к сверстнику, взрослым;

- термины родства, обозначение возраста и профессии;

- названия качеств человека;

- названия разных объектов в городе;

- названия помещений в доме немецких друзей, обстановки в гостиной, кабинете, спальной и детской;

- названия некоторых продуктов питания и посуды;

- оценочная лексика для выражения своего мнения;

- выражения желания/нежелания сделать что-либо.

2. Знание и владение некоторыми словообразовательными средствами:

- аффиксацией (суффиксами существительных –chen, -in от существительных мужского рода с суффиксом -er);

- конверсией (образование существительных от неопределенной формы глагола: lessen – das Lesen ).

3. Использовать интернационализмы: например, das Kino.

Грамматическая сторона речи

Синтаксис

Умение употреблять

1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:

- предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ein Junge. Er ist klein.

- предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt.

- предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann schon gut malen.

- предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос «Wo?»

- предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос «Wohin?»

- предложения с дополнением в Dativ

- предложения с дополнением в Akkusativ

-  безличные предложения.

2. Коммуникативные типы предложений:

- утвердительные;

- вопросительные (с вопросительным словом и без него);

- отрицательные;

- побудительные.

3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.

Морфология

Овладение

- основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;

- основными типами образования множественного числа существительных;

- спряжением слабых и некоторых сильных глаголов в Prasens (hei en, sein, haben, wohnen, mogen);

- личными, указательными и притяжательными местоимениями;

- количественными числительными до 100;

- порядковыми числительными до 30;

- отрицанием nicht, kein;

- предлогами, требующими Dativ на вопрос «Wo?» и Akkusativ на вопрос «Wohin?».


Условия реализации программы

Техническое оснащение – проектор, доска, компьютер, дидактические материалы и наглядные пособия, аудио приложение к УМК «Wir», видеофрагменты с хостинга Youtube по теме занятий, рабочая тетрадь.


Методические материалы


Для детей

«WIR» учебник для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.

Рабочая тетрадь «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.

CD-диск «WIR» к учебнику по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса

группа Вконтакте «Увлекательный немецкий» https://vk.com/club172140223


Для родителей

О.А.Радченко «Alles klar» для 5 класса первого года обучения Москва «Дрофа», 2006;

Сборник упражнений и тестов «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.

Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез «Немецкий язык» 2-4 классы Москва «Дрофа», 2005.


Для педагога

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.     Иностранный язык (от 05 марта 2004 года № 1089).

Примерные программы по иностранным языкам. Основное общее образование (базовый  уровень).

Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. Москва «Дрофа» 2001 г.

Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 класс. Издательство «Просвещение» 2004 г.

Программы общеобразовательных учреждений «немецкий язык как второй иностранный» Москва «Просвещение», 2003;

Программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка» Москва «Просвещение», 2003;

«WIR» учебник для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.

Рабочая тетрадь «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.

Сборник упражнений и тестов «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.

CD-диск  «WIR»  к учебнику по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса  

DVD- диск «WIR» к учебнику «WIR»   по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса  

Методические рекомендации для учителя к учебнику «WIR» по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса  



Контроль достижения уровня обученности немецкому языку


Контролю и измерению подлежит как уровень коммуникативной компетенции, определяемый целями обучения, так и ее основные составляющие.

В качестве видов контроля выделяются на уровне школы:

текущий

промежуточный

итоговый

Текущий контроль за выполнением задач обучения фактически проводится на каждом занятии /проверка понимания прочитанного, прослушивания устных сообщений/. Объектами контроля могут быть, как и виды речевой деятельности, /говорение, аудирование, чтение, письмо/ так и лексические и грамматические навыки школьников.

Промежуточный контроль проводится в конце раздела и ориентирован на те же объекты. Он может носить  тестовый характер и проводится в форме заданий со свободно конструируемым ответом. Для оценивания используются тесты из рабочей теnради к УМК «Wir».

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности, которая также проводится в форме тестовой работы на основе заданий из рабочей тетради к УМК «Wir».

Для выполнения тестовых заданий обучающимся с ОВЗ предусмотрено увеличение времени выполнения работы на 0,5 часа.


Форма аттестации

Содержание проверки

Периодичность

Тестовая работа

Все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо, лексико-грамматический минимум).

После изучения каждого раздела.


Итоговое оценивание (тест)

Все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо, лексико-грамматический минимум).

В конце учебного года/ в конце изучения курса



Оценочные материалы


Тест на знание правил грамматики, лексики и социально-культурную компетенцию


1 Maria _____________ aus Bern.

t1736580941aa.gif wohnt (+)

t1736580941aa.gif lebt

t1736580941aa.gif kommt

2 Ich arbeite nicht. Ich bin ____________________

t1736580941aa.gif Ärztin

t1736580941aa.gif Hund

t1736580941aa.gif Studentin (+)

3 Was ___________ du? – Ich arbeite als Journalist.

t1736580941aa.gif machst (+)

t1736580941aa.gif sprichst

t1736580941aa.gif kannst

4 Seine _______________ ist Bürgerstraße, 26

t1736580941aa.gif Adresse (+)

t1736580941aa.gif Nummer

t1736580941aa.gif Platz

5 Ihre __________________ ist 01578468759610

t1736580941aa.gif Nummer

t1736580941aa.gif Handynummer (+)

t1736580941aa.gif E-Mail

6 Ist abc@abc.com deine ________________ ?

t1736580941aa.gif Adresse

t1736580941aa.gif E-Mail Adresse (+)

t1736580941aa.gif E-Mail

7 14:15 – Es ist

t1736580941aa.gif halb vierzehn

t1736580941aa.gif Viertel vor zwei

t1736580941aa.gif Viertel nach zwei (+)

8 67€

t1736580941aa.gif sieben und sechzig Euro (+)

t1736580941aa.gif sechs und siebzig Euro

t1736580941aa.gif sieben und sechszig Euro

9 Ich _________________ Kaffee nicht gern.

t1736580941aa.gif trinke (+)

t1736580941aa.gif esse

t1736580941aa.gif trinkt

10 Essen Sie gern Fleisch?

t1736580941aa.gif Danke, gern

t1736580941aa.gif Sehr gern (+)

t1736580941aa.gif Nicht so gern, danke

11 Was sind deine Hobbys? Meine Hobbys sind Bücher _______________ und Rad ____________.

t1736580941aa.gif hören /fahren

t1736580941aa.gif fahren/lesen

t1736580941aa.gif lesen/fahren (+)

12 In der Bibliothek. Hier __________ man leise sprechen.

t1736580941aa.gif kann (+)

t1736580941aa.gif darf

t1736580941aa.gif muss

13 Meine Mutter trinken gern Apfelsaft.

t1736580941aa.gif верно

t1736580941aa.gif неверно (+)

14 Was isst Sie gern?

t1736580941aa.gif верно(+) t1736580941aa.gif неверно



15 Ich brauche Salz und Zucker.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



16 Ich koche gern.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



17 Ein Liter Milch kostet 1€.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



18 Wie kostet das?

t1736580941aa.gif верноt1736580941aa.gif неверно (+)



19 Mein Lieblingsgetränk ist Fisch.

t1736580941aa.gif верно

t1736580941aa.gif неверно (+)

20 Deine Wohnung gefällt mir.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



21 Das Haus ist teuer nicht.

t1736580941aa.gif верно

t1736580941aa.gif неверно (+)

22 Was gefällt Ihnen der Schrank?

t1736580941aa.gif верно t1736580941aa.gif неверно (+)



23 Das Bett ist breit und gelb.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



24 Mein Zimmer ist sehr modern.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



25 Meine Lieblingsfarbe ist Rot.

t1736580941aa.gif верно (+) t1736580941aa.gif неверно



26 Ich mag gerne in Italien leben

t1736580941aa.gif верно t1736580941aa.gif неверно (+)



27 Guten Tag! Wie … Sie?

1. heiße

2. heißet

3. Heißen (+)

28 Mein _______________ ist Tomas Schwarz.

t1736580941ab.gif Vorname (+)

t1736580941aa.gif Familienname

t1736580941aa.gif Name

29 Ich bin 30 Jahre ______.

t1736580941aa.gif jung

t1736580941aa.gif alt (+)

t1736580941aa.gif Neu

30 Mein _____________________ ist 08.05.1985

t1736580941aa.gif Geburtsdatum (+)

t1736580941aa.gif Wohnort

t1736580941aa.gif Arbeitsstelle



Отдельные материалы с источника открытого доступа 10-sinif-almanca-1-donem-performans-odevi.pdf также могут быть использованы при проведении тематических проверок.

Проверка лексического запаса онлайн Start-deutsch A1 https://start-deutsch.ru/quiz/words/

Тексты для аудирования онлайн Start-deutsch A1 https://start-deutsch.ru/horen/

Тексты для чтения онлайн Start-deutsch A1 https://start-deutsch.ru/lesen/


Диагностический онлайн тест Тест по немецкому языку на уровень A1 - Skype Deutsch https://skypedeutsch.ru/tests/test-na-a1/


Диагностические материалы для уровня А1, предложенные Гёте-Институтом, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Дополнительные материалы к модулям «Аудирование», «Чтение», «Письмо» и «Говорение» для подготовки к экзамену Goethe-Zertifikat A1: Start Deutsch 1. Все материалы можно скачать в формате .PDF или использовать онлайн версию доступа. Учебные материалы - Goethe-Institut Германия https://www.goethe.de/ins/de/ru/prf/prf/gzsd1/ueb.html



​​​​​​​ Календарно-тематическое планирование


Vorkurs. Вводный фонетический курс


п/п

Дата

Тема урока

Характеристика основных видов УД

По плану

По факту

1

1



Новый учебный предмет. Знакомство с немецким языком и Германией. Алфавит. Звуки и буквы немецкого языка.

Формирование навыков правильного произнесения звуков немецкого языка

2

2



Алфавит. Гласные и согласные звуки. Имена в немецком языке.

Знание букв алфавита, правил произнесения букв и буквосочетаний

3

3



Алфавит. Основные правила чтения. Буквосочетания. Порядок слов в предложении. Фразы приветствия/прощания.

Знание букв алфавита, правил произнесения букв и буквосочетаний; овладение продуктивным лексическим минимумом

Modul 1. Lektion 1. “Hallo!”


4

1



Формирование речевых умений «Как представиться по-немецки». Счет 0-12.

Овладение продуктивным лексическим минимумом

5

2



Формирование умений диалогической речи «Знакомство». Счет 13-20.

Обучение ведению диалога этикетного характера

6

3



Формирование умений чтения «Обо мне, о моем друге».


Чтение и понимание основного содержания текста

Modul 1. Lektion 2. “Das ist meine Familie!”


7

1



Формирование лексических навыков. Моя семья. Рассказ о родственниках.

Овладение продуктивным лексическим минимумом

8

2



Формирование грамматических навыков «Род существительных»

Овладение основными случаями употребления существительных

9

3



Развитие умений диалогической речи «Моя семья».

Обучение ведению диалогов-расспросов

10

4



Формирование умений письменной речи «Моя семья». Тестирование №1.

Овладение умений письменной речи: списывание текста, выполнение упражнений

Modul 1. Lektion 3. “Hast du Geschwister?”


11

1



Формирование грамматических навыков «Глагол haben». Описание человека.

Овладение грамматическими нормами спряжения глагола

12

2



Развитие речевых умений «Счет десятки, сотни, тысячи». Возраст человека.

Овладение грамматическими нормами: морфология: счет

13

3



Развитие умений аудирования «Интервью. Вопросы новому знакомому».

Овладение умением понимать на слух основную мысль текста

14

4



Активизация в речи лексических навыков по теме «Семья». Развитие умений чтения.



Овладение продуктивным лексическим минимумом; чтение с полным пониманием текста

Modul 1. Lektion 4. “Wo wohnt ihr?”


15

1



Формирование грамматических навыков «Спряжение глаголов в настоящем времени».

Овладение грамматическими нормами спряжения глагола

16

2



Развитие умений диалогической речи «Мой дом. Где я живу»

Обучению ведению диалога-расспроса

17

3



Развитие умений аудирования «Информация о человеке»

Овладение умением понимать на слух основную мысль текста

18

4



Обобщение и систематизация сформированных навыков и умений. Рефлексия. Тестирование №2.

Овладение продуктивным лексическим минимумом

Modul 2. Lektion 1. “Das Haus von Familie Weigel”


19

1



Формирование лексических навыков «Дом. Мебель. Название комнат». Артикли в немецком языке.

Овладение продуктивным лексическим минимумом

20

2



Развитие речевых умений «Описание комнаты/предмета»

Овладение умениями монологической речи (описание с опорой на текст)

21

3



Развитие умения письменной речи «Моя комната»

Овладение умением письменной речи: фиксирование усвоенного материала

Modul 2. Lektion 2. “Ein Besuch”


22

1



Развитие умений диалогической речи «Поход в гости»

Обучение ведению диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения



23

2



Развитие умений диалогической речи «Диалог этикетного характера». Тестирование №3.

Обучение ведению диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения


Modul 2. Lektion 3. “Mautzi, unsere Katze”


24

1



Формирование лексических навыков «Животные»

Овладение продуктивным лексическим минимумом


25

2



Развитие речевых умений «Описание животного»

Умение высказываться и фактах и событиях, владеть нормами повествования, описания


26

3



Развитие навыков чтения «Красная шапочка». Инсценировка сказки

Овладение умениями чтения с полным пониманием прочитанного


27

4



Развитие умений письменной речи «Мое домашнее животное»

Овладение умением письменной речи: фиксирование усвоенного материала


Modul 2. Lektion 4. “Die Nachbarn von Familie Weigel”


28

1



Развитие умений изучающего чтения. Страны, языки.

Овладение умениями чтения с полным пониманием прочитанного, поиск запрашиваемой информации в тексте


29

2



Развитие умений аудирования «Интервью»

Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст с полным пониманием услышанного


30

3



Обобщение и активизация сформированных навыков и умений. Тестирование №4. Итоговая тестовая работа за курс «Удивительный немецкий».

Овладение нормами употребления грамматических явлений немецкого языка; лексических навыков.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации