Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа общеинтеллектуальной направленности "Увлекательный Немецкий"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21
имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»
Согласовано на методическом совете протокол №1 от «02» сентября 2024 г. Зам. директора по ВР __________/Любимова А.А./ | Утверждено Директор МБОУ «СОШ №21» _____________Н.В.Кульшина «02» сентября 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
общеинтеллектуальной направленности
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ НЕМЕЦКИЙ
Возраст обучающихся: 11-12 лет (5 класс)
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Рожкова Екатерина Олеговна,
учитель иностранного языка
высшей кв. категории
г. Северодвинск
2024
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы по иностранным языкам, составленной на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку как второму иностранному для 7-11-х классов (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год),
программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка (автор Н.Д.Гальскова, Москва «Просвещение» 2004 год).
Направленность программы – общеинтеллектуальная.
Программа предназначена для обучающихся 5 класса.
Программа рассчитана на 30 учебных часов в год из расчета 1 час в неделю (с 01.10.2018). Начало программы октябрь 2018-окончание май 2019.
Актуальность программы – изучение второго иностранного языка (немецкого) в соответствии с ФГОС ООО является обязательным, дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Увлекательный немецкий» позволяет осуществлять раннее знакомство обучающихся с курсом немецкого языка, мотивировать на дальнейшее изучение второго иностранного языка и выявлять детей, проявляющих способности в изучении курса.
Цели и задачи обучения немецкому языку как второму иностранному
Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им коммуникативной деятельности. Отсюда цель обучения немецкому языку как второму иностранному представляет собой сложное интегративное целое, выходящее не только на коммуникативную, но и межкультурную компетенцию. Реализация данной цели призвана способствовать развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.
Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью немецкого языка, предполагает формирование у обучающегося прежде всего знаний, навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого второго иностранного языка и практически пользоваться этим языком в ситуациях межкультурного взаимодействия и познания.
Речь идет о развитии у школьника коммуникативной компетенции, позволяющей ему в соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами использовать немецкий язык на базовом уровне в наиболее типичных социально детерминированных ситуациях речевого непосредственного и опосредованного общения.
Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает наличие у учащегося:
- знаний о системе немецкого языка и навыков оперирования языковыми средствами общения данного языка;
- коммуникативных умений, т.е. умений понимать и порождать высказывания на немецком языке в соответствии с конкретной сферой, тематикой и ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, а также с учетом национально-культурной специфики страны/стран изучаемого языка.
Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся способность:
- в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению, сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера по общению, интерпретировать и обобщать информацию, выражать при этом свое отношение к предмету общения и использовать аргументацию и эмоционально-оценочные суждения;
- использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего и/или письменного текста (понимание основного содержания, понимание полного содержания и поиск необходимой/интересующей информации) и интерпретировать (творчески перерабатывать) полученную информацию.
В процессе обучения немецкому языку как второму иностранному учащийся расширяет свою индивидуальную карту мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей этого языка, к их духовному наследию, национально-специфическим способам достижения межкультурного взаимопонимания.
Процесс изучения учащимся третьего для него языка и постижения культуры его носителей связан с развитием языковых (речевых) умений учащегося, психических процессов, которые лежат в основе успешного овладения коммуникативной деятельности на немецком языке.
Важным является также дальнейшее совершенствование у школьника навыков и умений рационального овладения неродным языком и культурой, сформированных в процессе обучения родному и первому иностранному языкам. К ним относятся навыки и умения:
- работать с языковым материалом (правильно осуществлять выбор необходимых языковых явлений; оптимизировать процессы усвоения языкового материала; совершенствовать работу памяти);
- планировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль и оценку успешности своих результатов.
Поскольку способность к речевому общению на межкультурном уровне затрагивает сферу социальных отношении между людьми, то данная способность самым естественным образом имеет выход на личностные качества учащегося и его навыки и
умения, позволяющие ему успешно взаимодействовать с носителями изучаемого языка и с другими партнерами по общению, что составляет основу межкультурной компетенции.
В связи с этим в процессе обучения немецкому языку как второму иностранному актуальным является развитие у учащихся:
- толерантности к другому образу жизни, мыслей, к иной позиции партнера по общению;
- умения и желания видеть и понимать различие и общность в родной культуре и культуре стран первого и второго иностранных языков, различие и общность в мировосприятии носителей этих культур;
- готовности и умения открыто воспринимать другой образ жизни, понять еще одну – иную - картину мира и обогатить за счет этого свою собственную систему мировосприятия и мироощущения.
Реализация основной цели обучения немецкому языку как второму иностранному предполагает решение задачи развития у учащихся таких личностных качеств, как самостоятельность, активность и способность к словотворчеству в осуществлении коммуникативной деятельности на немецком языке.
Методы и средства обучения немецкому языку как второму иностранному
Процесс обучения немецкому языку как второму иностранному, нацеленный на формирование у учащегося способности к межкультурной коммуникации, строится на следующих основополагающих принципах:
1. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет ярко выраженную личностно ориентированную направленность.
Это значит, что исходным при построении учебного процесса является учащийся как субъект учебной деятельности и как субъект межкультурного общения.
Используемые в учебном процессе формы, способы и средства обучения должны способствовать активизации и развитию партнерских отношений как между учителем и учащимися, так и между учащимися, поддержке положительной групповой динамике.
2. Обучение немецкому языку как второму иностранному представляет собой когнитивный процесс.
Немецкий язык не должен преподаваться как формальная система. Обучать языку – значит обучать культуре его носителя, формировать у учащегося способность соотносить свое и чужое (по принципу «иное, незнакомое, но уже понятное»), осознавать, что объединяет исходную культуру и культуры стран изучаемого первого и второго языков.
3. Обучение немецкому языку как второму иностранному строится как творческий процесс.
Фронтальная работа, предполагающая явно доминирующее положение учителя, сводится к минимуму. Парные, групповые виды работ, совместные творческие задания и проекты занимают в учебном процессе значительное место. При этом содержание обучения немецкому языку подлежит не механическому усвоению, а интеллектуальной и творческой переработке и интерпретации.
4. Обучение немецкому языку как второму иностранному должно носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней (умственной) активности учащегося.
Реализация данного принципа способствует созданию в учебном процессе условий, в которых:
- учащиеся учатся адекватному выражению сложных мыслей и состояний применительно к целям, условиям и участникам общения, а не просто речевому реагированию и речевому приспособлению к коммуникативной ситуации;
- речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности учащихся (игра, анкетирование, выпуск журналов и газет и др.);
- последовательно реализуются межпредметные связи, за счет поиска возможностей аутентичного общения во внеурочное время расширяется узкое пространство общения в классной комнате;
- каждый учащийся, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию, креативность, активность и самодеятельность;
- каждое действие (речевое и неречевое) имеет для учащегося глубокий личностный смысл, при этом практическая значимость приобретаемых знаний, навыков и умений осознается как на перспективу, так и на каждый конкретный этап обучения.
5. Обучение немецкому языку как второму иностранному направлено на формирование автономии учащегося в учебной деятельности и в межкультурной коммуникации.
Реализация данного принципа предполагает обучение учащихся различным стратегиям работы над языком, в основе которых лежат общеучебные умения. Важную роль также играют творческие задания, проектная (групповая) работа, ситуации, в которых учащемуся необходимо брать на себя ответственность за результаты и качество выполнения общего группового задания. Обучение немецкому языку должно стимулировать высокую личную мотивацию учащихся в общении на немецком языке и в изучении этого языка.
6. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет ярко выраженную коммуникативную направленность.
Учебный процесс организуется как коммуникативная деятельность, приближающаяся по своим основным параметрам к реальному межкультурному общению. Поэтому обучение говорению должно проходить в тесной связи с формированием умений понимать письменный/звучащий текст и, наоборот, после прочтения/прослушивания текста учащиеся могут высказываться по его содержанию или в связи с ним как в устной, так и в письменной формах, а подготовка устных высказываний может сопровождаться письменной фиксацией необходимой информации. При этом важно создавать в учебном процессе мотивы каждого речевого и неречевого действия учащихся как при обучении средствам общения (лексике, грамматике, фонетике), так и умениям общения.
7. Обучение немецкому языку как второму иностранному имеет последовательную ориентацию на речевой, учебный, культурный опыт учащегося, сформированный в процессе постижения им культуры и осмысления родного языка, а также изучения первого иностранного языка и культуры его носителя.
Основу данного принципа составляют систематическое привлечение ассоциаций из родного и первого иностранного языков, сравнение семантических нюансов, поиск лексических эквивалентов, перевод на родной и первый иностранный языки ит.д. Прочная основа овладения немецким языком снимает остроту проблемы интерференции и, следовательно, необходимость постоянного обращения к открытым межъязыковым сопоставлениям на уровне языковой системы. Однако это не исключает самостоятельный поиск учащимися сопоставлений и параллелей в области культурных феноменов. Более того, учет стратегий устного и письменного общения, сформированных на базе родного и первого иностранного языков, позволяет строить процесс обучения немецкому языку как второму иностранному интенсивно и экономно.
Форма организации занятий – групповая.
Формы проведения занятий - традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, ролевая игра, игра-путешествие, дискуссия.
Виды деятельности обучающихся – выполнение упражнений по инструкции/образцу, изготовление наглядных пособий по демонстрационному варианту учителя, устная речь (построение монологических и диалогических высказываний), аудирование (с использованием аудио- и видеофрагментов).
Режим занятий – пятница 15.00-15.45
Особенности организации деятельности с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Досуговая деятельность - это не только биолого-физиологическая потребность детского организма в отдыхе, т. е. досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и социокультурную.
Эти функции в равной степени относятся и к здоровым детям, и к детям с ограниченными возможностями. Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав.
Участие в различных видах досуговой деятельности является необходимой областью социализации и самоутверждения детей с ограниченными возможностями.
Реабилитационный потенциал – чередование различных видов деятельности (игра, музыка и аудио, изготовление наглядных пособий, устная речь и др., общение со сверстниками) – формирует позитивную эмоциональную среду, помогает ребенку посмотреть на мир вокруг себя другим взглядом, дарит ощущение победы над своими страхами.
Хорошие возможности для социальной реабилитации детей-инвалидов дают методики игротерапии: используются ролевые игры, способствующие развитию внимания, памяти, наблюдательности. Ролевая игра среди посещающих курс, где ребенку нужно вжиться в роль другого человека, способствует активизации участников, межличностному общению, снижению усталости.
Кроме этого, в сети ВКонтакте с целью дополнительной методической поддержки обучающихся и для повторения пройденного материала организована закрытая группа «Увлекательный немецкий» https://vk.com/club172140223 , где ребята могут познакомиться с дополнительными материалами по немецкому языку, повторить песенки/рифмовки/диалоги/лексику с занятия или задать вопрос учителю и попросить дополнительную консультацию.
Учебный план. Содержание программы
№ | Раздел. Тема | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводный фонетический курс Знакомство с алфавитом немецкого языка, правилами чтения букв и буквосочетаний, написание букв. Чтение дифтонгов по аналогии с английским языком и ум-лаутов. | 1 | 2 | 3 |
2 | Привет! Знакомство, приветствие/прощание. Аналогии с английский языком. Монологическая речь (представить себя и своего друга, коротко рассказать о себе), диалогическая речь (провести короткую беседу с товарищем и расспросить его в соответствии с правилами этикета страны изучаемого языка). | | 3 | 3 |
3 | Это моя семья. Описание семьи. Члены семьи. Пополнить лексический запас словами по теме, составить памятку по изученной лексике, рассказать кратко о своей семье и задавать вопросы товарищу о его семье, понимать короткие видео о семье. | | 4 | 4 |
4 | Есть у тебя брат или сестра? Члены семьи. Вести диалог о семье товарища, расспрашивать подробности о членах семьи. Уметь понимать видеофрагменты, где рассказывается о семье с частичным пониманием информации или с полным. | | 4 | 4 |
5 | Где вы живете? Жилище. Описание комнаты. Строить короткое монологическое высказывание и жилище, описывать картинки, пересказывать краткие тексты по теме. | | 4 | 4 |
6 | Дом семьи Вайгель. Жилище. Описание домов. Создать наглядный материал по теме Жилище, описывать картинку, рассказывать о семье, давать характеристику героям и предметам. | | 3 | 3 |
7 | Визит. Диалоги этикетного характера. Диалогическая речь (вести диалог этикетного характера, диалоги-расспросы, диалоги-побуждения). | | 2 | 2 |
8 | Животные. Описание животных. Пополнить лексически запас словами по теме, уметь различать виды животных, познакомиться с особенностями фауны в стране изучаемого языка. | | 4 | 4 |
9 | Соседи. Визит к соседям. Интервью. Проявить умение быть вовлеченным в беседу на изучаемом языке, проявить инициативу и задавать вопросы, корректно реагировать на высказывания других обучающихся, уметь вести учебное сотрудничество и участвовать в дискуссии. | | 3 | 3 |
Итого часов: | 1 | 29 | 30 |
Планируемые результаты изучения в 5 классе
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
- формировать мотивацию к изучению иностранных языков и стремиться к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
- осознавать возможности самореализации средствами немецкого языка;
- формировать коммуникативную компетенцию в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развивать такие качества, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
- толерантно относиться к проявлениям иной культуры;
- осознавать себя гражданином своей страны и мира;
Обучающийся получит возможность научиться:
- стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формировать общекультурную и этническую идентичность как составляющие гражданской идентичности личности;
- стремиться к лучшему осознанию культуры своего народа и содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;
- отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- умению корректного целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
-умению самостоятельно планировать, анализировать и контролировать условия достижения цели;
- умению самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
- умению организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- умению корректного целеполагания, включая постановку новых целей;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- умению осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
- умению контролировать результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками;
Познавательные:
Обучающийся научится:
- определять необходимость изучения темы;
- принимать решения в проблемной ситуации;
- строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-планировать общие способы работы;
- умению чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умению структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- умению структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста;
- способность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умению ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
Обучающийся получит возможность научиться:
- умению формулировать собственные мнение и позицию;
- умение выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- использовать основы рефлексивного чтения;
- умению ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- умению работать в группе - устанавливать рабочие отношения;
- умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; разрешение конфликтов;
- формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть устной и письменной речью;
Обучающийся получит возможность научиться:
- уметь применять основы коммуникативной рефлексии;
- эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные результаты:
В результате изучения немецкого языка на первом году обучения ученик должен знать/уметь
Основные значения изученных лексических единиц /слов, словосочетаний/, основные способы словообразования /аффиксация, словосложение/;
Особенности структуры простых и сложных предложений, интонацию различных коммуникативных типов предложения;
Признаки изученных грамматических явлений /видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, предлогов/;
Основные нормы речевого этикета /реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика/, принятые в немецкоязычных странах;
уметь
Говорение
Начинать, вести и поддерживать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая;
Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную лексику и усвоенный лексико-грамматический материал;
Рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе или деревне;
Делать краткие сообщения, передавать основную мысль прочитанного или услышанного, давить краткую характеристику;
Объем высказывания – не менее 8 фраз.
Аудирование
Понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных текстов и выделять значимую информацию;
Длительность звучания связных текстов – до 2 минут.
Чтение
ориентироваться в иноязычном тексте, прогнозировать его содержание по заголовку;
читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста /языковую догадку, анализ, выборочный перевод/.
Скорость чтения вслух – не менее 120-150 печатных знаков в минуту.
Письменная речь
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец, употребляя формулы речевого этикета, принятые в немецкоязычных странах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями языка;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе и мультимедийные).
Содержание обучения курса «Удивительный немецкий»:
Речевые умения
Говорение
Диалогическая речь
Школьникам обеспечивается возможность развивать умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.
Обучение ведению диалогов этикетного характера включает в себя такие речевые умения, как:
начать, поддержать и закончить разговор;
поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них, выразить благодарность;
вежливо переспросить, выразить несогласие/отказ.
Объем диалогов – до 3 реплик со сторон каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего.
Объем диалогов – до 4 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:
обратиться с просьбой и выразить готовность/отказ ее выполнить;
дать совет и принять/не принять его;
пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/не согласиться принять в нем участие.
Объем диалогов – до 2 реплик со стороны каждого учащегося.
При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:
выражать свою точку зрения;
выражать согласие/несогласие с точкой зрения партнера;
выражать сомнение;
выражать чувства, эмоции (радость, огорчение).
Объем учебных диалогов – до 2 реплик со стороны каждого учащегося.
Монологическая речь
Учащимся предоставляется возможность овладения следующими умениями:
кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;
передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
делать сообщения в связи с прочитанным/прослушанным текстом.
Объем монологического высказывания – до 5-7 фраз.
Аудирование
Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
При этом предусматривается развитие умений:
выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
выбирать главные факты, опуская второстепенные;
выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность.
Время звучания текстов для аудирования – до 1 минуты.
Чтение
Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием содержания (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое или поисковое чтение).
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание, предусмотренное в 5 классе, включающих факты, которые отражают особенности быта, жизни, культуры стран изучаемого языка. Объем текстов для чтения – 400-500 слов.
Умения чтения, подлежащие формированию:
определять тему, содержание текста по заголовку;
выделять основную мысль;
выбирать главные факты з текста, опуская второстепенные;
устанавливать логическую последовательность основных фактов текста.
Чтение с полным пониманием текста осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5 классе. Формируются и отрабатываются умения:
полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря);
выражать свое мнение по прочитанному.
Объем текстов для чтения – до 250 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать информацию, которая необходима или представляет интерес для учащихся.
Письменная речь
Овладение письменной речью предусматривает развитие следующих умений:
фиксировать усвоенный материал (слова, предложения), выполнять письменные задания: отвечать на вопросы, списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
вести словарь;
делать выписки из текста;
писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 20 слов, включая адрес), выражать пожелания;
заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);
писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма – 20-30 слов, включая адрес.
II. Социокультурные знания и умения.
Учащиеся знакомятся с отдельными социокультурными элементами речевого поведенческого этикета в немецкоязычной среде в условиях проигрывания ситуаций общения «В семье», «В школе», «Досуг». Использование немецкого языка как средства социокультурного развития школьников на данном этапе включает знакомство с:
фамилиями и именами выдающихся людей в странах изучаемого языка;
оригинальными или адаптированными материалами детской поэзии и прозы;
иноязычными сказками и легендами, рассказами;
государственной символикой (флагом и его цветовой символикой, гимном и столицей страны изучаемого языка);
традициями проведения праздников;
словами немецкого языка, вошедшими во многие языки мира (в том числе и в русский), и русскими словами, вошедшими в лексикон немецкого языка.
Предусматривается овладение умениями:
писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на немецком языке;
правильно оформлять адрес на немецком языке;
III. Языковые знания и навыки
Фонетика
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение интонации в различных типах предложений.
Графика и орфография
Знание букв алфавита, правил чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их употребления в речи.
Лексическая сторона речи
1. Овладение продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400-500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания и реплики-клише.
Это прежде всего:
- приветствия, обращения к сверстнику, взрослым;
- термины родства, обозначение возраста и профессии;
- названия качеств человека;
- названия разных объектов в городе;
- названия помещений в доме немецких друзей, обстановки в гостиной, кабинете, спальной и детской;
- названия некоторых продуктов питания и посуды;
- оценочная лексика для выражения своего мнения;
- выражения желания/нежелания сделать что-либо.
2. Знание и владение некоторыми словообразовательными средствами:
- аффиксацией (суффиксами существительных –chen, -in от существительных мужского рода с суффиксом -er);
- конверсией (образование существительных от неопределенной формы глагола: lessen – das Lesen ).
3. Использовать интернационализмы: например, das Kino.
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Умение употреблять
1. Основные типы немецкого простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы), а именно:
- предложения с именным сказуемым типа: Das ist Uli/ein Junge. Er ist klein.
- предложения с простым глагольным сказуемым: Er malt.
- предложения со сложным глагольным сказуемым: Er kann schon gut malen.
- предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос «Wo?»
- предложения с обстоятельством места, отвечающие на вопрос «Wohin?»
- предложения с дополнением в Dativ
- предложения с дополнением в Akkusativ
- безличные предложения.
2. Коммуникативные типы предложений:
- утвердительные;
- вопросительные (с вопросительным словом и без него);
- отрицательные;
- побудительные.
3. Предложения с прямым и обратным порядком слов.
Морфология
Овладение
- основными случаями употребления существительных с определенным, неопределенным и нулевым артиклем;
- основными типами образования множественного числа существительных;
- спряжением слабых и некоторых сильных глаголов в Prasens (hei en, sein, haben, wohnen, mogen);
- личными, указательными и притяжательными местоимениями;
- количественными числительными до 100;
- порядковыми числительными до 30;
- отрицанием nicht, kein;
- предлогами, требующими Dativ на вопрос «Wo?» и Akkusativ на вопрос «Wohin?».
Условия реализации программы
Техническое оснащение – проектор, доска, компьютер, дидактические материалы и наглядные пособия, аудио приложение к УМК «Wir», видеофрагменты с хостинга Youtube по теме занятий, рабочая тетрадь.
Методические материалы
Для детей
«WIR» учебник для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.
Рабочая тетрадь «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.
CD-диск «WIR» к учебнику по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса
группа Вконтакте «Увлекательный немецкий» https://vk.com/club172140223
Для родителей
О.А.Радченко «Alles klar» для 5 класса первого года обучения Москва «Дрофа», 2006;
Сборник упражнений и тестов «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.
Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез «Немецкий язык» 2-4 классы Москва «Дрофа», 2005.
Для педагога
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Иностранный язык (от 05 марта 2004 года № 1089).
Примерные программы по иностранным языкам. Основное общее образование (базовый уровень).
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку. Москва «Дрофа» 2001 г.
Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 класс. Издательство «Просвещение» 2004 г.
Программы общеобразовательных учреждений «немецкий язык как второй иностранный» Москва «Просвещение», 2003;
Программы общеобразовательных учреждений «Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка» Москва «Просвещение», 2003;
«WIR» учебник для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.
Рабочая тетрадь «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.
Сборник упражнений и тестов «WIR» к учебнику для 5 класса по немецкому языку как второму иностранному языку, Георг Мотта и др., Москва «Лингва-Медиа» 2018 г.
CD-диск «WIR» к учебнику по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса
DVD- диск «WIR» к учебнику «WIR» по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса
Методические рекомендации для учителя к учебнику «WIR» по немецкому языку как второму иностранному для 5 класса
Контроль достижения уровня обученности немецкому языку
Контролю и измерению подлежит как уровень коммуникативной компетенции, определяемый целями обучения, так и ее основные составляющие.
В качестве видов контроля выделяются на уровне школы:
текущий
промежуточный
итоговый
Текущий контроль за выполнением задач обучения фактически проводится на каждом занятии /проверка понимания прочитанного, прослушивания устных сообщений/. Объектами контроля могут быть, как и виды речевой деятельности, /говорение, аудирование, чтение, письмо/ так и лексические и грамматические навыки школьников.
Промежуточный контроль проводится в конце раздела и ориентирован на те же объекты. Он может носить тестовый характер и проводится в форме заданий со свободно конструируемым ответом. Для оценивания используются тесты из рабочей теnради к УМК «Wir».
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Проверке подвергаются умения во всех видах речевой деятельности, которая также проводится в форме тестовой работы на основе заданий из рабочей тетради к УМК «Wir».
Для выполнения тестовых заданий обучающимся с ОВЗ предусмотрено увеличение времени выполнения работы на 0,5 часа.
Форма аттестации | Содержание проверки | Периодичность |
Тестовая работа | Все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо, лексико-грамматический минимум). | После изучения каждого раздела. |
Итоговое оценивание (тест) | Все виды речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо, лексико-грамматический минимум). | В конце учебного года/ в конце изучения курса |
Оценочные материалы
Тест на знание правил грамматики, лексики и социально-культурную компетенцию
1 Maria _____________ aus Bern.
wohnt (+)
lebt
kommt
2 Ich arbeite nicht. Ich bin ____________________
Ärztin
Hund
Studentin (+)
3 Was ___________ du? – Ich arbeite als Journalist.
machst (+)
sprichst
kannst
4 Seine _______________ ist Bürgerstraße, 26
Adresse (+)
Nummer
Platz
5 Ihre __________________ ist 01578468759610
Nummer
Handynummer (+)
6 Ist abc@abc.com deine ________________ ?
Adresse
E-Mail Adresse (+)
7 14:15 – Es ist
halb vierzehn
Viertel vor zwei
Viertel nach zwei (+)
8 67€
sieben und sechzig Euro (+)
sechs und siebzig Euro
sieben und sechszig Euro
9 Ich _________________ Kaffee nicht gern.
trinke (+)
esse
trinkt
10 Essen Sie gern Fleisch?
Danke, gern
Sehr gern (+)
Nicht so gern, danke
11 Was sind deine Hobbys? Meine Hobbys sind Bücher _______________ und Rad ____________.
hören /fahren
fahren/lesen
lesen/fahren (+)
12 In der Bibliothek. Hier __________ man leise sprechen.
kann (+)
darf
muss
13 Meine Mutter trinken gern Apfelsaft.
верно
неверно (+)
14 Was isst Sie gern?
верно(+) неверно
15 Ich brauche Salz und Zucker.
верно (+) неверно
16 Ich koche gern.
верно (+) неверно
17 Ein Liter Milch kostet 1€.
верно (+) неверно
18 Wie kostet das?
верно неверно (+)
19 Mein Lieblingsgetränk ist Fisch.
верно
неверно (+)
20 Deine Wohnung gefällt mir.
верно (+) неверно
21 Das Haus ist teuer nicht.
верно
неверно (+)
22 Was gefällt Ihnen der Schrank?
верно неверно (+)
23 Das Bett ist breit und gelb.
верно (+) неверно
24 Mein Zimmer ist sehr modern.
верно (+) неверно
25 Meine Lieblingsfarbe ist Rot.
верно (+) неверно
26 Ich mag gerne in Italien leben
верно неверно (+)
27 Guten Tag! Wie … Sie?
1. heiße
2. heißet
3. Heißen (+)
28 Mein _______________ ist Tomas Schwarz.
Vorname (+)
Familienname
Name
29 Ich bin 30 Jahre ______.
jung
alt (+)
Neu
30 Mein _____________________ ist 08.05.1985
Geburtsdatum (+)
Wohnort
Arbeitsstelle
Отдельные материалы с источника открытого доступа 10-sinif-almanca-1-donem-performans-odevi.pdf также могут быть использованы при проведении тематических проверок.
Проверка лексического запаса онлайн Start-deutsch A1 https://start-deutsch.ru/quiz/words/
Тексты для аудирования онлайн Start-deutsch A1 https://start-deutsch.ru/horen/
Тексты для чтения онлайн Start-deutsch A1 https://start-deutsch.ru/lesen/
Диагностический онлайн тест Тест по немецкому языку на уровень A1 - Skype Deutsch https://skypedeutsch.ru/tests/test-na-a1/
Диагностические материалы для уровня А1, предложенные Гёте-Институтом, в том числе для обучающихся с ОВЗ. Дополнительные материалы к модулям «Аудирование», «Чтение», «Письмо» и «Говорение» для подготовки к экзамену Goethe-Zertifikat A1: Start Deutsch 1. Все материалы можно скачать в формате .PDF или использовать онлайн версию доступа. Учебные материалы - Goethe-Institut Германия https://www.goethe.de/ins/de/ru/prf/prf/gzsd1/ueb.html
Календарно-тематическое планирование
Vorkurs. Вводный фонетический курс | |||||||
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов УД | ||||
По плану | По факту | ||||||
1 | 1 | | | Новый учебный предмет. Знакомство с немецким языком и Германией. Алфавит. Звуки и буквы немецкого языка. | Формирование навыков правильного произнесения звуков немецкого языка | ||
2 | 2 | | | Алфавит. Гласные и согласные звуки. Имена в немецком языке. | Знание букв алфавита, правил произнесения букв и буквосочетаний | ||
3 | 3 | | | Алфавит. Основные правила чтения. Буквосочетания. Порядок слов в предложении. Фразы приветствия/прощания. | Знание букв алфавита, правил произнесения букв и буквосочетаний; овладение продуктивным лексическим минимумом | ||
Modul 1. Lektion 1. “Hallo!” | |||||||
4 | 1 | | | Формирование речевых умений «Как представиться по-немецки». Счет 0-12. | Овладение продуктивным лексическим минимумом | ||
5 | 2 | | | Формирование умений диалогической речи «Знакомство». Счет 13-20. | Обучение ведению диалога этикетного характера | ||
6 | 3 | | | Формирование умений чтения «Обо мне, о моем друге». | Чтение и понимание основного содержания текста | ||
Modul 1. Lektion 2. “Das ist meine Familie!” | |||||||
7 | 1 | | | Формирование лексических навыков. Моя семья. Рассказ о родственниках. | Овладение продуктивным лексическим минимумом | ||
8 | 2 | | | Формирование грамматических навыков «Род существительных» | Овладение основными случаями употребления существительных | ||
9 | 3 | | | Развитие умений диалогической речи «Моя семья». | Обучение ведению диалогов-расспросов | ||
10 | 4 | | | Формирование умений письменной речи «Моя семья». Тестирование №1. | Овладение умений письменной речи: списывание текста, выполнение упражнений | ||
Modul 1. Lektion 3. “Hast du Geschwister?” | |||||||
11 | 1 | | | Формирование грамматических навыков «Глагол haben». Описание человека. | Овладение грамматическими нормами спряжения глагола | ||
12 | 2 | | | Развитие речевых умений «Счет десятки, сотни, тысячи». Возраст человека. | Овладение грамматическими нормами: морфология: счет | ||
13 | 3 | | | Развитие умений аудирования «Интервью. Вопросы новому знакомому». | Овладение умением понимать на слух основную мысль текста | ||
14 | 4 | | | Активизация в речи лексических навыков по теме «Семья». Развитие умений чтения. | Овладение продуктивным лексическим минимумом; чтение с полным пониманием текста | ||
Modul 1. Lektion 4. “Wo wohnt ihr?” | |||||||
15 | 1 | | | Формирование грамматических навыков «Спряжение глаголов в настоящем времени». | Овладение грамматическими нормами спряжения глагола | ||
16 | 2 | | | Развитие умений диалогической речи «Мой дом. Где я живу» | Обучению ведению диалога-расспроса | ||
17 | 3 | | | Развитие умений аудирования «Информация о человеке» | Овладение умением понимать на слух основную мысль текста | ||
18 | 4 | | | Обобщение и систематизация сформированных навыков и умений. Рефлексия. Тестирование №2. | Овладение продуктивным лексическим минимумом | ||
Modul 2. Lektion 1. “Das Haus von Familie Weigel” | |||||||
19 | 1 | | | Формирование лексических навыков «Дом. Мебель. Название комнат». Артикли в немецком языке. | Овладение продуктивным лексическим минимумом | ||
20 | 2 | | | Развитие речевых умений «Описание комнаты/предмета» | Овладение умениями монологической речи (описание с опорой на текст) | ||
21 | 3 | | | Развитие умения письменной речи «Моя комната» | Овладение умением письменной речи: фиксирование усвоенного материала | ||
Modul 2. Lektion 2. “Ein Besuch” | |||||||
22 | 1 | | | Развитие умений диалогической речи «Поход в гости» | Обучение ведению диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения | ||
23 | 2 | | | Развитие умений диалогической речи «Диалог этикетного характера». Тестирование №3. | Обучение ведению диалога этикетного характера, диалога-расспроса, диалога-побуждения | ||
Modul 2. Lektion 3. “Mautzi, unsere Katze” | |||||||
24 | 1 | | | Формирование лексических навыков «Животные» | Овладение продуктивным лексическим минимумом | ||
25 | 2 | | | Развитие речевых умений «Описание животного» | Умение высказываться и фактах и событиях, владеть нормами повествования, описания | ||
26 | 3 | | | Развитие навыков чтения «Красная шапочка». Инсценировка сказки | Овладение умениями чтения с полным пониманием прочитанного | ||
27 | 4 | | | Развитие умений письменной речи «Мое домашнее животное» | Овладение умением письменной речи: фиксирование усвоенного материала | ||
Modul 2. Lektion 4. “Die Nachbarn von Familie Weigel” | |||||||
28 | 1 | | | Развитие умений изучающего чтения. Страны, языки. | Овладение умениями чтения с полным пониманием прочитанного, поиск запрашиваемой информации в тексте | ||
29 | 2 | | | Развитие умений аудирования «Интервью» | Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст с полным пониманием услышанного | ||
30 | 3 | | | Обобщение и активизация сформированных навыков и умений. Тестирование №4. Итоговая тестовая работа за курс «Удивительный немецкий». | Овладение нормами употребления грамматических явлений немецкого языка; лексических навыков. |