Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаг за шагом. Два сердца рядом»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ «ОМЕГА»
РЕКОМЕНДОВАНО Председатель КМС ____________О. А. Зубкова Протокол № ____________ от «___» ____________20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ЦОТ «Омега» ______________ Е. В. Прилепская Приказ №_____ от «____» _________ 20___г. |
| |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шаг за шагом. Два сердца рядом»
(стартовый уровень)
Направленность: социально-гумманитарная
Профиль: социализация
Возраст детей: 9–12 лет
Срок реализации: 3 месяца
Авторы-составители:
Каретина Светлана Александровна, педагог-организатор
Кролева Анна Михайловна,
старший методист
Иваново 2025
Содержание
Оглавление
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.2. Цель и задачи программы 5
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 8
2.1. Календарный учебный график 8
2.2. Условия реализации программы 8
1.1. Пояснительная записка
«Шаг за шагом. Два сердца рядом» — это краткосрочная программа, созданная специально для учащихся общеобразовательных учреждений. Её основная цель заключается в формировании у школьников представления о людях с ограниченными возможностями здоровья - незрячие люди, воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.
Актуальность программы. В наше время наблюдается растущее внимание к проблемам инклюзии и доступности для людей с ограниченными возможностями. Программа направлена на развитие понимания и принятия таких людей в обществе.
Данная программа помогает разбить стереотипы и предвзятости, которые часто существуют в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Образование и осведомлённость могут значительно изменить восприятие этих людей. Обучающиеся разовьют эмоциональный интеллект, что включает в себя способность к эмпатии и пониманию других. Это важный аспект развития личности, который будет актуален для них в будущем как в личной, так и в профессиональной жизни.
Обучащиеся, ознакомившись с проблемами и задачами незрячих людей, будут лучше подготовлены к взаимодействию с ними в будущем, будь то в учебной среде, на работе или в повседневной жизни.
Это будет способствовать развитию критического мышления у них, позволяя им задать правильные вопросы о равенстве и справедливости, а также понять, как они могут внести вклад в создание более инклюзивного общества.
С учетом всех вышеперечисленных аспектов, программа «Шаг за шагом. Два сердца рядом» действительно является актуальной и важной для формирования более справедливого и толерантного общества.
«Шаг за шагом. Два сердца рядом» - программа социально-гумманитарной направленности (профиль – социализация).
Уровень реализации программы. Стартовый.
Новизна программы. Новизна программы «Шаг за шагом. Два сердца рядом» может проявляться в следующих аспектах:
1. Инновационный подход к обучению: Программа может использовать нестандартные методы обучения и взаимодействия с учащимися, например, игровые технологии, мастер-классы с участием людей с ограниченными возможностями. Это помогает сделать процесс обучения более увлекательным и значимым.
2. Фокус на опыт и взаимодействие: В отличие от традиционных образовательных программ, которые часто основываются на одностороннем обучении, эта программа может предусматривать практическое взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет учащимся получить уникальный опыт и лучше понять реальные жизненные ситуации.
3. Взаимодействие с сообществом: Программа может включать проекты, которые вовлекают обучающихся в волонтерскую деятельность или партнерство с местными организациями, работающими с людьми с ограниченными возможностями. Это создает более глубинное понимание проблем и потребностей таких людей.
4. Использование современных технологий: Внедрение технологических решений, таких как сопутствующий инвентарь или мобильные приложения, могут помочь воссоздать ситуации, в которых сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Это обеспечивает более глубокий эмоциональный и образовательный опыт.
Таким образом, новизна программы «Шаг за шагом. Два сердца рядом» заключается в ее интеграции, современном подходе к обучению, практическом взаимодействии и эмоциональном развитии обучающихся, что делает ее уникальной и важной для формирования инклюзивного общества.
Программа включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Педагогическая целесообразность программы.
Программа направлена на воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Это содействует развитию социального сознания и эмоционального интеллекта, что является важным для их личностного роста.
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 9–12 лет (3–5 классы), проявляющих интерес в области социально-гумманитарных дисциплин, способных как на индивидуальные, так и на групповые формы работы.
Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы составляет 2 месяца при занятиях один раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов занятий – 8 часов.
Форма обучения. Очная.
Особенности организации образовательной деятельности:
Состав групп – постоянный.
Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальная и групповая работа.
Для данной программы являются характерными такие формы учебных занятий и организации деятельности, как:
– тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
– комплексные (изучение одной учебной темы с использованием 2–3 видов творческой деятельности);
– игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
– итоговые (проверка уровня подготовки обучающихся).
Цель программы: Формирование у учащихся понимания, толерантности и уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья через практическое взаимодействие и обучение, содействующее их социальной интеграции и развитию эмпатии..
Задачи программы:
Предметные:
знакомство с незрячими людьми;
изучение особенностей жизни незрячих людей;
обучение взаимодействию
Метапредметные:
Развитие эмпатии
формирование умения взаимодействовать с незрячими людьми;
Личностные:
Развитие толерантности и эмпати
Формирование социальной ответственности
Табл. 1. Учебно-тематический план программы «Шаг за шагом. Два сердца рядом»
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие. «Урок доброты» (знакомство с преподавателем, о том, кто такие незрячие люди и их помощником собакой-проводником) | 2 | 1 | 1 | Тестирование |
2. | Вопрос-ответ. (все о собаке-проводнике. Отличия от обычных собак) | 2 | 1 | 1 | Игра «Взаимодействие с собакой» |
3. | Квест «5 элемент» (интерактивное занятие) | 2 | 1 | 1 | Игра «Лабиринт» |
4. | Итоговое занятие. «Мир на ощупь» | 2 | 1 | 1 | Викторина |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с преподавателем
Теория. Входной контроль. Техника безопасности. Знакомство с преподавателем и собакой-проводником
Практика. Контакт с животным. Ознакомление с техническими средствами, являющимися неотъемлемыми с помощи слепым людям.
Тема 2.Вопрос-ответ
Теория. Породы собак-проводников. Как растут и как их вводят в профессию
Практика. Контакт с животным.
Тема 3. Квест
Теория. Знакомство в чувтвами человекка.
Практика. Интерактивное занятие
Тема 4. Итоговое занятие. «Мир на ощупь»
Теория. Знакомство с собаками-победы.
Практика. Викторина «Мир на ощупь»
1.4. Планируемые результатыПосле завершения обучения по программе дети должны:
Понимание понятий инклюзии и доступности;
Знания о людях с ограниченными возможностями здоровья
Развитие толерантности и эмпатии;
Формирование социальной ответственности;
Умение общаться с разными людьми;
понимать важность ответственного отношения к животным и окружающей среде
Программа «Шаш за шагом. Два сердца рядом» способствует всестороннему развитию детей: это не только формирование знаний о людях с ограниченными возможностями, но и развитие ключевых мягких навыков, которые будут полезны им в жизни. Дети, прошедшие программу, становятся более чуткими, социально активными и ответственными членами общества, способствующими созданию более справедливого и инклюзивного мира
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»Количество учебных недель – 8. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Обучение по программе не предусматривает проведение занятий во время зимних каникул.
Календарно-учебный график на 2025 год представлен в Приложении №1.
Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы необходимо наличие хорошо освещенного учебного кабинета с соответствующей мебелью и оборудованием (комплекты игр, канцелярские принадлежности, компьютер, проектор); .
Информационное обеспечение. Специальная и учебная литература, наглядные пособия, дидактические карточки.
Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Возможно привлечение к сотрудничеству педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования учреждения.
Программа предусматривает проведение вводного и итогового контроля:
1 занятие – вводный контроль
2 занятие – итоговый контроль
Для определения достижения учащимися планируемых результатов используются следующие методы:
- тестирование;
- контрольные задания;
- творческая работа;
- интеллектуальные игры
Приемы и методы организации образовательного процесса.
Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, и др.);
Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др. материала);
Игровой метод (игры развивающие, познавательные)
Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационный материал – видеоматериал).
Методы обучения. На стартовом уровне обучения преобладают объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы с развитием умений и навыков от простого к сложному. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ.
Принципы обучения:
1. Принцип последовательности и систематичности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми темами; новый материал базируется на усвоенном ранее.
2. Принцип доступности основан на простоте изложения материала, соотнесении содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития обучающихся.
3. Принцип наглядности реализуется в работе с демонстрационным материалом, а также при обращении к чувственному опыту обучающихся.
4. Принцип сознательности и активности заключается в том, что учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения; важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения.
5. Принцип индивидуального подхода предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей каждого обучающегося группы.
6. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники.
7. Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.
Принципы воспитания:
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме.
2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников.
4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.
5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка.
6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив
7. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Применяемые педагогические технологии:
В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии.
Настоящая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
3. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р (ред. От 30.03.2020);
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;
6. Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);
7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приложение № 1
Календарный учебный график на 2025 уч. год
Программа (название, уровень): «Шаг за шагом. Два сердца рядом» (стартовый уровень)
Год обучения: 1
Номер группы: 1
№ | Дата (число, месяц) | Форма занятий | Кол-во часов | Тема занятий |
| 20.03 | | 1 | |
| 27.03 | | 1 | |
| 03.04 | | 1 | |
| 10.04 | | 1 | |
| 17.04 | | 1 | |
| 24.04 | | 1 | |
| 15.05. | | 1 | |
| 22.05 | | 1 | |