Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шаг за шагом. Два сердца рядом»

1
0
Материал опубликован 12 March в группе


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ИВАНОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ «ОМЕГА»




РЕКОМЕНДОВАНО

Председатель КМС

____________О. А. Зубкова

Протокол № ____________

от «___» ____________20___ г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦОТ «Омега»

______________ Е. В. Прилепская

Приказ №_____

от «____» _________ 20___г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шаг за шагом. Два сердца рядом»

(стартовый уровень)





Направленность: социально-гумманитарная

Профиль: социализация

Возраст детей: 9–12 лет

Срок реализации: 3 месяца




Авторы-составители:

Каретина Светлана Александровна, педагог-организатор

Кролева Анна Михайловна,

старший методист






Иваново 2025


Содержание


Оглавление

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 5

1.3. Содержание программы 6

1.4. Планируемые результаты 7

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 8

2.1. Календарный учебный график 8

2.2. Условия реализации программы 8

2.3. Формы аттестации обучающихся 8

2.4. Оценочные материалы 8

2.5. Методические материалы 8

2.6. Список литературы 10

Приложения к программе 10







Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка


«Шаг за шагом. Два сердца рядом» — это краткосрочная программа, созданная специально для учащихся общеобразовательных учреждений. Её основная цель заключается в формировании у школьников представления о людях с ограниченными возможностями здоровья - незрячие люди, воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.

Актуальность программы. В наше время наблюдается растущее внимание к проблемам инклюзии и доступности для людей с ограниченными возможностями. Программа направлена на развитие понимания и принятия таких людей в обществе.

Данная программа помогает разбить стереотипы и предвзятости, которые часто существуют в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Образование и осведомлённость могут значительно изменить восприятие этих людей. Обучающиеся разовьют эмоциональный интеллект, что включает в себя способность к эмпатии и пониманию других. Это важный аспект развития личности, который будет актуален для них в будущем как в личной, так и в профессиональной жизни.

Обучащиеся, ознакомившись с проблемами и задачами незрячих людей, будут лучше подготовлены к взаимодействию с ними в будущем, будь то в учебной среде, на работе или в повседневной жизни.

Это будет способствовать развитию критического мышления у них, позволяя им задать правильные вопросы о равенстве и справедливости, а также понять, как они могут внести вклад в создание более инклюзивного общества.

С учетом всех вышеперечисленных аспектов, программа «Шаг за шагом. Два сердца рядом» действительно является актуальной и важной для формирования более справедливого и толерантного общества.

«Шаг за шагом. Два сердца рядом» - программа социально-гумманитарной направленности (профиль – социализация).

Уровень реализации программы. Стартовый.

Новизна программы. Новизна программы «Шаг за шагом. Два сердца рядом» может проявляться в следующих аспектах:

1. Инновационный подход к обучению: Программа может использовать нестандартные методы обучения и взаимодействия с учащимися, например, игровые технологии, мастер-классы с участием людей с ограниченными возможностями. Это помогает сделать процесс обучения более увлекательным и значимым.

2. Фокус на опыт и взаимодействие: В отличие от традиционных образовательных программ, которые часто основываются на одностороннем обучении, эта программа может предусматривать практическое взаимодействие с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет учащимся получить уникальный опыт и лучше понять реальные жизненные ситуации.

3. Взаимодействие с сообществом: Программа может включать проекты, которые вовлекают обучающихся в волонтерскую деятельность или партнерство с местными организациями, работающими с людьми с ограниченными возможностями. Это создает более глубинное понимание проблем и потребностей таких людей.

4. Использование современных технологий: Внедрение технологических решений, таких как сопутствующий инвентарь или мобильные приложения, могут помочь воссоздать ситуации, в которых сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Это обеспечивает более глубокий эмоциональный и образовательный опыт.

Таким образом, новизна программы «Шаг за шагом. Два сердца рядом» заключается в ее интеграции, современном подходе к обучению, практическом взаимодействии и эмоциональном развитии обучающихся, что делает ее уникальной и важной для формирования инклюзивного общества.

Программа включает в себя как теоретические, так и практические занятия. Педагогическая целесообразность программы.

Программа направлена на воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Это содействует развитию социального сознания и эмоционального интеллекта, что является важным для их личностного роста.

Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся 9–12 лет (3–5 классы), проявляющих интерес в области социально-гумманитарных дисциплин, способных как на индивидуальные, так и на групповые формы работы.

Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы составляет 2 месяца при занятиях один раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов занятий – 8 часов.

Форма обучения. Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Состав групп – постоянный.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальная и групповая работа.

Для данной программы являются характерными такие формы учебных занятий и организации деятельности, как:

тематические (изучение или повторение одной учебной темы);

комплексные (изучение одной учебной темы с использованием 2–3 видов творческой деятельности);

игровые (изучение учебного материала в процессе игры);

итоговые (проверка уровня подготовки обучающихся).




1.2. Цель и задачи программы


Цель программы: Формирование у учащихся понимания, толерантности и уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья через практическое взаимодействие и обучение, содействующее их социальной интеграции и развитию эмпатии..

Задачи программы:


Предметные:

знакомство с незрячими людьми;

изучение особенностей жизни незрячих людей;

обучение взаимодействию


Метапредметные:

Развитие эмпатии

формирование умения взаимодействовать с незрячими людьми;


Личностные:

Развитие толерантности и эмпати

Формирование социальной ответственности






1.3. Содержание программы


Табл. 1. Учебно-тематический план программы «Шаг за шагом. Два сердца рядом»


п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. «Урок доброты» (знакомство с преподавателем, о том, кто такие незрячие люди и их помощником собакой-проводником)

2

1

1

Тестирование

2.

Вопрос-ответ. (все о собаке-проводнике. Отличия от обычных собак)

2

1

1

Игра «Взаимодействие с собакой»

3.

Квест «5 элемент» (интерактивное занятие)

2

1

1

Игра «Лабиринт»

4.

Итоговое занятие. «Мир на ощупь»

2

1

1

Викторина

Итого:

8

4

4



Содержание учебно-тематического плана


Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с преподавателем

Теория. Входной контроль. Техника безопасности. Знакомство с преподавателем и собакой-проводником

Практика. Контакт с животным. Ознакомление с техническими средствами, являющимися неотъемлемыми с помощи слепым людям.


Тема 2.Вопрос-ответ

Теория. Породы собак-проводников. Как растут и как их вводят в профессию

Практика. Контакт с животным.


Тема 3. Квест

Теория. Знакомство в чувтвами человекка.

Практика. Интерактивное занятие


Тема 4. Итоговое занятие. «Мир на ощупь»

Теория. Знакомство с собаками-победы.

Практика. Викторина «Мир на ощупь»

1.4. Планируемые результаты


После завершения обучения по программе дети должны:

Понимание понятий инклюзии и доступности;

Знания о людях с ограниченными возможностями здоровья

Развитие толерантности и эмпатии;

Формирование социальной ответственности;

Умение общаться с разными людьми;

понимать важность ответственного отношения к животным и окружающей среде

Программа «Шаш за шагом. Два сердца рядом» способствует всестороннему развитию детей: это не только формирование знаний о людях с ограниченными возможностями, но и развитие ключевых мягких навыков, которые будут полезны им в жизни. Дети, прошедшие программу, становятся более чуткими, социально активными и ответственными членами общества, способствующими созданию более справедливого и инклюзивного мира

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»



2.1. Календарный учебный график



Количество учебных недель – 8. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Обучение по программе не предусматривает проведение занятий во время зимних каникул.

Календарно-учебный график на 2025 год представлен в Приложении №1.


2.2. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы необходимо наличие хорошо освещенного учебного кабинета с соответствующей мебелью и оборудованием (комплекты игр, канцелярские принадлежности, компьютер, проектор); .

Информационное обеспечение. Специальная и учебная литература, наглядные пособия, дидактические карточки.

Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования. Возможно привлечение к сотрудничеству педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования учреждения.


2.3. Формы аттестации обучающихся


Программа предусматривает проведение вводного и итогового контроля:

1 занятие – вводный контроль

2 занятие – итоговый контроль


2.4. Оценочные материалы


Для определения достижения учащимися планируемых результатов используются следующие методы:

- тестирование;

- контрольные задания;

- творческая работа;

- интеллектуальные игры


2.5. Методические материалы


Приемы и методы организации образовательного процесса.

Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);

Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов, иллюстраций, показ (исполнение) педагогом, и др.);

Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);

Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);

Проектный метод (разработка творческих проектов, художественное конструирование из натурального и др. материала);

Игровой метод (игры развивающие, познавательные)

Наглядный метод (наглядные материалы – рисунки, плакаты, фотографии; демонстрационный материал – видеоматериал).

Методы обучения. На стартовом уровне обучения преобладают объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы с развитием умений и навыков от простого к сложному. На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ.

Принципы обучения:

1. Принцип последовательности и систематичности предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между изучаемыми темами; новый материал базируется на усвоенном ранее.

2. Принцип доступности основан на простоте изложения материала, соотнесении содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития обучающихся.

3. Принцип наглядности реализуется в работе с демонстрационным материалом, а также при обращении к чувственному опыту обучающихся.

4. Принцип сознательности и активности заключается в том, что учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения; важнейшим условием активности учащихся является наличие самоконтроля и самооценки в процессе обучения.

5. Принцип индивидуального подхода предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей каждого обучающегося группы.

6. Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники.

7. Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека.

Принципы воспитания:

1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме.

2. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса.

3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) воспитанников.

4. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему.

5. Принцип опоры на положительное в личности ребенка.

6. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив

7. Принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Применяемые педагогические технологии:

В основе образовательного процесса лежат педагогические технологии личностно-ориентированного и проблемного обучения, сотрудничества и сотворчества, игровые технологии.


2.6. Список литературы



Настоящая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

1.        Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3.        Указ Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

4.        Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р (ред. От 30.03.2020);

5.        Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

6.        Государственная программа РФ «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 года № 1642 (ред. От 16.07.2020);

7.        Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16);

8.        Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».



Приложения к программе



Приложение № 1


Календарный учебный график на 2025 уч. год


Программа (название, уровень): «Шаг за шагом. Два сердца рядом» (стартовый уровень)

Год обучения: 1

Номер группы: 1


Дата

(число, месяц)

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

20.03


1


27.03


1


03.04


1


10.04


1


17.04


1


24.04


1


15.05.


1


22.05


1






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.