12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана32
Россия, Омск

Структура образовательной (общеразвивающей) программы


1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематическое планирование

7

3

Содержание программы

8

4

Контрольно-оценочные средства

9

5

Условия реализации программы

12

6

Список литературы

13

7

Приложения

14










1. Пояснительная записка

Направленность программы естественнонаучная.

Программа модифицированная и составлена на основе авторских программ Хмызеко М. Н., Маранцевой Л. В.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры у детей должны закладываться в дошкольном возрасте.

Общение с природой, познание её тайн облагораживает детей, делает их более чуткими, служит развитию эстетического чувства, сенсорных процессов. Умение видеть и слышать природу, понимать её законы вызывает у детей интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера, интересов, происходит речевое развитие.

Необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе и к окружающему миру в целом, посредствам не только знакомства с экологией, как с наукой, но и практической познавательной - экспериментальной деятельности.

Организованная образовательная деятельность по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.

Программа «Удивительное рядом» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и выступает как основной мотив деятельности. Главный метод детского экспериментирования – проблемное обучение – способствует созданию положительного эмоционального тонуса на организационной образовательной деятельности: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных находок. Чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить обучающегося, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких главных условий – создание проблемной ситуации. Именно она составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое в свою очередь, имеет исключительное значение, так как делает реальной цель современного образования – развитие личности.

Новизна программы состоит в том что, в ней познание экологии непосредственно связано с познавательно - экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.

Цель программы: развитие познавательной активности обучающихся дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

В ходе реализации программы решаются следующие взаимосвязанные задачи:

Познавательные:

расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов


Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.


Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание обучающихся экспериментировать.


Программа краткосрочная, рассчитана на реализацию в течение одного месяца, трудоемкость 16 часов.

Финансирование программы. Программа реализуется в рамках ПФДО.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы соответствуют Санитарным правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Может быть реализована на платформе АИС «Навигатор» в модуле «Вебинары» и/или «Занятия», как очно, так и с применением дистанционных образовательных технологий.

Адресат программы. На обучение по программе «Удивительное рядом» принимаются все желающие дети в возрасте 5-7 лет. Добор обучающихся осуществляется на основании желания детей заниматься по программе.

Форма обучения очная. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ педагога, беседа с учащимися, показ способа выполнения, - так и практические занятия.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.

Педагог поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от педагога), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьёзное внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов учащихся старшего дошкольного возраста. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Перспектива школьного обучения создаёт особый настрой в группе старших дошкольников. Интерес к школе развивается естественным путём. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового. Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому способствуют разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребёнком или с подгруппой старших дошкольников.

Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своём возможном будущем облике впервые позволяет ребёнку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.


Программа рассчитана на реализацию принципов обучения:

- индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научность;

- обеспечение ситуации успеха каждому обучающемуся детского объединения через учет его индивидуальных особенностей;

- многообразие видов активной познавательной деятельности обучающихся;

- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;

- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой и поисковой активности;

- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации.

Целевые ориентиры

Социально-нормативные характеристики

Способен:

проявлять дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым;

активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты;

к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками;

соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры по направлению программы

Способен:

понимать модель и “портрет” Земли, значение и роль цвета на глобусе и карте (как условного обозначения);

знать и соблюдать правила техники безопасности при проведении физических опытов;

работать с различными материалами;

работать с различными инструментами;

самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.


Использование здоровьесберегающих технологий в реализации программы


Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Условия проведения

Особенности методики проведения

Ответственный

Динамические паузы

2 мин. Во время занятий, по мере утомляемости учащихся

Рекомендуется для всех учащихся в качестве профилактики утомления. Включают в себя гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику

Педагог

Релаксация

В зависимости от состояния учащихся и целей, педагог определяет интенсивность технологии

Использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Педагог

Гимнастика для глаз

По 1-2 мин. Во время занятий в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Педагог



2. Учебно – тематическое планирование


п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

1

Вводное занятие


1

Беседа, педагогическое наблюдение

2

Земной шар

2

Викторина «Земной шар»

3

Удивительный воздух

2

Беседа, педагогическое наблюдение, анализ проведения опыта

4

Волшебница вода

3

Беседа, педагогическое наблюдение, анализ проведения опыта

5

Как получить радугу

2

Беседа, педагогическое наблюдение, анализ проведения опыта

6

Мыльная феерия

5

Беседа, анализ проведенного опыта

7

Итоговое занятие «Знатоки природы»

1

Беседа, опрос, викторина


Итого

16









3. Содержание программы

1. Вводное занятие (1 час)

Теория. Инструктаж по ТБ. Входной контроль.

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная


2. Земной шар (2 часа)

Практика: Познакомить с картой, глобусом, показать Северный и Южный полюс, материки, моря, океаны, горы. Есть атмосфера – это воздух, которым мы дышим. Вулкан - что это?

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра, эксперимент (Приложение №1).

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная


3. Удивительный воздух (2 часа)

Практика. Воздух и его свойства. Экспериментирование (Приложение №2)

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра, эксперимент.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная


4. Волшебница вода (3 часа)

Теория. Беседы о воде, её роли в жизни человека. Теплая, холодная вода. Пресная, соленая вода. Три состояния воды.

Практика. Опыты с водой (Приложение №3)

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра, эксперимент.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная


5. Как получить радугу (2 часа)

Теория. Мифы и легенды о радуге.

Практика. Опыты как получить радугу самим (Приложение №4)

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра, эксперимент.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная


6. Мыльная феерия (5 часов)

Практика: Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают? Правила безопасности при изготовлении мыльных растворов и при проведении опытов (Приложение №5).

Практика. Опыты с мыльными пузырями.

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра, эксперимент.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная


7. Итоговое занятие (1 час)

Практика. Оценить знания обучающихся по экспериментированию в форме проведения ряда заданий.

Образовательная форма занятия: беседа, учебная игра, викторина.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.



4. Контрольно-оценочные средства

Способами определения результативности реализации программы «Удивительное рядом» служит мониторинг образовательного процесса. Процедура мониторинга осуществляется в начале и в конце срока реализации программы на основе контрольных опросов, тестирования, выполнение творческой работы на тему, педагогического наблюдения и диагностических методик определения уровня развития специальных способностей.

Диагностика проводится по мере изучения разделов программы. Формами подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Удивительное рядом» служат результаты викторин и педагогическое наблюдение.

Опрос проводится в начале реализации программы с целью выявления общего уровня подготовки обучающихся, и по итогам обучения по программе с целью определения их уровня освоения программы. В течение реализации программы, по мере изучения разделов программы, методом наблюдения и собеседования с обучающимися подводятся предварительные итоги. Обучающиеся представляют результаты своей деятельности. В конце обучения по программе, на заключительном занятии, педагог совместно с обучающимися (и родителями) анализируют качество выполненной работы в процессе беседы, оценивание общей работы обучающихся.


Оценочная форма достижения целевых ориентиров по направлению программы

Цель: выявить динамику уровня формирование предметных результатов учащихся в течение учебного года.

Методы: педагогическое наблюдение, отслеживание результатов деятельности учащихся, результаты опросов, викторин.

Критерии по уровням: высокий (3 балла), средний (2 балла), низкий (1 балл).

п\п

ФИ учащегося

знать и соблюдать правила техники безопасности при проведении физических опытов

самостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования

знание теоретического материала

1





2





3






Оценка уровня теоретической подготовки

Высокий уровень

обучающийся освоил практически весь объём знаний 71-100%, предусмотренных программой за конкретный период; знает свойства воздуха и воды, освоил навыки организации и планирования работы.

От 71% до 100% правильных ответов на вопросы теста

Средний уровень

У обучающегося объем усвоенных знаний составляет 70-50%; знает свойства воздуха и воды; освоил навыки организации и планирования работы.

От 50% до 70% правильных ответов на вопросы теста

Низкий уровень

обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; учащийся, как правило, не знает свойства воздуха и воды, не освоил навыки организации и планирования работы.

До 50% правильных ответов на вопросы теста

Оценка уровня практической подготовки

Высокий уровень

обучающийся овладел умениями и навыками на 71-100%, предусмотренными программой за конкретный период; знает и соблюдает правила техники безопасности при проведении физических опытов, самостоятельно организовывает обстановку для организации экспериментирования

Средний уровень

У обучающегося объем усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; знает правила техники безопасности при проведении физических опытов, умеет организовывать обстановку для организации экспериментирования

Низкий уровень

Учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; работу организовать может при помощи педагога


Оценочная форма достижения социально-нормативных характеристик

Цель: выявить динамику развития личностных и социально – нормативных результатов учащихся в течение реализации программы.

Методы: педагогическое наблюдение, отслеживание результатов деятельности учащихся по итогам реализации программы.

Критерии оценки:

Показатели

Критерии по уровням

высокий (3 балла)

средний (2 балла)

низкий (1 балл)

Способность проявлять дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым

Проявляет в поведении доброжелательность ко всем участникам образовательного процесса

Проявляет затруднения в поведении доброжелательности ко всем участникам образовательного процесса

Не проявляет доброжелательность ко всем участникам образовательного процесса

Способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх

Активен в общении: не стесняется задавать вопросы, может взаимодействовать сформулировать просьбу, стремится помогать при необходимости сверстникам и педагогу

Проявляет в общении задавать вопросы, формулировать просьбу, помогать при необходимости сверстникам и педагогу

Не вступают в общении, не проявляют стремление помогать сверстникам и педагогу, действует индивидуально

Способность к волевым усилиям

Стремится всегда доводить начатое дело до конца

Проявляет затруднения в доведении дела до конца

Не может доводить начатое дела до конца

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты

Всегда проявляет в поведении готовность договориться, не доводит ситуации общения до конфликта

Недостаточно проявляет инициативу, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы

Проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает своем, в результате провоцируют конфликт

Способность соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Знает и самостоятельно применяет в практической деятельности правила поведения в общественных местах

Проявляет небольшие затруднения в применении правила поведения в общественных местах

Проявляет отрицательную направленность в правилах поведения в общественных местах

Способность принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Способен самостоятельно принять решение при решении творческой задачи, опираясь на свои знания и умения

Способен справляться с творческими задачами самостоятельно, но имеет небольшие затруднения в знаниях и умениях решения поставленных задач

Имеет трудности в самостоятельном решении принятия решений творческих задач. Нуждается в помощи сверстников и педагога


п\п

ФИ учащегося

Социально-нормативные характеристики

Способность проявлять дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым

Способность активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх

Способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается разрешать конфликты

Способность к волевым усилиям

Способность соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены

Способность принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

















































5. Условия реализации программы

В случае необходимости программа может быть реализована на АИС «Навигатор» в модуле «Вебинары» или «Занятия» как очно, так и с применением дистанционных образовательных технологий.

5.1. Учебно-методическое обеспечение

1. Перечень презентационного материала:

Иллюстрации, картинки по темам «Воздух», «Вода»

Глобус, карта мира

2. Перечень дидактических материалов

Карточки-схемы для экспериментирования и опытов

5.2. Материально-техническое обеспечение

отдельное учебное помещение 25 кв. м. с окнами, имеющее искусственное освещение, соответствующее требованиям СанПиН, охраны труда и пожарной безопасности

мебель по количеству, соответствующая контингенту; регулируемые в соответствии с ростом столы и стулья, доска магнитная, шкафы для хранения методических пособий и литературы

технические средства обучения: ноутбук

учебно-методические пособия, включенные в УМК

измерительные приборы (весы, линейки, мерные стаканы)

канцелярские принадлежности

дополнительный материал и оборудование, необходимое для конкретных занятий (пластиковые стаканы, трубочки, бутылки с водой, пищевые красители, ножницы, листы бумаги, мыло (детское), средство для мытья посуды, шампунь «Ушастый нянь» (детский), бутылки разного размера, тазик, формочки разных видов и т.д.)


5.3. Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, соответствующий квалификационным характеристикам по должности «педагог дополнительного образования».






6. Список литературы

Нормативные документы

Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : [ принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями одбренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020]. - Текст : электронный // Консультант плюс : [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 01.06.2021).

Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон N 273 – ФЗ : [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : Одобрен Советом Федерации 6 декабря 2012 года]. - Текст: электронный // Консультант плюс : [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 01.06.2021).

Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : Федеральный закон N 124-ФЗ : [принят Государственной Думой 03 июлю 1998 года : Одобрен Советом Федерации 09 июля 1998 года]. - Текст : электронный // Консультант плюс : [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 01.06.2021).

Российская Федерация. Постановления. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи : Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 : [Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573] - Текст: электронный // Консультант плюс : [сайт] – URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&ts=12049679160876053905196950 5&cacheid=195B93503245C263A95CB326F2535213&mode=splus&base=RZR&n=3 71594&rnd=CB5CEFC727FFC7C1549791ACD8F4C2EF#19eje1k71kc (дата обращения: 01.06.2021).

Российская федерация. Приказы. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (ред. от 30.09.2020) : [Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 N 52831] - Текст : электронный // Консультант плюс : [сайт] – URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=366211#07337428 688728238 (дата обращения: 01.06.2021).

Российская федерация. Приказы. "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" : Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 : [Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 сентября 2017 г. Регистрационный N 48226] - Текст : электронный // Консультант плюс : [сайт] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 01.06.2021).

Литература для педагога:

Нищева, Н. В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / Н. В. Нищева.— Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 320 с.

Аджи, А.В. Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие»/ А.В. Аджи - Воронеж: ООО «Метода», 2014 г.- 128 с.

Субботина, Т.Н. «Программа краткосрочной образовательной практики «Мыльные пузыри»/ Т.Н. Субботина - Пермь, 2016 г.

Литература для учащихся:

Большая книга экспериментов для школьников.- Москва: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.-260 с.

Варламов, С. Эксперименты с мыльной пленкой/ С. Варламов. –Москва: Квант. - 2006. - № 3, с. 37-38.

Занимательные опыты и эксперименты. - Москва: АЙРИС - ПРЕСС, 2007.-125 с.

Тит, Т. Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения/ Т.Тит. - Москва: Издательский дом Мещерекова, 2008. - с.42-51.

Интернет-источники

Эксперимент «Двигающаяся вода» https://detsadclub.ru/metodicheskaya-kopilka/opyty-i-ehksperimenty/opyty-s-vodoj/eksperiment-dvigayushhayasya-voda/ (09.03.2021)

Опытно-экспериментальная деятельность: «Как получить радугу» https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/01/02/opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-kak-poluchit (09.03.2021)

Опыт для детей «Вулкан» https://academy-of-curiosity.ru/eksperimenty-i-opyty/opyt-dlya-detej-vulkan/ (09.03.2021)



Приложение №1

Медленное извержение вулкана

Ингредиенты: тёплая вода; сода; уксус; банка; моющее средство (1 столовая ложка).

Что нужно сделать:

1. Сделайте жерло вулкана (из пластилина, соленого теста, обрезанной бутылки или перевернутой воронки).

2. Налейте в него тёплую воду и растворите там несколько столовых ложек соды. Также можно добавить туда немного оранжевой или красной краски. Чтобы продлить процесс извержения лавы, необходимо в воду с содой добавить немного средства для мытья посуды. Реакция замедлится и красочное зрелище продлится по времени.

3. Налейте уксус. Чем больше уксуса вы добавите, тем больше будет извержение Вулкана.
Для того чтобы вулкан извергал лаву сверкающе, можно поместить в жерло блёстки или пайетки. Но их следует поместить в горловину вулкана в самый последний момент. Иначе вам придётся в процессе извержения дополнительно добавлять туда соду с лимонной кислотой. Если блёстки окажутся под реагентами, необходимо перемешать их в горловине вулкана деревянной палочкой. Вместо палочки, подойдёт и вязальная спица.




Приложение №2


Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Эксперимент №2. «Как поймать воздух».

Возьмите со стола целлофановый пакет и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо. Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и аккуратно нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

Педагог показывает детям пустую пластиковую бутылку.

- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?

- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).

- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)

- Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

Вывод: воздух есть везде, он невидимый, но его можно почувствовать.

Эксперимент №4. «Бумажные гонки».

- Воздухом можно двигать предметы. Возьмите лист бумаги и картона. Одну сторону бумажного листа нужно отогнуть. По команде машите картонками, и бумажный лист будет двигаться вперед. Запомните: лист бумаги должен быть повернут к вам отогнутым краем.  

 Игра «У кого быстрее».

- Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).

Эксперимент №5. «Слышим воздух».

Возьмите по баночке или бутылочке, крышку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук воздуха.

Эксперимент №6. «Имеет ли воздух запах».

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Игра «Узнай по запаху».

Эксперимент №7. «Сухой из воды».

Если мы бросим салфетку в таз с водой, что с ней случится? (Намокнет). Давайте прикрепим ее ко дну стакана и опустим стакан вверх дном в воду, достаньте, посмотрите, какая салфетка? «Сухая». Почему?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пустил туда воду и не дал намочить салфетку, он может сжиматься.

Эксперимент №8. Самый важный эксперимент «Не дыши».

На некоторое время задержать дыхание. Что происходит? Невозможно дышать. Чистый воздух необходим нам для дыхания. Кому еще нужен чистый воздух для дыхания? Животным, птицам, насекомым, растениям.

Вывод: чистый воздух нам жизненно необходим.



Приложение №3

Эксперимент №1. «Пузырьки в воде».

Стаканчики с питьевой одой, трубочки для коктейля. Дети дуют в трубочки, образуются пузырьки в воде. (Пузырьки хорошо видно, потому что воздух и вода не смешиваются).


Эксперимент №2.  «Шарики».

Взять два воздушных шарика, два камешка. Камни положить в шарики. Один шарик завязать, не надувая, а второй надуть вместе с камешком. Оба шарика опустить в воду. Надутый шарик будет плавать на поверхности, а не надутый опустится на дно. (Воздух в надутом шарике не дает ему утонуть).


Эксперимент №3. «Почему не тонут корабли?»

В емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку (флакон от лака для волос). Дети убедятся, что банка (флакон) останется на плаву, т. к. она легче воды, потому что там есть воздух.


Эксперимент №4. «Плавающее яйцо».

Нам понадобится яйцо, два стакана с водопроводной водой. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, оно утонуло, т. к. тяжелое. А во второй стакан добавим 2 столовые ложки соли, опустим яйцо, и видим, яйцо плавает. (Соленая вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность).


Эксперимент №5.

Нам понадобится: тарелка с высокими краями, большой стакан, краситель, пластилин, спички, фильтрованная вода.
Что делаем:
1. наливаем очищенную воду в тарелку и равномерно подкрашиваем

2. втыкаем пару спичек в пластилин и ставим конструкцию в центр тарелки

3. родители поджигают спички, дети медленно накрывают их стаканом. Лучше подержать перевернутый стакан пару секунд над горящими спичками

4. вода в стакане поднимается

Что происходит: при горении спички нагревают воздух, находящийся в стакане, и он (воздух, а не стакан:) увеличивается в объеме. Когда спички накрывают стаканом, кислород, поддерживающий горение, заканчивается и спички гаснут. Воздух в стакане начинает остывать и уменьшаться в объеме. Давление в стакане становится меньше атмосферного и уровень воды в стакане начинает подниматься.

Попробуйте по разному «прогревать» стакан, прежде чем накрыть им спички, и посмотрите на разницу подъема воды!

Эксперимент №6. Скорость движения молекул и плотность воды

Разберемся со спортивной подготовкой молекул и наглядно ответим на вопросы: как быстро они «бегают» и от чего зависит их скорость?
Что берем: 4 стакана или банки с узким горлышком с ровными гладкими краями, две тонкие перегородки (подойдет банковская карта), два красителя разного цвета, фильтрованную воду.
Что делаем:
1. наливаем воду до краев: в два стакана холодную, в два горячую

2. красим холодную одним цветом, горячую другим, накрываем по одному стакану каждого типа перегородкой

3. переворачиваем горячий стакан, закрытый перегородкой, ставим точно поверх холодного и вынимаем перегородку — вода не смешивается

4. переворачиваем холодный стакан, закрытый перегородкой, ставим точно поверх горячего и вынимаем перегородку — вода смешивается моментально

Что происходит: плотность холодной воды выше, чем у горячей, поэтому вода в п.3 не смешивается. На этапе окраски воды (п.2) обратите внимание детей, что краситель с разной скоростью расходится в теплой и холодной воде, ведь молекулы в теплой движутся быстрее, чем в холодной.


Эксперимент №6. Ныряющие капли («лавовая лампа»)

Что берем: мелкую соль (1 ч.л.), фильтрованную воду, растительное масло, красители, большой стакан или банку.
Что делаем:
1. заполняем 2/3 банки водой, добавляем краситель (можно подкрасить и растительное масло в отдельной чашке)

2. наливаем пару столовых ложек масла в банку, наблюдаем, что две жидкости не смешиваются

3. осторожно высыпаем соль на масляную пленку

4. наблюдаем красивый эффект: пузырьки масла опускаются вниз и снова поднимаются

Что происходит: масло не смешивается с водой и при этом легче воды. Поэтому оно образует пленку на поверхности. Соль не смачивается маслом, но между кристаллами соли и маслом довольно сильная адгезия. Поэтому кристаллы соли, облепленные маслом собираются в шарики. Так как плотность соли больше плотности воды, шарики из соли и масла опускаются на дно. Через некоторое время соль растворяется и капли масла поднимаются наверх. Поэкспериментируйте с разными размерами кристаллов соли, попробуйте кинуть на масляную пленку одиночный крупный (1,5–2 мм) кристалл соли. А усилить визуальный эффект происходящего можно, если выключить свет и подставить под банку мобильный телефон с фонариком.

Эксперимент №7. «Двигающаяся вода»

Материалы для опыта:
1. Вода
2. Шесть ёмкостей (стаканы, баночки)
3. Красители (синий, красный и жёлтый)
4. Салфетки

Ход эксперимента:
1. Сворачиваем салфетки в полоски одинакового размера.
2. Ставим стаканы по кругу. Три из них заполняем водой на 3/4 и подкрашиваем с помощью красителей. У вас должен получиться круг с последовательностью: красный, пустой, синий, пустой, желтый, пустой.

3. Спустя некоторое время подкрашенная вода начнёт подниматься вверх по салфетке, перетекая из одного стакана в другой. При смешивании базовых цветов, появятся новые: оранжевый, зелёный и фиолетовый. На полное смешивание уходит примерно 1-2 часа.



Физкультминутка:

К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.





Приложение №4

Мифы и легенды о радуге

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Разноцветная дуга, возникающая в небе после дождя в солнечный день, привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Радугу можно видеть на картинах великих художников. Радугу упоминают в стихах, сказках. С появлением радуги на небе связано множество мифов.

Древние греки считали, что по радуге с небес на землю к людям спускалась вестница богов Ирида.

Ириду представляли в виде очаровательной девушки – красивой и легкой, с двумя величественными радужными крыльями за спиной. Широко расправив крылья, она в любой момент готова сорваться с места и с быстротой ласточки стремительно понестись в небе, и дорога, по которой она пробегает, и есть радуга. Ирида выполняла приказания Зевса и Геры и считалась посредницей между богами и людьми. Древние китайцы думали, что радуга- это небесный дракон, который означал единение Неба с Землёй.
В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, а оттуда она проливается живительным дождем.


Эксперимент №1. Что такое радуга? – смешение цветов

Из каких цветов состоит радуга? Чтобы получить оранжевый цвет надо смешать красный и желтый цвет, чтобы получить фиолетовый цвет надо смешать красный и синий цвет, чтобы получить зеленый цвет надо смещать желтый и синий цвет.

Смешать краски и рисовать радугу разными способами: пальцами, губкой, ладошками.


Эксперимент №2. Радужная пленка

Материал: литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей

Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и увидим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачиваем миску к свету, когда луч падает на поверхность, видны переливы радужных тонов.


Эксперимент №3. Радужная пленка на картоне

t1649160082aa.gifМатериалы: тазик, вода, черный картон, бесцветный лак для ногтей.

Налить в тазик чуть - чуть воды, чтобы накрыло картон. Затем накапать бесцветным лаком на воду. И сразу можно увидеть радужные круги. Затем аккуратно вынуть картон из тазика. На картоне должна остаться пленка от лака. Затем надо немного подождать, чтобы картон высох. И вот тогда видна красивая радуга. Чтобы лучше увидеть радугу на бумаге, смотрите на нее под солнечными лучами.


Эксперимент №4. Радуга появись

Материал: зеркало, миска с водой.

Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета.

t1649160082ab.gif  

Эксперимент №5. Радуга из воды

Материал: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги.

На дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Поговорим? Свет является источником цвета. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга.


Эксперимент №6. Радуга в пузырях

Материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.
Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. 
На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Объяснение: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал  изучать Исаак Ньютон.

t1649160082ac.gif

Эксперимент №7. Радуга на диске

Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги. А еще можно увидеть радугу в луже, в которую пролили бензин.

Эксперимент №8. Радуга на салфетке

t1649160082ad.gifМатериал: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры.

Стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок. Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.


Эксперимент №9. Как получить белый цвет

Материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.
Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый. 
Объяснение: Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

t1649160082ae.gif




Приложение №5

Занятие №1. «Тайна мыльных пузырей».

Показ презентации. Всё про мыльные пузыри. Знакомство с оборудованием и материалами для изготовления мыльных пузырей. Трюки с мыльными пузырями. Рефлексия занятия. Выявление лучшего рецепта раствора для мыльных пузырей.


Занятие №2.  «Форма и размер мыльного пузыря».

Беседа на тему: «Можно ли выдувать пузыри разной формы и размера?» 9 июня – праздник мыльных пузырей. В это день устраивают развлечения и праздники на улицах с мыльными пузырями разных размеров.

Проведение опыты: «Пузыри разной формы и размера».

Смешивание растворов для выявления лучшего раствора. Помощь при смешивании растворов для выявления лучшего раствора.

Рисунки мыльных пузырей. Просмотр мультфильма «Пузырь, соломинка и лапоть».


Занятие №3. «Опыты и фокусы с мыльными пузырями»

Совместная экспериментально - исследовательская деятельность.


Занятие №4. «Рисуем мыльными пузырями».

Проводится игра «Мыльные пузыри».

Показ рисунков, которые сделаны с мыльными пузырями.

Демонстрация детям алгоритма рисования мыльными пузырями.

Организация выставки.


Правила безопасности при изготовлении мыльных растворов и при проведении опытов

1. При работе с мыльными растворами  не прикасаться к глазам, носу, рту.

2. После проведения опытов тщательно помыть руки.

3. При пускании мыльных пузырей выдувать их в том направлении, где нет людей и животных.

4. Все используемые компоненты растворов закрывать крышкой после использования.

Рецепты

Раствор № 1

150 мл. чистой воды

50 мл. моющего средства

25 мл или 1 бутылочка глицерина

Перемешать  аккуратно.  

Раствор № 2

½ стакана  моющего средства

2 стакана воды

Перемешать аккуратно

Чтобы приготовить раствор для мыльных пузырей надо соблюдать правила безопасности.


Эксперимент №1. «Делаем мыльные пузыри»
Изготавливаем совместно с детьми жидкость для мыльных пузырей:
100 мл. воды, 100 мл средства для мытья посуды, 2 ч. л. сахара (можно добавить немного глицерина).
При помощи различных предметов выдуваем пузыри (трубочка для коктейля, петля из проволоки, руки и т.д).


Эксперимент №2. «Форма пузыря»
Возьмите проволоку и отрежете от нее несколько кусочков разной длины. На конце каждого сверните петлю – так чтобы их диаметры отличались. Можно сделать несколько рамок разной формы - квадратной, овальной, в виде звездочки, банана, цветка и т.д. Необходимое условие в этом случае - замкнутость каркаса.
Окунайте проволоку в смесь и слегка подуйте на образовавшуюся пленку. Посмотрим, что получится? Мыльные пузыри стремятся принять форму, имеющую наименьшую площадь поверхности при наибольшем объеме. Вот поэтому мыльные пузыри всегда стремятся принять округлые формы и выглядят как почти правильные сферы.

Эксперимент №3. «Рисование мылом»
Оно развивает у ребенка фантазию.
1 способ: На чистом белом или цветном листе бумаги кусочком мыла изобразите предметы, затем цветными карандашами наносится фон.
2 способ: жидкость для мыльных пузырей разлить по стаканчикам и добавить в них акварельные краски. Цветные пузыри пускать на белый лист бумаги.
В результате такой игры вы не только получите массу позитива, но приобретете новую картину, созданную своими руками.

Эксперимент №4.«Пузырь в пузыре»
Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу "матрёшки".

Эксперимент №5. «Пузырь-великан»
С помощью воронки можно выдуть пузырь-великан диаметром до 30 см. Конечно, дуть придется с перерывами, каждый раз зажимая отверстие. «Единым духом» такой пузырь не надуешь — в него входит больше ведра воздуха! Края трубки или воронки хорошенько смочите мыльным раствором, иначе пузыри будут лопаться при спускании. Слюна, попавшая в трубочку, тоже враг пузырей. И даже капля мыльного раствора, повисшая на пузыре снизу, очень опасна. Осторожно удалите ее смоченным в растворе пальцем, чтобы неженка-пузырь не лопнул.

Эксперимент №6. «Пузыри-попрыгунчики»
Оберните ракетку шарфом, выдуйте шарик и постарайтесь опустить его на ракетку. Осторожно попробуйте заставить шарик подпрыгивать. В результате мыльный пузырь, не меняя формы и не лопаясь, мягко опускается на ракетку и даже подпрыгивает. Поверхность пузыря достаточно упруга. Пузырь опирается на ворсинки шарфа и как бы парит в воздухе.

Эксперимент №7. «Поймай мыльный пузырь»
Ловим мыльные пузыри при помощи разных предметов (шерстяная перчатка, пластиковый стакан и т.д.) Главная задача, что бы пузырь ни лопнул.

Эксперимент №8. «Мыльный пузырь зимой»
Очень интересно выдувать мыльные пузыри зимой на улице. Пузырь при медленном охлаждении переохлаждается и замерзает примерно при –7°C. Пленка оказывается не хрупкой, какой, казалось бы, должна быть тонкая корочка льда. Если дать возможность мыльному закристаллизовавшемуся пузырю упасть на пол, он не разобьется, не превратится в звенящие осколки, как стеклянный шарик, каким украшают елку. На нем появятся вмятины, отдельные обломки закрутятся в трубочки.

Эксперимент №9. «Лодка с мыльным двигателем»
Наполните тазик водой, положите лодочку (треугольник из картона) в угол тазика, острым углом по направлению к центру. Попросите ребенка обмакнуть палец в жидкое мыло (сделать это подальше от тазика) и опустить в воду за лодочкой. В результате лодочка мгновенно начинает двигаться к противоположному краю тазика. Результаты этих опытов объясняются действием мыла на воду: оно уменьшает натяжение воды. Если решите повторить эксперименты, то воду в тазике замените на новую.

Эксперимент №10. «Делаем пену»
Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

t1649160082af.pngt1649160082ag.jpg


t1649160082ah.jpgt1649160082ai.jpg

t1649160082aj.jpgt1649160082ak.jpg

11


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.