Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокально-инструментальный ансамбль «Кураж»»
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Вокально-инструментальный ансамбль представляет собой живой и динамичный способ творческого музыцирования, возможность индивидуальной и коллективной импровизации и активного диалога с аудиторией. Самобытное вокально-инструментальное творчество тесно связано с молодёжной песней и отражает динамику современности, её стремительные и тревожные ритмы. Занятия в ансамбле способствуют самоутверждению и самореализации подростков.
Направленность программы «ВИА «Кураж»» по содержанию является – художественной; по функциональному предназначению – общеразвивающей; по форме организации – индивидуально – ориентированной, групповой; по времени реализации – длительной подготовки.
Содержание программы разработано в соответствии с основными нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 27.12.2012 г. № 273;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11. 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиНом 2.4.4. 3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41);
- Концепцией развития дополнительного образования детей. Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
- Письмом Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы");
- Письмом Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»;
- Уставом МБУДО «Жирновский ЦДТ».
- Положением о разработке, структуре и утверждения дополнительной общеразвивающей программы в МБУДО «Жирновский ЦДТ».
Актуальность программы в том, что система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения вести себя в обществе и реализовывать свои идеи. Актуальность данной программы выражается в популярности, среди детей и подрастающего поколения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что программа способствует подъему музыкальной культуры и отвечает запросам самых широких общественных слоев, с другой стороны она обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитание наиболее способных учащихся, потенциальных будущих профессионалов.
Творчество – генеральная установка, которая охватывает все стороны учебного процесса. Наиболее полно оно может быть реализовано при тонком, гибком, доверительном обучении учащегося его педагогом. Истинное мастерство музыканта
– педагога заключается в умении раскрыть лучшие задатки своих учеников, присущие им склонности и развитие интереса к обучению игре на инструменте посредством развития творческих способностей учащихся.
Проблема развития творческих способностей учащихся остаётся одной из важных в музыкальной педагогике нашего времени. Необходим новый подход к музыкальному обучению, в основе которого лежит развитие творческих способностей детей. Обучение должно быть нацелено на воспитание творчески- мыслящих учеников и, по возможности, быть более творческим. Посредством своего собственного творчества юный музыкант приобщается к музыке, учится восприятию красоты, и у него воспитывается интерес к дальнейшему обучению игры на инструменте.
Музыкальное обучение для всех без исключения и разделения на сильных и слабых учеников, должно быть развивающим до тех возможностей, на которые способен каждый ученик. Данная программа призвана предоставить условия для того, чтобы музыкальное воспитание получил не только одарённый, но и «средний» ученик; каждый из них может стать настоящим любителем музыки – активным слушателем, участником домашнего музыцирования или музыкальной самодеятельности. Это является желанной целью в сегодняшнем обучении игре на любом инструменте. Дети и подростки учатся выражать свои мысли, чувства посредством музыки – музицировать, а это возможно только через приобщение их к творческому процессу, к творчески свободному самовыражению.
Обучение по данной программе дает возможность учащемуся быстро достигнуть успеха, а значит вселить чувство уверенности в своих возможностях. Уже к концу первого года обучения учащиеся начинают сочинять небольшие песенки на несложный стихотворный текст, до сочиняют начало или окончание лёгкой мелодии, исполняют в ансамбле собственные небольшие произведения, принимают активное участие в концертах. В процессе импровизации на основе усвоенного материала прививаются навыки подбора по слуху и транспонирования, которые в дальнейшем помогают ребятам в обработке народных и популярных эстрадных мелодий, песен, танцев.
Успех работы по данной программе определяется также качеством репертуара, который способствует воспитанию у учащихся хорошего вкуса, стимулировать интерес к искусству. При составлении репертуара педагог руководствуется следующими принципами:
- художественная ценность содержания репертуара;
- доступность произведений для исполнения данным инструментом
- систематическая последовательность репертуара от простого к сложному;
- разнообразие репертуара по жанрам, стилям, форме, характеру.
Программа разработана с учётом основных принципов:
- Педагогический процесс и воспитательные отношения строятся согласно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и направлен на развитие самовоспитания, самообразования, самообучения учащихся. В процессе осуществления воспитательных отношений следовать логике от простого — к сложному, от незнания - к знанию, от понятного- к непонятному.
- Педагогический процесс и воспитательные отношения в нем строятся на полном признании гражданских прав учащегося и уважении к нему.
- Реализация принципа целостности способствует упорядочению педагогического процесса, а следующий принцип - демократизации - помогает обогатить его содержание.
- Сущность его состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.
- Педагогический процесс понимается как составная часть культуры общества и семьи, как культурно-историческую ценность, заключающую в себе прошлый опыт воспитания, образования и обучения и закладывающую их будущее. Обеспечивает единство национального, интернационального, межнационального и интерсоциального начал в воспитании.
Отличительные особенности программы. В основу программы заложен модульный принцип представления содержания образовательной программы и построения учебных планов - по годам обучения.
Репертуар гитарного ансамбля гораздо шире репертуара сольного исполнителя (за счет более разнообразных темброво-динамических выразительных средств), что позволит детям исполнять как простые, так и сложные, высокохудожественные образцы старинной, классической и современной гитарной музыки, а так же скрипичной, фортепианной, оркестровой и проч. в различных стилях и жанрах.
Адресат программы. Данная программа предназначена для работы с учащимися в возрасте от 6 до 18 лет. В коллектив принимаются учащиеся, обладающие музыкальным слухом, вокальными данными, чувством ритма, музыкальной памятью. Желательно владение каким-либо музыкальным инструментом. Специфика работы ВИА, особенно на начальном этапе, предполагает, в основном, индивидуальную работу по обучению игре на различных инструментах и постановке голоса. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля.
Количество обучающихся в группе: от 7 до 20 человек на протяжении всего курса обучения.
Уровень программы, объем и сроки реализации. Данная программа рассчитана на 4 года обучения с общим объёмом – 672 часа.
- 1-й год обучения - ознакомительный уровень (168 часов с сентября по июнь);
- 2-3-й год обучения - базовый уровень (168 часов с сентября по июнь);
- 4-й год обучения - углубленный уровень (168 часов с сентября по июнь).
Форма обучения – очная, дистанционная. Программа очной формы обучения реализуется с учащимися ВИА «Кураж» на базе МБУДО «Жирновский ЦДТ» (кабинет № 6), Линевский филиал МБУДО «Жирновский ЦДТ» (кабинет), Красноярский филиал МБУДО «Жирновский ЦДТ» (Актовый зал). Дистанционная форма обучения осуществляется в группе социальной сети «Одноклассники», «В контакте», на платформе приложения Zoom. При необходимости допускается
интеграция форм обучения, например очного и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Режим занятий: 2 раза в неделю 2 часа (168 часов в год с сентября по июнь). Продолжительность занятия – 45 минут. Перерыв между занятиями – 10 минут. Допускаются спаренные занятия по 90 минут.
На выработку вокальных навыков учащихся на втором и последующих годах обучения отводится одно занятие в неделю. Основу обучения в это время составляет ансамблевая работа, поэтому целесообразно объединять учащихся в небольшие вокальные группы, сочетая при этом индивидуальную работу с вокально- ансамблевой. Это занятие может проходить и как групповое (3-4 участника ансамбля), и как индивидуальное (работа с солистом), что зависит от голосовых данных участников ансамбля.
Индивидуальные занятия на инструменте на первом году обучения проводятся по 2 часа два раза в неделю. В конце II полугодия первого года обучения предусматривается камерно-ансамблевая работа. В связи с тем, что на клавишные инструменты учащиеся набираются только на основе музыкальной подготовки. Ансамблевым занятиям на втором году обучения отводится 4 часа в неделю. На третьем и четвёртом годах обучения ансамблевые занятия являются ведущей формой работы. Занятия по сценическому движению начинаются со II полугодия второго года обучения. На эти занятия отводится по 0,5 часа один раз в неделю.
Распределение учебного времени необходимо производить с учётом усвоения и понимания учащимися поставленных творческих задач.
Особенности организации образовательного процесса. Учебные занятия проводятся как в группе, так и индивидуально в зависимости от поставленных задач в учебно-тематическом плане. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Состав группы – постоянный. Группа учащихся – разновозрастная.
Виды занятий. Учебные индивидуальные и групповые занятия включают в себя усвоение теоретических знаний и овладение практическими умениями и навыками по следующим темам программы: работа над дыханием, дикцией; распевание; знакомство с песней; работа над текстом, мелодией песни.
Групповые занятия по музыкальной грамоте и сольфеджио проводятся один раз в неделю. Знания, полученные на этих групповых занятиях, учащиеся закрепляют на индивидуальных занятиях по специальному инструменту.
Виды занятий дистанционной формы обучения: видео уроки, мастер-классы, онлайн конкурсы и др.
- Цели программы
Цель программы: создание условий для воспитания гармонически развитой личности, развития инструментальных навыков в процессе исполнения лучших образцов отечественных и зарубежных произведений, народных песен.
Основные задачи.
Первый год обучения:
Образовательные (предметные)
- познакомить учащихся с ансамблевой музыкой и историей возникновения инструментов;
- познакомить с элементарными музыкальными понятиями, обучая их простейшим практическим навыкам;
- развить чувство ритма, музыкальную память и слух. Содействовать первичному выявлению музыкальных данных;
- обогатить музыкальные впечатления учащихся, знакомя их со звучанием различных музыкальных инструментов;
- учить исполнению лёгких пьес на инструментах;
- учить слушать и понимать музыку.
Личностные:
- воспитать трудолюбие, усидчивость, чувство удовлетворения от исполняемого произведения;
- пробудить интерес к народному, классическому и современному музыкальному искусству.
Метапредметные:
- развить умение работать в группе на основе взаимопомощи;
- формировать умение планировать собственную деятельность.
Второй год обучения:
Образовательные (предметные)
- содействовать развитию музыкальных способностей и эстетического вкуса;
- способствовать освоению основных приёмов игры на инструментах;
- обучить правилам техники безопасности при работе с репетиционной аппаратурой.
Личностные:
- воспитать терпение, усидчивость, чувство удовлетворения от исполняемого произведения;
Метапредметные:
- побуждать к самостоятельной творческой деятельности;
- способствовать развитию потребности в занятиях музыкой;
- развить умение работать в группе на основе взаимопомощи, умения договариваться друг с другом.
Третий год обучения:
Образовательные (предметные)
- научить основам сценической культуры;
- познакомить с элементами импровизации;
- совершенствовать вокальное мастерство.
Личностные:
- развить художественный музыкальный вкус;
- сформировать сценическую культуру.
Метапредметные:
- вызвать интерес к исполнению музыкальных произведений и песен различных жанров;
- вовлечь учащихся в планирование исполнительского репертуар;
- развивать самостоятельную творческую деятельность в освоении материала;
- навыки самоорганизации и умения вести себя на сцене.
Четвёртый год обучения:
Образовательные (предметные):
- совершенствовать исполнительское мастерство;
- способствовать проявлению творческой активности через участие в конкурсах и фестивалях;
- учить самостоятельно работать в ансамбле;
- сочетать вокал и музыкальные инструменты со сценическим движением.
Личностные:
- установка на здоровый образ жизни;
- ориентироваться в мире ценностей культуры и музыки;
- ориентироваться в правах и обязанностях как члена коллектива;
- наличие устойчивой мотивации к занятию музыкальным творчеством;
- соблюдать дисциплину и знать правила поведения;
- сформировать умения быть сдержанным, терпеливым, вежливым в общении со сверстниками.
Метапредметные:
- участвовать в обсуждении учебных и творческих проблем;
- планировать время на выполнение творческих задач.
- правильно выполнять творческие задания;
- владеть речевым и словесным действием, работая в коллективе;
- наблюдать, анализировать, запоминать, воплощать;
- раскрепощаться и чувствовать сценическое пространство, взаимодействуя с партнерами.
- Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ | Тема | Всего | Количество часов | Формы | |
п/п | часов | Теория | Практи ка | контроля | |
1. | Введение в образовательную | 4 | 2 | 2 | Опрос |
программу. | |||||
2. | Индивидуальные занятия, | 46 | 16 | 30 | Опрос- |
прослуши | |||||
камерный ансамбль II полугодие. | вание | ||||
Ансамблевая работа. | 70 | 10 | 60 | прослуши | |
вание | |||||
3. | Постановка голоса. | 24 | 4 | 20 | прослуши |
вание | |||||
4. | Основы музыкальной грамоты. | 18 | 16 | 2 | Контроль |
ный срез | |||||
5. | Беседы о музыке. | 4 | 4 | – | Опрос |
6. | Итоговое занятие. | 2 | – | 2 | прослуши |
вание | |||||
ИТОГО: | 168 | 52 | 116 |
Содержание плана 1 года обучения Тема 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с целями и задачами ансамбля, с программой первого года обучения. Правила поведения в аудитории. Правила техники безопасности и пожарной безопасности. Появление музыки. История возникновения инструментов. Уход за музыкальными инструментами и их хранение.
Формы контроля: опрос.
Тема 2. Индивидуальные занятия на инструменте
Шестиструнная гитара
Теоретические сведения.
Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и настройка гитары. Посадка исполнителя, положение гитары, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука (ногтевой и безногтевой). Строй гитары, позиции. Нотный стан, запись нот, длительности.
Практическая работа.
Игра небольших песенок, пьесок по нотам. Постановка правой и левой руки. Упражнения на беглость пальцев. Аккорды и способ их извлечения. Баррэ, арпеджио. Гаммы, упражнения, каденции и пьесы в пределах I позиции. Изучение IV, V, VII, IX позиций.
Приёмы звукоизвлечения: легато, стаккато. Техника игры медиатором.
Ударные инструменты
Теоретические сведения
Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты.
Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.
Практическая работа
Гимнастические упражнения для развития рук и ног. Простейшие упражнения на глухом барабане.
Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры.
Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Изучение различных ритмов на ударной установке с переходами.
Формы контроля: опрос-прослушивание.
Тема 3. Постановка голоса (индивидуальные занятия)
Теоретические сведения
Ознакомление учащихся с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.
Певческая установка (пение в положении сидя и стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения.
Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнерёберного дыхания.
Соотношение вдоха
и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности.
Понятиеатаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата).
Овладение навыком мягкой атаки.
Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.
Практическая работа
Артикуляция и артикуляционный аппарат (рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо). Роль артикуляционного аппарата в вокализации и округлении гласных. Выравнивание гласных при пении упражнений на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными, а также выравнивание и округление их в конкретных вокальных произведениях.
Пение нефорсированным звуком на удобных звуках (для мальчиков в мутационный период, в пределах до, ре – до1, ре1).
Формы контроля: прослушивание.
Тема 4. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио
Теоретические сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, сила, длительность, тембр).
Нотная запись звуков. Октавы. Регистры. Ключи. Расположение нот на нотоносце в скрипичном и басовом ключах.
Длительности. Паузы. Знаки альтерации. Их обозначение. Значение точки около ноты. Лига как знак увеличения длительности звука. Лига как знак связного исполнения нескольких звуков и межтактовая синкопа.
Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, размере. Такт и тактовые черты. Затакт.
Понятие о простых и сложных размерах.
Ритм и особые виды ритмических делений (дуоли, триоли). Группировка (запись инструментальной и вокальной музыки). Тактирование на ...
Практическая работа
Запись несложных ритмических диктантов. Чтение нотных примеров с тактированием.
Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Тоника как главная устойчивая ступень звукоряда.
Понятие о ладе. Мажор и минор. Построение мажорного звукоряда. Пение мажорного звукоряда.
Небольшие диктанты в мажоре.
Определение на слух устойчивых ступеней лада. Минорный лад. Построение минорного звукоряда устно и письменно. Изучение натурального, гармонического и мелодического минора.
Пение небольших примеров в миноре с тактированием. Запись диктантов. Интервалы. Ступеневая и тоновая величина интервалов. Мелодические и гармонические интервалы. Обращение интервалов. Консонансы и диссонансы. Определение на слух интервалов.
Построение интервалов устно и письменно от различных звуков и в ладу. Сольфеджирование мелодии до 4 ключевых знаков с тактированием.
Запись музыкального диктанта в пределах пройденных интервалов и тональностей. Сокращение и упрощение нотного письма. Реприза. Вольта. Знак повторения тактов. Знак октавного переноса звучания. Мелизмы (трели, форшлаги, группетто, морденты). Термины обозначения темпа и динамики.
Формы контроля: контрольный срез, прослушивание.
Тема 5. Беседы о музыке Теоретическая работа Темы для изучения:
- Роль и значение музыки в нашей жизни.
- Жанровое разнообразие музыки.
- Что выражает музыка. Музыкальный образ.
Музыкальный язык. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темпоритм, тембр, динамика).
- Музыкальные формы.
- Народно-песенные истоки музыки.
- Песня – искусство звучащего слова.
- Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.
- Классическая, джазовая, эстрадная. (Выбор темы, круг образов. Сопоставление и анализ.)
Практическая работа
Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки).
Формы контроля: опрос.
Тема 6. Итоговое занятие
Практика.
Итоговое занятие проходит в форме отчётного концерта (камерный состав должен исполнить 3-4 произведения разного характера).
Учебный план 2 год обучения
№ | Тема | Всего | Количество часов | Формы | |
п/п | часов | Теория | Практика | контроля | |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
2. | Индивидуальные занятия | 40 | 7 | 33 | Опрос- |
прослуши | |||||
вание | |||||
3. | Вокальная работа (индивидуально) | 16 | 5 | 11 | прослуши |
вание | |||||
4. | Основы музыкальной грамоты | 10 | 10 | - | Контроль |
ный срез | |||||
прослуши | |||||
вание | |||||
5. | Беседа о музыке | 14 | 8 | 6 | Опрос |
6. | Ансамблевая работа | 70 | 10 | 60 | Опрос - |
прослуши | |||||
вание | |||||
7. | 15 | 6 | 9 | Просмотр | |
Основы сценического движения | - | ||||
(второе полугодие) | прослуши | ||||
вание | |||||
8. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Концерт |
ИТОГО: | 168 | 47 | 121 |
Содержание плана 2 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Знакомство с программой второго года обучения. Правила поведения в аудитории. Правила пользования репетиционной аппаратурой и техника безопасности при работе с ней. История происхождения музыкальных стилей и направлений.
Формы контроля: беседа.
Тема 2. Индивидуальные занятия на инструменте
Электрогитара
Теоретические сведения
Современная электрогитара, её устройство, тембровые и динамические возможности. Техническая характеристика электрогитары, темброблока, усилителей и звуковых колонок.
Правила подключения электрогитары, пользования и хранения инструмента. Положение гитары во время исполнения. Игра медиатором.
Практическая работа Освоение различных видов техники: аккордов, арпеджио, легато, глиссандо, вибрато, подтяжки (bend), легато левой руки (hammer-on, pull- off). Буквенно-цифровое обозначение аккордов. Исполнение различных, ритмических рисунков в аккордовом изложении. Практическое изучение гамм, аккордов, каденций, пьес в различных позициях и тональностях.
Бас-гитара
Теоретические сведения
История создания, устройство, техническая и тембровая характеристика инструмента.
Подключение к усилителю с колонкой и хранение бас-гитары. Функция бас-гитары в ансамбле, оркестре.
Практическая работа
Положение инструмента во время игры (игра в положении стоя и сидя), постановка рук, игра пальцами и медиатором. Аппликатура и позиции. Положение большого пальца (опоры). Штрихи: деташе, легато, стаккато, портато. Изучение басового ключа. Аккордовый и гаммаобразный типы басовой партии.
Ударные инструменты
Теоретические сведения
Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструмента ударной установки.
Практическая работа
Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), томы. Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Изучение ансамблевых партий. Работа с метрономом.
Клавишные электроинструменты
Теоретические сведения
Современные клавишные инструменты. Техническая характеристика, принцип эксплуатации и подключения к усилительной аппаратуре. Заземление инструментов и правила техники безопасности.
Тембровые и динамические возможности инструментов. Диапазон. Регистры. Мануалы (клавиши переключения).
«Чистые» тембры, смешанные тембры: тремоло, вибрато, реверберация (глубина и продолжительность). Музыкальная оправданность применения различных эффектов.
Место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, оркестре.
Практическая работа
Солирующая функция инструмента (тембровое разнообразие, громкость). Аккомпанирующая функция (гармония, ритм, динамика). Педальные задержания и их выразительное значение.
Применение знаний в разучиваемых песнях и пьесах. Чѐткое, грамотное, эмоциональное исполнение нескольких песен и пьес в составе ВИА. Понимание функций и задач своего инструмента в коллективной ансамблевой игре.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 3. Вокальная работа (индивидуально)
Теоретические сведения
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции. Пение мягким нефорсированным и округлым звуком.
Выравнивание регистров. Укрепление среднего регистра диапазона.
Постепенная выработка певческого вибрато. Продолжение работы над чистотой интонирования.
Практическая работа
Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приѐмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка).
Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука). Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммаобразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм). Элементы двух - и трѐхголосия.
Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков).
Пение аккордов. «Выстраивание» отдельных аккордов и пение небольших цепочек в пределах T-T-S-D-T.
Выработка дыхания.
Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 4. Основы музыкальной грамоты
Теоретические сведения Повторение и закрепление музыкально- теоретического материала предыдущего года. Новый материал.
Кварто-квинтовый круг тональностей. Аккорды. Буквенно-цифровое и ступеневое обозначение аккордов и их состав.
Трезвучие и его обращения. Главные трезвучия мажора и минора.
Септаккорд и его обращения. Пять видов септаккордов. Простейшие каденции.
Отклонение. Модуляция. Анализ произведений с использованием отклонений, модуляций.
Блюз. Гармония и форма. Блюзовые ноты.
Практическая работа
Пение гамм в мажоре и миноре ровными длительностями и в усложненной ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм, другие сочетания). Сольфеджирование мелодии с тактированием.
Запись диктантов в пределах пройденного материала. Построение аккордов устно и письменно.
Гармонизация мелодии. Аккордовая гармонизация.
Формы контроля: прослушивание, опрос.
Тема 5. Беседа о музыке Теоретическая работа Темы для изучения:
- Музыка на рубеже XX века (краткий обзор). Появление джаза (Родина джаза, истоки возникновения джаза).
- Современный джаз.
Поиски нового в музыкальном искусстве XX века.
- Значение и усиление ритма в современной музыке.
- Проникновение классической формы в популярную, джазовую, рок-музыку.
- Музыка 50-х годов. Возникновение рока. Слияние джаза и рока.
- Использование джазовой и рок стилистики в классической музыке.
- Появление электронных технологий в музыке. Произведения композиторов академической музыки в «новом» звучании (сопоставление и анализ).
Практическая работа
Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки).
Формы контроля: опрос.
Тема 6. Ансамблевая работа
Теоретические сведения
Понятие «аккомпанемент». Функция и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе.
Соло и звуковой баланс между солистом и аккомпанементом.
Практическая работа
Повторение, закрепление и дальнейшее развитие ансамблевых навыков. Настройка ансамбля, чистота исполнения (строй), единство темпо ритма. Подчинение индивидуального исполнения ансамблевому звучанию в целом. Поочередное вступление инструментов, инструментальные заставки и их выразительное значение. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам, вокальному ансамблю, хору. Чтение нот с листа.
Изучение ритмов, наиболее распространенных в современной эстрадной музыке.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 7. Основы сценического движения
Теоретические сведения
Понятие о характере музыки, динамических оттенках, темпе, строении музыкального произведения (музыкальное вступление, различные части, заключение), понятие о длительностях, такте, различных музыкальных размерах.
Разные виды синкоп. Особенности ритмов изучаемых элементов танцев.
Практическая работа
Упражнения на развитие ритмичности. Построение группы по кругу, шеренгой,
«стайкой». Ходьба ровными четвертями, ходьба с хлопками (различные ритмические сочетания шагов и хлопков), ходьба различными длительностями с переключением скорости ходьбы четвертями на движение половинными и наоборот, движение половинными, бег восьмыми при одновременном отхлопывании четвертей.
(На музыку необходимо реагировать непосредственно при выполнении ритмического упражнения, или после прослушивания музыки, как бы отвечая на реплику партнёра, в роли которого выступает музыка.)
Формы контроля: просмотр, прослушивание.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика. Отчётный концерт.
Учебный план 3 года обучения
№ | Тема | Всего | Количество часов | Формы | |
п/п | часов | Теория | Практика | контроля | |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
2. | Индивидуальные занятия | 40 | 7 | 33 | Опрос- |
прослуши | |||||
вание | |||||
3. | Вокальная работа (индивидуально) | 16 | 5 | 11 | прослуши |
вание | |||||
4. | Основы музыкальной грамоты | 10 | 10 | - | Контроль |
ный срез | |||||
прослуши | |||||
вание | |||||
5. | Беседа о музыке | 14 | 8 | 6 | Опрос |
6. | Ансамблевая работа | 70 | 10 | 60 | Опрос - |
прослуши | |||||
вание | |||||
7. | 15 | 6 | 9 | Просмотр | |
Основы сценического движения | - | ||||
(второе полугодие) | прослуши | ||||
вание | |||||
8. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Концерт |
ИТОГО: | 168 | 47 | 121 |
Содержание плана 3 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теоретические сведения
Знакомство с программой третьего года обучения. Правила поведения в аудитории. Беседа «Профилактика электротравм».
Формы контроля: беседа.
Тема 2. Индивидуальные занятия на инструменте
Теоретические сведения
Уход за инструментом. Настройка мензуры (электрогитара, бас-гитара). Использование и настройка эффектов. Правила подключения и использования инструментов и оборудования
Практическая работа
Упражнения на различные виды техники. Чтение нот с листа. Гаммы и арпеджио. Навыки импровизации. Детальная работа над ансамблевыми партиями. Разучивание небольших сольных произведений, этюдов.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 3. Вокальная работа
(индивидуальные или мелкогрупповые занятия)
Теоретические сведения
Повторение и закрепление вокальных навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль).
Практическая работа
Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Чистое интонирование унисона.
Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги.
Работа над эпизодическим трёхголосьем.
Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 4. Основы сольфеджио и гармонии
Теоретические сведения
Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущего года. Новый материал.
Строение мелодии. Мелодический рисунок. Мотив. Фраза. Цезура. Тема. Период. Каденция.
Предложение. Кульминация. Виды кульминаций и их значение. Фактура изложения (мелодическая, гармоническая, ритмическая).
Практическая работа Музыкальные диктанты в тональностях до четырѐх знаков. Определение на слух интервалов, трезвучий.
Пение интервалов трезвучий и их обращений.
Сочинение мотива. Сочинение фразы. Основы импровизации. Секвенции. Диатонические и хроматические.
Сочинение небольших музыкальных импровизаций на основе готовой схемы гармонической структуры.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 5. Беседы о музыке Теоретическая работа Темы для изучения:
Краткий обзор современных направлений массовой музыкальной культуры.
- Как понимать современность в музыке? Однозначны ли понятия «современная музыка» и «музыка, отражающая современность»? (историческая летопись в музыке на примере различных эпох);
- Рождение «биг-бита» (творчество ансамбля «TheBeatles»); 3.Массовая песня (истоки и традиции);
4.Песни наших дней (жанровое и тематическое разнообразие); 5.Творчество современных композиторов-песенников;
- Краткий обзор творчества ведущих исполнителей и вокально-инструментальных групп;
- Перспективы дальнейшего развития жанра.
Практическая работа
Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки).
Формы контроля: опрос.
Тема 6. Ансамблевая работа
Теоретические сведения
Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры. Функция и роль каждого инструмента в ансамбле. Строй (ансамбль) и звуковой баланс в ансамбле. Виды импровизаций. Практическая работа
Разучивание песен и пьес концертного репертуара. Соединение собственного пения с аккомпанементом. Звуковой баланс между пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением. Подчинение индивидуального исполнения обще ансамблевому, направленного на раскрытие художественного образа песни или пьесы. Работа над импровизациями. Игра по цифрованному басу. Сочинение небольших мотивов и дальнейшее его развитие. Чтение нот с листа.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 7. Основы сценического движения
Теоретические сведения
Особенности сценического воображения. Сценическое действие как действие в вымышленных условиях – в «предлагаемых обстоятельствах». Сценическая
«неправда» как художественный вымысел.
Практическая работа
- Упражнения на внимание.
- Упражнения, показывающие необходимость подлинности и целенаправленности действий в «предлагаемых обстоятельствах» (оправданность действия: «Почему я это делаю?», «Зачем я это делаю?»).
- Этюды-импровизации в «предлагаемых обстоятельствах» (действие в условиях вымысла, действия с воображаемыми предметами).
Формы контроля: просмотр.
Тема 8. Итоговое занятие
Практика.
Концерт вокально-инструментальной музыки (к участию приглашаются коллективы учреждений образования).
Учебный план 4 года обучения
№ | Тема | Всего | Количество часов | Формы | |
п/п | часов | Теория | Практика | контроля | |
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
2. | Индивидуальные занятия | 40 | 7 | 33 | Опрос- |
прослуши | |||||
вание | |||||
3. | Вокальная работа | 16 | 5 | 11 | прослуши |
вание | |||||
4. | Основы музыкальной грамоты | 10 | 10 | - | Контроль |
ный срез | |||||
прослуши | |||||
вание | |||||
5. | Беседа о музыке | 14 | 8 | 6 | Опрос |
6. | Ансамблевая работа | 70 | 10 | 60 | Опрос - |
прослуши | |||||
вание | |||||
7. | 15 | 6 | 9 | Просмотр | |
Основы сценического движения | - | ||||
(второе полугодие) | прослуши | ||||
вание | |||||
8. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Концерт |
ИТОГО: | 168 | 47 | 121 |
Содержание плана 4 года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теоретические сведения
Знакомство с содержанием программы четвѐртого года обучения. Правила поведения в аудитории.
Правила пользования репетиционной аппаратурой и техника безопасности при работе с ней.
Формы контроля: беседа.
Тема 2. Индивидуальные занятия на инструменте Практическая работа Теоретические сведения
Упражнения на различные виды техники. Чтение нот с листа. Гаммы и арпеджио. Навыки импровизации. Детальная работа над ансамблевыми партиями. Разучивание небольших сольных произведений, этюдов.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 3. Вокальная работа (индивидуальные или мелкогрупповые занятия).
Теоретические сведения
Повторение и закрепление вокальных навыков.
Практическая работа
Расширение певческого диапазона. Работа над качеством звука. Чистое интонирование унисона.
Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги.
Разучивание репертуара вокально-инструментального ансамбля.
Пение под собственный аккомпанемент. Соединение пения с исполнением своей партии на музыкальном инструменте в составе вокально- инструментального ансамбля.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 4. Основы гармонии и строение музыкальных форм.
Теоретические сведения
Повторение и закрепление музыкально-теоретического материала предыдущих лет. Практическая работа Музыкальные диктанты в тональностях до четырѐх знаков.
Определение на слух интервалов, трезвучий. Пение интервалов трезвучий и их обращений.
Ритмическое развитие мотива (при сохранении мелодического рисунка мотивной линии).
Запись и исполнение на инструменте секвенций на основе заданного или сочиненного мотива.
Основные музыкальные формы
Период. Квадрат (в современной музыке). Куплетная форма. Двух- и -трѐхчастная форма. Блюз. Куплетно-вариационная и вариационная формы. Вступление, изложение темы, разработочное или вариационное развитие, кульминация, реприза и кода.
Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных средств,
формы, кульминации,
мелодической линии, солирующей партии и создания художественного образа в целом.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 5. Беседы о музыке Теоретическая работа Темы для изучения:
ВИА 60-80-х («Ариэль», «Весѐлые ребята», «Песняры», «Поющие гитары»,
«Самоцветы»).
Творчество классиков. И.С. Бах.
Вклад белорусских композиторов в мировую музыкальную культуру. Творчество классиков. Л. Ван Бетховен.
Современные стили и направления в музыке.
Влияние народной музыки на творчество классических композиторов и на творчество ВИА.
Блюз как основа новых стилистик XX века. Русские классики («Могучая кучка»).
Обзор творчества популярных исполнителей и рок групп. Практическая работа
Слушание произведений или их фрагментов (произведения и песни подбираются в соответствии с возрастом учащихся и динамикой развития эстрадной музыки).
Формы контроля: опрос.
Тема 6. Ансамблевая работа
Теоретические сведения
Повторение и закрепление умений и навыков ансамблевой игры. Функции и роль каждого инструмента в ансамбле. Строй (ансамбль) и звуковой баланс в ансамбле. Виды импровизаций.
Практическая работа
Разучивание песен и пьес концертного репертуара. Соединение собственного пения с аккомпанементом. Звуковой баланс между пением и сопровождением, между соло-эпизодами и пением. Подчинение индивидуального исполнения обще- ансамблевому, направленного на раскрытие художественного образа песни или пьесы. Работа над импровизациями. Игра по цифрованному басу. Сочинение небольших мотивов и дальнейшее их развитие. Чтение нот с листа.
Формы контроля: прослушивание.
Тема 7. Основы сценического движения
Теоретические сведения
Особенности сценического воображения. Целенаправленность, целесообразность, логика и
последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия.
Практическая работа
Упражнения на развитие образных представлений, сочинение небольшого рассказа на заданную
тему и участие в нѐм в качестве главного героя и исполнителя.
Музыкальные этюды-импровизации на темы шуточных и игровых народных песен.
Знакомство с танцевальными ритмами, а также с элементами движений современных танцев.
Формы контроля: прослушивание-просмотр.
Тема 8. Итоговое занятие
Концерт вокально-инструментальной музыки (к участию приглашаются коллективы учреждений образования).
- Планируемые результаты.
Первый год обучения Образовательные (предметные) результаты:
Шестиструнная гитара
В течение года учащиеся должны:
- освоить мажорные гаммы до, соль;
- освоить гаммы ре, ля в пределах первой и второй позиции;
- познакомиться с мажорными и минорными гаммами в пределах четвѐртой, пятой, седьмой и девятой позиций;
- разучить несколько этюдов на различные виды техники, пьес (различного характера);
- уметь прочитать небольшой музыкальный фрагмент с листа;
- исполнить на отчѐтном концерте 1-2 произведения соло и в составе камерного ансамбля.
Ударные инструменты
В течение года учащиеся должны:
- усвоить упражнения на все виды ударов с различными ритмическими фигурациями и соотношениями, а также несколько ритмических этюдов и упражнений;
- исполнить на отчётном концерте 1-2 произведения в сопровождении фортепиано.
Постановка голоса Учащиеся должны:
- овладеть навыками дыхания, мягкого нефорсированного звука, чистотой интонирования, основными правилами вокальной дикции;
- иметь сведения о гигиене голоса;
- выучить несколько песен различного характера;
- на зачётном занятии грамотно, выразительно исполнить 1-2 песни.
Личностные результаты:
-сформируется уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости, трудолюбие, терпение, усидчивость;
-сформируется убежденность в успешном овладении выбранным видом деятельности, к народному, классическому и современному музыкальному искусству.
Метапредметные результаты:
-разовьётся стойкий интерес к систематическим занятиям ВИА и появится потребность к дальнейшему саморазвитию;
-научится составлять план действий, вносить необходимые коррективы и выбирать рациональный способ действия.
Второй год обучения Образовательные (предметные) результаты:
Электрогитара
Учащиеся должны:
- уметь обращаться с электрогитарой;
- соблюдать технику безопасности;
- освоить технику игры медиатором;
- выучить мажорные и минорные гаммы, аккорды, арпеджио в пределах пройденных позиций с усложненным ритмическим рисунком (движение триолями, пунктирным ритмом, комбинированные ритмические фигуры);
- выучить несколько этюдов на различную технику, пьес различного характера, песен в составе камерного ансамбля;
- приобрести навыки чтения нот с листа и игры аккордов по буквенно-цифровому обозначению;
- на отчётном концерте исполнить несколько песен или пьес в составе аккомпанирующего инструментального ансамбля, понимая свою роль и задачи в нём.
Бас-гитара
В течение года учащиеся должны:
- научиться пользоваться бас-гитарой;
- знать правила подключения и технику безопасности;
- освоить технику игры медиатором и пальцами;
- выучить мажорные и минорные гаммы, арпеджио в пределах пройденных позиций в различных размерах и с различным ритмическим рисунком;
- приобрести навык чтения нот с листа;
- разучить несколько этюдов, пьес, песен;
- исполнить басовую партию по буквенно-цифровому обозначению;
- на отчётном концерте исполнить несколько песен или пьес в составе инструментального ансамбля, понимая свою задачу.
Ударные инструменты
В течение года учащиеся должны:
- изучить все основные танцевальные ритмы;
- подготовить 8-10 песен или пьес для исполнения в ансамбле;
- усвоить чтение нот с листа. Клавишные электроинструменты Учащиеся должны:
- уметь пользоваться электроинструментом;
- знать мануалы данного инструмента (клавиши переключения); 3)соблюдать правила техники безопасности;
- освоить «чистые» и смешанные тембры, тремоло, вибрато, реверберацию, понимать место и роль клавишного электроинструмента в ансамбле, несколько песен или пьес в составе инструментального ансамбля;
- на отчётном концерте чётко, грамотно, эмоционально исполнить ряд песен и пьес в составе аккомпанирующей инструментальной группы.
Вокальная работа
Учащиеся должны:
- овладеть навыками ансамблевого пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка);
- уметь подстраивать свой голос к голосам других, выравнивая его по силе и высоте;
- петь округленным нефорсированным звуком;
- разучить несколько песен различного характера и содержания;
- на отчётном концерте грамотно, выразительно, эмоционально исполнить несколько песен в сопровождении фортепиано или инструментальной аккомпанирующей группы.
Ансамбль
Учащиеся должны:
- освоить навыки ансамблевой игры (чѐткое вступление инструментов, соблюдение единого темпоритма, согласованное изменение силы звука);
- знать и понимать свою роль и место в ансамбле;
- освоить несколько песен или пьес;
- на отчётном концерте грамотно аккомпанировать солистам-вокалистам, солистам-инструменталистам, вокальной группе, исполнить несколько танцевальных инструментальных пьес с учётом необходимой этого силы звука.
Личностные результаты:
-сформируется уверенность в доброжелательном отношении к окружающему миру, чувство собственной значимости и доброжелательному отношению друг к другу и к личному творчеству;
-сформируется убежденность в успешном овладении выбранным видом деятельности, мотивация к знаниям, познавательная нацеленность, творческая активность.
Метапредметные результаты:
-сформируется стойкий интерес к систематическим занятиям ВИА и появится потребность к дальнейшему саморазвитию;
-научится составлять план действий, вносить необходимые коррективы и выбирать рациональный способ действия;
-разовьётся умение вступать и вести диалог.
Третий год обучения Образовательные (предметные) результаты:
Учащиеся вокально-инструментальной концертной группы должны:
- овладеть навыками пения, аккомпанирования и сценической свободы при исполнении пьес и песен;
- познакомиться с элементами импровизации.
Личностные результаты:
- сформируется уверенное восприятие о художественном и музыкальном вкусе;
- сформируется интерес ориентироваться в мире ценностей культуры и музыки;
- сформируется понятие о коллективе, правах и обязанностях как члена коллектива;
Метапредметные результаты:
-сформируется стойкий интерес к систематическим занятиям ВИА и появится потребность к дальнейшему саморазвитию;
-научится составлять план действий, вносить необходимые коррективы и выбирать рациональный способ действия.
-сформируется умение вступать и вести диалог.
-научиться раскрепощаться и чувствовать сценическое пространство, взаимодействуя с партнерами.
Четвертый год обучения Образовательные (предметные) результаты:
Учащиеся вокально-инструментального ансамбля должны:
- познакомить учащихся с эстрадной музыкой в переложении для ВИА;
- развивать навыки пения, игры на инструменте, импровизации;
- принимать участие в концертах и конкурсах.
Личностные результаты:
-сформируется общественная активность личности, культура общения, навыки здорового образа жизни;
-сформируется уверенность в доброжелательном отношении к нему других людей, чувство собственной значимости;
-сформируется потребность к достижениям и повышение самооценки в ситуации успеха.
Метапредметные результаты:
-сформируется стойкий интерес к систематическим занятиям ВИА;
-сформируются такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
-детский коллектив сплотится, и отношения в нем будут строиться на основе взаимопомощи и сотворчества.
После окончания курса обучения учащийся получит сертификат о прохождении дополнительной общеразвивающей программы «ВИА «Кураж»» для детей 6-18 лет.
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
- Календарный учебный график (приложение 1).
- Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение:
- Условия реализации программы
Необходимый минимум для реализации образовательной программы:Занятия проводятся в чистом, просторном, хорошо проветриваемом помещении. Репетиции проводятся в аудитории с хорошей звуковой акустикой, как в профессиональной студии, без вреда для слухового аппарата участников ансамбля и руководителя.
Для полноценной работы ансамбль должен быть оснащѐн следующей аппаратурой:
-полная ударная установка;
-два гитарных комбоусилителя (по 60 Вт);
-басовый комбоусилитель (100 Вт);
-панорамные сатилиты, сабвуферы с усилителями (0,5 кВт); -вокальные микрофоны – 3 шт.;
-микрофоны для озвучивания ударных инструментов; микшерный пульт (10 каналов); -мультикор;
удлинители сети;
-общая коммутация: инструментальные, микрофонные шнуры; шнуры с контактами «эксэлэер»;
-приборы эффектов: «ревербератор», «делэй», «хорус»,
«компрессор», «энхайсер»; -общий стерео эквалайзер сценические мониторы для каждого инструмента.
- Информационное обеспечение (аудио, видео, интернет источники):
- видео выступлений коллектива «Кураж».
- Кадровое обеспечение:
В реализации данной программы работает один педагог – Моров Сергей Александрович, педагог высшей квалификационной категории. Имеет высшее педагогическое образование – в 1993 году окончил Волгоградский государственный педагогический университет им. А.С. Серафимовича. В 2017 году прошел курсы профессиональной переподготовки по должности «Педагог дополнительного образования». В 2020 году прошел курсы повышения квалификации по программе «Особенности образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС» в объеме 32 часа.
- Формы аттестации
Результаты обучения: определенный набор знаний, умений и навыков; развитие способностей; положительные психические изменения; улучшение показателей адаптации в обществе; повышение престижа объединения; презентабельные результаты: демонстрация результатов перед родителями.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы
являются: открытые
и показательные занятия, итоговые занятия, контрольные упражнения, срезы, диагностические процедуры по определению образовательного уровня и воспитанности занимающихся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, аналитический материал, видеозапись, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, фото, отзыв детей
и родителей, свидетельство (сертификат), статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, аналитическая справка (отчет о работе педагога), диагностическая карта, открытое занятие, концерт, конкурс и др.
Формы обучения: учебное занятие, занятие-концерт, занятие-экскурсия. Два раза в год проводится итоговое занятие в форме концерта.
- Оценочные материалы
Методы педагогической диагностики: наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности).
Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации обучающихся, анализа достижений учащихся и коллектива.
Методика педагогической диагностики.
Методики диагностики изменения личности ребенка:
- «Карта интересов» (для детей 6–11 лет);
- «Карта оценки результативности реализации программы художественной направленности» (приложение 2).
Методики диагностики изменений системы отношений:
- Методика «Дневник педагогических наблюдений».
- Методические материалы.
Формы и методы реализации программы
Основу образовательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, в процессе которого развиваются музыкально-слуховые предоставления, музыкальное мышление и память.
Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размера, учащиеся изучают буквенно-цифровые обозначения, усложненный ритм, знакомятся с основами гармонии, учатся соединять главные трезвучия, «строят» простейшие каденции и секвенции в различных тональностях, изучают строение музыкальной формы.
Для успешной деятельности ВИА очень важна самостоятельная работа учащихся, осознанный, упорный и кропотливый труд, необходимый для преодоления многочисленных трудностей.
В процессе работы ансамбля принимаются авторские сочинения участников ансамбля, которые редактируются руководителем, чтобы произведения имели профессиональный композиторский уровень и аранжировку.
Работа ВИА будет не полной, если учащиеся не познакомятся с русской и зарубежной классической музыкой, с развитием популярной эстрады, джаза, рок- музыки, творчеством композиторов и исполнителей. На беседы о музыке и прослушивание произведений, а также посещение концертов в программе ежегодно отводится от 4 - 14 часов – в месяц.
В организации учебного процесса используются эвристические методы обучения (рассказ; беседа; лекция), иллюстрационно-объясняющие, репродуктивные. Предполагается работа с книгой, нотным материалом, упражнения для развития техники исполнения. Активно используются аудио - и видеоматериалы.
По своему назначению используются следующие типы занятий:
- комбинированное;
- первичного ознакомления с материалом; - усвоения новых знаний;
- применения полученных знаний и умений на практике; - закрепления, повторения; - итоговое.
Формы обучения: учебное занятие, занятие-концерт, занятие-экскурсия. Два раза в год проводится итоговое занятие в форме концерта.
- Список литературы.
Для педагога:
По постановке голоса
- Абт, Ф. Практическая школа пения для сопрано или тенора в сопровождении фортепиано: учебно-методическое пособие / Ф. Абт. - СПб.: Лань, 2015. - 144 c.
- Априле, Д. Итальянская школа пения. С приложением 36 примеров сольфеджио. Вокализы для тенора и сопрано: Учебное пособие / Д. Априле. - СПб.: Лань, 2015. - 132 c.
- Варламов, А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие / А.Е. Варламов. - СПб.: Лань, 2012. - 4. Васильева, О.В. Школа пения. Часть 1. – «Семнадцать вокализов» / О.В. Васильева. - М.: РиС,2015. - 52 c.
|
- Васильева, О.В. Школа пения. Васильева. - М.: ГЛТ ,2016. - 52 c.
- Васильева, О.В. Школа пения. Васильева. - М.: ГЛТ , 2016. - 64 c.
- Гей, Ю. Немецкая школа пения: Учебное пособие / Ю. Гей. - СПб.: Лань, 2014. - 328 c.
- Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.: Лань, 2016. - 72 c.
- Глинка, М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие / М.И. Глинка. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 72 c.
- Евсеев, Ф.Е. Школа пения. Теория и практика для всех голосов: Учебное пособие / Ф.Е. Евсеев. - СПб.: Лань, 2015. - 80 c.
- Ламперти, Д.Б. Практическая школа пения для сопрано или тенора в сопровождении фортепиано: Уч.-методическое пособие / Д.Б. Ламперти. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 144 c.
- Лебедев, Н.Н. Итальянская школа пения. С приложением 36 примеров сольфеджио. Вокализы для тенора и сопрано: Учебное пособие / Н.Н. Лебедев. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 132 c.
- Лобанова, О.Г. Полная школа пения: Учебное пособие / О.Г. Лобанова. - СПб.: Планета Музыки, 2012. - 120 c.
- Лыкасова, И.А. Немецкая школа пения: Учебное пособие / И.А. Лыкасова, В.А. Крыгин и др. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 328 c.
- Лысенко, Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В. Пак, Л.В. Рогожина и др. - СПб.: Планета Музыки, 201217. Лысенко, Н.П. Упражнения для усовершенствования голоса. Школа пения для сопрано: Учебное пособие / Н.П. Лысенко, В.В. Пак, Л.В. Рогожина и др. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 72 c.
- Макарец, Л. Школа пения. Теория и практика для всех голосов: Учебное пособие
/ Л. Макарец, М. Макарец. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 80 c.
- Маркези, М. Школа пения: Практическое руководство в трех частях / М. Маркези. - М.: Музыка, 2015. - 152 c.
- Матвеев, А.Н. Школа пения: Учебное пособие / А.Н. Матвеев. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 440c.
- Мирзоев, Р.А. Искусство оперного пения. Итальянская вокальная школа / Р.А. Мирзоев, А.Д. Давыдов. - СПб.: Планета Музыки, 2014. - 48 c.
- Ниссен-Саломан, Г. Школа пения: Учебно-методическое пособие / Г. Ниссен- Саломан. - СПб.:
Лань, 2015. - 440 c.
- Стеблянко, А.А. Искусство оперного пения. Итальянская вокальная школа. Его Величество Звук: Учебное пособие / А.А. Стеблянко. - СПб.: Лань, 2014. - 48 c.
По индивидуальному обучению игре на инструменте Ударные инструменты
1.https://samouchitel-m.ru/ Самоучители игры на барабанах. 2.Филипс С.. «Искусство игры на двух больших барабанах».
- Клоц М. «Искусство игры на ударных».
- Морелло Д. «Школа игры на ударных инструментах».
- Смит С. «О различных приемах звукоизвлечения».
- Смит С. «Техника игры на ударной установке». Видеотека. Фестивали барабанщиков.
- Видеоклипы с участием лучших барабанщиков мира.
Фортепиано
- ЮроваТ.В.Фортепианныепроизведениясовременныхотечественныхкомпозиторовв педагогическом репертуаре. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2016.
- Адажио. 6 класс. Хрестоматия для фортепиано. - М.: Феникс, 2014.
- Альтерман, София Учимся играть на рояле. Учебное пособие для начинающих в двух частях. Часть 2. Крупная форма. Этюды / София Альтерман , Евгения Кузнецова. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2014.
- Балацкая, А. Играть легко! Учебное методическое пособие по фортепиано для начинающих / А. Балацкая, Н. Петрова. - Москва: РГГУ, 2016.
- Барсукова, С. А. Азбука игры на фортепиано / С.А. Барсукова. - М.: Феникс, 2012..
- Бах, И. С. И. С. Бах. Избранные органные произведения в переложении для фортепиано / И.С. Бах. - М.: Феникс, 2009.
- Белов, Геннадий Руки на клавишах черных... и белых. Пособие для первоначального обучения игре на фортепиано и электронных клавишных инструментах / Геннадий Белов , Нина Бергер. - М.: Композитор - Санкт- Петербург, 2014.
- Бернстайн, С. 20 уроков клавиатурной хореографии / С. Бернстайн. - Москва: 2001.
- Бизе, Ж. Бизе. Детские игры. Сюита для фортепиано в четыре руки / Ж. Бизе. - М.: Музыка,2014.
- Бланше, Э.-Р. Современная фортепианная техника / Э.-Р. Бланше. - Москва: СИНТЕГ, 1999.
- Брянская, Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. - М.: Классика-XXI, Арт-транзит, 2014.
- Веселые клавиши. 2 класс ДМШ. Сборник пьес для фортепиано. - М.: Феникс, 2015.
- Вместе весело играть. Сборник ансамблей для фортепиано. 4-5 классы ДМШ. - М.: Феникс.
- Гарри Нотная грамота. Самоучитель. Для тех, кто учится играть на гитаре, фортепьяно и других музыкальных инструментах / Гарри, Майкл Бакстер. - М.: Астрель, 2012.
- Давыдова, Эмилия. Учимся играть вместе. 30 уроков начального обучения маленьких пианистов. Методическое пособие / Эмилия Давыдова, Лариса Ефремова.
- М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2015.
- Захарова, Л. Избранные этюды для фортепиано. Старшие классы ДМШ. Выпуск 2 / Л. Захарова. - М.: Феникс, 2008.
- Корыхалова, Н. Играем гаммы. Учебное пособие / Н. Корыхалова. - М.: Музыка, 2017. - 800 c.
- Новые произведения российских композиторов юным баянистам- аккордеонистам. 3-4 класс ДМШ. - М.: Феникс, 2010.
- Пианино для начинающих. - М.: АСТ, Кладезь, 2014.
- Полифонические пьесы для фортепиано. 6 класс. Выпуск 6. - М.: Музыка, 1975. 21.Руденко, А.М. Знаки зодиака. Цикл пьес для фортепиано / А.М. Руденко. - М.: Феникс, 201422. Фортепианные ансамбли для детей. Произведения для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ. -М.: Музыка, 2013.
23.Шуман, Роберт Фортепиано. Роберт Шуман. Лесные сцены. Девять фортепианных пьес / Piano.
Robert Schumann. Forest Scenes. Nine Piano Pieces / Роберт Шуман. - М.: Нота, 2004. 24.Шушков, А. А. Шушков. Джазовые пьесы для фортепиано / А. Шушков. - М.: Феникс, 200825. Юному музыканту-пианисту. 5 класс. - М.: Феникс, 2014.
Гитара, электрогитара, бас-гитара
- Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011.
- Агеев, Дмитрий Гитара. Уроки мастерства для начинающих / Дмитрий Агеев. - М.: Питер, 2012.
- Агеев, Дмитрий Рок на акустической гитаре. Основы (+ CD-ROM) / Дмитрий Агеев. - М.: Питер,2013.
- Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) / Игорь Бойко. - М.: Www.records, 2012.
- Бровко, В. Л. Аккордовая техника для начинающих гитаристов / В.Л. Бровко. - М.: Лань, Планета музыки, 2008.
- Джейми, Андреас Гитара. Путь мастерства. Книга 4. Что дальше? / Андреас Джейми. - М.: Креатон, 2011.
- Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов / Петр Котов. - М.: Современная школа, 2008.
- Ламзин, Игорь Школа игры на электрогитаре. Самоучитель (+ 3 CD) / Игорь Ламзин , Юрий Пастернак. - М.: Этерна, 2012.
- Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011.
- Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Феникс, 2012.
- Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель гитарного аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012.
- Лихачев, Ю. Г. Экспресс-курс игры на гитаре / Ю.Г. Лихачев. - М.: ИЗД-ВО "АСТ", 2014.
- Николаев, А. Г. Видео школа аккомпанемента на шестиструнной гитаре (+ DVD-ROM) / А.Г. Николаев. - М.: Планета музыки, Лань, 2007.
- Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010.
- Ноуд, Фредерик Гитара. Самый полный самоучитель / Фредерик Ноуд. - М.: АСТ, Астрель, 2010.
- Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. - М.: Феникс, 2008.
- Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010.
- Петров, П. В. Гитара. Все аккорды / П.В. Петров. - М.: Букмастер, 2012. 19.Петров, П. В. Как научиться играть на гитаре, зная всего 8 аккордов / П.В. Петров. - М.: Современная школа, 2010.
20.Петров, П. Застольные песни под гитару. Безнотная методика / П. Петров. - М.: АСТ, 2014. 21. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.: Советский композитор, 2006
- Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. - М.: Феникс, 2013.
- Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. - М.: Современное слово, АСС-Центр, 2006.
- Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Самоучитель игры на семиструнной гитаре. - М.: Рипол Классик, 2014.
- Флеминг, Т. Гитара для начинающих / Т. Флеминг. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2006. 26. Фрадд, Дэйл Гитара. Полное пошаговое руководство / Дэйл Фрадд. - М.: Попурри, 2005. 27. Цветков, В. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / В. Цветков. - М.: Феникс, 2013.
- Чавычалов, А. А. Уроки игры на гитаре. Полный курс обучения / А.А. Чавычалов.
- М.: Феникс, 2015.
- Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" (+ CD) / Джон Чаппел. - М.: Диалектика, 2006.
- Чаппел, Джон Рок-гитара для "чайников" / Джон Чаппел. - М.: Вильямс, Вильямс, 2015.
По теории музыки, сольфеджио, гармонии, анализу музыкальных произведений, композиции, импровизации
- Гончаренко, С. Музыкальные формы в таблицах: Наглядное пособие по курсу анализа музыкальных произведений [Электронный ресурс] / С. Гончаренко. Под.общ. ред. А. Г. Михайленко. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск, 2007. – Режим доступа: http://www.conservatoire.ru/dofiles/analiz/forms. pdf. – Загл. с экрана.
- Заднепровская, Г. Анализ музыкальных произведений[Электронный ресурс]: Учебник / Г. Заднепровская. – Москва: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2003. – Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/633784/. – Загл. с экрана.
- Композиторы о современной композиции: [Текст]: Хрестоматия / сост. Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. – Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – 356 с.
- Способин, И. Музыкальная форма [Текст]: Учебник / И. Способин. – Москва: Музыка, 20075. Холопов, Ю. Введение в музыкальную форму [Электронный
ресурс]/ Научные редакторы: Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова. – Москва: Научно- издательский центр «Московская консерватория»,
2006.– Режим доступа: http://www.kholopov.ru/kholopov-forma.pdf. – Загл. с экрана
Теория музыки, музыкальная грамота
- Березовчук, Лариса Самоучитель элементарной теории музыки / Лариса Березовчук. - М.:
Композитор - Санкт-Петербург, 2008.
- Оголевец, А. С. Специфика выразительных средств музыки / А.С. Оголевец. - М.: Советский композитор, 1979.
- Поющие гитары. Выпуск 29. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 1985.
- Середа, В. О ладе в музыке и "разладе" в теории музыки / В. Середа. - М.: Классика-XXI, 2010.
- Финдейзен, Н. Ф. Музыкальная этнография / Н.Ф. Финдейзен. - М.: Книга по Требованию, 1995.
- Холопова, В. Н. Теория музыки / В.Н. Холопова. - М.: Лань, 2002.
- Шайхутдинова, Д.И. Методика обучения элементарной теории музыки / Д.И. Шайхутдинова. - М.: Феникс, 2009.
- Шалина, Л. А. Краткое пособие по теории музыки для учащихся фортепианного отдела ДМШ и ДШИ / Л.А. Шалина. - М.: Феникс, 2012.
Для детей:
- Арсенина, Е. Н. Музыкальные занятия. Средняя группа / Е.Н. Арсенина. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014.
- Дубровская, Е. А. Ступеньки музыкального развития / Е.А. Дубровская. - М.: Просвещение, 2013.
- Конкевич, С. В. Мир музыкальных образов. Слушаем музыку вместе с ребенком. Советы музыкальным руководителям (подготовительная группа) / С.В. Конкевич. - М.: Детство-Пресс, 2010.
- Лазарев, М. Л. Здравствуй! Книга песен. В 4 частях. Часть 4 / М.Л. Лазарев. - М.: Мнемозина, 2017.
- Мерзлякова, С. И. Учим петь детей. Песни и упражнения для развития голоса / С.И. Мерзлякова. - М.: Сфера, 2015. 6. Песни для детей на стихи Виталия Татаринова. Ласковая ласточка. - М.: Владос, 2011.
- Рокитянская, Т. А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия от 3 до 9 лет / Т.А. Рокитянская. - М.: Национальное образование, 2015.
- Рытов, Д. А. Домашний оркестр для веселого праздника. Мастерим и играем / Д.А. Рытов. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017.
- Сычева, М. А. Первые уроки музыки / М.А. Сычева. - М.: Феникс, 2013. 10.Фролова, Ю. Веселая музыкалочка / Ю. Фролова. - М.: Феникс, 2017.
Для родителей:
- Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2012..
- Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. - М. 2010.
- Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. «Айрис пресс», М., 2004.
- Зимина А.Н. Большой хоровод. - М., 2003.
- Исаева И.Ю. Досуговая педагогика. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2010.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
- Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., ТЦ
«Сфера», 2005.
- Кленов Н.В. Культурно-досуговая сфера УДОД // Дополнительное образование и воспитание. 2008. №7. С. 12-18.
- Школяр Л.В. Проблемы развития музыкального образования в условиях социальных перемен // Учитель музыки. - 2008. - №1. - С. 3-7.
Приложение 1
Директор
МБУДО «Жирновский ЦДТ»
С.А. Моров
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2020-2021 учебный год
Дополнительная общеразвивающая программа
«ВИА «Кураж»» для детей 7-18 лет
Год обучения/ № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количест- во учебных дней | Количест- во учебных часов | Режим занятий | Сроки контр. процедур | Продол- жительность каникул |
1 год | 01.09.2020 | 30.06.2021 | 42 | 84 | 168 | 2 раза | 21-25.12. | 01- |
группа | в | 2020г. | 8.01.2021 | |||||
№ 1 | неделю | 21-25.06. | ||||||
по 2 | 2021г. | |||||||
часа | ||||||||
2 год | 01.09.2020 | 30.06.2021 | 42 | 84 | 168 | 2 раза | 21-25.12. | 01- |
группа | в | 2020г. | 8.01.2021 | |||||
№ 1-4 | неделю | 21-25.06. | ||||||
по 2 | 2021г. | |||||||
часа |
Приложение 2
Карта оценивания результативности усвоения дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности учащимися
(хореография, вокал, театр, ВИА и др.) за учебный год
(фио учащегося детского объединения, год обучения)
Сроки диагностики | Середина | Конец |
Показатели | года | года |
(баллы) | (баллы) | |
I. Теоретическая подготовка ребёнка (10 баллов): | ||
1.1. Теоретические знания (3 балла): | ||
(беседы, лекции). | ||
1.2. Владение специальной терминологией (6 б.). | ||
1.3. Знание основ техники безопасности (1 б.). | ||
5. Практическая подготовка ребёнка (45 баллов): | ||
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой: | ||
2.1.1. Умения выполнять базовые приёмы (10 б.). (этюды, классич. и народ. станок, распевание и др.) | ||
2.1.2.Умение выполнять постановки базовых форм (30 б.). (эстрад. и народ. танцы, вокал, постановки, спектакли и др.) | ||
2.1.3. Умение самостоятельное применение приобретённых навыков (5 б.). | ||
21. Общеучебные умения и навыки ребёнка (25 баллов): | ||
3.1. Учебно-коммуникативные умения (макс.-10 | ||
б.): 3.1.1. Умение слушать и слышать педагога. | ||
3.1.2. Умение выступать перед зрителями. | ||
3.1.3. Умение вступать в диалог и участвовать в дискуссии. | ||
3.1.4. Умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации. | ||
3.1.5. Умение выражать свои мысли, строить умственные и письменные высказывания в соответствие с задачами коммуникации. | ||
3.2. Учебно-организационные умения и навыки (макс.-5 б.): | ||
3.2.1. Умение организовать свою деятельность на занятиях и выступлениях на мероприятиях. | ||
3.2.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности. | ||
3.3. Познавательные и регулятивные умения (макс.-10б.): | ||
3.3.1. У ребенка сформированы умения анализа и синтеза. | ||
3.3.2. У ребенка развита рефлексия и адекватная самооценка. | ||
3.3.3. Ученик умеет составлять план действий и вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае необходимости. | ||
3.3.4. Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую | ||
информацию. 3.3.5. Умеет формулировать проблемы и решать их. | ||
IV. Предметные достижения учащегося (20 баллов): | ||
o На уровне объединения – 1 балл. | ||
o На уровне ЦДТ – 2 балла. | ||
o На уровне города, района – 3 балла. | ||
o На региональном уровне – 4 балла. | ||
o На всероссийском уровне и выше – 10 баллов |
Максимальное количество баллов – 100 баллов
Минимальный уровень (min) – от 10 до 40 баллов; средний уровень (s) – от 41 до 70 баллов; максимальный уровень(max) – от 71 до 100 баллов.