Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Вокальный ансамбль»
Департамент образования администрации городского округа Тольятти
Муниципальное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 86 г. о. Тольятти
Центр дополнительного образования «Радуга»
Принята на заседании методического совета ЦДО «Радуга» от « ____» _______20__г. Протокол №____________ | Утверждаю Директор МБУ «Школы № 86» ________________ Юрченко К. С. «__»_______20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
«Вокальный ансамбль»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации программы: 3 года
Разработчик:
Фольц Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
г. Тольятти,
2020 г.
Оглавление
Пояснительная записка 3
Модули 1 года обучения, учебно-тематический план, содержание модулей 8
Модули 2 года обучения, учебно-тематический план, содержание модулей 14
Модули 3 года обучения, учебно-тематический план, содержание модулей 20
Методическое обеспечение 26
Список используемых источников 28
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокальный ансамбль» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"; Письма Министерства образования и науки Самарской области № МО -16-09-01/826-ТУ от 03.09.2015; Приказа министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-од «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказа Департамента образования администрации городского округа Тольятти от 18.11.2019 года №443-пк/3.2 "Об утверждении правил Персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе Тольятти на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам", а с учетом многолетнего педагогического опыта в области вокального искусства.
Направленность (профиль) программы
Программа имеет художественную направленность и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Программа «Вокальный ансамбль» по своей структуре является модульной, по степени освоения предметной области – разноуровневой: 1-ый год обучения – ознакомительный; 2, 3-ий года обучения – базовый.
По степени авторского вклада - модифицированной, составлена на основе методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242, методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ) и типовой программы Министерства культуры для детских музыкальных школ и школ искусств «Хоровой класс коллективное музицирование», Москва,1988 г.
Программа обновлена с учетом развития культуры, технологий и социальной сферы.
Актуальность, отличительная способность программы
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Песня, а также современная песня – это эффективная форма работы с детьми разного возраста. Вокально-хоровая работа пробуждает интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
«Искусство пения всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества, несмотря ни на какие потрясения, переживаемые нашим государством. Искусство хорового пения в период духовного пробуждения и возрождения нашего общества призвано сыграть серьезную роль в организации и реорганизации музыкального образования и воспитания подрастающего поколения» (Венгрус Л. А.). Именно поэтому данную программу, направленную на воспитание и развитие личности ребенка средствами вокального искусства, можно считать актуальной и востребованной.
Новизна и отличительные особенности образовательной программы
Новизну программы определяет то, что при её реализации большое внимание уделяется постановке детского голоса (речевого и певческого), использованию определенных принципов, методов и приемов в обучении, способствующих более успешной постановке детского голоса ребенка, так как это необходимое условие для полноценного развития вокальных данных ребенка.
Отличительной особенностью программы является применение конвергентного подхода: слушание музыки, вокально-хоровая работа, пластическое интонирование и импровизация, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры.
Педагогическая целесообразность
Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетический вкус и способствует умственному развитию ребенка, расширяет детский кругозор.
Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг в яркой образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка и является самым массовым и доступным видом исполнительства.
Исходя из этого, программа несет на себе две основные функции. Одна из них связана с реализацией чисто образовательных и воспитательных проблем; другая – с организацией крепкого и творческого коллектива, способного решать сложные художественно – исполнительские задачи. Единство учебных и творческих целей обеспечивает возможность воспитания детей в области музыкального искусства, начиная с детских лет.
Дополнительное образование является «прекрасной возможностью» для более подробного изучения вокально-хорового искусства детьми школьного возраста. Поэтому педагогически целесообразно использовать педагогам дополнительные занятия для изучения вокального искусства, для развития голоса и слуха ребенка.
Программа опирается на предшествующий опыт русских музыкантов и педагогов (М. И. Глинка, А. Е. Варламов, А. М. Маслов, Н. Дилецкий и др.), а также на достижения современных педагогов-хормейстеров (В. Г. Соколов, В. С. Попов, Т. А. Жданова, Г. П. Стулова и др.), благодаря которому становится возможным решение задач и достижение поставленных целей данной программы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для повышения уровня общей художественной культуры, развития способностей в области музыкального искусства и реализации их в творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие
Овладеть основами голосообразования, т.е. работать над постановкой голоса обучающегося.
Способствовать формированию навыков и умений для исполнения простых и сложных музыкальных произведений.
Дать обучающимся основы теоретических знаний (музыкальной грамоты), сценической культуры.
Воспитательные
Формировать устойчивый интерес обучающихся к хоровому пению (академическому вокалу), вокальному искусству и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании.
Сформировать потребности в общении с музыкой.
Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Побуждать к воспитанию активной гражданской позиции в обществе, культуры общения, а также нравственных качеств личности.
Развивающие
Формировать певческую установку обучающихся, содействовать раскрытию творческого потенциала детей, учитывая природные задатки и склонности (музыкальные слух и память, навыки певческой эмоциональности, выразительности).
Развивать вокальную артикуляцию, певческое дыхание.
Укреплять здоровье детей путем развития и тренировки органов дыхания.
Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Оказать влияние на развитие коммуникативных сфер, волевых и эмоциональных качеств обучающихся.
Формировать потребности в самостоятельности и самообразовании.
Возраст обучающихся участвующих в реализации программы
Программа «Вокальный ансамбль» составлена для обучающихся 7-11 лет, с учетом различных личных творческих находок, психолого-физиологических возрастных особенностей детей данного возраста. По данной программе могут заниматься дети без каких-либо ограничений и принимаются на обучение по принципу добровольности.
Сроки реализации:
срок реализации программы – 3 года;
количество часов: в год - 108 часов, в неделю - 3 часа;
дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время;
в течение года педагог может изменять учебно – тематический план, исходя из потребностей и интересов воспитанников, а также личного опыта педагога.
Формы обучения
Форма обучения по программе «Вокальный ансамбль» - очная.
Формы организации деятельности:
особенности занятий - групповые занятия с постоянным составом 12-15 человек;
занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом;
форма детского образовательного объединения – вокальный ансамбль «Радуга»;
набор детей в объединение осуществляется на основании заявления от родителей и производится с 1 сентября нового учебного года. Добор детей производится в течение года. Условия набора детей в коллектив - принимаются все желающие.
Режим занятий:
занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 учебному часу;
продолжительность учебного часа – один академический час с 10-ти минутными перерывами.
Ожидаемые результаты
Личностные:
формирование устойчивого интереса к пению, эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;
формирование устойчивого предпочтения в области эстетически ценных произведений искусства;
наличие у обучающегося интереса к культуре и истории своего народа, родной страны;
стремление к лучшему выполнению творческой работы;
умение осознавать свои трудности, стремится к их преодолению, адекватное понимание причин успешности и неуспешности творческой деятельности;
формирование таких качеств, как настойчивость, воля, умение доводить начатое дело до конца;
оценивание своих и чужих поступков (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
осознание эстетических потребностей;
выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивание собственной деятельности: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
использование приобретенных навыков в практической деятельности для самостоятельной творческой деятельности, воспитание творческой активности, развитие инициативы.
Метапредметные:
формирование умения анализировать собственную вокально-певческую деятельность;
определение цели и задач учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
принятие и сохранение учебно-творческой задачи;
планирование своих действий, учитывая выделенные в пособиях этапы работы;
осуществление итогового и пошагового контроля;
следованию при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия;
коррекции выполнения задания;
умение вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
планирование своих действий, учитывая выделенные в пособиях этапы работы;
наблюдение и самостоятельное умение делать простые выводы;
оценивание выполнения своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения;
передаче партнеру необходимой информации как ориентир для построения действия, взаимному контролю и оказанию в сотрудничестве помощи;
умение договариваться, приходить к общему решению, задавать вопросы по существу, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать со сверстниками;
умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
Предметные результаты
Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле.
Учебный план
1 год обучения
№ модуля | Название модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Поем правильно | 51 | 16 | 35 |
2. | Вокальный теоретик | 12 | 4,5 | 7,5 |
3. | Учимся выступать красиво | 45 | 6 | 45 |
| ИТОГО | 108 | 32 | 86 |
2 год обучения
№ модуля | Название модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Поем правильно | 41 | 8 | 33 |
2. | Вокальный теоретик | 12 | 4,5 | 7,5 |
3. | Учимся выступать красиво | 55 | 3,5 | 51,5 |
| ИТОГО | 108 | 16 | 92 |
3 год обучения
№ модуля | Название модуля | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Поем правильно | 39 | 6,5 | 32,5 |
2. | Вокальный теоретик | 12 | 3,5 | 8,5 |
3. | Учимся выступать красиво | 57 | 2,5 | 54,5 |
| ИТОГО | 108 | 12,5 | 95,5 |
Критерии и способы определения результативности
Способы определения результативности:
отслеживание результативности обучения проводится педагогом на основе текущих занятий в конце каждой темы, модуля – наблюдение;
индивидуальная и групповая проверка знаний хоровых партий;
участие ребенка в концертной деятельности хорового коллектива;
тесты (по прохождении каждого раздела);
анализ итогового занятия в конце каждой темы, модуля;
анкеты (в начале и в конце учебного года);
собеседование, опрос.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов
В течение каждого учебного года планируется ряд творческих показов:
открытые репетиции для родителей и педагогов;
отчетные концерты, выступления на школьных мероприятиях и праздничных концертах,
участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;
итоговая аттестация проводится по завершении курса обучения по программе.
Результаты проверки служат критерием перевода ребенка на следующий этап обучения.
Формы отслеживания (диагностики) и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, зачетная ведомость, аналитический материал, фотоотчет, грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, методическая разработка, портфолио, тестирование.
Уровни, критерии оценивания
Оценка:
высокий уровень – участвует во многих мероприятиях (городского уровня);
средний уровень – участвует в некоторых концертах;
низкий уровень – принимает участие в выступлениях очень редко на школьном уровне;
Очень важно продумать и форму оценки результата. Она должна быть конкретна, понятна, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». Для этого разработана уровневая система оценки (высокий 8-10 баллов, средний 4-7 балла, низкий 1-3 балла).
Уровни оценки | Низкий | Средний | Высокий |
Критерии оценки | Обучающиеся исполняют музыкальные произведения с неточной интонацией, с текстовыми ошибками, не точно выдерживая ритм, не выполняя поставленные задачи по музыкально – художественному образу. | Обучающиеся исполняют музыкальные произведения без ошибок, воспроизводя более точный текст, ритмически ещё не всё воспроизведено точно, учащиеся хорошо ориентируются в теоретических знаниях по предмету | Обучающиеся исполняют музыкальные произведения с чистой интонацией, эмоционально, полностью раскрывая музыкально-художественный образ и характер; хорошо владеют теоретическими знаниями. |
1 год обучения
Модуль «Поем правильно» (ознакомительный)
Цель: создание условий для повышения формирования певческой культуры, через развитие способностей и навыков вокально-певческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
познакомить обучающихся с основными приемами голосообразования;
способствовать формированию начальных навыков академической вокально-певческой культуры.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
формировать певческую установку, развивать музыкальный слух;
развивать артикуляцию, певческое дыхание.
Предметные ожидаемые результаты
Овладение навыками правильного звукообразования на начальном этапе обучения академическому вокалу.
Обучающийся должен знать:
общие понятия о певческой установке, дыхании, «цепном дыхании», дирижерском жесте, дикции и артикуляции;
основные приемы звуковедения;
основы музыкальной грамоты.
Обучающийся должен уметь:
правильно пользоваться певческим дыханием;
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Обучающийся должен приобрести навык:
чисто интонировать мелодию в унисоне на 2-3 тона;
самостоятельного исполнять несложные распевки и песни.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство, введение в курс обучения | 1 | 1 | 2 | Беседа |
2 | Введение в мир хорового искусства. Техника безопасности | 1 | 1 | 2 | Беседа |
3 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 1 | 2 | 3 | Беседа |
4 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 2 | 2 | 4 | Наблюдение, анализ |
5 | Строение голосового аппарата. | 1 | 3 | 4 | Беседа |
6 | Правила охраны детского голоса. | 1 | 2 | 3 | Беседа |
7 | Вокально-певческая установка. | 1 | 4 | 5 | Анализ |
8 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 3 | 4 | Анализ |
9 | Звукообразование. | 2 | 3 | 5 | Беседа |
10 | Певческое дыхание. | 1 | 4 | 5 | Наблюдение, анализ |
11 | Дикция и артикуляция. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, анализ |
12 | Речевые игры и упражнения. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, анализ |
13 | Вокальные упражнения. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, анализ |
14 | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | Зачёт |
| Итого | 16 | 35 | 51 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие. Знакомство, введение в курс обучения
Теория. Знакомство с детьми. Беседа «Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков».
Знакомство обучающихся с различными видами деятельности в соответствии с планом работы на текущих год.
Практика. Индивидуальное прослушивание детей.
2 тема. Введение в мир хорового искусства. Техника безопасности
Теория. Краткие сведения из истории вокально-хорового искусства. Техника безопасности – правила поведения детей на улице, дома, в школе, в общественном транспорте (правила дорожного движения) и т.д.
Практика. Изучение певческого материала
3 тема. Понятие о сольном и ансамблевом пении.
Теория. Понятие об ансамблевом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля.
Практика. Изучение певческого материала.
4 тема. Диагностика. Прослушивание детских голосов
Теория. Объяснение целей и задач вокального ансамбля. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Практика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся.
5 тема. Строение голосового аппарата
Теория. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
Практика. Изучение певческого материала.
6 тема. Правила охраны детского голоса
Теория. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.
Практика. Изучение певческого материала.
7 тема. Вокально-певческая установка
Теория. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Практика. Изучение певческого материала.
8 тема. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
Теория. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Практика. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Тема II. Формирование детского голоса.
9 тема. Звукообразование
Теория. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная).
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
10 тема. Певческое дыхание
Теория. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика. Вдыхательная установка, «зевок». Упражнения на координацию дыхания и звукообразования Изучение певческого материала.
11 тема. Дикция и артикуляция
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Развитие навыка резонирования звука. Формирование гласных и согласных звуков. Изучение певческого материала.
12 тема. Речевые игры и упражнения
Теория. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
13 тема. Вокальные упражнения
Теория. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения.
Практика. Вокально-интонационные упражнения с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Изучение певческого материала.
14 тема. Итоговое занятие
Теория. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
1 год обучения
Модуль «Вокальный теоретик» (ознакомительный)
Цель: создание условий для формирования общей художественной культуры через развитие способностей и приобретение знаний основ теории и музыки.
Задачи
Обучающие:
дать обучающимся основы теоретических знаний (музыкальной грамоты), сценической культуры.
способствовать формированию основных навыков академической вокально-певческой культуры.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
необходимый теоретический материал (нотный стан, название и написание нот, ключи, музыкальный слух, музыкальная память, ритм).
Обучающийся должен уметь:
использовать полученные знания для активизации своей творческой активности.
Обучающийся должен приобрести навык:
пения звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия звуков. Сознательного исполнения звуков различной длительности;
грамотного исполнения несложных распевок и песен.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа |
2 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 2 | 4 | Анализ |
3 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 1 | 2 | 3 | Анализ |
4 | Развитие чувства ритма | 1 | 2 | 3 | Анализ |
5 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Тестирование |
| Итого | 4,5 | 7,5 | 12 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие
Теория. Введение в курс обучения.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
2 тема. Основы музыкальной грамоты
Теория. Название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Знаки альтерации: бемоль, бекар, диез.
Практика. Упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождение пения движением руки вверх, вниз.
3 тема. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Практика. Пение звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия звуков. Отличие песен мажорных от минорных. Сознательное исполнение звуков различной длительности. Различие ударных и безударных долей такта. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов ля, ле, лю.
Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное,
«змейкой», скачкообразное).
4 тема. Развитие чувства ритма
Теория. Точное ощущение метра. Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
5 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
1 год обучения
Модуль «Учимся выступать красиво» (ознакомительный)
Цель: создание условий для формирования певческой культуры, через развития способностей и навыков вокальной деятельности и эмоциональной отзывчивости.
Задачи
Обучающие:
способствовать формированию начальных навыков академической вокально-певческой культуры, эмоциональному исполнению музыкального материала.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
развивать музыкальный слух и музыкально-слуховые представления;
развивать артикуляцию, певческое дыхание.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
общие понятия о певческой установке, голосовом аппарате, о резонаторах, дыхании, «цепном дыхании», дирижерском жесте, дикции и артикуляции;
знать, что такое правильная установка корпуса при пении сидя и стоя;
основные приемы звуковедения;
основы музыкальной грамоты.
Обучающийся должен уметь:
правильно пользоваться певческим дыханием;
уметь правильно пользоваться певческим дыханием;
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Обучающийся должен приобрести навык:
чисто интонировать мелодию в унисон на 3-5 тонов;
самостоятельного выразительного исполнения несложных музыкальных произведений.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 | Беседа |
2 | Народная песня | 1 | 5 | 6 | Беседа |
3 | Произведениями русских композиторов- классиков | 1 | 5 | 6 | Наблюдение |
4 | Игровая деятельность, театрализация | - | 8 | 8 | Наблюдение |
5 | Путь к успеху | 2 | 2 | 4 | Наблюдение, анализ |
6 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов | - | 6 | 6 | Беседа |
7 | Репетиции | - | 10 | 10 | Наблюдение, анализ |
8 | Концертно-исполнительская деятельность | - | 2 | 2 | Тематический концерт, зачет |
9 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Анкетирование |
| Итого | 6 | 45 | 45 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие
Теория. Беседа «Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков».
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
2 тема. Народная песня
Теория. Народная песня, жанры народной песни, её особенности: слоговая распевность, своеобразие ладовой окрашенности, ритм и исполнительский стиль в зависимости от жанра песни.
Практика. Изучение певческого материала.
3 тема. Произведениями русских композиторов- классиков
Теория. Классический вокальный репертуар для детей. Средства исполнительской выразительности: динамика, темп, фразировка, различные типы звуковедения и т.д.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
4 тема. Игровая деятельность, театрализация
Практика. Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
5 тема. Путь к успеху
Теория. Значение вокального слуха, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализ качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы.
Практика. Вокально-интонационные упражнения.
6 тема. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов
Практика. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
7 тема. Репетиции
Практика. Подготовка выступлений для фестивалей, концертов, конкурсов
8 тема. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Выступления вокального ансамбля.
9 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за полугодие и год. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого воспитанника.
2 год обучения
Модуль «Поем правильно» (базовый)
Цель: создание условий для формирования певческой культуры, общей художественной культуры через развитие способностей и навыков вокально-певческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
способствовать формированию основных навыков академической вокально-певческой культуры.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
использовать различные приемы вокального исполнения;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
развивать чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
Основные понятия о вокально-хоровой работе в академическом ансамбле.
Обучающийся должен уметь:
грамотно пользоваться певческим дыханием;
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Обучающийся должен приобрести навык:
чисто интонировать мелодию в унисон на 5-7 тонов;
самостоятельного выразительного исполнения несложных распевкок и песен.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие. Введение в курс обучения | 1 | 1 | 2 | Беседа |
2 | Пение как вид музыкальной деятельности. | 1 | 1 | 2 | Беседа |
3 | Вокально-певческая установка. | 1 | 5 | 6 | Анализ |
4 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
5 | Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | 1 | 8 | 9 | Наблюдение |
6 | Вокальные упражнения. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
7 | Артикуляционный аппарат | 1 | 5 | 6 | Наблюдение |
8 | Речевые игры и упражнения. | 1 | 5 | 6 | Наблюдение |
9 | Дыхание, опора дыхания. | - | 3 | 3 | Наблюдение |
10 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Зачет |
| Итого | 8 | 33 | 41 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие. Введение в курс обучения
Теория. Беседа «Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков». Знакомство обучающихся с различными видами деятельности в соответствии с планом работы на текущих год.
Практика. Индивидуальное прослушивание детей.
2 тема. Пение как вид музыкальной деятельности
Теория. Закрепление навыков певческой установки.
Практика. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
3 тема. Вокально-певческая установка
Теория. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение.
Практика. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.
4 тема. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Теория. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки.
Практика. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
5 тема. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента
Теория. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.
Практика. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием.
6 тема. Вокальные упражнения
Теория. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.
Практика. закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня.
7 тема. Артикуляционной аппарат
Теория. Гласные и согласные звуки в пении и речи. Резонирование звука.
Практика. Исполнение вокально-хоровых упражнений, скороговорок и музыкальных произведений для закрепления навыка.
8 тема. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа)
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
9 тема. Дыхание. Опора дыхания
Практика. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
10 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
2 год обучения
Модуль «Вокальный теоретик» (базовый)
Цель: создание условий для формирования общей художественной культуры через развитие способностей и приобретение знаний основ теории и музыки.
Задачи
Обучающие:
дать обучающимся основы теоретических знаний (музыкальной грамоты), сценической культуры.
способствовать формированию основных навыков академической вокально-певческой культуры.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
необходимый теоретический материал (нотный стан, название и написание нот, ключи, музыкальный слух, музыкальная память, ритм).
Обучающийся должен уметь:
использовать полученные знания для активизации своей творческой активности.
Обучающийся должен приобрести навык:
пения звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия звуков. Сознательного исполнения звуков различной длительности;
грамотного исполнения несложных распевок и песен.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа |
2 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 2 | 4 | Анализ |
3 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 1 | 2 | 3 | Анализ |
4 | Развитие чувства ритма | 1 | 2 | 3 | Анализ |
5 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Тестирование |
| Итого | 4,5 | 7,5 | 12 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие
Теория. Введение в курс обучения.
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
2 тема. Основы музыкальной грамоты
Теория. Название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Знаки альтерации: бемоль, бекар, диез.
Практика. Упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождение пения движением руки вверх, вниз.
3 тема. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Практика. Пение звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия звуков. Отличие песен мажорных от минорных. Сознательное исполнение звуков различной длительности. Различие ударных и безударных долей такта. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов ля, ле, лю.
Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное,
«змейкой», скачкообразное).
4 тема. Развитие чувства ритма
Теория. Точное ощущение метра. Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
5 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
2 год обучения
Модуль «Учимся выступать красиво» (базовый)
Цель: создание условий для формирования певческой культуры, общей художественной культуры через развитие способностей и навыков вокально-певческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
способствовать формированию основных навыков академической вокально-певческой культуры.
овладеть основами голосообразования, т.е. работать над постановкой голоса обучающегося
Воспитательные:
формировать устойчивый интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
укреплять здоровье детей путем развития и тренировки органов дыхания;
использовать различные приемы вокального исполнения;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
основные понятия о вокально-хоровой работе в академическом ансамбле
Обучающийся должен уметь:
грамотно пользоваться певческим дыханием;
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Обучающийся должен приобрести навык:
чисто интонировать мелодию в унисон с сопровождением и a capella;
исполнения произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа |
2 | Народная песня | 1 | 8 | 9 | Наблюдение |
3 | Произведения композиторов-классиков. | 1 | 8 | 9 | Наблюдение |
4 | Произведениями современных отечественных композиторов. | - | 6 | 6 | Наблюдение |
5 | Элементы хореографии. | - | 6 | 6 | Наблюдение |
6 | Петь к успеху | 1 | 2 | 3 | Анализ |
7 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | - | 3 | 3 | Беседа |
8 | Репетиции. | - | 12 | 12 | Наблюдение |
9 | Концертно-исполнительская деятельность | - | 5 | 5 | Анализ творческой деятельности |
10 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Анкетирование |
| Итого | 3,5 | 51,5 | 55 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие
Теория. Введение в курс обучения. Знакомство с репертуаром.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
2 тема. Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента)
Теория. Интонация в народной песне. Выразительность поэтического текста (в речи и пении). Движения и элементы актерской игры.
Практика. Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями.
3 тема. Произведения композиторов-классиков
Теория. Строй и ансамбль в классических произведениях. Выразительностью поэтического текста
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Выразительное исполнение классических произведений. Работа над интонацией.
4 тема. Произведения современных отечественных композиторов
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры.
5 тема. Элементы хореографии
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Разучивание движений для передачи образа песни.
6 тема. Путь к успеху
Теория. Значение вокального слуха, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализ качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы.
Практика. Вокально-интонационные упражнения.
7 тема. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов
Практика. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
8 тема. Репетиции
Практика. Подготовка выступлений для фестивалей, концертов, конкурсов
9 тема. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Выступления вокального ансамбля.
10 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за полугодие и год. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого воспитанника.
3 год обучения
Модуль «Поем правильно» (базовый)
Цель: создание условий для формирования певческой культуры, общей художественной культуры через развитие способностей и навыков вокально-певческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
способствовать формированию навыков академической вокально-певческой культуры;
использовать различные приемы вокального исполнения.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
формировать навык у обучающихся при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
основные понятия о вокально-хоровой работе в академическом ансамбле;
многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Обучающийся должен уметь:
эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Обучающийся должен приобрести навык:
осознанного применения академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие. Введение в курс обучения | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа |
2 | Сценическое движение | 2 | 2 | 4 | Наблюдение |
3 | Виды, типы сценического движения | 1 | 5 | 6 | Беседа |
4 | Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями | 2 | 7 | 9 | Наблюдение, анализ |
5 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой | - | 3 | 3 | Наблюдение |
6 | Вокальные упражнения | 1 | 5 | 6 | Наблюдение |
7 | Речевые игры и упражнения | - | 6 | 6 | Наблюдение |
8 | Дыхание, опора дыхания | - | 3 | 3 | Наблюдение |
9 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Тестирование |
| Итого | 6,5 | 32,5 | 39 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие. Введение в курс обучения
Теория. Беседа «Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков». Знакомство обучающихся с различными видами деятельности в соответствии с планом работы на текущих год.
Практика. Индивидуальное прослушивание детей.
2 тема. Сценическом движение
Теория. Сценическое движение и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание.
Практика. Специальные упражнения и этюды.
3 тема. Виды, типы сценического движения
Теория. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.
Практика. Специальные упражнения и этюды. Пение с пластическими движениями.
4 тема. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями
Теория. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки.
Практика. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.
5 тема. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
Практика. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».
6 тема. Вокальные упражнения
Теория. Утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков.
Практика. Упражнения второго уровня. Слуховой контроль над интонированием. Изучение певческого материала.
7 тема. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа)
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
8 тема. Дыхание. Опора дыхания
Практика. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
9 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
3 год обучения
Модуль «Вокальный теоретик» (базовый)
Цель: создание условий для формирования общей художественной культуры через развитие способностей и приобретение знаний основ теории и музыки.
Задачи
Обучающие:
дать обучающимся основы теоретических знаний (музыкальной грамоты), сценической культуры.
способствовать формированию основных навыков академической вокально-певческой культуры.
Воспитательные:
вызвать интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
необходимый теоретический материал (нотный стан, название и написание нот, ключи, музыкальный слух, музыкальная память, ритм).
Обучающийся должен уметь:
уметь использовать полученные знания для активизации своей творческой активности.
Обучающийся должен приобрести навык:
определения в песнях фразы, в них запев и припев;
различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности;
грамотного исполнения распевок и песен.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа |
2 | Основы музыкальной грамоты | 2 | 2 | 4 | Беседа |
3 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | - | 3 | 3 | Наблюдение |
4 | Развитие чувства ритма | 1 | 2 | 3 | Анализ |
5 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Тестирование |
| Итого | 3,5 | 8,5 | 12 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие
Теория. Введение в курс обучения
Практика. Вокально-интонационные упражнения. Изучение певческого материала.
2 тема. Основы музыкальной грамоты
Теория. Особенности строения музыкальных произведений. Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различие динамических и темповых обозначений как основных средств музыкальной выразительности.
Практика. Слушание музыки, анализ предложенных музыкальных произведений и изучаемых песен.
3 тема. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
Практика. Пение звукоряда (до первой октавы - до второй октавы) с названием и без названия звуков. Отличие песен мажорных от минорных. Сознательное исполнение звуков различной длительности. Различие ударных и безударных долей такта. Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов ля, ле, лю.
Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное,
«змейкой», скачкообразное).
4 тема. Развитие чувства ритма
Теория. Точное ощущение метра. Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
5 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов. Итоговые тестирования. Самоанализ итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого обучающегося.
3 год обучения
Модуль «Учимся выступать красиво» (базовый)
Цель: создание условий для формирования певческой культуры, общей художественной культуры через развитие способностей и навыков вокально-певческой деятельности.
Задачи
Обучающие:
способствовать формированию навыков академической вокально-певческой культуры;
владеть основами голосообразования, т.е. работать над постановкой голоса обучающегося
Воспитательные:
формировать устойчивый интерес к хоровому пению и вырабатывать потребность в систематическом коллективном музицировании;
создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.
Развивающие:
способствовать формированию и развитию музыкальных способностей (музыкальный слух, певческий голос, чувство ритма и лада, музыкальную память, музыкальные представления и пр.), музыкального мышления;
укреплять здоровье детей путем развития и тренировки органов дыхания
использовать различные приемы вокального исполнения;
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Предметные ожидаемые результаты
Обучающийся должен знать:
Основные понятия о вокально-хоровой работе в академическом ансамбле.
Обучающийся должен уметь:
грамотно пользоваться певческим дыханием;
выразительно и эмоционально исполнять музыкальные произведения.
Обучающийся должен приобрести навык:
чисто интонировать мелодию;
исполнения произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля/ аттестации | ||
Теория | Практика | Всего | | ||
1 | Вводное занятие | 0,5 | 0,5 | 1 | Беседа |
2 | Народная песня | 1 | 8 | 9 | Наблюдение |
3 | Произведения композиторов-классиков | 1 | 8 | 9 | Наблюдение |
4 | Произведениями современных отечественных композиторов | - | 12 | 12 | Наблюдение |
5 | Элементы хореографии | - | 5 | 5 | Наблюдение |
6 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов | - | 3 | 3 | Беседа |
7 | Репетиции | - | 12 | 12 | Анализ |
8 | Концертно-исполнительская деятельность | - | 5 | 5 | Анализ творческой деятельности |
9 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 | Анкетирование |
| Итого | 2,5 | 54,5 | 57 | |
Содержание программы
1 тема. Вводное занятие
Теория. Введение в курс обучения. Знакомство с репертуаром.
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения.
2 тема. Народная песня (пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента)
Теория. Интонация в народной песне. Выразительность поэтического текста (в речи и пении). Движения и элементы актерской игры.
Практика. Исполнение народной песни в сочетании с пластическими движениями. Самостоятельный подбор сценических движений.
3 тема. Произведения композиторов-классиков
Теория. Строй и ансамбль в классических произведениях. Выразительность поэтического текста
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Выразительное исполнение классических произведений. Работа над интонацией.
4 тема. Произведения современных отечественных композиторов
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.
5 тема. Элементы хореографии
Практика. Вокально-интонационные и ритмические упражнения. Разучивание движений для передачи образа песни.
6 тема. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов
Практика. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами.
7 тема. Репетиции
Практика. Подготовка выступлений для фестивалей, концертов, конкурсов
8 тема. Концертно-исполнительская деятельность
Практика. Выступления вокального ансамбля.
9 тема. Итоговое занятие
Практика. Подведение итогов за полугодие и год. Итоговые тестирования. Самоанализ
итоговых выступлений. Характеристика успешности каждого воспитанника
Методическое обеспечение программы
Формы обучения:
занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
комбинированные занятия – проводятся по плану, сочетание теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей-образцов, пение учебно-тренировочного материала);
практические занятия - индивидуальные или групповые формы работы над
песенным репертуаром;
публичные выступления-концерты.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий. Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с обучающимися более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Предлагается много разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего творческого потенциала.
Для успешного освоения поставленных целей и задач педагогом используются следующие технологии:
Технология коллективного творчества;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология личностно – ориентированного обучения;
Технология индивидуального обучения;
Игровая технология.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
При обучении детей пению используются следующие методы:
Беседа (изложение теоретических сведений, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными приемами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами).
Словесные методы (рассказ, беседа, показ, объяснение);
Методы организации и стимулирования музыкальной деятельности (метод игровых ситуаций, упражнение);
Методы вокальной работы с детьми (концентрический метод М.И. Глинки, фонетический метод, метод мысленного пения и др.).
Практические занятия (освоение музыкальной грамоты, разучивание песни композиторов-классиков, современных композиторов).
Занятие-постановка, репетиция (отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей).
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт (проводятся для самих детей, педагогов, гостей).
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, репродуктивный методы.
Фонопедический метод (общеоздоровительная и профилактическая функция).
Каждый метод представляет собой систему приемов, направленных на достижение наилучших результатов в обучении пению. К основным приемам обучения пению относятся следующие: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пение без сопровождения, пение закрытым ртом, вокализация, речевая декламация и т.д.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения:
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелена на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникальное присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально-сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности учителя и члена вокально-хорового коллектива проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основной производной программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Обеспечение программы методическими видами продукции
методическая литература;
музыкально-дидактический материал: нотные тетради, доска учебная с нотным станом;
объяснительно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, наглядные пособия;
аудио и видео-фонотека;
нотная библиотека;
наличие достаточного количества отпечатанных хоровых партитур.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы:
помещения с инструментами (фортепиано), актовый зал;
музыкальный центр, телевизор, видеоаппаратура, компьютер;
шкафы для хранения нот, аппаратуры;
комплект детских музыкальных инструментов;
метроном;
костюмы для выступлений;
учебно-практическое оборудование: фортепиано, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала;
мультимедийная аппаратура, интерактивная доска.
Список используемых источников
Список литературы, используемый учителем для разработки программы и организации образовательного процесса
Адрианова Г.А. Развитие певческого голоса. М., 2000.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.
Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
Венгрус Л.А. Начальное интенсивное пение. – СПб: Музыка, 2000.
Давыдова М. А. «Уроки музыки» м. 2008.
Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки: Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 142 с.
Емельянов В. Учебное пособие «Фонопедический метод развития голоса» - видеоприложение к книге «Развитие голоса. Координация и тренинг». С.-П., 1997.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
Кеворков Н.В. «Популярные песни кубанских композиторов» Кр-р.,2000
Кукушкин В.С. «Музыка, архитектура и изобразительное искусство». М.2005.
Мануйлова Н. «Музыкальный календарь» Ейск. 2005
Осеннева М. С., Л. А. Безбородова «Методика музыкального воспитания младших школьников» М.2001.
Попов В.С. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
Попов В.С., Халабузарь П.В., Иодко М.Р. Хоровой класс / Сборник примерных образовательных программ для педагогов дополнительного образования по инструментальной музыке и вокальному искусству. Вып. 40., Ч.1. / Под общ.ред. Минько Н.Г. – М., 2004. (Библиотечка педагога доп. образования)
Рябенко Н.Н. «Уроки музыки в 1-7 классах» М. 2006.
Струве Г. Хоровое сольфеджио. – М., 1988.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.
Факун Ф., А. Шершунов «Розовый слон» М.,2002.
Школяр Л. В., М. С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева, В.В. Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998
Элементарное музыкальное воспитание по системе К. Орфа. М.,1978
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей
Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
28