Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально-эстрадный ансамбль АРТист»
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вокально-эстрадный ансамбль АРТист» художественной направленности, разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Федерального проекта «Успех каждого ребенка», проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях.
Уровень освоения: общекультурный.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - 273-ФЗ);
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Распоряжение Комитета по образованию от 01.03.2017 № 617-р «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации № 196 от 09 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Актуальность: вокально-эстрадное пение является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства, соответствует интересам современных детей.
Эстрадное музыкальное искусство обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка, развивает его музыкально-творческие способности: голос, слух, чувство ритма, память, речь, мышление, двигательные навыки, координацию; направлено на развитие художественно-эстетического вкуса, передачу духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями.
Адресат программы: Программа рассчитана на возрастную группу детей 7-15 лет.
Целью программы является создание условий для развития и реализации творческого потенциала учащихся путем приобщения их к вокально-эстрадному искусству.
Реализация поставленной цели требует решение следующих задач:
формировать навыки самостоятельного и ансамблевого исполнительства;
формировать навык работы с микрофоном;
развивать музыкальный слух, память, чувство ритма, сценическую выдержку, координацию, ощущения пространства на сцене;
развивать воображение, музыкальное мышление;
воспитывать у детей эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру;
воспитывать настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий результат, потребность в исполнительской деятельности.
Условия реализации программы
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, на основании личных заявлений их родителей (законных представителей).
Срок реализации: 1 год.
Объём учебной деятельности: 32 недель в год (64 занятий), 2 раза в неделю по 1 часу, продолжительностью 40 мин. Программа предусматривает аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия, которые проводятся по группам и индивидуально.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, мелкогрупповая. Наполняемость учебных групп от 6 человек.
Формы проведения занятий: традиционные занятия, комбинированные занятия, торжественное занятие: конкурс, фестиваль, репетиция, концерт, презентация, праздник, творческая встреча.
Материально-техническое обеспечение реализации образовательной программы:
учебная аудитория для занятий (сцена);
фортепиано, синтезатор;
музыкальный центр, компьютер;
электроаппаратура: микшерский пульт, усилитель, колонки, микрофоны, стойки под микрофоны;
зеркало;
записи фонограмм в режиме «+» и «-», записи аудио, видео, формат СД, МР3.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Помещения должны быть со звукоизоляцией и своевременно ремонтироваться.
Система оценки результатов освоения программы
зачетные мероприятия, массовые мероприятия;
результативность участия в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Основными способами реализации образовательной программы являются педагогические технологии, эффективность которых оценивается по следующим критериям:
доступность содержания учебного процесса;
поэтапность, систематичность применяемых технологий;
дифференцированный подход в технологиях обучения и воспитания;
креативность среды для реализации творческих способностей.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые содержат принципы:
планирование занятий с учетом возрастных особенностей детей;
чередование видов деятельности;
использование активных методов обучения;
комфортность отношений между педагогом и детьми, эмоциональность проведения урока.
направления сбережения здоровья:
двигательная активность;
соблюдение эргономических требований;
сбережение голосового потенциала (дыхательный комплекс, воздействие звуковых вибраций);
соблюдение гигиенических требований к проведению урока.
Планируемые результаты:
Учащиеся овладевают:
вокально-ансамблевыми знаниями, умениями и навыками;
навыками совместной деятельности в коллективе;
навыками актерской выразительности и сценической культуры;
приобретают:
умение ориентироваться в различных явлениях музыкального искусства;
художественный, музыкальный и эстетический вкус;
ориентацию на общечеловеческие ценности;
мотивацию к дальнейшему познанию и творчеству;
навыки адаптации в обществе;
проявляют:
высокий уровень певческой, исполнительской культуры;
сформированное чувство патриотизма;
стремление достигать поставленной цели;
владение основами культуры поведения в обществе.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
основы нотной грамоты (ритм, размер, ноты в пределах октавы, динамика);
что такое звук, устойчивые и неустойчивые звуки;
правильную певческую установку, свободные положения мышц лица, шеи, челюсти;
особенности и возможности певческого голоса,
иметь представление о голосовом аппарате, резонаторах;
основные правила исполнения гласных и согласных звуков при пении;
об элементарном строении вокального произведения: куплет, припев, фраза;
иметь элементарные представления об ансамблевом пении;
гигиену певческого голоса, режим питания в период занятия вокалом.
Учащиеся должны уметь
выразительно читать текст песен с элементами движения;
отличать мажорное и минорное настроение произведений;
уметь исполнять простые одноголосные произведения в соответствии с требованиями, предъявленными к вокальным ансамблям: единого звукообразования, одновременного произнесения текста, единых вступлений и снятий, единой дикции и артикуляции, единой манеры исполнения;
уметь правильно пользоваться певческим дыханием (делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, в подвижных песнях делать быстрый вдох).
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 13 сентября | 31 мая | 32 | 64 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
| Вводные занятия. Инструктаж по ТБ Ансамблевое исполнительство как вид музыкальной деятельности | 1 | - | 1 | Текущий контроль |
| Артикуляционная гимнастика звуковые игры, распевки | 6 | 7 | 13 | Текущий контроль |
| Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле | 5 | 5 | 10 | Текущий контроль |
| Работа над произведениями: народная музыка, классическая музыка, современная музыка | | 6 | 6 | Текущий контроль |
| Восприятие музыки: слушание музыки; поиск выразительных движений под музыку | 4 | 4 | 8 | Текущий контроль |
| Музыкально- ритмическое развитие | 6 | 6 | 12 | Текущий контроль |
| Игровые и творческие задания | 5 | 5 | 10 | Текущий контроль |
| Контрольные и итоговые занятия Концертно- исполнительская деятельность | | 4 | 4 | Зачетные мероприятия |
| ИТОГО: | 27 | 37 | 64 | |
Содержание программы
Вводные занятия. Инструктаж по технике безопасности.
Прослушивание детских голосов. В начале и конце учебного года, с целью проследить динамику развития, проводится диагностика голосовых и музыкальных способностей детей по следующим параметрам: память, певческий диапазон, чувство ритма, музыкальный слух, качество звука (чистота, звонкость, лёгкость, «полётность» и. т.д.), музыкальная эмоциональность и отзывчивость, тембровый подбор голосов в ансамбле.
1.2 Правила охраны детского голоса Организационный момент – правила внутреннего распорядка, техники безопасности, охраны труда. Основные требования к учащимся. Беседа о гигиене голоса. Правила охраны детского голоса.
1.3Ансамблевое исполнительство как вид музыкальной деятельности: Предмет «Ансамбль», его особенности. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Что такое ансамбль. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете и т.д.). Краткая история возникновения ансамблевого пения. Особенности исполнительских навыков пения в ансамбле
2. Артикуляционная гимнастика, звуковые игры, распевки. Единая дикция и артикуляция. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Единое звукообразование. Роль гласных и согласных звуков в пении, специфика их произношения и пропевания. Следить выравниванием гласных, спокойным, мягким звукообразованием. Упражнения на staccato (при вялой атаке звука) и non legato.
3. Формирование и развитие исполнительских навыков пения в ансамбле
Формирование навыков ансамблевого звучания. Певческая установка. Взаимосвязь голосов в ансамблевом пении. Взаимосвязь речи и пения. Звук и механизм его извлечения. 2 вида атаки звука: твёрдая и мягкая. Важность работы над звуком. Дыхание. Три фазы певческого дыхания: вдох, задержка, выдох. Цепное дыхание. Отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка одноголосного пения. Развитие музыкального слуха и памяти, развитие единого певческого дыхания и единой вокальной артикуляции. Формирование навыков певческой эмоциональности и выразительности в ансамбле. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам).
Правила вокальных упражнений. Точное интонирование. Чёткое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений. Дикция и механизм её реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, нёба, голосовых связок). Слуховой контроль. Упражнения. Единое дыхание. Формирование навыка правильного вдоха: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Петь небольшие фразы на одном дыхании.
4. Работа над произведениями: Развитие мелодического и гармонического слуха как основы «интонационного ансамбля». В течение первых трёх лет обучения для распевания следует использовать считалки, попевки, музыкальные скороговорки, русские народные потешки, которые знакомы детям с детства. Стремиться к достижению звучания чистого унисона в пении. Петь небольшие фразы каноном, с задержкой на одном звуке, с интервалами терции и кварты. Эти приёмы подготавливают учащихся к исполнению в дальнейшем более сложных вертикалей.
5. Восприятии музыки: слушание музыкальных произведений. Работа над исполняемым произведением (разбор, разучивание и исполнение). Подбор программы ансамбля. Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки. Создание художественного образа.
Формирование единой манеры исполнения.
6. Музыкально-ритмические развитие. Отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка в одноголосном пении. Формирование умения слышать звучание ансамбля в целом, звучание своей партии и партии партнёра (ров). Формирование навыков певческой эмоциональности и выразительности, динамического равновесия голосов, ритмического и дикционного единства, единой манеры исполнения. Работа над культурой звука.
7. Игровые и творческие задания. Пение произведений с выразительной, ясной в ладовом отношении мелодией, с небольшим диапазоном, на коротком дыхании, с повторением вокального текста. Выразительное чтение текста песни.
8. Контрольные и итоговые занятия. Концертно-исполнительская деятельность. Исполнение разученных произведений на контрольном уроке, отчётном концерте.
Годовые требования: в течение учебного года необходимо проработать с учащимися 2-4 несложных ансамблевых произведения различных видов:
унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
канон на 2 голоса (многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием).
Методические рекомендации
Вокальный ансамбль является важнейшим звеном в работе над развитием и совершенствованием детского голоса. Ансамблевое пение тесно взаимосвязано с хоровым пением, но на занятиях вокального ансамбля больше внимания уделяется индивидуальной работе над голосом – преподаватель имеет возможность следить за качеством звучания каждого певца и одновременно работать над навыками коллективного исполнения. В хоре исправлять дефекты отдельных исполнителей гораздо сложнее. Именно в комбинировании индивидуальных и групповых форм работы заключается специфика специального учебного предмета «Вокальный ансамбль».
Вокальный ансамбль – это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.
Оно подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Приравнивать, подчинять свой голос общей звучности, гибко согласовывать свои действия с действиями других певцов.
Проблема ансамбля в пении – это проблемы идентичности голосообразующих движений, поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями, или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), то ансамбля не будет, пока не будет достигнута идентичность фонетики. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, который и даёт ансамблевый суммарный тембр.
Вопрос о «двигательном ансамбле» также же существенно зависит от совпадения характера вибрато у участников ансамбля.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:
унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения).
ансамбль солирующего голоса с ансамблем.
ансамбль нескольких солирующих голосов.
полифонический ансамбль (относительное равновесие голосов в зависимости от тематического материала).
ансамбль солирующего голоса и инструмента (скрипки, гитары, саксофона – характерен для стилей джазовой музыки).
общий ансамбль (уравновешенность звучания между партиями).
канон (многоголосое произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием).
Задача преподавателя вокального ансамбля - пробудить у детей любовь к ансамблевому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что ансамблевое пение - это наиболее доступный вид коллективной деятельности.
На занятиях должны активно использоваться знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т.к. работа по нотам помогает обучающимся воспринимать музыкальное произведение сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо сочетать с пением по слуху, т.к. пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.
В процессе обучения педагог следит за формированием и развитием основных вокально-ансамблевых навыков: дыханием, звуковедением, ансамблевым строем, дикцией, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей обучающихся.
Особое значение имеет работа со словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей.
Постепенно, с накоплением опыта исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар дополняется и усложняется. Наряду с куплетной формой, учащиеся знакомятся с многообразными жанрами ансамблевой музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются педагогом для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка разных эпох. Такие беседы обогащают музыкальный кругозор обучающихся, помогают формировать их художественную культуру.
Принципы реализации образовательного процесса
В работе с вокальным ансамблем в основном используется объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, а также их сочетание, включающее объяснения преподавателя и показ вокального звучания. При объяснении качеств вокального звука, его тембра необходимо использовать образные определения.
Приводимый в данной учебной программе репертуарный список является ориентировочным. Произведения можно транспонировать в удобную для исполнения тональность, делать оригинальные аранжировки. Для полноценного певческого развития учащихся рекомендуется включать в репертуар вокального ансамбля разнообразные по стилю и жанру произведения.
Перед преподавателем учебного предмета «Вокальный ансамбль» поставлены следующие задачи по организации учебно-репетиционного процесса: формирование ансамблей исполнителей, организация вокальной работы, подбор репертуара для учебной и концертно-исполнительской деятельности, театрализация исполнения.
Обучение учащихся в ансамблях должно проходить в соответствии с основными принципами дидактики: наглядности, последовательности, и осознанности. Часто необходим голосовой показ нового материала, разбор, объяснение штрихов, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации. Показ певческих приёмов важен для развития певческо-слухового восприятия и для практического выполнения исполнителями данных приёмов. Устный анализ услышанного способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание).
Преподавателю вокального ансамбля следует учитывать то, что детский голосовой аппарат находится в постоянном росте и развитии. Поэтому в вокальной работе с детьми необходимо:
учитывать психофизиологические особенности детей разных возрастных групп,
следить за изменениями тембра и диапазона голоса,
не допускать форсированное и продолжительное пение,
воспитывать у детей бережное отношение к своему голосу.
Список рекомендуемой нотной литературы
Огороднова-Духанина Т. «Романсы» СПб изд. «Композитор» 2005
Гомонова Е. «Веселые песенки для малышей круглый год» Ярославль изд. «Академия и К» 2000
Нестерова Н.Ф. «Песенки малышам» СПб изд. «Композитор» 2004
Беленькая М.Г., Ильинская С.В. «Музыкальная копилка» СПб изд. «Союз художников» 2002
Жученко А. «Эндрю Ллойд Уэббер и его мюзиклы» изд. «Композитор» 2002
Тухманов Д. «Золотая горка» Челябинск изд. «МПИ» 2004
Тухманов Д. «Знакомые насекомые» Челябинск изд. «МПИ» 2004
Тухманов Д. «Веселые нотки» Челябинск изд. «МПИ» 2004
Тухманов Д. «Игра в классики» Челябинск изд. «МПИ» 2004
Шаинский В «Пропала собака» Челябинск изд. «МПИ» 2005
Шаинский В. «Антошка и другие» Челябинск изд. «МПИ» 2005
Шаинский В «Чебурашка и другие» Челябинск изд. «МПИ» 2005
Шаинский В. «Улыбка» Челябинск изд. «МПИ» 2005
Крылатов Е. «Лесной олень и другие» Челябинск изд. «МПИ» 2005
Рыбников А. «Буратино и другие» Челябинск изд. «МПИ» 2006
Минков М. «Незнайка и другие» Челябинск изд. «МПИ» 2006
Тухманов Д. «Бяки Буки» Челябинск изд. «МПИ» 2006
Погребинская М. «Музыкальные скороговорки» СПб изд. «Композитор» 2007
Смирнова М.В. «Музыкальные скороговорки» СПб изд. «Литера» 2007
Ермолаев П. «Веселые песенки» СПб изд. «Литера» 2006
Гусева Л. «Музыкальная радуга» СПб изд. «Колокольчик» 2006
Зарицкая Е. «Город твой и мой» СПб изд. «Муз. палитра» 2006
Зарицкая Е. «Спи, ангелочек, усни» СПб изд. «Муз. палитра» 2008
Пархоменко Т. «Жил да был бутерброд» Москва изд. «Студия плюс» 2007
Питько А.В. «Идет коза рогатая» (р. н. песни) изд. «Композитор СПб» 2007
Дунаевский М.И. «Ветер перемен» СПб изд. «Союз художников» 2008
Сибирцева Л.Р. «Дети на планете» СПб изд. Библиотеки РАН 2007
Сибирцева Л.Р. «Жар – птица – осень» СПб изд. Библиотеки РАН 2007
Сибирцева Л.Р. «Апрельская капель» СПб изд. Библиотеки РАН 2008
Сибирцева Л.Р. «Голубоглазые цветы» СПб изд. Библиотеки РАН 2009
Марченко Л. «Лучшие песни о разном» Ростов-на-Дону изд. «Феникс» 2008
Куклин Л. «Отдайте детям остров» СПб изд. «Союз художников» 2010
«Школа эстрадного искусства» «Маленькие звездочки» часть I СПб 2011
«Школа эстрадного искусства» «Маленькие звездочки» часть II CПб 2011
Список рекомендуемой методической литературы
Юшманов В.И. «Вокальная техника и ее парадоксы» СПб изд. «Деан» 2001
Тилл М. «Целебная сила дыхания» Минск изд. «Попурри» 2002
Риггс С. «Как стать звездой» «Техника пения в речевой позиции» Москва 2004
Вилинская И. «Вокализы» СПб изд. «Композитор» 2005
Абт Ф. «Вокализы» Москва изд. Дом «Золотое руно» 2006
Ровнер В. «Вокально – джазовые упражнения. Искусство вокала» СПб изд. «Нота» 2006
Исаева О.И. «Учимся петь» Минск изд. «Современная школа» 2006
Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства» изд. «Феникс» Ростов-на-Дону 2007
Дубровская С. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.» Москва
изд. ГК ООО «РИПОЛ классик» 2009
18.Черная Е. И. «Воспитание фонационного дыхания с использованием принципов дыхательной гимнастики Йоги» Москва изд. «ООО тип. ИД «Граница» 2009
19. «Эстрадно-джазовый вокальный тренинг» часть 1. Т.Н. Сморякова. Учебное пособие СПб, 2014 г. изд. «Лань», издательство «Планета музыки».
20. «Эстрадно-джазовый вокальный тренинг» часть 2. Т.Н. Сморякова. Учебное пособие СПб, 2015г. Творческое объединение «Триумф».
Список разработок и материалов
Образовательная программа детской эстрадной студии «Музыкальный фрегат»2003 Составитель: Билль А.М., преподаватель Государственного училища эстрадно-джазового искусства, художественный руководитель студии (город Москва).
Образовательная программа «Чистый голос» (обучение эстрадному вокалу) 2003 Составитель: Охомуш Т.В., руководитель эстрадно-вокальной студии «А+Б», заслуженный работник культуры России (город Иваново).
«Методика преподавания эстрадного и джазового вокала» - автор Афанасьева Л. А., доцент кафедры эстрадного вокала Московского института современного искусства 2011
«Методика преподавания эстрадного и джазового вокала» - автор Косумова В. В., старший преподаватель кафедры Музыкального искусства эстрады СПбГУКИ 2011
«Методика преподавания эстрадного и джазового вокала» - автор Решетникова Н.С., старший преподаватель кафедры Музыкального искусства эстрады СПбГУКИ 2011
«Методика преподавания джазового вокала «Искусство вокала» - автор Ровнер В.В., доцент кафедры Музыкального искусства эстрады СПб ГУКИ 2006
«Методика преподавания фонационного дыхания с использованием принципов дыхательной гимнастики «Йоги» - автор Черная Е.И., профессор СПб ГАТИ 2009
«Методика преподавания дыхательной гимнастики» - автор Стрельникова А.Н., певица, преподаватель.
Методика «Эстрадно-джазового вокального тренинга» Т.Н. Сморякова, доцент СПБГАТИ, 2014-2015
Методика «Школа природного голоса» автор Плешаков-Качалин К. 2011-2012