Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажное кружево»
Министерство социальной защиты Алтайского края
Краевое государственное бюджетное стационарное учреждение
социального обслуживания
«Тюменцевский детский психоневрологический интернат»
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 86 от «30» августа 2019 г. | | Утверждено Приказом директора № 17 «30» августа 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажное кружево»
Направленность: художественная
возраст обучающихся: 12- 20 лет
срок реализации программы: 3 года
Автор-составитель:
Понкратьева Марина Александровна,
воспитатель
с.Тюменцево, 2019г
Содержание
№п. п | Название раздела, темы | Стр. |
Введение | 3 | |
Пояснительная записка | 4 | |
| Актуальность программы | 6 |
| Цель и задачи | 6 |
| Отличительные особенности и новизна программы | 7 |
| Условия реализации программы | 8 |
| Формы и методы реализации программы | 9 |
| Ожидаемые результаты и способ их проверки | 10 |
| Формы контроля результатов обучения | 11 |
Учебно-тематический план 1 год обучения | 12 | |
| Учебный план 2 год обучения | 16 |
| Учебный план 3 год обучения | 17 |
Методическое обеспечение программы | 19 | |
Список литературы | 32 | |
Приложения | 33 |
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский
Введение
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья свой мир, но развиваются они по тем же закономерностям, что и другие ребята. Это относится и к развитию познавательной деятельности, и к эмоционально-волевой сфере, и к моторике обучающихся в целом. В условиях специально организованного обучения и воспитания у обучающихся накапливается определённый жизненный опыт, эмоционально-эстетические впечатления, которые стимулируют ребят заниматься творчеством.
Особенности психофизического развития таких обучающихся затрудняют вхождение их в социум, так как социальная среда высокоорганизованная, имеет сложную структуру и многоуровневые функциональные связи. В норме социальная адаптация у обучающихся происходит по подражанию, влиянию различной информации, которую они самостоятельно усваивают, принимают к сведению и используют. Обучающийся, ограниченный в интеллектуальном развитии в силу первичного дефекта, не в состоянии сам её освоить. По сути, он лишён основы самостоятельного, сколько-нибудь благополучного существования в сложном современном мире.
Социальная адаптация обучающегося с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых на него дефектом в области познавательной деятельности. Поэтому нужно специально обучать тому, что обычный ребёнок усваивает не задумываясь, то есть всему, что для него будет жизненно необходимым. Как и для любого человека, это будут знания и умения, приобретенные в области быта, труда и досуга. В основе социального благополучия любого человека лежит его успешность в труде, самостоятельность в быту и насыщенность в свободное время. Творческие уроки формируют правильное социальное поведение у учащихся. В процессе этой деятельности у обучаемых развиваются коммуникативные навыки: доброжелательность, усидчивость, аккуратность, взаимопомощь и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
- Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N вк-641/09
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от18.11.2015 №09-3242)
- СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" 04.07.2014г.
Программа «Бумажное кружево” предназначена для преподавания кружка в учреждениях для обучаемых с интеллектуальными проблемами и ограниченными возможностями здоровья. Программа направлена на формирование творческих навыков у обучаемых, которые помимо интеллектуальных ограничений, имеют сниженную познавательную мотивацию, эмоционально - волевые нарушения, педагогическую запущенность. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют обучающемуся успешно справляться с задачами и требованиям, которые предъявляет ему общество, у них гораздо дольше остается ведущей игровая мотивация.
На занятиях осуществляется коррекционно-воспитательная работа. В процессе обучения развивается восприятие, пространственное мышление, тренируется память. Занятия способствуют и физическому развитию обучающихся, совершенствуют мелкую моторику движений, повышают работоспособность. Предлагаемый курс разработан с учетом того, что среди умственно отсталых обучаемых сегодня чрезвычайно высок процент, нуждающихся в специальной помощи, не только направляющей, но и корректирующей развитие: физическое, психическое, социальное, духовное. Эту помощь необходимо оказывать своевременно и профессионально, помогая овладеть рядом умений и навыков в области эмоционально-волевой, поведенческой сферы и практической деятельности.
Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Это - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Интерес детей к творчеству из бумаги объясняется ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству.
При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующей техникой:
Торцевание. Этот вид бумажного творчества переживает второе рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики, создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги! Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется «естественным путем», в процессе творческой работы. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Кружковая деятельность обучающихся направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Для развития творческих способностей необходимо дать возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение обучающихся к продуктивной творческой деятельности.
Данная программа вводит обучающихся в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа предоставляет всем обучающимся возможность заниматься независимо от способностей и уровня общего развития.
Программа представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности задания. Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: «стартовый» - предполагает минимальную сложность, использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала; «базовый» - предполагает освоение специализированных знаний для достижения цели занятия; «продвинутый» - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к усложненной техники выполнения работ. Каждый из трех уровней доступен для обучающихся с ОВЗ.
Занятия могут проводиться как в группе, так и индивидуально. В задачи таких занятий входит обогащение обучаемых сенсорным опытом. И, конечно, самым важным условием развития творческих способностей является создание общей атмосферы комфортности.
Занятия аппликацией - одно из самых больших удовольствий. Оно приносит много радости. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия, обучающихся с нарушением интеллекта.
Актуальность программы
Кружок «Бумажное кружево» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Обучающиеся увидят, что бумага универсальна, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, обучающиеся приобретают опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Программа «Бумажное кружево» помогает достичь того уровня знаний и умений, трудовых навыков, которые необходимы им для социальной адаптации, организации досуга, формирования общей культуры.
Цель программы:
Создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого обучающегося и его самореализации.
Задачи программы:
обучающие:
- формирование умения планировать свою работу;
- обучение приемам и технологии изготовление аппликации;
- активизация наблюдательности, внимания и воображения;
коррекционные:
-коррекция восприятия цвета и умения использовать его;
-коррекция мелкой моторики рук;
-коррекция эмоционально психических нарушений;
воспитательные:
- воспитание трудолюбия, терпения, умения довести начатое дело до
конца;
- воспитание чувства взаимопомощи и коллективизма;
- воспитание аккуратности.
Отличительные особенности и новизна программы
Содержание программы организовано по принципу дифференциации по уровням сложности.
Содержание программы представлено работой с бумагой и направлена на овладение учащими элементарными приемами ручной работы.
Обучающим предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для умственно-отсталых учащихся объектов труда.
«Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Реализация стартового уровня предполагает один год обучения в количестве до 36 часов. Данная программа используется как первая ступень - переход к базовой общеразвивающей программе обучения.
«Базовый уровень» программы предполагает реализацию материала, обеспечивающего освоение специализированных знаний, создающего общую и целостную картину изучаемого предмета в рамках содержательно- тематического направления программы (36 ч.)
Программа базового уровня реализуется в течение одного года, направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом творческого объединения.
В программе предусмотрена уровневая дифференциация, обусловленная спецификой освоения и индивидуальными особенностями, возможностями и потребностями, которые могут являться основанием к переходу на следующий (продвинутый) уровень.
Способы отслеживания уровневых результатов используются такие же, как и в программах стартового уровня.
«Продвинутый» уровень предполагает организацию материала, обеспечивающего доступ к сложным (возможно узкопрофильным) и специфическими знаниям и навыкам в рамках содержательно-тематического направления программы.
В течение года обучаемые должны познакомиться:
- с техникой безопасности при работе с гофрированной бумагой, клеем, ножницами;
- с подготовкой гофрированной бумаги для поделок;
- с приемами нанесения рисунка на основу;
- с техникой изготовления аппликации.
«Стартовый уровень»
-поэтапно выполнять работу;
- уметь пользоваться клеем, бумагой.
- уметь подбирать цвета по образцу;
- нарезать бумагу по размеченным линиям;
- изготавливать аппликации, используя шаблоны.
«Базовый уровень»
- планировать свою работу;
- уметь пользоваться клеем, бумагой.
- уметь подбирать цвета;
- нарезать бумагу по размеченным линиям;
- изготавливать аппликации самостоятельно.
«Продвинутый уровень»
- самостоятельно организовывать свою работу;
- уметь пользоваться клеем, бумагой;
- нарезать бумагу по размеченным линиям;
- уметь подбирать цвета;
- владеть технологической последовательностью выполнения плоскостной аппликации;
- использовать объемную технику выполнения аппликации (использование двух и более слоев).
В результате обучения по данной программе:
- научатся приемам работы с гофрированной бумагой, клеем;
- научатся выполнять работу последовательно;
- будут пользоваться картинкой в качестве образца;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы
в коллективе.
Условия реализации программы
Программа «Бумажное кружево» ориентирована на обучаемых от 12 до 20 лет.
Программа включает в себя три уровня обучения, объединённых в единое целое:
подготовительный уровень (стартовый) - один год обучения
начальный уровень (базовый)– один год
углубленный уровень (продвинутый) один год обучения Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы для подготовительного уровня (стартовый) и начального уровня (базовый) - 5-8 человек, для углубленного уровня (продвинутый) - 5 человек.
Режим работы кружка:
Занятия проходят во второй половине дня 1 раз в неделю, длительность занятия 35 минут;
занятия будут проходить в групповой комнате, оснащенной необходимым количеством столов и посадочных мест;
наличие рабочего материала (гофрированная бумага, клей, картон, ножницы, пластилин, рамки);
Кроме того, предусматривается проведение индивидуальных занятий с учащимися.
Набор обучающихся в подготовительную группу осуществляется независимо от их способностей и умений, занятия проходят по программе.
Каждая тема занятия разработана с учетом возрастных особенностей учащихся.
Формы и методы реализации программы
Низкий уровень развития внимания, восприятия и особенности памяти требуют постоянной активизации и концентрации внимания. Следовательно, при построении занятия, необходимо делать упор на наглядно – практические методы обучения. Необходимо наличие наглядного материала (наборы геометрических фигур различных цветов, иллюстраций и т.д.)
Учитывая эмоциональную неуравновешенность, необходимо на занятии поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу.
Обязательными элементами каждого занятия являются:
- упражнения на развитие и коррекцию творческих способностей;
-физкультминутки;
- релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья учащихся и установление положительного эмоционального настроя. Эмоции могут служить способом познания мира общения, насыщают жизнь красотой и богатством переживаний.
В процессе творческой работы легко отслеживать проявление различных эмоций и координировать их с помощью игр и упражнений.
Тематика занятий строится с учетом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности умения работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным обучаемым будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Это дает возможность предостеречь от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Схема построения занятия должна включать в себя основные принципы коррекционно – развивающей направленности.
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип наглядности, иллюстративность, наличие дидактического материала.
принцип доступности, учет индивидуальных возможностей и способностей каждого обучаемого;
принцип свободы выбора;
принцип успешности;
принцип системности.
Дидактический материал:
использование наглядности;
мультемедийный материал;
использование образцов;
аудиозаписи.
Рабочий материал:
-Бумага: гофрированная.
-Картон: цветной, белый.
-Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, стеклярус, блестки.
-Клей концелярский, клей-карандаш, клей ПВА.
-Ножницы, кисточки, карандаши, рамки, пластилин, стержень от шариковой ручки.
Методические приемы:
наглядный;
словесный;
групповой;
индивидуальный;
практический.
проблемный
проблемно-поисковый
Виды занятий:
совместная деятельность с педагогом;
беседы;
игры;
практические упражнения;
просмотр телепередач, слайдов.
Примерная структура занятия
1.Организационный момент
- актуализация опорных знаний.
2.Сообщение познавательных сведений, словесно-иллюстративный рассказ.
3.Инструктаж по технике безопасности и охране труда.
4. Объяснение с практическим закреплением.
5.Физкультурная пауза.
6. Практическая работа.
7. Итог занятия.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Планируется повторение и закрепление пройденного. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных изделий. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Ожидаемые результаты и способ их проверки
Для определения результативности в начале и в конце года заполняются диагностические карты и карты развития трудовых навыков (см. приложение №1). Принцип мониторинга результативности деятельности обучаемого, предлагается изучение личности с помощью методик диагностика творческих, сенсорных способностей, развитие мелкой моторики автор Н.И. Гуткина (см. приложение № 2), «Дорисовывание фигур» автор О.М. Дьяченко, (см. приложение № 3), методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы, а также методика «Цвета», методика «Формы» авторы Катаева А.А., Стребелева Е.А. (см. приложение № 4). Для каждого учащегося методика диагностирования подбирается индивидуально, в зависимости от его способностей и умений.
Познавательный уровень обучающихся разнороден. Кроме того, снижение интеллекта почти всегда сопровождаются теми или иными нарушениями моторики, зрения, эмоционально-волевой сферы. Понятно, что выработать общие критерии к уровню усвоения материала практически невозможно.
В данной программе предусмотрен дифференцированный подход к оценке результатов на каждом уровне.
Измерителем проверки результатов могут быть – тесты и упражнения.
Принцип мониторинга результативности деятельности обучающихся, предлагается изучение личности обучающегося с помощью методик (см. приложение), наблюдения за обучаемыми в различных видах деятельности, анализа творческих работ и фиксации результатов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
-проведение выставок работ учащихся;
-возможность участия в районных и краевых выставках;
-поощрения, награждения.
Учебно-тематическое планирование
1 год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | Часы | |
Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. Правила техники безопасности. Материал-бумага. Элементы торцевания. | 2 | 1 | 1 |
2 | "Яблонька" | 3 | | 3 |
3 | "Гриб Мухомор" | 2 | | 2 |
4 | "Божья коровка" | 2 | | 2 |
5 | "Снегирь" | 2 | | 2 |
6 | "Гусеничка" | 2 | | 2 |
7 | "Дождик" | 2 | | 2 |
8 | "Осенняя береза" | 2 | | 2 |
9 | "Снежинка" | 2 | | 2 |
10 | Елочкая игрушка" | 2 | | 2 |
11 | "Ёлочка" | 1 | | 1 |
12 | "Новогодняя открытка" | 2 | | 2 |
13 | "Барашек" | 1 | | 1 |
14 | "Аквариум с рыбками" | 2 | | 2 |
15 | "Поделка к 23 февраля - танк" | 1 | | 1 |
16 | "Открытка 8 марта" | 1 | | 1 |
17 | "Мимоза" | 1 | | 1 |
18 | "Верба" | 1 | | 1 |
19 | "Букет подснежников" | 1 | | 1 |
20 | Итоговое "Цветочная поляна" | 3 | | 3 |
21 | Диагностика | 1 | | 1 |
Всего | 36 | 1 | 35 |
№ п./п. | Тема | Цель | Оборудование |
Вводное занятие. | Познакомить с техникой безопасности работы с инструментами. Познакомить детей с новым видом обработки бумаги - торцеванием. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Познакомить с элементами торцевания. | образцы, бумага, ножницы, клей | |
’’Яблонька” | Упражнять в выполнении аппликации методом отрывания кусочков бумаги, скручивать элемент (форму) "торцовка". | листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х 20, зелёная и коричневая бумага, клей ПВА, кисточка, зубочистка, красная бумага (для яблочек). | |
Гриб ’’Мухомор” | Упражнять детей в обводки трафарета на цветную бумагу и вырезать по контуру. Продолжать упражнять детей в скручивании элемента торцовки. Учить детей разрезать бумагу, не доходя до края 0,5 см. | трафареты ножки, шляпки, листок белой бумаги 15х 20, полоска зелёной бумаги 2,5х 15 см, клей, кисточка, ножницы, простой карандаш, 5-6 белых полосок. | |
"Божья коровка” | Упражнять детей составлять из отдельных частей единое целое, обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать торцовки и наклеивать на основу. | трафарет туловища божьей коровки, полоска чёрного цвета (ш-0,5см, дл-12см.), готовая голова божьей коровки жёлтого цвета, 7 полосок чёрной бумаги, клей, кисточка, ножницы, простой карандаш. | |
"Гусеничка" | Закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать элемент торцовку. | желтая бумага, трафарет листочка, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания. | |
"Дождик" | Упражнять детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. | трафарет облака, светло - голубая бумага 5х 11, тёмно-голубая 5х 11, 8-10 полосок голубого цвета для торцевания (капельки), клей, ножницы, простой карандаш. | |
"Осенняя береза" | Продолжать упражнять детей скручивать элемент торцовку. | лист бумаги с нарисованной березой, оборудование для торцевания. | |
"Снежинка" | Продолжать упражнять детей скручивать элемент | лист голубого картона 11х 11 см,13 полосок белой бумаги, клей. | |
"Елочная игрушка" | закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру. Учить детей составлять из элементов композицию. | цветной картон, трафарет елочных шаров, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания. | |
"Ёлочка” | Продолжать упражнять обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент | трафарет ёлочки, клей, ножницы, простой карандаш, разноцветная бумага для торцевания. | |
"Новогодняя открытка” | Закреплять умение складывать картон пополам, делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша, скручивать элемент торцовку. Учить детей составлять из элементов композицию. | картон, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания. | |
"Барашек" | Закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, скручивать элементы торцовки. Упражнять детей в составлении композиции. | листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х 20, зелёная и коричневая бумага, красных полосок для яблочек, белые для барашка, силуэт барашка, оборудование для торцевания. | |
"Аквариум с рыбками" | Учить детей скручивать элемент торцовку. Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру | картон, трафарет аквариума, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания. | |
"Поделка к 23 февраля - танк" | Учить изготавливать торцовки, выкладывать из деталей заданную фигуру. Учить располагать на готовой форме. Воспитывать чувство патриотизма, любовь и уважение к отцу. | картон, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания. | |
"Открытка к 8 марта" | Закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент торцовку. Упражнять детей в составлении композиции. | картон, трафарет цифры восемь, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания. | |
"Мимоза" | Продолжать упражнять скручивать элемент торцовку, закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. | лист белого картона 15х 20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей, кисточка. | |
"Верба" | Продолжать упражнять детей скручивать элемент торцовку | лист бумаги с нарисованной веткой, 15-20 полосок жёлтой бумаги, клей. | |
"Букет подснежников" | Продолжать упражнять детей скручивать торцовку. Учить склеивать готовые детали в композиции. | картон, бумага цветная, трафарет, ножницы, простой карандаш, оборудование для торцевания | |
Итоговое "Цветочная поляна" | Закрепить все элементы торцевания. Развивать воображение | Оборудование для торцевания | |
Итого: | | 36 |
2 год обучения
№ | Тема | теория | практика | всего |
1. 2. 3. | I. Вводное занятие Диагностика сформированности навыков Беседа по технике безопасности и охране труда Правила поведения на занятиях торцевания | 3 1 1 1 | | 3 1 1 1 |
1. 2. | II. Основные знания, умения и навыки. Материалы и оборудование Технология работы | 1 1 | 1 1 | 2 1 1 |
1. 2. 3. 4. | III. Композиции. Плоскостное торцевание. Изготовление композиции "Мой плюшевый друг". Объёмное торцевание. Торцевание на пластилине "Кактус" Многослойное торцевание. Композиция «Хризантемы». Плоскостное торцевание. Изготовление композиции "Ветка сирени". | | 20 5 5 5 5 | 20 5 5 5 5 |
| IV. Итоговая работа Коллективная композиция "Вечный огонь". Торцевание плоскостное. · Продумывание и прорисовка композиции. · Работа над деталями. · Соединение композиции. Оформление работы | | 10 1 7 2 | 10 1 7 2 |
| Итоговое занятие. Диагностика сформированности навыков | 1 | | 1 |
| Общее количество часов за год | 5 | 31 | 36 |
3 год обучения
№ | Тема | теория | практика | всего |
1. 2. 3. | I. Вводное занятие Диагностика сформированности навыков Беседа по технике безопасности и охране труда Правила поведения на занятиях торцевания | 3 1 1 1 | | 3 1 1 1 |
1. 2. | II. Основные знания, умения и навыки. Материалы и оборудование Технология работы | 1 1 | 1 1 | 2 1 1 |
1. 2. 3. 4. | III. Композиции. Плоскостное торцевание. Изготовление композиции "Пейзаж". Многослойное торцевание. Композиция «Пионы». Объёмное торцевание. Торцевание на пластилине "Снеговик" Плоскостное торцевание. Изготовление композиции "Натюрморт". | | 20 5 5 5 5 | 20 5 5 5 5 |
| IV. Итоговая работа Коллективная композиция "Летняя поляна". Торцевание плоскостное. Продумывание и прорисовка композиции. Работа над деталями. Соединение композиции. Оформление работы | | 10 1 7 2 | 10 1 7 2 |
| Итоговое занятие. Диагностика сформированности навыков | 1 | | 1 |
| Общее количество часов за год | 5 | 31 | 36 |
Методическое обеспечение программы
Технологическая последовательность выполнения мозаики
Торцевание из бумаги
О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этим благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнем, и жжем, и рвем, и сворачиваем, и закручиваем, и размачиваем. А все это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать и в дело применить. Ну а если и не в дело, то уж в удовольствие – точно!
Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.
Торцевание из бумаги, несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Из цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадрата ставят торцом стержень (не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня приклеивают на рисунок, нанесенный на бумагу или картон и только, тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку прикрепляют рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает:
контурное (торцовки выкладывают по контуру изображения);
плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
объемное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объемное изображение);
многослойное (торцовки вклеивают друг в друга)
В начале дети работают в простой технике торцевания, затем в более сложной-объемной. Объемное торцевание позволяет добиться необычного эффекта, т.к. торцовки можно приклеивать не только под разным углом наклона, но и изменять их форму, размер, а также способ закручивания.
Объемное торцевание чаще всего применяется в изготовлении цветов. Для изготовления большинства цветов используется плоскостное торцевание из квадратиков со стороной 10мм, лепестки же выполняются по-разному. Для фиалок вырезают кружки диаметром 3см. (три штуки одного цвета, две штуки другого цвета). Стержень устанавливают на середину кружка, но закручивают не весь кружок, а примерно треть его величины. В результате получается пушистая торцовка, с узким концом которым ее приклеивают рядом с серединой цветка под наклоном к горизонтальной поверхности почти боком. Маки выполняют аналогично, только круги вырезают диаметром 6-7 см., в количестве 5 шт. В объёмном торцевании можно экспериментировать, каждый раз получая новый эффект.
Для реализации поставленных задач необходимо пополнить материалами и инструментами, используемые для продуктивной деятельности. Так же необходимо наличие картотек «Пальчиковые игры и упражнения», «Художественное слово», «Технологии выполнения поделок», «Краткая историческая справка возникновения данного вида искусства». Разработанная программа может быть использована для развития мелкой моторики ребенка, его творческих способностей.
Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
Из полосок гофрированной бумаги нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см. Нарисуйте на плотной бумаге или картоне
любой узор.
Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.
У вас получится цветная трубочка-торцовочка.
Поставьте ее на клей.
Выньте стержень.
Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
Можно в той же технике заполнить фон вокруг узора. Получится маленький пушистый коврик.
Контурное торцевание
Плоскостное торцевание
Объемное торцевание
Торцевание на пластилине
Гофротрубочки
Дидактические игры и упражнения.
Пальчиковая гимнастика
«ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,
изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце.
«КОШКА И МЫШКА»
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз;
затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая,
как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны;
кошка (правая рука) крадется (все пальцы правой руки
медленно шагают по столу вперед).
Мышка (левая рука) убегает:
(пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
«ДРУЖБА»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями)
«В ГОСТИ»
В гости к пальчику большому
(выставляются вверх большие пальцы обеих рук)
Приходили прямо к дому («дом»):
Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний –
Сам мизинчик – малышок
(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы)
Постучался на порог.
(кулаки стучат друг о друга)
Вместе пальчики – друзья,
(ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
Друг без друга им нельзя.
«ЗАЙЦЫ»
Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.
Десять серых зайцев
Дремали под кустом,
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”
Двое закричали:
“Давайте убежим!”,
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”,
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!”
А двое вдруг спросили:
"Он может сделать “Бах”?"
“Бах” - выстрелил охотник,
Хлопаем в ладоши.
Нажав ружья курок,
Бежим пальчиками по столу или коленям.
И десять серых зайцев
Пустились наутёк.
«ЖУЧОК»
Этот маленький жучок
По земле* гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве гуляет...
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок
По кустам* гуляет...
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.
Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.
«КРОЛИК»
Маленький кролик с большими ушами,
Кисти прижать к голове, как ушки.
Розовым носом,
Указательными пальцами дотронуться до носа.
Смешными усами
Указательные пальцы прижаты к губам.
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
Роем норку (колени).
Чистит он шёрстку себе
"Чистим шёрстку".
Или спит.
Руки складываем, кладём под щёку.
Кролик ушами всегда шевелит.
Шевелим "ушами".
Слышит шаги и лисиц, и волков,
Прячется в норку свою от врагов.
Сжаться в комочек или спрятаться в коленки.
«ЧЕРЕПАШКА»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.
Развитие воображения.
Раздать детям лист, на котором изображены прямоугольник, треугольник, квадрат, окружность, трапеция. Задание: превратить эти фигуры в знакомые предметы окружающего мира. Время выполнения- 3 минуты.
«Бегите ко мне!»
Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.
Ход игры: в вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).
Воспитатель предлагает детям посмотреть на флажки, помахать ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.)
-Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) - Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой флажок, и если их цвета совпадут, то бегите ко мне. Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.
Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.
«Подбери по цвету»
Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.
Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.
«У кого такой листок?»
Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый, величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.
Ход игры:
Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т. д.)
Следующие варианты игры с собранными листочками.
«Подбери листочки»
Материал: тот же, что в предыдущей игре. Добавляются вырезанные из картона деревья желтого, красного, оранжевого, зеленого цветов.
Цель: учить детей различать цвета (желтый, красный, оранжевый, зеленый); обучать соотносить листочки по цвету.
Ход игры:
Предложить ребенку разложить листочки к деревьям соответствующего цвета, чтобы листочки были одинакового цвета с деревом.
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание. Ребенку предлагаются: а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий; б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».
«Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Оборудование: мозаика, образец.
Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.
Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».
«Нанизывание бусинок»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер. Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы.
Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.
«Срисовывание по клеточкам»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки. Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро отточенные карандаши.
Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности: 1-й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур 2-й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен!»
Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.
«Найди тень»
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением фигурки и отбрасываемой тени.
Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением снеговика и четырех его теней; рыцаря и трех его теней
Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно. На нем изображен рыцарь и его тени. Необходимо отыскать среди этих теней его настоящую».
Примечание. Правильный ответ - вторая тень у рыцаря. Задание с использованием (фигурки белочки и дельфина) выполняются аналогично.
«Найди героев»
Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.
Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.
Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».
«Воспроизведение геометрических фигур»
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, соответствующий размеру образца (13х10 см).
Описание. Ребенку предлагают рассмотреть разные геометрические фигуры, запомнить их расположение с тем, чтобы через 10 секунд по памяти воспроизвести их на чистом листе.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти геометрические фигуры и постарайся запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу карточку, и ты на листе бумаги должен будешь по памяти нарисовать эти же геометрические фигуры, расположив и раскрасив их так, как было на образце».
«Клеевой ручеёк»
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть “широкое озеро”.
4. Пробраться через “дремучий лес”.
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.
«Слепец и поводырь»
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать, стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.
По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
«Волшебные водоросли»
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
«Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Волшебный букет цветов»
Цель: учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.
Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?
Дети. Грустное, печальное, скучное.
Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?
Дети. Цветов.
Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».
Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.
Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?
Дети. Веселое, счастливое.
Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.
Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель даёт задания
Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Литература:
Гурская И.В. Радуга аппликации. – СПб.: Питер, 2007. – 212с., ил.
Евсеев Г.А. Бумажный мир. - М.: АРТ., 2006. – 107с. ил.
Черныш И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 160с., ил.
Д. Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги / Пер.с итал. Г. В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 96 с., цв. ил.
Интернет-ресурсы
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль, 2001
Юдилевич, Я. Г. Учёт индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе / Я. Г. Юдилевич // Дефектология. - № 3. – 1981.
Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребёнка [Текст]: книга для студентов / Занков Л. В. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с. 16.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов, «Просвещение», Москва, 1988 г.
Аппликация и бумагопластика. – М.: АРТ., 2008 – 164с., ил.
Приложение №1
«Карта развития трудовых навыков»
Ф.И воспитанника______
________________ учебный год
| Операция | ||||||
дата | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | | |
Перечень операций:
Нарезание бумаги на квадратики.
Нанесение рисунка на основу.
Нанесение клея.
Изготовление элемента - торцовки.
Торцевание контура.
Торцевание внутри рисунка.
Оформление композиции.
Диагностическая карта
| цветовосприятие | формовосприятие | Мелкая моторика | аккуратность | |||||
| дата | дата | дата | дата | дата | дата | Дата | дата | |
высокий | | | | | | | | | |
средний | | | | | | | | | |
низкий | | | | | | | | |
Карты наблюдений дают возможность отслеживать способность детей в течении года, определять индивидуальную помощь и ставить аргументированную оценку за труд.
На основание карты можно выстроить график оценки успеваемости воспитанников в сравнении, начало и конец учебного года.
Своеобразной формой подведение итогов реализации программы могут быть выставки лучших работ, как в собственном учреждении, так и за его пределами.
Приложение № 2
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.
Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш
Процедура обследования.
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
быстро или медленно проводит линии;
отвлекается ли во время работы;
высказывания и вопросы во время рисования;
сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Приложение 2 (продолжение).
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.
1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая)часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра;
расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание»
более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка.
Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.
Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.
Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.
Приложение № 3
Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко
Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.
Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.
Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.
Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».
Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется.
Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.
Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.
Протокол обработки полученных результатов.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей. Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают. Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).
Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла. Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего. Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»).
Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.
Приложение № 4
Методика «Цвета» (автор Катаева А.А., Стребелева Е.А.)
Цель: определить способность соотношения и дифференцировки цвета, знания цветов и их названий.
Оборудование: 12 цветных карточек.
Ход: по одной, показывают цветные карточки, начиная с основных цветов (красный, желтый, синий), а затем карточки дополнительных цветов. В случае, если не назвал один или несколько цветов, то после демонстрации все карточки выкладывались перед испытуемым и экспериментатор дает инструкцию: "Я назову цвет, а ты покажи эту карточку".
Обработка результатов:
Если называют 9-12 цветов, то у ребенка высокий уровень развития зрительного восприятия;
Если называют 5-7 цветов, то у ребенка средний уровень развития зрительного восприятия;
Если называют менее 5 предметов, то у ребенка низкий уровень развития зрительного восприятия
Методика «Формы» (автор Катаева А.А., Стребелева Е.А.)
Цель: определить знание геометрических форм и их названий.
Оборудование: набор плоскостных геометрических фигур.
Инструкция: назови фигуру.
Процедура обследования: экспериментатор демонстрирует геометрические фигуры и даёт инструкцию. Каждый ответ фиксируется.
В случае если не называет одну или несколько фигур, то после демонстрации все фигуры выкладываются перед ним, и экспериментатор даёт инструкцию:
«Я назову фигуру, а ты покажи её».
Если называют 75%-100% предметов, то высокий уровень развития формовосприятия;
Если называют от40%-75%предметов, то средний уровень;
Если называют менее 40% предметов, то низкий уровень развития
Диагностика уровня переключаемости ребенка и координации.
Для этого дети выполняли следующие упражнения:
1. Ребенку предлагается положить перед собой руки - одна сжата в кулак, а другая - распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
3. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
5. Проделать движение - чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)
7. Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.
8. Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.
Кроме пальчиковых упражнений нами были использованы также различные графические упражнения. Применены следующие методики:
1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.
Таким образом, нами были выделены следующие нарушения мелкой моторики у данной группы детей:
1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения.
2. Неправильно воспроизводят пространственное направление движения.
3. Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы.
5. Отстает одна рука.
6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.
7.Трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев.
Кияйкина Наталья Федоровна