ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ФОТОГРАФ"
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ
образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
ПринятА на заседании методического совета ГАПОУ СО «БТМСХ» от « » ___________ 2024 г. Протокол № | Утверждаю Директор ГАПОУ СО «БТМСХ» _____________________ /В.И. Якубович/ " " ______________ 2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
"ФОТОГРАФ"
Возраст слушателей: от 15 лет
Срок реализации: 1 месяц
Уровень: стартовый
Балашов 2024
Составитель (автор): | Преподаватель ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства», Гоминов А.А.. ______________________________ |
Рецензенты: Внутренний: | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Внешний: | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Содержание
1 Комплекс основных характеристик программы | 4 |
2 комплекс организационно-педагогических условий | 10 |
3 список литературы | 14 |
| |
| |
1 Комплекс основных характеристик программы
1.1 Общая характеристика программы
Направленность программы – творческая.
Уровень: стартовый
Программа разработана на основе:
- Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ,
- Концепции развития дополнительного образования, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р,
- Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации
новый приказ № 196 от 09.11.2018г.,
- Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
Актуальность программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фотограф» (далее – Программа) направлена на формирование основных навыков и приемов в работе с фотоаппаратом, а также обучающиеся овладевают приемами, практическими умениями и навыками решения типовых задач обработки информации. В свою очередь это способствует выработке творческого мышления, а так же созданию условий для развития личности подростков.
Адресат программы – программа рассчитана на студентов техникума, лиц с ограниченными возможностями и другие категории граждан.
Объем программы – программа рассчитана на 36 часов и включает шесть модулей.
Срок освоения – 1 месяц.
Форма обучения – очная, очно-заочная
Форма организации образовательного процесса - в соответствии с учебным планом в объединении формируются группы.
Состав группы – постоянный, в группе 10-15 человек.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа - 45 мин. Занятия проводятся спаренными уроками 3 раза в неделю по 3 часа. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 12 часов.
1.2 Цель и задачи программы
Цель:
Целью программы «Фотограф» является обучение основам фотографии, основам обработки изображения, работой с людьми на съемочной площадке, подготовке и реализации творческих проектов
Задачи:
воспитательные:воспитать ответственное отношение к процессу профессионального обучения;
формировать бережное отношение к своему здоровью;
воспитывать культуру поведения в коллективе и общественных местах;
воспитывать отзывчивость и уважение к другому человеку.
развитие визуального восприятия;
творческого вкуса;
развивать память, внимание, умение общаться, инициативность.
формировать у обучающихся совокупности общекультурных и творческих компетенций, необходимых специалистам, работающим в области фотографии формировать знания, умения и навыки по профессии "Фотограф";
реализовывать профессиональное самоопределение учащихся;
1.3 Содержание программы.
Учебный план
N п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | теория | практическая подготовка | |||
1 | Модуль 1. Основные этапы развития фотографии. Введение в профессию. История фотографии | 6 | 4 | 2 | Практические работы |
2 | Модуль 2. Создание и воспроизведение фотоизображения стандартными техническими средствами. | 6 | 2 | 4 | Практические работы |
3 | Модуль 3. Обработка фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. | 8 | 2 | 6 | Практические работы |
4 | Модуль 4. Создание фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. | 6 | 2 | 4 | Практические работы |
5 | Модуль 5. Построение кадра. | 4 | - | 4 | |
6 | Модуль 6. Разработка и реализация проектов в области фотографирования. | 4 | - | 4 | |
5 | Зачет | 2 | | 2 | зачет |
| Всего | 36 | 10 | 26 | |
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практическая подготовка | |||
1. | Модуль 1. Основные этапы развития фотографии. Введение в профессию. История фотографии. | 6 | 4 | 2 |
| Фотографии в науке, технике и культуре. Исторический обзор. | | 2 | - |
| Панорама видов, направлений и форм. | | 2 | - |
| Практическое занятие №1 | | - | 2 |
2. | Модуль 2. Создание и воспроизведение фотоизображения стандартными техническими средствами. | 6 | 2 | 4 |
| Фокусировка, Диафрагмы. Приоритеты. Экспозиция | | 1 | - |
| Режимы съемки. Внешняя вспышка. Глубина резкости. | | 1 | - |
| Практическое занятие №2 | | - | 2 |
| Практическое занятие №3 | | - | 2 |
3. | Модуль 3. Обработка фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. | 8 | 2 | 6 |
| Классическая портретная съемка. | | 1 | |
| Макросъемка и предметная съемка. | | 1 | |
| Практическое занятие №4 | | | 2 |
| Практическое занятие №5 | | | 2 |
| Практическое занятие №6 | | | 2 |
4. | Модуль 4. Создание фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. | 6 | 2 | 4 |
| Построение экспозиции. Сохранение снимка. Принцип работы затвора. | | 2 | |
| Практическое занятие №7 | | - | 2 |
| Практическое занятие №8 | | - | 2 |
5. | Модуль 5. Построение кадра. | 4 | | 4 |
| Практическое занятие №9 | | | 2 |
| Практическое занятие №10 | | | 2 |
6. | Модуль 6. Разработка и реализация проектов в области фотографирования. | 4 | | 4 |
| Практическое занятие № 11 | | | 2 |
| Практическое занятие № 12 | | | 2 |
7. | Зачет | 2 | | 2 |
| | | | |
| Итого: | 36 | 10 | 26 |
Дисциплина: Основные этапы развития фотографии. Введение в фотографию. История фотографии. (6 ч.)
В этой дисциплине рассматриваются вопросы профориентации: мотивы поступления учащихся в группу профессионального обучения «Фотограф», представление о труде фотографа, сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Познакомится с историей фотографии, историческими личностями и их достижениями в фотоискусстве. Основными этапами развития фотографии.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Научить осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Дисциплина: Создание и воспроизведение фотоизображения стандартными техническими средствами.(6 ч)Рассказать обучающимся об основных составных частях и системах современного цифрового фотоаппарата: светонепроницаемый корпус, объектив, регистрирующее устройство (матрица ПЗИ или ПЗС), видоискатель, система экспометрии, система отработки экспозиции, система наводки на резкость, запоминающие устройства-карты памяти и пр. демонстрация на конкретных фотоаппаратах, или на иллюстрациях перечисленных выше составных частей и элементов современных цифровых фотоаппаратов. Разъяснить обучающимся значения частей и систем для осуществления процесса фотосъемки. Научить учащихся определять экспонометрические и иные параметры фотосъемки. Строить кадр в соответствии с законами фотокомпозиции. Принципы получения фотографического изображения (аналогового и цифрового). Виды и строение фотографических материалов. Основы химико - фотографических процессов. Основные технологии фотографических процессов.
Практика. Фотографирование дневного пейзажа с имеющимся освещением. Фотографирование ночного пейзажа в зависимости от погодных условий. Съёмка звёзд: звёзды как точки, звёзды как треки.
Дисциплина: Разработка и реализация проектов в области фотографирования (6 ч.) Изучить основные правила композиции, золотого сечения, а также основные композиционные ошибки. Ознакомить с принципами получения фотографического изображения (аналогового и цифрового). Основными принципами фотосъемки (аналоговой и цифровой). С законами фотокомпозиции, видами фотосъемки и их особенностями, фотосъемкой одиночных и групповых портретов в студии и на выезде, пейзажа и архитектуры, репортажная съемка и спортивная. Практика. Фотографирование интерьера, решение композиционных трудностей и проблем с освещением. Подбор правильных соотношений яркости разных источников света и фотографирование. Отделение объекта съёмки от фона, съёмка с разной степенью контрастности освещения. Использование творческих приёмов при работе со смешанным светом.
Дисциплина: Обработка фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. (6 ч)Рассказать о нормах охраны труда при работе в фотостудии. Психологии взаимоотношений с клиентами. Изучить типы источников искусственного освещения: импульсный, галогенный, лампы накаливания, смешанный.
Научить применять фотоаппаратуру, осветительное и иное оборудование для фотосьемки индивидуального и группового портретирования. Применять классические схемы освещения и композиции кадра при съемке портретов в студии. Строить кадр в соответствии с законами композиции и использовать дневное освещение в сочетании с дополнительным осветительным оборудованием при фотосъемке.
Рассказать о видах и характеристиках основных видов оборудования для фотосъемки, основах фотокомпозиции. Основных технологиях фотосъемочных процессов. Фотографирование с использованием ламп - вспышек, при освещении лампами накаливания, при освещении галогенными осветителями
Практика. Ретушь портрета, основные инструменты ретуши. Методы быстрой ретуши. Ретушь портрета методом частотного разложения. Ретушь мужского и женского портрета. «Доработка» отретушированного портрета. Пластика, «чистка» фона. Как изменить текстуру кожи, какие инструменты для этого использовать. Когда остановиться в ретуши, чтобы сохранить живость портрета. Базовая и глубокая ретушь кожи. Добавление художественных элементов в фотографию. Использование параметров наложения.
Дисциплина: Создание фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий.(8 ч)
Научить выполнять фотосъемку, формированию комплекта фотографий. Изучить технологии студийного и внестудийного портретирования. Выполнять фотосъемку индивидуальных и групповых портретов с классическими схемами светового и композиционного решения в студии. Выполнять ретушь и коррекцию методами компьютерных технологий. Выполнять операции компьютерного монтажа фотографических изображений. Изготавливать фотопродукцию, в том числе фотоальбомы, на базе типовых макетов или индивидуальных макетов заказчиков.
Научить применять компьютерное оборудование и информационно - коммуникационные технологии для реализации профессиональных задач. Выполнять обработку и конвертацию цифровых фотографических изображений в различные графические форматы.
Научить применять аналоговые технологии для ретуши фотографических изображений. Оцифровывать негативные и позитивные фотоматериалы. Выполнять цифровую ретушь, не нарушая структуры изображения, в том числе: исправлять множественные мелкие дефекты изображения, удалять объекты с изображения, устранять сложные дефекты сюжетноважной части кадра.
1.4 Планируемые результаты
Слушатель должен знать
По модулю 1:
классификацию съемочного оборудования;
историю развития фотографии;
Слушатель должен уметь:
По модулю 1:
отличать фотографов по стилю;
анализировать работы авторов.
Слушатель должен знать
По модулю 2:
устройство зеркальной камеры;
классификацию объективов;
настройки камеры;
настройки вспышки;
экспонометрию;
Слушатель должен уметь:
По модулю 2:
построить техническую смету на проектную съемку;
производить съемку на различные камеры и носители;
работать с импульсным светом;
работать в условиях меняющейся экспозиции.
Слушатель должен знать
По модулю 3:
особенности портретной съемки;
особенности пейзажной съемки;
особенности репортажной съемки;
особенности спортивной съемки;
особенности этюдной съемки;
Слушатель должен уметь:
По модулю 3:
производить портретную съемку;
производить пейзажную съемку;
производить репортажную съемку;
производить спортивную съемку;
производить этюдную съемку;
подготавливать референсы к съемкам;
полностью прорабатывать съемочный проект.
Слушатель должен знать
По модулю 4:
виды света;
виды студийного оборудования;
световые схемы;
Слушатель должен уметь:
По модулю 4:
производить съемку в студиях и павильонах;
выстраивать световые схемы в зависимости от драматургии задач;
создавать студийный проект с нуля;
производить различные типы съемок в студии.
Слушатель должен знать
По модулю 5:
нормы охраны труда при работе в фотостудии;
принципы взаимоотношений с клиентами;
типы источников искусственного освещения: импульсный, галогенный, лампы накаливания, смешанный;
Слушатель должен уметь:
По модулю 5:
применять фотоаппаратуру, осветительное и иное оборудование для фотосьемки индивидуального и группового портретирования;
Слушатель должен знать
По модулю 6:
типы источников искусственного освещения: импульсный, галогенный, лампы накаливания, смешанный;
Слушатель должен уметь:
По модулю 6:
классические схемы освещения и композиции кадра при съемке портретов в студии;
строить кадр в соответствии с законами композиции и использовать дневное освещение в сочетании с дополнительным осветительным
2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Наименование темы | Место проведения | Форма контроля | |||||
1. | Модуль 1. Основные этапы развития фотографии. Введение в профессию. История фотографии. Модуль 2. Создание и воспроизведение фотоизображения стандартными техническими средствами. Модуль 3. Обработка фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. Модуль 4. Создание фотоизображения с использованием специальных технических средств и технологий. Модуль 5. Построение кадра. Модуль 6. Разработка и реализация проектов в области фотографирования. | ||||||||||||
1.1. | | | 1-й день | лекция | 1 | Фотографии в науке, технике и культуре. Исторический обзор. | Кабинет | | |||||
1.2. | | | 2-й день | лекция ПЗ | 1 2 | Панорама видов, направлений и форм. | Кабинет | Практическая работа №1 | |||||
1.3. | | | 3-й день | лекция ПЗ | 1 2 | Фокусировка, диафрагмы, приоритеты, экспозиция. | Кабинет | Практическая работа №2 | |||||
1.4. | | | 4-й день | лекция ПЗ | 1 2 | Режимы съемки. Внешняя вспышка. Глубина резкости. | Кабинет | Практическая работа №3 | |||||
1.5. | | | 5-й день | лекция ПЗ | 2 2 | Классическая и портретная съемка. | Кабинет | Практическая работа №4 | |||||
1.6. | | | 6-й день | лекция ПЗ | 2 2 | Макросъемка и предметная съемка. | Кабинет | Практическая работа №5 | |||||
1.6.1 | | | | ПЗ | 2 | Построение экспозиции. Сохранение снимка. Принцип работы затвора. | Кабинет | Практическая работа №6 | |||||
2.1. | | | 7-й день | лекция ПЗ | 2 2 | Разработка и реализация проектов в области фотографирования. | Кабинет | Практическая работа №7 | |||||
2.2. | | | 8-й день | ПЗ | 2 | | Кабинет | Практическая работа №8 | |||||
2.3. | | | 9-й день | ПЗ | 2 | | Кабинет | Практическая работа №9 | |||||
2.3.1. | | | | ПЗ | 2 | | Кабинет | Практическая работа №10 | |||||
2.3.2. | | | | ПЗ | 2 | | Кабинет | Практическая работа №11 | |||||
2.3.3. | | | | ПЗ | 2 | | Кабинет | Практическая работа №12 | |||||
Промежуточная аттестация: Зачет 2ч. |
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный в соответствии с образовательной программой по специальности 19640 « Фотограф»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-комплект учебно-методической документации;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методических пособий;
Технические средства обучения:
- компьютер в сборе;
- принтер.
Помещения для самостоятельной работы студентов оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации.
Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения, в частности для управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления студентам доступа к цифровым учебным материалам используется дистанционное образовательное пространство на собственной платформе дистанционного обучения на базе системы управления обучением LMS Moodle.
2.3 Формы аттестации
По итогам каждого дня обучения слушатели выполняют практическое задание в соответствии с темой обучения, которое рассматривается как самодиагностика по итогам изучения темы.
По итогам освоения программы слушатели проходят промежуточную аттестацию в форме наглядной демонстрации своих знаний.
По итогам освоения программы слушателям выдается документ об обучении: свидетельство об обучении.
2.4 Оценочные материалы
Текущий контроль
Уровень освоения программы определяется педагогом методом наблюдения. По уровню освоения программного материала результаты достижений слушателей делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, знает специальную терминологию, применяет теорию в практике, высокое качество исполнения работ, проявляет самостоятельность.
Средний: не полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, частично применяет специальную терминологию, применяет теорию в практике, в работе имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности.
Низкий: не полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, не усвоил специальную терминологию, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная работа.
2.5 Методические материалы
Методы обучения:
- наглядный (восприятие и усвоение готовой информации);
- словесный (позволяет в кротчайший срок передать информацию, ставить задачу, указывать пути ее решения);
- репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- практический (выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества, метод практических работ для формирования навыков самостоятельной деятельности).
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества
- технология личностного целеполагания и выбора индивидуальной образовательной траектории
-технология проблемного обучения
-адаптивные технологии
- электронное обучение
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии
- дистанционные технологии
Лекционные занятия обеспечиваются онлайн видеозаписями лекций в демонстрационном режиме. Практические занятия предполагают работу слушателей за компьютерами с программно-методическим обеспечением.
Для лекций возможны следующие формы организации занятия:
- коллективный просмотр видеозаписи через Интернет или на носителе на компьютере педагога через проектор,
- индивидуальный просмотр видеозаписи в локальной сети класса или автономно с носителя на компьютерах слушателей с наушниками,
- выступление педагога с предоставленной ему презентацией, которая доступна всем слушателям.
Для практической работы возможны следующие формы организации занятий:
- коллективное выполнение учебной практической работы педагога с анализом хода работы с использованием проектора и экрана, поочередное выполнение этапов работы слушателями на компьютере педагога,
- выполнение работы в парах за одним компьютером с контролем со стороны педагога,
- персональная работа с заданием за компьютером или мобильным телефоном слушателем с контролем со стороны педагога.
Видео лекции, презентации к занятиям и набор учебной литературы (подборка учебных материалов из состава учебно-методического комплекса по информатике для основного общего образования выполняется оператором Программы в субъекте Российской Федерации) предоставляются общим кейс-пакетом всем преподавателям Программы в регионе, при этом электронные учебные материалы предоставляются на носителе или выкладываются на сайте Программы в открытом доступе.
2.6 Кадровое обеспечение
Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
3 Список литературы
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 03.02.2015) "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"
<Письмо> ФНС России от 09.07.2014 N ЕД-4-2/13338 "О порядке ведения кассовых операций и осуществлении наличных расчетов"
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». - М.: Издательство «Омега-Л»: 2010.- 46с. (Законы Российской Федерации).Интернет ресурсы: http: // energohelp/net/ articles / law / 61758 /
3.3 Полезные ссылки
- Публичная библиотека. Электронные книжные полки Вадима Ершова и К° http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/''Biblioteka_fotolyubitelya''_(seriya)/_BFL.html
- Единое окно http://window.edu.ru/
- TWIRPX.COM http://www.twirpx.com/
- EDU.RU http://www.edu.ru/