Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Акварелька»

0
0
Материал опубликован 15 January в группе

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасская специальная школа-интернат № 1»



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

от ____________№_____


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по ВР

______ Рыжкова И.В.

«_____»__________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната № 1

____________В.В. Мирошникова

«_____»_____________20 г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Акварелька»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся 12-14 лет (6-7кл.)

Срок реализации программы: 2 года








Разработала: Самойлова Л.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории







г. Новочеркасск

2Прямоугольник 1 024 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовое основание программы Данная программа дополнительного образования изостудии «Хрустальная палитра» разработана на основании следующих документов:


- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;


Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.


- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).


 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Областной закон от 14 ноября 2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»



Устав ГКОУ РО Новочеркасской школы интерната № 1.






Основная идея программы

Изобразительная деятельность – один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства); формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации.

Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни и жизни своих игрушек. Они вкладывают в свои рисунки собственные чувства и мысли обо всем, что с ними происходит. Точки, линии и пятна – это рассказ ребенка об окружающем мире и его отношении к нему. Особенно ярко детская индивидуальность проявляется в изобразительной и творческой деятельности. Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства, и ко всему выражает свое отношение.

Средний школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих устремлениях могут различные традиционные и нетрадиционные техники, используемые в изобразительной и творческой деятельности. Изобразительная деятельность способствует развитию у ребенка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля. На занятиях обучающиеся получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Развитие композиционных умений, глазомера, зрительного восприятия, цветоведения и цветовосприятия влечет за собой эстетическое развитие. Всё это очень важно в развитии и коррекции детей с особенностями в развитии.

Данная образовательная программа по изобразительному искусству имеет художественную направленность.

Новизна данной образовательной программы заключается в следующем:

1. Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

2. Процесс обучения становится более интересным, ярким и привлекательным за счет применения информационно компьютерных технологий. Это новая форма работы, с помощью которой эффективно решается проблема наглядности. Разумное использование ИКТ играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления, способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей воспитанников. Например, при изучении тем о народных художественных промыслах лучше всего продемонстрировать детям видеосюжет об истории возникновения промысла, показать процесс изготовления глиняной игрушки, хохломской тарелки или гжельской керамики. У детей остаются в памяти яркие и понятные впечатления, которые помогут им в практических заданиях.

Актуальность данной программы заключается в том, чтобы сохранить и развить детскую индивидуальность, способность к творческому преобразованию мира, почувствовать себя талантливыми и раскрепощенными.

Использование разнообразных видов занятий (рисование, лепки, аппликации) способствует эмоциональной и психологической устойчивости, помогает эстетически развиваться, что является актуальным для детей среднего школьного возраста.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что работа с детьми по художественному развитию посредством рисования, лепки, аппликации строится на следующих принципах:

от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых техник к более сложным;

- принцип наглядности обусловлен тем, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

принцип индивидуализации – обеспечить развитие каждого обучающегося;

- связь обучения с жизнью - изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем больше отклик она приносит в их творчество;

- принцип соразмерности заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

Цель программы: создание условий для формирования общей культуры и развития творческого потенциала средствами изобразительного и декоративно – прикладного искусства, с применением различных нетрадиционных техник.

Задачи образовательной программы

Обучающие:

ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно – образной выразительности;

вызвать интерес детей к различным изобразительным материалам, нетрадиционным художественным техникам и желание действовать с ними;

- способствовать освоению коммуникативных, языковых, интеллектуальных и художественных способностей в процессе рисования.

Коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию мыслительных операций: анализ, сравнение, наблюдение;

- способствовать развитию и корректировке мелкой моторики рук;

- способствовать развитию художественно – творческих способностей в продуктивных видах деятельности;

- способствовать развитию художественного вкуса и чувства гармонии.


Воспитательные:

- способствовать воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональной отзывчивости;

- способствовать воспитанию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, стремления к самостоятельности;

- способствовать воспитанию аккуратности, бережного отношения к инструментам и принадлежностям;

- способствовать воспитанию навыков культуры поведения;

- способствовать воспитанию патриотических чувств (любви к Родине, родному краю, природе).


Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что в содержание программы включены разные виды занятий: рисование с натуры и по памяти, сюжетное рисование, декоративное рисование, лепка из пластилина, аппликация, нетрадиционные техники рисования (монотипия, граттаж, кляксография, тычок сухой кистью, набрызг, по-сырому, рисование свечой и другие). На занятиях используются разнообразные материалы: акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, сангина, пастель, пластилин, фломастеры. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы. Знакомясь с пейзажной живописью, обучающиеся рисуют конкретные пейзажи природы знакомой им местности. Подобные занятия способствуют воспитанию любви к родному городу и краю.

Занятия строятся таким образом, чтобы применялись здоровье сберегающие технологии.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 12-14 лет. (6-7кл.)

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 год обучения – 33 часа в год; 2 год обучения – 33 часа в год.

Этапы образовательной программы:

1 год обучения – ознакомительный (12-14 лет)

2 год обучения – развивающий (13-14лет).

Формы и режим занятий

Основная форма занятий - групповая.

Режим занятий:

1-й год – 1раз в неделю по 1 учебному часу – 40 минут (33 часа в год);

2-й год – 1раз в неделю по 1 учебному часу – 40 минут (33 часа в год).



Для реализации программы используется следующие формы занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит с техникой безопасности и художественными материалами.

Занятие – мастер-класс – педагог демонстрирует новые приемы и техники.

Тематическое занятие – предлагается работать над сюжетной композицией, иллюстрацией к сказке. Занятие содействует развитию творческого воображения.

Занятие – импровизация – получают полную свободу в выборе художественных материалов.

Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы объединения за учебный год в виде мини- выставок, просмотров детских работ.



Ожидаемые результаты

Данная образовательная программа обеспечивает развитие творческой активности саморазвивающейся личности ребёнка с умственной отсталостью, его индивидуальные творческие способности и личностные качества. В результате прохождения программы воспитанники с нарушениями интеллекта приобретают набор знаний, умений и навыков, позволяющих применять их в последствии для практической изобразительной деятельности, в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

интерес к новым видам изобразительного творчества, к новым способам самовыражения;

потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;

внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство собственного достоинства;

толерантного разновозрастного сотрудничества на основе коллективного творчества.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

выраженной познавательной мотивации;

Метапредметные результаты.

Регулятивные БУД.

Обучающиеся научатся:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку педагога;

различать способы и результаты действия;

проявлять познавательную и творческую инициативы;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.



Коммуникативные БУД:

слушать и понимать речь других;

уметь выразить свои мысли;

сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

формировать собственное мнение.


Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

основы реалистического рисунка;

нетрадиционные художественные техники;

правила безопасного поведения в процессе творческой деятельности;

Уметь:

рисовать с натуры, по памяти, по представлению;

экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, правильно составлять композицию;

самостоятельно выбрать тему рисунка и технику его исполнения;

иметь представление о цветовой гамме.



Механизм оценки результатов освоения программы

1. Педагогическое наблюдение.

2. Педагогический анализ выполнения учащимися итоговых заданий с целью определения и оценивания уровня художественно-творческой деятельности учащихся:

1-й уровень: репродуктивный (низкий) — в работе преобладает воспроизводящая деятельность, рисунок изображается по образцу, используется традиционный сюжет в композиции, колористическое решение ограничивается основными цветами.

2-й уровень: продуктивный (средний) — в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность, ведётся самостоятельный поиск художественного образа, в композиции используются новые сюжеты, гармоничное сочетание цвета, стилизация выполнена в сторону упрощения.

3-й уровень: творческий (высокий) — работы выполнены на продуктивно-творческом уровне, осуществлена постановка целей и задач, найдены пути самостоятельного решения, стилизация выполнена в упрощённой или усложнённой форме, колористическое решение отличается гармоничным сочетанием цветов.

Критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств творческих работ:

композиция;

аккуратность;

самостоятельность;

цветовое и колористическое решение;

стилизация изображения, художественно-образная выразительность.

3. Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня (школьный, региональный, общероссийский и международный):

- участие в выставках;

- участие в творческих конкурсах;

- участие в общественных мероприятиях.

Обеспечение программы методическими видами продукции

Тематические плакаты;

дидактический материал: дидактические карточки, раздаточный материал по темам учебного курса;

образцы работ;

образцы применения нетрадиционных художественных техник;

схемы поэтапного построения рисунка;

наглядные пособия;

шаблоны, трафареты, игры дидактические и развивающие.





Учебно-тематический план

1-й год обучения

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие




1.1

Техника безопасности.

1

1

-

2.

Что нам осень принесет




2.1

Фрукты на тарелке

1

0,25

0,75

3.

Кладовая природы




3.1

Грибная поляна

1

0,25

0,75

4.

Царство деревьев




4.1

Ветка рябины

1

0,25

0,75

5.

Звери готовятся к зиме




5.1

Ежи Ежовичи

1

0,25

0,75

6.

Пернатые друзья




6.1

Это что за птица

1

0,25

0,75

7.

Золотая осень




7.1

Радостная осень

1

0,25

0,75

8.

Комнатные цветы




8.1

Дюймовочка

1

0,25

0,75

9.

Кто живет у нас в квартире




9.1

Семейка змеек

1

0,25

0,75

10.

На кухне




10.1

Гжельские узоры

1

0,25

0,75

11.

Моя комната




11.1

Обои

1

0,25

0,75

12.

Мой гардероб




12.1

Вологодские кружева

1

0,25

0,75

13.

Транспорт




13.1

Мчится поезд

1

0,25

0,75

14.

Сказка к нам приходит




14.1

Моя любимая сказка

1

0,25

0,75

15.

Наступает Новый год




15.1

Еловая ветка с игрушками

1

0,25

0,75

16

Зимушка- зима




16.1

Красивые снежинки

1

0,25

0,75

17.

Дикие животные




17.1

Мишка-лежебока

1

0,25

0,75

18.

Домашние животные




18.1

Цыплята

1

0,25

0,75

19.

Животные жарких стран




19.1

Лев

1

0,25

0,75

20.

Животные холодных стран




20.1

Морской котик

1

0,25

0,75

21.

Мой дом




21.1

Дом, в котором я живу

1

0,25

0,75

22.

Мой город




22.1

Мой родной город

1

0,25

0,75

23.

Наши защитники




23.1

Поздравительная открытка

1

0,25

0,75

24.

Восьмое марта




24.1

Портрет мамы

1

0,25

0,75

25.

Народные умельцы




25.1

Филимоновский петушок

1

0,25

0,75

26.

Монотипия




26.1

Бабочка

1

0,25

0,75

27.

Моя семья




27.1

Мама, папа, я

1

0,25

0,75

28.

День космонавтики




28.1

Звёздное небо

1

0,25

0,75

29.

Весеннее настроение




29.1

Ранняя весна

1

0,25

0,75

30.

Мои друзья




30.1

Мой друг

1

0,25

0,75

31.

Сюжетное рисование




31.1

Кот и мыши

1

0,25

0,75

32.

Твой четвероногий друг




32.1

Собака

1

0,25

0,75

33.

Итоговое занятие




33.1

Выставка

1

-

-


Итого часов:

33 ч.

8,25 ч.

24,75 ч.



2-й год обучения

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие




1.1

Техника безопасности

1

1

-

2.

Осенняя сказка




2.1

Дары осени

1

0,25

0,75

3.

Морская стихия




3.1

Волны бушуют

1

0,25

0,75

4.

Мои игрушки в детстве




4.1

Озорные неваляшки

1

0,25

0,75

5.

Кто живет у нас в квартире




5.1

Хомячок

1

0,25

0,75

6.

Подводный мир




6.1

Разноцветные рыбки

1

0,25

0,75

7.

Транспорт




7.1

Грузовичок

1

0,25

0,75

8.

Мой гардероб




8.1

Платье принцессы

1

0,25

0,75

9.

Мой маленький друг




9.1

Мишка

1

0,25

0,75

10.

Волшебные цветы




10.1

Алые маки

1

0,25

0,75

11.

Сказочная страна




11.1

Колобок

1

0,25

0,75

12.

Пернатые друзья




12.1

Попугай Кеша

1

0,25

0,75

13.

К нам приехал цирк




13.1

Цирковое представление

1

0,25

0,75

14.

Зимняя сказка




14.1

Веселые снеговики

1

0,25

0,75

15.

Новогодний праздник




15.1

Девочка Снегурочка

1

0,25

0,75

16.

Архитектура




16.1

Терем - теремок

1

0,25

0,75

17.

Домашние животные




17.1

Барашек

1

0,25

0,75

18.

Насекомые




18.1

Пчелка

1

0,25

0,75

19.

Животные жарких стран




19.1

Обезьянка

1

0,25

0,75

20.

Праздничная открытка




20.1

Валентинка-сердечко

1

0,25

0,75

21.

Животные холодных стран




21.1

Белые медведи

1

0,25

0,75

22.

День космонавтики




22.1

Космические корабли

1

0,25

0,75

23.

Народные умельцы




23.1

Каргопольские игрушки

1

0,25

0,75

24.

Моя семья




24.1

Автопортрет

1

0,25

0,75

25.

Пришла Весна-красна




25.1

Деревья одеваются

1

0,25

0,75

26.

Впереди лето




26.1

Хохломские узоры

1

0,25

0,75

27.

Лесная полянка




27.1

Букет цветов

1

0,25

0,75

28.

Мой любимый сказочный герой.




28.1

Буратино

1

0,25

0,75

29.

Рисование ладошками.




29.1

Осьминог


1

0,25

0,75

30.

Моя одежда.




30.1

Укрась свитер

1

0,25

0,75

31.

Техника «Граттаж».




31.1

Звёздное небо

1

0,25

0,75

32.

Сюжетное рисование.




32.1

По р. «Тимур и его команда»

1

0,25

0,75

33

Итоговое занятие.




33.1


Выставка


1

0,25

0,75


Итого:

33 ч.

8.25

24,75


Содержание программы

1-й год обучения

1 раздел. Вводное занятие.

1.1. Техника безопасности. Теория. Поведение во время занятий. Техника безопасности при работе с инструментами и принадлежностями. Знакомство с материалами и их особенностями.


2 раздел. Что нам осень принесет.

2.1. Фрукты на тарелке. Теория. Знакомство с техникой работы гуашью. Знакомство с жанром натюрморта. Практика. Форма, цвет, размеры, пропорции фруктов. Рисование гуашью.


3 раздел. Кладовая природы.

3.1. Грибная поляна. Теория. Знакомство с многообразием грибов. Приемы лепки: разминание, раскатывание, вытягивание. Практика. Лепка из пластилина разных по форме, строению и цвету грибов.


4раздел. Царство деревьев.

4.1. Ветка рябины Теория. Знакомство с техникой рисования пальчиками. Практика. Рисование ягод рябины пальчиками. Дорисовка листьев кистью приемом «примакивания». Рисование гуашью.


5 раздел. Звери готовятся к зиме.

5.1. Ежи Ежовичи. Теория. Знакомство с изображением ежей. Практика. Рисование контура простым карандашом без нажима. Закрепление умения вписывать композицию в лист. Штриховка цветными карандашами.


6 раздел. Пернатые друзья.

6. 1. Это что за птица. Теория. Знакомство с рисованием птиц. Практика. Самостоятельное рисование необычных птиц и украшение их сказочными узорами.


7 раздел. Золотая осень.

7. 1. Радостная осень. Теория. Обобщение знаний об осенних месяцах, о разных периодах осени, ее характерных особенностях, используя репродукции картин и стихи. Практика. Упражнение в рисовании разных деревьев акварелью. Понятие о переднем и заднем планах. Закрепление умения разбавлять акварель водой для получения светлых тонов.


8 раздел. Комнатные цветы.

8. 1. Дюймовочка. Теория. Знакомство со сказочным персонажем. Практика. Рисование сказочного персонажа, соблюдая пропорции тела, добиваясь выразительности образа.


9 раздел. Кто живет у нас в квартире.

9. 1. Семейка змеек. Теория. Знакомство с пресмыкающимися животными. Практика. Приемы лепки: разминание, раскатывание, сглаживание. Лепка змеек из пластилина.


10 раздел. На кухне.

10. 1. Гжельские узоры. Теория. Знакомство с русским художественным промыслом – гжелью. Практика. Выделение характерных особенностей гжельской росписи и украшение шаблонов посуды простейшими видами растительных орнаментов (прямыми и волнистыми линиями различной толщины, точками, капельками, усиками, листиками, сеточками, цветами).

Смешивание синей и белой краски для получения голубого цвета.


11 раздел. Моя комната.

11.1. Обои. Теория. Знакомство с орнаментом. Практика. Составление узоров для обоев. Контрастные цвета. Работа гуашью.


12 раздел. Мой гардероб.

12.1. Вологодские кружева. Теория. Знакомство с вологодскими плетеными кружевами. Практика. Рисование элементов вологодского плетеного кружева – волнистые и прямые линии, капельки, завитки, узелки, сеточки, кружочки. Работа цветными карандашами.


13 раздел. Транспорт.

13.1. Мчится поезд. Теория. Знакомство с одним из видов транспорта поездом. Знакомство с геометрическими фигурами (прямоугольник, круг, квадрат). Практика. Изображение предметов, похожих на разные геометрические формы (прямоугольник, круг, квадрат). Закрепление умения вписывать изображение в лист. Развитие чувства композиции.


14 раздел. Сказка к нам приходит.

14.1. Моя любимая сказка. Теория. Знакомство с иллюстрацией к сказке. Практика. Правильное расположение объектов на листе бумаги. Закрепление умения рисовать героев сказки, соблюдая пропорции. Развитие фантазии, чувства композиции.

15 раздел. Наступает Новый год

15.1. Еловая ветка с игрушками. Теория. Знакомство со строением еловой ветки. Практика. Рисование тонких иголок цветными карандашами. Развитие художественного вкуса. Работа цветными карандашами.



16 раздел. Зимушка-зима.

16.1. Красивые снежинкиТеория. Знакомство с техникой рисования восковыми мелками и акварелью. Практика. Закрепление приёмов рисования восковыми мелками и акварелью.


17 раздел. Дикие животные.

17.1. Мишка-лежебока. Теория. Знакомство с формой, строением лежащего животного. Практика. Рисование контура простым карандашом без нажима. Передача фактуры меха с помощью неотрывной штриховки «петелька».

18 раздел. Домашние животные.

18.1. ЦыплятаТеория. Знакомство с сюжетной композицией. Практика. Штриховка фломастерами. Передача пушистости цыпленка. Закрепление способности вписывать композицию в лист. Упражнение в рисовании зигзагообразной штриховкой.


19 раздел. Животные жарких стран.

19.1. Лев. Теория. Знакомство с техникой рисования тычком жесткой полусухой кистью. Практика. Рисование сангиной и гуашью. Упражнение в рисовании различными материалами в разных техниках.


20 раздел. Животные холодных стран.

20.1. Морской котик. Теория. Знакомство с животными холодных стран. Практика. Выразительность образов, сходство с задуманным животным. Закрепление умения рисовать концом кисти. Работа гуашью


21 раздел. Мой дом.

21.1. Дом, в котором я живу. Теория. Знакомство с разными типами домов. Практика. Рисование восковыми мелками, сангиной. Закрепление приемов рисования прямых линий. Развитие чувства цвета, гармонии.


22 раздел. Мой город.

22.1. Мой родной город. Теория. Знакомство с достопримечательностями родного города. Практика. Рисование простым карандашом силуэты зданий, передавая их формы, строение. Рисование восковыми мелками и пастелью. Передача цвета разными оттенками одного цвета.


23 раздел. Наши защитники.

23.1. Поздравительная открытка. Теория. Знакомство с праздником защитника Отечества. Практика. Совмещение в работе рисунка и аппликации. Развитие творческого потенциала, самостоятельности.


24 раздел. Восьмое марта.

24.1. Портрет мамы. Теория. Знакомство с жанром портрета. Понятие симметрия. Практика. Передача в портрете облика мамы. Совмещение разных техник рисования в одном рисунке.


25 раздел. Народные умельцы.

25.1. Филимоновский петушок. Теория. Знакомство с элементами филимоновской росписи. Практика. Украшение шаблона петушка в стиле филимоновской росписи. Работа гуашью.


26 раздел. Монотипия.

26.1. Бабочка. Теория. Знакомство с техникой рисования «монотипия». Понятие симметрия. Практика. Закрепление навыков рисования акварелью.

27 раздел. Моя семья.

27.1. Мама, папа, я. Теория. Продолжение знакомства с рисованием образа человека. Практика. Отличительные особенности в портрете (мама, папа, ребенок). Упражнение в рисовании цветными карандашами.

28 раздел. День космонавтики.

28.1. Звёздное небо. Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой «набрызг». Практика. Рисование звёздного ночного неба. Развитие творческих способностей, чувства цвета и самостоятельности.


29 раздел. Весеннее настроение.

29.1. Ранняя весна. Теория. Знакомство с русской живописью. Пейзаж как вид живописи. Практика. Передача в рисунке характерных признаков весны (таяние снега, ледоход, деревья без листвы, прилетевшие птицы, чистое голубое небо), используя соответствующие цветовые сочетания. Работа акварелью и восковыми мелками.


30 раздел. Мой друг.

30.1. Портрет друга.  Практика. Закреплен навыков в рисовании портрета, создании выразительного образа.


31 раздел. Сюжетное рисование.

31.2. Кот и мыши. Теория. Повторение содержания игры «Кот и мыши». Практика. Создание рисунка на тему игры «Кот и мыши». Сюжетное рисование. Работа цветными карандашами и фломастерами.


32 раздел. Твой четвероногий друг. Знакомство с приемами лепки по частям.

32.1. Собака. Практика. Лепка из пластилина. Формирование умений лепить фигурку собаки по частям, используя стеку в работе. Закрепление приемов лепки (раскатывание, вытягивание, разминание, сплющивание, сборка отдельных частей фигурки).


33 раздел. Итоговое занятие.

33.1.Выставка.




2 год обучения

1 раздел. Вводное занятие.

1.1 Техника безопасности. Теория. Поведение во время занятий. Техника безопасности при работе с инструментами и принадлежностями. Знакомство с материалами и их особенностями.


2 раздел. Осенняя сказка.

2.1. Дары осени. Теория. Знакомство с жанром натюрморта. Практика. Рисование с натуры осенних плодов. Выбор формата. Компоновка предметов натюрморта.


3 раздел. Морская стихия.

3.1. Волны бушуют. Теория. Знакомство с холодными цветами. Практика. Упражнение в рисовании морского пейзажа. Рисование гуашью.


4 раздел. Мои игрушки.

4.1. Озорные неваляшки. Теория. Продолжение знакомства с круглыми формами. Практика. Упражнение в рисовании гуашью. Украшение одежды по замыслу.


5 раздел. Кто живет у нас в квартире.

5.1. Хомячок. Черепашка. Теория. Знакомство со скульптурой малых форм. Практика. Лепка пластилином. Лепка фигурок из целого куска. Закрепление навыков в разных приемах лепки.


6 раздел. Подводный мир.

6.1. Разноцветные рыбки. Теория. Продолжение знакомства с созданием композиции на определенную тему. Практика. Аппликация. Упражнение в навыках вырезания, приклеивания и расположения на листе.


7 раздел. Транспорт. Знакомство с разными видами транспорта.

7.1. Грузовичок. Практика. Рисование тонкой кистью. Упражнение в рисовании гуашью.


8 раздел. Мой гардероб.

8.1. Платье принцессыТеория. Знакомство с нарядной одеждой. Развитие интереса к созданию красивого платья. Практика. Совмещение рисования цветными карандашами с аппликацией.


9 раздел. Мой маленький друг. Продолжение знакомства с животным миром.

9.1. Мишка. Практика. Аппликация. Плавное вырезание ножницами. Закрепление навыков в вырезании и аккуратном приклеивании.


10 раздел. Волшебные цветы.

10.1. Алые маки. Теория. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования по мокрой бумаге. Практика. Упражнение в рисовании кистью по мокрой бумаге акварелью. Дорисовка рисунка концом кисти. Закрепление умения вписывать изображение в лист.


11 раздел. Сказочная страна.

11.1. Колобок. Теория. Знакомство с иллюстрациями к сказкам. Практика. Рисование цветными карандашами. Создание рисунка по сказке. Последовательность выполнения работы. Развитие воображения, творческого потенциал


12 раздел. Пернатые друзья.

12.1. Попугай Кеша. Теория. Знакомство с внешним видом птиц, их особенностями и повадками, средой обитания. Практика. Лепка фигурки по частям. Создание образа птицы в лепке, передавая их характерные особенности, позы, движения. Умение доводить работу приемом сглаживания.


13 раздел. К нам приехал цирк.

13.1. Цирковое представление. Теория. Знакомство с различными видами цирковых представлений. Практика. Создание сюжетной композиции. Последовательность выполнения работы. Закрепление умения в создании композиции на определенную тему. Совершенствование навыков в рисовании гуашью. Развитие воображения, фантазии.

14 раздел. Зимняя сказка.

14.1. Веселые снеговики. Теория. Знакомство со временем года зима, ее особенностями. Практика. Упражнение в рисовании круглых форм. Закрепление умения смешивать белую и синюю краску. Работа гуашью. Развитие чувство цвета, гармонии.



15 раздел. Новогодний праздник.

15.1. Девочка Снегурочка. Теория. Знакомство с изображением фигуры человека в костюме Снегурочки. Практика. Создание образа Снегурочки, ее характерных признаков. Рисование с помощью шаблона фигурки Снегурочки. Работа гуашью.


16 раздел. Архитектура. 

16.1. Терем - теремокПрактика. Рисование сказочного домика. Развитие воображения, фантазии. Свободный выбор художественного материала.


17раздел. Домашние животные. Теория. Знакомство с домашними животными. Практика. Рисование животного мира на основе иллюстраций. Передача характерных признаков животных. Развитие чувство композиции, цвета.

17.1. Барашек. Практика. Рисование цветными карандашами.


18 раздел. Насекомые. Теория. Знакомство с насекомыми.

18.1. Пчелка. Практика. Лепка. Закрепление умений лепить фигурку по частям, соединять в единое целое.


19раздел. Животные жарких стран. Теория. Знакомство с животными жарких стран и их особенностями.

19.1. Обезьянка. Практика. Последовательность рисования обезьянки. Рисование цветными карандашами.


20раздел. Праздничная открытка. Теория. Знакомство с изготовлением открыток к празднику.

20.1. Валентинка-сердечко. Практика. Рисование + вырезание. Декоративная работа цветными карандашами и фломастерами.


21раздел. Животные холодных стран. Теория. Знакомство с животными холодных стран.

21.1. Белые медведи. Практика. Рисование гуашью по цветной бумаге.


22раздел. День космонавтики. Теория. Знакомство с космическими кораблями.

22.1. Космические корабли. Практика. Рисование гуашью. Закрепление навыков в рисовании гуашью. Развитие фантазии, воображения.


23раздел. Народные умельцы. Теория. Продолжение знакомства с глиняной игрушкой.

23.1. Каргопольские игрушки. Практика. Лепка из пластилина каргопольской фигурки (собачки, котика). Приемы лепки из целого куска пластилина. Последовательность лепки фигурок. Передача характерных признаков.


24 раздел. Моя семья.

24.1. Автопортрет. Теория. Знакомство с рисованием автопортрета. Практика. Обучение рисованию портрета. Рисование сангиной.


25 раздел. Пришла Весна – красна. Теория. Уточнение знаний о пейзаже как виде живописи. Продолжение знакомства с особенностями весенней природы.

25.1. Деревья одеваются. Практика. Создание образов весенней природы акварелью или гуашью.


26 раздел. Впереди лето.

26.1. Хохломские узоры. Теория. Расширение знаний о хохломском промысле. Практика. Продолжение обучения правильного составления узора. Выделение растительно-травного орнамента. Закрепление умения подбирать ограниченную цветовую гамму, соответствующую фону. Упражнение в рисовании всем ворсом и концом кисти. Развитие плавных безотрывных движений руки.


27 раздел. Лесная полянка. Теория. Знакомство с разными цветами.

27.1. Букет цветов. Практика. Составление декоративного букета. Упражнение в подборе красивых сочетаний цветов. Развитие самостоятельности, чувства цвета.


28раздел.Мой любимый сказочный герой. Теория. Знакомство с различными героями сказок.

28.1. Буратино. Практика. Составление сюжетной картинки по любимой сказке. Упражняться в рисовании карандашами и фломастерами.


29раздел. Рисование ладошками. Теория. Знакомство с морским обитателем-осьминогом.

29.1. Осьминог. Практика. Рисование гуашью и акварелью.


30раздел. Моя одежда. Теория. Знакомство с различными видами одежды.

30.1. Укрась свитер. Практика. Упражняться в рисовании орнамента тонкой кистью, при украшении свитера.


31раздел. Техника граттаж. Теория. Знакомство с данной техникой.

31.1. Звёздное небо. Практика. Рисование звёздного ночного неба. Упражняться в рисовании в данной технике. Развивать творческие способности и воображение.

32раздел.Сюжетное рисование. Теория. Знакомство с рассказом «Тимур и его команда».

32.1. По рассказу «Тимур и его команда». Практика. Создание рисунка на заданную тему. Сюжетное рисование.


33раздел. Итоговое занятие.

33.1. Выставка.


Список литературы

Афанасьева О. Арттерапия средствами изоискусства // Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 41-44.

Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 55.

Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство//Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. С. 30-32.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. - М., 2006. - Т.1 — 816 с. - Т.2 — 816 с.

Турбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия: Конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы/Авт.-сост. А.Е. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.

«Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства» (Материалы областной научно-практической конференции, состоявшейся 28-29 марта 2005 г.)

Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники: Сценарии занятий, планирование. - М.,2004.











Календарно-тематическое планирование



работы изостудии



«Акварелька»



на 2024-2025 учебный год























п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Вводное занятие 1 год обучения 6кл.

1.1

02.09.24

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос

Что нам осень принесёт

2.1

09.09.24

Фрукты на тарелке


1 ч.

Коллективный анализ

Кладовая природы

3.1

16.09.24

Грибная поляна

1 ч.

Самостоятельная работа

Царство деревьев

4.1

23.09.24

Ветка рябины

1 ч.

Самоанализ

Звери готовятся к зиме

5.1

30.09.24

Ежи Ежовичи

1 ч.

Выставка

Пернатые друзья

6.1

07.10.24

Это что за птица

1 ч.


Взаимозачёт

7. Золотая осень

7.1

14.10.24

Радостная осень


1 ч.

Коллективный анализ работ

Комнатные цветы

8.1

21.10.24

Дюймовочка

1 ч.

Самостоятельная работа

Кто живёт у нас в квартире

9.1

11.11.24

Семейка змеек

1 ч.

Выставка

На кухне

10.1

18.11.24

Гжельские узоры

1 ч.

Опрос

11.Моя комната

11.1

25.11.24


Обои

1 ч.

Самостоятельная работа

12.Мой гардероб

12.1

02.12.24

Вологодские кружева

1 ч.

Самоанализ

13.Транспорт

13.1

09.12.24

Мчится поезд

1 ч.

Коллективный анализ работ

14. Сказка к нам приходит

14.1

16.12.24

Моя любимая сказка

1 ч.

Взаимозачет

15.Наступает Новый год

15.1

23.12.24

Еловая ветка с игрушками

1 ч.

Конкурс

16.Зимушка-Зима

16.1

13.01.25

Красивые снежинки

1 ч.

Конкурс

17.Дикие животные

17.1

20.01.25

Мишка-лежебока


1 ч.

Коллективный анализ работ

18.Домашние животные

18.1

27.01.25


Цыплята

1 ч.

Выставка

19.Животные жарких стран

19.1

03.02.25

Лев

1 ч.

Опрос

20.Животные холодных стран

20.1

10.02.25

Морской котик

1 ч.

Конкурс

21.Мой дом

21.1

17.02.25

Дом, в котором я живу

1 ч.

Самостоятельная работа

22.Мой город

21.1

24.02.25

Мой родной город


1 ч.

Взаимозачёт

23.Наши защитники

23.1

03.03.25

Поздравительная открытка

1 ч.

Взаимозачет

24.Восьмое марта

24.1

10.03.25

Портрет мамы

1 ч.

Коллективный анализ работ

25.Народные умельцы

25.1

17.03.25

Филимоновский петушок

1 ч.

Самоанализ

26.Монотипия

26.1

07.04.25

Бабочка

1 ч.

Выставка

27.Моя семья

27.1

14.04.25


Мама, папа, я

1 ч.

Самостоятельная работа

28.День космонавтики

28.1

21.04.25

Звёздное небо

1 ч.

Взаимозачет

29.Весеннее настроение

29.1

28.04.25

Ранняя весна

1 ч.

Конкурс

30.Мой друг

30.1

05.05.25

Портрет друга

1 ч.

Самостоятельная работа

31.Сюжетное рисование

31.1

12.05.25

Кот и мыши

1 ч.

Коллективный анализ работ

32. Твой четвероногий друг

32.1

19.05.25

Собака

1 ч.

Взаимозачет

33.Итоговое занятие

33.1

26.05.25

Выставка

1 ч.

Выставка

Итого:



33 ч.




2-й год обучения 7кл.

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1. Вводное занятие

1.1

02.09.24

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос

2. Осенняя сказка

2.1

09.09.24

Дары осени

1 ч.

Самоанализ

3. Морская стихия

3.1

16.09.24

Волны бушуют

1 ч.

Выставка

4. Мои игрушки в детстве

4.1

23.09.24

Озорные неваляшки

1 ч.

Коллективный анализ работ

5. Кто живёт у нас в квартире

5.1

30.09.24

Хомячок

1 ч.

Самостоятельная работа

6.Подводный мир

6.1

07.10.24

Разноцветные рыбки

1 ч.

Конкурс

7.Транспорт

7.1

14.10.24

Грузовичок

1 ч.

Взаимозачёт

8.Мой гардероб

8.1

21.10.24

Платье принцессы

1 ч.

Самоанализ

9. Мой маленький друг

9.1

11.11.24

Мишка

1 ч.

Коллективный анализ работ

10.Волшебные цветы

10.1

18.11.24

Алые маки

1 ч.

Взаимозачет

11.Сказочная страна

11.1

25.11.24

Колобок

1 ч.

Самоанализ

12. Пернатые друзья

12.1

02.12.24

Попугай Кеша

1 ч

Выставка

13. К нам приехал цирк

13.1

09.12.24

Цирковое представление



1 ч.

Коллективный анализ работ


14. Зимняя сказка

14.1

16.12.24

Весёлые снеговики

1 ч.

Взаимозачет

15.Новогодний праздник

15.1

23.12.24

Девочка Снегурочка

1 ч.

Конкурс

16.Архитектура

16.1

13.01.25

Терем-теремок

1 ч.

Самостоятельная работа

17. Домашние животные

17.1

20.01.25

Барашек

1 ч.

Самостоятельная работа

18. Насекомые

18.1

27.01.25

Пчёлка

1 ч.

Конкурс

19. Животные жарких стран

19.1

03.02.25

Обезьянка

1 ч.

Самоанализ

20.Праздничная открытка

20.1

10.02.25

Валентинка-сердечко

1 ч.

Конкурс

21.Животные холодных стран

21.1

17.02.25

Белые медведи

1 ч.

Самостоятельная работа

22.День космонавтики

22.1

24.02.25

Космические корабли

1 ч.

Взаимозачет

23.Народные умельцы.

23.1

03.03.25

Каргопольские игрушки

1 ч.

Выставка

24.Моя семья.

24.1

10.03.25

Автопортрет

1 ч.

Самоанализ

25.Пришла Весна- красна

25.1

17.03.25

Деревья одеваются

1 ч.

Самоанализ

26. Впереди лето

26.1

07.04.25

Хохломские узоры

1 ч.

Выставка

27.Лесная полянка

27.1

14.04.25

Букет цветов

1 ч.

Взаимозачет

28.Мой любимый сказочный герой

28.1

21.04.25

Буратино

1 ч.

Коллективный анализ работ

29.Рисование ладошками

29.1

28.04.25

Осьминог

1 ч.

Самостоятельная работа

30.Моя одежда

30.1

05.05.25

Укрась свитер

1 ч.

Выставка

31.Техника граттаж

31.1

12.05.25

Звёздное небо

1 ч.

Самостоятельная работа

32.Сюжетное рисование

32.1

19.05.25

По рассказу «Тимур и его команда»

1 ч.

Выставка

33.Итоговое занятие

33.1

26.05.25

Выставка

1 ч.

Выставка

Итого: 33 ч.



32


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации