ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «Учусь читать»

Управление образования администрации Александровского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Александровский районный центр дополнительного образования «ДАР»
Принята на заседании Утверждаю Педагогического совета Приказ от «___» _____ 20___ № _
от «___» _____ 20___г. Директор МБУДО «АРЦДО «ДАР»
протокол № _____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Учусь читать»
(развивающие занятия для дошкольников
по обучению чтению)
стартовый уровень
срок реализации 1 год
для детей 6-7 лет
Разработала
педагог дополнительного образования:
Терешкевич Оксана Валерьевна
высшая квалификационная категория
г. Александров
Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный пластилин» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. N 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196".
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.)
9. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 № 3)
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития.
Современное информационное общество диктует необходимость приобретения навыка чтения в раннем возрасте. Это способствует формированию читательской компетенции у детей, прививает интерес к книге, вырабатывает потребность к самостоятельному чтению для расширения кругозора, развивает речь и обогащает словарный запас.
Дополнительная общеобразовательная программа «Учусь читать» поможет овладеть этим процессом детям среднего дошкольного возраста.
Она предполагает целенаправленную работу по обогащению, активизации речи, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи детей.
Кроме того, программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей. Позволяет построить индивидуальную траекторию личностного развития и учесть разные возможности детей в процессе обучения чтению.
Программа предназначена для занятий в учреждениях дополнительного образования.
Программа носит социально-гуманитарную направленность. Она формирует потребность у детей в общении через чтение, интеллектуальном познании через анализ прочитанного и творческом развитии через тренировку зрительно-двигательной координации. Это позволяет формировать у детей основы УУД (универсальных учебных действий) и выполнить тем самым государственный заказ в области образования.
Уровень программы. Программное содержание соответствует стартовому уровню обучения дошкольников. Дошкольники научатся плавному слоговому чтению.
Актуальность. Программное содержание «Учусь читать» является одним из важных этапов подготовки детей к обучению в школе. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения и развития мелкой моторики. Игровая деятельность, как наиболее привлекательная в дошкольном возрасте, лежит в основе всего учебного процесса, что обеспечивает высокую результативность освоения программы.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Учусь читать» состоит в том, что в ходе ее реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для дальнейшего обучения.
Отличительная особенность. Образовательная программа «Учусь читать» составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Программа разработана на основе трудов таких авторов как Е.В.Колесникова (Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»), К.В.Шевелѐва («Графические диктанты»), Е.Ф.Бортниковой («Читаем по слогам»), М.П.Белова (Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей), Д.Г. Шумаевой «Как хорошо уметь читать».
Новизна программы «Учусь читать» заключается в использовании новых форм и методов обучения детей на занятиях, более глубоком изучении отдельных тем и разделов, применении современных диагностических материалов для контроля над усвоением программного содержания, привлечении интереса родителей к результатам детей.
Программа построена с учётом следующих принципов:
Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности дошкольника – игре.
Принцип комплексности – уделяется внимание решению таких задач, как организация деятельности, общее (интеллектуальное) развитие, зрительно-пространственное восприятие, слух, внимание, память, мышление.
Принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы; организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»).
Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
Адресат программы. Программа рассчитана для обучения детей в возрасте от 4,5 до 5,5 лет. Наличие определенной физической и практической подготовки у детей не требуется. Противопоказаний по здоровью для освоения программы не имеется.
Объём программы. Программа рассчитана на один год обучения и составляет 72 часа.
Формой организации образовательного процесса являются групповые практические занятия. Численность детей в группе не более 12 человек. Используются такие формы работы, как путешествие, игра, практические занятия, викторины, мастер-классы, проектная деятельность, соревнования. Работа в ходе занятий ведется как фронтально, так и индивидуально. Предусмотрены физкультминутки, малоподвижные игры, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики. Поощряется выполнение самостоятельной работы и творческих домашних заданий.
Срок освоения программы – один года.
Режим занятий. Занятия проходят два раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
Цель программы – формирование у дошкольников системы знаний, умений и навыков в области овладения чтением и печатным письмом.
Задачи программы
Обучающие:
формировать фонематическое восприятия и представление;
формировать звуковой анализ и синтез;
учить различать понятия «буква», «звук», «слог», «предложение»;
формировать лексико-грамматические категории;
формировать точность, силу, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
формировать правильное речевое дыхание и ритмико - интонационную сторону речи;
познакомить детей с алфавитом;
учить соотносить звук с графическим изображением;
обучить принципу слогового чтения;
научить печатному письму.
Развивающие:
пробудить интерес к чтению как способу познания мира;
развить фонематический слух;
развить познавательную активность;
развить связную речь;
развить мелкую моторику рук;
развить графо-моторные навыки;
развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа.
Воспитывающие:
воспитывать любовь и уважение к родному языку;
воспитывать стремление к чтению и письму;
привить навыки работы индивидуально и в коллективе;
воспитывать трудолюбие и прилежание.
Содержание программы первого года обучения
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации и контроля | |||
Всего часов | Теория | Прак- тика | ||||
1. | «Давайте знакомиться» | 2 | 2 | - | наблюдение | |
2 | Вводное занятие. «Сказка о весёлом Язычке» | 2 | 1 | 1 | Творческое здание | |
3. | Гласные звуки и буквы. | 17 | 4 | 13 | Практическое задание. Игровое упражнение | |
4. | Согласные звуки и буквы | 43 | 6 | 37 | Практическое задание. Игровое упражнение | |
5. | Досугово-воспитательная деятельность | 8 | - | 8 | Проект. Конкурсы. Викторины. | |
| Всего: | 72 часа | 13часов | 59 часов | |
Содержание учебного плана
№ | Наименование разделов и тем | Теория | Практика | Контроль |
1 | «Будем знакомы» | Беседа о программном содержании и планируемых результатах | презентация | наблюдение |
2 | Вводное занятие. «Сказка о Весёлом Язычке». | Обследование состояние звукопроизношения фонематического слуха, общей и мелкой моторики рук детей. Дидактические игры. Правила поведения на занятиях, инструкция по технике безопасности. Правильная посадка за партой. | Пальчиковая гимнастика (несколько упражнений). Артикуляционная гимнастика: знакомство с органами артикуляционного аппарата. | Творческое здание |
3 4 5 | Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Досугово-воспитательная деятельность | - Понятие звука и буквы. Знакомство с гласными звуками и буквами. - Образование звука, его артикуляция, выделение звука из слова; отличие гласного звука от гласной буквы, ориентирование при чтении на гласный звук. - Понятие согласного звука. Выделение согласного из слова, нахождение общего звука в заданных словах, определение места каждого звука в данном сочетании, определение звука по артикуляции, обозначение его соответствующей буквой. - Твёрдые и мягкие согласные звуки, их отличия, способы их обозначения при чтении. - Звонкие и глухие согласные, приёмы отличия. - Приёмы выделения звука в начале слова, в середине, в конце. - Понятие слога. - Приёмы постановки ударения, деление слов на слоги, выделение ударного слога. - Й – краткий согласный. - Двойная функция Ь знака, разделительная функция Ъ знака. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова, между двумя согласными. | Графическое написание гласных букв. Чтение слогов из двух гласных букв, определение количества звуков в заданных словах. Графическое написание согласных букв, запись под диктовку. Развитие зрительного восприятия (дописывание части буквы до целого). Доскажи слово (лу – лук). - Чтение прямых и обратных слогов. - Запись слогов под диктовку. - Чтение слов, состоящих из одного слога, из двух слогов. - написание слогов и слов Тематические мероприятия, посещение спектаклей, конкурсы, спортивные соревнования. | Практическое задание. Игровое упражнение Практическое задание. Игровое упражнение Проект. Викторины. Конкурсы |
Планируемые результаты:
будут знать:
термины (звук, буква, слог, слово, предложение);
основы звукового аналитико-синтетического анализа слова;
лексико-грамматические категории;
алфавит родного языка;
графический образ букв;
принцип слогового чтения;
печатное письмо.
будут уметь:
соотносить звук с буквой;
находить заданный звук в словах, определяя позицию (начало-середина-конец)
давать характеристику звука (гласный-согласный, твёрдый-мягкий);
соединять буквы в слоги (открытые, закрытые);
печатать буквы, слоги, слова;
выполнять задания, требующие внимания, памяти и мыслительных действий;
ориентироваться в тетради в крупную клетку.
У учащихся будут развиты:
любовь и уважение к родному языку;
стремление к чтению и письму;
навыки работы индивидуально и в коллективе;
фонематический слух;
познавательная активность;
зрительная память и внимание;
мелкая моторика кистей рук;
трудолюбие и прилежание.
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало занятий – 10 сентября
Окончание занятий – 31 мая
Всего учебных недель – 36 недель
Количество учебных дней -36 дня
Объём учебных часов – 72 часа
Режим работы – 2 раза в неделю по 1 часу
Условия реализации программы.
оборудованное помещение с необходимой мебелью для занятий,
Доска магнитно-маркерная,
Ноутбук, телевизор, музыкальный центр, фотоаппарат,
Канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры).
Формы аттестации/контроля.
Для определения результата освоения программы предусмотрены различные формы аттестации и контроля.
Применяются такие виды контроля, как:
Систематический контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала. По итогам занятия педагог выставляет «оценку» действий ребенка в виде определенной знаковой системы (солнышко, смайлик и т.д.), непременно с положительным настроем на следующие занятия.
Периодический контроль проводится по окончанию темы, здесь решается такая же задача – проверить, как освоена тема. Обучающим даются задания проверочного характера, выполнение которых позволяет педагогу сделать выводы об освоении пройденного материала
Промежуточный контроль осуществляется в середине года, задачей является определить изменения в уровне развития способностей за данный период обучения.
Итоговый годовой контроль знаний проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития способностей за данный период обучения.
Первичный контроль проводится в начале учебного года.
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах. Работу ребенка педагог оценивает словесно и только положительно.
Промежуточный контроль происходит в течение всего периода обучения после изучения каждого раздела программы.
Итоговая аттестация проводится в конце года
Контроль, проверка, оценка и учёт усвоения знаний может осуществляться в разных формах:
- Диагностические мероприятия
Открытое занятие
Беседы
Контрольные задания
Практические задания
- Выставка
Викторина
Праздник
Конкурсы
- Мастер-классы
Главным методом контроля знаний является наблюдение, систематическое изучение учащихся в процессе обучения, обнаружение многих показателей, проявлений поведения, говорящих о сформированности знаний, умений и других результатах обучения.
Оценочные материалы
Тесты Изучения уровня развития фонетических умений Т.В. Тарсун, Н. Ремингтон
«Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития детей» Ф.Г.Даскалова
Авторские разработки диагностических материалов (Приложение 1)
Уровни усвоения программы
Низкий–ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: предложение, слово, слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна. Темп работы и чтения низкий.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях. Владеет навыком чтения по складам. Темп работы средний.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.
Методические материалы.
Правильная организация образовательного процесса определяет качество педагогической работы.
Программа «Учусь читать» реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует качественному усвоению материала. Игровые ситуации, упражнения, сюрпризные моменты и проблемные ситуации поддерживают мотивацию к ним. Учебная деятельность реализуется через познавательную активность на занятиях.
В процессе обучения детей грамоте используются такие технологии, как: обучение в сотрудничестве, развивающее обучение, игровое обучение, здоровье сберегающие технологии.
Технология обучение в сотрудничестве предполагает варианты применения этой технологии, как по подгруппам, так и со всей группой. Основной идеей данной технологии является не соревнование, а помощь детей друг другу в решении поставленной задачи.
Развивающие технологии предполагают использование в процессе обучения детей на занятиях развивающих игр, логических упражнений, задач, головоломок.
Технология игрового обучения предполагает организацию занятий с детьми в форме игры, как ведущей деятельности дошкольника. В игровой форме может быть организовано как само занятие в целом (занятие-игра, игра-путешествие, занятие-сказка), так и структурная часть занятия (формирование в игровой форме учебной задачи, задания, проблемной ситуации и т.д.; использование элементов игры-драматизации с участием различных персонажей; организация объяснения, закрепления, контроля через дидактические, сюжетно-ролевые игры).
Очевидно на занятиях применение здоровьесберегающих технологий. Целью, которых является становление осознанного отношения ребенка к своему здоровью, накопление знаний о нем и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять. В программе используем такие формы организации здоровьесберегающей работы как динамические паузы, дыхательная, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, коммуникативные игры, сказкотерапия, релаксация.
Методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических заданий.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, сопоставление, самоанализ.
- Игровой (дидактическая игра, ролевая и т.д.)
Эффективны в работе и некоторые педагогические приёмы
Чтение художественной и научной литературы. Стихи, загадки и другие дополнительные информационные материалы подбираются к теме занятия и помогают раскрытию содержания темы.
Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Игровые приёмы. Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес.
Педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения. В течение всего процесса обучения ребёнку необходимо одобрение и поощрение его действий.
Приём совместных действий. Если ребёнок испытывает затруднение в написании или воспроизведении какого-то материала, то возможна подсказка, произношение начала слова или действие «рука в руке»
Программа «Учусь читать» имеет много дидактических игр, наглядного и раздаточного материала, использование которых каждым ребёнком является обязательным, т.к. обуславливает равные условия для прохождения программы, а в условиях постоянно развивающейся базы множительной техники процесс дидактического обеспечения занятий не представляется трудоёмким.
Задания подбираются с учётом возрастных особенностей, психического и физического развития конкретных детей. Весь материал распределён с учётом постепенного усложнения.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как
Изучение нового материала
Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
Проверочные занятия
Комплексные
Структура образовательной деятельности:
Артикуляционная гимнастика
Фронтальная работа
Элементы игры или словесные игры
Физкультминутка/пальчиковая гимнастика
Индивидуальная работа детей с разрезными буквами, книгами, пособиями
Итоги
Структура может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводную, основную и заключительную.
Материально-техническое обеспечение программы
магнитная азбука (демонстрационная) и подвижная азбука (наборное полотно с буквами)
касса букв и слогов (раздаточный материал)
индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки
карточки для совершенствования техники чтения с рисунком на одной стороне и названием этого предмета на другой; со словами; предложениями; текстом
кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей»
индивидуальные карточки. Каждому ребёнку даётся задание – наклеить на картон вырезки из газет со словами на заданный звук (букву) в трёх позициях
наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал. Таблицы со слогами и словами
игры: «Читаем сами», «Звуковая цепочка», «На какую букву», «Мамины помощники», «Сказки», «Обобщающие понятия», «Что к чему?», «Кто где живёт?», «Наоборот»
наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
DWD диски с развивающими играми «Волшебные звуки», «Азбука – малышка».
Магнитная азбука с буквами большого формата.
Индивидуальные разрезные азбуки.
Карточки для индивидуальных заданий по темам
Карточки с изображением знаков препинания в конце предложения.
Слоговая линейка.
Таблицы, картинки, игрушки, муляжи,
Книги для чтения («Веселая азбука», «Живая азбука» «Букварь» Н.С. Жуковой)
Тетради на печатной основе.
Список литературы
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение. -М.: Просвещение,1999.
Белов, М.П. Планы-конспекты занятий по обучению грамоте детей. – М.: Детство-Пресс, 2018.
Бортникова, Е.Ф. «Читаем по слогам» - М: Литур, 2018.
Бугрименко, Е.А. Чтение без принуждения.- М.: Знание, 2003.
Волина, В. Занимательное азбуковедение. -М.:2008.
Волков, Б.С. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. -М.:Дрофа,2007.
Джежелей, О.В. Помогайка -М.: МарТ, 2014.
Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста.- Киев., 2005.
Колесникова, Е.В. От звука к букве.- М.: Дрофа, 2008.
Морозова, П.Н. Обучение детей грамоте. -Тула., 2013.
Москаленко, Н.И. Учим детей грамоте: пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. Минск.,2017.
Полякова, М.А. Как научить ребёнка читать.- М.: Айрис Пресс, 2009.
Тумакова, Г.А. Учите играя.- М.: Экзамен. 2003.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста -М.:Владос,2012.
Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М.: ТЦ «Сфера», 2006.
Фалькович, Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма. -М.:Просвещение,2007.
Шмелёва, К.В. Графические диктанты. - М.: Экзамен. 2003г
Шумаева, Д.Г. Как хорошо уметь читать. - С.Пб.: Знание,2008
Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.- М., ТЦ «Сфера», 2015.
Приложение 1
Пакет диагностических методик
1. Дифференцирование гласных и согласных звуков.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) только гласные звуки.
П р и м е ч а н и е : возможен другой набор звуков.
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
2.Выделение гласного звука в начале слов.
О б о р у д о в а н и е: предметные картинки.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Педагог предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков: [а, и, о, у ].
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова.
М а т е р и а л для анализа: мак - [м],[а],[к]; кит - [к],[и],[т].
П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
Педагог произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.
М а т е р и а л для анализа:
нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
П р и м е ч а н и е. Детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, педагог предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем – с согласного мягкого.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости.
М а т е р и а л для анализа:
балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
6. Звуковой анализ слов.
М а т е р и а л для анализа: кот, дом, вол, ток, лак.
О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки.
Педагог моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
7. Соотнесение звука с буквой
М а те р и а л для анализа слова радуга, дом, кукла, улитка
О б о р у д о в а н и е предметные картинки и буквы
Необходимо соотнести каждое слово в соответствии начального звука с буквой ( радуга – р, дом – д).
К р и т е р и и о ц е н к и:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов.
8. Знание алфавита
М а те р и а л алфавит русского языка
О б о р у д о в а н и е плакат
Необходимо произнести буквы алфавита
К р и т е р и и о ц е н к и:
-правильный ответ – 3 балла;
-ответ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов
9. Чтение
М а те р и а л карточки со слоговыми таблицами, словами, предложениями.
Педагог предлагает для чтения слоги (открытые-закрытые), односложные, двусложные и трёхсложные слова, предложения.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-правильное чтение – 3 балла;
-чтение с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов
10. Печатное письмо
Необходимо продолжить строчку написания буквы, слога, слова в тетради в клетку шариковой ручкой с соблюдением всех правил.
К р и т е р и и о ц е н к и:
-правильное письмо – 3 балла;
-письмо с ошибками – 2 балла;
-письмо с помощью педагога – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов
Общая оценка:
25-30 баллов - высокий уровень овладения программным содержанием.
20-25 баллов - средний уровень овладения программным содержанием.
15-20 баллов – низкий уровень овладения программным содержанием.
Приложение 2
Календарно-тематический план обучения детей чтению
по дополнительной образовательной программе «Учусь читать»
Месяц | Тема занятия | Кол-во часов |
Сентябрь
| Давайте знакомиться | 2 |
Сказка о Весёлом язычке | 2 | |
Речевые звуки. Гласные и согласные звуки. | 1 | |
Гласные звуки. Звук О. Буква О. | 1 | |
Гласные звуки. Звук А. Буква А. | 1 | |
Гласные звуки. Звук У. Буква У. | 1 | |
Звук Ы. Буква Ы. | 1 | |
Звук Э. Буква Э. | 1 | |
Октябрь | Соедини картинку с нужной схемой. | 1 |
Читаем буквы. Поем песенку | 1 | |
Звук Ё. Буква Ё. | 1 | |
Закрепляем. Звук Ё. Буква Ё. | 1 | |
Звук Я. Буква Я. | 1 | |
Закрепляем. Звук Я. Буква Я. | 1 | |
Звук Ю. Буква Ю. | 1 | |
Гласные звуки. Звук И. Буква И. | 1 | |
Ноябрь | Звук Е. Буква Е. | 1 |
Закрепляем знания о пройденных буквах и звуках! | 1 | |
Путешествие в страну «Весёлые звуки» | 1 | |
Звук Л. Буква Л. | 1 | |
Читаем слоги | 1 | |
Звук М. Буква М. | 1 | |
Звук Н. Буква Н | 1 | |
Звук Р. Буква Р. | 1 | |
Декабрь | Читаем слоги | 1 |
Закрепляем полученные знания | 1 | |
Звук Б. Буква Б. | 1 | |
Звук П. Буква П. | 1 | |
Дифференциация Б/П | 1 | |
Звук В. Буква В. | 1 | |
Звук Ф.Буква Ф. | 1 | |
Дифференциация В/Ф | 1 | |
Январь | Закрепляем знания о буквах Б, П, В, Ф. | 1 |
Закрепляем знания о пройденных буквах и слогах. | 1 | |
Звук Г. Буква Г. | 1 | |
Звук К. Буква К | 1 | |
Буквы Г-К | 1 | |
Звук Д. Буква Д. | 1 | |
Читаем слитно слоги | 1 | |
Читаем слоги с изученными буквами | 1 | |
Февраль | Звук Т. Буква Т. | 1 |
Буквы Д-Т. | 1 | |
Закрепляем знания о буквах Д, Т, Г, К. | 1 | |
Пишем и читаем слоги | 1 | |
Звук Ж. Буква Ж. | 1 | |
Звук Ш. Буква Ш. | 1 | |
Звук З. Буква З. | 1 | |
Звук С. Буква С. | 1 | |
Март | Закрепляем полученные знания и умения | 1 |
Читаем-пишем, буквы и слоги | 1 | |
Звук Й. Буква Й | 1 | |
Закрепляем знания о букве и звуке Й | 1 | |
Звук Х. Буква Х. | 1 | |
Звук Ц. Буква Ц. | 1 | |
Звук Ч. Буква Ч. | 1 | |
Звук Щ. Буква Щ. | 1 | |
Апрель | Читаем слоги с изученными буквами (Ц-Ч, Х-Щ). | 1 |
Читаем слова с изученными буквами. | 1 | |
Буква Ь. Буква Ъ. | 1 | |
Читаем слоги и слова и различаем гласные и согласные звуки | 1 | |
Звукобуквенный анализ слов | 1 | |
Звукобуквенный анализ слов | 1 | |
Проект «Моя любимая буква» | 1 | |
Проект «Моя любимая буква» | 1 | |
Май | Проект «Моя любимая буква» | 1 |
Проект «Моя любимая буква» | 1 | |
Занятие-игра «Путешествие в страну звуков и букв» | 1 | |
Занятие «Читатели» | 1 | |
Экскурсия в библиотеку | 1 | |
Итоговое занятие | 1 |