Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы Кавказа»

3
0
Материал опубликован 24 April 2023



ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Организация исполнитель

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества им. К.Х. Пагиева» Алагирского района РСО-Алания, г.Алагир, ул. Алагирская, 129.

Название программы

«Ритмы Кавказа»

Ф.И.О. разработчика программы

педагог дополнительного образования

Плиев Г.Г.

Область применения

дополнительное образование детей

Направленность программы

художественная

Вид общеразвивающей программы

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Вид деятельности

музыка

Возраст обучающихся (лет)

6 – 18

Срок реализации

3 года

Объем программы

560 часов

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 ак.ч. 1 год обучения

2 раза в неделю по 2 ак.ч. 2 год обучения

2 раза в неделю по 3 ак.ч. 3 год обучения

Форма организации образовательной деятельности

групповая

Форма обучения

очная

Предварительная подготовка учащихся

не нужна

Цель программы



сформировать элементарные музыкальные способности и духовно-нравственные качества детей посредством вовлечения их в музыкальную деятельность

Год утверждения программы

2021 год






ОГЛАВЛЕНИЕ



Пояснительная записка

Направленность программы

Актуальность и новизна

Педагогическая целесообразность

Отличительные особенности

Цель

Задачи

Ожидаемые результаты

Форма аттестации

Срок реализации программы

Адресат программы

Формы организации занятий

Перечень нормативных документов



Содержание программы

Учебный план

Содержание учебного плана

Ожидаемые результаты



Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Материально – техническое обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы



Список литературы


Приложения

Приложение 1. Форма фиксации результатов

Приложение 2. Календарный учебный график













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Ритмы Кавказа» является программой художественной направленности. Программа «Ритмы Кавказа» предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования. Она составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся и направлена на формирование и развитие творческой индивидуальности, способствует воспитанию нравственно - эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей обучающихся.

На протяжении всей истории человечества музыка в содружестве с искусством и наукой занимала одно из главных мест в системе формирования социально ценных и созидательных качеств личности, что является движущей силой прогресса и сегодня.

Широко известны ритмы разных народов мира – Латиноамериканские, Среднеазиатские, Африканские, Северо – Кавказские и другие.

Природой человека обусловлено сопровождение ритмических звуков притоптыванием, движением рук, ног, корпуса, головой и т.д. Соединяясь они стали представлять собой единый язык общения между людьми, язык искусства, язык гармонии.

Каждая культура, каждый народ в той или иной форме использует ударный инструмент, воспроизводящий звук при помощи кисти или специальных приспособлений – палочек, пластин и т.д.

Этнография ударных инструментов интересна и богата. Одни из них представляют собой глиняные горшочки с натянутой на горловину кожей, как у грузин, у узбеков – в виде больших плоских блюд, у испанцев и итальянцев – бубны, деревянные ложки и трещетки – у русских, карцганан – у осетин и т.д.

Народный доули на Северном Кавказе появился в середине 20 века и искусство игры на доули стало передаваться от одного к другому музыкантами – самоучками.

Актуальность программы. Обучение игре на доули развивает не только духовную сферу деятельности ребенка (эстетическую, этическую), но и в равной мере биофизическую систему деятельности детского организма, поскольку игра на ударном инструменте требует больших энергетических затрат, интенсивных нагрузок, продолжительной двигательной активности, что налаживает обмен веществ в растущем организме ребенка, и что особенно необходимо детям подросткового возраста – вырабатывает выносливость, силу, упорство.

Дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:

созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся и позитивной социализации;

удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии;

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания обучающихся.

Новизна программы. Данная программа курса обучения игре на доули предусматривает комбинирование элементов традиционной педагогики с личностно – ориентированными и гуманно – личностными технологиями.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возрастными особенностями обучающихся: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно – эстетические чувства, т.к. именно в дополнительном образовании формируется творческая личность, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа позволяет расширить возможности музыкальной образовательной деятельности. Программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей обучающихся.

Музыкальный материал подобран таким образом, что все теоретические знания учащиеся получают в определенной последовательности и сразу закрепляют на практике. Все необходимые навыки игры отрабатываются на занятиях с помощью специально составленного комплекса упражнений.

Отличительные особенности программы. Учитывая специфику обучения игре на доули (по слуху), нужен тщательный отбор детей, т.е. необходимо у ребенка наличие музыкального слуха для усвоения и воспроизведения музыкальной ритмической мелодии. В первый год обучаются навыкам игры на инструменте, которые даются ребенку уже на первых занятиях. Начиная со 2 года обучения, из учащихся могут быть сформированы ансамбли (дуэт, трио). Индивидуальный подбор программного репертуара с учетом возраста, творческих способностей, психофизического развития, музыкального вкуса и технических возможностей обучающихся.

Цель программы – сформировать элементарные музыкальные способности и духовно-нравственные качества детей посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

Задачи

Образовательные:

- Обучить игре на народном инструменте;

- Дать знания по народной культуре;

- Познакомить с лучшими образцами народной и современной музыки;

- Научить творчески, эмоционально исполнять репертуар, уметь передать образно – эмоциональный строй произведения.

Развивающие:

- Развить музыкальный слух;

- Развить координацию рук;

- Развить чувства ритма;

- Развить память и внимание.

Воспитательные:

- Привить усидчивость и трудолюбие;

- Воспитать собранность и дисциплину;

- Сформировать умения и навыки выступления на сцене;

- Воспитать чувства коллективизма;

- Воспитать стремление к саморазвитию.

Ожидаемые результаты. Содержание курса обучения игре на доули предполагает приобретение учащимися умений и навыков музыкально – исполнительской деятельности, способствующих формированию эстетических взглядов, духовному совершенствованию на основе приобщения к художественному творчеству. В процессе освоения программы обучающиеся будут иметь возможность приобрести опыт освоения универсальных компетенций в творческой и познавательной деятельности.

Форма аттестации

Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение всего периода обучения. С этой целью используются разнообразные виды контроля:

Входной контроль (предварительная аттестация) – это оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса. Проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала в форме педагогического наблюдения; отслеживание активности обучающихся.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения).

Итоговая аттестация – это оценка уровня достижений обучающихся по завершении освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей; заключительная проверка знаний, умений, навыков.

Сведения о проведении и результатах промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в протоколах (Приложение 1).

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 560 ч.

1 года обучения: 160 учебных часа в год.

2 года обучения: 160 учебных часа в год.

3 года обучения: 240 учебных часа в год.


Адресат программы:

В реализации программы принимают участие дети от 6 до 18 лет на основе добровольного вступления в объединение. Дети принимаются без предварительной подготовки по заявлению от родителей. Занятия проводятся в разновозрастных группах.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

Форма обучения – очная.

Количество обучающихся в группе 1 – го года обучения от 8 до 15 человек, 2 – го и 3 го года обучения от 8 – 12 человек.

Занятия проводятся:

в 1 – й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часу;

во 2 – й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа;

в 3 – й год обучения – 2 раза в неделю по 3 часу.

Продолжительность 1 академического часа – 40 минут.

Занятия по программе предполагают наличие здоровьесберегающих технологий: организационных моментов, динамических пауз, коротких перерывов, проветривание помещения, физкультминуток. Во время занятий предусмотрены 10 – 15 минутные перерывы. Программа включает в себя теоретические и практические занятия.

Количество учебных недель и дней, объем учебных часов, даты начала и окончания учебных периодов представлены в календарном учебном графике (Приложение 2)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмы Кавказа» разработана согласно требованиям нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию ДООП»);

Закон от 27 декабря 2013 г. № 61- рз «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания».



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Учебный план первого года обучения


Тематический план

Всего часов

теоретические

практические

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности. Прослушивание.

2

1

1

2

История барабана (доули). Устройств инструмента.

2

2


3

Правильная посадка при игре на доули. Положение рук и пальцев.

8


8

4

Изучение звуков путем изменения положения кисти руки при ударе. Глухой удар. Звонкий удар. «Дум», «лях». Приемы игры.

48

4

44

5

Изучение ритмов народов Северного Кавказа.

98

2

96

6

Итоговое занятие

2


2


Итого:

160

9

151


Содержание учебного плана первого года обучения

1.Вводное занятие. Правила техники безопасности. Прослушивание.

Теория. Знакомство с детьми. Содержание и режим учебных занятий. Правила поведения на занятиях, в общественных местах. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Определение музыкально–исполнительских способностей обучающихся. Подготовка к занятиям. Выявление уровня подготовки и одарённости детей путём прослушивания.

2.История барабана (доули). Устройство инструмента.

Теория. Представление о доули как сольном и ансамблевом инструменте. Важнейшие сведения из истории возникновения и развития доули. Устройство доули, её составные части. Представление о назначении частей инструмента, звуковых и технических возможностях инструмента. Строй, настройка, уход. Лучшие исполнители на кавказском барабане(доули).

3.Правильная посадка при игре на доули. Положение рук и пальцев.

Практика. Посадка играющего на музыкальном инструменте: положение корпуса, постановка рук и игрового аппарата; влияние на качество исполнения. Обозначение пальцев правой и левой рук.

4. Изучение звуков путем изменения положения кисти руки при ударе. Глухой удар. Звонкий удар. «Дум», «лях». Приемы игры.

Теория. Функции правой и левой руки. Диапазон барабана. Название ударов. Условные обозначения. Основные приемы звукоизвлечения. Изучение различных штрихов.

Практика. Первые упражнения для правой и левой руки. Правильное положение рук на инструменте, правильная постановка пальцев. Овладение начальными игровыми навыками: игра ровным звуком; простые переборы; изучение звонкого удара «ЛЯХ» и глухого удара «ДУМ» путем изменения кисти и пальцев; одиночные удары с постепенным ускорением и замедлением темпа.

5.Изучение ритмов народов Северного Кавказа.

Теория. Название народностей Северного Кавказа. Название ритмов каждого народа. Характер игры каждого ритма.

Практика. Изучение Осетинских, Кабардинских, Адыгских, Чеченских, Дагестанских и Казачьих ритмов.

6.Итоговое занятие. Подведение итогов года. Отчетное занятие.


Ожидаемые результаты первого года обучения

В результате освоения программы 1-го года обучения обучающиеся будут знать:

историю создания инструмента;

музыкальные звуки;

приемы игры на доули;

будут уметь:

исполнять небольшие музыкальные произведения на доули;

уметь внимательно слушать музыку, определять жанр и характер произведения.

У обучающихся будут развиты (сформированы):

общая координация рук и пальцев;

чувство ритма;

навыки игры на инструменте.







Учебный план второго года обучения


Тематический план

Всего часов

теоретические

практические

1

«Экскурсия» по пройденному материалу.

2

1

1

2

Изучение Закавказских ритмов.

26

1

25

3

Знакомство с трюками на доули.

20

1

19

4

«Трюковая» ритмическая комбинация

16

1

15

5

Ритмическая Комбинация « Хоруми»

24

1

23

6

Ритмическая комбинация «Шалахо»

24

1

23

7

Ритмическая Комбинация «Палочки»

28

1

27

8

Концертный номер.

18


18

9

Итоговое занятие

2


2


Итого:

160

7

153



Содержание учебного плана второго года обучения

1.«Экскурсия» по пройденному материалу.

Теория. Техника безопасности. Правила поведения в классе. Вспоминаем название ударов и ритмов. История Барабана.

Практика. Вспоминаем весь пройденный материал: настройка инструмента, приёмы игры, учебно-тренировочный материал и ритмы Кавказа.

2.Изучение Закавказских ритмов.

Теория. Название ритмов каждого народа. Характер игры каждого ритма. Манера исполнения ритма.

Практика. Изучение Грузинских, Армянских, Азербайджанских и Абхазских ритмов.

3.Знакомство с трюками на доули.

Теория. Что такое трюк. Правильное и безопасное исполнение трюков.

Практика. Изучение таких трюков как: «Вращение между колен», «Вращение на коленях» «Вращения вокруг колена», «Верчение на указательном пальце» и «Верчение на палочке».

4.Трюковая ритмическая комбинация.

Теория. Как чисто и синхронно исполнить комбинацию.

Практика. Изучение определенных трюков, с извлечением ритмов. Исполняется массово в Кавказском характере.

5.Ритмическая комбинация «Хоруми».

Теория. Что такое «Хоруми». Характер исполнения ритма. Трюки в ритме «Хоруми».

Практика. Учим новые трюки с извлечением ритма «Хоруми». Учим мини комбинации из трюков и ритмов «Хоруми», затем собираем в одну комбинацию. Комбинация исполняется чисто и синхронно.

6.Ритмическая комбинация «Шалахо»

Теория. Понятия ритма «Шалахо». Характер исполнения ритма. Трюки в ритме «Шалахо».

Практика. Комбинация исполняется массово или сольно, с трюковыми и хореографическими элементами.

7.Ритмическая комбинация «Палочки»

Теория. Какие палочки используют для игры на доули. Какие народы играют на палочках. Характер исполнения ритма на палочках.

Практика. Удары правой и левой рукой палочками. Тренировочные упражнения палочками. Изучение Дагестанских и Чеченских ритмов. Массовое комбинированное исполнение ритмов.

8.Концертный номер.

Практика. Из всех комбинаций собираем номер. Номер исполняется массово, с сольными кусками, хореографическими элементами.

9.Итоговое Занятие.

Практика. Подведение итогов. Открытый урок.


Ожидаемые результаты второго года обучения

В результате освоения программы 2 – го года обучения обучающиеся будут знать:

ритмы народов Кавказа и Закавказья;

«трюковую» ритмическую комбинацию;

будут уметь:

уверенно и эмоционально исполнять весь выученный репертуар;

слышать свои ошибки и исправлять их;

свободно и уверенно держаться на сцене.

У обучающихся будут развиты (сформированы):

навыки в области музыкального искусства;

хорошая координация рук и пальцев;

навыки ансамблевой игры.











Учебный план третьего года обучения


Тематический план

Всего часов

теоретические

практические

1

Вводное занятие.

3

3


2

Повторение пройденного материала.

9


9

3

Отработка трюков на доули.

21

1

20

4

«Трюковая» ритмическая комбинация

18

1

17

5

Ритмические комбинации

81

1

80

6

Ритмы народов мира.

78

6

72

7

Концертный номер.

27


27

8

Итоговое занятие

3


3


Итого:

240

12

228



Вводное занятие

Теория. Техника безопасности. Правила поведения в классе. Правила техники игры.

Повторение пройденного материала.

Теория. Вспоминаем название ударов и ритмов.

Практика. Вспоминаем весь пройденный материал: настройка инструмента, приёмы игры, учебно – тренировочный материал и ритмы Кавказа.

Отработка трюков на доули.

Теория. Что такое трюк. Правильное и безопасное исполнение трюков.

Практика. Изучение таких трюков как: «Вращение между колен», «Вращение на коленях» «Вращения вокруг колена», «Верчение на указательном пальце» и «Верчение на палочке».

Трюковая ритмическая комбинация.

Теория. Как чисто и синхронно исполнить комбинацию.

Практика. Изучение определенных трюков, с извлечением ритмов. Исполняется массово в Кавказском характере.

Ритмические комбинации.

Теория. Что такое ритмические комбинации. Характер исполнения ритма. Трюки в ритме.

Практика. Учим новые трюки с извлечением ритмов. Учим мини комбинации из трюков и ритмов, собираем в одну комбинацию. Отработка комбинаций на чистоту и синхронность исполнения.

6. Ритмы народов мира.

Теория. Название ритмов каждого народа. Характер игры каждого ритма. Манера исполнения ритма.

Практика. Изучение ритмов народов мира.

7. Концертный номер.

Практика. Из всех комбинаций собираем номер. Номер исполняется массово, с сольными кусками, хореографическими элементами.

8.Итоговое Занятие.

Практика. Подведение итогов. Открытый урок.



Ожидаемые результаты третьего года обучения

В результате освоения программы 3 – го года обучения обучающиеся будут знать:

ритмы народов мира;

«трюковую» ритмическую комбинацию;

будут уметь:

уверенно и эмоционально исполнять весь выученный репертуар;

слышать свои ошибки и исправлять их;

свободно и уверенно держаться на сцене.

У обучающихся будут развиты (сформированы):

навыки музыкально – исполнительской деятельности;

хорошая координация рук и пальцев;

навыки концертной деятельности.



























УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Методическое обеспечение


При реализации программы в учебном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях.

Занятия построены на принципах обучения:

развивающего и воспитывающего характера,

доступности,

наглядности,

целенаправленности,

индивидуальности,

результативности.

В работе используются методы обучения:

вербальный (беседа, рассказ, лекция, сообщение);

наглядный (использование мультимедийных устройств, личный показ педагога или прослушивание записей и т.д.);

практический (практические занятия в объединении, экскурсии, концерты, творческие встречи и т.д.);

самостоятельной работы;

дистанционный.

Усвоение материала контролируется при помощи тестирования, выполнения практических заданий и творческих проектов.

Итоговое (заключительное) занятие объединения проводится в форме концерта обучающихся.


Материально-техническое обеспечение программы


Продуктивность работы во многом зависит от качества материально – технического оснащения процесса. Программа реализуется в учебном кабинете образовательной организации с применением следующих средств обучения:

музыкальные инструменты (доули),

музыкальный центр (караоке),

стулья разных размеров.

Кадровое обеспечение

Реализовывать программу может педагог, имеющий среднее специальное или высшее образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области музыкального искусства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для педагога

1. Багдасарьян Г. Школа игры на ударных инструментах. Воспитание правильного чувства ритма у обучающихся на ударных инструментах. – СПБ. 2012.

2. Ветров С.Г. Сборник упражнений для малого барабана. – М., 2002.

3. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. – М., 1978.

4. Джефф Н. Ударные инструменты. Иллюстрированная энциклопедия. –М., 2010.

5. Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения. Для малого барабана. – М., 2013.

6. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.,2001.

7. Кузьмин Ю.Н. Школа игры на ударных инструментах. – М., 1965.

8. Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. Ред. В. Штеймана. - М., 2000.

9. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М., 1993.

10.Музыкальный словарь Гроува. – М., 2001.

11.Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Мл. классы ДМШ: Пьесы, ансамбли, этюды, упражнения /сост. Егорова Т., Штейман В. – М., 2015.

12.Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. Ст. классы ДМШ. Пьесы, ансамбли, упражнения /сост. Егорова Т., Штейман В. – М., 2016.

13.Эскин В. Малый барабан. Соло и дуэт. Школа этюдов для всех ступеней музыкального образования. – СПб. 2014

Список литературы для обучающихся и родителей

1.Осадчук В. Десять ритмических этюдов. М.1961.

2.Снегерев В. Этюды для малого барабана. М.1970.

3. Манакова, И. П., Салмина, Н. Г. Мир звуков. Музыка. — Свердловск, 2011. — 123 с.

4. Энциклопедия для юных музыкантов / авт.-сост. И. Ю. Куберский. — СП-б.: 000 «Золотой век», 1996. — 576 с. 5. Абрамян, Г. В. Солнечный круг: музыкальная азбука. — М.: изд-во «Малыш», 1985.









Приложение 1

Форма фиксации результатов

Протокол результатов аттестации обучающихся творческого объединения

20____/20____учебный год

Название творческого объединения____________________________________

ФИО педагога _____________________________________________________

Общеобразовательная программа и срок ее реализации___________________ __________________________________________________________________

группы_______

Год обучения_________

Кол-во обучающихся в группе ____________

Дата проведения аттестации__________________________________________

Форма проведения __________________________________________________

Форма оценки результатов уровень (высокий, средний, низкий)


Результаты итоговой аттестации

Фамилия имя ребенка

Форма аттестации

(текущая, промежуточная, итоговая)

Результат аттестации


















Всего аттестовано _________ обучающихся.

Из них по результатам аттестации:

высокий уровень______чел.

средний уровень ______чел.

низкий уровень_____чел.

Результаты аттестации __________________


Дата: «___» ________________ 20__ г.


Подпись руководителя _____________________







Приложение 2



Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).


Года обучения

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Начало учебного года

04.09.2021 года

Окончание учебного года

30.06.2022 года

Количество учебных недель

40 недель

Количество часов в год

160

160

240

Продолжительность занятия (академический час)

40

40

40

Периодичность занятий

2 раза по 2 ак.ч.

2 раза по 2 ак.ч.

2 раза по 3 ак.ч.

Объем и срок освоения программы

560 часов, 3 года

Режим занятий

В соответствии с расписанием

Каникулы зимние

31.12.2021 г. – 10.01.2022 г.

Каникулы летние

01.07.2022 г. – 31.08.2022 г.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации