Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»

1
0
Материал опубликован 4 February

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования Лесозаводского городского округа»


Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчестваЛесозаводского городского округа»





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Мастерилка»







Возраст обучающихся: 7 - 8 лет

Срок реализации: 1 год






Сафина Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования МОБУ ДО ЦДТ ЛГО









г. Лесозаводск





Раздел № 1 Основные характеристики программы.

Пояснительная записка.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерилка» предназначена для общего развития обучающихся средствами творческой деятельности, знакомит младших школьников с различными видами декоративно-прикладного творчества, служит средством его социализации и самореализации.

Направленность общеобразовательной общеразвивающей программы художественная.

Уровень освоения – стартовый.

Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет детям возможность заниматься дополнительным образованием не покидая здания школы, что также отвечает запросам родителей. Обучающиеся учатся неформальному общению, развивают свою творческую активность. Освоение общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерилка» способствует познанию основ композиции и перспективы, развивает художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, целостного видения формы, чувства симметрии. Пробуждает творческую фантазию и воображение детей.

Основная идея данной программы - создание комфортной среды для общения, развития способностей, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность обучающемуся попробовать свои силы в разных видах декоративно ­прикладного творчества (аппликация, оригами, плетение из бисера, мягкая игрушка, лепка), Программа построена по принципу «от простого к сложному». Это поэтапное усложнение, как техники изготовления, так и изделий. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративных изделий на начальном этапе обучения и плавный переход от одной техники к другой с использованием различных материалов создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Детям освоившим программу «Мастерилка», предлагается перейти на более сложный уровень обучения по программе «Рукоделие»

Адресат программы. Программа «Мастерилка» рассчитана на детей в возрасте 7 -8лет (1-й класс МОБУ СОШ № 4 ЛГО). В объединение принимаются дети по желанию, в том числе и без подготовки.

Объём и срок освоения программы. Объем программы – 144 часа. Срок освоения общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерилка» 1 год.

Форма обучения. Очная.

Особенности организации образовательного процесса. Группы создаются из учащихся первого класса школы. Основной формой обучения являются групповые занятия, при необходимости возможны занятия по подгруппам и индивидуальные. Теоретические занятия знакомят обучающихся с правилами техники безопасности при работе с материалами и инструментами, с различными способами и техниками декоративно-прикладного творчества. Практические занятия включают в себя выполнение изделий, обсуждение и анализ своей деятельности на различных этапах. Предусматривается проведение выставок, участие в конкурсах разного уровня.

Режим занятий 2 занятия в неделю по 2 часа с 15 минутным перерывом после 45 минут.

Цель программы - Обучение техникам декоративно прикладного творчества (аппликация, шитье, лепка, вышивка).

Задачи программы.

Воспитательные:

развивать терпение, целеустремленность, мотивацию к творчеству;

формировать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

развивать художественные навыки и умения, коммуникативные способности детей в процессе обучения;

пробудить познавательный интерес в области декоративно-прикладного искусства,

развивать пространственное воображение.

Обучающие:

обучить техникам и приемам декоративно прикладного творчества, способам и технологиям выполнения изделий;

обучить правильно и безопасно работать с инструментами, экономичному подходу к материалу, рациональному его использованию;

научить понимать и применять термины, ориентироваться в разновидностях декоративно - прикладного искусства;

познакомить детей с основными свойствами и возможностями различных материалов.





1.3. Содержание программы.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

I.

Работа с бумагой и картоном.

36

6

30


1.1

Введение. ТБ. Аппликация. Виды аппликации.

Аппликация в плоскости

4

1

3

Практическое задание Педагогическое наблюдение.

1.2

Объемная аппликация

4

1

3

Педагогическое наблюдение.

1.3

Моделирование игрушек

8

1

7

Педагогическое наблюдение.

1.4

Торцевание

8

1

7

Педагогическое наблюдение.

1.5

Оригами

4

1

3

Творческое задание

1.6

Квиллинг

8

1

7

Практическое задание Опрос..

II.

Лепка.

28

5

23

.

2.1

Введение. ТБ. Терминология. Основы лепки.

4

1

3

Педагогическое наблюдение

2.2

Объемная пластилиновая аппликация

8

1

7

Педагогическое наблюдение


2.3

Лепка из пластилина объемных фигур

8

1

7

Педагогическое наблюдение

2.4

Пластилиновая живопись.

4

1

3

Творческое задание е

2.5

Акварельная аппликация, смешивание палитры

4

1

3

Творческое задание Педагогическое наблюдение.

III.

Вышивка.

22

2

20


3.1

Введение. ТБ. Терминология. Технология выполнения простейших ручных швов. Инструменты и приспособления. Изучение стежков.

10

1

9

Практическое задание Педагогическое наблюдение.

Опрос

3.2

Контурное вышивание

12

1

11

Педагогическое наблюдение

IV.

Мягкая игрушка.

28

4

24


4.1

Введение. ТБ. Терминология. Игрушки простого кроя. Материалы и инструменты.

4

1

3

Практическое задание Педагогическое наблюдение

4.2

Правила раскроя, приемы соединительных швов, набивка деталей.

8

1

7

Педагогическое наблюдение

Опрос

4.3

Игрушки из кругов. Оформление игрушки.

8

1

7

Творческое задание

4.4

Плоскостная мягкая игрушка.

8

1

7

Практическое задание Педагогическое наблюдение.

V.

Работа с бисером.

30

4

26


5.1

Введение.ТБ. Терминология. Материалы, приспособления и виды низания бисером.

4

1

3

Практическое задание Педагогическое наблюдение

5.2

Простейшее низание на проволоке.

8

1

7

Творческое задание

Опрос

5.3

Низание бисера в крестик

8

1

7

Педагогическое наблюдение

5.4

Параллельное низание.

10

1

9

Практическое задание Педагогическое наблюдение


Всего часов

144

21

123





Содержание программы

Раздел 1 «Работа с бумагой и картоном»

Вводное занятие. Теоретическая часть. Знакомство с кабинетом, с условиями занятий, с правилами внутреннего распорядка. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите. Организация рабочего места

Аппликация. Виды аппликации».

Теоретическая часть. Бумага, ее виды. Природные свойства бумаги. Знакомство с инструментами и материалами: ножницами, клеем, кисточкой. Отработка навыка аккуратного и экономного отрезания: полоска, квадрат, треугольник.

Практическая работа: отработка точных приемов: надрезание, вырезание путем сложения. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение. Выполнение аппликаций разными способами. Работа с шаблонами (создание простых композиций). Для детей разного уровня подготовки – разные задания по сложности.

Объемная аппликация.

Теоретическая часть. Знакомство с техникой придания объема аппликации, а также с материалами, используемыми в данном виде творчества. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Практическая работа: изучение способов создания объема в аппликации. Создание простых композиций.

Моделирование игрушек из бумаги.

Теоретическая часть. Игрушки из геометрических фигур. Формообразование бумажных полосок в геометрические фигуры, из которых создаются игрушки.

Практическая работа: Осваивание приемов симметричного и многослойного вырезания. Изготовление лошадки, кораблика.

Торцевание.

Теоретическая частьСпособность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности. Торцевание. Приемы работы. Знакомство с инструментами и материалами. Отработка навыка аккуратного вклеивания заготовки.

Практическая работа: отработка приемов торцевания. Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение. Создание эскиза.Создание панно «На полянке», «Фламинго».

Оригами.Теоретическая частьЗнакомство с историей возникновения. Работа по схемам, отработка приемов оригами,термины, условные знаки.Складывание базовых форм: «Треугольник», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат». Умение планировать работу, организовывать ее последовательное исполнение.

Практическая работа:Складывание фигур в точной последовательности по схеме (лисенок, вертушка, лягушка)

Квиллинг.

Теоретическая частьЗнакомство с историей возникновения квиллинга. Изучение инструментов и приспособлений для квиллинга(бумажная филигрань). Техника скручивания бумажной ленты. Формы элементов: петля, капля, круг, спираль, перо, треугольная, квадратная.

Практическая работа:изготовление фигурок животных,заготовка элементов, изготовление панно с применением элементов круг, петля, квадрат, спираль, треугольник«Цветочная поляна».




Раздел 2 «Лепка».

2.1. Введение. ТБ. Терминология. Основы лепки.

Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места Правила работы с пластилином. Способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный). Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.

Практическая работа: отработка приемов лепки выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту. Выполнение композиционных схем.

2.2. Объемная пластилиновая аппликация.

Теоретическая частьПодготовка эскиза, основы, фона. Заготовка пластилиновых шариков. Заполнение рисунка пластилиновыми шариками.

Практическая работа. Изготовление панно «Петушок».

2.3. Лепка из пластилина объемных форм.

Теоретическая частьЛепка из пластилина конструктивным способом: техника шара, жгута, листа. Обминание, придание формы по модели, резьба по шаблону и т.д.

Практическая работа. Лепка из пластилина фруктов, овощей, грибов и растений. Объемная композиция «Натюрморт». Лепка персонажей «Мульт-герои».

2.4. Пластилиновая живопись.

Теоретическая частьЦветовое решение работы. Техника нанесения пластилина на стекло. Следить за целостностью работы.

Практическая работа Подготовка эскиза, основы, фона. Нанесение контура на стекло. Заполнение контура рисунка «Сказочные герои» пластилином.

Акварельная аппликация, смешивание палитры.

Теоретическая частьЦветовое решение работы. Смешивание цветов необходимых для создания акварельной аппликации. Техника нанесения пластилина на основу (картон). Способы размазывания.

Практическая работа: Подготовка эскиза, основы, фона. Заполнение витража «Бабочка» пластилином.


Раздел 3 «Вышивка».

3.1. Введение. ТБ. Терминология. Технология выполнения простейших ручных швов. Инструменты и приспособления. Изучение стежков.

Теоретическая частьИнструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места История возникновения вышивки. Операционные средства: дидактический материал, образцы швов, карточки задания.

Практическая работа: освоение простых вышивальных швов («Вперед иголкой», «Козлик»,«Стебельчатый»,«Строчка»),

3.2. Контурная вышивание.

Теоретическая частьПропорциональность и масштабность, цвет и цветовые решения.

Практическая работа: вышивкацветов, грибов, буквы, швом «вперед иголкой».


Раздел 4 «Мягкая игрушка».

4.1. Введение. ТБ. Терминология. Игрушки простого кроя. Материалы и инструменты.

Теоретическая частьИнструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места Разнообразие игрушек. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, шило, игла). Порядок расположения инструментов на рабочем столе.

Практическая работа: Знакомство с основными видами ручных швов. Выбор материала и инструментов. Прокладывание тренировочных швов на учебном спец шаблоне. Шитье игольница, снеговик.

4.2 Правила раскроя, приемы соединительных швов, набивки деталей

Теоретическая часть. Как правильно располагать шаблон (выкройку) на ткани. Какие швы называют соединительными. Какой материал используется для набивки.

Практическая работа: изготовление шаблона, крой, сшивание, набивка, игрушки.

4.3. Игрушки из кругов. Оформление игрушки.

Теоретическая часть: показ образцов, из каких деталей состоит (круг), подбор материала, последовательность выполнения работы. Потайной шов (применяется для соединения деталей игрушки между собой).

Практическая работа: изготовление шаблона, крой, сшивание, набивка, оформление игрушки «Котик»

4.4. Плоскостная мягкая игрушка.

Теоретическая часть: Проектирование игрушки: выбор материала, составление эскиза, раскрой деталей,варианты оформления игрушки

Практическая работа: изготовление иоформление игрушек по собственному эскизу «Кукольный театр». Для детей с высоким уровнем подготовки объем работы немного увеличен.


Раздел 5 «Работа с бисером».

5.1. Введение. ТБ. Терминология. Материалы, приспособления и виды низания бисером.

Теоретическая частьИнструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Организация рабочего места.История бисерных украшений. Техники бисероплетения. Простейшее низание на проволоке.

Практическая работа:нарабатывание навыков низания. Постановка рук. Плетение цветов и листьев. Для детей с высоким уровнем подготовки – объем работы увеличен.

5.2. Простейшее низание на проволоке.

Теоретическая частьПравильный выбор материалов по размерам. Способ низания. Методы скручивания.

Практическая работа: плетениебабочки, ромашки простой формы.

5.3. Низание бисера в крестик.

Теоретическая часть. Основные способы бисероплетения- «крестик», используемые для изготовления цепочки.

Практическая работа: выполнение цепочки и браслета способом одной иглой.

5.4. Параллельное низание.

Теоретическая частьОсновное применение параллельного низания. Особенности метода.

Практическая работа: нарабатывание навыков низания рыбка, клубничка, божья коровка, крокодил.




Планируемые результаты.

Личностные:

В результате освоения программы у учащихся

развиты терпение, целеустремленность, мотивация к творчеству;

сформирована потребность к творческому труду,

для учащихся созданы условия для успешного достижения поставленных целей.

Метапредметные:

В результате освоения программы у учащихся

будут развиваться художественные навыки и вкус, коммуникативные способности;

сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладного искусству,

будет развиваться пространственное воображение.

Предметные:

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

- правила безопасной работы с инструментами,

- различные виды и приемы рукоделия

- термины, условные обозначения

- основные свойства различных материалов.

В результате освоения программы учащиеся будут уметь

пользоваться инструментами

применять основные приемы шитья и плетения, различные способы лепки, способы сложения бумаги в оригами, экономно расходовать материалы, работать с простейшими схемами в бисероплетении.



Раздел №2 Организационно-педагогические условия.


2.1. Условия реализации программы.

Оборудование: помещение соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, столы, стулья, стенды для выполненных работ, шкафы для хранения материалов, компьютер.

Материалы и инструменты:

наличие материалов и инструментов соответствующие темам занятий: иглы, ножницы, пяльцы, отрезки тканей, ленты, нитки, глина, дощечки или коврики, бисер, проволока, клей, краски, кисти и т.д. по каждой теме.

Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

Инструкция по технике безопасности при работе с инструментами.

Дидактические и учебные пособия для обеспечения образовательного процесса (образцы готовых изделий, периодические издания, книги, альбомы с образцами узоров, технологические карты, схемы, инструкционные карты, коллекция тканей). Выставка работ учащихся прошлых лет, а также планы работы, конспекты занятий.

Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Вспомогательные материалы:

Аптечка: перекись водорода, вата, бинт, лейкопластырь бактерицидный, нашатырный спирт.


2.2. Формы аттестации и виды контроля.

Механизм контроля за качеством программы включает в себя следующие компоненты:

Входной контроль:

Позволяет выявить уровень подготовленности каждого ребенка методом педагогического наблюдения за выполнением простых манипуляций. Предварительное выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся позволит правильно составить образовательный маршрут обучающегося.

Текущий контроль:

Осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень усвоения отдельных блоков программы. Детям дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе текущего контроля создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочётов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологией, позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций.

Используются такие формы как:

- педагогическое наблюдение - педагог в процессе работы смотрит за скоростью и правильностью выполнения задания каждым учащимся;

- творческое задание – учащиеся предлагают свои варианты цветового решения, новые формы и способы выполнения работы;

- опрос – учащиеся в устной форме отвечают на вопросы педагога по изучаемой теме;

- рефлексия, мини-выставки.

Промежуточный контроль. Подводится по итогам первого полугодия по результатам выполнения практических заданий, опросов, педагогического наблюдения.

Итоговый контроль:

Проводится в конце учебного года, помогая выявить рост мастерства, самостоятельности, развития творческого мышления, художественного вкуса. Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Итоговый контроль проводится в следующих формах:

-собеседование;

-отчётная выставка.

Контроль позволяет педагогу определить эффективность обучения по каждой теме, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Дети, родители, педагог видят результаты своего труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.


Оценочные материалы.

Основным способом проверки постепенно приобретаемых в процессе обучения практических умений и навыков, является наблюдение за деятельностью детей во время выполнения заданий. Промежуточный и итоговый контроль осуществляется путём анализа и отбора творческих работ для выставок. Итоги проделанной на занятии работы дают педагогу представление о степени восприятия и освоения каждым ребёнком материала и его усердия. Уровень приобретённых детьми умений и навыков оценивается на каждом этапе выполнения заданий. К программе прилагаются таблицы промежуточной и итоговой аттестации воспитанников по программе «Мастерилка».

В течение всего обучения по дополнительной общеобразовательной программе педагогом ведётся самостоятельная диагностика результативности по реализации развивающих и воспитательных задач. К программе прилагается итоговая таблица оценки уровня их реализации.

Практическое задание: Составление композиции из геометрических фигур.

Фамилия Имя

Знание правил техники безопасности, их соблюдение, организация рабочего места

Точность, аккуратность

Складывания заданных

Точность, аккуратность нарезания геометрических фигур

Умение использовать шаблоны, лекала и подручныесредства

Проявление творческой самостоятельности

Балл

Уровень










Высокий уровень- 30-35 баллов

Средний уровень- 25-29баллов

Низкий уровень- до 25 баллов


2.3. Методические материалы.

Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастерилка» художественно-эстетической направленности включает в себя дидактические материалы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-8 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением.

Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.

Методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения);

игровой;

словесно - иллюстративный;

метод программированного обучения;

алгоритмический.


Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.


Педагогические приемы:

убеждение, пример, разъяснение, дискуссия;

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):

стимулирование и коррекция (поощрение, похвала, соревнование, оценка и т. д);

сотрудничество, позволяющее педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования.




2.4. Календарный учебный график.



Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

15.09.2021­31.12.2023

2 полугодие

12.01.20212­31.05.2024

Возраст детей, лет

7 8

Продолжительность занятия, час

2

Режим занятия

2 раза в неделю

Годовая учебная нагрузка, час

144










Список использованной литературы

Новикова, И. В. Аппликация из различных материалов / И.В. Новикова. - М.: Академия развития, 2017.

Зайцева А. Техники работы с бумагой. Большая энциклопедия / А.Зайцева – ЭКСМО, 2016.


Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства: [Электронный ресурс].URL: http://festival.1september.ru/articles/214267/



14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации