Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В стране занимательной математики»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«В стране занимательной математики»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ | СТР |
РАЗДЕЛ 1 Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы. | |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи программы. | 5 |
1.3. Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана). | 6 |
1.4. Планируемые результаты реализации программы | 13 |
РАЗДЕЛ 2 Комплекс организационно-педагогических условий. | |
2.1. Календарный учебный график. | 11 |
2.2. Условия реализации программы (кадровые, материально-технические, информационные условия) | 13 |
2.3. Формы аттестации/контроля. Оценочные материалы. | 14 |
2.4. Методические материалы. | 14 |
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 14 |
Список литературы | 15 |
РАЗДЕЛ 1.
Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране занимательной математики» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (СП 2.4.3648-20),2021г.
Направленность (профиль) программы: естественно-научная.
Уровень программы: одноуровневая (базовая).
Актуальность программы:Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).
В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.
Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия,
свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Организация математического обучения на основе использования проблемно- поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Отличительной особенностью программы: Является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.
Новизна программы:-предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;
-содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Педагогическая целесообразность Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Программа основывается на следующих принципах:-принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);
-проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;
-принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;
-психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;
-творчества – формирование способности находить нестандартные решения;
-развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
-интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом и т. д.), и его реализацию в разных видах детской деятельности (познавательно - исследовательской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, конструктивной, изобразительной, трудовой).
-индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.
Наличие инновационных подходов.Личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию
образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно- ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;
Системно-деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Категория обучающихся: Программа рассчитана на детей 6-7 лет.
Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; познавательная активность. Ведущая деятельность –игра.
Ведущая функция – наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
-Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
-Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).
-Повышенная познавательная активность.
-Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.
-Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты.
-Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
-Появление осознанности собственных действий.
Все эти особенности являются сенситивными периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «В стране занимательная математика».
Группа обучающихся: подготовительная группа, дети в возрасте 6-7 лет, в количестве 14 детей, дети 2017 и 2018 года рождения. Мальчиков 8 человек, девочек 6 человек. Праворуких – 13 человек (95 %), леворуких 1 человек (5%)
Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 15 часов
Срок освоения программы: 1 год (2023-2024 учебный год).
Особенности реализации образовательного процесса, формы организации образовательного процесса: форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.
Форма обучения: очная.
Время: среда 15.30
Режим занятий: программа рассчитана на продолжительность занятий в течение 36 недель с периодичностью 1 раз в неделю по 30 минут
Цель: создание условий для познавательного развития детей через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:-развивать логическое мышление, память, внимание, творческие способности и мелкую моторику рук;
-сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность.
-воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.
№ | Тема | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
Теория | Практика | |||||
1 | Вводное занятие на тему «Путешествие в страну Математики» | 0,30 | | 0,30 | Игра, наблюдение, беседа, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, опрос | |
2 | «Одинаковые и разные по форме» «Большой и маленький» «Круг» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, физкультминутка | |
3 | «Сравнение чисел 8-9» «Времена года» «Слева и справа, вверху и внизу, левее и правее» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, физкультминутка | |
4 | «Установление соответствия между числом и количеством предметов» «Большой, поменьше, самый маленький» «Квадрат» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, сюжетно-ролевая игра | |
5 | «Счет по образцу. Сравнение чисел 6-9» «Части суток» «Столько же, больше, меньше, первый, | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра | |
6 | «Цифра 6» «Слева, справа, посередине» «Следующий и предшествующий, один и несколько» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, физкультминутка | |
7 | «Цифра 6» «Большой, поменьше, маленький» «Треугольник» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, физкультминутка | |
8 | «Цифра 7» «Вчера, сегодня, завтра» «Ближе, дальше» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, пальчиковая игра | |
9 | «Цифра 8» «Короткий, длинный» «Овал» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры | |
10 | «Цифра 9» «Соотнесение цифры с количеством предметов» «Времена года» (Осень) | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, пальчиковая игра | |
11 | «Цифры 6,7,8» «Пара предметов» «Развитие внимания» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, чтение художественной литературы | |
12 | «Соотнесение количества предметов с цифрой» «Широкий, узкий» «Прямоугольник» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра, сюжетно- ролевая игра | |
13 | «Независимость числа от пространственного расположения предметов» «Счет по образцу» «Круг, овал» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры | |
14 | «Цифра 10» «Точки. Прямые и кривые линии» «Развитие внимания» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, считалка | |
15 | «Цифры 9,10» «Влево, вправо» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, считалка | |
16 | «Закрепление знаний о цифрах» «Счет» «Знаки- больше, меньше и равно» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра | |
17 | «Соотнесение цифры с количеством предметов» «Вверху, внизу, слева, справа, под» «Части суток и времена года» «Знакомство с часами» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, просмотр мультфильма | |
18 | «Слева, посередине, справа» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, просмотр мультфильма | |
19 | «Цифра 6» «Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, физкультминутка | |
20 | «Знакомство с порядковыми числительными» «Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, посередине» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра | |
21 | «Закрепление о порядковом счете» «Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами» «Развитие глазомера» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра | |
22 | «Независимость числа от величины предметов» «Порядковый счет» «Установление последовательности событий (части суток)» «Закрепление понятий «широкий», «узкий» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры | |
23 | «Цифры 6,7,8,9,10» «Вчера, сегодня, завтра» «Шар, куб, цилиндр» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра | |
24 | «Закрепление знаний о порядковых числительных» «Установление соответствия между количеством предметов и цифрой» «Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры | |
25 | «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов» «Слева, посередине, справа» «Развитие внимания» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра | |
26 | «Закрепление знаний о порядковых числительных» «Влево, вправо» «Установление последовательности событий» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, пальчиковая игра | |
27 | «Независимость числа от пространственного расположения предметов» «Математические загадки» «Развитие глазомера» «Развитие внимания» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры | |
28 | «Математическая головоломка» «Определение пространственного расположения по отношению к себе» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра, просмотр мультфильма | |
29 | «Счет по образцу» «Соотнесение количества предметов с цифрой» «Развитие внимания» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры | |
30 | «Порядковый счет» «Слева, справа, вверху, внизу» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, просмотр мультфильма | |
31 | «Счет по образцу» «Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами» «Развитие мышления» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, пальчиковая игра, кроссворд | |
32 | «Соотнесение количества предметов с цифрой» «Математическая загадка» «Слева, справа» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, пальчиковая игра, математическая задача | |
33 | «Математическая загадка» «Закрепление знаний о цифрах» «Времена года» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, подвижная игра, математическая задача | |
34 | «Волшебные монетки» | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Игры, просмотр мультфильма | |
35 | «Волшебная страна - математика»(итоговое занятие) | 0,30 | 0,05 | 0,25 | Квест-игра | |
36 | Диагностика | 0,30 | | 0,30 | Игры, наблюдение, беседа, дидактическая игра, сюжетно- ролевая игра |
Планирование деятельности для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора их математических представлений включает в себя разделы.
количество и счет
ознакомление с геометрическими фигурами
определение величины
ориентировка в пространстве и во времени
решение логических задач
Вводный инструктаж по ОТ т ТБ. Знакомство с ритуалом приветствия и прощания. Установка правил кружковых занятий
Занятие 2.Игры: «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Проведи дорожку», «Найди и закрась» Физкультминутка «Медвежата»
Занятие 3.Игры: «Сосчитай и нарисуй», Подскажи словечко», «Слушай, смори и делай», «Найди свой домик», Физкультминутка «Два хлопка»
Занятие 4.Игры: «Соедини правильно», «Гаражи и машины», «Найди и раскрась», «Узнай, кто спрятался», «Где больше», «Пройди в ворота», «Скажи наоборот»
Сюжетно-ролевая игра «Гараж для машин»
Занятие 5.Игры: «Сосчитай и дорисуй», «Закончи предложение», «Найди ошибку художника», «Закрась правильно» Подвижная игра «Вороны»
Занятие 6.Игры: «Загадки и отгадки», «Найди цифру», «Соедини правильно», «Продолжи ряд», «Подумай и ответь» Физкультминутка «Солдатик»
Занятие 7.Игры: «Сделай правильно», «Большой, маленький, поменьше», «Найди и закрась» Физкультминутка «Солдатик»
Занятие 8.Игры «Загадки и отгадки», «Ответь-ка», «Дорисуй листочки на дереве», «Покажи карточку», «Что стало не так» Пальчиковая игра «Клен»
Занятие 9.Игры: «Загадки и отгадки», «Считай и закрашивай», «Кто быстрее», «Кто дальше бросит», «Что длиннее»
Занятие 10.Игры: «Отгадай и раскрась», «Найди цифру», «Число и цифра», «Соедини правильно» Пальчиковая игра «Раз, два, три»
Занятие 11.Игры: «Сосчитай за мной», «Обведи нужную цифру», «Найди отличия» Чтение сказки «Три медведя»
Занятие 12.Игры: «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Найди правильно», «Назови фигуры», Подвижная игра «Не промочи ноги»
Сюжетно-ролевые игры: «Конфеты для кукол», «Буратино»
Занятие 13.Игры: «Сколько елочек», «Считай, сравнивай, рисуй», «Узнай, кто ушел»
Занятие 14.Игры: «Отгадай правильно», «Найди цифру», «Кто самый внимательный», «Построим забор», «Построим дом для 3 медведей» Считалка «Башмачок»
Занятие 15.Игры: «Посчитай и закрась», «Предмет и форма», «Цепочка» Считалка «Башмачок»
Занятие 16. «Лесенка»Игры: «Отгадай», «Считай и рисуй», «Сосчитай и закрась цифру», «Далеко или близко», «Что изменилось» Подвижная игра «Автогонки»
Занятие 17.Игры: «Отгадай, сосчитай и нарисуй», «Кто где», «Когда это бывает», «Найди игрушки», «Выше-ниже» Физкультминутка «Зайка»
Занятие 18. «Близко-далеко»Игры: «Отгадай-ка», «Найди цифру» Просмотр мультфильма «Посчитаем до 5»
Занятие 19.Игры: «Число и цифра», «Кто быстрее», «Вместе со мной» Физкультминутка «Ловкий Джек»
Занятие 20.Игры: «Кто пришел к Айболиту», «Что где находится», «Из каких фигур Зайка» Подвижная игра «Слушай и делай»
Занятие 21.Игры: «Отгадай загадку», «Закрась правильно», «По порядку» Подвижная игра «Зарядка»
Занятие 22.Игры: «Число и цифра», «Что перепутал художник», «Закончи предложение», «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово»
Занятие 23.Игры: «сосчитай и нарисуй», «Число и цифра», «Прокати в ворота», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Вверх и вниз по числовой лестнице», Подвижная игра «Быстро встаньте…….»
Занятие 24.Игры: «Слушай и считай», «Загадки и отгадки», «Подбери заплатку», «Который по счету», «Квадрат из палочек», «Что за чем»,«Почини одеяло»
Занятие 25.Игры: «Фигурки в сундучок», «Нарисуй столько же», «Кто внимательней», «Найди пару» Пальчиковая игра «Теремок»
Занятие 26.Игры: «Отгадай», «Кто что считал», «Что сначала, что потом»
Подвижная игра «Мы топаем ногами»
Занятие 27.Игры: «Сосчитай и сравни», «Отгадай загадку», «Дорисуй цифру по точкам»
Занятие 28.Игры: «Что забыл нарисовать художник», «Когда это бывает» Подвижная игра «По ровненькой дорожке»
Просмотр мультфильма «Капризные цифры»
Занятие 29.Игры: «Соедини правильно», «Предмет и цифра», «Посмотри и сравни»
Занятие 30.Игры: « Предмет и цифра», «Из каких фигур кошка», «Щелкунчик» Просмотр мультфильма «Посчитай меня»
Занятие 31.Игры: «Кто что будет собирать», «Нарисуй правильно», «На какую фигуру похожи предметы», «Магазин посуды», «Найди спрятанную игрушку»
Физкультминутка «Серые зайчата» Кроссворды в стихах и картинках
Занятие 32.
Игры: «Где чья игрушка», «Загадки и отгадки», «Слева, справа», «Кто первый назовет», «Где правая, где левая» Пальчиковая гимнастика «Покажи как я»
Математическая загадка «Волшебный квадрат»
Занятие 33.Игры: «Загадка и отгадка», «Предмет, число и цифра», «Разные дорожки», «Сколько зайцев в корзинке», «Назови цифру»,
«Сделай лесенку», «Найди 5 одинаковых предметов», «Найди свой домик» Подвижная игра «Какая команда быстрее построится», «Найди такое же колечко» Математическая загадка «Волшебный круг»
Занятие 34.Просмотр мультфильма «Детям о монетах»
Занятие 35.Квест-игра «Волшебная страна Математика»
Занятие 36. Диагностика
Занятия по математике помогут сформировать определенный запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
-Развито логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;
-Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
-Развитые математические способностей и склонности;
-Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.
№ | Месяц | Число | Время проведения | Количество часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | Сентябрь | 6 | 15:30 | 0,30 | Вводное занятие «Путешествие в страну Математики». | Наблюдение Собеседование |
2 | Сентябрь | 13 | 15:30 | 0,30 | «Одинаковые и разные по форме» «Большой и маленький» «Круг» | Игры, физкультминутка |
3 | Сентябрь | 20 | 15:30 | 0,30 | «Сравнение чисел 8-9» «Времена года» «Слева и справа, вверху и внизу, левее и правее» | Игры, физкультминутка |
4 | Сентябрь | 27 | 15:30 | 0,30 | «Установление соответствия между числом и количеством предметов» «Большой, поменьше, самый маленький» «Квадрат» | Игры, сюжетно- ролевая игра |
5 | Октябрь | 4 | 15:30 | 0,30 | «Счет по образцу. Сравнение чисел 6-9» «Части суток» «Столько же, больше, меньше, первый, последний» | Игры, подвижная игра |
6 | Октябрь | 11 | 15:30 | 0,30 | «Цифра 6» «Слева, справа, посередине» «Следующий и предшествующий, один и несколько» | Игры, физкультминутка |
7 | Октябрь | 18 | 15:30 | 0,30 | «Цифра 6» «Большой, поменьше, маленький» «Треугольник» | Игры, физкультминутка |
8 | Октябрь | 25 | 15:30 | 0,30 | «Цифра 7» «Вчера, сегодня, завтра» «Ближе, дальше» | Игры, пальчиковая игра |
9 | Ноябрь | 1 | 15:30 | 0,30 | «Цифра 8» «Короткий, длинный» «Овал» | Игры |
10 | Ноябрь | 8 | 15:30 | 0,30 | «Цифра 9» «Соотнесение цифры с количеством предметов» «Времена года» (Осень) | Игры, пальчиковая игра |
11 | Ноябрь | 15 | 15:30 | 0,30 | «Цифры 6,7,8» «Пара предметов» «Развитие внимания» | Игры, чтение художественной литературы |
12 | Ноябрь | 22 | 15:30 | 0,30 | «Соотнесение количества предметов с цифрой» «Широкий, узкий» «Прямоугольник» | Игры, подвижная игра, сюжетно- ролевая игра |
13 | Декабрь | 6 | 15:30 | 0,30 | «Независимость числа от пространственного расположения предметов» «Счет по образцу», «Круг, овал» | Игры |
14 | Декабрь | 13 | 15:30 | 0,30 | «Цифра 10» «Точки. Прямые и кривые линии» «Развитие внимания» | Игры, считалка |
15 | Декабрь | 20 | 15:30 | 0,30 | «Цифры 9,10» «Влево, вправо» | Игры, считалка |
16 | Декабрь | 27 | 15:30 | 0,30 | «Закрепление знаний о цифрах» «Счет» «Знаки- больше, меньше и равно» | Игры, подвижная игра |
17 | Январь | 10 | 15:30 | 0,30 | «Соотнесение цифры с количеством предметов» «Вверху, внизу, слева, справа, под» «Части суток и времена года» «Знакомство с часами» | Игры, просмотр мультфильма |
18 | Январь | 17 | 15:30 | 0,30 | «Слева, посередине, справа» | Игры, просмотр мультфильма |
19 | Январь | 24 | 15:30 | 0,30 | «Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами» | Игры, физкультминутка |
20 | Январь | 31 | 15:30 | 0,30 | «Знакомство с порядковыми числительными» «Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, посередине» | Игры, подвижная игра |
21 | Февраль | 7 | 15:30 | 0,30 | «Закрепление о порядковом счете» «Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами» | Игры, подвижная игра |
22 | Февраль | 21 | 15:30 | 0,30 | «Независимость числа от величины предметов» «Порядковый счет» «Установление последовательности событий(части суток)» «Закрепление понятий «широкий», «узкий» | Игры |
23 | Февраль | 28 | 15:30 | 0,30 | «Цифры 6,7,8,9,10» «Вчера, сегодня, завтра» «Шар, куб, цилиндр» | Игры, подвижная игра |
24 | Февраль | 28 | 15:30 | 0,30 | «Закрепление знаний о порядковых числительных» «Установление соответствия между количеством предметов и цифрой» «Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике» | Игры |
25 | Март | 6 | 15:30 | 0,30 | «Установление соответствия между цифрой и количеством предметов» Математический диктант «Развитие внимания» | Игры, подвижная игра |
26 | Март | 13 | 15:30 | 0,30 | «Закрепление знаний о порядковых числительных» «Влево, вправо» «Установление последовательности событий» | Игры, пальчиковая игра |
27 | Март | 20 | 15:30 | 0,30 | «Независимость числа от пространственного расположения предметов» «Математические загадки» «Развитие глазомера» «Развитие внимания» | Игры |
28 | Март | 27 | 15:30 | 0,30 | «Математическая головоломка» «Определение пространственного расположения по отношению к себе» | Игры, подвижная игра, просмотр мультфильма |
29 | Апрель | 3 | 15:30 | 0,30 | «Счет по образцу» «Числа и цифры» «Соотнесение количества предметов с цифрой» «Развитие внимания» | Игры |
30 | Апрель | 10 | 15:30 | 0,30 | «Цифры 6,9» Математический диктант «Слева, справа, вверху, внизу» | Игры, просмотр мультфильма |
31 | Апрель | 17 | 15:30 | 0,30 | «Счет по образцу» «Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами» «Развитие мышления» | Игры, пальчиковая игра, кроссворд |
32 | Апрель | 24 | 15:30 | 0,30 | «Соотнесение количества предметов с цифрой» «Математическая загадка» «Слева, справа» | Игры, пальчиковая игра, математическая задача |
33 | Май | 2 | 15:30 | 0,30 | «Математическая загадка» «Закрепление знаний о цифрах» «Времена года» | Игры, подвижная игра, математическая задача |
34 | Май | 15 | 15:30 | 0,30 | «Волшебные монетки» | Просмотр мультфильма |
35 | Май | 22 | 15:30 | 0,30 | Итоговое занятие: «Волшебная страна - математика» | Квест-игра |
36 | Май | 29 | 15:30 | 0,30 | Диагностика | Итоговая аттестация |
2.2.Условия реализации программы (кадровые, материально-технические, информационные условия).
Кадровые: Бузанова Нина Габдулловна, воспитатель высшей квалификационной категории. Высшее профессиональное образование «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» квалификация организатор – методист дошкольного образования, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (16 марта 2011г).
Материально-технические: Для организации специальных занятий в рамках реализации программы «В стране занимательной математики» используется групповое помещение, музыкально-спортивный зал, оснащенные необходимой мебелью и пособиями, столы, стулья для детей и педагога.
Материалы и инструменты:
различные виды конструкторов
набор геометрических фигур, разных по величине и цвету
серия картинок по темам
игрушки разного размера
обучающие настольно-печатные игры по ФЭМП
геометрические мозаики
набор цифр
счетные палочки
математические наборы
наборы фруктов и овощей
демонстрационный материал
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы
простые карандаши; наборы цветных карандашей
Дидактический материал подбирается и систематизируется в со-
ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и
психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в со-
ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и
психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в со-
ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и
психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Информационные: компьютер переносной (ноутбук) с выходом в интернет, телевизор, музыкальная колонка.
Для определения результативности освоения программы проводится промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Контроль результатов обучения осуществляется через оценочный материал. При проведении промежуточной аттестации используются: интеллектуальная игра «Математический КВН», а в итоговой аттестации используются форма: открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Волшебная страна математика», методики В.П. Новиковой. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль: наблюдение, собеседование, опрос.
В процессе обучения диагностика осуществляется в несколько этапов:
1 – Вводный. Данный этап проводится в начале учебного года и предназначен для обследования уровня развития детей.
2– Промежуточный. Проводится по завершению пройденной темы.
3– Итоговый. Проводится по завершению всей учебной программы.
Результаты освоения программы определяются по уровню развития. Оценки фиксируются в зачетных ведомостях (приложение 3)
Длительность занятий в старшей группе по СанПиН составляет 30 минут. Занятие имеет такие структурные компоненты:
Вступительная часть — 1–2 мин. Организация детей. Приветствие, сообщение темы занятия.
Основная часть — 20-25 мин. Мотивация деятельности. Она может отличаться в зависимости от преобладающих видов деятельности, предусмотренных на занятии, и типа НОД Получение детьми новых знаний, закрепление уже усвоенного материала, дидактические игры, упражнения.
Заключительная часть — 2–3 мин. Итог занятия, создание позитивного настроения по окончании совместной деятельности.
Работа с родителями по реализации программы:
1. Приём письменных заявлений о зачислении детей в кружок;
2. Проведение мероприятий внутри кружка с привлечением родителей;
3.Проведение анкетирования с родителями в начале учебного года;
4.Индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания детей средствами дополнительного образования;
5.Папка-передвижка «Математика вокруг нас»
Список литературы: Основная
1.Нормативно-правовые акты и документы:
-Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (СП 2.4.3648-20).-М.: ТЦ Сфера, 2021.-112с (Управление детским садом.);
-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
2.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд., доп.-М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021.-368с;
3.Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с . (Электронный вариант в формате А4,406 с.)
4.Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Старшая группа. М., 201
5.В.П. Новикова, "Математика в детском саду". М., 2016
Дополнительная:
1. Периодические издания, журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ».
2.Интернет-ресурсы:
-Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike
-Занимательные задачки для дошкольника!
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
-Занимательная математика, занимательные задачи по математике.
http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
-Интересная математика и счет для дошкольников http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1.Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с
2.Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.
3.Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.
4.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.
5.Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011 – 208с.
6. «Я начинаю считать» Е.В. Колесникова.
7.«Развивающие математические игры-задания для дошкольников», В.Г. Петровская.
8.Раскраски
Приложение 1
Инструктажи:
1.Вводный инструктаж для обучающихся «Правила безопасного поведения в помещении детского сада».
2.Правила безопасного поведения обучающихся в групповых помещениях.
3.Правила безопасного поведения обучающихся детского сада на прогулке.
4.Правила пожарной безопасности и электробезопасности для обучающихся детского сада.
5.Правила безопасного поведения на занятиях, при работе с инструментами и предметами.
6.Охрана жизни и здоровья при играх с мелким конструктором, мозаикой, материалом для развития мелкой моторики.
7.Правила безопасного поведения в культурно-массовых местах.
8.Правила безопасного поведения при просмотре видеофильмов, мультфильмов, слайдов, презентаций.
9.Охрана жизни и здоровья при работе с принадлежностями по изобразительной деятельности
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать оптимальное развитие и воспитание Ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы, так как ваше мнение важно для нас.
Родители
Детский сад
Другое
2.Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию математических представлений?Да и какую
Нет
3.Хотели бы Вы освоить приемы работы по математике?Да
Нет
4.Знают ли Ваши дети считалки, стихи, сказки, в которых присутствуют цифры и числа?Да, какие
Нет
5.Как Вы думаете, уделяете ли Вы должное внимание математическому развитию ребенка?Да
Нет
6.В каких видах деятельности дома развивается математическое представление ребенка?(Укажите) …
7.Знает ли ваш ребенок геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)* Да
Нет
8.Умеет ли ваш ребенок считать до 5?*Да
нет
*Затрудняюсь ответить
9.Умеет ли ваш ребенок соотносить количество предметов с цифрой?*Да
нет
*Затрудняюсь ответить
10.Уделяете ли вы время на игры математического характера?*Да
нет
*Затрудняюсь ответить
11.Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:все
никто
некоторые (укажите)….
Какие вопросы и темы по развитию математических представлений Вы хотели бы обсудить?(Укажите) ….
Спасибо!Приложение 3
№ | Ф.И | Количество и счет | Величина | Геометрические фигуры | Ориентир. во времени | Ориентир. в пространстве | Логические задачи | ||||||||||
| | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||||
1 | | | | | | | | | | | | | | ||||
2 | | | | | | | | | | | | | | ||||
3 | | | | | | | | | | | | | | ||||
4 | | | | | | | | | | | | | | ||||
5 | | | | | | | | | | | | | | ||||
6 | | | | | | | | | | | | | | ||||
7 | | | | | | | | | | | | | | ||||
8 | | | | | | | | | | | | | | ||||
9 | | | | | | | | | | | | | | ||||
10 | | | | | | | | | | | | | | ||||
11 | | | | | | | | | | | | | | ||||
12 | | | | | | | | | | | | | | ||||
13 | | | | | | | | | | | | | | ||||
14 | | | | | | | | | | | | | |
Методика №1. Количество и счёт
-Умение считать в пределах 10 в прямом порядке, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже
-Умение узнавать цифры в пределах10, разложить их по порядку
-Умение соотносить количество предметов с цифрой
Методика №2. Геометрические фигуры
-Находить заданные геометрические фигуры среди множества других
Методика №3. Величина
-Сравнивать предметы по длине, высоте, величине и толщине
Методика № 4. Ориентировка во времени
-Умение ориентироваться во времени, называть части суток.
Методика №5. Ориентировка в пространстве
-Уметь ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, впереди)
Методика №6. Логические задачи
-Умение решать логические задачи
1 балл – ребенок самостоятельно справился с заданием, правильно отвечает на вопросы 0,5 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя или со второй попытки.
0 баллов – ребенок не справился с заданием.
Критерии оценивания | Уровень усвоения программного материала |
7-9 баллов | «Высокий» |
4-6 баллов | «Средний» |
0-3 баллов | «Низкий» |