Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «В стране занимательной математики»

0
0
Материал опубликован 29 January в группе


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«В стране занимательной математики»



Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год




СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ

СТР

РАЗДЕЛ 1

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы.

5

1.3. Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана).

6

1.4. Планируемые результаты реализации программы

13

РАЗДЕЛ 2

Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график.

11

2.2. Условия реализации программы (кадровые, материально-технические,

информационные условия)

13

2.3. Формы аттестации/контроля. Оценочные материалы.

14

2.4. Методические материалы.

14

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

14

Список литературы

15

РАЗДЕЛ 1.

Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы.


1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В стране занимательной математики» разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с учетом Федеральной образовательной программы дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (СП 2.4.3648-20),2021г.  

Направленность (профиль) программы: естественно-научная.

Уровень программы: одноуровневая (базовая).

Актуальность программы:

Неслучайно, обучению дошкольников элементарным математическим представлениям в современном дошкольном образовании отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет; повышением внимания к компьютеризации; обилием информации, получаемой ребёнком, и в связи с этим: стремление родителей, как можно раньше научить ребёнка узнавать цифры, считать, решать задачи. Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Ф. Фребель). Доказано, что ребенок дошкольного возраста может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных математических и логических задач.

Важную роль занятий математикой в умственном воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи (Н.А. Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.). По их мнению, обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт работы с дошкольниками в области математического развития показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Современные стандарты к дошкольному образованию также ориентируют педагогов на организацию развивающего образования, на использование новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. В данном контексте перспективным в обучении детей основам математики являются проблемно-поисковые ситуации, имеющие форму занимательных математических и логических задач. Проблемно-поисковые ситуации математического содержания способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия,

свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Организация математического обучения на основе использования проблемно- поисковых ситуаций способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника образовательной деятельности. Занятия по программе «В стране занимательной математики» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.

Отличительной особенностью программы: Является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами занимательных заданий по математике.

Новизна программы:

-предполагает решение проблем дополнительного образования познавательной направленности на основе овладения детьми дошкольного возраста элементарными представлениями о математической деятельности в условиях проблемно-поисковых ситуаций математического содержания;

-содержание программы представлено различными формами организации математической деятельности через занимательные развивающие игры, упражнения, задания, задачи-шутки, загадки математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Педагогическая целесообразность Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математический кружок, органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.

В Программе органично аккумулированы научные разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.

Программа основывается на следующих принципах:

-принцип природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуального развития, математической подготовки, предполагающий выполнение математических заданий различной степени сложности);

-проблемности – ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной интеллектуальной деятельности;

-принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов математического развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого воспитанника;

-психологической комфортности – создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка;

-творчества – формирование способности находить нестандартные решения;

-развитие личных качеств посредством разноуровнего математического содержания.

-интегративности, предусматривающий возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом и т. д.), и его реализацию в разных видах детской деятельности (познавательно - исследовательской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, конструктивной, изобразительной, трудовой).

-индивидуализации – развитие личных качеств посредством разноуровнего  математического содержания.

Наличие инновационных подходов.

Личностно - ориентированный подход, который предусматривает организацию

образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации личностно- ориентированного подхода – создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей, с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение;

Системно-деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса: ее структурой, взаимосвязанными мотивами и целями; видами деятельности (познавательная, трудовая, художественная, игровая, и другие); формами и методами развития и воспитания; возрастными особенностями ребенка при включении в образовательную деятельность; Средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Категория обучающихся: Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении; познавательная активность. Ведущая деятельность –игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

-Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

-Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

-Повышенная познавательная активность.

-Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстником.

-Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты.

-Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

-Появление осознанности собственных действий.

Все эти особенности являются сенситивными периодом и дают возможность выявить у детей различные интересы и одаренности. Значит, этот возраст детей является благоприятным периодом для реализации программы «В стране занимательная математика».

Группа обучающихся: подготовительная группа, дети в возрасте 6-7 лет, в количестве 14 детей, дети 2017 и 2018 года рождения. Мальчиков 8 человек, девочек 6 человек. Праворуких – 13 человек (95 %), леворуких 1 человек (5%)

Объем программы – общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы: 15 часов

Срок освоения программы: 1 год (2023-2024 учебный год).

Особенности реализации образовательного процесса, формы организации образовательного процесса: форма организации образовательного процесса: групповая, индивидуальная.

Форма обучения: очная.

Время: среда 15.30

Режим занятий: программа рассчитана на продолжительность занятий в течение 36 недель с периодичностью 1 раз в неделю по 30 минут


1.2.Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для познавательного развития детей через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.

Задачи:

-развивать логическое мышление, память, внимание, творческие способности и мелкую моторику рук;

-сформировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность.

-воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умению подчинять свои интересы определенным правилам.


1.3.Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана).

Учебный план.

Тема

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теория

Практика

1

Вводное занятие на тему «Путешествие в страну Математики»

0,30


0,30

Игра, наблюдение, беседа, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра, опрос

2

«Одинаковые и разные по форме»

«Большой и маленький»

«Круг»

0,30

0,05

0,25

Игры, физкультминутка

3

«Сравнение чисел 8-9»

«Времена года»

«Слева и справа, вверху и внизу, левее и правее»

0,30

0,05

0,25

Игры, физкультминутка

4

«Установление соответствия между числом и количеством предметов»

«Большой, поменьше, самый маленький»

«Квадрат»

0,30

0,05

0,25

Игры, сюжетно-ролевая игра

5

«Счет по образцу. Сравнение чисел 6-9»

«Части суток»

«Столько же, больше, меньше, первый,

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра

6

«Цифра 6»

«Слева, справа, посередине»

«Следующий и предшествующий, один и несколько»

0,30

0,05

0,25

Игры, физкультминутка

7

«Цифра 6»

«Большой, поменьше, маленький»

«Треугольник»

0,30

0,05

0,25

Игры, физкультминутка

8

«Цифра 7»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Ближе, дальше»

0,30

0,05

0,25

Игры, пальчиковая игра

9

«Цифра 8»

«Короткий, длинный»

«Овал»

0,30

0,05

0,25

Игры

10

«Цифра 9»

«Соотнесение цифры с количеством предметов»

«Времена года» (Осень)

0,30

0,05

0,25

Игры, пальчиковая игра

11

«Цифры 6,7,8»

«Пара предметов»

«Развитие внимания»

0,30

0,05

0,25

Игры, чтение художественной литературы

12

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

«Широкий, узкий»

«Прямоугольник»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра, сюжетно- ролевая игра

13

«Независимость числа от пространственного расположения предметов»

«Счет по образцу»

«Круг, овал»

0,30

0,05

0,25

Игры

14

«Цифра 10»

«Точки. Прямые и кривые линии»

«Развитие внимания»

0,30

0,05

0,25

Игры, считалка

15

«Цифры 9,10»

«Влево, вправо»

0,30

0,05

0,25

Игры, считалка

16

«Закрепление знаний о цифрах»

«Счет»

«Знаки- больше, меньше и равно»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра

17

«Соотнесение цифры с количеством предметов»

«Вверху, внизу, слева, справа, под»

«Части суток и времена года»

«Знакомство с часами»

0,30

0,05

0,25

Игры, просмотр мультфильма

18

«Слева, посередине, справа»

0,30

0,05

0,25

Игры, просмотр мультфильма

19

«Цифра 6»

«Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами»

0,30

0,05

0,25

Игры, физкультминутка

20

«Знакомство с порядковыми числительными»

«Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, посередине»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра

21

«Закрепление о порядковом счете»

«Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами»

«Развитие глазомера»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра

22

«Независимость числа от величины предметов»

«Порядковый счет»

«Установление последовательности событий (части суток)»

«Закрепление понятий «широкий», «узкий»

0,30

0,05

0,25

Игры

23

«Цифры 6,7,8,9,10»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Шар, куб, цилиндр»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра

24

«Закрепление знаний о порядковых числительных»

«Установление соответствия между количеством предметов и цифрой»

«Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике»

0,30

0,05

0,25

Игры

25

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов»

«Слева, посередине, справа»

«Развитие внимания»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра

26

«Закрепление знаний о порядковых числительных»

«Влево, вправо»

«Установление последовательности событий»

0,30

0,05

0,25

Игры, пальчиковая игра

27

«Независимость числа от пространственного расположения предметов»

«Математические загадки»

«Развитие глазомера»

«Развитие внимания»

0,30

0,05

0,25

Игры

28

«Математическая головоломка»

«Определение пространственного расположения по отношению к себе»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра, просмотр мультфильма

29

«Счет по образцу»

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

«Развитие внимания»

0,30

0,05

0,25

Игры

30

«Порядковый счет»

«Слева, справа, вверху, внизу»

0,30

0,05

0,25

Игры, просмотр мультфильма

31

«Счет по образцу»

«Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами»

«Развитие мышления»

0,30

0,05

0,25

Игры, пальчиковая игра, кроссворд

32

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

«Математическая загадка»

«Слева, справа»

0,30

0,05

0,25

Игры, пальчиковая игра, математическая задача

33

«Математическая загадка»

«Закрепление знаний о цифрах»

«Времена года»

0,30

0,05

0,25

Игры, подвижная игра, математическая задача

34

«Волшебные монетки»

0,30

0,05

0,25

Игры, просмотр мультфильма

35

«Волшебная страна - математика»(итоговое

занятие)

0,30

0,05

0,25

Квест-игра

36

Диагностика

0,30


0,30

Игры, наблюдение, беседа,

дидактическая игра, сюжетно- ролевая игра



Содержание учебного плана.

Планирование деятельности для развития познавательных способностей у детей, расширения кругозора их математических представлений включает в себя разделы.

количество и счет

ознакомление с геометрическими фигурами

определение величины

ориентировка в пространстве и во времени

решение логических задач


Занятие 1. Вводное занятие

Вводный инструктаж по ОТ т ТБ. Знакомство с ритуалом приветствия и прощания. Установка правил кружковых занятий

Занятие 2.

Игры: «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Проведи дорожку», «Найди и закрась» Физкультминутка «Медвежата»

Занятие 3.

Игры: «Сосчитай и нарисуй», Подскажи словечко», «Слушай, смори и делай», «Найди свой домик», Физкультминутка «Два хлопка»

Занятие 4.

Игры: «Соедини правильно», «Гаражи и машины», «Найди и раскрась», «Узнай, кто спрятался», «Где больше», «Пройди в ворота», «Скажи наоборот»

Сюжетно-ролевая игра «Гараж для машин»

Занятие 5.

Игры: «Сосчитай и дорисуй», «Закончи предложение», «Найди ошибку художника», «Закрась правильно» Подвижная игра «Вороны»

Занятие 6.

Игры: «Загадки и отгадки», «Найди цифру», «Соедини правильно», «Продолжи ряд», «Подумай и ответь» Физкультминутка «Солдатик»

Занятие 7.

Игры: «Сделай правильно», «Большой, маленький, поменьше», «Найди и закрась» Физкультминутка «Солдатик»

Занятие 8.

Игры «Загадки и отгадки», «Ответь-ка», «Дорисуй листочки на дереве», «Покажи карточку», «Что стало не так» Пальчиковая игра «Клен»

Занятие 9.

Игры: «Загадки и отгадки», «Считай и закрашивай», «Кто быстрее», «Кто дальше бросит», «Что длиннее»

Занятие 10.

Игры: «Отгадай и раскрась», «Найди цифру», «Число и цифра», «Соедини правильно» Пальчиковая игра «Раз, два, три»

Занятие 11.

Игры: «Сосчитай за мной», «Обведи нужную цифру», «Найди отличия» Чтение сказки «Три медведя»

Занятие 12.

Игры: «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Найди правильно», «Назови фигуры», Подвижная игра «Не промочи ноги»

Сюжетно-ролевые игры: «Конфеты для кукол», «Буратино»

Занятие 13.

Игры: «Сколько елочек», «Считай, сравнивай, рисуй», «Узнай, кто ушел»

Занятие 14.

Игры: «Отгадай правильно», «Найди цифру», «Кто самый внимательный», «Построим забор», «Построим дом для 3 медведей» Считалка «Башмачок»

Занятие 15.

Игры: «Посчитай и закрась», «Предмет и форма», «Цепочка» Считалка «Башмачок»

Занятие 16. «Лесенка»

Игры: «Отгадай», «Считай и рисуй», «Сосчитай и закрась цифру», «Далеко или близко», «Что изменилось» Подвижная игра «Автогонки»

Занятие 17.

Игры: «Отгадай, сосчитай и нарисуй», «Кто где», «Когда это бывает», «Найди игрушки», «Выше-ниже» Физкультминутка «Зайка»

Занятие 18. «Близко-далеко»

Игры: «Отгадай-ка», «Найди цифру» Просмотр мультфильма «Посчитаем до 5»

Занятие 19.

Игры: «Число и цифра», «Кто быстрее», «Вместе со мной» Физкультминутка «Ловкий Джек»

Занятие 20.

Игры: «Кто пришел к Айболиту», «Что где находится», «Из каких фигур Зайка» Подвижная игра «Слушай и делай»

Занятие 21.

Игры: «Отгадай загадку», «Закрась правильно», «По порядку» Подвижная игра «Зарядка»

Занятие 22.

Игры: «Число и цифра», «Что перепутал художник», «Закончи предложение», «Когда это бывает», «Назови пропущенное слово»

Занятие 23.

Игры: «сосчитай и нарисуй», «Число и цифра», «Прокати в ворота», «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Вверх и вниз по числовой лестнице», Подвижная игра «Быстро встаньте…….»

Занятие 24.

Игры: «Слушай и считай», «Загадки и отгадки», «Подбери заплатку», «Который по счету», «Квадрат из палочек», «Что за чем»,«Почини одеяло»

Занятие 25.

Игры: «Фигурки в сундучок», «Нарисуй столько же», «Кто внимательней», «Найди пару» Пальчиковая игра «Теремок»

Занятие 26.

Игры: «Отгадай», «Кто что считал», «Что сначала, что потом»

Подвижная игра «Мы топаем ногами»

Занятие 27.

Игры: «Сосчитай и сравни», «Отгадай загадку», «Дорисуй цифру по точкам»

Занятие 28.

Игры: «Что забыл нарисовать художник», «Когда это бывает» Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Просмотр мультфильма «Капризные цифры»

Занятие 29.

Игры: «Соедини правильно», «Предмет и цифра», «Посмотри и сравни»

Занятие 30.

Игры: « Предмет и цифра», «Из каких фигур кошка», «Щелкунчик» Просмотр мультфильма «Посчитай меня»

Занятие 31.

Игры: «Кто что будет собирать», «Нарисуй правильно», «На какую фигуру похожи предметы», «Магазин посуды», «Найди спрятанную игрушку»

Физкультминутка «Серые зайчата» Кроссворды в стихах и картинках

Занятие 32.

Игры: «Где чья игрушка», «Загадки и отгадки», «Слева, справа», «Кто первый назовет», «Где правая, где левая» Пальчиковая гимнастика «Покажи как я»

Математическая загадка «Волшебный квадрат»

Занятие 33.

Игры: «Загадка и отгадка», «Предмет, число и цифра», «Разные дорожки», «Сколько зайцев в корзинке», «Назови цифру»,

«Сделай лесенку», «Найди 5 одинаковых предметов», «Найди свой домик» Подвижная игра «Какая команда быстрее построится», «Найди такое же колечко» Математическая загадка «Волшебный круг»

Занятие 34.

Просмотр мультфильма «Детям о монетах»

Занятие 35.

Квест-игра «Волшебная страна Математика»

Занятие 36. Диагностика


1.4. Планируемые результаты реализации программы:

Занятия по математике помогут сформировать определенный запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.

В результате обучения по данной программе обучающиеся:

-Развито логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкая моторика рук;

-Сформированная наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;

-Развитые математические способностей и склонности;

-Выработанная привычка максимально полно включаться в процесс обучения.





































Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.


Календарный учебный график.


Месяц

Число

Время

проведения

Количество

часов

Тема занятия

Форма контроля

1

Сентябрь

6

15:30

0,30

Вводное занятие «Путешествие в страну

Математики».

Наблюдение

Собеседование

2

Сентябрь

13

15:30

0,30

«Одинаковые и разные по форме»

«Большой и маленький»

«Круг»

Игры,

физкультминутка

3

Сентябрь

20

15:30

0,30

«Сравнение чисел 8-9»

«Времена года»

«Слева и справа, вверху и внизу, левее и правее»

Игры,

физкультминутка

4

Сентябрь

27

15:30

0,30

«Установление соответствия между числом и количеством предметов»

«Большой, поменьше, самый маленький»

«Квадрат»

Игры, сюжетно- ролевая игра

5

Октябрь

4

15:30

0,30

«Счет по образцу. Сравнение чисел 6-9»

«Части суток»

«Столько же, больше, меньше, первый, последний»

Игры, подвижная игра

6

Октябрь

11

15:30

0,30

«Цифра 6»

«Слева, справа, посередине»

«Следующий и предшествующий, один и несколько»

Игры,

физкультминутка

7

Октябрь

18

15:30

0,30

«Цифра 6»

«Большой, поменьше, маленький»

«Треугольник»

Игры,

физкультминутка

8

Октябрь

25

15:30

0,30

«Цифра 7»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Ближе, дальше»

Игры, пальчиковая игра

9

Ноябрь

1

15:30

0,30

«Цифра 8»

«Короткий, длинный»

«Овал»

Игры

10

Ноябрь

8

15:30

0,30

«Цифра 9»

«Соотнесение цифры с количеством предметов»

«Времена года» (Осень)

Игры, пальчиковая игра

11

Ноябрь

15

15:30

0,30

«Цифры 6,7,8»

«Пара предметов»

«Развитие внимания»

Игры, чтение художественной литературы

12

Ноябрь

22

15:30

0,30

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

«Широкий, узкий»

«Прямоугольник»

Игры, подвижная игра, сюжетно-

ролевая игра

13

Декабрь

6

15:30

0,30

«Независимость числа от пространственного расположения предметов»

«Счет по образцу», «Круг, овал»

Игры


14

Декабрь

13

15:30

0,30

«Цифра 10»

«Точки. Прямые и кривые линии»

«Развитие внимания»

Игры, считалка

15

Декабрь

20

15:30

0,30

«Цифры 9,10»

«Влево, вправо»

Игры, считалка

16

Декабрь

27

15:30

0,30

«Закрепление знаний о цифрах»

«Счет»

«Знаки- больше, меньше и равно»

Игры, подвижная игра

17

Январь

10

15:30

0,30

«Соотнесение цифры с количеством предметов»

«Вверху, внизу, слева, справа, под»

«Части суток и времена года»

«Знакомство с часами»

Игры, просмотр мультфильма

18

Январь

17

15:30

0,30

«Слева, посередине, справа»

Игры, просмотр

мультфильма

19

Январь

24

15:30

0,30

«Соотнесение формы предметов с

геометрическими фигурами»

Игры,

физкультминутка

20

Январь

31

15:30

0,30

«Знакомство с порядковыми числительными»

«Верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний левый угол, посередине»

Игры, подвижная игра

21

Февраль

7

15:30

0,30

«Закрепление о порядковом счете»

«Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами»

Игры, подвижная игра

22

Февраль

21

15:30

0,30

«Независимость числа от величины предметов»

«Порядковый счет»

«Установление последовательности событий(части суток)»

«Закрепление понятий «широкий», «узкий»

Игры

23

Февраль

28

15:30

0,30

«Цифры 6,7,8,9,10»

«Вчера, сегодня, завтра»

«Шар, куб, цилиндр»

Игры, подвижная игра

24

Февраль

28

15:30

0,30

«Закрепление знаний о порядковых числительных»

«Установление соответствия между

количеством предметов и цифрой»

«Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике»

Игры

25

Март

6

15:30

0,30

«Установление соответствия между цифрой и количеством предметов»

Математический диктант

«Развитие внимания»

Игры, подвижная игра

26

Март

13

15:30

0,30

«Закрепление знаний о порядковых числительных»

«Влево, вправо»

«Установление последовательности событий»

Игры, пальчиковая игра

27

Март

20

15:30

0,30

«Независимость числа от пространственного расположения предметов»

«Математические загадки»

«Развитие глазомера»

«Развитие внимания»

Игры

28

Март

27

15:30

0,30

«Математическая головоломка»

«Определение пространственного расположения по отношению к себе»

Игры, подвижная игра, просмотр

мультфильма

29

Апрель

3

15:30

0,30

«Счет по образцу»

«Числа и цифры»

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

«Развитие внимания»

Игры

30

Апрель

10

15:30

0,30

«Цифры 6,9» Математический диктант

«Слева, справа, вверху, внизу»

Игры, просмотр мультфильма

31

Апрель

17

15:30

0,30

«Счет по образцу»

«Сравнение реальных предметов с геометрическими фигурами»

«Развитие мышления»

Игры, пальчиковая игра, кроссворд

32

Апрель

24

15:30

0,30

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

«Математическая загадка»

«Слева, справа»

Игры, пальчиковая

игра, математическая задача

33

Май

2

15:30

0,30

«Математическая загадка»

«Закрепление знаний о цифрах»

«Времена года»

Игры, подвижная игра, математическая

задача

34

Май

15

15:30

0,30

«Волшебные монетки»

Просмотр

мультфильма

35

Май

22

15:30

0,30

Итоговое занятие:

«Волшебная страна - математика»

Квест-игра

36

Май

29

15:30

0,30

Диагностика

Итоговая аттестация




2.2.Условия реализации программы (кадровые, материально-технические, информационные условия).

Кадровые: Бузанова Нина Габдулловна, воспитатель высшей квалификационной категории. Высшее профессиональное образование «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко» квалификация организатор – методист дошкольного образования, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (16 марта 2011г).

Материально-технические: Для организации специальных занятий в рамках реализации программы «В стране занимательной математики» используется групповое помещение, музыкально-спортивный зал, оснащенные необходимой мебелью и пособиями, столы, стулья для детей и педагога.

Материалы и инструменты:

различные виды конструкторов

набор геометрических фигур, разных по величине и цвету

серия картинок по темам

игрушки разного размера

обучающие настольно-печатные игры по ФЭМП

геометрические мозаики

набор цифр

счетные палочки

математические наборы

наборы фруктов и овощей

демонстрационный материал

задания из тетради на печатной основе  для самостоятельной работы

простые карандаши; наборы  цветных карандашей

Дидактический материал подбирается и систематизируется в со-

ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и

психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в со-

ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и

психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в со-

ответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и

психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями детей, уровнем их развития и способностей.

Информационные: компьютер переносной (ноутбук) с выходом в интернет, телевизор, музыкальная колонка.


2.3.Формы аттестации/контроля. Оценочные материалы.

Для определения результативности освоения программы проводится промежуточная и итоговая аттестация обучающихся. Контроль результатов обучения осуществляется через оценочный материал. При проведении промежуточной аттестации используются: интеллектуальная игра «Математический КВН», а в итоговой аттестации используются форма: открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Волшебная страна математика», методики В.П. Новиковой. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль: наблюдение, собеседование, опрос.

В процессе обучения диагностика осуществляется в несколько этапов:

1 – Вводный. Данный этап проводится в начале учебного года и предназначен для обследования уровня развития детей.

2– Промежуточный. Проводится по завершению пройденной темы.

3– Итоговый. Проводится по завершению всей учебной программы.

Результаты освоения программы определяются по уровню развития. Оценки фиксируются в зачетных ведомостях (приложение 3)


2.4.Методические материалы.

Длительность занятий в старшей группе по СанПиН составляет 30 минут. Занятие имеет такие структурные компоненты:

Вступительная часть — 1–2 мин. Организация детей. Приветствие, сообщение темы занятия.

Основная часть — 20-25 мин. Мотивация деятельности. Она может отличаться в зависимости от преобладающих видов деятельности, предусмотренных на занятии, и типа НОД Получение детьми новых знаний, закрепление уже усвоенного материала, дидактические игры, упражнения.

Заключительная часть — 2–3 мин. Итог занятия, создание позитивного настроения по окончании совместной деятельности.


2.5.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа с родителями по реализации программы:

1. Приём письменных заявлений о зачислении детей в кружок;

2. Проведение мероприятий внутри кружка с привлечением родителей;

3.Проведение анкетирования с родителями в начале учебного года;

4.Индивидуальная работа с родителями по вопросам обучения и воспитания детей средствами дополнительного образования;

5.Папка-передвижка «Математика вокруг нас»







Список литературы: Основная

1.Нормативно-правовые акты и документы:

-Письмо от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

-Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (СП 2.4.3648-20).-М.: ТЦ Сфера, 2021.-112с (Управление детским садом.);

-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

2.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – 6-е изд., доп.-М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2021.-368с;

3.Кузнецова Е.В. Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. – М.: ИРИАС, 2006. – 452 с . (Электронный вариант в формате А4,406 с.)

4.Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Старшая группа. М., 201

5.В.П. Новикова, "Математика в детском саду". М., 2016


Дополнительная:

1. Периодические издания, журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ».

2.Интернет-ресурсы:

-Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obuchenii-doshkolnikov-elementarnoi-matematike

-Занимательные задачки для дошкольника!

http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820

-Занимательная математика, занимательные задачи по математике.

http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika

-Интересная математика и счет для дошкольников http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/


Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1.Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –  Ярославль: Академия развития, 2006. – 374с

2.Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003 – 180с.

3.Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 382с.

4.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 375с.

5.Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.:  Просвещение, 2011 – 208с.

6. «Я начинаю считать» Е.В. Колесникова.

7.«Развивающие математические игры-задания для дошкольников», В.Г. Петровская.

8.Раскраски









Приложение 1


Инструктажи:

1.Вводный инструктаж для обучающихся «Правила безопасного поведения в помещении детского сада».

2.Правила безопасного поведения обучающихся в групповых помещениях.

3.Правила безопасного поведения обучающихся детского сада на прогулке.

4.Правила пожарной безопасности и электробезопасности для обучающихся детского сада.

5.Правила безопасного поведения на занятиях, при работе с инструментами и предметами.

6.Охрана жизни и здоровья при играх с мелким конструктором, мозаикой, материалом для развития мелкой моторики.

7.Правила безопасного поведения в культурно-массовых местах.

8.Правила безопасного поведения при просмотре видеофильмов, мультфильмов, слайдов, презентаций.

9.Охрана жизни и здоровья при работе с принадлежностями по изобразительной деятельности


Приложение 2

Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, что даст нам возможность организовать оптимальное развитие и воспитание Ваших детей. Надеемся на ваши искренние ответы, так как ваше мнение важно для нас.


1.Как Вы считаете, кто должен заниматься формированием математических представлений ребенка?

Родители

Детский сад

Другое

2.Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию математических представлений?

Да и какую

Нет

3.Хотели бы Вы освоить приемы работы по математике?

Да

Нет

4.Знают ли Ваши дети считалки, стихи, сказки, в которых присутствуют цифры и числа?

Да, какие

Нет

5.Как Вы думаете, уделяете ли Вы должное внимание математическому развитию ребенка?

Да

Нет

6.В каких видах деятельности дома развивается математическое представление ребенка?

(Укажите) …

7.Знает ли ваш ребенок геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

* Да

Нет

8.Умеет ли ваш ребенок считать до 5?

*Да

нет

*Затрудняюсь ответить

9.Умеет ли ваш ребенок соотносить количество предметов с цифрой?

*Да

нет

*Затрудняюсь ответить

10.Уделяете ли вы время на игры математического характера?

*Да

нет

*Затрудняюсь ответить

11.Кто из членов семьи принимает участие в развитии речи ребёнка:

все

никто

некоторые (укажите)….

Какие вопросы и темы по развитию математических представлений Вы хотели бы обсудить?

(Укажите) ….

Спасибо!

Приложение 3


Ф.И

Количество

и счет

Величина

Геометрические

фигуры

Ориентир.

во времени

Ориентир. в

пространстве

Логические

задачи



Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

1














2














3














4














5














6














7














8














9














10














11














12














13














14















Методика №1. Количество и счёт

-Умение считать в пределах 10 в прямом порядке, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже

-Умение узнавать цифры в пределах10, разложить их по порядку

-Умение соотносить количество предметов с цифрой

Методика №2. Геометрические фигуры

-Находить заданные геометрические фигуры среди множества других

Методика №3. Величина

-Сравнивать предметы по длине, высоте, величине и толщине

Методика 4. Ориентировка во времени

-Умение ориентироваться во времени, называть части суток.

Методика №5. Ориентировка в пространстве

-Уметь ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, впереди)

Методика №6. Логические задачи

-Умение решать логические задачи


Оценка результатов:

1 балл – ребенок самостоятельно справился с заданием, правильно отвечает на вопросы 0,5 балла – ребенок ответил с помощью воспитателя или со второй попытки.

0 баллов – ребенок не справился с заданием.


Критерии оценивания

Уровень усвоения программного материала

7-9 баллов

«Высокий»

4-6 баллов

«Средний»

0-3 баллов

«Низкий»



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации