Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на тему «Краеведение»

1
0
Материал опубликован 29 November 2020

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Краеведение»

(возраст – 6 - 7 лет, срок реализации – 1 год)

 

Автор-составитель: Пашко Ю.В..

педагог дополнительного образования

 

Салават 2020г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.Федеральный закон № 273- ФЗ от29.12.2012 "Об образовании   в Российской Федерации" Актуальная редакция закона  273-ФЗ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 14.08.2018;

2. Конвенция ООН о правах ребенка;

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

4. Концепция дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р.;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

7. Устав и локальные акты МБУ ДО «УШ» г. Салавата.

Данная Программа составлена на основе программ: Р.Л. Агишева «Я познаю Башкортостан», Р.Х. Гасанова «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников», Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Фольклор в воспитании дошкольников», Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Земля отцов», Р.Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать», Ф.Н. Фазлыева «Мой край – Башкортостан».

Программа «Краеведение» реализует социально-педагогическое патриотическое направление. Она предназначена для использования в образовательном процессе детей младшей группы. Освоение программы не требует предварительной подготовки. Главное назначение данной программы – ознакомление учащихся с историей родного края, культурно национальными особенностями региона. Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный кружок реализует региональный компонент и расширяет круг знаний об истории, окружающем мире, культуре и литературе Башкортостана.

Основными методами реализации программы являются изучение истории края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся. А именно активный метод дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсы, экскурсии.

Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (экскурсий, проектов) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.

Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, в котором живёшь. Создает условия для развития личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, а также способствует взаимодействию педагога дополнительного образования с семьей. Важнейшая задача: знакомство учащихся с их окружением (дома, улицы, природы). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом, приобщает к общечеловеческим ценностям.

Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только в этом случае изучение родного края оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта башкирского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед учащимися живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Важным является и своевременность нравственного воспитания учащегося, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».

Цель программы:

Сформировать комплекс знаний учащихся об истории, культуре, быте своего народа, через изучение истории и традиций Башкортостана. Обучить поисково-познавательной деятельности, умению и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки через различные формы работы.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Образовательные задачи - формировать представления о Башкортостане как родном крае с разнообразным растительным и животным миром. Ознакомить с традициями, праздниками, танцами, играми, сказками и бытом башкирского народа.

Развивающие задачи - развить способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

Воспитательные задачи – воспитать уважение к людям труда, знаменитым землякам. Формировать чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6-7лет.

Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Именно в возрасте 6-7 лет идет развитие самосознания поэтому, необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.

Принцип формирования групп: учащиеся с разной национальностью.

Количество детей с учетом СанПин: по 12 – 15 учащихся младшей дошкольной группы.

Срок реализации Программы 1 год, 76 часов в год.

Формы занятий:

1.Теоретическое обучение: диалоги, беседы, рассказ педагога, видео - презентации, демонстрация иллюстраций, картин и статуэток.

2.Практическое обучение: игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры, проблемные ситуации, конкурсы, дегустирование, коллективно-творческие дела, наблюдения, слушание музыкальных произведений.

3. Интерактивные формы: игровые (ролевые игры), исследовательские («мозговой штурм», метод проектов).

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 мин.

Основные формы занятий: групповые.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Учащиеся будут знать:

1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).

2. Наиболее важные достопримечательности  родного города и республики.

3. Символику города и республики.

4. Детали мужской и женской национальной одежды.

5. Сказки, легенды, народные праздники, игры, инструменты, танцы башкирского народа.

6. Национальный состав республики, виды жилищ, предметы быта, народные напитки и блюда, элементы народного творчества.

Учащиеся будут уметь:

1. Пересказывать башкирские сказки, выразительно читать стихи башкирских поэтов.

2. Узнавать изученные растения, птиц и животных.

3. Работать с элементами народного творчества.

4. Применять игры башкирского народа для организации собственного досуга.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие кругозора, способностей, творческого потенциала каждого учащегося и его самореализации.

 

 

 

 

Учебно-тематический план младшей дошкольной группы

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Рассказ о курсе краеведения «Я познаю Башкортостан»

1

-

1

Самоконтроль

 

I Раздел: Я, мои права и обязанности.

 

 

 

 

2

«Твое имя»

1

-

1

Самоконтроль

3

Чтение художественных произведений с башкирскими именами.

-

1

1

Выставка

Самоконтроль

4

Мы все разные, но мы все равны. Проблемные ситуации по сказкам.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

5

Большая забота о маленьких детях. Права ребенка.

1

-

1

Выставка

Самоконтроль

6

Мой детский сад. Праздник «День дошкольного работника».

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

7

Право на жизнь.

1

-

1

Самоконтроль

8

Праздник «День пожилых людей». Открытка для бабушки и дедушки.

-

1

1

Выставка

Самоконтроль

9

Право на образование.

1

-

1

Самоконтроль

10

Праздник «День Республики Башкортостан». Легенда.

1

1

2

Самоконтроль

11

Мой дом – моя крепость. Дом мечты.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

12

Мы отдыхаем.

1

-

1

Выставка

Самоконтроль

 

II. Раздел Моя семья, моя родня.

 

 

 

 

13

История фамилий. Моя фамилия.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

14

Праздник «День народного единства».

1

-

1

Самоконтроль

15

Моя семья. Рисунок семьи.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

16

Генеалогическое древо семьи.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

17

Труд родителей. Профессия родителей.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

18

Праздник «День матери».

-

1

1

Выставка

Самоконтроль

 

III. Раздел: Мой город.

 

 

 

 

19

История родного города. Стихи о родном городе.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

20

Улицы родного города.

1

1

2

Выставка

Самоконтроль

21

Мой дом.

1

-

1

 

22

Мы любим отдыхать. Отдых в нашей семье.

1

1

2

Выставка

23

Музей родного города.

-

1

1

Самоконтроль

24

Праздник «Новый год» и «Рождество».

1

2

3

Выставка

 

IV. Раздел. Моя республика.

 

 

 

 

25

Мой Башкортостан.

1

-

1

Выставка

26

Богатства Башкортостана. Видео.

-

1

1

Самоконтроль

27

Государственные символы.

1

1

2

Выставка

28

Труд башкир в древности.

1

-

1

Самоконтроль

29

Ремесла башкир в древности.

1

-

1

Выставка

30

Карта Башкортостана.

1

-

1

Самоконтроль

31

Растительный мир Башкортостана.

1

1

2

Выставка

32

Животный мир Башкортостана.

1

1

2

Самоконтроль

 

V. Природа родного края.

 

 

 

Выставка

33

Богатство края – башкирский мед.

-

1

1

Самоконтроль

 

VI. Раздел Славные сыны Башкортостана

 

 

 

 

34

Салават Юлаев – национальный герой.

1

-

1

Выставка

Самоконтроль

 

VII. раздел. Быт и традиции башкирского народа.

 

 

 

 

35

Жилища древних башкир.

1

-

1

Выставка

36

Мамин праздник « 8 марта».

1

-

1

Самоконтроль

37

Утварь башкир.

1

1

2

Выставка

38

Одежда башкир. Украшения.

1

1

2

Самоконтроль

39

Головные уборы, обувь.

1

1

2

Выставка

40

Пища древних башкир.

1

1

2

Самоконтроль

41

Напитки древних башкир.

-

1

1

Выставка

 

VIII. раздел. Мир музыки Башкортостана.

 

 

 

 

42

Народные муз. инструменты.

1

-

1

Выставка

43

Птицы Башкортостана.

1

1

2

Самоконтроль

44

Народные праздники башкир.

1

1

2

Выставка

 

IX. Раздел Мир изобразительного искусства

 

 

 

 

45

Элементы башкирского орнамента.

1

1

2

Выставка

46

Танцы башкир.

1

-

1

Самоконтроль

47

Праздник «День Победы».

1

-

1

Выставка

48

Народные сказки башкир.

1

1

2

Самоконтроль

49

Народные башкирские игры.

1

1

2

Выставка

50

Реки и озера Башкортостана.

1

1

2

Самоконтроль

 

Всего:

43ч.

33ч.

76 ч.

 

Содержание Программы

1. Вводное занятие. (1ч.)

Знакомство учащихся с планами работы на год. Знакомство с понятием краеведения.

2. Твое имя. (1ч.)

Знакомство учащихся с историей возникновения имен. Расшифровка имен учащихся.

3. Чтение художественных произведений с башкирскими именами. (1ч.)

Обсуждение с учащимися бывают ли некрасивые имена.

4. «Мы все разные, но мы все равны». (2ч.)

Беседа о детях разной национальности. Разбор проблемных ситуаций по сказкам.

5. Большая забота о маленьких детях. Права ребенка. (1ч.)

Знакомство с законом «О правах ребенка»

6. Мой детский сад. Праздник «День дошкольного работника». (2ч.)

Рассказ воспитателя о важности работы всех работников детского сада, о празднике «День дошкольного работника». Изготовить открытки для работников детского сада.

7. Право на жизнь. (1ч.)

Знакомство с правом каждого ребенка на жизнь.

8. Праздник «День пожилых людей». Открытка для бабушки и дедушки. (1ч.)

Знакомство с праздником «День пожилых людей» - Днем мудрости и уважения старших. Изготовление подарка для бабушки и дедушки.

9. Право на образование. (1ч.)

Знакомство с правом на получение образования.

10. Праздник «День Республики Башкортостан». Легенда. (2ч.)

Знакомство учащихся с праздником «День Республики Башкортостан». Чтение легенды о возникновении рода башкир.

11. Мой дом – моя крепость. Дом мечты. (2ч.)

Знакомство с правом на свое имущество. Рисование на тему «Дом мечты».

12. Мы отдыхаем. (1ч.)

Знакомство с правом на отдых.

13. История фамилий. Моя фамилия». (2ч.)

Ознакомление с историей происхождения фамилии. Рассказ учащихся о своей фамилии.

14. Праздник «День народного единства». (1ч.)

Знакомство с историей возникновения праздника.

15. Моя семья. Рисунок семьи. (2ч.)

Знакомство с понятием семья, ее составляющей.

16. Генеалогическое древо семьи. (2ч.)

Знакомство с понятием генеалогическое древо. Составление и рассказ о генеалогическом древе родителями с детьми.

17. Труд родителей. Профессия родителей. (2ч.)

Рассказ учащихся о работе родителей. Рисунок профессии родителя.

18. Праздник «День матери». (1ч.)

Рассказ воспитателя о праздновании дня матери в последнее воскресенье ноября. Сделать маме подарок.

19. История родного города. Стихи о родном городе. (2ч).

Знакомство учащихся с историей возникновения города, его гербом. Заучивание стихотворения.

20. Улицы родного города. (2ч.)

Дать представление об истории возникновения названий улиц.

21.Мой дом. (1ч.)

Закрепить с учащимися знание своего адреса проживания.

22. Мы любим отдыхать. Отдых в нашей семье. (2ч.)

Знакомство с достопримечательностями нашего города. Местами отдыха жителей города.

23. Музей родного города. (1ч.)

Познакомить учащихся с краеведческим музеем города. Экскурсия.

24.Праздник «Новый год» и «Рождество». (3ч.)

Рассказ о башкирском Дед Морозе – Кыш - бабай и башкирской Снегурочке Карлыхыу. О празднике «Рождество».

25. Мой Башкортостан. (1ч.)

Знакомство с понятием Родина.

26. Богатства Башкортостана. Видео. (1ч.)

Просмотр видео «Башкортостан с высоты птичьего полета».

27. Государственные символы. (2ч.)

Познакомить с функциональным назначением государственной символики.

28. Труд башкир в древности. (1ч.)

Познакомить с трудом башкир в древности.

29. Ремесла башкир в древности. (1ч.)

Рассказать учащимся о возникновении ремесел у башкир.

30.Карта Башкортостана. (1ч.)

Рассказать учащимся о многообразии природных зон Башкортостана.

31. Растительный мир Башкортостана. (2ч.)

Показать учащимся растения, занесенные в красную книгу Башкортостана. Нарисовать одно из них.

32. Животный мир Башкортостана. (2ч.)

Рассмотреть многообразие животного мира Башкортостана. Слепить одного из животных.

33. Богатство края – башкирский мед. (1ч.)

Устроить дегустацию меда. Прочитать сказку «Медведь и пчелы».

34. Салават Юлаев – национальный герой. (1ч.)

Рассказать учащимся о защитнике башкирского народа.

35. Жилища древних башкир. (1ч.)

Познакомить учащихся с временным и постоянным жилищем башкир. Нарисовать юрту.

36. Мамин праздник «8 марта». (1ч.)

Заучить стихотворение о маме башкирского автора.

37. Утварь башкир. (2ч.)

Рассмотреть посуду и определить, из каких материалов их делали. Нарисовать бочонок с медом.

38. Одежда башкир. Украшения. (2ч.)

Рассмотреть одежду башкир и украшения башкирских женщин. Аппликация «Фартук».

39. Головные уборы, обувь. (2ч.)

Примерить головные уборы башкир. Аппликация «Нарядные сапожки».

40. Пища древних башкир. (2ч.)

Рассказ о традиционных блюдах башкирского народа. Дегустация «Чак-Чак».

41. Напитки древних башкир. (1ч.)

Познакомить со способом приготовления башкирских напитков. Дегустация Айрана.

42. Народные музыкальные инструменты. (1ч.)

Познакомить с историей возникновения музыкальных инструментов. Прослушать их звучание.

43. Птицы Башкортостана. (2ч.)

Показать учащимся редко встречающихся птиц Башкортостана. Сделать оригами-птицу.

 

44. Народные праздники. (2ч.)

Рассказ о традиционных праздниках башкир. Проведение праздника «Сабантуй».

45. Элементы башкирского орнамента. (2ч.)

Рассказ о значении орнамента. Аппликация «Башкирский ковер».

46. Танцы башкирского народа. (1ч.)

Просмотр видео с танцами девушек и парней.

47. Праздник «День Победы». (1ч).

Рассказ об участии башкирского народа в войне.

48. Народные сказки башкир. (2ч.)

Рассказ о классификации башкирских сказок. Чтение сказок.

49. Народные башкирские игры. (2ч.)

Разучивание башкирских игр.

50. Реки и озера Башкортостана. (2ч.)

Знакомство с названиями рек и озер Башкортостана.

Методическое обеспечение.

Эстетически оборудованный кабинет. Присутствие в кабинете должно создавать у учащихся чувство комфорта, удовлетворенности, эмоциональный подъем в ожидании занятий. Занятия проходят в кабинете, соответствующем нормам Сан Пин. Каждый учащийся имеет рабочее место, материалы и инструменты, необходимые на занятии.

Технические средства обучения необходимые для проведения занятий: компьютер, музыкальная колонка, доска.

Музыкальные инструменты, картины и иллюстрации по темам.

Перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, клей, краски, магниты, мольберт.

Учебный комплект на каждого учащегося, необходимых для занятий; цветная бумага, альбомы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, клеенки, салфетки, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, восковые цветные мелки, кисточки, непроливайки.

 

Список использованной литературы.

Методическая литература для педагогов:

1. Р.Л. Агишева «Я познаю Башкортостан»: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.-Уфа, 2008.-100с.

2. Р.Х. Гасанова «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников»: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций.-Изд.2-е, перераб.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2017.-56с.

3. Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Фольклор в воспитании дошкольников», Методические рекомендации. 2-е изд.. перераб. и дополн.- Уфа: Издательство ИРО, 2017.- 87с.

4. Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Земля отцов», Программа-руководство. 2-е изд. Перераб и допол. – Уфа: Издательство ИРО Р.Б., 2019г.-60с.

5. Р.Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать», Методическое пособие.3-е изд. Перераб.-Уфа: Издательство ИРО Р.Б., 2019г.-144с.

6.Ф.Н. Фазлыева «Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем /Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап,2003.-76стр.

Литература для учащихся:

1. «Акбузат» Российский ежемесячный литературно-художественный журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на башкирском языке Главный редактор: Тамара Искандерия . Дата основания: 1990 г.

2. Атлас Республики Башкортостан.

3. М.Гали «Едем, едем к бабушке». Издательство «Малыш».

Интернет ресурсы.

1.http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/4853-plan-kruzhka-ochumelye-ruchki.html

2. http://stranamasterov.ru/

3. http://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi

Календарный учебный график младшей дошкольной группы.

 

п/п

Дата

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма

контроля

1

 

Рассказ о понятии краеведение. Знакомство учащихся с планами работы на год.

1

Вводное занятие. Знакомство с понятием краеведения.

 

Самоконтроль.

2

 

Знакомство учащихся с историей возникновения имен. Расшифровка имен детей.

1

Твое имя.

 

Самоконтроль.

3

 

 

 

Практическая работа: беседа - обсуждение о разнообразии имен.

1

Чтение художественных произведений с башкирскими именами

Самоконтроль.

4

 

Беседа об уважении к людям разных национальностей. Практическая работа: обсуждение проблемных ситуаций из сказок.

2

«Мы все разные, но мы все равны»

Самоконтроль.

5

 

Рассказ о правах и обязанностях.

1

Большая забота о маленьких детях. Права ребенка

Самоконтроль

6

 

Рассказ о празднике «День дошкольного работника» Практическая работа: открытка сотрудникам.

2

Мой детский сад. Праздник «День дошкольного работника».

Выставка.

Самоконтроль

7

 

Рассказ о праве на жизнь.

1

Право на жизнь.

Самоконтроль

8

 

Рассказ о празднике. Практическая работа: открытка для бабушки и дедушки.

1

Праздник «День пожилых людей».

Выставка.

Самоконтроль.

9

 

Рассказ о праве на образование.

1

Право на образование.

Самоконтроль

10

 

Рассказ.

Практическая работа: просмотр видео «Полезные ископаемые Башкортостана».

2

Праздник «День Республики Башкортостан». Легенда.

Самоконтроль

11

 

Рассказ. Практическая работа: рисование «Дом мечты».

2

Мой дом – моя крепость.

Выставка.

Самоконтроль

12

 

Знакомство с правом на отдых.

1

Мы отдыхаем

Самоконтроль

13

 

Ознакомление с историей происхождения фамилии. Рассказ детей о своей фамилии.

2

История фамилий: «Моя фамилия».

 

Самоконтроль.

14

 

Рассказ. Знакомство с историей возникновения праздника.

1

Праздник «День народного единства».

Самоконтроль.

 

15

 

Знакомство с понятием семья, ее составляющей.

Практическая работа: рисунок «Моя семья».

2

Моя семья.

Выставка.

Самоконтроль

16

 

Беседа. Знакомство с понятием генеалогическое древо. Практическая работа: составление детьми с родителями генеалогического древа.

2

Генеалогическое древо семьи.

Выставка.

Самоконтроль.

17

 

Рассказ детей о работе родителей. Практическая работа: рисование профессии родителей.

2

Труд родителей. Профессия родителей.

Выставка.

Самоконтроль.

18

 

Практическая работа: рисунок маме.

1

Праздник «День матери».

Выставка.

Самоконтроль

19

 

Рассказ об истории возникновения города и его герба. Практическая работа: заучивание стиха о городе.

2

История родного города. Стихи о родном городе.

Самоконтроль

20

 

Рассказ об истории возникновения названий улиц.

2

Улицы родного города.

Самоконтроль.

21

 

Практическая работа. Закрепить с учащимися знание своего адреса проживания.

1

Мой дом.

Самоконтроль.

22

 

Знакомство с достопримечательностями нашего города. Местами отдыха жителей города.

2

Мы любим отдыхать.

Отдых в нашей семье.

Выставка.

Самоконтроль.

23

 

Практическая работа.

Экскурсия.

1

Музей родного города.

Самоконтроль.

24

 

Рассказ о башкирском Дед Морозе и Снегурочке.

Практическая работа: изготовление елочной игрушки.

3

Праздник «Новый год» и Рождество.

Выставка.

Самоконтроль

25

 

Знакомство с понятием Родина.

1

Мой Башкортостан.

 

Самоконтроль

26

 

Практическая работа: просмотр видео «Башкортостан с высоты птичьего полета».

1

Богатства Башкортостана.

Самоконтроль.

27

 

Рассказ о функциональном назначении государственной символики. Практическая работа: рисование флага.

2

Государственные символы.

Выставка.

Самоконтроль.

28

 

Рассказ о труде башкир в древности.

1

Труд башкир в древности.

Выставка.

Самоконтроль

29

 

Рассказ о возникновении ремесел у башкир.

1

Ремесла башкир в древности

Выставка.

Самоконтроль

30

 

Рассказ о многообразии природных зон Башкортостана.

1

Карта Башкортостана.

Самоконтроль

31

 

Рассказ детям о растениях, занесенных в красную книгу Башкортостана. Практическая работа: рисование цветка.

2

Растительный мир Башкортостана.

Выставка.

Самоконтроль.

32

 

Рассказ о многообразии животного мира Башкортостана. Практическая работа: лепка животного.

2

Животный мир Башкортостана.

Выставка.

Самоконтроль.

33

 

Практическая работа:

дегустация меда. Чтение сказки «Медведь и пчелы».

1

Богатство края – башкирский мед.

Выставка.

Самоконтроль

34

 

Рассказ о защитнике башкирского народа.

1

Салават Юлаев – национальный герой.

Выставка.

Самоконтроль

35

 

Рассказ о временном и постоянном жилище башкир.

1

Жилища древних башкир.

Выставка.

Самоконтроль

36

 

Практическая работа. Заучивание стиха о маме башкирского автора. Раскраска «Башкирская матрешка» подарок маме.

1

Мамин праздник «8 марта».

Выставка.

Самоконтроль

37

 

Рассказ о посуде башкир. Рассматривание. Практическая работа: нарисовать бочонок с медом.

2

Утварь башкир.

Выставка.

Самоконтроль.

38

 

Рассказ об одежде башкир. Практическая работа: аппликация «Фартук».

2

Одежда башкир. Украшения женские.

Выставка.

Самоконтроль.

39

 

Рассказ о головных уборах и обуви. Практическая работа: аппликация «Нарядные сапожки».

2

Головные уборы, обувь.

Выставка.

Самоконтроль.

40

 

Рассказ о традиционных блюдах башкир. Практическая работа: дегустация «Чак-чак»:

2

Пища древних башкир.

Выставка.

Самоконтроль

41

 

Рассказ о способах приготовления башкирских напитков. Практическая работа: дегустация айрана.

1

Напитки древних башкир.

Выставка.

Самоконтроль.

42

 

Рассказ об истории возникновения курая. Практическая работа: слушание курая.

1

Народные муз. инструменты.

Выставка.

Самоконтроль

43

 

Рассказ о редких птицах Башкортостана. Беседа. Практическая работа: оригами птица.

2

Птицы Башкортостана.

Выставка.

Самоконтроль.

 

44

 

Рассказ о традиционных праздниках. Практическая работа: праздник «Сабантуй».

2

Народные праздники башкир.

Выставка.

Самоконтроль

45

 

Рассказ о значении орнамента. Практическая работа: аппликация «Башкирский ковер».

2

Элементы башкирского орнамента.

Выставка.

Самоконтроль.

46

 

Просмотр видео с танцами девушек и парней.

1

Танцы башкир.

Выставка.

Самоконтроль

47

 

Рассказ об участии башкир в войне.

1

День Победы.

Самоконтроль

48

 

Рассказ о классификации башкирских сказок. Практическая работа: чтение сказок.

2

Народные сказки башкир.

Выставка.

Самоконтроль

49

 

Практическая работа: разучивание и игра в подвижные игры.

2

Народные башкирские игры.

Выставка.

Самоконтроль

50

 

Рассказ о реках и озерах Башкортостана. Правила поведения на воде и у воды летом.

2

Реки о и озера Башкортостана.

Выставка.

Самоконтроль

Итого:

76ч.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации