Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на тему «Краеведение»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Краеведение»
(возраст – 6 - 7 лет, срок реализации – 1 год)
Автор-составитель: Пашко Ю.В..
педагог дополнительного образования
Салават 2020г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1.Федеральный закон № 273- ФЗ от29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" Актуальная редакция закона 273-ФЗ от 03.08.2018 с изменениями, вступившими в силу с 14.08.2018;
2. Конвенция ООН о правах ребенка;
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
4. Концепция дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 - р.;
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
7. Устав и локальные акты МБУ ДО «УШ» г. Салавата.
Данная Программа составлена на основе программ: Р.Л. Агишева «Я познаю Башкортостан», Р.Х. Гасанова «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников», Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Фольклор в воспитании дошкольников», Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Земля отцов», Р.Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать», Ф.Н. Фазлыева «Мой край – Башкортостан».
Программа «Краеведение» реализует социально-педагогическое патриотическое направление. Она предназначена для использования в образовательном процессе детей младшей группы. Освоение программы не требует предварительной подготовки. Главное назначение данной программы – ознакомление учащихся с историей родного края, культурно национальными особенностями региона. Воспитание патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, ее истории и культуре, формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Данный кружок реализует региональный компонент и расширяет круг знаний об истории, окружающем мире, культуре и литературе Башкортостана.
Основными методами реализации программы являются изучение истории края, организация познавательной и творческой деятельности учащихся. А именно активный метод дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсы, экскурсии.
Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (экскурсий, проектов) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, в котором живёшь. Создает условия для развития личности, развивает мотивацию личности к познанию и творчеству, а также способствует взаимодействию педагога дополнительного образования с семьей. Важнейшая задача: знакомство учащихся с их окружением (дома, улицы, природы). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание программы содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире, этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом, приобщает к общечеловеческим ценностям.
Актуальность. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери». Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки. Только в этом случае изучение родного края оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта башкирского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед учащимися живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Важным является и своевременность нравственного воспитания учащегося, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир».
Цель программы:
Сформировать комплекс знаний учащихся об истории, культуре, быте своего народа, через изучение истории и традиций Башкортостана. Обучить поисково-познавательной деятельности, умению и потребности самостоятельно пополнять свои знания, умения и навыки через различные формы работы.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
Образовательные задачи - формировать представления о Башкортостане как родном крае с разнообразным растительным и животным миром. Ознакомить с традициями, праздниками, танцами, играми, сказками и бытом башкирского народа.
Развивающие задачи - развить способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира, потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
Воспитательные задачи – воспитать уважение к людям труда, знаменитым землякам. Формировать чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 6-7лет.
Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Именно в возрасте 6-7 лет идет развитие самосознания поэтому, необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом.
Принцип формирования групп: учащиеся с разной национальностью.
Количество детей с учетом СанПин: по 12 – 15 учащихся младшей дошкольной группы.
Срок реализации Программы 1 год, 76 часов в год.
Формы занятий:
1.Теоретическое обучение: диалоги, беседы, рассказ педагога, видео - презентации, демонстрация иллюстраций, картин и статуэток.
2.Практическое обучение: игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические и подвижные игры, проблемные ситуации, конкурсы, дегустирование, коллективно-творческие дела, наблюдения, слушание музыкальных произведений.
3. Интерактивные формы: игровые (ролевые игры), исследовательские («мозговой штурм», метод проектов).
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия 30 мин.
Основные формы занятий: групповые.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Учащиеся будут знать:
1. Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
2. Наиболее важные достопримечательности родного города и республики.
3. Символику города и республики.
4. Детали мужской и женской национальной одежды.
5. Сказки, легенды, народные праздники, игры, инструменты, танцы башкирского народа.
6. Национальный состав республики, виды жилищ, предметы быта, народные напитки и блюда, элементы народного творчества.
Учащиеся будут уметь:
1. Пересказывать башкирские сказки, выразительно читать стихи башкирских поэтов.
2. Узнавать изученные растения, птиц и животных.
3. Работать с элементами народного творчества.
4. Применять игры башкирского народа для организации собственного досуга.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие кругозора, способностей, творческого потенциала каждого учащегося и его самореализации.
Учебно-тематический план младшей дошкольной группы
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1 |
Вводное занятие. Рассказ о курсе краеведения «Я познаю Башкортостан» |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
|
I Раздел: Я, мои права и обязанности. |
|
|
|
|
2 |
«Твое имя» |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
3 |
Чтение художественных произведений с башкирскими именами. |
- |
1 |
1 |
Выставка Самоконтроль |
4 |
Мы все разные, но мы все равны. Проблемные ситуации по сказкам. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
5 |
Большая забота о маленьких детях. Права ребенка. |
1 |
- |
1 |
Выставка Самоконтроль |
6 |
Мой детский сад. Праздник «День дошкольного работника». |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
7 |
Право на жизнь. |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
8 |
Праздник «День пожилых людей». Открытка для бабушки и дедушки. |
- |
1 |
1 |
Выставка Самоконтроль |
9 |
Право на образование. |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
10 |
Праздник «День Республики Башкортостан». Легенда. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
11 |
Мой дом – моя крепость. Дом мечты. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
12 |
Мы отдыхаем. |
1 |
- |
1 |
Выставка Самоконтроль |
|
II. Раздел Моя семья, моя родня. |
|
|
|
|
13 |
История фамилий. Моя фамилия. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
14 |
Праздник «День народного единства». |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
15 |
Моя семья. Рисунок семьи. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
16 |
Генеалогическое древо семьи. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
17 |
Труд родителей. Профессия родителей. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
18 |
Праздник «День матери». |
- |
1 |
1 |
Выставка Самоконтроль |
|
III. Раздел: Мой город. |
|
|
|
|
19 |
История родного города. Стихи о родном городе. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
20 |
Улицы родного города. |
1 |
1 |
2 |
Выставка Самоконтроль |
21 |
Мой дом. |
1 |
- |
1 |
|
22 |
Мы любим отдыхать. Отдых в нашей семье. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
23 |
Музей родного города. |
- |
1 |
1 |
Самоконтроль |
24 |
Праздник «Новый год» и «Рождество». |
1 |
2 |
3 |
Выставка |
|
IV. Раздел. Моя республика. |
|
|
|
|
25 |
Мой Башкортостан. |
1 |
- |
1 |
Выставка |
26 |
Богатства Башкортостана. Видео. |
- |
1 |
1 |
Самоконтроль |
27 |
Государственные символы. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
28 |
Труд башкир в древности. |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
29 |
Ремесла башкир в древности. |
1 |
- |
1 |
Выставка |
30 |
Карта Башкортостана. |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
31 |
Растительный мир Башкортостана. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
32 |
Животный мир Башкортостана. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
|
V. Природа родного края. |
|
|
|
Выставка |
33 |
Богатство края – башкирский мед. |
- |
1 |
1 |
Самоконтроль |
|
VI. Раздел Славные сыны Башкортостана |
|
|
|
|
34 |
Салават Юлаев – национальный герой. |
1 |
- |
1 |
Выставка Самоконтроль |
|
VII. раздел. Быт и традиции башкирского народа. |
|
|
|
|
35 |
Жилища древних башкир. |
1 |
- |
1 |
Выставка |
36 |
Мамин праздник « 8 марта». |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
37 |
Утварь башкир. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
38 |
Одежда башкир. Украшения. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
39 |
Головные уборы, обувь. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
40 |
Пища древних башкир. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
41 |
Напитки древних башкир. |
- |
1 |
1 |
Выставка |
|
VIII. раздел. Мир музыки Башкортостана. |
|
|
|
|
42 |
Народные муз. инструменты. |
1 |
- |
1 |
Выставка |
43 |
Птицы Башкортостана. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
44 |
Народные праздники башкир. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
|
IX. Раздел Мир изобразительного искусства |
|
|
|
|
45 |
Элементы башкирского орнамента. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
46 |
Танцы башкир. |
1 |
- |
1 |
Самоконтроль |
47 |
Праздник «День Победы». |
1 |
- |
1 |
Выставка |
48 |
Народные сказки башкир. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
49 |
Народные башкирские игры. |
1 |
1 |
2 |
Выставка |
50 |
Реки и озера Башкортостана. |
1 |
1 |
2 |
Самоконтроль |
|
Всего: |
43ч. |
33ч. |
76 ч. |
|
Содержание Программы
1. Вводное занятие. (1ч.)
Знакомство учащихся с планами работы на год. Знакомство с понятием краеведения.
2. Твое имя. (1ч.)
Знакомство учащихся с историей возникновения имен. Расшифровка имен учащихся.
3. Чтение художественных произведений с башкирскими именами. (1ч.)
Обсуждение с учащимися бывают ли некрасивые имена.
4. «Мы все разные, но мы все равны». (2ч.)
Беседа о детях разной национальности. Разбор проблемных ситуаций по сказкам.
5. Большая забота о маленьких детях. Права ребенка. (1ч.)
Знакомство с законом «О правах ребенка»
6. Мой детский сад. Праздник «День дошкольного работника». (2ч.)
Рассказ воспитателя о важности работы всех работников детского сада, о празднике «День дошкольного работника». Изготовить открытки для работников детского сада.
7. Право на жизнь. (1ч.)
Знакомство с правом каждого ребенка на жизнь.
8. Праздник «День пожилых людей». Открытка для бабушки и дедушки. (1ч.)
Знакомство с праздником «День пожилых людей» - Днем мудрости и уважения старших. Изготовление подарка для бабушки и дедушки.
9. Право на образование. (1ч.)
Знакомство с правом на получение образования.
10. Праздник «День Республики Башкортостан». Легенда. (2ч.)
Знакомство учащихся с праздником «День Республики Башкортостан». Чтение легенды о возникновении рода башкир.
11. Мой дом – моя крепость. Дом мечты. (2ч.)
Знакомство с правом на свое имущество. Рисование на тему «Дом мечты».
12. Мы отдыхаем. (1ч.)
Знакомство с правом на отдых.
13. История фамилий. Моя фамилия». (2ч.)
Ознакомление с историей происхождения фамилии. Рассказ учащихся о своей фамилии.
14. Праздник «День народного единства». (1ч.)
Знакомство с историей возникновения праздника.
15. Моя семья. Рисунок семьи. (2ч.)
Знакомство с понятием семья, ее составляющей.
16. Генеалогическое древо семьи. (2ч.)
Знакомство с понятием генеалогическое древо. Составление и рассказ о генеалогическом древе родителями с детьми.
17. Труд родителей. Профессия родителей. (2ч.)
Рассказ учащихся о работе родителей. Рисунок профессии родителя.
18. Праздник «День матери». (1ч.)
Рассказ воспитателя о праздновании дня матери в последнее воскресенье ноября. Сделать маме подарок.
19. История родного города. Стихи о родном городе. (2ч).
Знакомство учащихся с историей возникновения города, его гербом. Заучивание стихотворения.
20. Улицы родного города. (2ч.)
Дать представление об истории возникновения названий улиц.
21.Мой дом. (1ч.)
Закрепить с учащимися знание своего адреса проживания.
22. Мы любим отдыхать. Отдых в нашей семье. (2ч.)
Знакомство с достопримечательностями нашего города. Местами отдыха жителей города.
23. Музей родного города. (1ч.)
Познакомить учащихся с краеведческим музеем города. Экскурсия.
24.Праздник «Новый год» и «Рождество». (3ч.)
Рассказ о башкирском Дед Морозе – Кыш - бабай и башкирской Снегурочке Карлыхыу. О празднике «Рождество».
25. Мой Башкортостан. (1ч.)
Знакомство с понятием Родина.
26. Богатства Башкортостана. Видео. (1ч.)
Просмотр видео «Башкортостан с высоты птичьего полета».
27. Государственные символы. (2ч.)
Познакомить с функциональным назначением государственной символики.
28. Труд башкир в древности. (1ч.)
Познакомить с трудом башкир в древности.
29. Ремесла башкир в древности. (1ч.)
Рассказать учащимся о возникновении ремесел у башкир.
30.Карта Башкортостана. (1ч.)
Рассказать учащимся о многообразии природных зон Башкортостана.
31. Растительный мир Башкортостана. (2ч.)
Показать учащимся растения, занесенные в красную книгу Башкортостана. Нарисовать одно из них.
32. Животный мир Башкортостана. (2ч.)
Рассмотреть многообразие животного мира Башкортостана. Слепить одного из животных.
33. Богатство края – башкирский мед. (1ч.)
Устроить дегустацию меда. Прочитать сказку «Медведь и пчелы».
34. Салават Юлаев – национальный герой. (1ч.)
Рассказать учащимся о защитнике башкирского народа.
35. Жилища древних башкир. (1ч.)
Познакомить учащихся с временным и постоянным жилищем башкир. Нарисовать юрту.
36. Мамин праздник «8 марта». (1ч.)
Заучить стихотворение о маме башкирского автора.
37. Утварь башкир. (2ч.)
Рассмотреть посуду и определить, из каких материалов их делали. Нарисовать бочонок с медом.
38. Одежда башкир. Украшения. (2ч.)
Рассмотреть одежду башкир и украшения башкирских женщин. Аппликация «Фартук».
39. Головные уборы, обувь. (2ч.)
Примерить головные уборы башкир. Аппликация «Нарядные сапожки».
40. Пища древних башкир. (2ч.)
Рассказ о традиционных блюдах башкирского народа. Дегустация «Чак-Чак».
41. Напитки древних башкир. (1ч.)
Познакомить со способом приготовления башкирских напитков. Дегустация Айрана.
42. Народные музыкальные инструменты. (1ч.)
Познакомить с историей возникновения музыкальных инструментов. Прослушать их звучание.
43. Птицы Башкортостана. (2ч.)
Показать учащимся редко встречающихся птиц Башкортостана. Сделать оригами-птицу.
44. Народные праздники. (2ч.)
Рассказ о традиционных праздниках башкир. Проведение праздника «Сабантуй».
45. Элементы башкирского орнамента. (2ч.)
Рассказ о значении орнамента. Аппликация «Башкирский ковер».
46. Танцы башкирского народа. (1ч.)
Просмотр видео с танцами девушек и парней.
47. Праздник «День Победы». (1ч).
Рассказ об участии башкирского народа в войне.
48. Народные сказки башкир. (2ч.)
Рассказ о классификации башкирских сказок. Чтение сказок.
49. Народные башкирские игры. (2ч.)
Разучивание башкирских игр.
50. Реки и озера Башкортостана. (2ч.)
Знакомство с названиями рек и озер Башкортостана.
Методическое обеспечение.
Эстетически оборудованный кабинет. Присутствие в кабинете должно создавать у учащихся чувство комфорта, удовлетворенности, эмоциональный подъем в ожидании занятий. Занятия проходят в кабинете, соответствующем нормам Сан Пин. Каждый учащийся имеет рабочее место, материалы и инструменты, необходимые на занятии.
Технические средства обучения необходимые для проведения занятий: компьютер, музыкальная колонка, доска.
Музыкальные инструменты, картины и иллюстрации по темам.
Перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, клей, краски, магниты, мольберт.
Учебный комплект на каждого учащегося, необходимых для занятий; цветная бумага, альбомы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, клеенки, салфетки, клей, ножницы, краски, цветные карандаши, восковые цветные мелки, кисточки, непроливайки.
Список использованной литературы.
Методическая литература для педагогов:
1. Р.Л. Агишева «Я познаю Башкортостан»: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов.-Уфа, 2008.-100с.
2. Р.Х. Гасанова «Традиции башкирского народа в воспитании дошкольников»: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций.-Изд.2-е, перераб.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2017.-56с.
3. Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Фольклор в воспитании дошкольников», Методические рекомендации. 2-е изд.. перераб. и дополн.- Уфа: Издательство ИРО, 2017.- 87с.
4. Р.Х. Гасанова, Л.Н. Гасанова «Земля отцов», Программа-руководство. 2-е изд. Перераб и допол. – Уфа: Издательство ИРО Р.Б., 2019г.-60с.
5. Р.Х. Гасанова «Я Родину свою хочу познать», Методическое пособие.3-е изд. Перераб.-Уфа: Издательство ИРО Р.Б., 2019г.-144с.
6.Ф.Н. Фазлыева «Мой край – Башкортостан». Программа по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем /Перевод с башк. Магадеевой А.В. – Уфа: Китап,2003.-76стр.
Литература для учащихся:
1. «Акбузат» Российский ежемесячный литературно-художественный журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста на башкирском языке Главный редактор: Тамара Искандерия . Дата основания: 1990 г.
2. Атлас Республики Башкортостан.
3. М.Гали «Едем, едем к бабушке». Издательство «Малыш».
Интернет ресурсы.
1.http://dohcolonoc.ru/kruzhkovaya-rabota/4853-plan-kruzhka-ochumelye-ruchki.html
3. http://www.numama.ru/blogs/podelki-s-detmi
Календарный учебный график младшей дошкольной группы.
№ п/п |
Дата |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Форма контроля |
1 |
|
Рассказ о понятии краеведение. Знакомство учащихся с планами работы на год. |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с понятием краеведения. |
Самоконтроль. |
2 |
|
Знакомство учащихся с историей возникновения имен. Расшифровка имен детей. |
1 |
Твое имя. |
Самоконтроль. |
3
|
|
Практическая работа: беседа - обсуждение о разнообразии имен. |
1 |
Чтение художественных произведений с башкирскими именами |
Самоконтроль. |
4 |
|
Беседа об уважении к людям разных национальностей. Практическая работа: обсуждение проблемных ситуаций из сказок. |
2 |
«Мы все разные, но мы все равны» |
Самоконтроль. |
5 |
|
Рассказ о правах и обязанностях. |
1 |
Большая забота о маленьких детях. Права ребенка |
Самоконтроль |
6 |
|
Рассказ о празднике «День дошкольного работника» Практическая работа: открытка сотрудникам. |
2 |
Мой детский сад. Праздник «День дошкольного работника». |
Выставка. Самоконтроль |
7 |
|
Рассказ о праве на жизнь. |
1 |
Право на жизнь. |
Самоконтроль |
8 |
|
Рассказ о празднике. Практическая работа: открытка для бабушки и дедушки. |
1 |
Праздник «День пожилых людей». |
Выставка. Самоконтроль. |
9 |
|
Рассказ о праве на образование. |
1 |
Право на образование. |
Самоконтроль |
10 |
|
Рассказ. Практическая работа: просмотр видео «Полезные ископаемые Башкортостана». |
2 |
Праздник «День Республики Башкортостан». Легенда. |
Самоконтроль |
11 |
|
Рассказ. Практическая работа: рисование «Дом мечты». |
2 |
Мой дом – моя крепость. |
Выставка. Самоконтроль |
12 |
|
Знакомство с правом на отдых. |
1 |
Мы отдыхаем |
Самоконтроль |
13 |
|
Ознакомление с историей происхождения фамилии. Рассказ детей о своей фамилии. |
2 |
История фамилий: «Моя фамилия».
|
Самоконтроль. |
14 |
|
Рассказ. Знакомство с историей возникновения праздника. |
1 |
Праздник «День народного единства». |
Самоконтроль.
|
15 |
|
Знакомство с понятием семья, ее составляющей. Практическая работа: рисунок «Моя семья». |
2 |
Моя семья. |
Выставка. Самоконтроль |
16 |
|
Беседа. Знакомство с понятием генеалогическое древо. Практическая работа: составление детьми с родителями генеалогического древа. |
2 |
Генеалогическое древо семьи. |
Выставка. Самоконтроль. |
17 |
|
Рассказ детей о работе родителей. Практическая работа: рисование профессии родителей. |
2 |
Труд родителей. Профессия родителей. |
Выставка. Самоконтроль. |
18 |
|
Практическая работа: рисунок маме. |
1 |
Праздник «День матери». |
Выставка. Самоконтроль |
19 |
|
Рассказ об истории возникновения города и его герба. Практическая работа: заучивание стиха о городе. |
2 |
История родного города. Стихи о родном городе. |
Самоконтроль |
20 |
|
Рассказ об истории возникновения названий улиц. |
2 |
Улицы родного города. |
Самоконтроль. |
21 |
|
Практическая работа. Закрепить с учащимися знание своего адреса проживания. |
1 |
Мой дом. |
Самоконтроль. |
22 |
|
Знакомство с достопримечательностями нашего города. Местами отдыха жителей города. |
2 |
Мы любим отдыхать. Отдых в нашей семье. |
Выставка. Самоконтроль. |
23 |
|
Практическая работа. Экскурсия. |
1 |
Музей родного города. |
Самоконтроль. |
24 |
|
Рассказ о башкирском Дед Морозе и Снегурочке. Практическая работа: изготовление елочной игрушки. |
3 |
Праздник «Новый год» и Рождество. |
Выставка. Самоконтроль |
25 |
|
Знакомство с понятием Родина. |
1 |
Мой Башкортостан. |
Самоконтроль |
26 |
|
Практическая работа: просмотр видео «Башкортостан с высоты птичьего полета». |
1 |
Богатства Башкортостана. |
Самоконтроль. |
27 |
|
Рассказ о функциональном назначении государственной символики. Практическая работа: рисование флага. |
2 |
Государственные символы. |
Выставка. Самоконтроль. |
28 |
|
Рассказ о труде башкир в древности. |
1 |
Труд башкир в древности. |
Выставка. Самоконтроль |
29 |
|
Рассказ о возникновении ремесел у башкир. |
1 |
Ремесла башкир в древности |
Выставка. Самоконтроль |
30 |
|
Рассказ о многообразии природных зон Башкортостана. |
1 |
Карта Башкортостана. |
Самоконтроль |
31 |
|
Рассказ детям о растениях, занесенных в красную книгу Башкортостана. Практическая работа: рисование цветка. |
2 |
Растительный мир Башкортостана. |
Выставка. Самоконтроль. |
32 |
|
Рассказ о многообразии животного мира Башкортостана. Практическая работа: лепка животного. |
2 |
Животный мир Башкортостана. |
Выставка. Самоконтроль. |
33 |
|
Практическая работа: дегустация меда. Чтение сказки «Медведь и пчелы». |
1 |
Богатство края – башкирский мед. |
Выставка. Самоконтроль |
34 |
|
Рассказ о защитнике башкирского народа. |
1 |
Салават Юлаев – национальный герой. |
Выставка. Самоконтроль |
35 |
|
Рассказ о временном и постоянном жилище башкир. |
1 |
Жилища древних башкир. |
Выставка. Самоконтроль |
36 |
|
Практическая работа. Заучивание стиха о маме башкирского автора. Раскраска «Башкирская матрешка» подарок маме. |
1 |
Мамин праздник «8 марта». |
Выставка. Самоконтроль |
37 |
|
Рассказ о посуде башкир. Рассматривание. Практическая работа: нарисовать бочонок с медом. |
2 |
Утварь башкир. |
Выставка. Самоконтроль. |
38 |
|
Рассказ об одежде башкир. Практическая работа: аппликация «Фартук». |
2 |
Одежда башкир. Украшения женские. |
Выставка. Самоконтроль. |
39 |
|
Рассказ о головных уборах и обуви. Практическая работа: аппликация «Нарядные сапожки». |
2 |
Головные уборы, обувь. |
Выставка. Самоконтроль. |
40 |
|
Рассказ о традиционных блюдах башкир. Практическая работа: дегустация «Чак-чак»: |
2 |
Пища древних башкир. |
Выставка. Самоконтроль |
41 |
|
Рассказ о способах приготовления башкирских напитков. Практическая работа: дегустация айрана. |
1 |
Напитки древних башкир. |
Выставка. Самоконтроль. |
42 |
|
Рассказ об истории возникновения курая. Практическая работа: слушание курая. |
1 |
Народные муз. инструменты. |
Выставка. Самоконтроль |
43 |
|
Рассказ о редких птицах Башкортостана. Беседа. Практическая работа: оригами птица. |
2 |
Птицы Башкортостана. |
Выставка. Самоконтроль.
|
44 |
|
Рассказ о традиционных праздниках. Практическая работа: праздник «Сабантуй». |
2 |
Народные праздники башкир. |
Выставка. Самоконтроль |
45 |
|
Рассказ о значении орнамента. Практическая работа: аппликация «Башкирский ковер». |
2 |
Элементы башкирского орнамента. |
Выставка. Самоконтроль. |
46 |
|
Просмотр видео с танцами девушек и парней. |
1 |
Танцы башкир. |
Выставка. Самоконтроль |
47 |
|
Рассказ об участии башкир в войне. |
1 |
День Победы. |
Самоконтроль |
48 |
|
Рассказ о классификации башкирских сказок. Практическая работа: чтение сказок. |
2 |
Народные сказки башкир. |
Выставка. Самоконтроль |
49 |
|
Практическая работа: разучивание и игра в подвижные игры. |
2 |
Народные башкирские игры. |
Выставка. Самоконтроль |
50 |
|
Рассказ о реках и озерах Башкортостана. Правила поведения на воде и у воды летом. |
2 |
Реки о и озера Башкортостана. |
Выставка. Самоконтроль |
Итого: |
76ч. |