Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературное краеведение»

5
0
Материал опубликован 14 June 2017 в группе

Государственное бюджетное учреждение Саратовской области

дополнительного образования

«Областной центр экологии, краеведения и туризма»

Рассмотрено

на методическом совете

Протокол №

от г.

Согласовано

на педагогическом совете

Протокол №

от г.

Утверждаю

Директор 

_________

Приказ № от г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

_______________ «Литературное краеведение»__________

 

(направленность – туристско-краеведческая)

Вид программы: авторская

Возраст обучающихся – 12-15 лет

Сроки реализации – 2 года

______Крылова Светлана Григорьевна

Ф.И.О. автора (составителя)

педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории

2016 год

 

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)

Направленность объединения – туристско-краеведческая.

Новизна данной программы заключается в использовании интегрированного подхода к изучению русской литературы, краеведения и исследовательской деятельности обучающихся. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данная программа будет включать в себя изучение фольклорных и литературных произведений разных народов Поволжья, а также этнографических сведений о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

Целью настоящей программы является формирование у обучающихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией, фольклором народов, населяющих Саратовскую область и литературой. Эта программа призвана сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей обучающихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой России, Саратовского края способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей, становлению их гражданственности, формированию патриотических убеждений, активной жизненной позиции гражданина. На занятиях обучающие приобретают новые знания о литературно-краеведческом материале, знакомятся с героическими делами современников, приобщаются к культуре умственного труда, что способствует формированию характера и воспитанию гражданских чувств воспитанников.

Актуальность программы: ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.

Большое значение краеведение имеет в расширении литературного кругозора воспитанников, развитии у них интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Литературное краеведение пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины, знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Практическая значимость: участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком. Посещение мест, воспетых писателями в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы.

В организации образовательного процесса важно использовать элементы литературно-краеведческой работы. Организация выездов, проведение экскурсий, походов выходного дня, участие в краеведческих слетах - все это требует начальной туристско-краеведческой подготовки, что определяет принадлежность настоящей программы к образовательным программам литературно-краеведческой направленности Практические занятия в основном проводятся в выездном режиме и в форме подготовки отчетов, контрольных заданий, которые .проводятся в помещении. По содержанию деятельности литературное краеведение включает историко-литературный компонент - история литературы в Москве, памятники писателям и поэтам на территории города и области. Музейно-краеведческий компонент включает ознакомление с литературными музеями Москвы и Подмосковья.

Творческий компонент представлен:

- самостоятельными творческими работами воспитанников (в т.ч. проекты);

- художественное чтение;

- анализ художественных произведений.

Экскурсионно-краеведческий компонент реализуется в форме практических занятий и имеет в основе посещение музеев и театров в рамках городской программы.

В зависимости от содержания занятий формы работы в объединении могут быть:

лекционная (обзорные беседы педагога или доклады на заданные темы);

семинарская (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);

экспедиционная / экскурсионная (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);

учебно-исследовательская (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов , исследовательских работ);

литературно-творческая (дневники, сочинения по темам выездных мероприятий);

оформительская (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты);

организаторско-массовая (проведение литературных тематических вечеров, викторин, игр в рамках литературно-краеведческих слётов).

Сочетание указанных видов и форм занятий повышает качество образовательного процесса.

Данная программа литературно-краеведческой направленности, рассчитана на

3 года обучения. Целью программы является всестороннее развитие детей средствами литературного краеведения.

Задачи:

способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;

воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;

повышении мотивации к познавательной деятельности;

дать начальные знания, умения и навыки по самодеятельному туризму;

научить практическому применению знаний по русскому языку и литературы в рамках литературно–краеведческой деятельности;

способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;

способствовать самоопределению обучающихся в русле традиций русской культуры;

воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности.;

ознакомить с литературно – краеведческим потенциалом Саратовского региона;

сформировать представление о Саратове как культурном центре
способствовать личностному развитию обучающихся;

способствовать физическому развитию и оздоровлению воспитанников

способствовать формированию чувства ответственности за памятные места нашего Отечества(памятники, музеи, памятники природы и их охрана);

выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно – ориентированного подхода в организации образовательной деятельности

Возрастные особенности обучающихся, участвующих в реализации программы «Литературное краеведение»:

Программа ориентирована на учащихся 12-15 лет, находящихся в подростковом возрасте, в периоде перехода от детства к взрослости. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности, которое в полной мере реализуется в ходе занятий.

1.3. Режим занятий.

Данная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста. Общий срок реализации - 3 года. Программа первого года обучения предусматривает 144 учебных часов: 48 часов - теория, 96 часа - практика. Программа второго года обучения - 144 учебных часов: 48 часов - теория, 96 часа - практика. Программа третьего года обучения - учебных часов: 48 часов - теория, 96 часа - практика. Наполняемость группы: 1 год обучения -15 человек; 2 год обучения - 12-13 человек; 3 год обучения – 10 -12 человек.

1.4.Ожидаемые результаты и способы проверки.

1-й год обучения

Должны знать:

технику безопасности на занятиях объединения;

роль и значение литературного краеведения;

литературно-творческие навыки и литературные жанры, их особенности;

художественное своеобразие фольклора;

героический эпос народов, населявших Саратовский край.

Должны уметь:

пользоваться текстовым материалом (читать текст, понимать его, доступно рассказывать);

грамотно излагать свои мысли;

определять тему и идею художественного произведения;

работать с книгой и другими литературными источниками.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

2-й год обучения

Должны знать:

взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

историю создания произведений;

биографии писателей, названия и содержание изученных произведений; характеристику героев;

характерные особенности эпохи, жизнь Саратова и Саратовской области, отражённые в изученных произведениях;

жанровые особенности произведения.

Должны уметь:

анализировать и оценивать произведение как художественное целое;

выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;

давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;

писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;

составлять рассказ об авторе литературного произведения;

подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;

выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;

делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;

работать со справочной и критической литературой.


 

Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.

3-й год обучения

Должны знать

технику безопасности на занятиях объединения;

навыки литературно-краеведческой деятельности;

как обобщать факты, отбрасывать второстепенное;

как создавать словесный портрет литературного героя.

Должны уметь:

пользоваться текстовым материалом;

грамотно излагать свои мысли;

работать в музее, слушать и конспектировать рассказ экскурсовода;

самостоятельно разбираться в экспозиции музея;

составление библиографии по заданной теме.

Учебно-тематическое планирование

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 1.

N

Наименование разделов, модулей, тем

Всего

Количество часов

Формы контроля

Очно

ДОТ

Теория

Практика

Сам. работа

Теория

Практика

1.

Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ.

2

2

0

0

0

0

Оформленный журнал инструктажа

2.

Предания волгарей. Ковыли.

6

2

2

2

0

0

презентация

3.

Топонимика. История Саратовского края в названиях

32

6

24

2

0

0

презентация

4.

Обитатели Древней Волги.

4

2

0

2

0

0

презентация

5.

Сербы на Волге. Сербский эпос.

4

2

0

2

0

0

презентация

6.

Татары на Волге. Татарские легенды.

8

2

6

0

0

0

презентация

7.

Мифы и легенды Чувашей.

8

2

6

0

0

0

презентация

8.

Предания русского народа.

10

2

8

0

0

0

презентация

9.

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья

10

2

8

0

0

0

презентация

10.

Легенды и мифы казахов Поволжья

8

2

6

0

0

0

презентация

11.

Волжские малороссы и их легенды.

8

2

6

0

0

0

презентация

12.

Легенды и предания калмыков

8

2

6

0

0

0

презентация

13.

Волжские легенды Мари Эл

6

2

4

0

0

0

презентация

14.

Экскурсии, туристические поездки, походы в театр/музеи

30

30

0

0

0

0

презентация

   

144

60

76

8

0

0

 

Учебно-тематическое планирование

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 2.

N

Наименование разделов, модулей, тем

Всего

Количество часов

Формы контроля

Очно

ДОТ

Теория

Практика

Сам. работа

Теория

Практика

1.

Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ.

2

2

0

0

0

0

Оформленный журнал инструктажа

2.

Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Саратовский край и Н.Г.Чернышевский

28

4

22

2

0

0

презентация

3.

К.Федин. Судьба и творчество.

10

2

8

0

0

0

презентация

4.

Саратовский край в жизни А.К.Толстого

6

2

4

0

0

0

презентация

5.

К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей.

12

2

10

0

0

0

презентация

6.

Исай Тобольский – поэт Саратовской земли

8

2

6

0

0

0

презентация

7.

Саратовский край в творчестве Н.Е.Палькина

14

2

12

0

0

0

презентация

8.

Экскурсии по литературным местам, туристические поездки

36

0

36

0

0

0

презентация

9.

Походы в театры

8

8

0

0

0

0

отзывы

10.

Квест «Саратов литературный»

4

0

4

0

0

0

фотоотчёт

11.

Интерактивные игры по литературному краеведению.

16

0

16

0

0

0

Анкетирование-рефлексия

   

144

34

108

0

2

0

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарный учебный график

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 1.

N

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

09

2

беседа

2

Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ.

Оформленный журнал инструктажа

2

09

6

беседа

2

Предания волгарей.

опрос

3

09

9

беседа

2

Предания волгарей. Ковыли. Работа с текстом.

опрос

4

09

13

Мозговая атака

2

Самостоятельная работа. Анализ предания «Сколько названий у Волги»

презентация

5

09

16

лекция

2

Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория.

опрос

6

09

20

Лекция с элементами беседы

2

Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория.

опрос

7

09

23

Лекция с элементами беседы

2

Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория.

опрос

8

09

27

беседа

2

Топонимы, имеющие антропонимическое происхождение (от имен и фамилий)

опрос

9

10

4

Круглый стол

2

Топонимы, получившие название по фамилиям первопоселенцев: Ивановка, Жадовка, Куриловка, Мокроус, Палассовка, Семеновка, Сторожевка

презентация

10

10

7

Круглый стол

2

Топонимы, получившие название от фамилии владельцев земель: Полчаниновка, Ртищево (помещики Полчанинов, Ртищев), Кологривовка (по фамилии саратовского воеводы)

презентация

11

10

11

Круглый стол

2

Топонимы-мемориалы, увековечивающие память о видных исторических деятелях

презентация

12

10

14

Мозговая атака

2

Загадки топонимики Саратовского края

опрос

13

10

18

Круглый стол

2

Литературные имена улиц Саратова

опрос

14

10

21

Круглый стол

2

Литературные имена улиц Саратова

презентация

15

10

25

Круглый стол

2

Литературные имена улиц Саратова

презентация

16

10

28

Круглый стол

2

Литературные имена улиц Саратова

презентация

17

11

1

экскурсия

5

Туристическая в г. Тулу.

отчёт-презентация

18

11

2

экскурсия

5

Туристическая поездка в Ясную Поляну (музей-усадьбу Л.Н.Толстого)

отчёт-презентация

19

11

3

экскурсия

4

Туристическая поездка в Мелихово (музей-усадьба А.П.Чехова)

отчёт-презентация

20

11

25

Мозговая атака

2

Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области.

презентация

21

12

2

Мозговая атака

2

Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области

презентация

22

12

6

Мозговая атака

2

Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области

презентация

23

12

9

Мозговая атака

2

Самостоятельная работа. Анализ литературно-краеведческого материала.

Самостоятельная работа

24

12

13

беседа

2

Обитатели Древней Волги.Теория.

опрос

25

12

16

Мозговая атака

2

Обитатели Древней Волги. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа

26

12

20

беседа

2

Сербы на Волге. Сербский эпос.

опрос

27

12

23

Мозговая атака

2

Сербы на Волге. Сербский эпос. Самостоятельный анализ эпического произведения.

Самостоятельная работа

28

12

27

беседа

2

Сербские сказки. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

опрос

29

01

6

Мозговая атака

2

Творческая работа. Образ автора сербских сказок

Творческая работа. 

30

01

10

беседа

2

Татары на Волге. Татарские легенды. Теория.

опрос

31

01

13

беседа

2

Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Связь времён.

опрос

32

01

17

Мозговая атака

2

Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Сопоставительный анализ.

Творческая работа

33

01

20

Мозговая атака

2

Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Web-квест.

Карта-схема пройденного квеста

34

01

24

Лекция с элементами беседы

2

Мифы и легенды чувашей. Теория

опрос

35

01

27

экскурсия

2

Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

отчёт-презентация

36

01

31

экскурсия

2

Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

отчёт-презентация

37

02

3

Мозговая атака

2

Мифы и легенды Чувашей. Сопоставительный анализ.

отчёт-презентация

38

02

7

беседа

2

Предания русского народа. Теория.

опрос

39

02

10

беседа

2

Особенности преданий русского народа Саратовского края.

опрос

40

02

14

экскурсия

2

Предания русского народа. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

отчёт-презентация

41

02

17

экскурсия

2

Предания русского народа

Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

отчёт-презентация

42

02

21

Мозговая атака

2

Предания русского народа. Web-квест.

Карта-схема пройденного квеста

43

02

24

беседа

2

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Теория.

опрос

44

02

28

экскурсия

2

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

отчёт-презентация

45

03

3

экскурсия

2

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

отчёт-презентация

46

03

7

Мозговая атака

2

Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении.

опрос

47

03

10

Мозговая атака

2

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали.

Творческая работа

48

03

14

беседа

2

Легенды и мифы казахов Поволжья. Теория.

опрос

49

03

17

Семинар

2

Легенда о Ер­Каптагае.

опрос

50

03

21

Мозговая атака

1

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».

опрос

51

03

24

Мозговая атака

1

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».

опрос

52

03

28

Поход в театр/музей

4

Посещение театра/музея

опрос

53

04

4

Мозговая атака

2

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.

Творческая работа

54

04

7

Лекция с элементами беседы

2

Волжские малороссы и их легенды. «Откуда есть пошла украинская земля?». Теория.

опрос

55

04

11

Инсценировка

2

 Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений.

Творческий отчёт

56

04

14

Инсценировка

2

Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений.

Творческий отчёт

57

04

18

экскурсия

2

Волжские малороссы и их легенды. Экскурсионное занятие в краеведческом музее.

отчёт-презентация

58

04

21

Лекция с элементами беседы

2

Легенды и предания калмыков. Теория

опрос

59

04

25

Мозговая атака

2

Легенды и предания калмыков. Анализ преданий "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца"

опрос

60

04

28

Круглый стол

2

Легенды и предания калмыков. Анализ преданий "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца"

опрос

61

05

2

Мозговая атака

2

Легенды и предания калмыков. Web-квест.

Карта-схема пройденного квеста

62

05

5

Лекция с элементами беседы

2

Волжские легенды Мари Эл. Теория

опрос

63

05

12

Мозговая атака

2

Волжские легенды Мари Эл. «Онар-богатырь», «Непобеждённая Ветлуга»

опрос

64

05

16

Мозговая атака

2

Волжские легенды Мари Эл. Web- квест

Карта-схема пройденного квеста

65

05

26

экскурсия

4

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

отчёт-презентация

66

05

27

экскурсия

4

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

отчёт-презентация

67

05

28

экскурсия

3

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

отчёт-презентация


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Календарный учебный график

Первый этап обучения – общеразвивающий.

Год обучения – 2.

N

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

09

2

беседа

2

Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ.

опрос

2

09

6

беседа

2

Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория

опрос

3

09

9

беседа

2

Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория

опрос

4

09

13

Мозговая атака

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Сбор информации.

опрос

5

09

16

Мозговая атака

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Web-квест

Карта-схема пройденного квеста

6

09

20

Лекция с элементами беседы

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Web-квест

Карта-схема пройденного квеста

7

09

23

Квест-экскурсия

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Квест «В поисках утраченной рукописи»

фотоотчёт

8

09

27

Квест-экскурсия

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Квест «В поисках утраченной рукописи»

фотоотчёт

9

10

4

беседа

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы.

опрос

10

10

7

Круглый стол

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Саратовские страницы в жизни писателя.

опрос

11

10

11

беседа

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы.

опрос

12

10

14

беседа

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки.

опрос

13

10

18

Мозговая атака

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки. Работа с мемуарами.

опрос

14

10

21

Экскурсия

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Прогулка «с Чернышевским» по памятным местам.

презентация

15

10

25

Поход в театр

2

Посещение областного театра оперы и балета.

опрос

16

10

28

Мозговая атака

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Работа с архивом фотографий старого Саратова.

презентация

17

11

1

Самостоятельная работа

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

18

11

8

Самостоятельная работа

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

19

11

11

Мозговая атака

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

20

11

15

Защита творческой работы

2

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

зачёт

21

11

18

Интерактивная игра

2

«Что можно узнать из газет эпохи Н.Г.Чернышевского»

опрос

22

11

22

Лекция с элементами беседы

2

К.Федин. Судьба и творчество. Теория

опрос

23

11

25

Экскурсия

2

К.Федин. Судьба и творчество. Занятие на базе музея

опрос

24

11

29

Мозговая атака

2

К.Федин. Судьба и творчество. Образ Волги в творчестве писателя.

опрос

25

12

2

Поход в театр

2

Посещение театра юного зрителя

опрос

26

12

6

Мозговая атака

2

К.Федин. Судьба и творчество. Образ Саратова в творчестве писателя.

опрос

27

12

9

Экскурсия

2

Прогулка с «К.Фединым» по памятным местам

презентация

28

12

13

Самостоятельная работа

2

К.Федин и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

29

12

16

Защита творческой

работы

2

К.Федин и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

зачёт

30

12

20

Интерактивная игра

2

Викторина по произведениям К.Федина.

опрос

31

12

23

Лекция с элементами беседы

2

Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Теория.

опрос

32

12

27

Просмотр спектакля

2

Просмотр записи спектакля «Кукушкины слёзы» по пьесе А.Толстого на сцене саратовского театра драмы

опрос

33

01

6

Самостоятельная работа

2

Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Составление экскурсии-презентации по литературным местам нашего земляка.

Творческая работа

34

01

10

Лекция с элементами беседы

2

К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей.

опрос

35

01

13

Экскурсия

2

К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. Прогулка по памятным местам (ул. Мичурина, парк «Липки»)

презентация

36

01

17

Самостоятельная работа

2

К.Симонов и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

37

01

20

Самостоятельная работа

2

К.Симонов и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

38

01

24

Защита творческой

работы

2

К.Симонов и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

зачёт

39

01

27

Самостоятельная работа

2

А.Вознесенский и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

40

01

31

Защита творческой

работы

2

А.Вознесенский и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

зачёт

41

02

3

Интерактивная игра

2

«Путешествие в мир поэзии К.Симонова и А.Вознесенского»

опрос

42

02

7

Лекция с элементами беседы

2

Исай Тобольский – поэт Саратовской земли. Теория

опрос

43

02

10

беседа

2

Поэзия правды Исая Тобольского.

опрос

44

02

14

Мозговая атака

2

Образ Волги в творчестве Исая Тобольского.

опрос

45

02

17

беседа

2

Образ женщины-матери в творчестве И.Тобольского

опрос

46

02

21

Экскурсия

2

Экскурсия в областной музей краеведения. Посещение выставки "Исай Тобольский – поэт, фронтовик, гражданин"

презентация

47

02

24

Интерактивная игра

2

Викторина «Саратов в творчестве И.Тобольского»

опрос

48

02

28

Лекция с элементами беседы

2

Саратовский край в творчестве Н.Е.Палькина

опрос

49

03

3

Экскурсия

2

Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам

презентация

50

03

7

Экскурсия

2

Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам

опрос

51

03

10

Поход в театр

2

Посещение областного театра юного зрителя

опрос

52

03

14

Мозговая атака

2

Саратов в творчестве Н.Е.Палькина

опрос

53

03

17

беседа

2

Саратов в творчестве Н.Е.Палькина

опрос

54

03

21

беседа

2

Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование.

интервью

55

03

24

беседа

2

Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование.

интервью

56

03

28

Интерактивная игра

2

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

опрос

57

04

4

Интерактивная игра

2

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

опрос

58

04

7

Интерактивная игра

2

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

опрос

59

04

11

Интерактивная игра

2

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

опрос

60

04

14

Квест

2

Квест «Саратов литературный»

опрос

61

04

18

Экскурсия

2

Экскурсия в историко-этнографический музей «Русская старина»

опрос

62

04

21

Экскурсия

2

Экскурсия в историко-этнографический музей «Русская старина»

опрос

63

04

25

Поход в театр

2

Посещение театра юного зрителя

опрос

64

04

28

Квест

2

Квест «Саратов литературный»

опрос

65

05

5

Творческая работа

1

Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской.

опрос

66

05

12

Творческая работа

1

Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской

Творческая работа

67

05

16

Защита творческой

работы

1

Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской

зачёт

68

05

19

Защита творческой

работы

1

Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской

зачёт

69

05

26

экскурсия

4

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

отчёт-презентация

70

05

27

экскурсия

4

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

отчёт-презентация

71

05

28

экскурсия

4

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

отчёт-презентация

СОДЕРЖАНИЕ

I этап обучения – общеразвивающий

1 год обучения

Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ.

Предания волгарей.

Предания волгарей. Ковыли. Работа с текстом.

Самостоятельная работа. Анализ предания «Сколько названий у Волги»

Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория.

Топонимы, имеющие антропонимическое происхождение (от имен и фамилий)

Топонимы, получившие название по фамилиям первопоселенцев: Ивановка, Жадовка, Куриловка, Мокроус, Палассовка, Семеновка, Сторожевка

Топонимы, получившие название от фамилии владельцев земель: Полчаниновка, Ртищево (помещики Полчанинов, Ртищев), Кологривовка (по фамилии саратовского воеводы)

Топонимы-мемориалы, увековечивающие память о видных исторических деятелях

Загадки топонимики Саратовского края

Литературные имена улиц Саратова

Туристическая в г. Тулу.

Туристическая поездка в Ясную Поляну (музей-усадьбу Л.Н.Толстого)

Туристическая поездка в Мелихово (музей-усадьба А.П.Чехова)

Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области

Самостоятельная работа. Анализ литературно-краеведческого материала.

Обитатели Древней Волги.Теория.

Обитатели Древней Волги. Самостоятельная работа.

Сербы на Волге. Сербский эпос.

Сербы на Волге. Сербский эпос. Самостоятельный анализ эпического произведения.

Сербские сказки. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках.

Творческая работа. Образ автора сербских сказок

Татары на Волге. Татарские легенды. Теория.

Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Связь времён.

Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Сопоставительный анализ.

Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Web-квест.

Мифы и легенды чувашей. Теория

Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

Мифы и легенды Чувашей. Сопоставительный анализ.

Предания русского народа. Теория.

Особенности преданий русского народа Саратовского края.

Предания русского народа. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

Предания русского народа

Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

Предания русского народа. Web-квест.

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Теория.

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее.

Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении.

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали.

Легенды и мифы казахов Поволжья. Теория.

Легенда о Ер­Каптагае.

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».

Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах».

Посещение театра/музея

Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа.

Волжские малороссы и их легенды. «Откуда есть пошла украинская земля?». Теория.

 Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений.

Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений.

Волжские малороссы и их легенды. Экскурсионное занятие в краеведческом музее.

Легенды и предания калмыков. Теория

Легенды и предания калмыков. Анализ преданий "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца"

Легенды и предания калмыков. Web-квест.

Волжские легенды Мари Эл. Теория

Волжские легенды Мари Эл. «Онар-богатырь», «Непобеждённая Ветлуга»

Волжские легенды Мари Эл. Web- квест

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

I этап обучения – общеразвивающий

2 год обучения.

Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ.

Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория

Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Сбор информации.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Web-квест

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Квест «В поисках утраченной рукописи»

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Саратовские страницы в жизни писателя.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки. Работа с мемуарами.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Прогулка «с Чернышевским» по памятным местам.

Посещение областного театра оперы и балета.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Работа с архивом фотографий старого Саратова.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову.

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

«Что можно узнать из газет эпохи Н.Г.Чернышевского»

К.Федин. Судьба и творчество. Теория

К.Федин. Судьба и творчество. Занятие на базе музея

К.Федин. Судьба и творчество. Образ Волги в творчестве писателя.

Посещение театра юного зрителя

К.Федин. Судьба и творчество. Образ Саратова в творчестве писателя.

Прогулка с «К.Фединым» по памятным местам

К.Федин и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

К.Федин и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

Викторина по произведениям К.Федина.

Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Теория.

Просмотр записи спектакля «Кукушкины слёзы» по пьесе А.Толстого на сцене саратовского театра драмы

Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Составление экскурсии-презентации по литературным местам нашего земляка.

К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей.

К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. Прогулка по памятным местам (ул. Мичурина, парк «Липки»)

К.Симонов и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

К.Симонов и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

А.Вознесенский и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

А.Вознесенский и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову.

«Путешествие в мир поэзии К.Симонова и А.Вознесенского»

Исай Тобольский – поэт Саратовской земли. Теория

Поэзия правды Исая Тобольского.

Образ Волги в творчестве Исая Тобольского.

Образ женщины-матери в творчестве И.Тобольского

Экскурсия в областной музей краеведения. Посещение выставки "Исай Тобольский – поэт, фронтовик, гражданин"

Викторина «Саратов в творчестве И.Тобольского»

Саратовский край в творчестве Н.Е.Палькина

Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам

Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам

Посещение областного театра юного зрителя

Саратов в творчестве Н.Е.Палькина

Саратов в творчестве Н.Е.Палькина

Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование.

Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование.

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей»

Квест «Саратов литературный»

Экскурсия в историко-этнографический музей «Русская старина»

Посещение театра юного зрителя

Квест «Саратов литературный»

Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской

Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург

 

План воспитательной работы


 

п/п

Название мероприятия

Сроки

Направление

Место проведения

1

Туристическая поездка «Саратов-Москва-Тула-Ясная Поляна-Мелихово-Москва-Саратов»

Ноябрь (каникулы)

общеразвивающее

Московская область, Тульская область

2

Посещение музея Радищева

Октябрь (каникулы)

общеразвивающее

Музей Радищева

2

Посещение этнографического музея

Январь (каникулы)

общеразвивающее

Этнографический музей на Ульяновской

3

Поход в театр

Март (каникулы)

общеразвивающее

ТЮЗ

4

Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург

май

общеразвивающее

Г. Санкт-Петербург


 


 

План работы с родителями

п/п

Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Родительское собрание

Внеурочная занятость детей.

Сентябрь, 2016

2

Совместные мероприятия

Туристическая поездка «Саратов-Москва-Тула-Ясная Поляна-Мелихово-Москва-Саратов»

Ноябрь (каникулы)

3

Анкетирование родителей

Результативность занятий

Декабрь, 2016

4

Индивидуальные и групповые консультации

Успехи и достижения ребёнка

По необходимости

5

Педагогический всеобуч

«Литературное краеведение как средство духовно-интеллектуального развития»

Февраль, 20Планируемые результаты деятельности педагога

Требования к знаниям и умениям 1 года обучения

Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:

основные понятия литературного краеведения;

термины, связанные с топонимикой;

жанры устного народного творчества;

взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;

технологию написания текстов экскурсий по литературным местам;

предполагать, какая информация нужна;

выбирать основания для сравнения, классификации объектов;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.

Должен уметь:

применять указанные знания на практике;

концентрировать внимание, ценить время;

исследовать текст на литературном материале Саратовского края

составлять материал для экскурсий по литературным местам.

Требования к знаниям и умениям 2 года обучения

Закончив второй год обучения учащиеся должны знать:

особенности литературного краеведения Саратовского края;

технологию составления карт-схем пройденного web-квеста;

литературно-краеведческий материал, изученный в рамках программы «Литературное краеведение»;

биографии писателей и содержание изученных произведений

характерные особенности эпохи и жизни Саратовского края;

порядок проведения и организацию экскурсий по литературным местам

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Закончив второй год обучения учащиеся должны уметь:

выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;

готовить презентацию по биографии писателя, изученному произведению;

готовить отчёт-презентацию по итогам посещённого мероприятия, экскурсии;

делать сопоставительный анализ при изучении произведений;

работать со справочной литературой, в том числе размещённой в сети Интернет.

Методическое обеспечение программы

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, презентаций, учащиеся готовят презентации по изучаемому литературно-краеведческому материалу.

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и составление текстов экскурсий, экскурсии, туристические поездки, пешеходные прогулки по литературным местам родного края, викторины, квесты, интерактивные игры, интервью, творческие работы и их защита.

Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в зачётных работах.

Учебно-тематический материал по теории и практике литературного краеведения излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных достижений учащегося.

 

Формы и методы реализации программы:

групповые занятия;

квест;

игровая деятельность;

web-квест;

творческая работа;

анализ произведений;

экскурсия;

презентация;

мозговая атака;

туристическая поездка;

поход в театр, музей;

работа с компьютером.

Материально-техническое обеспечение программы

На занятиях используются:

компьютер;

интерактивная доска;

тексты изучаемых произведений.

ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Контролируемые знания и умения

Формы и приемы работы

Сроки проведения

Первый год обучения

1

Самостоятельная работа. Анализ предания «Сколько названий у Волги»

Самостоятельная работа

Сентябрь

2

Анализ литературно-краеведческого материала.

Самостоятельная работа

Декабрь

3

Творческая работа. Как немцы на Волгу попали.

Творческая работа

Март

4

 Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений.

Творческий отчёт

Апрель

Второй год обучения

1

Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

Октябрь

2

К.Федин и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову.

Творческая работа

Декабрь

3

Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской

Творческая работа

Май

Список литературы

Для педагога:

Зеленин К.Д. Восточнославянская этнография. Москва. 1995г. – 456 с.

Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. – 520 с.

Материалы музеев краеведения и этнографии.

Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья», Е. Л. Юнг, Т. Ю. Сторожева, КИЦ «Саратовтелефильм», - «Добродея», 2009. – 140 с.

Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. – 389 с.

Учебник «Волжские сказки, легенды, были», учебное пособие для 5 класса, составитель Л.П.Толкачёва, КИЦ «Саратов телефильм», «Добродея», 2008. – 190 с.

Электронный УМК «Культура народов Поволжья»

Для учащихся:

1. Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.- 210 с.

2 Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954. – 314 с.

3. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. – 405 с.

4. Палькин Н. Е. Избранное. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1981. – 398 с.

5. Предания волгарей// http://edusar.soiro.ru/mod/url/view.php?id=9048

6. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.

7. Топонимический словарь Саратовской области// http://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2014/03/20/toponimicheskiy-slovar-saratovskoy-oblasti

8. Топонимы// http://imja.name/toponimy/toponimy.shtml

9. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946. – 580 с.

Нормативное обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы:

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

Всеобщая декларация прав человека;

Конвенция о правах ребенка;

Конституция РФ (от 12.12.1993);

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №17785.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011., рег. №19707.

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей».

Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н

«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110

«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации