12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Крылова Светлана Григорьевна325 учитель русского языка и литературы Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «Учительская » |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Литературное краеведение»
Государственное бюджетное учреждение Саратовской области
дополнительного образования
«Областной центр экологии, краеведения и туризма»
Рассмотрено на методическом совете Протокол № от г. | Согласовано на педагогическом совете Протокол № от г. | Утверждаю Директор _________ Приказ № от г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
_______________ «Литературное краеведение»__________
(направленность – туристско-краеведческая)
Вид программы: авторская
Возраст обучающихся – 12-15 лет
Сроки реализации – 2 года
______Крылова Светлана Григорьевна Ф.И.О. автора (составителя) педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории |
2016 год
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Направленность объединения – туристско-краеведческая.
Новизна данной программы заключается в использовании интегрированного подхода к изучению русской литературы, краеведения и исследовательской деятельности обучающихся. В нашей области живут представители разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, немцы, украинцы, казахи. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит. Данная программа будет включать в себя изучение фольклорных и литературных произведений разных народов Поволжья, а также этнографических сведений о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.
Целью настоящей программы является формирование у обучающихся представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией, фольклором народов, населяющих Саратовскую область и литературой. Эта программа призвана сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Занятие краеведением открывает большие возможности для проявления творческих способностей обучающихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой России, Саратовского края способствует нравственно-эстетическому воспитанию детей, становлению их гражданственности, формированию патриотических убеждений, активной жизненной позиции гражданина. На занятиях обучающие приобретают новые знания о литературно-краеведческом материале, знакомятся с героическими делами современников, приобщаются к культуре умственного труда, что способствует формированию характера и воспитанию гражданских чувств воспитанников.
Актуальность программы: ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.
Большое значение краеведение имеет в расширении литературного кругозора воспитанников, развитии у них интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.
Литературное краеведение пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины, знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Практическая значимость: участие в поисковой и исследовательской работе помогает воспитанию самостоятельности, творческого подхода к делу. Выполнение заданий по сбору литературно-краеведческих материалов, содействие в охране памятников культуры, активное участие в пропаганде литературного краеведения воспитывают у школьников сознание общественной значимости проводимой ими работы, стремление стать полезным для общества человеком. Посещение мест, воспетых писателями в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы.
В организации образовательного процесса важно использовать элементы литературно-краеведческой работы. Организация выездов, проведение экскурсий, походов выходного дня, участие в краеведческих слетах - все это требует начальной туристско-краеведческой подготовки, что определяет принадлежность настоящей программы к образовательным программам литературно-краеведческой направленности Практические занятия в основном проводятся в выездном режиме и в форме подготовки отчетов, контрольных заданий, которые .проводятся в помещении. По содержанию деятельности литературное краеведение включает историко-литературный компонент - история литературы в Москве, памятники писателям и поэтам на территории города и области. Музейно-краеведческий компонент включает ознакомление с литературными музеями Москвы и Подмосковья.
Творческий компонент представлен:
- самостоятельными творческими работами воспитанников (в т.ч. проекты);
- художественное чтение;
- анализ художественных произведений.
Экскурсионно-краеведческий компонент реализуется в форме практических занятий и имеет в основе посещение музеев и театров в рамках городской программы.
В зависимости от содержания занятий формы работы в объединении могут быть:
лекционная (обзорные беседы педагога или доклады на заданные темы);
семинарская (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
экспедиционная / экскурсионная (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор материалов);
учебно-исследовательская (изучение и классификация собранных материалов, работа над литературой, подготовка докладов , исследовательских работ);
литературно-творческая (дневники, сочинения по темам выездных мероприятий);
оформительская (изготовление наглядных пособий по литературному краеведению, оформление выставки, создание литературной карты);
организаторско-массовая (проведение литературных тематических вечеров, викторин, игр в рамках литературно-краеведческих слётов).
Сочетание указанных видов и форм занятий повышает качество образовательного процесса.
Данная программа литературно-краеведческой направленности, рассчитана на
3 года обучения. Целью программы является всестороннее развитие детей средствами литературного краеведения.
Задачи:
способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности;
повышении мотивации к познавательной деятельности;
дать начальные знания, умения и навыки по самодеятельному туризму;
научить практическому применению знаний по русскому языку и литературы в рамках литературно–краеведческой деятельности;
способствовать социализации обучающихся с помощью коллективных видов литературно-краеведческой работы;
способствовать самоопределению обучающихся в русле традиций русской культуры;
воспитать уважение к родному языку, бережное отношение к слову на основе практической деятельности.;
ознакомить с литературно – краеведческим потенциалом Саратовского региона;
сформировать представление о Саратове как культурном центре
способствовать личностному развитию обучающихся;
способствовать физическому развитию и оздоровлению воспитанников
способствовать формированию чувства ответственности за памятные места нашего Отечества(памятники, музеи, памятники природы и их охрана);
выявление и поддержка развития творческих способностей детей на основе личностно – ориентированного подхода в организации образовательной деятельности
Возрастные особенности обучающихся, участвующих в реализации программы «Литературное краеведение»:
Программа ориентирована на учащихся 12-15 лет, находящихся в подростковом возрасте, в периоде перехода от детства к взрослости. Характерной чертой самосознания подростков является также потребность познать себя как личность, которая вызывает стремление к самоутверждению и воспитанию. Ведущая деятельность подростков – общение в процессе разных видов деятельности, которое в полной мере реализуется в ходе занятий.
1.3. Режим занятий.
Данная программа ориентирована на детей среднего школьного возраста. Общий срок реализации - 3 года. Программа первого года обучения предусматривает 144 учебных часов: 48 часов - теория, 96 часа - практика. Программа второго года обучения - 144 учебных часов: 48 часов - теория, 96 часа - практика. Программа третьего года обучения - учебных часов: 48 часов - теория, 96 часа - практика. Наполняемость группы: 1 год обучения -15 человек; 2 год обучения - 12-13 человек; 3 год обучения – 10 -12 человек.
1.4.Ожидаемые результаты и способы проверки.
1-й год обучения
Должны знать:
технику безопасности на занятиях объединения;
роль и значение литературного краеведения;
литературно-творческие навыки и литературные жанры, их особенности;
художественное своеобразие фольклора;
героический эпос народов, населявших Саратовский край.
Должны уметь:
пользоваться текстовым материалом (читать текст, понимать его, доступно рассказывать);
грамотно излагать свои мысли;
определять тему и идею художественного произведения;
работать с книгой и другими литературными источниками.
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.
2-й год обучения
Должны знать:
взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
историю создания произведений;
биографии писателей, названия и содержание изученных произведений; характеристику героев;
характерные особенности эпохи, жизнь Саратова и Саратовской области, отражённые в изученных произведениях;
жанровые особенности произведения.
Должны уметь:
анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
давать устный и письменный развёрнутые, аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
составлять рассказ об авторе литературного произведения;
подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
работать со справочной и критической литературой.
Итоговый контроль предполагает защиту творческих и исследовательских работ учащихся по изученному материалу.
3-й год обучения
Должны знать
технику безопасности на занятиях объединения;
навыки литературно-краеведческой деятельности;
как обобщать факты, отбрасывать второстепенное;
как создавать словесный портрет литературного героя.
Должны уметь:
пользоваться текстовым материалом;
грамотно излагать свои мысли;
работать в музее, слушать и конспектировать рассказ экскурсовода;
самостоятельно разбираться в экспозиции музея;
составление библиографии по заданной теме.
Учебно-тематическое планирование
Первый этап обучения – общеразвивающий.
Год обучения – 1.
N | Наименование разделов, модулей, тем | Всего | Количество часов | Формы контроля | ||||
Очно | ДОТ | |||||||
Теория | Практика | Сам. работа | Теория | Практика | ||||
1. | Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | Оформленный журнал инструктажа |
2. | Предания волгарей. Ковыли. | 6 | 2 | 2 | 2 | 0 | 0 | презентация |
3. | Топонимика. История Саратовского края в названиях | 32 | 6 | 24 | 2 | 0 | 0 | презентация |
4. | Обитатели Древней Волги. | 4 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | презентация |
5. | Сербы на Волге. Сербский эпос. | 4 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | презентация |
6. | Татары на Волге. Татарские легенды. | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | презентация |
7. | Мифы и легенды Чувашей. | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | презентация |
8. | Предания русского народа. | 10 | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | презентация |
9. | Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья | 10 | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | презентация |
10. | Легенды и мифы казахов Поволжья | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | презентация |
11. | Волжские малороссы и их легенды. | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | презентация |
12. | Легенды и предания калмыков | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | презентация |
13. | Волжские легенды Мари Эл | 6 | 2 | 4 | 0 | 0 | 0 | презентация |
14. | Экскурсии, туристические поездки, походы в театр/музеи | 30 | 30 | 0 | 0 | 0 | 0 | презентация |
144 | 60 | 76 | 8 | 0 | 0 |
Учебно-тематическое планирование
Первый этап обучения – общеразвивающий.
Год обучения – 2.
N | Наименование разделов, модулей, тем | Всего | Количество часов | Формы контроля | ||||
Очно | ДОТ | |||||||
Теория | Практика | Сам. работа | Теория | Практика | ||||
1. | Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ. | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | Оформленный журнал инструктажа |
2. | Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Саратовский край и Н.Г.Чернышевский | 28 | 4 | 22 | 2 | 0 | 0 | презентация |
3. | К.Федин. Судьба и творчество. | 10 | 2 | 8 | 0 | 0 | 0 | презентация |
4. | Саратовский край в жизни А.К.Толстого | 6 | 2 | 4 | 0 | 0 | 0 | презентация |
5. | К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. | 12 | 2 | 10 | 0 | 0 | 0 | презентация |
6. | Исай Тобольский – поэт Саратовской земли | 8 | 2 | 6 | 0 | 0 | 0 | презентация |
7. | Саратовский край в творчестве Н.Е.Палькина | 14 | 2 | 12 | 0 | 0 | 0 | презентация |
8. | Экскурсии по литературным местам, туристические поездки | 36 | 0 | 36 | 0 | 0 | 0 | презентация |
9. | Походы в театры | 8 | 8 | 0 | 0 | 0 | 0 | отзывы |
10. | Квест «Саратов литературный» | 4 | 0 | 4 | 0 | 0 | 0 | фотоотчёт |
11. | Интерактивные игры по литературному краеведению. | 16 | 0 | 16 | 0 | 0 | 0 | Анкетирование-рефлексия |
144 | 34 | 108 | 0 | 2 | 0 |
Календарный учебный график
Первый этап обучения – общеразвивающий.
Год обучения – 1.
N | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 09 | 2 | беседа | 2 | Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ. | Оформленный журнал инструктажа |
2 | 09 | 6 | беседа | 2 | Предания волгарей. | опрос |
3 | 09 | 9 | беседа | 2 | Предания волгарей. Ковыли. Работа с текстом. | опрос |
4 | 09 | 13 | Мозговая атака | 2 | Самостоятельная работа. Анализ предания «Сколько названий у Волги» | презентация |
5 | 09 | 16 | лекция | 2 | Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория. | опрос |
6 | 09 | 20 | Лекция с элементами беседы | 2 | Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория. | опрос |
7 | 09 | 23 | Лекция с элементами беседы | 2 | Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория. | опрос |
8 | 09 | 27 | беседа | 2 | Топонимы, имеющие антропонимическое происхождение (от имен и фамилий) | опрос |
9 | 10 | 4 | Круглый стол | 2 | Топонимы, получившие название по фамилиям первопоселенцев: Ивановка, Жадовка, Куриловка, Мокроус, Палассовка, Семеновка, Сторожевка | презентация |
10 | 10 | 7 | Круглый стол | 2 | Топонимы, получившие название от фамилии владельцев земель: Полчаниновка, Ртищево (помещики Полчанинов, Ртищев), Кологривовка (по фамилии саратовского воеводы) | презентация |
11 | 10 | 11 | Круглый стол | 2 | Топонимы-мемориалы, увековечивающие память о видных исторических деятелях | презентация |
12 | 10 | 14 | Мозговая атака | 2 | Загадки топонимики Саратовского края | опрос |
13 | 10 | 18 | Круглый стол | 2 | Литературные имена улиц Саратова | опрос |
14 | 10 | 21 | Круглый стол | 2 | Литературные имена улиц Саратова | презентация |
15 | 10 | 25 | Круглый стол | 2 | Литературные имена улиц Саратова | презентация |
16 | 10 | 28 | Круглый стол | 2 | Литературные имена улиц Саратова | презентация |
17 | 11 | 1 | экскурсия | 5 | Туристическая в г. Тулу. | отчёт-презентация |
18 | 11 | 2 | экскурсия | 5 | Туристическая поездка в Ясную Поляну (музей-усадьбу Л.Н.Толстого) | отчёт-презентация |
19 | 11 | 3 | экскурсия | 4 | Туристическая поездка в Мелихово (музей-усадьба А.П.Чехова) | отчёт-презентация |
20 | 11 | 25 | Мозговая атака | 2 | Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области. | презентация |
21 | 12 | 2 | Мозговая атака | 2 | Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области | презентация |
22 | 12 | 6 | Мозговая атака | 2 | Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области | презентация |
23 | 12 | 9 | Мозговая атака | 2 | Самостоятельная работа. Анализ литературно-краеведческого материала. | Самостоятельная работа |
24 | 12 | 13 | беседа | 2 | Обитатели Древней Волги.Теория. | опрос |
25 | 12 | 16 | Мозговая атака | 2 | Обитатели Древней Волги. Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа |
26 | 12 | 20 | беседа | 2 | Сербы на Волге. Сербский эпос. | опрос |
27 | 12 | 23 | Мозговая атака | 2 | Сербы на Волге. Сербский эпос. Самостоятельный анализ эпического произведения. | Самостоятельная работа |
28 | 12 | 27 | беседа | 2 | Сербские сказки. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. | опрос |
29 | 01 | 6 | Мозговая атака | 2 | Творческая работа. Образ автора сербских сказок | Творческая работа. |
30 | 01 | 10 | беседа | 2 | Татары на Волге. Татарские легенды. Теория. | опрос |
31 | 01 | 13 | беседа | 2 | Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Связь времён. | опрос |
32 | 01 | 17 | Мозговая атака | 2 | Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Сопоставительный анализ. | Творческая работа |
33 | 01 | 20 | Мозговая атака | 2 | Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Web-квест. | Карта-схема пройденного квеста |
34 | 01 | 24 | Лекция с элементами беседы | 2 | Мифы и легенды чувашей. Теория | опрос |
35 | 01 | 27 | экскурсия | 2 | Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. | отчёт-презентация |
36 | 01 | 31 | экскурсия | 2 | Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. | отчёт-презентация |
37 | 02 | 3 | Мозговая атака | 2 | Мифы и легенды Чувашей. Сопоставительный анализ. | отчёт-презентация |
38 | 02 | 7 | беседа | 2 | Предания русского народа. Теория. | опрос |
39 | 02 | 10 | беседа | 2 | Особенности преданий русского народа Саратовского края. | опрос |
40 | 02 | 14 | экскурсия | 2 | Предания русского народа. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. | отчёт-презентация |
41 | 02 | 17 | экскурсия | 2 | Предания русского народа Экскурсионное занятие в этнографическом музее. | отчёт-презентация |
42 | 02 | 21 | Мозговая атака | 2 | Предания русского народа. Web-квест. | Карта-схема пройденного квеста |
43 | 02 | 24 | беседа | 2 | Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Теория. | опрос |
44 | 02 | 28 | экскурсия | 2 | Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. | отчёт-презентация |
45 | 03 | 3 | экскурсия | 2 | Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. | отчёт-презентация |
46 | 03 | 7 | Мозговая атака | 2 | Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. | опрос |
47 | 03 | 10 | Мозговая атака | 2 | Творческая работа. Как немцы на Волгу попали. | Творческая работа |
48 | 03 | 14 | беседа | 2 | Легенды и мифы казахов Поволжья. Теория. | опрос |
49 | 03 | 17 | Семинар | 2 | Легенда о ЕрКаптагае. | опрос |
50 | 03 | 21 | Мозговая атака | 1 | Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах». | опрос |
51 | 03 | 24 | Мозговая атака | 1 | Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах». | опрос |
52 | 03 | 28 | Поход в театр/музей | 4 | Посещение театра/музея | опрос |
53 | 04 | 4 | Мозговая атака | 2 | Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. | Творческая работа |
54 | 04 | 7 | Лекция с элементами беседы | 2 | Волжские малороссы и их легенды. «Откуда есть пошла украинская земля?». Теория. | опрос |
55 | 04 | 11 | Инсценировка | 2 | Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений. | Творческий отчёт |
56 | 04 | 14 | Инсценировка | 2 | Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений. | Творческий отчёт |
57 | 04 | 18 | экскурсия | 2 | Волжские малороссы и их легенды. Экскурсионное занятие в краеведческом музее. | отчёт-презентация |
58 | 04 | 21 | Лекция с элементами беседы | 2 | Легенды и предания калмыков. Теория | опрос |
59 | 04 | 25 | Мозговая атака | 2 | Легенды и предания калмыков. Анализ преданий "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца" | опрос |
60 | 04 | 28 | Круглый стол | 2 | Легенды и предания калмыков. Анализ преданий "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца" | опрос |
61 | 05 | 2 | Мозговая атака | 2 | Легенды и предания калмыков. Web-квест. | Карта-схема пройденного квеста |
62 | 05 | 5 | Лекция с элементами беседы | 2 | Волжские легенды Мари Эл. Теория | опрос |
63 | 05 | 12 | Мозговая атака | 2 | Волжские легенды Мари Эл. «Онар-богатырь», «Непобеждённая Ветлуга» | опрос |
64 | 05 | 16 | Мозговая атака | 2 | Волжские легенды Мари Эл. Web- квест | Карта-схема пройденного квеста |
65 | 05 | 26 | экскурсия | 4 | Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург | отчёт-презентация |
66 | 05 | 27 | экскурсия | 4 | Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург | отчёт-презентация |
67 | 05 | 28 | экскурсия | 3 | Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург | отчёт-презентация |
Календарный учебный график
Первый этап обучения – общеразвивающий.
Год обучения – 2.
N | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | 09 | 2 | беседа | 2 | Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ. | опрос |
2 | 09 | 6 | беседа | 2 | Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория | опрос |
3 | 09 | 9 | беседа | 2 | Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория | опрос |
4 | 09 | 13 | Мозговая атака | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Сбор информации. | опрос |
5 | 09 | 16 | Мозговая атака | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Web-квест | Карта-схема пройденного квеста |
6 | 09 | 20 | Лекция с элементами беседы | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Web-квест | Карта-схема пройденного квеста |
7 | 09 | 23 | Квест-экскурсия | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Квест «В поисках утраченной рукописи» | фотоотчёт |
8 | 09 | 27 | Квест-экскурсия | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Квест «В поисках утраченной рукописи» | фотоотчёт |
9 | 10 | 4 | беседа | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы. | опрос |
10 | 10 | 7 | Круглый стол | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Саратовские страницы в жизни писателя. | опрос |
11 | 10 | 11 | беседа | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы. | опрос |
12 | 10 | 14 | беседа | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки. | опрос |
13 | 10 | 18 | Мозговая атака | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки. Работа с мемуарами. | опрос |
14 | 10 | 21 | Экскурсия | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Прогулка «с Чернышевским» по памятным местам. | презентация |
15 | 10 | 25 | Поход в театр | 2 | Посещение областного театра оперы и балета. | опрос |
16 | 10 | 28 | Мозговая атака | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Работа с архивом фотографий старого Саратова. | презентация |
17 | 11 | 1 | Самостоятельная работа | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
18 | 11 | 8 | Самостоятельная работа | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
19 | 11 | 11 | Мозговая атака | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
20 | 11 | 15 | Защита творческой работы | 2 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. | зачёт |
21 | 11 | 18 | Интерактивная игра | 2 | «Что можно узнать из газет эпохи Н.Г.Чернышевского» | опрос |
22 | 11 | 22 | Лекция с элементами беседы | 2 | К.Федин. Судьба и творчество. Теория | опрос |
23 | 11 | 25 | Экскурсия | 2 | К.Федин. Судьба и творчество. Занятие на базе музея | опрос |
24 | 11 | 29 | Мозговая атака | 2 | К.Федин. Судьба и творчество. Образ Волги в творчестве писателя. | опрос |
25 | 12 | 2 | Поход в театр | 2 | Посещение театра юного зрителя | опрос |
26 | 12 | 6 | Мозговая атака | 2 | К.Федин. Судьба и творчество. Образ Саратова в творчестве писателя. | опрос |
27 | 12 | 9 | Экскурсия | 2 | Прогулка с «К.Фединым» по памятным местам | презентация |
28 | 12 | 13 | Самостоятельная работа | 2 | К.Федин и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
29 | 12 | 16 | Защита творческой работы | 2 | К.Федин и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. | зачёт |
30 | 12 | 20 | Интерактивная игра | 2 | Викторина по произведениям К.Федина. | опрос |
31 | 12 | 23 | Лекция с элементами беседы | 2 | Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Теория. | опрос |
32 | 12 | 27 | Просмотр спектакля | 2 | Просмотр записи спектакля «Кукушкины слёзы» по пьесе А.Толстого на сцене саратовского театра драмы | опрос |
33 | 01 | 6 | Самостоятельная работа | 2 | Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Составление экскурсии-презентации по литературным местам нашего земляка. | Творческая работа |
34 | 01 | 10 | Лекция с элементами беседы | 2 | К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. | опрос |
35 | 01 | 13 | Экскурсия | 2 | К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. Прогулка по памятным местам (ул. Мичурина, парк «Липки») | презентация |
36 | 01 | 17 | Самостоятельная работа | 2 | К.Симонов и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
37 | 01 | 20 | Самостоятельная работа | 2 | К.Симонов и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
38 | 01 | 24 | Защита творческой работы | 2 | К.Симонов и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. | зачёт |
39 | 01 | 27 | Самостоятельная работа | 2 | А.Вознесенский и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа |
40 | 01 | 31 | Защита творческой работы | 2 | А.Вознесенский и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. | зачёт |
41 | 02 | 3 | Интерактивная игра | 2 | «Путешествие в мир поэзии К.Симонова и А.Вознесенского» | опрос |
42 | 02 | 7 | Лекция с элементами беседы | 2 | Исай Тобольский – поэт Саратовской земли. Теория | опрос |
43 | 02 | 10 | беседа | 2 | Поэзия правды Исая Тобольского. | опрос |
44 | 02 | 14 | Мозговая атака | 2 | Образ Волги в творчестве Исая Тобольского. | опрос |
45 | 02 | 17 | беседа | 2 | Образ женщины-матери в творчестве И.Тобольского | опрос |
46 | 02 | 21 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в областной музей краеведения. Посещение выставки "Исай Тобольский – поэт, фронтовик, гражданин" | презентация |
47 | 02 | 24 | Интерактивная игра | 2 | Викторина «Саратов в творчестве И.Тобольского» | опрос |
48 | 02 | 28 | Лекция с элементами беседы | 2 | Саратовский край в творчестве Н.Е.Палькина | опрос |
49 | 03 | 3 | Экскурсия | 2 | Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам | презентация |
50 | 03 | 7 | Экскурсия | 2 | Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам | опрос |
51 | 03 | 10 | Поход в театр | 2 | Посещение областного театра юного зрителя | опрос |
52 | 03 | 14 | Мозговая атака | 2 | Саратов в творчестве Н.Е.Палькина | опрос |
53 | 03 | 17 | беседа | 2 | Саратов в творчестве Н.Е.Палькина | опрос |
54 | 03 | 21 | беседа | 2 | Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование. | интервью |
55 | 03 | 24 | беседа | 2 | Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование. | интервью |
56 | 03 | 28 | Интерактивная игра | 2 | Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» | опрос |
57 | 04 | 4 | Интерактивная игра | 2 | Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» | опрос |
58 | 04 | 7 | Интерактивная игра | 2 | Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» | опрос |
59 | 04 | 11 | Интерактивная игра | 2 | Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» | опрос |
60 | 04 | 14 | Квест | 2 | Квест «Саратов литературный» | опрос |
61 | 04 | 18 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в историко-этнографический музей «Русская старина» | опрос |
62 | 04 | 21 | Экскурсия | 2 | Экскурсия в историко-этнографический музей «Русская старина» | опрос |
63 | 04 | 25 | Поход в театр | 2 | Посещение театра юного зрителя | опрос |
64 | 04 | 28 | Квест | 2 | Квест «Саратов литературный» | опрос |
65 | 05 | 5 | Творческая работа | 1 | Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской. | опрос |
66 | 05 | 12 | Творческая работа | 1 | Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской | Творческая работа |
67 | 05 | 16 | Защита творческой работы | 1 | Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской | зачёт |
68 | 05 | 19 | Защита творческой работы | 1 | Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской | зачёт |
69 | 05 | 26 | экскурсия | 4 | Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург | отчёт-презентация |
70 | 05 | 27 | экскурсия | 4 | Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург | отчёт-презентация |
71 | 05 | 28 | экскурсия | 4 | Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург | отчёт-презентация |
СОДЕРЖАНИЕ
I этап обучения – общеразвивающий
1 год обучения
Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ. |
Предания волгарей. |
Предания волгарей. Ковыли. Работа с текстом. |
Самостоятельная работа. Анализ предания «Сколько названий у Волги» |
Топонимика. История Саратовского края в названиях. Теория. |
Топонимы, имеющие антропонимическое происхождение (от имен и фамилий) |
Топонимы, получившие название по фамилиям первопоселенцев: Ивановка, Жадовка, Куриловка, Мокроус, Палассовка, Семеновка, Сторожевка |
Топонимы, получившие название от фамилии владельцев земель: Полчаниновка, Ртищево (помещики Полчанинов, Ртищев), Кологривовка (по фамилии саратовского воеводы) |
Топонимы-мемориалы, увековечивающие память о видных исторических деятелях |
Загадки топонимики Саратовского края |
Литературные имена улиц Саратова |
Туристическая в г. Тулу. |
Туристическая поездка в Ясную Поляну (музей-усадьбу Л.Н.Толстого) |
Туристическая поездка в Мелихово (музей-усадьба А.П.Чехова) |
Занятие-исследование. Литературные имена улиц населённых пунктов Саратовской области |
Самостоятельная работа. Анализ литературно-краеведческого материала. |
Обитатели Древней Волги.Теория. |
Обитатели Древней Волги. Самостоятельная работа. |
Сербы на Волге. Сербский эпос. |
Сербы на Волге. Сербский эпос. Самостоятельный анализ эпического произведения. |
Сербские сказки. Особенности манеры их исполнения. Нравственные идеалы в сказках. |
Творческая работа. Образ автора сербских сказок |
Татары на Волге. Татарские легенды. Теория. |
Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Связь времён. |
Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Сопоставительный анализ. |
Практика. Татары на Волге. Татарские легенды. Web-квест. |
Мифы и легенды чувашей. Теория |
Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. |
Мифы и легенды Чувашей. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. |
Мифы и легенды Чувашей. Сопоставительный анализ. |
Предания русского народа. Теория. |
Особенности преданий русского народа Саратовского края. |
Предания русского народа. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. |
Предания русского народа Экскурсионное занятие в этнографическом музее. |
Предания русского народа. Web-квест. |
Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Теория. |
Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. |
Немцы на Волге. Сказания о немцах Поволжья. Экскурсионное занятие в этнографическом музее. |
Борис Пильняк. «Немецкая история». Роль фольклорных вставок в произведении. |
Творческая работа. Как немцы на Волгу попали. |
Легенды и мифы казахов Поволжья. Теория. |
Легенда о ЕрКаптагае. |
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах». |
Быт и обычаи казахского народа в сказаниях и легендах. Сюжет, герои. «Сказания об орлах». |
Посещение театра/музея |
Творческая работа. Волжские просторы в легендах казахского народа. |
Волжские малороссы и их легенды. «Откуда есть пошла украинская земля?». Теория. |
Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений. |
Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений. |
Волжские малороссы и их легенды. Экскурсионное занятие в краеведческом музее. |
Легенды и предания калмыков. Теория |
Легенды и предания калмыков. Анализ преданий "Как ленивый старик работать стал", "Три мудреца" |
Легенды и предания калмыков. Web-квест. |
Волжские легенды Мари Эл. Теория |
Волжские легенды Мари Эл. «Онар-богатырь», «Непобеждённая Ветлуга» |
Волжские легенды Мари Эл. Web- квест |
Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург |
I этап обучения – общеразвивающий
2 год обучения.
Введение в литературное краеведение. Инструктаж по ТБ. |
Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория |
Н,Г.Чернышевский. Личность. Судьба. Творчество. Теория |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Сбор информации. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Web-квест |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Квест «В поисках утраченной рукописи» |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Саратовские страницы в жизни писателя. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе музея-усадьбы. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Занятие на базе библиотеки. Работа с мемуарами. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Прогулка «с Чернышевским» по памятным местам. |
Посещение областного театра оперы и балета. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Работа с архивом фотографий старого Саратова. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову. |
Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. |
«Что можно узнать из газет эпохи Н.Г.Чернышевского» |
К.Федин. Судьба и творчество. Теория |
К.Федин. Судьба и творчество. Занятие на базе музея |
К.Федин. Судьба и творчество. Образ Волги в творчестве писателя. |
Посещение театра юного зрителя |
К.Федин. Судьба и творчество. Образ Саратова в творчестве писателя. |
Прогулка с «К.Фединым» по памятным местам |
К.Федин и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. |
К.Федин и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. |
Викторина по произведениям К.Федина. |
Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Теория. |
Просмотр записи спектакля «Кукушкины слёзы» по пьесе А.Толстого на сцене саратовского театра драмы |
Саратовский край в жизни А.К.Толстого. Составление экскурсии-презентации по литературным местам нашего земляка. |
К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. |
К.Симонов и А.Вознесенский. Саратовские страницы в жизни писателей. Прогулка по памятным местам (ул. Мичурина, парк «Липки») |
К.Симонов и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. |
К.Симонов и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. |
А.Вознесенский и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. |
А.Вознесенский и Саратов. Защита-презентация текста экскурсии по Саратову. |
«Путешествие в мир поэзии К.Симонова и А.Вознесенского» |
Исай Тобольский – поэт Саратовской земли. Теория |
Поэзия правды Исая Тобольского. |
Образ Волги в творчестве Исая Тобольского. |
Образ женщины-матери в творчестве И.Тобольского |
Экскурсия в областной музей краеведения. Посещение выставки "Исай Тобольский – поэт, фронтовик, гражданин" |
Викторина «Саратов в творчестве И.Тобольского» |
Саратовский край в творчестве Н.Е.Палькина |
Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам |
Н.Е.Палькин. Экскурсия по памятным местам |
Посещение областного театра юного зрителя |
Саратов в творчестве Н.Е.Палькина |
Саратов в творчестве Н.Е.Палькина |
Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование. |
Встреча с дочерью и вдовой Н.Е.Палькина. Интервьюирование. |
Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» |
Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» |
Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» |
Литературный марафон «По страницам книг саратовских писателей» |
Квест «Саратов литературный» |
Экскурсия в историко-этнографический музей «Русская старина» |
Посещение театра юного зрителя |
Квест «Саратов литературный» |
Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской |
Туристическая поездка в г. Санкт-Петербург |
План воспитательной работы
№ п/п | Название мероприятия | Сроки | Направление | Место проведения |
1 | Туристическая поездка «Саратов-Москва-Тула-Ясная Поляна-Мелихово-Москва-Саратов» | Ноябрь (каникулы) | общеразвивающее | Московская область, Тульская область |
2 | Посещение музея Радищева | Октябрь (каникулы) | общеразвивающее | Музей Радищева |
2 | Посещение этнографического музея | Январь (каникулы) | общеразвивающее | Этнографический музей на Ульяновской |
3 | Поход в театр | Март (каникулы) | общеразвивающее | ТЮЗ |
4 | Экскурсионная поездка в Санкт-Петербург | май | общеразвивающее | Г. Санкт-Петербург |
План работы с родителями
№ п/п | Формы взаимодействия | Тема | Сроки |
1 | Родительское собрание | Внеурочная занятость детей. | Сентябрь, 2016 |
2 | Совместные мероприятия | Туристическая поездка «Саратов-Москва-Тула-Ясная Поляна-Мелихово-Москва-Саратов» | Ноябрь (каникулы) |
3 | Анкетирование родителей | Результативность занятий | Декабрь, 2016 |
4 | Индивидуальные и групповые консультации | Успехи и достижения ребёнка | По необходимости |
5 | Педагогический всеобуч | «Литературное краеведение как средство духовно-интеллектуального развития» | Февраль, 20Планируемые результаты деятельности педагога |
Требования к знаниям и умениям 1 года обучения
Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:
основные понятия литературного краеведения;
термины, связанные с топонимикой;
жанры устного народного творчества;
взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
технологию написания текстов экскурсий по литературным местам;
предполагать, какая информация нужна;
выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Должен уметь:
применять указанные знания на практике;
концентрировать внимание, ценить время;
исследовать текст на литературном материале Саратовского края
составлять материал для экскурсий по литературным местам.
Требования к знаниям и умениям 2 года обучения
Закончив второй год обучения учащиеся должны знать:
особенности литературного краеведения Саратовского края;
технологию составления карт-схем пройденного web-квеста;
литературно-краеведческий материал, изученный в рамках программы «Литературное краеведение»;
биографии писателей и содержание изученных произведений
характерные особенности эпохи и жизни Саратовского края;
порядок проведения и организацию экскурсий по литературным местам
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
Закончив второй год обучения учащиеся должны уметь:
выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
готовить презентацию по биографии писателя, изученному произведению;
готовить отчёт-презентацию по итогам посещённого мероприятия, экскурсии;
делать сопоставительный анализ при изучении произведений;
работать со справочной литературой, в том числе размещённой в сети Интернет.
Методическое обеспечение программы
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, бесед, презентаций, учащиеся готовят презентации по изучаемому литературно-краеведческому материалу.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и составление текстов экскурсий, экскурсии, туристические поездки, пешеходные прогулки по литературным местам родного края, викторины, квесты, интерактивные игры, интервью, творческие работы и их защита.
Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в зачётных работах.
Учебно-тематический материал по теории и практике литературного краеведения излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных достижений учащегося.
Формы и методы реализации программы:
групповые занятия;
квест;
игровая деятельность;
web-квест;
творческая работа;
анализ произведений;
экскурсия;
презентация;
мозговая атака;
туристическая поездка;
поход в театр, музей;
работа с компьютером.
Материально-техническое обеспечение программы
На занятиях используются:
компьютер;
интерактивная доска;
тексты изучаемых произведений.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
№ | Контролируемые знания и умения | Формы и приемы работы | Сроки проведения |
Первый год обучения | |||
1 | Самостоятельная работа. Анализ предания «Сколько названий у Волги» | Самостоятельная работа | Сентябрь |
2 | Анализ литературно-краеведческого материала. | Самостоятельная работа | Декабрь |
3 | Творческая работа. Как немцы на Волгу попали. | Творческая работа | Март |
4 | Обрядовая поэзия малоросов. Инсценирование поэтических произведений. | Творческий отчёт | Апрель |
Второй год обучения | |||
1 | Саратовский край и Н.Г.Чернышевский. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа | Октябрь |
2 | К.Федин и Саратов. Составление текста экскурсии по Саратову. | Творческая работа | Декабрь |
3 | Творческая работа. Николай Палькин – поэт земли Саратовской | Творческая работа | Май |
Список литературы
Для педагога:
Зеленин К.Д. Восточнославянская этнография. Москва. 1995г. – 456 с.
Культура и искусство Поволжья: Межвузовский сборник научных статей. - Саратов. Государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2002. – 520 с.
Материалы музеев краеведения и этнографии.
Методические рекомендации и этнографические материалы для проведения занятий по программе «Культура народов Поволжья», Е. Л. Юнг, Т. Ю. Сторожева, КИЦ «Саратовтелефильм», - «Добродея», 2009. – 140 с.
Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней. /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. – 389 с.
Учебник «Волжские сказки, легенды, были», учебное пособие для 5 класса, составитель Л.П.Толкачёва, КИЦ «Саратов телефильм», «Добродея», 2008. – 190 с.
Электронный УМК «Культура народов Поволжья»
Для учащихся:
1. Волжские сказки. - Саратовское издательство: "Надежда", 1993.- 210 с.
2 Волга - река русская. - Саратовское книжное издательство, 1954. – 314 с.
3. Мифы, легенды, сказания, быт и обычаи народов, проживавших на берегах великой реки с древнейших времен до наших дней /Сост. В.И. Вардугин. - Саратов: "Надежда", 1996. – 405 с.
4. Палькин Н. Е. Избранное. Саратов. Приволжское книжное издательство. 1981. – 398 с.
5. Предания волгарей//
6. Сказки Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1937.
7. Топонимический словарь Саратовской области// http://nsportal.ru/vuz/filologicheskie-nauki/library/2014/03/20/toponimicheskiy-slovar-saratovskoy-oblasti
8. Топонимы// http://imja.name/toponimy/toponimy.shtml
9. Фольклор Саратовской области. - Саратовское областное издательство, 1946. – 580 с.
Нормативное обеспечение общеобразовательной общеразвивающей программы:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ (от 12.12.1993);
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. №17785.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011., рег. №19707.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726 – р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей».
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;
Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н
«Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;