Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на тему «Инфознайка»

1
0
Материал опубликован 4 April

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»

 


 


 


 


 


 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ общеразвивающая ПРОГРАММА

«ИНФОЗНАЙКА

(компьютер для дошкольников)»

Срок реализации – 1 год

Возраст обучающихся – 5 – 7 лет

Направленность – техническая

Уровень освоения - стартовый

 

 

Составитель:

педагог дополнительного образования

Чаваев Рауф Шамилевич

 

 


 


 


 


 


 


 

Владикавказ, 2023г

Содержание

 

1.Аннотация 3

2. Пояснительная записка 4

адресат программы

направленность программы

нормативно – правовая база

новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

отличительные особенности

цель, задачи программы

планируемые результаты программы

срок реализации программы

формы и режим занятий

формы подведения итогов реализации программы

3. Учебно – тематический план 13

4. Содержание программы 15

5. Материально – техническое обеспечение программы 20

6. Методическое обеспечение программы 21

7. Приложение 1. Диагностика 25

8. Приложение 2. Проверочные карты 28

7. Список используемой литературы 30

 

Аннотация

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников) имеет техническую направленность. Программа ориентирована на решение актуальной проблемы развития сферы образования на основе информационных технологий, удовлетворение познавательного интереса обучающихся посредством овладения основами работы с персональным компьютером, развития творческих и интеллектуальных способностей, нравственных качеств обучающихся. Программа знакомит с общими сведениями об устройстве компьютеров и их возможностях, файловой системе персонального компьютера. Практическая часть программы направлена на работу с графическим и текстовым редакторами. Программа объединения отвечает вызовам информационного общества, которое диктует современному образованию имидж человека XXI века, основными качествами которого являются: ориентированность на знания и использование новых технологий, активное стремление расширить жизненный горизонт, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Программа рассчитана на один год обучения, возраст обучающихся 5-7 лет.

 


 

«Овладевать знаниями надо в детстве,

ибо то, что будет запечатлено в

раннем возрасте останется в

памяти навсегда»

(Шамс ад-Дин Муззафар).

 

Пояснительная записка

 

Мир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать, не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями. В связи с этим знакомство с новыми компьютерными технологиями в дошкольном возрасте считается оправданным.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Программа по компьютерной грамотности ««ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников)» (далее – программа) построена по методу последовательного углубления и усложнения материала. Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является комплексность, непрерывность и преемственность в обучении.

 

Адресат программы

Программа ««ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников)» рассчитана для детей 5-7 лет, на 1 год обучения и реализуется с детьми дошкольного возраста в игровой форме и совместной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. Программа рекомендована для реализации в рамках учебного плана объединения комплексного раннего развития дошкольников.

 

Направленность Программы:

Реализуемая дополнительная общеобразовательная программа «ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников) – технической направленности, т.к. включает опыт освоения информационных технологий, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.

Образовательная программа дополнительного образования детей «ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников) разработана в соответствии с нормативно – правовой документацией:

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) (ред. от 02.07.2021);

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2021);

Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Распоряжение Правительства РФ от 23.01.2021 № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года»;

Постановление главного государственного врача Российской Федерации об утверждении санитарных правил С.П.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.21 № 652-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (редакция 30.09.2020);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» в ред. от 02.01.2021 №38;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».

Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».

Письмо от 18.08.2017 № 09-1672 Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ, которым утверждены Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242)

Уставом МАУДО ЦДО г.Владикавказа

 

Новизна программы

Состоит в том, что она построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи в поиске своего места в современном информационном мире. В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира.

 

Актуальность программы

Состоит в том, что с переходом современного общества к информатизации и массовой коммуникации одним из важнейших аспектов деятельности учащегося становится умение оперативно и качественно работать с информацией и информационными технологиями, привлекая для этого современные средства и методы. Она развивает логическое, алгоритмическое и системное мышление учащихся, которое будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое и на других занятиях. Накопление опыта в применении компьютера, как инструмента информационной деятельности, подводит учащихся (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.

 

Педагогическая целесообразность

Развитие вычислительной техники настолько стремительно и разнообразно, что даже в рамках технического объединения невозможно угнаться за ее достижениями, и то, что было передовым сегодня в области вычислительной техники, через 5-6 лет становится безнадежно устаревшим. Поэтому главной задачей объединения считается не только освоение каких-то навыков работы с современной вычислительной техникой, но и выработка потребности у ребенка самостоятельно работать с книгой, самим интересоваться новыми достижениями, быть в курсе последних разработок. Только в этом случае они смогут идти в ногу с развитием вычислительной техники. И навыки, полученные на занятиях, не пропадут даром, а приумножатся и для многих ребят станут начальной ступенькой на жизненном пути.

 

Отличительная особенность программы

Программа «ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников) модифицированная. Данная программа создана на основе нескольких программ:

«Основы компьютерной грамотности». Автор Минвелян И.Л, г. Ханты-Мансийск,2012 ,

«Основы компьютерной грамотности». Автор Кучерявый С.Н., г. Москва,2008,

«Дошколенок +компьютер». Авторы Т.Пономаренко, Л.Расторгуева.

Данная программа отличается от существующих программ тем, что рассчитана на приобретение детьми старшего дошкольного возраста практических навыков работы с компьютером. Темы занятий построены по принципу интегрирования учебных областей «компьютер» и «окружающий мир», таким образом, у детей повышается мотивация к посещению занятий, решается задача всестороннего развития ребенка. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме.

 

Цель программы: формирование базовых навыков работы на персональном компьютере, создание благоприятных условий для развития творческих способностей, математического и логического мышления.

Для достижения целей программы значение имеют:

создание условий развития ребенка в процессе обучения;

творческая организация процесса обучения и воспитания;

максимальное сочетание разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста;

разнообразное использование образовательного материала позволяет развивать творческий потенциал ребенка в соответствии с индивидуальными наклонностями.

Основными задачами являются:

Образовательные:

Формирование у обучающихся общего представления о компьютере;

Овладение обучающимися новыми информационными технологиями;

Ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами;

Формирование элементарных навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word»; элементарных математических представлений;

Формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;

Развивающие:

Создание условий для развития логического мышления учащихся, памяти, внимания и наблюдательности;

Предоставление возможности обучающимся применять теоретические знания на практике;

Развитие логики, комбинативного мышления, речи, творческих способностей, сенсорных возможностей и эмоционально волевой сферы.

Воспитательные:

Воспитание общественно значимых качеств личности человека;

Приобщение обучающихся к информационно-коммуникативной культуре;

Предоставление возможности для самовыражения, самовоспитания и самообучаемости;

Воспитание настойчивости, самоорганизации, аккуратности.

 

Планируемые результаты программы

Предметные результаты (образовательные):

Знание техники безопасности в компьютерном кабинете и при работе на ПК;

Основные устройства ПК;

Названия и функциональное назначение, основные характеристики устройств компьютера;

Умение воспринимать и анализировать информацию с экрана;

Умение работать с клавиатурой и «мышью»;

Умение работать с текстовым редактором MS WORD.

Назначение и работу графического редактора PAINT;

Назначение и работу копировальной техники;

Иметь знания по предметным областям «Окружающий мир», «Основы математических предствлений», «Обучение грамоте» (в рамках интегрированного обучения).

 

Метапредметные результаты (развивающие):

Умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;

Развитие навыков работы с информацией;

Развитие логического мышления, памяти, внимания и наблюдательности, комбинативного мышления, речи, творческих способностей, сенсорных возможностей и эмоционально волевой сферы.

Умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;

 

Личностные результаты (воспитательные):

Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;

Развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.

 

Срок реализации программы: 1 год

Совокупная продолжительность реализации программы 36 часов

Схема возрастного и количественного распределения детей по группам:

 

Год обучения

Кол-во учебных групп

Возраст обучающихся

Кол-во обучающихся в группах

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность одного занятия (час)

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

I

4

5-7 лет

30

1

1

1

36

 

Формы и режим занятий:

Форма обучения – групповая, очная с возможностью дистанционных занятий. Количество обучающихся в группе – не более 10 человек.

Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией, игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и итоговое занятие.

Итоговые занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных и групповых творческих заданий, а также опроса по изученному материалу.

Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один. Занятия включают элементы игры, использование чередования теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.

Режим занятий в соответствии с нормами САНПиН 2.4.4.3172 – 14:

1 год обучения – 1 раз в неделю по 1 занятию по 30 мин.

 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Для определения готовности детей к работе на компьютере и усвоению программы проводится входящая диагностика с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Она позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Диагностика проводится 3 раза в год.

В начале года (август, начало сентября) определяется общий уровень развития ребенка.

1) Изучение личности:

·    изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;

·    изучение самоконтроля.

2) Изучение познавательной сферы:

·    оценка уровня общего психического развития;

·    изучение объема произвольного внимания;

·    изучение устойчивости и распределения внимания;

·    изучение зрительной и слуховой памяти;

·    изучение оригинальности воображения;

·    изучение словесно-логического, наглядно-схематического мышления;

·    изучение умственной работоспособности.

3) Изучение физического развития:

·    изучение скорости движений и уровня развития координации кисти.

В середине года (декабрь, январь) проводится диагностика развития речи:

·    изучение грамматического строя и звуковой стороны речи;

·    изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;

·    изучение коммуникативных умений.

В конце года (апрель, май) проводится диагностика для определения прогресса в развитии ребенка за год, уровень эмоциональной, интеллектуальной и физической готовности к школе.

1) Изучение личности:

·    изучение умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого;

·    изучение целенаправленности деятельности.

2) Изучение познавательной сферы:

·    оценка уровня общего психического развития (сравнение с результатами первой диагностики);

·    изучение общей способности к обучению;

·    изучение устойчивости внимания;

·    изучение объема памяти;

·    изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;

·    изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.

3) Изучение физического развития:

·    изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки.

В течение каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома, а также рекомендации по разучиванию и проведению упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики в домашней обстановке.

Для контроля над усвоением знаний проводятся контрольные занятия, игры, ребусы и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без него). Также используются формы оценки усвоения теоретического материала - опрос, беседы, формы оценки полученных навыков - выполнение практического задания, собственные творческие проекты.

Учебно – тематический план

 

Перечень разделов тем

Теория

часы

Практика часы

Всего часы

 

Здравствуй, класс компьютерный. 

0,5

0,5

1

 

Наш компьютер – верный друг. Устройство компьютера.

0,5

0,5

1

 

Устройство «монитор».

Дни недели.

0,5

0,5

1

 

Манипулятор «Мышь».

Введение в понятие «алгоритм».

0,5

0,5

1

 

Рабочий стол. Времена года.

0,5

0,5

1

 

Разновидности компьютерных игр.

0,5

0,5

1

 

«Word», или Лягушонок на клавиатуре

0,5

0,5

1

 

Путешествие по клавиатуре:

буквенный ряд.

0,5

0,5

1

 

Школа волшебников

0,5

0,5

1

 

Маленькие наборщики.

0,5

0,5

1

 

Цифровой ряд клавиатуры.

Простейшие арифметические действия

0,5

0,5

1

 

Беседа о профессиях

0,5

0,5

1

 

Мы с компьютером - друзья

-

1

1

 

Веселая «рисовалка». Рисунок «Волшебная палочка»

-

1

1

 

Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму

0,5

0,5

1

 

Палитра. Растения и насекомые. Рисунок «Бабочка и цветы».

0,5

0,5

1

 

Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели.

0,5

0,5

1

 

Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.

0,5

0,5

1

 

Основной цвет кисти и цвет фона. Плывут по небу облака

0,5

0,5

1

 

Зимние подвижные игры и забавы. Создание компьютерного рисунка «Снеговик».

0,5

0,5

1

 

Сохранение компьютерного рисунка Дикие и домашние животные.

0,5

0,5

1

 

Редактирование компьютерного рисунка. Птицы

0,5

0,5

1

 

Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки».

0,5

0,5

1

 

Построение линий и фигур:

Инструмент «Овал».

0,5

0,5

1

 

Построение линий и фигур:

Инструмент «Прямоугольник». Символика России.

0,5

0,5

1

 

Построение линий и фигур.

Логическая задача «Найди домик Круга».

0,5

0,5

1

 

Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия».

Море и его обитатели

0,5

0,5

1

 

Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь.

0,5

0,5

1

 

Выделение прямоугольной области. Инсценированная игра

«Космическое путешествие».

Планеты Солнечной системы.

0,5

0,5

1

 

Моделирование в среде графического редактора. Что нам

стоит дом построить.

0,5

0,5

1

 

Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.

0,5

0,5

1

 

Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в Страну Безопасных Дорог.

0,5

0,5

1

 

Устройство «принтер» и его назначение

0,5

0,5

1

 

Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки».

0,5

0,5

1

 

Развивающая игра «Паровозик»

0,5

0,5

1

 

В творческой мастерской. Рисунок по собственному замыслу

-

1

1

 

Всего

17

19

36

Содержание программы

 

Занятие 1.

Здравствуй, класс компьютерный!

Теория. Правила поведения и техники безопасности, адаптация к компьютерному классу.  Практика. Развивающая игра «Найди 10 отличий»

Занятие 2. Наш компьютер – верный друг. Устройство компьютера.

Теория. Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера. Практика. Развивающая игра «Найди пару»

Занятие 3.

Теория. Знакомство с устройством монитора. Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Практика. Развивающая игра «Составь картинку «Часы»»

Занятие 4.

Манипулятор «Мышь». Введение в понятие «алгоритм».

Теория. Знакомство с манипулятором «мышь», понятием «алгоритм». Развитие навыка работы с «мышью», внимания, быстроты реакции. Практика Игра «Собери цветочки для мамы» на развитие внимания.

Занятие 5.

Рабочий стол. Времена года.

Теория Знакомство с содержанием «Рабочего стола». Развитие временных представлений и пространственных ориентиров. Практика. Игра «Одень куклу по сезону»

Занятие 6.

Разновидности компьютерных игр.

Теория.  Знакомство с разновидностью компьютерных игр. Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы. Практика. Развивающая игра «Пазлы»

Занятие 7.

«Word», или Лягушонок на клавиатуре.

Теория Знакомство с названием и функцией основных клавиш. Совершенствование работы с «мышью». Буквы и звуки . Практика Развивающая игра «Буквы и звуки»

Занятие 8.

Путешествие по клавиатуре: буквенный ряд.

Теория. Совершенствование навыка работы с клавиатурой и «мышью», умения действовать по алгоритму Практика Развивающая игра «Составь слово»

Занятие 9.

Школа волшебников

Теория Знакомство с клавишей «Shift». Развитие зрительного восприятия. Практика. Развивающая игра «Раскрась картинку

Занятие 10.

Маленькие наборщики.

Теория Закрепление знаний о клавиатуре. Формирование языковых компетенций Практика Лингвистические игры

Занятие 11.

Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия.

Теория Решение простейших арифметических задач и примеров. Закрепление знаний о клавиатуре Развитие зрительного и слухового восприятия Практика Развивающая игра «Десять обезьянок»

Занятие 12.

Беседа о профессиях

Теория. Развитие обобщающих категорий знаний о различных профессиях. Практика. Практическая работа «Создание и редактирование текста». Обобщение темы «Текстовый редактор Word»

Занятие 13.

Мы с компьютером - друзья

Практика. Обобщение знаний по теме «Устройство компьютера»

Занятие 14.

Веселая «рисовалка». Рисунок «Волшебная палочка»

Теория. Знакомство с панелью инструментов редактора Paint . Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш», «Кисть», эстетического вкуса, творческого воображения Практика. Развивающая игра «Раскрась картинку» Обобщение знаний по теме

Занятие 15.

Случай в зоопарке. Выполнение действий по алгоритму

Теория Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «Ластик», с панелью команд: «Файл» - «Создать», «Сохранить». Практика. Рисунок «Фоторобот»

Занятие 16.

Палитра. Растения и насекомые. Рисунок «Бабочка и цветы». Теория Знакомство с палитрой, инструментом «Заливка». Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире Практика. Игра «Составь картинку»

Занятие 17.

Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели. Теория Развитие знаний о растительном и животном мире. Выбор объектов меню и их фиксация на экране Практика Рисунок «Ежик и грибы»

Занятие 18.

Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи. Теория Совершенствование работы с инструментами «Кисть», «Заливка». Развитие обоб­щающих категорий, расширение знаний о диких и культурных растениях Практика. Рисунок «Овощи». Инсценировка «Спор овощей»

Занятие 19.

Основной цвет кисти и цвет фона. Плывут по небу облака

Теория Развитие знаний об окружающем мире. Совершенствование навыков работы в среде Практика. Рисунок «Облака»

Занятие 20.

Зимние подвижные игры и забавы. Создание компьютерного рисунка «Снеговик». Теория Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Практика. Развивающая игра «Составь картинку "Снеговик"

Занятие 21.

Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные.

Теория. Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка», формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних животных Практика. Рисунок «Барашек». Игра «Звуковое лото»

Занятие 22.

Редактирование компьютерного рисунка. Птицы Теория Развитие обобщающих категорий, знаний о диких и домашних птицах, творческого воображения. Закрепление навыков работы с панелью команд Практика Рисунок «Курочка»

Занятие 23.

Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки». Теория Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент». Практика. Игра «Мозаика».

Занятие 24.

Построение линий и фигур: Инструмент «Овал». Теория. Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка. Практика. Рисунок «Воздушные шары»

Занятие 25.

Построение линий и фигур: Инструмент «Прямоугольник». Символика России. Теория. Формирование представлений о Символике России. Знакомство с инструментами «Линия», « Прямоугольник». Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования. Практика Рисунок «Российский флаг»

Занятие 26.

Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик Круга». Теория Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения, закрепление умения использовать инструменты графического редактора Практика. Игра «Геометрические фигуры»

Занятие 27.

Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». Море и его обитатели. Теория Знакомство с инструментом «Кривая линия». Развитие знаний об обитателях морей и океанов. Практика. Рисунок «Морской пейзаж»

Занятие 28.

Построение линий и фигур: инструмент «Кривая линия». День и ночь – сутки прочь. Теория Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия». Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений. Практика Рисунок «Ночной пейзаж»

Занятие 29.

Выделение прямоугольной области. Инсценированная игра «Космическое путешествие». Планеты Солнечной системы. Теория Развитие знаний о космосе, навыков ориентации на плоскости, глазомера. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Практика Рисунок «Космический поросёнок»

Занятие 30.

Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить. Теория Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования. Работы с инструментом «Выделение прямоугольной области» Практика Рисунок «Многоэтажный дом»

Занятие 31.

Моделирование в среде графического редактора. Транспорт. Теория Развитие навыков моделирования в среде графического редактора, обобщающих категорий, знаний о транспортных средствах. Практика Рисунок «Поезд»

Занятие 32.

Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в Страну Безопасных Дорог Теория Формирование ответственного отношения к личной безопасности. Совершенствование навыков моделирования в среде графического редактора, составления целого из частей Практика Рисунок «Светофор». Инсценировка «Сигналы светофора».

Занятие 33.

Устройство «Принтер» и его назначение Теория Знакомство с принтером, назначением и возможностями. Составление компьютерной игры для печати «Лабиринт» Практика Рисунок «Лабиринт»

Занятие 34.

Геометрические фигуры. Закрепление темы. Рисунок «Улицы города». Теория Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Практика Игра «Назови фигуру».

Занятие 35.

Развивающая игра «Паровозик» Теория Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Практика Игра «Паровозик».

Занятие 36.

Подведение итогов. В творческой мастерской. Рисунок по выбору. Практика. Обобщение знаний по программе «Paint». Развитие самостоятельности, фантазии.


 

Материально – техническое обеспечение программы

Материально – техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы необходимо:

Наличие персональных компьютеров (ноутбуков) для возможности индивидуальной работы каждого обучающегося, компьютера для педагога, периферических устройств (клавиатура при необходимости, «мышь»).

Программы Paint, Miсrosoft Office - Word, PowerPoint

Возможность выхода в Интернет.

 

Оборудование:

Кабинет, оснащенный по всем требованиям безопасности и охраны труда.

Столы ученические - 10 шт.

Стулья - 10шт.

Стол для педагога.

Стеллаж.

Демонстрационная доска (магнитно - маркерная).

Цветной принтер.

Сканер, ксерокс (или МФУ).

Колонки.

Интерактивная доска.

Флешки.


 

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Дополнительная общеобразовательная программа «ИНФОЗНАЙКА» (Компьютер для дошкольников) ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

Демонстрационная работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

Фронтальная недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

В дополнительной общеобразовательной программе для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

 

Методы организации занятий:

Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Прием обучения, в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения.

Метод интерактивной игры. Понятие интерактивный к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов. Наглядность дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, предметов, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности невозможно провести ни одного занятия.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

 Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Он направлен на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.

Ведущими практическими методами являются упражнение, экспериментирование, проектирование. В систему познавательного развития детей входят проекты и экспериментирование. В ходе проектов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

В работе используются технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

Используя информационно-коммуникационные технологии, дети учатся использовать компьютер не только для игры, но и для получения новых знаний.

2. Проектирование. Оно позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога. В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. Направленность обучения посредством метода проекта формирует познавательные мотивы.

Методы:

Словесное пояснение – передача информации теоретической части урока;

Показ принципа исполнения – показ технологии исполнения работы;

Наглядности – демонстрация ранее выполненных тематических работ;

Метод самоконтроля – выполнение самостоятельной части практического урока, сравнение своего результата с образцом правильно выполненной работы;

Метод проблемного обучения – метод, когда процесс решения задачи обучающегося, со своевременной и достаточной помощью педагога, приближается к творческому процессу;

Эвристический – выработка логического и алгоритмического мышления.

 

Основные принципы построения программы

Программа построена на следующих основных принципах:

Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, со-радость).

3. Принцип систематичности и последовательности обучения.

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

4. Принцип доступности.

Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.

5. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

7. Принцип связи с жизнью. Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

 

Структура занятий

Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап – 10 минут,

2 этап – 10 минут,

3 этап - 5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Для более эффективного, прочного овладения знаниями программа строится на основе постепенного погружения в обучающие блоки, обеспечивающие решение основных групп задач. Межблочными переходами являются программы на развитие мыслительных процессов, памяти и игровые занятия.

 

Формы подведения итогов

Для контроля над усвоением знаний проводятся контрольные занятия, игры, викторины и т.п. (как с применением компьютерной техники, так и без него).

Также используются формы оценки усвоения теоретического материала - опрос, беседы, формы оценки полученных навыков - выполнение практического задания, собственные творческие проекты.

На основании педагогического наблюдения заполняются диагностические карты развития ребенка.

 

Работа с родителями

Проведение родительских собраний.

Индивидуальные беседы и консультации.

Проведение совместных досуговых мероприятий.

Проведение бесед на тему:

«Компьютер и здоровье ребенка».

«Компьютер вред или польза?».

«Что нужно знать о компьютере»,

«Игровая зависимость».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 1.

 

Диагностика полученных навыков

 

Цель: выявить уровень освоения образовательной программы.

 

Уровни освоения программного материала:

Сформирован: Ребенок умеет пользоваться средствами ввода информации, самостоятельно, творчески выполняет поставленную задачу, понимает задание, осознает способы своих действий. Достигает результата в заданиях любой степени сложности.

Находится в стадии формирования: Ребенок владеет элементарными навыками управления компьютером, выполняет задания по словесной инструкции с небольшой помощью педагога, осознает цели работы, экспериментирует во время выполнения компьютерной игры. В заданиях повышенной степени сложности не всегда достигает результата.

Не сформирован: Ребенок недостаточно владеет элементарными навыками управления компьютером, работает только вместе с педагогом, выполняя задание по образцу, к результату приходит методом хаотичных проб и ошибок. Игровые задачи решает только в отдельных играх. Условные обозначения:

 

Таблица диагностики

 

Критерий

Начало обучения

Конец обучения

знание и соблюдение правил работы за компьютером и техники безопасности, организация рабочего места

 

 

Знание названий и назначений основных устройств компьютера, умение пользоваться ими

 

 

усвоение детьми элементарных навыков управления компьютером: умение пользоваться курсором, «мышкой», осознанность соотношения действий управления изображением на экране

 

 

знание принципов работы в графическом редакторе Paint, умение создавать рисунки, самостоятельно сохранять свою работу

 

 

владение элементарными навыками работы в текстовом редакторе Word, умение набирать и форматировать текст, сохранять свою работу

 

 

самостоятельность деятельности ребѐнка

 

 

уровень творческой направленности деятельности ребѐнка, вариативное выполнение задачи

 

 

осознание ребѐнком смысла задания: понимает, принимает, выполняет

 

 

успешность выполнения, завершения задания; осознание способов своих действий

 

 

Личностные качества:

Высокий/средний/низкий

Высокий/средний/низкий

Наличие постоянного интереса к занятиям, инициативность

 

 

Усидчивость, концентрация внимания, память

 

 

Коммуникативные навыки, умение вести себя в коллективе, дружелюбие, общительность

 

 

Развитие речи:

Словарный запас, грамматический строй, связная речь

 

 

Развитие логики, абстрактного и наглядно - предметного мышления

 

 

Развитие воображения, образного мышления, фантазии

 

 

Мелкая моторика рук, координация и скорость движений

 

 

 


 

Приложение 2.

 

Проверочная карта № 1

«Правила работы с компьютером, организация рабочего места

и техника безопасности»

 

1. Можно ли бегать по кабинету?

2. Что делать, если компьютер не включается?

3. Как нужно сидеть на стульях?

4. Как нужно заходить в компьютерный кабинет?

5. Как следует нажимать на клавиши?

6. Что делать если не работает клавиатура или мышка?

7. Разрешается ли касаться экрана монитора?

8. Можно ли прикасаться к проводам?

9. Что делать, если почувствовал запах гари, или увидел повреждение оборудования, или услышал странный звук от компьютера?

10. Можно ли включать и выключать компьютеры без разрешения преподавателя?

 

Проверочная карта № 2

«Название и функциональное назначение основных устройств компьютера»

 

Что за друг такой? - Железный,

Интересный и полезный.

Дома скучно, нет уюта,

Если выключен... (компьютер)

 

С телевизором - два брата,

Но для разных дел, ребята.

Не догадались до сих пор? -

К компьютеру... (монитор)

 

У компьютера рука

На веревочке пока.

Как приветливый мальчишка,

Кто вам тянет руку? (Мышка)

 

Лежит дощечка у экрана,

Буквам-кнопкам она мама!

Знает русский алфавит

И английским удивит -

Очень умная натура!

Это что? (Клавиатура)

 

Столбик черный, как-то странно,

Может бегать по экрану.

Посмотри на монитор,

Кто там бегает? (Курсор)

  

Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть мартышка,
У компьютера есть … (мышка)

Ты – как в море капитан,
Пред тобой горит экран.
Яркой радугой он пышет,
А на нем компьютер пишет
И рисует без запинки
Всевозможные картинки.
Наверху машины всей
Размещается…(дисплей) 

Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит.
И сейчас же буквы, точки,
Запятые – строчка к строчке!
Напечатает картинку
Ловкий мастер – 
Струйный …(принтер) 

 

 

 


 

Список используемой литературы

 

Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.

Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка -Пресс, 1998. – 328 с.

Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.

Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы./ В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2007. – 304 с.

Кравцов С.С., Ягодина Л.А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников./ С. С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. – №12.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (Санпин 2.4.2. 178-020), рег. №3997.

 

Интернет – ресурсы

www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru

Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного университета)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации