12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сапожникова Любовь Николаевна66
Россия, Ярославская обл., Углич
2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 4-го – 5-го года жизни.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Сосенка»

Угличского муниципального района

«Утверждаю»

Заведующая МДОУ №17 «Сосенка»

_______Матвеева Г.Н.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа на основе игрового пособия

«Дары Фрёбеля»

для детей 4-го – 5-го года жизни.



Срок реализации 1 год



Разработчик:

воспитатель разновозрастной группы

первой квалификационной категории

Сапожникова Л.Н.

























2021 год

Оглавление

1.Целевой раздел_____________________________________________________________ 3

1.1.Пояснительная записка____________________________________________________ 3

1.2. Цели и задачи реализации программы______________________________________ 4

1.3. Основные принципы программы___________________________________________4

1.4. Планируемые результаты_________________________________________________ 4

2. Содержательный раздел____________________________________________________ 5

2.1. Описание образовательной деятельности по областям_______________________ 5

2.2. Формы и виды организации детской деятельности___________________________6

3. Организационный раздел___________________________________________________6

3.1. Описание и технические характеристики___________________________________ 6

3.2. Календарно-тематическое планирование___________________________________ 8

Литература________________________________________________________________ 12



































1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для средней группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения №17 «Сосенка» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:


Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

Конвенция о правах ребёнка от 13декабря 1989 г.

СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Устав МОУ.


Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма. Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Программа реализуется в форме кружковой работы на русском языке, срок освоения 1 год. Данный курс охватывает детей от 4-х до 5-ти лет и состоит из 36 занятий по 15-20 минут каждое, которое проводиться проводятся 1 раз в неделю. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.






1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы:

Создать условия для всестороннего развития ребёнка, реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благополучия и возможности самовыражения детей.


Для достижения цели были поставлены задачи:


Развивать игровую деятельность детей;

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач средствами художественно-эстетических видов деятельности;

Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях;

Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.


1.3 Основные принципы программы

В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка..

Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Реализация дополнительной общеобразовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.

Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

1.4 Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «Дары Фрёбеля»:

ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

у ребенка сформирован устойчивый интерес к познавательной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

ребенок владеет приемами индивидуального и совместного конструирования;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

ребёнок умеет различать геометрические фигуры, ориентируется в пространстве; развиты координация движений, крупная и мелкая моторики обеих рук;

ребёнок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;

ребёнок объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражает в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.



2 Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности по областям


Дополнительный образовательный процесс средней группы МДОУ детский сад «Сосенка» выстроен в соответствии с рекомендациями к технологии на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля».


Социально-коммуникативное развитие направлено на:

Развитие игровой деятельности ребёнка;

Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения и свободного общения со сверстниками и взрослыми;

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотического чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;

Формирование представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Передачу детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;


Познавательное развитие направлено на:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Развитие воображения и творческой активности;

Развитие продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;

Создание условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).


Речевое развитие направлено на:

Развитие речевых способностей и умений;

Формирование предпосылок чтения и письма, владение речью как средством общения и культуры

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

Обогащение активного словаря;

Развитие речевого творчества.


Художественно-эстетическое развитие направлено на:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;

Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.


Физическое развитие направлено на:

Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);

Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

Создание условий, направленных на сохранность и укрепление физического и психического здоровья детей;

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.


2.2Формы и виды организации детской деятельности

Формы организации детей по всем образовательным областям:

групповая,

подгрупповая,

индивидуальная.


Виды организации детей:

непосредственно образовательная деятельность,

самостоятельная деятельность детей.


3 Организационный раздел


3.1 Описание и технические характеристики


Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:


Модуль 1 «Шерстяные мячики»

Модуль 2 «Основные тела»

Модуль 3 «Куб из кубиков»

Модуль 4 «Куб из брусков»

Модуль 5 «Кубики и призмы»

Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»

Модуль 7 «Цветные фигуры»

Модуль 8 «Палочки»

Модуль 9 «Кольца и полукольца»

Модуль 10 «Фишки»

Модуль 11 (J1) «Цветные тела»

Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»

Модуль 13 (5B) «Башенки»

Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»


Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):


1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);

2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.

3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.

4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.

5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.

6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.


Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.













3.2 Календарно-тематическое планирование

сентябрь

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Знакомство с «Дарами Фрёбеля»


Цель: Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков.




Все наборы

Название игры: «В мире фигур»


Цель: развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, памяти, сенсорных навыков, познавательно-исследовательской и игровой деятельности.


набора:5, 7, J1

Название игры: «Золушка»


Цель: приобщение к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме).


набора:

2,7,8,9,10

Название игры: «Подарок для друга»


Цель: развитие воображения, творческой активности, общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, формирование познавательных действий.


набора:7-10

октябрь

Название игры: «Пир на весь мир»


Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности.


набора: 2-10, J1

Название игры: по сказке «Кот, лиса, петух»


Цель: развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения.


набора:1-10,5в,5p, J1, J2

Название игры: «Приглашаем в теремок»


Цель: развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности.


набора: 2-10,

Название игры: «Для чего еще»


Цель: развитие ситуативно-деловые формы общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности.


набора: 2-10, J1, J2,5в,5p

ноябрь

Название игры: «Морские обитатели»


Цель: Формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.


набора:7,8,9,10

Название игры: «Путешествие»


Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности.


набора: 1-10, J1, 5в,5p

Название игры: «Вверх дном»


Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасности в быту.


набора 5,6, J1, J2

Название игры: «Джунгли»


Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, развитие общения со сверстниками, воображения, самостоятельной творческой деятельности.


набора6 7,8,9,10




















декабрь

Название игры: по сказке «Три медведя»


Цель: развитие воображения, речи, игровой деятельности, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения.


набора:

1-10, J1,J2,5в,5p

Название игры: «Гномы и великаны»

Цель: развитие творческой активности, воображения, самостоятельной творческой изобразительной и конструктивной деятельности.


Название игры: «Волшебники»


Цель: обогащение активного словаря, развитие речи, фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности.


набора:2-10, J1, J2, 5в,5p

Название игры: «Волшебный мешочек»


Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности.


набора:1,2,3,4,7,

8,9,10, J1

январь

Название игры: «Большая стирка»


Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений б объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей.


набора: 7,8,9,10, J2

Название игры: «Зеркало»


Цель: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, воображения, творческой активности.


набора:7,8,9,10

Название игры: «Волшебный мяч»


Цель: развитие координации движений, мелкой моторики, двигательной активности.


набора: J1.

Название игры: «Путаница»


Цель: развитие речевого творчества. Познавательной активности, внимания, воображения.

набора:2-10, J1, J2,5в,5p

февраль

Название игры: «Космос»


Цель: развитие общения со сверстниками, воображения, реализации самостоятельной творческой деятельности.

набора 7-10, J2

Название игры «Магазин»


Цель: формирование первичных представлений о профессиях, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности.

набора: все


Название игры: «Знаки дорожного движения»


Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей.


набора:7,8,9,10

Название игры: «Эстафета»


Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.


набора:1,J1.

март

Название игры: «Красная шапочка»


Цель: формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.


набора: 2-9, J1.

Название игры: «Посади дерево»


Цель: развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности; формирование предпосылок экологического сознания.

Название игры: «Бабочки»


Цель: формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции развитие фантазии, воображения.


набора:7,8,9,10.

Название игры: «На лугу»


Цель: расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности.

набора:7,8,9,10.


апрель

Название игры: «Угадай песню»


Цель: приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности.


набора:1,2,3,4,5,6,7,8,9,

10, J1,5в,5p

Название игры: «Королевство кривых зеркал»


Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер и т. д.)

набора 3-6, J1, J2, 5в,5p

Название игры: «Колобок»


Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности.


набора:1-10,J1, J2.

Название игры: «Тайные агенты»


Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.


набора: J1, J2.

май

Название игры: «В лес»


Цель: развитие первичных представлений о разнообразии мира природы, формирование интереса к изобразительному творчеству.


набора: 7,8,9,10

Название игры: «Три котёнка»

Цель: развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения


Цель: № набора

все

Название игры: «Костерок»


Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях об свойствах и отношениях окружающего мира.


набора:8.

Игры по выбору детей


Цель: закрепление знаний и умений, сформированных в течении года, развитие самостоятельности


набора: все





Литература:

1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».

2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».

4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».

5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.