Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» (Для детей 4-5 лет)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №17 «Сосенка»
Угличского муниципального района
«Утверждаю»
Заведующая МДОУ №17 «Сосенка»
_______Матвеева Г.Н.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа на основе игрового пособия
«Дары Фрёбеля»
для детей 4-го – 5-го года жизни.
Срок реализации 1 год
Разработчик:
воспитатель разновозрастной группы
первой квалификационной категории
Сапожникова Л.Н.
2021 год
Оглавление
1.Целевой раздел_____________________________________________________________ 3
1.1.Пояснительная записка____________________________________________________ 3
1.2. Цели и задачи реализации программы______________________________________ 4
1.3. Основные принципы программы___________________________________________4
1.4. Планируемые результаты_________________________________________________ 4
2. Содержательный раздел____________________________________________________ 5
2.1. Описание образовательной деятельности по областям_______________________ 5
2.2. Формы и виды организации детской деятельности___________________________6
3. Организационный раздел___________________________________________________6
3.1. Описание и технические характеристики___________________________________ 6
3.2. Календарно-тематическое планирование___________________________________ 8
Литература________________________________________________________________ 12
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для средней группы Муниципального дошкольного образовательного учреждения №17 «Сосенка» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
Конвенция о правах ребёнка от 13декабря 1989 г.
СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Устав МОУ.
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных возможностей развивающегося организма. Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля» определяет содержание и организацию дополнительной образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности. Программа реализуется в форме кружковой работы на русском языке, срок освоения 1 год. Данный курс охватывает детей от 4-х до 5-ти лет и состоит из 36 занятий по 15-20 минут каждое, которое проводиться проводятся 1 раз в неделю. При использовании дидактического материала «Дары Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды. Его структура и содержание разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой деятельности в дошкольном возрасте и личностно-ориентированного подхода в развитии и воспитании ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Создать условия для всестороннего развития ребёнка, реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благополучия и возможности самовыражения детей.
Для достижения цели были поставлены задачи:
• Развивать игровую деятельность детей;
• Развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
• Развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач средствами художественно-эстетических видов деятельности;
• Учить овладевать способами практического общения в различных жизненных ситуациях;
• Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
1.3 Основные принципы программы
В основу программы заложены следующие основные педагогические принципы:
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка..
Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы по «Дары Фрёбеля»:
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к познавательной деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
ребенок владеет приемами индивидуального и совместного конструирования;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
ребёнок умеет различать геометрические фигуры, ориентируется в пространстве; развиты координация движений, крупная и мелкая моторики обеих рук;
ребёнок может принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре от имени героя;
ребёнок объединяет несколько игровых действий в единую сюжетную линию; отражает в игре действия с предметами и человеческие взаимоотношения.
2 Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности по областям
Дополнительный образовательный процесс средней группы МДОУ детский сад «Сосенка» выстроен в соответствии с рекомендациями к технологии на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля».
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• Развитие игровой деятельности ребёнка;
• Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения и свободного общения со сверстниками и взрослыми;
• Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотического чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
• Формирование представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• Передачу детям знания о правилах безопасности дорожного поведения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
Познавательное развитие направлено на:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• Развитие воображения и творческой активности;
• Развитие продуктивное воображение и творческое мышление в процессе решения познавательных задач;
• Создание условия для построения ребёнком целостной образно-смысловой картины мира;
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие направлено на:
• Развитие речевых способностей и умений;
• Формирование предпосылок чтения и письма, владение речью как средством общения и культуры
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• Обогащение активного словаря;
• Развитие речевого творчества.
Художественно-эстетическое развитие направлено на:
• Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;
• Становление эстетического отношения к окружающему миру;
• Формировать творческое воображение и образное мышление средствами художественно-эстетических видов деятельности;
• Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.
Физическое развитие направлено на:
• Развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, координация);
• Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
• Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
• Создание условий, направленных на сохранность и укрепление физического и психического здоровья детей;
• Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2.2Формы и виды организации детской деятельности
Формы организации детей по всем образовательным областям:
групповая,
подгрупповая,
индивидуальная.
Виды организации детей:
непосредственно образовательная деятельность,
самостоятельная деятельность детей.
3 Организационный раздел
3.1 Описание и технические характеристики
Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
• Модуль 1 «Шерстяные мячики»
• Модуль 2 «Основные тела»
• Модуль 3 «Куб из кубиков»
• Модуль 4 «Куб из брусков»
• Модуль 5 «Кубики и призмы»
• Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
• Модуль 7 «Цветные фигуры»
• Модуль 8 «Палочки»
• Модуль 9 «Кольца и полукольца»
• Модуль 10 «Фишки»
• Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
• Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
• Модуль 13 (5B) «Башенки»
• Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» состоит из 6 книг (5 книг с комплектами карточек-игр, всего 80 карточек):
1. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» (вводная методическая брошюра);
2. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Физическое развитие»; и 15 шт. карточек-игр.
3. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Познавательное развитие»; и 19 шт. карточек-игр.
4. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Речевое развитие»; и 12 шт. карточек-игр.
5. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»; и 16 шт. карточек-игр.
6. Книга «Использование игрового набора "Дары Фрёбеля" в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»; и 18 шт. карточек-игр.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля» в соответствии с ФГОС ДО открывает новые возможности использования данного игрового набора в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
3.2 Календарно-тематическое планирование
сентябрь | |||
1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Знакомство с «Дарами Фрёбеля» Цель: Знакомство с формами и свойствами предметов, развитие исследовательских навыков. Все наборы | Название игры: «В мире фигур» Цель: развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, памяти, сенсорных навыков, познавательно-исследовательской и игровой деятельности. № набора:5, 7, J1 | Название игры: «Золушка» Цель: приобщение к художественной литературе. Развитие интереса к совместным играм. Формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира (цвете, размере, форме). № набора: 2,7,8,9,10 | Название игры: «Подарок для друга» Цель: развитие воображения, творческой активности, общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, формирование познавательных действий. № набора:7-10 |
октябрь | |||
Название игры: «Пир на весь мир» Цель: формирование первичных представлений о семье, обязанностях в домашнем хозяйстве; развитие познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, игровой деятельности. № набора: 2-10, J1 | Название игры: по сказке «Кот, лиса, петух» Цель: развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. № набора:1-10,5в,5p, J1, J2 | Название игры: «Приглашаем в теремок» Цель: развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности, реализация самостоятельной конструктивно-модельной деятельности. № набора: 2-10, 5в | Название игры: «Для чего еще» Цель: развитие ситуативно-деловые формы общения; развитие фантазии, творчества, мышления, мелкой моторики, развитие игровой деятельности. № набора: 2-10, J1, J2,5в,5p |
ноябрь | |||
Название игры: «Морские обитатели» Цель: Формирование представлений о разнообразии мира природы; расширение кругозора; обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Путешествие» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, социуме; формирование позитивных установок к творчеству; развитие творческой активности, любознательности и познавательной мотивации, первичных представлений о свойствах и отношениях окружающего мира (размер, материал, количество), реализация самостоятельной творческой конструктивной деятельности. № набора: 1-10, J1, 5в,5p | Название игры: «Вверх дном» Цель: усвоение норм, принятых в обществе, формирование основ безопасности в быту. № набора 5,6, J1, J2 | Название игры: «Джунгли» Цель: формирование представлений о разнообразии мира природы, развитие общения со сверстниками, воображения, самостоятельной творческой деятельности. № набора6 7,8,9,10 |
декабрь | |||
Название игры: по сказке «Три медведя» Цель: развитие воображения, речи, игровой деятельности, умение эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения. № набора: 1-10, J1,J2,5в,5p | Название игры: «Гномы и великаны» Цель: развитие творческой активности, воображения, самостоятельной творческой изобразительной и конструктивной деятельности. | Название игры: «Волшебники» Цель: обогащение активного словаря, развитие речи, фантазии, коммуникативных навыков, конструктивной деятельности. № набора:2-10, J1, J2, 5в,5p | Название игры: «Волшебный мешочек» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти, игровой деятельности. № набора:1,2,3,4,7, 8,9,10, J1 |
январь | |||
Название игры: «Большая стирка» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений б объектах окружающего мира, реализация самостоятельной творческой деятельности детей. № набора: 7,8,9,10, J2 | Название игры: «Зеркало» Цель: развитие общения и взаимодействия со сверстниками, воображения, творческой активности. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Волшебный мяч» Цель: развитие координации движений, мелкой моторики, двигательной активности. № набора: J1. | Название игры: «Путаница» Цель: развитие речевого творчества. Познавательной активности, внимания, воображения. № набора:2-10, J1, J2,5в,5p |
февраль | |||
Название игры: «Космос» Цель: развитие общения со сверстниками, воображения, реализации самостоятельной творческой деятельности. № набора 7-10, J2 | Название игры «Магазин» Цель: формирование первичных представлений о профессиях, развитие мелкой моторики, воображения, творческой активности. № набора: все | Название игры: «Знаки дорожного движения» Цель: формирование основ безопасного поведения на дороге, реализация самостоятельной конструктивной деятельности детей. № набора:7,8,9,10 | Название игры: «Эстафета» Цель: развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук. № набора:1,J1. |
март | |||
Название игры: «Красная шапочка» Цель: формирование интереса к драматизации литературных произведений; развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора: 2-9, J1. | Название игры: «Посади дерево» Цель: развитие мелкой моторики, мышления, воображения, игровой деятельности; формирование предпосылок экологического сознания. | Название игры: «Бабочки» Цель: формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, знакомство с основами композиции развитие фантазии, воображения. № набора:7,8,9,10. | Название игры: «На лугу» Цель: расширение кругозора, обучение умению выразительно передавать образы окружающего мира; развитие общения со сверстниками, воображения, реализация самостоятельной творческой деятельности. № набора:7,8,9,10. |
апрель | |||
Название игры: «Угадай песню» Цель: приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, развитие воображения и навыков совместной игровой деятельности. №набора:1,2,3,4,5,6,7,8,9, 10, J1,5в,5p | Название игры: «Королевство кривых зеркал» Цель: развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской деятельности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (форма, цвет, размер и т. д.) №набора 3-6, J1, J2, 5в,5p | Название игры: «Колобок» Цель: приобщение к художественной литературе, развитие воображения, мышления, речи, игровой, изобразительной деятельности. № набора:1-10,J1, J2. | Название игры: «Тайные агенты» Цель: развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. № набора: J1, J2. |
май | |||
Название игры: «В лес» Цель: развитие первичных представлений о разнообразии мира природы, формирование интереса к изобразительному творчеству. №набора: 7,8,9,10 | Название игры: «Три котёнка» Цель: развитие воображения, речи, игровой деятельности, умения эмоционально-выразительно отображать характер героев литературного произведения Цель: № набора все | Название игры: «Костерок» Цель: формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях об свойствах и отношениях окружающего мира. № набора:8. | Игры по выбору детей Цель: закрепление знаний и умений, сформированных в течении года, развитие самостоятельности № набора: все |
Литература:
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».