Дополнительная общеобразовательная программа «Литературная гостиная» (для детей 4-5 лет)

4
0
Материал опубликован 2 October 2020

Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа

"Литературная гостиная"

социально – педагогической направленности

Возраст детей: 4 - 5 лет

Срок обучения: 1 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Литературная гостиная" разработана для детей среднего дошкольного возраста. Занятия по данной программе направлены на развитие познавательных способностей у дошкольников.

Речь – важнейшая психическая функция человека – не является врождённой. Она формируется у ребёнка постепенно в процессе его роста и развития и зависит от многих условий. Наряду с основными средствами речевого развития, существующими в современной педагогике, важная роль принадлежит богатейшему материалу словесного народного творчества – фольклору.

Г.С.Виноградов писал: "Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор".

Загадки, поговорки, прибаутки, потешки, пословицы, заклички, сказки, кричалки очень интересны и близки детям. Особенно, если ребёнок проживает их в театрализованной деятельности.

Драматизируя различные формы фольклора, дети знакомятся с окружающим миром, с художественным словом через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний обогащается и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность речи.

В реализации программы большое внимание уделяется воспитанию у детей  патриотических чувств, любви к Родине. Решается задача воспитания уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям.

Программа нацелена на развитие у детей  познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Необходимо дать детям  понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю, культуру своего города, поселка, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия. Развитие речи детей происходит и через знакомство с культурным наследием Малой Родины. Важным фактором выступает знакомство детей с фольклором Рязанской земли, где показаны самобытность, колорит региона. В реализации используются созданы картотеки: сказки, народные игры Рязанского края, театральные миниатюры.

Цель: формирование художественно-речевой деятельности ребёнка, развитие словесного творчества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать у детей определённый запас русских народных сказок и фольклора малых форм.

2. Обогатить опыт детей знаниями нового материала с доступным для данного возраста содержанием.

3. Помочь детям усвоить способы развития сюжета, построения русской народной сказки, выразительные средства русского языка.

4. Воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.

5. Формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и миру ремесел в родном городе, крае.

6. Формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о Красной книге Мещеры.


Планируемые результаты

на этапе завершения освоения программы

Ребенок проявляет уважение к истории и традициям своего народа.

 Эмоционально отзывается на произведения народного искусства.

 Имеет первичные представления об устройстве быта русской семьи, семейных традициях прошлого.

Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры.

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Формы оценки планируемых результатов

Наблюдение

Диагностика

Критерии оценки:

1. Знает и называет предметы старинного быта и их назначение;

2. Знает традиционные русские календарные праздники, народные обычаи.

3. Знает произведения устного народного творчества, эмоционально воспринимает фольклор.

4. Знает русские народные сказки, игры, Рязанские сказки, проявляет к ним интерес.

Структура занятия

1. Организационный момент – 1 мин.

2. "Мозговая гимнастика" (выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения) – 3 мин.

3. Чтение сказки, загадывание загадок - 10 -12 мин.

4. Вопросы для обсуждения - 5 - 7 мин.

5. "Обыгрывание потешки, прибаутки, заклички" - 5 - 7 мин.

6. "Веселая переменка" (физкультминутка) – 1мин.


Содержание


Месяц

Тема

Цель

Содержание




сентябрь

1. "Славные богатыри"

Знакомство с былинами, показать богатство и разнообразие народных игр.

Рассказ педагога о богатыре Илье Муромце. Чтение былины "Как Илья Муромец стал богатырем". Игра "Что необходимо богатырю в бою"

2. "Не печь кормит, а руки"

Знакомство детей с обычаями, обрядами, духовными традициями русской семьи. 

Экскурсия в русскую избу. Беседа о печи, рассказ педагога о печи и предметах домашней утвари, рассматривание предметов быта.






октябрь

1."Мы в лесу гуляли..."


Развитие эмоционального восприятия произведений фольклора, использование в речи образных выражений.

Разучивание загадок о лесных животных, грибах. Разучивание игры " Мы в лесу гуляли..."

2. "Волшебница осень"

Показать разнообразие действий, сопровождающие осенние праздники (Семёнов день, праздник последнего снопа, Покров)


Знакомство с народными приметами. Разучивание песен, примет, игр. Игра с пением "Огородная - хороводная


ноябрь

2. "Капустные вечеринки"

Обогащение словарного запаса детей, развитие словесного творчества на основе произведений русского фольклора.

Беседа о капустных вечеринках. Хоровод "Вейся, вейся, капустка".

2. "Хлеб – всему голова"

Дать представление об основных видах деятельности русского народа ( пахарь, кузнец, трудолюбие)

Загадки мудрой сороки. Чтение рассказа Н. Носова "И я помогаю"; Народная игра "Найди платок"


декабрь

1. "В гостях у Снежной королевы"

Формирование интереса у детей к сказке, умения  слушать, понимать, любить и самостоятельно рассказывать

сказки.

Беседа о русских народных сказках, викторина «Герои сказок»

2. "В морозный денёк – да за сказочку"

Показать богатство и разнообразие народных игр, воспитание интереса к народной игре.

Чтение Рязанских сказок "Сказка про уточку", "Горошек". Русская народная игра "Блинчики"


январь

1. "Рождественские колядки"

Дать представления о народных зимних праздниках: Рождество, Святки, Крещение.

Чтение стихотворения И.Рутенина "Рождество", рассказ педагога о Рождестве Христовом. Исполнение колядок.

2."Игрушки Рязанского края"

Знакомство с народными игрушками Рязанского края

Игрушки Рязанского края (Пощуповская, Скопинская, Сапожковская, Касимовская игрушки). Показ презентации "Народные игрушки Рязанского края"



февраль

1."И сила уму уступает"

Показать богатство и разнообразие народных игр, воспитание интереса к народной игре.

Загадки мудрой сороки, народная игра "Найди платок"

2."Богатыри"

Показать жанровое разнообразие загадок:  о человеке, о природе, о животных, одежде, и т.п. Загадка как форма словесного народного творчества: образная, поэтичная, красочно-аллегоричная.

Объяснение пословицы "Дружно за мир стоять – войне не бывать", Рассматривание картины В.Васнецова "Богатыри", беседа по картине.


март

1."Как хорошо, что ты есть у меня"

Дать представление о том, что пословица - мера истины, правды, нравственных правил и норм поведения.  

Беседа о матери, заучивание пословиц о маме. Литературная викторина "Продолжи пословицу"

2."Жизнь дана на добрые дела"

Дать представление  о национальных особенностях характера русского народа: веры, нравственности, милосердия, совести, взаимопомощи, гостеприимства.

Беседа "Добрые дела", рассказы детей "Как я помогаю маме". Заучивание пословиц о добре.

апрель

1."Увидел грача - весну встречай"

Знакомство детей с весенним аграрным периодом жизни русского народа.

 

Беседа о русских обычаях встречи весны. Рассматривание картины А.Саврасова "Грачи прилетели". Заучивание закличек о птицах.

2." Красная книга Рязанской области"

Знакомство детей с животными, птицами, растениями, занесенными в " Красную книгу Рязанской области"

Зкскурсия по музею "Мещерская сторона". Заучивание закличек о птицах.


май

1."Пришла весна - так уж не до сна"

Дать представление об основных видах деятельности русского народа

Рассказ педагога о льне. Загадывание загадок о старинных предметах одежды.

2."Весна красна цветами"

Развитие эмоционального восприятия произведений фольклора, использование в речи образных выражений.

Чтение Рязанской сказки "Горшочек меду". Викторина "Какие ты знаешь цветы?"


Методическое обеспечение

Формы и методы организации занятий

Формы:

Народные игры, забавы, игры-драматизации.

Индивидуально – групповые занятия проходят в игровой форме.

Развлечения, праздники, посиделки.

Занятия, беседы, рассказы педагога, ИКТ, дидактические игры

Конкурсы, викторины.

Методы: словесные, наглядные, практические, поисково-творческие.


Организационно-педагогические основы

1. При ознакомлении с фольклорным произведением важно эмоциональное отношение взрослого к прочитанному.

2. Младшим дошкольникам читать следует сдержаннее, чтобы не мешать самостоятельному усвоению содержания.

3. Во время беседы по содержанию необходимо обратить внимание на художественные особенности (постоянство характеров, образность и напевность языка, повторы).


Техническое оснащение, материалы и оборудование

Картотеки игр, загадок, потешек, сказок, наборы театра: пальчиковый, теневой, куклы конусного театра, наборы игрушек для обыгрывания.


Список литературы

1. Бойчук И.А. «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2013.

2. Забылин М.В. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды. Москва. «Эксмо». 2003

3. Картотеки: "Загадки"; "Потешки, прибаутки"

4. Маханёва М.Д., Князева О.Л.. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2008.

5. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации