Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Хоровое пение"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Хоровое пение»
Возраст обучающихся:7-16 лет
Срок реализации:2 года
Автор-составитель:
Дьякова Наталья Васильевна,
учитель музыки
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка (общая характеристика программы)
Данная программа направлена на выявление и развитие музыкальных способностей детей, приобретение ими определенных знаний и умений в области хорового искусства, повышение уровня музыкально-певческой культуры.
Направленность программы – художественная.
Новизной данной программы является то, что в программе значительное место уделено знакомству с музыкальными сочинениями тамбовских авторов. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечивает привязанность учащихся к родным местам, нравственную дисциплину. Программа отличается современностью материала, поскольку современных школьников привлекают произведения популярной музыки XX-XXIвека (авторская песня, эстрадная песня, музыка кино и телевидения).
Актуальность программы обусловлена современным социальным заказом на образование и задачами художественного образования учащихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами хорового пения, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир музыкально-хорового искусства, проявить и реализовать свои вокальные и творческие способности.
Отличительные особенности программы - данная программа является модифицированной, так как она разработана на основе типовых программ музыкальной направленности, с учетом использования различных материалов и технологий, а также способствует расширению и повышению музыкально-певческой культуры детей. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует развитию певческо-творческой активности учащихся и формированию музыкально-эстетического вкуса. По целевой установке является образовательной – знания и умения не только усваиваются детьми, но и активно используются в концертно-практической деятельности.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья учащихся, активизации музыкально-хоровой деятельности, формированию личностных качеств.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что занятия направлены на развитие творческих способностей учащихся и совершенствование ими знаний, умений и навыков.
Адресат программы - в реализации программы участвуют дети в возрасте от 7 до 16 лет.
Объем программы – общее количество часов – 144 ч (I и II годы обучения)
Формы обучения и виды занятий:
традиционное занятие;
занятие-игра;
занятие -путешествие;
занятие-праздник;
теоретическое занятие;
практическое занятие;
конкурсы;
занятие-концерт;
итоговое занятие.
Срок освоения программы - продолжительность образовательного процесса – 2 года.
1 год – «Воспитание вокально-хоровых умений и навыков»
2 год – «Вокально-хоровое искусство»
Обучение по программе рассчитано на 36 рабочих недель.
Режим занятий
1 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут.
2 год – 72 часа из расчета 2 раза в неделю по 40 минут.
Программой предусматриваются индивидуальные занятия, как с одарёнными детьми, так и с отстающими детьми.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: приобщение и развитие интереса к музыке, хоровым занятиям, формирование потребностей, творческих способностей, эстетического отношения к музыке, сохранение традиций отечественной песенно-хоровой культуры.
Задачи:
Обучающие:
познакомить с репертуаром вокально-хорового искусства;
освоить приемы хорового пения;
научить выразительному исполнению вокально-хоровых произведений.
Развивающие:
развивать вокально-хоровые навыки и умения;
развивать музыкально-эстетический вкус;
привить интерес к вокально-хоровому исполнительству.
Воспитательные:
воспитывать интерес к народной, классической и современной музыке;
воспитывать музыкальную культуру.
1.3.Содержание программы
Учебно- тематический план
Первый год обучения:
«Воспитание вокально-хоровых умений и навыков»
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||||||
Всего | в том числе | ||||||||
Теория | Практика | ||||||||
Введение в курс программы | |||||||||
Вводное занятие: цели и план работы, инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | |||||||
Раздел 1.Воспитание вокально- хоровых навыков | |||||||||
1. | 1.1. Певческая установка 1.2. Певческое дыхание 1.3. Звукообразование и звуковедение 1.4.Дикция, артикуляция, слово 1.5. Ансамбль и строй | 2 1 2 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 | Прослушивание | ||||
Раздел 2. Вокально-хоровые упражнения | |||||||||
2. | 2.1. Дыхательная гимнастика 2.2. Распевочные упражнения 2.3. Пение по руке дирижера 2.4. Сольфеджирование мелодий 2.5. Пение с акцентом | 1 0,5 1 2 0,5 | 1 | 1 0,5 1 1 0,5 | Творческая работа | ||||
Раздел 3. Многоголосное пение | |||||||||
3. | 3.1. Музыкальные упражнения 3.2. Голосоведение хоровых партий 3.3. Интонирование 3.4. Пение «вслух» и «про себя» 3.5. «Эпизодическое двухголосие» | 2 4 3 2 4 | 1 1 | 2 3 3 2 3 | Практическая работа | ||||
Раздел 4. Музыкальная грамота | |||||||||
4. | 4.1.Элементы нотного письма (нотный стан, скрипичный ключ) 4.2.Длительность звуков (целая, половинная) 4.3.Длительность звуков (четвертная, восьмая) 4.4.Гамма. Звукоряд 4.5.Размер | 3 1,5 1,5 1 3 | 1 0,5 0,5 | 2 1 1 1 3 | Тестирование | ||||
Раздел 5. Песенный репертуар | |||||||||
5. | 5.1. Музыка моего края 5.2. Народная музыка 5.3. Музыка разных народов мира 5.4. Эстрадная песня 5.5. Популярные детские песни | 7 5 6 6 11 | 1 1 1 | 6 5 5 6 10 | Отчетный концерт | ||||
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1.Воспитание вокально-хоровых навыков – 7 часов
Раздел направлен на развитие у детей навыков певческого дыхания, артикуляции, дикции, музыкального слуха, воспитание вокальных качеств голоса.
Певческая установка. Приемы певческой установки. Положение корпуса, равномерная опора на обе ноги, свободно опущенные руки, развернутая грудь. Навыки певческой установки. Организация правильного положения корпуса и дыхательного аппарата.
Певческое дыхание. Грудобрюшное дыхание. Вдох, задержка дыхания, выдох. Расход дыхания, цепное дыхание. Выработка навыков спокойного певческого дыхания.
Звукообразование и звуковедение. Атака звука: мягкая, твердая, придыхательная. Легкое, звонкое пение.
Дикция, артикуляция, слово. Положение гортани во время пения. Манера исполнения гласных и согласных звуков. Округлый, прикрытый звук.
Ансамбль и строй. Интонационная слаженность, ритмическая и темповая слитность, динамическое единство.
Раздел 2. Вокально-хоровые упражнения – 5 часов
Данный раздел включает в себя последовательное и систематическое разучивание специальных упражнений, необходимых для преодоления вокально-хоровых трудностей (интонирование, развитие координации между слухом и голосом).
Дыхательная гимнастика. Упражнения для развития брюшного дыхания «Вдох, выдох», «Мороз», «Цветок», «Свеча».
Распевочные упражнения. Распевание малой терции вниз в разных тональностях. Пение звукоряда из семи нот в восходящем и нисходящем движении, транспонируя его. Песни-упражнения: «Качели», «Эхо», «Труба и барабан», «Лесенка», «Вверх-вниз», распевание народных попевок.
Пение по руке дирижера. Приемы дирижирования. Определение и выполнение дирижерских жестов (тихо, громко, нарастающее и убывающее движение).
Сольфеджирование мелодий. Название нот, приемы сольфеджирования. Пение несложных мелодий с названием нот, с использованием элементов дирижирования.
Пение с акцентом. Исполнение несложных мелодий. Выделение акцентов, логического ударения. Выразительное исполнение.
Раздел 3. Многоголосное пение – 15 часов
Основная задача данного раздела – развитие мелодического и гармонического слуха, способности слушать внутренним слухом, формирование умения воспринимать качество звука ( легкий, чистый, светлый и т.д.)
Музыкальные упражнения. Развитие подвижности голоса. Стройное одноголосное пение. Пение «цепочкой»: «Эхо», «Перекличка птиц», «Дразнилка».
Голосоведение хоровых партий. Понятие о голосовых партиях, партитура. Пение небольших двухголосных мелодий. Дублирование елодий, исполнение отдельных партии.
Интонирование. Развитие навыков точного интонирования при движении по полутонам вверх и вниз.
Пение «вслух» и «про себя». Исполнительский прием необходим для достижения чистого интонирования, развития внутреннего слуха, уния слышать оба голоса, исполняя один из них.
«Эпизодическое двухголосие». Двухголосные мелодии, переход от унисона к двухголосию. Эпизодическое исполнение двухголосных мелодий.
Раздел 4. Музыкальная грамота- 10 часов
В процессе изучения нотной грамоты дети усваивают основные элементы нотного письма, учатся петь по нотам, совершенствуя чистоту интонирования музыкальных мелодий.
Элементы нотного письма (нотный стан, скрипичный ключ). Нотный стан, скрипичный ключ, названия нот. Расположение нот на нотоносце.
Длительность звуков (целая, половинная). Целая, половинная. Различие звуков по длительности. Обозначение на нотном стане.
Длительность звуков (четвертная, восьмая). Четвертная, восьмая. Различие звуков по длительности. Обозначение на нотном стане.
Гамма. Звукоряд. Графическая запись гамм на нотном стане. Пение гаммы с остановками. Сольфеджирование различных звуков по высоте.
Размер. Музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4). Графическое обозначение на нотном стане, счет.
Раздел 5. Песенный репертуар- 35 часов
В разделе значительное место уделено знакомству с музыкальным материалом родного края, народной музыкой, классикой, современной и популярной детской песней. Разноплановый репертуар отличается как по образному содержанию, так и по вокально-хоровым особенностям.
Музыка моего края. Музыкальные произведения Тамбовских авторов. Народный фольклор Тамбовского края. Разучивание и исполнение музыкальных произведений Тамбовских авторов.
Народная музыка. Русские народные песни. Частушки. Инсценирование народных песен. Украинские, белорусские, латышские народные песни.
Музыка разных народов мира. Профессиональная музыка. Творчество зарубежных авторов. Разучивание и исполнение музыки зарубежных авторов. Народные песни разных народов мира.
Эстрадная песня. Современные эстрадные песни.
Популярные детские песни. Творчество Р. Бойко, Г.Струве, О. Хромушина, М. Парцхаладзе, А. Пахмутовой. Разучивание и исполнение песенного репертуара.
Учебно- тематический план
Второй год обучения:
«Вокально-хоровое искусство»
№ | Название разделов, тем | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | |||||
Всего | Теория | Практика | ||||||
Введение в курс программы | ||||||||
Вводное занятие: цели и план работы, инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | ||||||
1. | Раздел 1. Воспитание вокально-хоровых навыков 1.1. Голосовой диапазон 1.2. Интонация 1.3. Ритм 1.4. Эмоциональность, музыкальность 1.5. Выразительность исполнения | 1 2 2 1 1 | 1 1 | 1 1 1 1 1 | Практическая работа | |||
2. | Раздел 2.Вокально-хоровые упражнения 2.1. Музыкальные упражнения 2.2. Пение с полуоткрытым ртом 2.3. Мажор и минор 2.4. Песенки-попевки: «Филин», Эхо», На лугу», «Доброй ночи» и т.д. 2.5. Игры-распевания» «А-у!», «Тук-тук» | 0,5 0,5 2 1 1 | 1 | 0,5 0,5 1 1 1 | Творческая работа | |||
3. | Раздел 3. Многоголосное пение 3.1. Двухголосные мелодии 3.2. Канон, подголоски 3.3. Ритмический канон 3.4. Пение дуэтом 3.5. Пение acappella | 3 3 2 3 4 | 1 1 | 3 2 2 3 3 | Практическая работа | |||
4. | Раздел 4. Музыкальная грамота 4.1.Такт, тактовая черта 4.2.Динамика, штрихи 4.3.Темп, реприза 4.4.Знаки альтерации 4.5.Тональность | 2 1 1 4 2 | 1 1 | 1 1 1 3 2 | Тестирование | |||
5. | Раздел 5. Песенный репертуар 5.1. Романс 5.2. Авторская песня 5.3. Классическая музыка 5.4. Музыка и кино 5.5. Песенное творчество детских композиторов | 4 7 9 4 11 | 1 1 1 | 4 7 8 3 10 | Отчетный концерт | |||
Итого: | 36 | 11 | 25 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Воспитание вокально-хоровых навыков- 7 часов
Данный раздел решает задачи развития голоса и слуха у детей, формирует объем певческих умений и навыков, необходимых для выразительного, эмоционального и осмысленного исполнения музыкальных произведений.
Голосовой диапазон. Объем звуков, который определяется расстоянием от высокого до низкого звука. Укрепление и развитие певческого диапазона. Свободное владение голосом. Охрана голоса и слуха.
Интонация. Понятие «чистота интонирования». Лады музыки. Овладение навыков стройного пения. Ладовая интонация.
Ритм. Ритмическое чувство. Сильная, слабая доля, пунктирный ритм. Развитие ритмического чувства и ритмического слуха. Метрическая пульсация, акценты.
Эмоциональность, музыкальность. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Развитие музыкальных способностей.
Выразительность исполнения. Яркое, образное, выразительное исполнение попевок, небольших мелодий, фрагментов песен.
Раздел 2.Вокально-хоровые упражнения- 5 часов
Раздел включает в себя различные виды упражнений (гласные звуки, несложные мелодии, специальные упражнения и т.д.), которые способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению более высокого художественного исполнения.
Музыкальные упражнения. Упражнения для развития слуха и голоса. Выработка навыков пения с различной динамикой.
Пение с полуоткрытым ртом. Выработка навыков пения гласных звуков –а, -о, -у с полуоткрытым ртом. Выравнивание, округление гласных.
Мажор и минор. Понятие «мажор» и «минор». Сопоставление мажора и минора. Развитие ладового чувства. Выработка интонационной точности в различных ладовых наклонениях.
Песенки-попевки: «Филин», Эхо», На лугу», «Доброй ночи» и т.д. Исполнение песен-попевок по полутонам в восходящем движении. Выработка округлого звука.
Игры-распевания» «А-у!», «Тук-тук». Игровые ситуации. Яркое, эмоциональное исполнение. Досочинение мелодий-игр.
Раздел 3. Многоголосное пение – 15 часов
В разделе подобран песенный репертуар и соответствующие вокально-хоровые упражнения, которые развивают гармонический слух, ладовое чувство, совершенствуют чистоту интонирования.
Двухголосные мелодии. Выработка навыков двухголосного пения при самостоятельном и параллельном движении голосов. Выстраивание трезвучия и аккорда. Пение гаммы с остановками и на звуках аккорда.
Канон, подголоски. Понятие о каноне, имитации. Исполнение канонов «Как я весел», «Динь, динь, динь». Пропевание вторым голосом темы вслух, вместе с первым, потом про себя.
Ритмический канон. Исполнение ритмического рисунка каждого голоса. Развитие чувства ритма.
Пение дуэтом. Диалог двух хоровых партий. Чистое, выразительное, осмысленное исполнение.
Пение a cappella. Понятие термина «a cappella». Пение a cappella в православной музыке. Пение без сопровождения. Развитие вокального слуха и голоса, чистота интонирования. Исполнение одноголосных песен с самостоятельным развитием.
Раздел 4. Музыкальная грамота – 10 часов
Данный раздел направлен на изучение нотной грамоты, которая поможет детям сольфеджировать несложные мелодии при разучивании музыкальных произведений, развивает музыкальный слух.
Такт, тактовая черта. Понятие о такте, затакте. Длительности, заключенные в отрезки (такты). Графическое изображение на нотном стане.
Динамика, штрихи. Динамические оттенки (пиано, форте, меццопиано и т.д.). Штрихи (легато, стаккато, фермата и т.д.).
Темп, реприза. Скорость движения музыки, музыкальные темпы (адажио, аллегро, модерато). Повтор.
Знаки альтерации. Знаки повышения и понижения звуков. Графическое изображение знаков повышения и понижения звуков. Диез, бемоль, бекар на нотном стане.
Тональность. Тоника, тональность До мажор, Соль мажор, Ре мажор. Тоническое трезвучие.
Раздел 5. Песенный репертуар- 35 часов
Раздел включает в себя знакомство и разучивание популярных детских песен, классические произведения, авторские песни. Данный раздел знакомит с музыкальными произведениями разных стан и эпох, что обеспечивает многоплановую жизнь хорового коллектива, повышает музыкальную культуру детей и подростков.
Романс. Исполнение романсов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М. Звездинского и др.
Авторская песня. Творчество Ю. Визбора, Б. Окужавы, В. Высоцкого, О. Митяева, А. Городницкого.
Классическая музыка. Творчество композиторов И.С. Баха, В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Произведения композиторов (романсы, фрагменты арий, детское творчество)
Музыка и кино. Взаимосвязь кино и музыкального искусства. Музыка на экране. Музыкальный фильм. Исполнение популярных песен из к0мов «Мери Поппинс, до свидания», «Приключения Электроника», «Гостья из будущего» и др.
Песенное творчество детских композиторов. В. Шаинский, Евг. Крылатов, Ю. Чичков. Творческий путь детских композиторов-песенников. Песенный репертуар композиторов («Семь дорожек», «Музыка и дети», «Если б не было школ», «Детство – это я и ты» и т.д.).
1.4. Планируемые результаты
Метапредметные результаты – формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
понимать задачи, поставленные педагогом;
правильно оценивать результаты своей музыкально-хоровой деятельности.
Познавательные УУД:
научиться проявлять творческие способности;
развивать вокально-хоровые навыки.
Коммуникативные УУД:
учиться работать в коллективе;
проявлять творческую индивидуальность и самостоятельность.
Личностные результаты – развитие положительных личностных качеств учащихся (умение работать в коллективе, уважение).
Предметные результаты – формирование вокально-хоровых навыков, применение технологий, приемов и методов работы по программе, приобретение опыта творческой и вокально-исполнительской деятельности. знать:
• музыкальную терминологию, жанры вокально-хорового искусства;
• авторов отечественных и зарубежных произведений;
• правила певческой установки;
• технику вокально-хорового пения.
уметь:
• свободно исполнять мелодии песен;
• последовательно вести работу над песней (распевание, разучивание, исполнение)
• петь под аккомпанемент инструмента, фонограмму (-1) и acappella;
• выразительно исполнять песенный репертуар и анализировать исполняемые музыкальные произведения.
приобрести навыки:
• выразительного исполнения песенного репертуара;
• накопления песенного репертуара;
• умения применять свои музыкальные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-тематический план (I год обучения)
№ | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) | Форма аттестации (контроля) | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
1. | 6.09 | Вводное занятие. Певческая установка | 1 | Беседа. | Показ | |
2. | 7.09 | Певческая установка | 1 | Отработка навыков певческой установки | Демонстрация навыков певческой установки | |
3. | 13.09 | Звукообразование и звуковедение | 1 | Беседа | Исполнение упражнений на атаку звука | |
4. | 14.09 | Дикция, артикуляция, слово | 1 | Артикуляционная гимнастика | ||
5. | 20.09 | Дыхательная гимнастика | 1 | Упражнение на дыхание | ||
6. | 21.09 | Музыка моего края | 1 | Беседа. | Разучивание и исполнение песни «Ветераны войны» (О. Егорова) | |
7. | 27.09 | Музыка моего края | 1 | Просмотр видео материала | Разучивание и исполнение песни «Ветераны войны» (О. Егорова) | |
8. | 28.09 | Звукообразование и звуковедение | 1 | Работа над полетностью и легкостью звука | ||
9. | 4.10 | Распевочные упражнения | 1 | Исполнение упражнений на гласные звуки | ||
10. | 5.10 | Ансамбль и строй | 1 | Объяснение педагога | ||
11. | 11.10 | Музыка моего края | 1 | Разучивание песни «Мой Тамбов» | Хоровое исполнение | |
12. | 12.10 | Народная музыка | 1 | Беседа | ||
13. | 18.10 | Популярные детские песни | 1 | |||
14. | 19.10 | Популярные детские песни | 1 | Работа на сцене | Концерт | |
15. | 25.10 | Пение по руке дирижера | 1 | Объяснение педагога | Определение дирижерских жестов | |
16. | 26.10 | Сольфеджирование мелодий | 1 | Объяснение и показ педагога | ||
17. | 8.11 | Певческое дыхание | 1 | Упражнения на развитие дыхания | ||
18. | 9.11 | Музыка моего края | 1 | Прослушивание | ||
19. | 15.11 | Музыка моего края | 1 | Просмотр видеоматериала | ||
20. | 16.11 | Сольфеджирование мелодий | 1 | Исполнение сольфеджированных мелодий | ||
21. | 22.11 | Популярные детские песни | 1 | Разучивание песни «Зеленый мир» | ||
22. | 23.11 | Популярные детские песни | 1 | Работа на сцене | Хоровое исполнение | |
23. | 29.11 | Музыка моего края | 1 | Просмотр видеоматериала | ||
24. | 30.11 | Музыка моего края | 1 | Викторина | ||
25. | 6.12 | Элементы нотного письма | 1 | Объяснение педагога | ||
26. | 7.12 | Элементы нотного письма (нотный стан, скрипичный ключ) | 1 | Выполнение графических заданий | ||
27. | 13.12 | Длительность звуков (целая, половинная) | 1 | Объяснение педагога | Выполнение заданий в нотных тетрадях | |
28. | 14.12 | Длительность звуков (четвертная, восьмая) | 1 | Объяснение педагога | Выполнение заданий в нотных тетрадях | |
29. | 20.12 | Элементы нотного письма | 1 | Творческая работа | ||
30. | 21.12 | Популярные детские песни | 1 | Прослушивание и разучивание песни «Точка, точка, запятая» | ||
31. | 27.12 | Популярные детские песни | 1 | Разучивание песни «Точка, точка, запятая» | ||
32. | 28.12 | Популярные детские песни | 1 | Исполнение песни «Точка, точка, запятая» | ||
33. | 17.01 | Популярные детские песни | 1 | Концерт | ||
34. | 18.01 | Длительность звуков | 1 | Игра «Длительность звуков» | ||
35. | 24.01 | Гамма. Звукоряд | 1 | Объяснение педагога | Исполнение гаммы | |
36. | 25.01 | Народная музыка | 1 | Беседа | ||
37. | 31.01 | Народная музыка | 1 | Просмотр видеоматериала | ||
38. | 1.02 | Народная музыка | 1 | Разучивание и исполнение народных песен | ||
39. | 7.02 | Размер | 1 | Объяснение педагога | ||
40. | 8.02 | Музыка разных народов мира | 1 | Беседа | Разучивание и исполнение песен | |
41. | 14.02 | Народная музыка | 1 | Хоровое исполнение народных песен | ||
42. | 15.02 | Музыкальные упражнения. «Эпизодическое двухголосие» | 1 | Показ и исполнение двухголосных муз. упражнений | ||
43. | 21.02 | Популярные детские песни | 1 | Слушание современных детских песен | ||
44. | 22.02 | Интонирование | 1 | Упражнение для чистоты интонирования | ||
45. | 28.02 | Музыка разных народов мира | 1 | Просмотр видеоматериала | ||
46. | 1.03 | Размер | 1 | Выполнение заданий на определение размера | ||
47. | 7.03 | Музыкальные упражнения. Пение «вслух» и «про себя» | 1 | Музыкальные упражнения | ||
48. | 14.03 | Музыка разных народов мира | 1 | Викторина | ||
49. | 15.03 | Голосоведение хоровых партий | 1 | Разучивание и исполнение двухголосных партий | ||
50. | 21.03 | «Эпизодическое двухголосие» | 1 | Пение двухголосных эпизодических мелодий | ||
51. | 22.03 | Размер | 1 | Графический диктант | ||
52. | 4.04 | Голосоведение хоровых партий | 1 | Исполнение партий по голосам | ||
53. | 5.04 | Эстрадная песня | 1 | Беседа | Прослушивание аудиоматериала | |
54. | 11.04 | Пение «вслух» и «про себя» | 1 | Исполнение упражнений | ||
55. | 12.04 | Музыка разных народов мира | 1 | Просмотр видеоматериала | ||
56. | 18.04 | Голосоведение хоровых партий | 1 | Исполнение партий по голосам | ||
57. | 19.04 | Эстрадная песня | 1 | Прослушивание эстрадных песен | ||
58. | 25.04 | «Эпизодическое двухголосие». Интонирование | 1 | Исполнение упражнений | ||
59. | 26.04 | Эстрадная песня | 1 | Исполнение любимых эстрадных песен | ||
60. | 2.05 | «Эпизодическое двухголосие» | 1 | Исполнение двухголосных мелодий | ||
61. | 3.05 | Музыка разных народов мира | 1 | Исполнение песен зарубежных композиторов | Тестирование | |
62. | 10.05 | Голосоведение хоровых партий | 1 | Исполнение мелодий по голосам | ||
63. | 16.05 | Популярные детские песни | 1 | Коллективное исполнение детских песен | ||
64. | 17.05 | Интонирование | 1 | Упражнения для чистоты интонирования | ||
65. | 23.05 | Музыка разных народов мира | 1 | Презентация | ||
66. | 24.05 | Интонирование | 1 | Упражнения для чистоты интонирования | ||
67. | 30.05 | Эстрадная песня | 1 | Исполнение эстрадных песен | ||
68. | 30.05 | Эстрадная песня | 1 | Сольное исполнение | ||
69-71 | 31.05 | Популярные детские песни | 3 | Игра «Угадай мелодию» | ||
72. | 31.05 | Итоговое занятие. | 1 | Отчетный концерт |
Календарно-тематический план (II год обучения)
№ | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности) | Форма аттестации (контроля) | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||||
1. | 1.09 | Голосовой диапазон | 1 | Объяснение педагога | Исполнение гаммообразных упражнений | |
2. | 2.09 | Музыкальные упражнения. Пение с полуоткрытым ртом | 1 | Показ упражнений педагогом | ||
3. | 8.09 | Игры-распевания «А-у!», «Тук-тук» и др. | 1 | Исполнение распевок | ||
4. | 9.09 | Песенки-попевки: «Филин», «Эхо», «На лугу», «Доброй ночи» и др. | 1 | Итоговое исполнение муз. упражнений, повевок, песенок. | ||
5. | 15.09 | Песенное творчество В. Шаинского /«Чему учат в школе»/ | 1 | Рассказ педагога о т-ве В. Шаинского | Разучивание песни | |
6. | 16.09 | Интонация | 1 | Объяснение педагога | Интонирование несложных мелодий | |
7. | 22.09 | Ритм | 1 | Объяснение педагога | Выполнений ритмических заданий | |
8. | 23.09 | Песенное творчество В. Шаинского | 1 | Разучивание и исполнение песни | ||
9. | 29.09 | Такт, тактовая черта | 1 | Объяснение педагога | Выполнение практических заданий | |
10. | 30.09 | Такт, тактовая черта | 1 | Выполнение практических заданий | ||
11. | 6.10 | Знаки альтерации | 1 | Объяснение педагога | Выполнение практических заданий | |
12. | 7.10 | Знаки альтерации | 1 | Выполнение практических заданий | ||
13. | 13.10 | Песенное творчество Ю. Чичкова /«Родная песенка»/ | 1 | Беседа о т-ве Ю. Чичкова | Слушание музыкальных произведений композитора | |
14. | 14.10 | Песенное творчество Ю. Чичкова | 1 | Разучивание и исполнение песни «Родная песенка» | Хоровое исполнение | |
15. | 20.10 | Динамика, штрихи | 1 | Исполнение несложных мелодий с выполнением динамических оттенков и штрихов | ||
16. | 21.10 | Выразительность исполнения | 1 | Объяснение и показ педагога | ||
17. | 27.10 | Песенное творчество В. Шаинского | 1 | Исполнение песен В. Шаинского | ||
18. | 28.10 | Темп, реприза | 1 | Объяснение педагога | Игра на определение музыкального темпа | |
19. | 10.11 | Мажор и минор | 1 | Беседа | Определение на слух лада в музыке | |
20. | 11.11 | Мажор и минор | 1 | Игра «Солнышко и тучка» | ||
21. | 17.11 | Песенное творчество Ю. Чичкова /«Музыка и дети»/ | 1 | Разучивание и исполнение песни «Музыка и дети» | ||
22. | 18.11 | Песенное творчество Ю. Чичкова | 1 | Хоровое исполнение | ||
23. | 24.11 | Эмоциональность, музыкальность | 1 | Объяснение и показ педагога | ||
24. | 25.11 | Знаки альтерации | 1 | Выполнение практических заданий | ||
25. | 1.12 | Знаки альтерации | 1 | Тестирование | ||
26. | 2.12 | Тональность | 1 | Объяснение педагога | ||
27. | 8.12 | Тональность | 1 | Исполнение упражнений в разных тональностях | ||
28. | 9.12 | Песенное творчество Евг. Крылатова / «Песенка о снежинке» | 1 | Беседа о т-ве Евг. Крылатова | Прослушание песен Евг.Крылатова | |
29. | 15.12 | Музыка и кино | 1 | Беседа | Слушание музыки из кинофильмов | |
30. | 16.12 | Песенное творчество Евг. Крылатова /«Кабы не было зимы»/ | 1 | Слушание и разучивание песни | ||
31. | 22.12 | Песенное творчество Евг. Крылатова | 1 | Разучивание и исполнение песни | ||
32. | 23.12 | Песенное творчество Евг. Крылатова | 1 | Концерт | ||
33. | 29.12 | Двухголосные мелодии | 1 | Исполнение несложных двухголосных мелодий | ||
34. | 30.12 | Интонация | 1 | Упражнения для выработки чистой интонации | ||
35. | 12.01 | Ритм | 1 | Объяснение педагога | Выполнение ритмических заданий | |
36. | 13.01 | Двухголосные мелодии | 1 | Исполнение несложных двухголосных мелодий | ||
37. | 19.01 | Классическая музыка | 1 | Беседа о классической музыке | Прослушивание классических произведений | |
38. | 20.01 | Классическая музыка | 1 | Творческая работа | ||
39. | 26.01 | Романс | 1 | Разучивание и исполнение романса | ||
40. | 27.01 | Двухголосные мелодии | 1 | Исполнение двухголосных мелодий | ||
41. | 2.02 | Пение дуэтом | 1 | Показ педагога | Исполнение дуэтом двухголосных мелодий | |
42. | 3.02 | Классическая музыка | 1 | Исполнение фрагментов классических произведений | ||
43. | 9.02 | Канон, подголоски | 1 | Объяснение и показ педагога | ||
44. | 10.02 | Канон, подголоски | 1 | Пение каноном | ||
45. | 16.02 | Ритмический канон | 1 | Объяснение и показ педагога | Исполнение упражнений | |
46. | 17.02 | Классическая музыка | 1 | Викторина | ||
47. | 24.02 | Пение a cappella | 1 | Объяснение и показ педагога | Исполнение несложных упражнений без музыкального сопровождения | |
48. | 1.03 | Пение дуэтом | 1 | Исполнений песен дуэтом | ||
49. | 2.03 | Авторская песня | 1 | Рассказ педагога | Слушание поэтов-бардов | |
50. | 9.03 | Ритмический канон | 1 | Исполнений упражнений | ||
51. | 15.03 | Пение a cappella | 1 | Пение несложных упражнений без музыкального сопровождения | ||
52. | 16.03 | Пение a cappella | 1 | Пение несложных упражнений без музыкального сопровождения | ||
53. | 22.03 | Классическая музыка | 1 | Викторина | ||
54. | 23.03 | Авторская песня | 1 | Просмотр видеоматериала | Исполнение песен Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. | |
55. | 5.04 | Классическая музыка | 1 | Творческая работа | ||
56. | 6.04 | Романс | 1 | Объяснение и показ педагога | Слушание романсов | |
57. | 12.04 | Классическая музыка | 1 | Прослушивание фрагментов классических вокальных произведений | ||
58. | 13.04 | Канон, подголоски | 1 | Объяснение и показ педагога | ||
59. | 19.04 | Пение a cappella | 1 | Пение несложных мелодий без музыкального сопровождения | ||
60. | 20.04 | Классическая музыка | 1 | Викторина | ||
61. | 26.04 | Классическая музыка | 1 | Презентация | ||
62. | 27.04 | Романс | 1 | Разучивание и исполнение | ||
63. | 4.05 | Пение дуэтом | 1 | Исполнение песен дуэтом | ||
64. | 10.05 | Авторская песня | 1 | Исполнение песен А. Городницкого, В Высоцкого | ||
65. | 11.05 | Романс | 1 | Слушание и исполнение романсов | ||
66. | 17.05 | Музыка и кино | 1 | Просмотр видеоматериала | ||
67. | 18.05 | Музыка и кино | 1 | Исполнение песен из кинофильмов (мультфильмов) | ||
68. | 24.05 | Музыка и кино | 1 | Презентация | ||
69-71 | 25.05 | Песенное творчество детских композиторов | 3 | Игра «Угадай мелодию» | ||
72. | 31.05 | Заключительное занятие | 1 | Отчетный концерт |
2.2.Условия реализации программы
Для реализации программы имеется:
актовый зал;
светлый просторный кабинет;
у каждого ребенка есть место за партой;
кабинет оборудован шкафами для хранения методической литературы, нотных изданий и наглядных пособий для занятий;
в кабинете и актовом зале имеется необходимая аппаратура для проведения занятий: музыкальный инструмент, компьютер, проектор, экран, колонки с усилителем, микрофоны;
СD и DVD диски, аудиокассеты, магнитофон;
в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;
в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой доврачебной помощи.
2.3.Формы аттестации
входной контроль (начальная диагностика) – прослушивание детей в хор, собеседование, анкетирование;
текущий контроль – концерты, конкурсы, музыкальные игры, загадки, презентации, музыкальные викторины, творческие работы, тестирование;
итоговый контроль (итоговая аттестация) – участие в досуговых мероприятиях школы, района, смотрах художественной самодеятельности, фестивалях, отчетных концертах
2.4.Оценочные материалы
диагностическая карта для определения уровня ЗУН и музыкально-творческих способностей детей (музыкальный слух, ритм, память, интонирование, качество певческого голоса, выразительность исполнения);
оценка результатов участия в конкурсах, концертах, фестивалях.
2.5.Методические материалы
методические разработки по темам программы;
индивидуальный план для работы с одаренными детьми
сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;
наглядные пособия (пособия для изучения нотной грамоты);
музыкально-дидактические игры;
сборники песен;
нотные издания;
новые педагогические технологии в образовательном процессе – применение ИКТ для проведения занятий;
видео, аудио и фотоматериалы.
Список литературы
1. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов. -Спб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
2. Булучевский Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. –Л.: Музыка, 1988.
3. Агапова И.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
4. Орлова Т.М, Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса. – М.: «Просвещение», 1988.
5. Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: «ACADEMA», 1999.
6. Агапова И.А. 30 музыкальных занятий. – М.: «АКВАРИУМ» ГИППВ, 2002.
7. Афанасенко Е.Х. Детский музыкальный театр. –В.: Учитель, 2009.
8. «Миленький ты мой». Лирические русские песни. Песенник. – М.: «Кифара», 1997.
9. Кондратюк Н.Н. Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2005.
10. Нотные издания песенного репертуара.