Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Флористика» (2–9 классы)
Управление образования администрации Собинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Центр дополнительного образования
.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Флористика»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 3 года
Уровень программы: базовый
Составитель:
Раздорских Наталья Викторовна,
педагог дополнительного
образования.
г. Собинка, 2020
Содержание программы
Титульный лист программы стр. 1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3-23
1.1.Пояснительная записка…………………………………………… стр.3
1.2.Цель и задачи программы ………………………………………... стр.5
1.3.Содержание программы…….………………………….................. стр.7
1.4.Планируемые результаты………………………………………… стр.23
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 23-28
2.1.Формы аттестации, оценочные материалы ……………………… стр.23
2.2.Рабочие программы (модули), курсов, дисциплин, предметов … стр.24
2.3.Условия реализации программы………………………………….. стр.24
2.4.Календарно-учебный график……………………………………… стр.26
2.5.Список литературы………………………………………………… стр.27
Приложение 1 - 4 «Календарно-тематический план»
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Флористика» (далее – программа) разработана на основе типовой программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы», И.В. Костинская, Москва Просвещение 1983г., утверждена Министерством просвещения СССР, на основе программы «АРТ-дизайн», автор-составитель педагог дополнительного образования Рамазанова О.А., муниципальное автономное учреждение города Нижневартовска Центр детского творчества, 2017г.
Актуальность программы
Флористика для учащихся – молодое явление. Учащиеся осваивают современный, новый вид декоративно-прикладного творчества.
Красивейшая частица мироздания, олицетворение полной гармонии с природой. – цветы. Каждый человек, даривший цветы помнит, как сияли глаза близких, получая прекрасное творение природы. Каждый человек, который когда – либо получал цветы, знает, как прекрасно держать в руках букет хрупких даров флоры, подаренных от души. Тот, кто хоть раз в жизни выращивал цветок, чувствовал ответственность и желание защитить маленькую жизнь.
Творчество помогает детям выразить свои эмоции и раскрыться, что в повседневной жизни не просто. Занятия флористикой позволяют развить художественный вкус и эстетическое восприятие мира у учащиеся, побуждают бережно и уважительно относится к природе.
Современная флористика выступает элементом художественного оформления интерьера. Но флористика, не просто составляющая дизайна помещения, она дарит нам редкую (в наш век) возможность, соприкоснуться с живой природой, находясь дома. Занимаясь флористикой, мы создаем завершающий штрих в
безупречном произведении природы, а это требует терпения, самоотверженного труда, исключительно позитивных мыслей и эмоций.
Программа включает работу над составлением букетов и композиций из живых растений, цветов из конфет, аранжировкой растений и др.
В настоящее время флористическое оформление пользуется большой популярностью. Работа с флористическим материалом вполне доступна для учащихся 7 лет и старше. Это развивает у детей творческое мышление, наблюдательность, художественный вкус, любовь к природе. \
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Адресат программы
Программа разработана для учащихся 7-14 лет с учетом особенностей детей определенного возраста.
7-8 лет- возраст интенсивного развития творческих способностей и мелкой моторики, этот возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
9-12 лет – период совершенствования, в этом возрасте дети размышляют, прежде чем действовать, у них появляется ориентировка в том, что принесет ему осуществление той или иной деятельности: удовлетворение или неудовлетворенность.
13 - 14 лет – период интенсивного роста, в этом возрасте подростки уже готовы осознанно подходить к определенным видам работы, многие уже определяются с дальнейшей профессией.
Состав группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастной, разнополый и однополый. Минимальная численность учащихся в группах 1 и 2 года обучения – 10 учащихся, в группе 3 года обучения – 8 учащихся. При проведении мелкогрупповых занятий количество учащихся от 3 до 5 чел.
Формы и методы обучения
Форма обучения: очно - заочная с использованием
дистанционных образовательных технологий
(ВКонтакте закрытые группы: https://vk.com/id283375795).
Модуль 1: https://youtu.be/tclxtc77hMo, https://youtu.be/l52o86v53vE
Модуль 2: http:// youtu.be/SOLSHb4uIPU
Модуль 3: http://youtu.be/qKEzJ4wdoM
В учебном процессе программой предусматривается возможность использования педагогом различных форм организации деятельности учащихся на занятиях:
групповая, индивидуально-групповая для выполнения заданий, решения проблем (при мелкогрупповом занятии) с использованием ИКТ.
Методы обучения:
*В основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные: беседа, объяснение, устное изложение;
- наглядные: показ мультимедийных материалов, наблюдение, иллюстраций,
показ (выполнение) педагогом приемов исполнения;
- практические: выполнение работ по образцу, самостоятельная работа.
*В основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные;
- частично-поисковые: участие в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательские: самостоятельная творческая работа учащихся.
Для создания творческих, разнообразных объектов флористики и свитфлористики необходимы знания и умения о живой природе -комнатных растениях: их внешний вид, разнообразие комнатных и цветочно-декоративных растений, уход за ними, виды и сорта растений, поэтому программа включает 2 блока:
1.Живые объекты природы - комнатные растения, уход за комнатными растениями, умелое выращивания рассады из семян, грамотный выбор растений для оформления помещений, клумб, балконов и лоджий, составление букетов и цветочных композиций.
В блоке «Живые объекты природы» включены следующие разделы: «Комнатные растения», «Цветочно-декоративные культуры». «Флористика».
2.Декоративно-прикладное творчество, профиль - флористика и свитфлористика.
В блоке «Декоративно-прикладное творчество» разделы:
«Флористика», «Свитфлористика».
В настоящее время флористический дизайн актуален, как никогда, т.к. позволяет сделать окружающий нас мир ярче и красочней, а значит и интереснее. На занятиях флористикой и свитфлористикой развиваются любовь к природе, творческое мышление, чувство композиции, навыки цветовосприятия и цветопередачи, чувство художественного стиля.
Использование наглядных пособий, мастер-классов профессиональных флористов и образцов изделий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления.
В процессе работы с различными инструментами, приспособлениями и материалами, педагог постоянно напоминает о правилах пользования инструментами и соблюдение правил гигиены и техники безопасности.
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 3 года, общее количество учебных часов- 576 / 648 в зависимости от возрастных особенностей учащихся:
1 год обучения –144 часа в год (возраст с 7 до 9 лет).
1 год обучения –216 часов (возраст с 10 до 11 лет).
2 год обучения 216 часов в год (возраст с 10 до 12 лет).
3 год обучения –216 часов в год (возраст с 10 до 14 лет).
Режим занятий:
Учебная нагрузка в неделю на одно объединение:
1-ый год обучения – 4 недельных часа, занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа;
1-ый год обучения – 6 недельных часов, занятия проводятся три раза в неделю по 2 часа;
2-ой год обучения – 6 недельных часов. занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
3-ий год обучения – 6 недельных часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа.
Продолжительность одного занятия 40 минут, перерыв 10 минут и проветривание помещения.
Занятия проводятся как в аудитории, так и вне (на участке МБУ ДО ЦДО, музей ЦДО - ул. Димитрова, 3).
В основе занятий лежат творческая деятельность, создание оригинальных работ. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого ребенка.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создать условия для развития творческих способностей ребёнка средствами флористического дизайна.
Задачи:
Обучающие:
- научить методам самостоятельного поиска, обобщения информации;
- формирование информационной компетентности;
- формирование знаний о разнообразии цветочно-декоративных растений;
- формирование знаний о флористике и свитфлористике.
Воспитательные:
- формировать гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими
социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью
реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и
укрепления общества и государства;
- формировать личностные качества: инициативность, трудолюбие, гибкость,
ответственность, настойчивость, культуру труда и поведения;
- формировать экологическую культуру и культуру здорового образа жизни.
Развивающие:
- развивать социальные, коммуникативные, эстетические, качества
учащихся;
- развивать критическое и творческое мышление;
- развивать творческий потенциал детей через мир растений, развивать интерес
учащихся к флористике.
Задачи 1 года обучения:
- приобретать навыки по выращиванию, размножению и уходу
за цветочно-декоративными растениями;
- формировать знания о значении флористики в условиях
изменения окружающей среды;
- формировать ответственность, самоконтроль, самостоятельность,
умение организовать рабочее место.
Задачи 2 года обучения:
- создать условия для творческого взаимодействия со сверстниками,
формирования уверенности в себе;
- выращивать рассаду для озеленения территории МБУ ДО ЦДО;
- формировать умения и навыки по овладению приемами техники
свитфлористики;
- формировать представления о мире профессий, связанных с флористикой.
Задачи 3 года обучения:
- совершенствовать знания о свитфлористике;
- изучать основы цветовидения и композиции, развитие художественного
вкуса;
- продолжить формировать реальное представление о возможностях своих
профессиональных намерений (профессиональное самоопределение учащихся
связанное с флористикой).
1.3. Содержание программы
Учебный план
1 года обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | количество часов | Формы аттеста- ции | ||||||||||
| | | теория | практика | | |||||||||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | - | | |||||||||
2 | Раздел «Флористика» | 18 | 10 | 8 | | |||||||||
2.1 | История флористики | 4 | 4 | - | | |||||||||
2.2 | Оборудование и материалы | 2 | 2 | - | | |||||||||
2.3 | Осень! Сохранение цветов, составление букетов «Сам себе дизайнер». Букет роз из кленовых листьев | 4 | 2 | 2 | | |||||||||
2.4 | Осенняя композиция на флористической губке | 6 | 2 | 4 | | |||||||||
2.5 | Итоговое занятие. Мини – выставка осенних букетов «Осеннее вдохновение флориста» | 2 | - | 2 | мини -выставка | |||||||||
3-4 | Раздел «Свитфлористика» | 80 | 16 | 56 | | |||||||||
3.1 | История возникновения свитфлористики | 2 | 2 | - | | |||||||||
3.2 | Оборудование и материалы | 2 | 2 | - | | |||||||||
3.3 | Основы изготовления букетов | 2 | 2 | - | | |||||||||
3.4 | Композиция «Подарок для педагога» | 10 | 2 | 8 | | |||||||||
3.5 | Композиция «Землянички для мамы» | 8 | 1 | 7 | | |||||||||
3.6 | Корзина с крокусами | 8 | 1 | 7 | | |||||||||
3.7 | Корзина с бутонами роз ко дню матери | 8 | 1 | 7 | | |||||||||
3.8 | Новогодняя композиция | 6 | 1 | 5 | | |||||||||
3.9 | Рождественская композиция | 8 | 1 | 7 | | |||||||||
4.0 | Букет «Розы» | 8 | 1 | 7 | | |||||||||
4.1 | Пасхальная композиция | 10 | 2 | 8 | | |||||||||
4.2 | Сладкие подарки для ветеранов | 6 | 1 | 5 | | |||||||||
5 | Аттестация по итогам года Выставка сладких букетов «Цветочная фантазия», тестирование учащихся | 2 | - | 2 | выставка | |||||||||
6 | Мелкогрупповые занятия | 36 | - | 36 | | |||||||||
7 | Воспитательные мероприятия | 6 | - | 6 | творческие задания | |||||||||
8 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | | |||||||||
| Итого часов | 144 | 29 | 115 | |
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие – 2 часа: 2ч. – теория; 1 занятие.
Знакомство с обучающимися. Введение в программу, ознакомление с мероприятиями в МБУ ДО ЦДО. Техника безопасности и правила дорожного движения.
Презентация «История свитдизайна».
Вводный контроль: беседа (представления учащихся о живой и неживой природе).
2. Раздел «Флористика» - 18 часов.
2.1. История флористики – 4 часа: 4 часа – теория; 2 занятия.
Теория: средневековье (эпоха рассвета), икебана, западные и восточные
традиции, использование растений в разных сферах (слайд – шоу).
2.2. Оборудование и материалы – 2часа: теория – 2 часа; 1 занятие.
Теория: разнообразные материалы и оборудование, растительные
материалы, крепежи, инвентарь, аксессуары, подставки и сосуды.
Преимущество и виды флористических губок. Секаторы, тейп-ленты,
флористические ножницы, ротанговые шарики.
2.3. Осень! Сохранение цветов, составление букетов.
«Сам себе дизайнер» - 4 часа: 2 часа – теория, 2 часа – практика;
2 занятия.
Теория: цветы в букетах. Способы и стадии срезки цветов. Способы
Продления жизни срезанных растений. Составление букетов, искусство
составлять композиции.
Итоговое занятие: самостоятельная работа – составить букет роз из
кленовых листьев.
2.4. Осенняя композиция на флористической губке – 6 часов: 2 часа –
теория, 4 часа – практика; 3 занятия.
Теория: ознакомление с разнообразием осенних композиций,
использование материалов.
Практика: составление осенней композиции.
2.5. Итоговое занятие. Мини-выставка осенних букетов «Осеннее
вдохновение флориста» - 2 часа. Анализ продукта творческой
деятельности.
3-4. Раздел «Свитфлористика» - 78 часов.
3. 1. История возникновения свитфлористики – 2 часа: теория – 2 часа;
1 занятие. Теория: искусство свитфлористики (свитдизайна), традиции,
использование слайд – шоу.
3.2. Оборудование и материалы – 2 часа: теория – 2 часа; 1 занятие.
Теория: разнообразные материалы и оборудование, пеноплекс, ленты,
проволока, шпажки и зубочистки, скотч, тейп – лента, флористическая
пленка, гофрированная бумага, порт – букетницы, конфеты.
органза, сизаль, банты.
3.3. Основы изготовления букетов – 2 часа: теория – 2 часа; 1 занятие.
Теория: различные способы крепления, декоративные материалы и их
Применение, конфигурации композиций из конфет, подарочная
упаковка букета из конфет.
3.4. Композиция «Подарок для педагога» - 12 часов: 2 часа – теория,
10 часов – практика, 6 занятий.
Теория: подбор материала, примеры композиций.
Практика: изготовление цветов и листьев. Оформление корзины.
Сборка и декорирование композиции. Оформление композиции.
3.5. Композиция «Землянички для мамы» - 8 часов: теория – 1 час,
практика – 7 часов. 4 занятия.
Теория: подбор материала, примеры композиций, освоение техники
изготовления ягод земляники. Практика: Изготовление ягод земляники
из конфет и гофрированной бумаги. Изготовление цветов земляники из
гофрированной бумаги. Оформление корзинки. Сборка и декорирование
композиции. Оформление композиции «Землянички для мамы».
3.6. Корзина с крокусами – 8 часов: 1 час – теория, 7 часов – практика;
4 занятия.
Теория: примеры букетов из журналов, подбор материалов.
Практика: изготовление крокусов, оформление корзины.
3.7. Корзина с бутонами роз ко дню матери – 8 часов: 1 час – теория,
7 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор материалов, примеры букетов из журналов.
Практика: изготовление бутонов роз и листьев, оформление корзины,
установка крокусов, упаковка во флористическую пленку.
3.8. Новогодняя композиция. Ель из конфет – 6 часов: 1 час – теория,
5 часов – практика; 3 занятия.
Теория: подбор материалов, примеры новогодних
композиций. Практика: сборка конуса, составление и оформление
новогодней композиции.
3.9. Рождественская композиция. Пуансеттия - 8 часов: 1 час – теория,
7 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор материалов, примеры рождественских композиций.
Практика: сборка конуса, составление и оформление
рождественской композиции.
4. Букет из роз к 8 Марта – 8 часов: 1 час – теория, 7 часов – практика;
4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов
из журналов. Практика: изготовление роз и листьев, оформление,
упаковка в подарочную бумагу.
4.1. Пасхальная композиция – 12 часов: теория – 2 часа, 10 часов –
практика, 5 занятий.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры пасхальных
композиций. Практика: Изготовление цветов для пасхальной
композиции. Отработка приемов изготовления цветов нарциссов.
тюльпанов, крокусов для пасхальной композиции. Изготовление
веточки вербы. Оформление пасхальной композиции. Изготовление
цыплят из киндер-сюрпризов. Декорирование киндер-сюрпризов.
Оформление пасхальной композиции.
Использование дистанционных образовательных технологий:
презентация «Пасхальная композиция» (автор педагог Раздорских Н.В.),
презентация – мастер-класс профессионального флориста Елены Клевак
«Пасхальная композиция» - https://youtu.be/tclxtc77hMo
Итоговое занятие- 2 часа (1 занятие), обзор и оценка выполненных работ.
4.2. Сладкие подарки для ветеранов – 8 часов: теория – 1 час,
практика – 7часов, 4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов,
Изготовление цветов.
Практика: оформление подарка.
Использование дистанционных образовательных технологий: мастер-класс
(новая информация) https://youtu.be/l52o86v53vE, презентация Георгиевская
ленточка-символ Победы».
5. Аттестация по итогам года – 2 часа. Выставка сладких букетов «Цветочная
фантазия», тестирование учащихся.
6. Мелкогрупповые занятия (1 раз в неделю по 2 часа) – 36 часов.
Подготовка к конкурсам различного уровня и выставкам в ЦДО, участие.
7. Воспитательные мероприятия – 6 часов.
Образовательная ярмарка, праздник матери, экскурсия в музей ЦДО.
Подготовка и участие в мероприятиях разного уровня вне ОУ:
районная выставка «Зеркало природы», районная выставка ДПТ, выставка
«Зеленая планета», дистанционные конкурсы Академии развития и творчества
г. С-Петербург АРТ-талант, дистанционные конкурсы «Изумрудный город».
8. Подведение итогов работы – 2 часа; 1 занятие.
Подведение итогов работы по программе «Флористика». Задания на лето.
Учебный план
1 год обучения (учебная нагрузка в неделю 6 часов)
№ п/п | Наименование тем | всего часов | количество часов | Формы аттеста- ции | ||||||||||||
| | | теория | практика | | | ||||||||||
1 | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - | | | ||||||||||
2 | Раздел «Комнатные растения» | 40 | 16 | 24 | | | ||||||||||
2.1 | Ознакомление с комнатными растениями | 8 | 6 | 2 | | | ||||||||||
2.2 | Разнообразие растений | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
2.3 | Уход за комнатными растениями | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
2.4 | Подкормка комнатных растений | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
2.5 | Виды размножения комнатных растений | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
2.6 | Садовые земли, Дренаж | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
2.7
| Итоговое занятие. Конкурс «Угадай растение по описанию» | 2 | - | 2 | конкурс | | ||||||||||
3 | Раздел «Цветочно-декоративные культуры» | 26 | 8 | 18 | | | ||||||||||
3.1. | Характеристика однолетников | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
3.2 | Характеристика многолетников | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
3.3 | Выращивание рассады однолетников | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
3.4 | Выращивание однолетников посевом семян в грунт | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
3.5 | Итоговое занятие. Конкурс рисунков | 2 | - | 2 | конкурс | | ||||||||||
4 | Раздел «Флористика» | 18 | 10 | 8 | | | ||||||||||
4.1 | История флористики | 4 | 4 | - | | | ||||||||||
4.2 | Оборудование и материалы | 2 | 2 | - | | | ||||||||||
4.3 | Осень! Сохранение цветов, составление букетов «Сам себе дизайнер». Букет роз из кленовых листьев | 4 | 2 | 2 | | | ||||||||||
4.4 | Осенняя композиция на флористической губке | 6 | 2 | 4 | | | ||||||||||
4.5 | Итоговое занятие. Мини – выставка осенних букетов «Осеннее вдохновение флориста» | 2 | - | 2 | выставка | | ||||||||||
5-6 | Раздел «Свитфлористика» | 80 | 16 | 64 | | | ||||||||||
5.1. | История возникновения свитфлористики | 2 | 2 | - | | | ||||||||||
5.2 | Оборудование и материалы | 2 | 2 | - | | | ||||||||||
5.3 | Основы изготовления букетов | 2 | 2 | - | | | ||||||||||
5.4 | Композиция «Подарок для педагога» | 12 | 2 | 10 | | | ||||||||||
5.5 | Композиция «Землянички для мамы» | 8 | 1 | 7 | | | ||||||||||
5.6 | Корзина с крокусами | 8 | 1 | 7 | | | ||||||||||
5.7 | Корзина с бутонами роз ко дню матери | 8 | 1 | 7 | | | ||||||||||
5.8 | Новогодняя композиция | 8 | 1 | 7 | | | ||||||||||
5.9 | Букет «Розы» | 8 | 1 | 7 | | | ||||||||||
6.0 | Пасхальная композиция | 12 | 2 | 10 | | | ||||||||||
6.1 | Сладкие подарки для ветеранов | 8 | 1 | 7 | | | ||||||||||
6.2 | Итоговое занятие. Мини – выставка сладких букетов «Цветочная фантазия» | 2 | - | 2 | выставка | | ||||||||||
7 | Мелкогрупповые занятия | 36 | - | 36 | | | ||||||||||
8 | Аттестация по итогам года Выставка творческих работ учащихся «Цветочная карусель», тестирование | 2 | - | 2 | | | ||||||||||
9 | Воспитательные мероприятия | 10 | - | 10 | творчес. задание | | ||||||||||
10 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | | | ||||||||||
| Итого часов | 216 | 53 | 163 | | |
Содержание учебного плана
1 года обучения
1. Вводное занятие – 2 часа: 2ч. – теория; 1 занятие.
Ознакомление с планом работы объединения, с видами общественно-полезного труда по озеленению, с мероприятиями ЦДО, в которых будут участвовать учащиеся. Техника безопасности и правила дорожного движения.
2.Раздел «Комнатные растения» - 40 часов.
Начальный контроль: тестирование на выявление первоначальных представлений о свитфлористике.
2.1.Ознакомление с комнатными растениями- 8 часов: 6 часов – теория, 2 часа– практика; 4 занятия.
Значение растений в жизни человека, краткие сведения об их родине.
Практика: дидактическая игра «Угадай комнатное растение по описанию», рисование.
2.2. Разнообразие комнатных растений – 6 часов: 2 часа – теория, 4 час. –
практика; 3 занятия. Внешний вид растений.
а) по условиям выращивания;
б) по морфологическим особенностям;
в) цветущие декоративные признаки;
г) по использованию;
д) по продолжительности жизни.
Практика: уход за растениями, рисунок на тему «Мое любимое комнатное растение».
2.3. Уход за комнатными растениями – 6 часов: 2 часа – теория, 4 часа –
практика; 3 занятия.
Сроки и техника пересадки. Практическая работа: полив, опрыскивание,
рыхление почвы, мытье плошек, удаление желтых листьев, пересадка
растений.
2.4. Подкормка комнатных растений – 6 часов: 2 часа – теория, 4 часа -
практика; 3 занятия. Основные правила проведения подкормки.
Составление питательной смеси. Практическая работа: проведение
подкормки комнатных растений. Наблюдение за растением после
подкормки.
Итоговое занятие: практическая работа – сделать подкормку для
комнатных растений.
2.5. Размножение комнатных растений черенками, отводками, делением
корневищ, семенами. Правила черенкования. Правила пересадки
укоренившихся новых растений. Подготовка ящиков для посадки,
заготовка песка, земли. Черенкование, деление корневищ. Опыт: где
лучше укореняются черенки.
6 часов: 2 часа – теория, 4 часа – практика; 3 занятия.
2.6. Садовые земли. Дренаж - 6 часов: 2 часа - теория, 4 часа – практика;
3 занятия. Теория: виды садовых земель и способы их заготовки.
Практика: подобрать почвенную смесь для посадки пеларгонии.
2.7. Итоговое занятие. Конкурс «Угадай растение по описанию» – 2 часа.
3. Раздел «Цветочно – декоративные культуры» - 26 часов.
3. 1.Характеристика однолетников – 6 часов: 2 часа – теория, 4 часа -
практика; 3 занятия. По плану: родина, виды растений, описание, сорта,
размножение, использование.
Практика: работа с литературой, составление гербариев семян однолетников.
Использование дистанционных образовательных технологий: презентация
«Цветочно-декоративные растения» (автор педагог Раздорских Н.В.),
тестирование «Однолетники».
3.2. Характеристика многолетников – 6 часов: 2 часа – теория, 4 часа –
практика; 3 занятия. По плану: родина, виды растений, сорта, описание,
размножение, использование.
Практика: выбор растений для оформления цветника.
3.3. Выращивание рассады однолетников – 6 часов: 2 часа – теория,
4 часа – практика; 3 занятия.
Способы их подготовки к посеву. Условия, необходимые для прорастания
семян однолетников. Практическая работа: знакомство с семенами
однолетников, подготовка земли, высадка семян однолетников.
3.4. Выращивание однолетников посевом семян в грунт – 6 часов:
2 часа – теория, 4 часа – практика; 3 занятия. Способы посева.
Сроки. Уход за посевом. Практическая работа: распределение клумб
между учащимися. Подготовка почвы. Наблюдение за появлением
всходов, ростом. Уход за растениями.
3.5. Итоговое занятие. Конкурс рисунков - 2 часа.
4. Раздел «Флористика» - 18 часов.
4.1. История флористики – 4 часа:; 2 занятия.
Теория: средневековье (эпоха рассвета), икебана, западные и восточные
традиции, использование растений в разных сферах (слайд – шоу).
4.2. Оборудование и материалы – 2 часа; 1 занятие.
Теория: разнообразные материалы и оборудование, растительные
материалы, крепежи, инвентарь, аксессуары, подставки и сосуды.
Преимущество и виды флористических губок. Секаторы, тейп-ленты,
флористические ножницы, ротанговые шарики.
4.3. Осень! Сохранение цветов, составление букетов.
«Сам себе дизайнер» - 4 часа: 2 часа – теория, 2 часа – практика;
2 занятия.
Теория: цветы в букетах. Способы и стадии срезки цветов. Способы
Продления жизни срезанных растений. Составление букетов, искусство
составлять композиции.
Итоговое занятие: самостоятельная работа – составить букет роз из
кленовых листьев.
4.4. Осенняя композиция на флористической губке – 6 часов: 2 часа –
теория, 4 часа – практика; 3 занятия.
Теория: ознакомление с разнообразием осенних композиций,
использование материалов.
Практика: составление осенней композиции.
4.5. Итоговое занятие. Мини-выставка осенних букетов «Осеннее
вдохновение флориста» - 2 часа. Анализ продукта творческой
деятельности.
5. Раздел «Свитфлористика» - 80 часов.
5.1. История возникновения свитфлористики – 2 часа: теория – 2 часа;
1 занятие. Теория: искусство свитфлористики (свитдизайна), традиции,
использование слайд – шоу.
5.2. Оборудование и материалы – 2 часа: теория – 2 часа; 1 занятие.
Теория: разнообразные материалы и оборудование, пеноплекс, ленты,
проволока, шпажки и зубочистки, скотч, тейп – лента, флористическая
пленка, гофрированная бумага, порт – букетницы, конфеты.
органза, сизаль, банты.
5.3.Основы изготовления букетов – 2 часа: теория – 2 часа; 1 занятие.
Теория: различные способы крепления, декоративные материалы и их
Применение, конфигурации композиций из конфет, подарочная
упаковка букета из конфет.
5.4. Композиция «Подарок для педагога» - 12 часов: 2 часа – теория,
10 часов – практика, 6 занятий.
Теория: подбор материала, примеры композиций.
Практика: изготовление цветов и листьев. Оформление корзины.
Сборка и декорирование композиции. Оформление композиции.
5.5. Композиция «Землянички для мамы» - 8 часов: теория – 1 час,
практика – 7 часов. 4 занятия.
Теория: подбор материала, примеры композиций, освоение техники
изготовления ягод земляники. Практика: изготовление ягод земляники
из конфет и гофрированной бумаги. Изготовление цветов земляники из
гофрированной бумаги. Оформление корзинки. Сборка и декорирование
композиции. Оформление композиции «Землянички для мамы».
5.6. Корзина с крокусами – 8 часов: 1 час – теория, 7 часов – практика;
4 занятия.
Теория: примеры букетов из журналов, подбор материалов.
Практика: изготовление крокусов, оформление корзины.
5.7. Корзина с бутонами роз ко дню матери – 8 часов: 1 час – теория,
7 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор материалов, примеры букетов из журналов.
Практика: изготовление бутонов роз и листьев, оформление корзины,
установка бутонов роз, упаковка во флористическую пленку.
5.8. Новогодняя композиция. Ель из конфет – 8 часов: 1 час – теория,
7 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор материалов, примеры новогодних
композиций. Практика: сборка конуса, составление и оформление
новогодней композиции.
5.9 Букет из роз к 8 Марта – 8 часов: 1 час – теория, 7 часов – практика;
4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов
из журналов. Практика: изготовление роз и листьев, оформление,
упаковка в подарочную бумагу.
6. Пасхальная композиция – 12 часов: теория – 2 часа, 10 часов –
практика, 5 занятий.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры пасхальных
композиций. Практика: Изготовление цветов для пасхальной
композиции. Отработка приемов изготовления цветов нарциссов.
тюльпанов, крокусов для пасхальной композиции. Изготовление
веточки вербы. Оформление пасхальной композиции. Изготовление
цыплят из киндер-сюрпризов. Декорирование киндер-сюрпризов.
Оформление пасхальной композиции.
Использование дистанционных образовательных технологий:
презентация «Пасхальная композиция» (автор педагог Раздорских Н.В.),
презентация – мастер-класс профессионального флориста Елены Клевак
«Пасхальная композиция» - https://youtu.be/tclxtc77hMo
Итоговое занятие- 2 часа (1 занятие), обзор и оценка выполненных работ.
6.1 Сладкие подарки для ветеранов – 8 часов: теория – 1 час,
практика – 7часов, 4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов,
Изготовление цветов.
Практика: оформление подарка для ветерана.
Использование дистанционных образовательных технологий: мастер-класс
(новая информация) https://youtu.be/l52o86v53vE, презентация
«Георгиевская ленточка – символ Победы».
6.2 Итоговое занятие.- 2 часа. Мини – выставка сладких букетов «Цветочная
фантазия». Анализ продукта творческой деятельности.
7. Мелкогрупповые занятия (1 раз в неделю по 2 часа) – 36 часов.
Подготовка к конкурсам разного уровня: районная выставка «Зеркало
природы», районная выставка ДПТ, районная выставка «Зеленая планета»,
дистанционные конкурсы Академии развития и творчества АРТ – талант,
Изумрудный город.
8. Аттестация по итогам года - 2 часа. Выставка творческих работ
«Цветочная карусель», тестирование учащихся.
9. Воспитательные мероприятия – 10 часов.
Образовательная ярмарка, праздник матери, экскурсия в музей.
10. Итоговое занятие – 2 часа: 2 часа – теория; 1 занятие.
Подведение итогов работы по программе «Флористика». Задания на лето.
Учебный план 2 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | количество часов | Формы аттеста ции | |
теория | практи ка | ||||
1 | Вводное занятие Инструктаж по технике безопасности. Введение в программу 2 –го года обучения | 3 | 3 | - | |
2 | Раздел «Комнатные растения» | 24 | 9 | 12 | |
2.1 | Уход за комнатными растениями | 6 | 3 | 3 | |
2.2 Комнатные растения в интерьере 9 3 6 | |||||
2.3 | Комнатные растения на балконе | 6 | 3 | 3 | |
2.4 | Итоговое занятие. Мини - выставка «Удивительный мир комнатных растений в интерьере» | 3 | - | 3 | мини-выставка |
3 | Раздел «Цветочно-декоративные культуры» | 48 | 18 | 30 | |
3.1 | Разнообразие цветочно-декоративных культур | 9 | 3 | 6 | |
3.2 | Сбор, классификация, хранение семян | 6 | 3 | 3 | |
3.3 | Декоративные растения цветника. Уход за растениями | 9 | 3 | 6 | |
3.4 | Выращивание рассады из однолетников | 12 | 6 | 6 | |
3.5 | Выращивание однолетников посевом семян в грунт | 9 | 3 | 6 | |
3.6 | Итоговое занятие. Мини – выставка рассады «Зеленый росточек» | 3 | - | 3 | мини- выставка |
4 | Радел «Флористика» | 48 | 17 | 31 | |
4.1 | Стебелёк и фантазия: композиции из цветов (история, легенды, флористика) | 12 | 3 | 9 | |
4.2 | Аранжировка. Составление букета. Общие принципы | 12 | 6 | 6 | |
4.3 | Засушивание растений: виды, способы | 3 | 2 | 1 | |
4.4 | Букет «Осеннее настроение» | 6 | 3 | 3 | |
4.5 | Флористический рождественский венок | 12 | 3 | 9 | |
4.6 | Итоговое занятие. Выставка букетов « Вдохновение» | 3 | - | 3 | выставка |
5 | Раздел «Свитфлористика» | 81 | 9 | 72 | |
5.1 | Цветочная композиция ко дню педагога | 9 | 1 | 8 | |
5.2 | Букет из пионов ко дню матери | 12 | 1 | 11 | |
5.3 | Рождественская новогодняя композиция | 9 | 1 | 8 | |
5.4 | День св. Валентина, изготовление флористических валентинок | 6 | 1 | 5 | |
5.5 | Декоративные открытки к 23 февраля | 6 | 1 | 5 | |
5.6 | Корзинка с подснежниками к 8 Марта | 12 | 2 | 10 | |
5.7 | Пасхальная композиция | 12 | 1 | 11 | мини-выставка |
5.8 | Цветочная композиция из роз и гербер | 12 | 1 | 11 | |
6 | Аттестация по итогам года Выставка «Весеннее настроение» | 3 | - | 3 | выставка, тестирование |
7 | Воспитательные мероприятия | 9 | - | 9 | творч. задания |
8 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | |
| Итого часов | 216 | 42 | 174 | |
Содержание учебного плана
2 год обучения
1.Вводное занятие – 3 часа; 1 занятие.
Введение в программу 2-го года обучения.
Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на занятиях и переменах, на экскурсиях и прогулках, правила работы с садовым инвентарём, с ядовитыми и колючими растениями, с минеральными удобрениями.
Вводный контроль: дидактическая игра «Мир растений».
2. Раздел «Комнатные растения – 24 часа.
2.1. Уход за комнатными растениями.
6 часов: 3 часа – теория, 3 часа – практика; 2 занятия.
Теория: виды ухода за комнатными растениями и сроки его проведения
в связи с биологическими особенностями растений и временем года.
Значение перевалки и пересадки для роста и развития растений. Сроки и
техника проведения этой работы.
Практика: размещение растений соответственно к требованиям к освещению, температуре. Полив, опрыскивание, обмывание листьев, рыхление почвы в горшках, мытье горшков, удаление пожелтевших
листьев. Приготовление почвенных смесей.
2.2. Комнатные растения в интерьере – 9 часов: 3 часа – теория,
6 часов – практика; 3 занятия.
Теория: размещение растений в комнате. Использование растений в вазонах.
Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение.
Вертикальное расположение растений. Светолюбивые, тенелюбивые
растения, их размещение в зависимости от освещенности помещения.
Практика: оформление, зарисовка эскиза своей комнаты с подбором комнатных
растений.
2.3. Комнатные растения на балконе – 6 часов: 3 час – теория,
3 часа – практика; 2 занятия. Теория: растения, которые можно выращивать летом на балконе, их биологические особенности, время содержания растений на балконе и уход. Практика: заготовка земли, особенности посадки, полива, ухода. Зарисовка схем посадок. Названия комнатных растений.
2.4. Итоговое занятие. Мини – выставка «Удивительный мир комнатных
растений». Анализ продукта творческой деятельности – 3 часа.
3. Раздел «Цветочно – декоративные растения» - 48 часов.
3.1. Разнообразие цветочно-декоративных культур - сведения о родине,
их биологические особенности, значение растений в жизни человека.9 часов:
3 часа – теория, 6 часов – практика; 3 занятия.
3.2. Сбор, классификация, хранение семян – 6 часов: 3 часа - теория,
3 часа – практика; 2 занятия. Теория: общие сведения о хранении различных семян, их сортировка, просушка, классификация. Правила сбора, сушки и хранения семян.
Практика: выход на участок ЦДО , сбор семян и последующей работы с ними: сушка и очистка семян.
3.3. Декоративные растения цветника. Уход за растениями – 9 часов:
3 часа – теория, 6часов – практика; 3 занятия.
Теория: основные принципы подбора растений в цветнике. Законы
композиции. Цвет, контраст, фактура. Уход за растениями.
Практика: составление предварительного списка растений, составление
эскиза цветника.
3.4. Выращивание рассады однолетников – 12 часов: 6 часов – теория,
6 часов – практика. 4 занятия. Теория: условия необходимые для выращивания рассады, способы посадки, уход за рассадой.
Практика: подготовка ящиков, плошек и земли для посева. Посев семян, написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами, пикировка,
Уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию
цветочной рассады.
3.5 Выращивание однолетников посевом семян в грунт – 9 часов:
3 часа – теория, 6 часов – практика; 3 занятия.
Теория: сроки и способы посева, уход за посевами.
Практика: выбор участка для грунтового посева семян однолетников.
Подготовка почвы. Посев семян. Уход за посевами. Пересадка рассады
на постоянное место.
3.6. Итоговое занятие. Мини – выставка рассады однолетних цветочно –
декоративных растений. Анализ продукта творческой деятельности – 3 часа.
4. Раздел «Флористика» - 48часов.
4.1. Стебелёк и фантазия – 12 часов: 3 часа – теория, 9 часов – практика;
3 занятия. Теория: композиции из цветов. История, легенды, флористика.
Составление букета – исторические данные. Практика: составление букетов,
венков, гирлянд, подбор материала. Символика цветов, деревьев.
4.2. Аранжировка. Составление букета. Общие принципы – 12 часов:
6 часов – теория, 6 часов – практика; 3 занятия. Теория: общие принципы
аранжировки. Подбор растений по окраске, форме и по назначению - для
какой цели предназначается композиция. Примеры составления современных
букетов для украшения жилых комнат, залов. Практика: составление,
аранжировка по назначению, зарисовки разных букетов.
4.3. Засушивание растений – 3 часа: 2 часа – теория, 1 час практика;
1 занятие. Теория: сведения об основных видах засушивания растений,
нетрадиционные методы засушки. Сухие растения в интерьере. Практика:
применение знаний засушивания, выбор способов засушки по желанию,
написание таблиц «Растения, сохраняющие декоративность при высушивании
воздухом, в глицерине, песке».
4.4. Букет «Осеннее настроение» - 6 часов: 3 часа – теория,
3 часа - практика; 2 занятия.
Теория: подбор растений и материалов, составление эскизов.
Практика: составление букета «Осеннее настроение».
4.5. Флористический рождественский венок– 12 часов: 3 часа –
теория, 9 часов – практика; 4 занятия. Теория: подбор материалов, составление
эскизов, примеры рождественских венков.
Беседа «Разнообразный мир профессии флориста».
Практика: сборка основы для венка, оформление рождественского венка
сосновыми и еловыми шишками, палочками корицы, дольками апельсина,
декоративными украшениями.
4.6. Итоговое занятие. Выставка букетов «Вдохновение».
Анализ продукта творческой деятельности.
5. Раздел «Свитфлористика» - 57 часов.
5.1. Цветочная композиция ко дню педагога – 9 часов: 1 час – теория,
8 часов – практика; 3 занятия.
Теория: подбор материалов, покупка конфет, составление эскизов, примеры
букетов из журналов. Практика: составление цветочной композиции.
5.2. Букет из пионов ко дню матери – 12 часов: 1 час – теория, 11 часов-
практика; 4 занятия.
Теория: примеры букетов из журналов, подбор материалов, составление
эскиза. Практика: изготовление пионов из гофрированной бумаги,
оформление корзины или букета.
5.3. Рождественская новогодняя композиция – 9 часов: 1 час – теория,
8 часов – практика; 3 занятия.
Теория: примеры из журналов, подбор декоративных материалов.
Практика: изготовление цветов из конфет, сборка и декорирование
композиции. Оформление новогодней композиции.
5.4. День св. Валентина, изготовление флористических валентинок –
6 часов: 1 час – теория, 5 часов – практика, 2 занятия.
Теория: история возникновения дня св. Валентина, подбор материала.
Практика: изготовление валентинок с использованием пеноплекса как основы, изготовление цветов из конфет: розы, бутоны роз, листья.
5.5. Декоративные открытки к 23 февраля – 6 часов: 1 час – теория,
5 часов – практика; 2 занятия.
Теория: история возникновения праздника - 23 февраля, подбор открыток, подбор конфет и материалов.
Практика: изготовление цветов из конфет, оформление и закрепление их на открытку.
5.6. Корзинка с подснежниками к 8 Марта – 12 часов: 2 часа – теория, 10 часов практика; 4 занятия.
Теория: история возникновения женского праздника – 8 Марта, подбор материалов, составление эскиза, примеры букетов из журналов.
Практика: изготовление подснежников, оформление корзины.
5.7. Пасхальная композиция – 12 часов: 1 час – теория, 11 часов – практика
6 занятий.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры пасхальных композиций.
Практика: изготовление цветов для пасхальной композиции. Отработка приемов изготовления цветов. Изготовление веточек вербы. Декорирование.
Использование дистанционных образовательных технологий:
презентация «Пасхальная композиция» (автор педагог Раздорских Н.В.),
презентация – мастер-класс профессионального флориста
«Пасхальная композиция» - http:// youtu.be/SOLSHb4uIPU
Итоговое занятие- 3 часа (1 занятие), обзор и оценка выполненных работ.
5.8. Цветочная композиция из роз и гербер -12часов: 1 час – теория, 11 часов –
практика, 6 занятий.
Теория: подбор материалов, примеры цветочных композиций.
Практика: отработка приемов изготовления цветов,
изготовление роз и гербер. Декорирование. Оформление композиции.
6. Аттестация по итогам года – 3часа – теория и практика; 1 занятие.
Выставка творческих работ учащихся «Весеннее настроение», тестирование.
7. Воспитательные мероприятия – 9 часов. Образовательная ярмарка,
праздник день матери, день рождения ЦДО, новогодняя дискотека,
конференция «Добрых рук ремесло». Итоговая выставка «Величальная красоте».
8. Итоговое занятие – 3 часа: 3 часа – теория; 1 занятие.
Подведение итогов работы по программе «Флористика». Задания на лето.
Презентация «Все о профессиях ландшафтного дизайнера, флориста».
Учебный план
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | теория | практика | Формы аттестации |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | - | |
2 | Раздел «Свитфлористика» | 168 | 27 | 141 | |
2.1 | Букет хризантем ко дню педагога | 12 | 3 | 9 | |
2.2 | Композиция из лилий ко дню матери | 15 | 3 | 12 | |
2.3 | Рождественская флористическая композиция | 12 | 3 | 9 | |
2.4 | Цветочная композиция из астр | 12
| 2 | 10 | |
2.5 | Букет из конфет Как упаковать букет в крафт-бумагу | 3 | - | 3 | практическая работа |
2.6 | Весенний букет к 8 Марта (композиция из тюльпанов) | 15 | 3 | 12 | |
2.7 | Орхидеи из конфет. Композиция в корзинке | 12 | 1 | 11 | практическая работа |
2.8 | Цветочная композиция из маков в конверте | 15 | 1 | 14 | |
2.9 | Шоколадница с цветами в технике свитдизайн | 12 | 1 | 11 | |
3.0 | Пасхальный венок в технике свитдизайн | 18 | 2 | 16 | |
3.1 | Ростовая флористика. Цветок на подставке | 21 | 3 | 18 | |
3.2 | Букет на выпускной. Конфетный букет на последний звонок | 12 | 2 | 10 | |
3.3 | Подарок ко Дню Победы.. Цветочная композиция ветерану из крокусов Итоговое занятие по разделу «Свитфлористика» выставка творческих работ «Свитдизайн» | 9 | 3 | 6 | выставка работ |
4 | Раздел «Цветочно-декоративные растения» |
21 |
6 |
15 | |
4.1 | Выращивание рассады однолетников. Уход за рассадой. Итоговое занятие по разделу №4 – выставка рассады | 21 | 6 | 15 | практическая работа |
5 | Подготовка и проведение выставок | 9 | - | 9 | инд. творческие задания |
6 | Воспитательные мероприятия | 9 | - | 9 | творческие задания |
7 | Аттестация по итогам года | 3 | - | 3 | выставка. тестирование |
8 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | |
Итого часов | 216 | 45 | 171 | |
Содержание учебного плана
3 год обучения
1. Вводное занятие – 3 часа: 1 занятие
Ознакомление с программой. Инструктаж по технике безопасности.
Вводный контроль, тестирование учащихся. Презентация «Ростовая
флористика». Выставка работ педагога.
2. Раздел «Свитфлористика» - 168 часов.
2.1. Букет из хризантем ко дню педагога - 12 часов: 3 часа - теория;
9 часов – практика, 4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов
из журналов.
Практика: оформление и составление букета.
Итоговое занятие: практическая работа «Оформление букета».
2.2. Композиция из лилий ко дню матери – 15часов: 3 часа – теория;
12 часов – практика, 4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры композиций.
Практика: изготовление цветов и листьев, установка чашки,
оформление чашки цветами и декоративными украшениями.
Итоговое занятие: самостоятельная работа «Композиция из лилий».
2.3. Рождественская флористическая композиция – 12 часов: 3 часа – теория;
9 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор еловых и сосновых шишек, декоративных украшений,
примеры рождественских композиций из работ флористов.
Практика: составление основы для рождественской композиции,
оформление шишками и декоративными украшениями.
Итоговое занятие: практическая работа «Рождественская композиция».
2.4. Цветочная композиция из астр - 12 часов: 2 часа – теория; 10 часов –
практика; 4 занятия.
Теория: подбор материала, примеры работ флористов.
Практика: установка основы для корзины, изготовление цветов и листьев
астры, оформление корзины астрами и декоративными украшениями.
Итоговое занятие: практическая работа – сборка и оформление корзины.
2.5 Букет из конфет. Как упаковывать букет в крафт бумагу – 3 часа:
1 час – теория; 2 часа – практика; 1 занятие.
Теория: подбор цветов и декоративных украшений, мастер-класс
профессионального флориста по сборке и упаковке букета.
Практика: сборка и упаковка букета в крафт бумагу.
Итоговое занятие: самостоятельно упаковать букет без помощи педагога.
2.6. Весенний букет к 8 Марта (композиция из тюльпанов) – 15 часов:
3 часа – теория; 12 часов – практика; 5 занятий.
Теория: история возникновения женского праздника – 8 Марта, подбор
материалов, составление эскиза, примеры букетов из журналов.
Практика: изготовление тюльпанов, упаковка тюльпанов с конфетами
в крафт бумагу.
2.7. Орхидеи из конфет. Композиция в корзинке - 12 часов: 1 час – теория;
11 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор материалов, примеры цветочных композиций.
Практика: отработка приемов изготовления цветов, изготовление орхидей.
Декорирование. Оформление композиции в корзинке.
2.8. Цветочная композиция из маков в конверте - 15 часов: 1 час – теория;
14 часов – практика; 5 занятий.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры композиций
из журналов, мастер-класс профессионального флориста.
Практика: оформление и составление композиции, изготовление конверта.
Итоговое занятие: практическая работа «Оформление композиции».
2.9. Шоколадница с цветами в технике свитдизайн -12 часов: 1 час – теория;
11 часов – практика; 4 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры из журналов
и Интернет – ресурсов.
3.0. Пасхальный венок в технике свитдизайн – 18 часов: 2 часа - теория;
16 часов – практика, 6 занятий.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры пасхальных
венков.
Практика: изготовление венка, изготовление цветов для пасхального
венка. Отработка приемов изготовления цветов. Изготовление веточек
вербы. Оформление и декорирование венка.
3.1. Ростовая флористика. Цветок на подставке – 21 час: 3 часа – теория;
18 часов – практика, 7 занятий.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов
из журналов и Интернет – ресурсов.
Практика: изготовление лепестков и листьев, сбор цветка, декорирование
ствола, оформление подставки.
Итоговое занятие: самостоятельная работа «Ростовая флористика».
3.2. Букет на выпускной. Конфетный букет на последний звонок - 12 часов:
2 часа - теория; 10 часов – практика, 4 занятия.
Теория: примеры букетов на последний звонок, мастер-класс флориста,
подбор материалов.
Практика: отработка приемов изготовления цветов, изготовление конуса
для букета, сборка и оформление букета.
Использование дистанционных технологий: презентация «Сладкий букет»
(автор педагог Раздорских Н.В.), мастер-класс «Букет на выпускной»
http://youtu.be/qKEzJ4wdoM
Итоговое занятие – 3 часа. Обзор и оценка выполненных работ.
3.3. Подарок ко Дню Победы. «Цветочная композиция ветерану из
крокусов» - 9 часов: 3 часа - теория; 6 часов – практика, 3 занятия.
Теория: подбор материалов, составление эскизов, примеры композиций
ко дню Победы (из журналов, из Интернета).
Практика: оформление и составление композиции.
Итоговое занятие: практическая работа «Оформление композиции».
4. Раздел «Цветочно-декоративные растения» -21 час.
4.1. Выращивание рассады однолетников – 21 час: 6 часов – теория,
15 часов – практика. 7 занятий. Теория: условия необходимые для выращивания рассады, способы посадки, уход за рассадой.
Практика: подготовка ящиков, плошек и земли для посева. Посев семян,
написание и установка этикеток на ящиках. Уход за посевами, пикировка,
Уход за рассадой. Работа со справочной литературой по выращиванию
цветочной рассады.
Итоговое занятие: самостоятельная работа (возможно с применением дистанционных технологий).
5. Подготовка и проведение выставок – 9 часов, 3 занятия.
Районная выставка «Зеркало природы», выставка ДПТ, выставка «Зеленая
планета», выставка «Величальная красоте».
6. Воспитательные мероприятия – 9 часов. Образовательная ярмарка,
праздник день матери, день рождения ЦДО, новогодняя дискотека.
7. Аттестация по итогам года – 3 часа, 1 занятие. Выставка творческих работ
учащихся «Настроение», тестирование.
8. Итоговое занятие – 3 часа, 1 занятие.
Подведение итогов за весь курс обучения по программе «Флористика».
Круглый стол по теме «Флористика – это хобби или профессия?»
1.4.Планируемые результаты
Результаты освоения программы:
*Личностные:
‒ приобщение к системе культурных ценностей и нормам нравственного
поведения;
‒ наличие аккуратности, усидчивости, прилежания, уважения к труду;
‒ развитие творческого потенциала детей.
*Метапредметные:
‒ наличие умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми;
‒ умение планировать и организовывать свою деятельность для решения
творческих задач;
‒ способность к объективной самооценке и контролю поведения.
*Предметные:
‒ знакомство с историей и современными направлениями флористики;
‒ владение различными техниками работы с материалами, инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
‒ освоение практических навыков и умений в области флористики.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Формы аттестации и оценочные материалы
Начальный контроль: тестирование на выявление первоначальных представлений о свитфлористике в группе I года обучения и тестирование «Цветоводство» в группах 2 -3 года обучения.
Промежуточный контроль (по окончании изучения темы):
тестирование, самостоятельная работа, опрос, практическая работа.
Итоговый контроль: практическая работа, выставка творческих работ учащихся, тестирование.
Участие в конкурсах ОУ, районных, Всероссийских конкурсах:
- участие во Всероссийском творческом конкурсе «АРТ. – талант»;
- участие в выставке детского творчества «Величальная красоте», ЦДО;
- участие в конференции «Добрых рук ремесло», МБУ ДО ЦДО;
- районная выставка «Зеркало природы», выставка ДПТ, выставка «Зеленая
планета».
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: творческая работа, фото, статьи на сайт МБУ ДО ЦДО.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, мастер-класс, защита творческих работ.
2.2. Рабочие программы модулей
Календарно-тематический план (см. Приложение 1-4)
Планируемые результаты освоения программы на каждый год обучения.
По окончании 1 года обучения учащиеся должны знать:
наиболее распространенные комнатные растения, однолетние
и многолетние растения, их биологические особенности;
способы размножения комнатных растений;
историю флористики;
виды композиций и букетов, принципы составления;
правила безопасности труда.
Должны уметь:
ухаживать и размножать комнатные растения;
готовить почвенные смеси;
составлять цветочные композиции и букеты;
выполнять действия при работе с оборудованием.
По окончании 2 года обучения учащиеся должны знать:
историю свитфлористики;
наиболее распространенные растения цветника;
правила составления композиций и букетов;
правила работы с материалами и оборудованием;
способы выращивания рассады из семян.
Должны уметь:
выполнять действия при работе с оборудованием и материалами;
самостоятельно выращивать рассаду из семян;
составлять композиции и букеты.
По окончании 3 года обучения учащиеся должны знать:
основы изготовления и оформления работ в свитфлористике;
оборудование и материалы при работе в свитфлористике;
способы выращивания рассады однолетников.
Должны уметь:
составлять и оформлять творческие работы по свитфлористике;
умело подбирать материалы и оборудование для работы по свитфлористике;
самостоятельно выращивать рассаду однолетников.
2.3. Условия реализации программы
* Материально-технические условия
Учебный кабинет оборудован всем необходимым для занятий с учащимися:
хорошее освещение, доска, удобные рабочие столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, необходимых для занятий. В учебном кабинете имеется компьютер, монитор, принтер, доступ к сети Интернет, специальное подсобное помещение для хранения цветочных плошек, поддонов и садового инвентаря.
Материалы:
-инструкции по обеспечению безопасности жизнедеятельности:
ИОБЖ №001-18, ИОБЖ № 006-18, ИОБЖ № 007-18, ИОБЖ № 004-18;
-плакаты по цветоведению (цветовой круг, контрастные цвета, сближенные цвета);
-папка «Доклады», доклады « Рефераты», папка «Комнатные растения»;
-дидактический материал: образцы готовых работ, шаблоны, рабочие
рисунки, эскизы;
-специализированные книги и журналы по профилю объединения;
-видеоматериалы, мультимедиа презентации.
Материалы и инструменты:
- ножницы обычные и фигурные;
дыроколы фигурные;
гофрированная бумага;
металлические и деревянные линейки;
флористический нож;
изобразительные средства (карандаши, краски, кисти, пастель);
клей карандаш, ПВА, момент, титан;
флористическая проволока, флористическая губка (оазис), секатор;
отделочные детали: тесьма, кружево, атласная лента, бусины, искусственные
цветы;
клеевые пистолеты, клеевые стержни, удлинители, ножницы;
бокорезы, строительный нож шило, круглогубцы, плоскогубцы;
тейп-лента, зубочистки, деревянные шпажки, полисилк, органза, сезалевое
волокно, пенопласт, пеноплекс, корзинки.
Природные материалы;
- засушенные цветы, листья;
- сосновые, еловые и шишки лиственницы;
- скорлупа грецкого ореха, каштаны, семена, желуди.
Перечень оборудования необходимого для проведения занятия:
- в кабинете имеется водопроводный кран, раковина, инвентарь для ухода
за растениями (опрыскиватель, лейки, тяпки, секаторы и др.);
- для работы по флористике и свитфлористике имеется: секатор, ножницы,
флористический нож, гофрированная бумага, упаковочная бумага, пакеты,
подставки для клеевых пистолетов, клеевой пистолет, ножницы, пеноплекс.
*Информационное обеспечение:
ноутбук, принтер, монитор, интернет - источники (видеоролики по теме, презентации, информация, мастер классы).
Интернет - источники:
творческий мастер-класс http://poletfantazy.ru/
творческий мастер-класс//http://master – klassy.ru/
страна мастеров, ручная работа, мастер – классы//
https://www.livemaster.ru/masterclassesu/
МЕТОДКАБИНЕТ. РФ Всероссийский педагогический портал//
http://www.методкабинет. рф/
2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть»//http://nsportal.ru/ 22
3. Учебно-методический кабинет //http://ped – kopilka.ru/
4. Творческие мастер – классы //http://master – klassy.ru/
5. Страна мастеров. Ручная работа, мастер – классы//
https://www.livemaster.ru/masterclasses
6. Полет. Мастер-классы профессиональных флористов http://poletfantazy.ru/
2.5. Методическое обеспечение программы
Для реализации программы «Флористика» используются следующие формы организации занятий:
Занятие – знакомство: с историей флористики; основам цветоведения и т.д. (занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала).
Занятие - практическая работа, задание, упражнение, (занятие освоения практических умений и навыков).
Занятие – викторина, конкурс, смотр, выставка, защита проектов, мастер – класс, (занятие контроля и оценки, полученных учащимися знаний, умений и навыков). Занятие – беседа, дискуссия, игра, посиделки, праздник.
*Педагогические технологии:
технология диалогового обучения, игровые технологии, технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии. информационно-коммуникативные технологии.
*Дидактические материалы:
Доклады, творческие работы учащихся.
Конспекты по темам программы педагога: «Пасхальная композиция», «Однолетние растения», «Многолетние растения».
Критериальная база по оценки качества образования учащегося объединения – методические разработки самостоятельных работ, тестов, оценочных таблиц творческих работ.
Материалы из практического опыта проектной деятельности учащихся объединения (доклады, проекты).
Методические рекомендации педагога: «Комнатные растения на балконе»,
«Комнатные растения на кухне», «Организация работы подростков летом
в Центре дополнительного образования «Мы – дизайнеры».
Методические рекомендации по организации проектной деятельности
(памятки, этапы проектирования, советы, подсказки, консультативная помощь)
Методические разработки самостоятельных работ, тестов.
2.4.Календарно - учебный график
год обучения | дата начала занятий | дата окончания занятий | количество учебных недель | количество учебных дней | количество учебных часов | режим занятий |
1 год обучения | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 108 | 216 | 2 раза в неделю по 3 часа |
2 год обучения | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 108 | 216 | 2 раза в неделю по 3 часа |
3 год обучения | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 108 | 216 | 2 раза в неделю по 3 часа |
2.5. Список литературы
для педагога:
*Нормативная база:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№ 273-Ф3.
Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №196).
Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программ». Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г.№996-р г. «Стратегия развития
Воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы
Образовательных организаций дополнительного образования детей
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.07.2014г №41).
*Специальная литература:
Журнал «Букеты из конфет» №9, 2015г., издательство «Паблик».
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, Киев, издательство
«Доверие», 1994г.
Малиновцева Т. А. «Букеты из конфет», издание для досуга, серия хобби
Клуб, издательство «Аст - пресс книга», 2015г.
Новоселова. Т.А. Декоративные растения для дома и балкона, Москва,
Издательство «Дом XXI век», 2006г.
Сергиенко Ю. Цветочные композиции: карманный справочник цветовода,
Москва, издательство «Эксмо», 2005г.
Хессайон Д.Г. «Все о комнатных растениях», Москва,
издательство «Кладезь-Букс», 2001г.
Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду, Москва, «Кладезь-Букс» 2001г.
Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях, книга вторая, Москва.
издательство «Кладезь-Букс» 2005г.
Хессайон Д.Г. «Все о букетах и дизайне интерьеров. Искусство
флористики, составление композиций из цветов», Москва, издательство
«АСТ», 2014г.
Для учащихся:
Рошаль И.В. «Азбука цветов», С-Петербург, издательство «Кристалл»,
1998г.
Вавилова Е.А. «Цветы из конфет и бумаги» 20 авторских мастер-классов
Москва, издательство «Аст», 2016г.
Крупичева И.В. «Уход за растениями 300 вопросов и ответов. Комнатное
Цветоводство, Москва, издательство «Эксмо», 2004г.
Степура А.В. «Домашнее декоративное цветоводство» 500 ценных
советов профессионалов, Москва, ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006г.
Малиновцева Т. «Букеты из конфет», издание для досуга, серия хобби
Клуб, издательство «Аст - пресс книга», 2015г.
Сергиенко Ю. Цветочные композиции: карманный справочник цветовода,
Москва, издательство «Эксмо», 2005г.
Для родителей:
Журналы: «Ландшафтный дизайн» - №1 2012г., №2 2012г., №3 2012г.:
«Ландшафтные решения» - №1 2011г.;
«Мой прекрасный сад» - №3 2011г., №9 2011г., №4 2011г., №10 2011г.,
№4 2012г., №1 2012г., №8 2011г., №2 2012г., №3 2012г., №12 2011г.
Малиновцева Т. «Букеты из конфет», издание для досуга, серия хобби
Клуб, издательство «Аст - пресс книга», 2015г.
Хессайон Д.Г. «Все о букетах и дизайне интерьеров. Искусство
флористики, составление композиций из цветов», Москва, издательство
«АСТ», 2014г.
Степура А.В. «Домашнее декоративное цветоводство» 500 ценных
советов профессионалов, Москва, ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006г.
Крупичева И.В. «Уход за растениями 300 вопросов и ответов. Комнатное
Цветоводство, Москва, издательство «Эксмо», 2004г.
28