Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подмастерья» (1–4 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШАРЛЫКСКИЙ РАЙОН»
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШАРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
(техническая направленность)
Адресат программы: 6-10 лет
Срок реализации: 2 года
Количество обучающихся в группе - 12 человек
Составитель:
Лядова Марина Сергеевна
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МАУДО «Шарлыкский ЦВР»
с. Шарлык, 2020г
СОДЕРЖАНИЕ:
1. | «Комплекс основных характеристик программы» | 3 |
2. | «Комплекс организационно-педагогических условий» | 13 |
3. | Список литературы | 19 |
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Все блага цивилизации – это результат технического творчества. Начиная с древних времен, когда было изобретено колесо, и до сегодняшнего дня технический прогресс обязан творческим людям, создающим новую технику, облегчающую жизнь и деятельность человека.
В последние годы, с оживлением экономики, требуется все больше и больше грамотных инженеров, особенно в области высоких технологий, однако среди молодежи престиж инженерных профессий падает.
Объединения технического творчества – это именно та среда, где раскрывается талант и дарования ребенка, именно здесь происходит его становление как творческой личности. Занимаясь техническим творчеством, подрастающее поколение осваивает азы инженерной науки, приобретает необходимые умения и навыки практической деятельности, учится самостоятельно решать поставленные перед ними конструкторские задачи. Создавая макет здания, фигуры людей или животных, модель самолета, корабля или ракеты ребенок превращается в талантливого конструктора или изобретателя, учится самостоятельно находить единственно верное решение на пути к успеху.
Для реализации всех этих возможностей способствуют программы технической направленности, направленные расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование устойчивого интереса к технике и технологии у обучающихся.
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. №1008);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;
- Письмо Минобрнауки РФ о т 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
Данная программа имеет техническую направленность и призвана помочь детям развивать и реализовать свой творческий потенциал посредством изготовления поделок из бумаги.
Возрастной состав учащихся от 6 до 11 лет, состав групп – разновозрастный. Наличие в одной группе детей не только разного возраста, но и разного уровня подготовки определяет выбор дифференцированного подхода на занятиях. Программа ориентирована на проявление и развитие творческих способностей каждого ребенка, поэтому предусматривает три уровня освоения: начальный, базовый и продвинутый.
Первый год обучения – «стартовый уровень» предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения материала. На первом году обучения, двигаясь от простого к сложному, обучающиеся знакомятся с разными технологиями выполнения поделок из бумаги, учатся создавать несложные изделия. Формируются представления о гармоничном сочетании цветов, мотивации к творчеству, труду, а также на организацию свободного времени.
Второй год обучения - «базовый уровень» реализует принцип преемственности в обучении, предполагая усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бумагой. Под руководством педагога обучающиеся осваивают более сложные техники, отделку поделок, изготовление более трудоемких изделий.
Актуальность данной программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: формирование гуманистического мировоззрения у детей, воспитание коммуникабельных, разносторонне-развитых, образованных членов общества, способных создавать и ценить прекрасное независимо от будущей профессии. При этом навыки, полученные на занятиях могут быть полезными учащимся для дальнейшего профессионального самоопределения, и социализации в обществе.
Программа разработана с учетом современных требований педагогики, психологии, возрастных и психофизиологических особенностей каждой группы школьников, носит образовательно-развивающий характер и охватывает широкий круг детей младшего и среднего школьного возраста с целью приобщения их к техническому творчеству, формированию интереса к технической деятельности.
Новизна данной программы состоит в том, что она решает не только конструкторские, научные, но и эстетические вопросы. Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве.
С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей, учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Обучающиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако педагогическая польза творческого труда несомненна.
Отличительные особенности программы. Реализации программ технической направленности нужна определенная материально-техническая база. Анализируя возможности своего творческого объединения, приходится констатировать тот факт, что кроме бумаги, картона, клея, красок, ножниц ничего нет. Но есть желание работать в этом направлении технического творчества. Поэтому возникла необходимость, изучив программы по начальному техническому моделированию, переработать их с учетом имеющейся материальной базы. Данная программа разработана на основе комплексного подхода к начальному техническому моделированию с учетом индивидуального подхода к каждому обучаемому, т.к. педагог имеет возможность предложить на занятии изготовить поделки различной степени сложности. Это позволяет каждому ребенку почувствовать уверенность в своих силах, испытать радость успеха. Все обучение построено “по спирали”, что дает возможность ребенку каждый раз совершенствовать свои знания, умения и навыки по той или иной теме программы.
Адресат программы. По возрасту обучающиеся распределяются следующим образом:
1-й год – 6-8 лет;
2-й год – 8-10 лет.
Принимаются все желающие без предварительного отбора.
Объем и сроки освоения программы –212 часов (для обучающихся 1 года обучения в возрасте 6-8 лет, 2 года обучения – 8-10 лет).
Срок освоения программы – 2 года.
Формы обучения – очная.
Формы организации образовательного процесса: теоретические и практические занятия, беседы, игры-путешествия, познавательно-развлекательные игры, занятия-ребусы, занятия-кроссворды, экскурсии, наблюдения, опрос, открытые занятия, самостоятельная работа, комбинированные занятие, выставки. Важным условием проведения занятий являются физминутки.
Режим занятий:
Объем программы 212 часов:
Год обучения | Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 | 2 часа | 1 раз | 2 часа | 68 часов |
2 | 2 часа | 2 раза | 4 часа | 144 часа |
Цель программы – сформировать основы технической культуры у обучающихся средствами начального технического моделирования.
Занятия по данной программе должны формировать устойчивый интерес к технике, способствовать расширению политехнического кругозора детей.
Программа построена таким образом, чтобы обучающий процесс был по возможности увлекательным. Процесс обучения на всех этапах определяет следующие задачи:
Воспитательные:
воспитать стремление к разумной организации своего свободного времени,
воспитать потребность в творческом самовыражении;
воспитать ответственность и дисциплинированность;
воспитать доброжелательное отношение друг к другу.
Развивающие:
развить у учащихся устойчивость внимания и наблюдательность;
развить наглядно-образное и пространственное мышление;
содействовать развитию необходимых личностных качеств: воля, аккуратность, ответственность, целеустремленность;
развитие опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области технического творчества.
Образовательные:
сформировать у учащихся графические знания, умения и навыки работы с бумагой и картоном, инструментами;
расширение знаний политехнического характера;
изучить технологии изготовления моделей из бумаги и картона;
формирование знания и принципов технического моделирования;
формирование техники проектирования моделей;
формирование ценностного отношения к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям людей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Курс обучения состоит из теоретической и практической частей. Учебно-тематический план составлен для каждой группы учащихся с учетом возраста учащихся и количества часов в неделю.
Первый год обучения (68 часов).
№ | Наименование разделов и тем. | Теорет. часов | Практ. часов | Общее Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля |
1. | История технического прогресса. Технические понятия. Поделка из развертки со сгибом | 3 | 7 | 10 | Наблюдение, тест |
2. | Первоначальные графические понятия. Объемная поделка с основой «Конус» | 8 | 20 | 28 | Наблюдение, опрос, открытое занятие, выставка |
3. | Графическая подготовка. Объемная поделка из нескольких разверток. | 10 | 20 | 30 | Наблюдение, открытое занятие, выставка |
| Итого | 21 | 47 | 68 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первый год обучения (68 часов).
Тема 1. История технического прогресса. Технические понятия. Поделка из развертки со сгибом.
Всего 10 часов. Теория – 3 часа. Практика – 7 часов
История технического прогресса. Конструирование моделей из сложенного листа. Что такое конструирование и моделирование? Техника раскрашивания цветными карандашами. Техника вырезания поделок ножницами. Техника склеивания деталей.
Практическая работа: Выполнение поделок «Медведь», «Аквариум», «Кот», «Черепашка», «Птички».
Тема 2. Первоначальные графические понятия. Технология изготовления объемных поделок с основой «Конус».
Всего 28 часов. Теория – 8 часов. Практика – 20 часов.
Знакомство с чертежами, инструментами и приспособлениями. Технология изготовления объемных поделок с основой «Конус».
Практическая работа: Зонтик, овечка, петух, чашечка, Дед Мороз, снежинка, сказка «Колобок».
Тема 3. Графическая подготовка. Объемные поделки из нескольких разверток.
Всего 30 часов. Теория – 10 часов. Практика – 20 часов.
Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с развёрткой. Понятие о моделях. Знакомство со сборочным чертежом. Технология изготовления объемных поделок из нескольких разверток.
Практическая работа: Поделки к 23 февраля и 8 марта, пчелка, бабочка, подснежики, рыба, ладья, попугай, карандашница, птичка, домик, кошка, мамонтенок, коза, собака.
Второй год обучения (144 часа).
№ | Наименование темы. | Теорет. часов | Практ. часов | Общее кол-во часов | Формы аттестации/ контроля |
1. | Повторение первоначальной графической грамоты. | Наблюдение, опрос, тест, выставка | |||
1.1. | Поделки из развертки с одной линией сгиба. | 4 | 12 | 16 | |
1.2. | Поделки с несколькими линиями сгиба. | 14 | 38 | 52 | |
2. | Конструирование макетов и моделей технических объектов. | Наблюдение, опрос, тест, выставка | |||
2.1. | Поделки из нескольких плоских деталей. | 16 | 48 | 64 | |
2.2. | Поделка из объемных деталей. | 4 | 8 | 12 | |
| Итого | 38 | 106 | 144 | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Второй год обучения.
Тема 1. Повторение первоначальной графической грамоты.
Поделки из развертки с одной линией сгиба.
Всего 16 часов. Теория – 4 часа. Практика – 12 часов
Повторение первоначальных графических знаний и умений, техники раскрашивания цветными карандашами, вырезания поделок ножницами и склеивания деталей.
Практическая работа: складной стаканчик для воды. Походная шапочка. Летающие модели из бумаги, долматинец, божья коровка, слон, открытка на День Пожилых, крокодил, аквариум.
1.2. Поделки с несколькими линиями сгибами.
Всего 52 часа. Теория – 14 часов. Практика – 38 часов
Технология изготовления поделки из развертки с несколькими сгибами.
Практическая работа: животные, поделки для оформления.
Тема 2. Конструирование макетов и моделей технических объектов.
2.1. Поделки из нескольких плоских деталей.
Всего 64 часа. Теория – 16 часов. Практика – 48 часов
Простейшие геометрические тела и геометрические фигуры. Понятие о развертках (выкройках). Чтение чертежей развёртки. Технология изготовления объемных поделок.
Практическая работа: животные, автомобили, танки, самолет, здания.
2.2. Поделка из объемных деталей.
Всего 12 часов. Теория – 4 часа. Практика – 8 часов
Знакомство с контуром и силуэтом технического объекта. Чтение чертежей сборки объекта. Технология изготовления поделки из объемных деталей.
Практическая работа: здания, животные.
Планируемые результаты и способы их проверки.
На занятиях дети овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка, карандаш и т.д.). Дети учатся работать аккуратно, планомерно, стремятся к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность. Это становится возможным при систематическом плановом проведении занятий, постепенном усложнении заданий по мере приобретения опыта.
Планируемые результаты.
Первый год обучения.
Обучающиеся должны овладеть навыками творческого подхода к изготовлению модели.
На личностном уровне обучающиеся будут стремиться:
к разумной организации своего свободного времени,
испытывать потребность в творческом самовыражении, владеть навыками работы в группе;
проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;
проявлять силу воли, упорство в достижении цели;
уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека;
владеть навыками работы в группе;
понимать ценность здоровья.
На метапредметном уровне:
выделять главное, быть внимательными и наблюдательными;
иметь пространственное воображение;
самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;
владеть способами поиска знаний из разных источников;
уметь ставить цель и осуществлять поиск путей ее осуществления.
На предметном уровне обучающиеся будут знать:
историю технического прогресса;
технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочего места;
условные обозначения на чертежах;
инструменты и приспособления, используемые при выполнении работ;
основ технического конструирования и моделирования (технические понятия, графическая подготовка, свойства материалов);
познакомятся с развитием современного технического творчества.
будут уметь:
читать чертежи;
работать инструментами для обработки бумаги, картона;
самостоятельно производить резание и сборку модели;
работать с техническими рисунками, шаблонами, инструментами;
приобретут навыки изготовления моделей из бумаги и картона;
освоят азы объёмного конструирования.
Второй год обучения
На личностном уровне обучающиеся должны:
рационально организовать свое рабочее место;
аккуратно выполнять работу и оформлять готовое изделие;
проявлять активность, силу воли, упорство в достижении цели,
уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека;
владеть навыками работы в группе, проявлять отзывчивость и желание помогать друг другу и особенно младшим в процессе работы;
проявлять готовность к выдвижению идей и предложений;
понимать ценность здоровья;
иметь ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям людей.
На метапредметном уровне:
выделять главное;
быть внимательными и наблюдательными;
иметь пространственное воображение.
На предметном уровне обучающиеся должны знать:
правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами и приспособлениями;
что такое развертки (выкройки);
технологию изготовления моделей из нескольких разверток;
что такое контур и силуэт технического объекта;
должны уметь:
читать схему сборки, чертёж;
владеть навыками аккуратного и творческого подхода к изготовлению моделей и их последовательной сборки;
экономно располагать детали модели на картоне.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
Календарный учебный график.
Год обучения/ № группы | Всего учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 34 | 34 | 68 | 1 раз в неделю по 2 часа |
2 год обучения | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Условия реализации программы.
Материалы:
Ватман
Клей ПВА
Клей «Момент»
Ксероксная бумага
Ножницы
Краски гуашевые
Краски акварельные
Кадровое обеспечение. Обучение по программе ведет педагог, имеющий высшее техническое и педагогическое образование.
Формы аттестации/контроля.
Способы проверки результатов:
Выявление начального уровня: наблюдение, опрос.
Текущий контроль: наблюдение, тест, открытое занятие, выставка.
Итоговый контроль: наблюдение, открытое занятие, выставка.
Формы подведения итогов.
Карта учета результатов обучения по программе НТМ "Подмастерья".
Карта учета динамики личностного развития учащегося по программе НТМ "Подмастерья".
Виды контроля.
Основными формами проведения итогов реализации образовательной программы являются:
Входной контроль (наблюдение, опрос).
Промежуточный контроль (тест, выставка, практические занятия, самостоятельная работа).
Итоговый (выставка).
Выставки являются формой контроля, осуществляемой с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Выставки могут быть как персональными, так и коллективными. В руках педагога выставки являются инструментом поощрения учащихся, т.к. по итогам выдается диплом или творческий приз.
Соревнование в педагогическом процессе строится с учетом того факта, что детям в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению. Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, ответственности и коллективизма;
Викторины и заочные конкурсы проводятся с целью определения фактического состояния образовательного уровня детей, способствуют формированию положительного психологического климата в коллективе, а также развитию творческих способностей детей. Как правило, подобный смотр знаний, умений и навыков строится на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
А Н К Е Т А
для учащихся творческого объединения
начально-технического моделирования
«Подмастерья»
№ | Показатель | Оценка |
1 | Знания, умения и навыки, которые я получаю, имеют значение для моего дальнейшего обучения | |
2 | Считаю, что, обучаясь в творческом объединении я готовлю себя к самостоятельной жизни | |
3 | Я постоянно узнаю много нового | |
4 | Здесь хорошие взаимоотношения между руководителем и воспитанниками | |
5 | Я получаю возможность поднять свой авторитет среди товарищей | |
6 | Занятия в творческом объединении помогают мне понять самого себя | |
8 | Я с удовольствием хожу на занятия | |
9 | Я всегда получаю возможность найти ответы на необходимые вопросы | |
10 | Я доволен своими достижениями | |
Просим Вас дать оценку по следующим показателям:
5 – полностью согласен
4 - согласен
3 – не совсем согласен
2 – не согласен
1 – совершенно не согласен
Индивидуальная карта учета результатов
по дополнительной образовательной программе
Фамилия, имя школьника _____________________________________
Возраст ______________________________________________________
Название творческого объединения _____________________________
Ф И О педагога _______________________________________________
Показатели | 1 год начало учебного года | 1 год конец учебного года |
Теоретическая подготовка воспитанника 1.1 Теоретические знания 1.2 Овладение научной терминологией | | |
Практическая подготовка 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой 2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3 Творческие навыки | | |
Общеучебные и коммуникативные умения и навыки 3.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу 3.2. Умение организовать свое рабочее место 3.3. Умение соблюдать в процессе деятельности правила и технику безопасности 3.7 Умение аккуратно выполнять работу | | |
Предметные достижения: - на уровне творческого объединения - на уровне учреждения дополнительного образования - на уровне района (города) - на областном уровне | | |
Карточка учета творческого роста и результативности
обучения воспитанников
учебной группы объединения
«Подмастерья».
Ф.И. воспитанника | Первоначальный уровень, полученный вне объединения | Результативность изучения учебного материала. Творческий рост. Участие в выставках и мероприятиях. | |||||||
Начальный уровень, полученный на вводных занятиях Начальный уровень, полученный на вводных занятиях | Выставка | Выставка «Новогодний сувенир» | Промежуточная аттестация за 1 полугодие (теория и практика) | Итоговое практическое занятие. Выставка к празднику 8 Марта в объединении | Итоговая выставка работ воспитанников (показ моделей) к Дню защиты детей | Уровень результативности, полученный в 1 год обучения | Городские конкурсы, выставки, показы моделей | ||
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
Дидактические материалы к программе.
В качестве дидактических материалов используются разработки бесед о здоровом образе жизни («Безопасность на улице», «Беседа о том, что «съедает» телевизор» и др.), воспитательные беседы («Ты умеешь дружить?», «Как быть прилежным и старательным» и др.), разработки упражнений релаксации («Качели», «Шалтай-Балтай», «Насос и надувная кукла», «Кулачки» и др.), разработки игр («Следи, не проговорись», «Зашифрованные герои сказок», «Кто больше запомнит?»), загадки о животных, загадки «Человек и его быт», викторины по сказкам.
Кроме того, используется наглядно-иллюстративный материал в виде образцов поделок, схем их сборки.
Подборка дидактических материалов в виде статей из журналов «Моделист-конструктор», «Дети, техника, творчество», «Икс-пилот». Также на занятиях применяются фотоматериалы и видеоматериалы специализированных съемок.
Список литературы для преподавателя:
Журавлёва А.П., Болотина JI.A. «Начальное техническое моделирование» (пособие для учителей начальных классов во внешкольной работе). Москва, «Просвещение», 1982г.
Андрианов Н.Н. «Развитие технического творчества младших школьников. М.Просвещение,1990г.
Детский журнал «Классный журнал»
Список литературы для воспитанника:
http://detkam.e-papa.ru/podelki/7/108.html
http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/37/
http://www.babylessons.ru/category/podelki-s-detmi/podelki-iz-bumagi-podelki-s-detmi/
http://my-creative.ru/category/podelki-iz-bumagi
18