ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Узнай и защити природу"

0
0
Материал опубликован 16 December в группе



ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАН АДМИНИСТРАЦИИ

«ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РОНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


ПРИНЯТО

педагогическим советом

Протокол № от « » ________20__г.




УТВЕРЖДАЮ

Директор

_______________

Приказ №







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

(«УЗНАЙ И ЗАЩИТИ ПРИРОДУ»)






ID программы:

Направленность программы: естественно - научная

Категория и возраст обучающихся: 6 - 7 лет

Срок освоения программы: 1 год

Объем часов: 133 часа

Разработчик программы: Смирнова Эльвира Худаёровна,

Васильева Наталья Евгеньевна






Ронга

2024

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лес и исследовательская деятельность».

Сегодня проблемы состояния природной среды вызывают повышенный интерес и озабоченность населения страны.

Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды.

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования детей: возрождение и развитие их экологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.

Не секрет и то, что у выпускников школ и других заведений в целом преобладает потребительский подход к природе и очень низок уровень восприятия вместе с тем возникающих экологических проблем. А проблемы эти видит и стар, и млад. Эта программа нацеливает учащихся, чтобы они стремились практически участвовать в реальной работе по улучшению состояния окружающей среды, ее оздоровления. А основная цель программы – формирование у детей ответственного отношения к природе.

Нормативно-правовые основы разработки и проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Структуру и содержание, роль, назначение и условия реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы регламентируют следующие нормативные документы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

7. Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 06.07.2021 г. № 656 «Об утверждении требований к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для прохождения независимой оценки качества (общественной экспертизы) в рамках включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Марий Эл».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

9. Методические рекомендации «Разработка и проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневыеи модульные программы)» (утверждены Региональным экспертным советом при Министерстве образования и науки Республики Марий Эл от 01.06.2021 г. Протокол №1).

10. Устав и локальные акты МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».


Направленность программы

Дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы – естественнонаучная.

Программа «Лес и исследовательская деятельность» соотносится с базовым школьным курсом биологии и экологии, углубляя их по вопросам практической, лабораторной, исследований, экспериментальной, экскурсионной формами обучения, стимулирующими экологическую активность школьников.

Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена возросшей потребностью общества в обеспечении собственной экологической безопасности, что возможно обеспечить, через экологическое образование подрастающего поколения, через развитие экологического сознания учащихся. Большую роль здесь играет формирование потребности в самостоятельном изучении окружающей среды. Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством реализации исследовательского подхода к образованию являются приоритетными в современном образовании. Воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа». Все вышесказанное учитывалось при составлении программы.

Отличительные особенности программы

Программа отличается от школьных программ практической направленностью. Суть программы – наблюдение и эксперимент.
Изучая экологию как науку, учащиеся убеждаются на практике в необходимости защиты окружающей среды от всевозможных загрязнений и разрушений. Сегодняшний школьник должен не только брать у природы, но и заботиться о ней, любить ее, разумно и рационально использовать ресурсы.

Программа предусматривает не только формирование теоретических знаний по экологии, она направлена на воспитание и разностороннее развитие ребёнка, совершенствование его интеллекта, расширение его кругозора, наблюдательности, произвольности, исследовательских навыков.

Дети учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать модели, схемы, решать проблемные ситуации, логически мыслить, развивать творческие способности.

Адресат программы

Программа рассчитана на подростков 6 - 7 лет. В процессе реализации программы необходимым условием является учёт психолого - педагогических особенностей обучающихся. Построена с учетом возрастных особенностей учащихся на основе планомерного и преемственного формирования и развития экологических знаний и научных фактов.

Срок освоения программы

Срок освоения программы: 1 год.

Формы обучения

Основная форма обучения: очная.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, ОРВИ и других инфекционных заболеваний при реализации программы могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.

Уровень программы

Программа ознакомительного уровня.

Особенности организации образовательного процесса

Формы проведения занятий аудиторные и внеаудиторные (экскурсии, опыты на участке)

Организационная форма обучения групповая.

Режим занятий

Занятия проводятся строго по расписанию, составленному в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 и утвержденному приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа». Продолжительность занятий - 40 минут, с обязательным проветриванием помещения до и после занятия.

Занятия проводятся 4раза в неделю по 1 часу (вторник, среда, четверг, пятница с 13:00- 13:40)

Цель и задачи программы

Формирование у детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам.

Задачи:

предметные

- расширить и углубить знаний обучающихся по экологии.

- приобрести умения и навыки в работе с природным материалом;

основам исследовательской деятельности в области экологии;

- познакомить с проблемами экологии и охраны природы.

познакомить с опытом решения экологических проблем, научить участвовать в мероприятиях по охране природы.

метапредметные

- содействовать формированию основ морали осознанной обучающимся необходимости определенного поведения в природе, обусловленного принятыми в обществе представлениями, должном и недопустимом поведении, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- содействовать принятию обучающимся нравственных ценностей, духовных традиций природ сообразности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей;

- содействовать формированию способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- содействовать формированию способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развивать трудолюбие, способность к преодолению

трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата эксперимента, наблюдения за живыми объектами в среде их обитания, поведения в природе;

организации и проведения учебных и исследовательских маршрутов;

личностные

- развивать осознанную потребность в изучении природы родного края;

- формировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- учить поддерживать психическое состояние, обеспечивающее ощущение себя частью природы; содействовать становлению гуманистических ценностных;

- содействовать формированию уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к людям;.

экологическую культуру, социальную экологическую активность.


Объем программы

133 часа.

1.4 Содержание программы

Раздел 1. Пробная площадь. Определение основных таксационных показателей древостоя на пробных площадях.

Теоретическая часть: Методы закладки пробных площадей, применяемых в лесном хозяйстве. Опытные и контрольные пробные площади.

Практическая часть: Определение породного состава древостоя. Определение степени сомкнутости крон деревьев на опытном и контрольном участке, определение ступеней толщины. Определение средней толщины древостоя на опытном и контрольном участке, Определение высоты, полноты. Определение средней высоты древостоя на опытном и контрольном участках, Определение возраста. Определение среднего возраста древостоя на опытном и контрольном участках, Определение категорий технической годности древостоя на опытном и контрольном участках. Методика описания модельного дерева.

Формы контроля: работа в рабочей тетради. Выполнение разноуровнего задания, тестирование в программе My test. Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку.

Раздел 2. Методы учета подроста на пробных площадях.

Теоретическая часть: Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

Практическая часть: Заполнение карточек учета подроста на опытных и контрольных пробных площадях. Проведение сравнительного анализа полученных данных.

Формы контроля: Работа в рабочей тетради. Выполнение разноуровнего задания, тестирование в программе My test. Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку.

Раздел 3. Описание травяно-кустарничкового, мохово-лишайникового яруса пробной площади.

Теоретическая часть: Способы закладки трансект. Работа с определителем растений. Определение степени проективного покрытия, обилия, фенофазы, жизненности растений на пробных площадях.

Практическая часть: Методы сравнения фитоценозов пробных площадей. Анализ коэффициентов сходства. Определение коэффициентов сходства. Мохово-лишайниковый покров. Видовое разнообразие. Работа с определителями.

Формы контроля: Работа в рабочей тетради. Выполнение разноуровнего задания, тестирование в программе My test. Индивидуальное задание.

Раздел 4. Понятие типа леса. Почвенно-экологические условия пробных площадей.

Теоретическая часть: Типы почв. Типы леса. Почвенный профиль, его структура. Понятие биологической активности почвы. Способы ее определения.

Практическая часть: Описания почвенного профиля дерново-подзолистой почвы. Методика приготовления почвенной вытяжки. Определение кислотности почвенных вытяжек контрольного и опытного участка. Определение засоленности почвы контрольного и опытного участка. Растения индикаторы химического состава почв. Определение аммонифицирующей активности почвы контрольного и опытного участка. Протеазная и целлюлоразрушающая активность почвы.

Формы контроля: Работа в рабочей тетради. Выполнение разноуровнего задания, тестирование в программе My test. Индивидуальное задание.

Раздел 5. Биотестирование как способ определения почвенно - экологических условий лесного участка.

Теоретическая часть: Понятие тест-объект. Особенности выбора тест-объекта и методики проведения эксперимента.

Практическая часть: Биотестирование почвенных вытяжек при помощи семян редиса. Определение энергии прорастания, работа со шкалой токсичности. Биотестирование при помощи дождевых червей. Определение степени нарушенности почвы. Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку

Формы контроля: Работа в рабочей тетради. Выполнение разноуровнего задания, тестирование в программе My test

Раздел 6.Учет приживаемости и сохранности культур.

Теоретическая часть: Способы естественного возобновления и искусственно лесовосстановления. Методы учета культур.

Практическая часть: Учет приживаемости и сохранности культур. Биометрические показатели саженцев и сеянцев при лесовосстановлении.

Формы контроля: Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку.

Планируемые результаты

предметные результаты

В результате обучения по программе обучающийся будет знать и уметь:

- дополнительные знания в области экологии.

- навыки в работе с природным материалом;

- основы исследовательской деятельности в области экологии;

- проблемы экологии и охраны природы.

опыт решения экологических проблем.

метапредметные результаты

Занятия по программе будут содействовать развитию и обучению у обучающися:

- основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения в природе, обусловленного принятыми в обществе представлениями, должном и недопустимом поведении, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- нравственных ценностей, духовных традиций природ сообразности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей;

- способностей открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата эксперимента, наблюдения за живыми объектами в среде их обитания, поведения в природе; организации и проведения учебных и исследовательских маршрутов;

личностные результаты

В результате обучения по программе сформируются:

- осознанная потребность в изучении природы родного края;

- целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- культура, обеспечивающая ощущение себя частью природы;

- гуманистические принципы;

- уважительного отношения к иному мнению, выработка умения терпимо относиться к людям;.

экологическая культура, социальная экологическая активность


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Учебный план

Наименование раздела

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

Всего

В том числе

теоретические занятия

Практические занятия

1

Пробная площадь. Определение основных таксационных показателей древостоя на пробных площадях

26

10

16

Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку

2

Методы учета подроста на пробных площадях

18

7

11


Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку

3

Описание травяно-кустарничкового, мохово-лишайникового яруса пробной площади

20

7

13

Индивидуальное задание.

Провести геоботаническое описание контрольного и опытного участков лесного фитоценоза самостоятельно заложенной пробной площади, расположенной на территории школьного лесничества.

4

Понятие типа леса. Почвенно-экологические условия пробных площадей.


41

19

22

Индивидуальное задание.

Описать почвенный профиль, определить кислотность, определить протеазную и целлюлозоразрушающую активность почвы. Сравнить полученные данные контрольного и опытного участков.


5

Биотестирование как способ определения почвенно - экологических условий лесного участка

14

5

9

Индивидуальное задание.

Провести биотестирование почвенной вытяжки контрольного и опытного участков при помощи любого тест объекта, сравнить полученные данные.


6

Учет приживаемости и сохранности культур

14

5

9

Практический и теоретический зачет с занесением результатов в зачетную книжку


Итоговая аттестация

1

0

1

Индивидуальное тестирование


Итого объём программы

133

53

80



Календарный учебный график


Комплектование

1 полугодие

ОП

Зимние праздники

2 полугодие

ОП

Всего в год

01-03.09.

2023

05.09-27.12.

2023

15 недель

01-08.01.

2024

09.01-31.05.

2024

18 недель

33 недели


Календарный учебный график


Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема

Место проведения

Всего

Форма контроля


Сентябрь

05

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Методы закладки пробных площадей, применяемые в лесном хозяйстве

Школа

1

Работа в рабочей тетради.


Сентябрь

06

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Методы закладки пробных площадей, применяемые в лесном хозяйстве

Школа

1

Работа в рабочей тетради


Сентябрь

07

13.00-13.40

Практическая работа

1

Методы закладки пробных площадей, применяемые в лесном хозяйстве

Школа

1

Работа в рабочей тетради


Сентябрь

08

13.00-13.40

Практическая работа

1

Методы закладки пробных площадей, применяемые в лесном хозяйстве

Школа

1

Выполнение разноуровнего задания, тестирование в программе Mytest


Сентябрь

12

13.00-13.40

Практическая работа

1

Опытные и контрольные пробные площади

Школа

1

Работа в рабочей тетради


Сентябрь

13

13.00-13.40

Практическая работа

1

Опытные и контрольные пробные площади

Школа

1

Работа в рабочей тетради


Сентябрь

14

13.00-13.40

Лекция с элементами дискуссии

1

Опытные и контрольные пробные площади

Школа

1

Работа в рабочей тетради


Сентябрь

15

13.00-13.40

Лекция с элементами дискуссии

1

Опытные и контрольные пробные площади

Школа

1

0


Сентябрь

19

13.00-13.40

Практическая работа

1

Определение породного состава древостоя. Определение степени сомкнутости крон деревьев на опытном и контрольном участке.

Дендросад

1

Работа в рабочей тетради


Сентябрь

20

13.00-13.40

Практическая работа

1

Определение породного состава древостоя. Определение степени сомкнутости крон деревьев на опытном и контрольном участке.

Дендросад

1

Выполнение разноуровнего задания


Сентябрь

21

13.00-13.40

Лекция с элементами дискуссии

1

Определение породного состава древостоя. Определение степени сомкнутости крон деревьев на опытном и контрольном участке.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровнего задания


Сентябрь

22

13.00-13.40

Лекция с элементами дискуссии

1

Определение породного состава древостоя. Определение степени сомкнутости крон деревьев на опытном и контрольном участке.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровнего задания


Сентябрь

26

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение ступеней толщины. Определение средней толщины древостоя на опытном и контрольном участке.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровнего задания


Сентябрь

27

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение ступеней толщины. Определение средней толщины древостоя на опытном и контрольном участке.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровнего задания


Сентябрь

28

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение ступеней толщины. Определение средней толщины древостоя на опытном и контрольном участке.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровнего задания


Сентябрь

29

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение ступеней толщины. Определение средней толщины древостоя на опытном и контрольном участке.

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

03

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение высоты, полноты. Определение средней высоты древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

04

13.00-13.40

Лекция с элементами дискуссии

1

Определение высоты, полноты. Определение средней высоты древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

05

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение высоты, полноты. Определение средней высоты древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

06

13.00-13.40

Лаборатор. работа

1

Определение высоты, полноты. Определение средней высоты древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

10

13.00-13.40

Лекция с элементами дискуссии

1

Определение возраста. Определение среднего возраста древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

11

13.00-13.40

Практическая работа

1

Определение возраста. Определение среднего возраста древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

12

13.00-13.40

Практическая работа

1

Определение возраста. Определение среднего возраста древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

13

13.00-13.40

Лекция с элементами

дискуссии

1

Определение категорий технической годности древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

17

13.00-13.40

Лекция с элементами

дискуссии

1

Определение возраста. Определение среднего возраста древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

18

13.00-13.40

Практич.

работа

1

Определение категорий технической годности древостоя на опытном и контрольном участках

Территория школьного лесничества

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

19

13.00-13.40

Лекция с элементами

дискуссии

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста

Территория школьного лесничества

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

20

13.00-13.40

Практич.

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

Территория школьного лесничества

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

24

13.00-13.40

работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Октябрь

25

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

Территория школьного лесничества

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

26

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Работа в рабочей тетради


Октябрь

27

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Работа в рабочей тетради



07

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Работа в рабочей тетради


Ноябрь

08

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Работа в рабочей тетради


Ноябрь

09

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Ноябрь

10

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Ноябрь

14

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Ноябрь

15

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Тестирование в программе Mytest


Ноябрь

16

13.00-13.40

Экспериментальная работа

1

Алгоритм работы при закладке пробной площади, создаваемой для учета подроста. Методы учета подроста.

школа

1

Тестирование в программе Mytest


Ноябрь

17

13.00-13.40

Практич. работа

1

Заполнение карточек учета подроста на опытных и контрольных пробных площадях. Проведение сравнительного анализа полученных данных.

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Ноябрь

21

13.00-13.40

Практич. работа

1

Заполнение карточек учета подроста на опытных и контрольных пробных площадях. Проведение сравнительного анализа полученных данных.

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Ноябрь

22

13.00-13.40

Практич. работа

1

Заполнение карточек учета подроста на опытных и контрольных пробных площадях. Проведение сравнительного анализа полученных данных.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Ноябрь

23

13.00-13.40

Практич. работа

1

Заполнение карточек учета подроста на опытных и контрольных пробных площадях. Проведение сравнительного анализа полученных данных.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Ноябрь

24

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Заполнение карточек учета подроста на опытных и контрольных пробных площадях. Проведение сравнительного анализа полученных данных.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Ноябрь

28

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Способы закладки трансект. Работа с определителем растений.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Ноябрь

29

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Способы закладки трансект. Работа с определителем растений.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Ноябрь

30

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Способы закладки трансект. Работа с определителем растений.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

01

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Способы закладки трансект. Работа с определителем растений.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

05

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Способы закладки трансект. Работа с определителем растений.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

06

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Определение степени проективного покрытия, обилия, фенофазы, жизненности растений на пробных площадях.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

07

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Определение степени проективного покрытия, обилия, фенофазы, жизненности растений на пробных площадях.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

08

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Определение степени проективного покрытия, обилия, фенофазы, жизненности растений на пробных площадях.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

12

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Определение степени проективного покрытия, обилия, фенофазы, жизненности растений на пробных площадях.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Декабрь

13

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Методы сравнения фитоценозов пробных площадей. Анализ коэффициентов сходства.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

14

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Методы сравнения фитоценозов пробных площадей. Анализ коэффициентов сходства.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

15

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Методы сравнения фитоценозов пробных площадей. Анализ коэффициентов сходства.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

19

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Методы сравнения фитоценозов пробных площадей. Анализ коэффициентов сходства.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

20

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение коэффициентов сходства

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

21

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Определение коэффициентов сходства

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

22

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Определение коэффициентов сходства

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

26

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Определение коэффициентов сходства

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Декабрь

27

13.00-13.40

Практич. работа

1

Мохово-лишайниковый покров. Видовое разнообразие. Работа с определителями.

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Январь

09

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Мохово-лишайниковый покров. Видовое разнообразие. Работа с определителями.

Территория 50школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

10

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Мохово-лишайниковый покров. Видовое разнообразие. Работа с определителями.

Территория школьного лесничества

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

11

13.00-13.40

Лекция

1

Типы почв. Типы леса.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

12

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Типы почв. Типы леса.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

16

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Типы почв. Типы леса.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

17

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Типы почв. Типы леса.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

18

13.00-13.40

Круглый стол

1

Почвенный профиль, его структура

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

19

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Почвенный профиль, его структура

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

23

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Почвенный профиль, его структура

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

24

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Почвенный профиль, его структура

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

25

13.00-13.40

Групповая работа

1

Бланк описания почвенного профиля

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

26

13.00-13.40

Групповая работа

1

Бланк описания почвенного профиля

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

30

13.00-13.40

Групповая работа

1

Бланк описания почвенного профиля

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Январь

31

13.00-13.40

Групповая работа

1

Бланк описания почвенного профиля

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

01

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Описания почвенного профиля дерново-подзолистой почвы

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

02

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Описания почвенного профиля дерново-подзолистой почвы

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

06

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Описания почвенного профиля дерново-подзолистой почвы

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

07

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Описания почвенного профиля дерново-подзолистой почвы

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

08

13.00-13.40

Практич. работа

1

Методика приготовления почвенной вытяжки.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

09

13.00-13.40

Практич. работа

1

Методика приготовления почвенной вытяжки.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

20

13.00-13.40

Практич. работа

1

Методика приготовления почвенной вытяжки.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

21

13.00-13.40

Практич. работа

1

Методика приготовления почвенной вытяжки.

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

22

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение кислотности почвенных вытяжек контрольного и опытного участка

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

27

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение кислотности почвенных вытяжек контрольного и опытного участка

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

28

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение кислотности почвенных вытяжек контрольного и опытного участка

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Февраль

29

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение кислотности почвенных вытяжек контрольного и опытного участка

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Март

01

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение засоленности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Март

05

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение засоленности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Март

06

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение засоленности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

07

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение засоленности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

12

13.00-13.40

Лекция

1

Растения индикаторы химического состава почв.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

13

13.00-13.40

Практич. работа

1

Растения индикаторы химического состава почв.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

14

13.00-13.40

Практич. работа

1

Растения индикаторы химического состава почв.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

15

13.00-13.40

Практич. работа

1

Растения индикаторы химического состава почв.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

19

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие биологической активности почвы. Способы ее определения.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

20

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие биологической активности почвы. Способы ее определения.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

21

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие биологической активности почвы. Способы ее определения.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Март

22

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие биологической активности почвы. Способы ее определения.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

02

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение аммонифицирующей активности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

03

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение аммонифицирующей активности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

04

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Определение аммонифицирующей активности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

05

13.00-13.40

Практич. работа

1

Определение аммонифицирующей активности почвы контрольного и опытного участка

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

09

13.00-13.40

Практич. работа

1

Протеазная и целлюлоразрушающая активность почвы

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

10

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Протеазная и целлюлоразрушающая активность почвы

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

11

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Протеазная и целлюлоразрушающая активность почвы

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

12

13.00-13.40

Лаб. работа

1

Протеазная и целлюлоразрушающая активность почвы

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

16

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие тест-объект. Особенности выбора тест-объекта и методики проведения эксперимента

Школа

1

Тестирование в программе Mytest


Апрель

17

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие тест-объект. Особенности выбора тест-объекта и методики проведения эксперимента

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

18

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие тест-объект. Особенности выбора тест-объекта и методики проведения эксперимента

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

19

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие тест-объект. Особенности выбора тест-объекта и методики проведения эксперимента

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

23

13.00-13.40

Практич. работа

1

Понятие тест-объект. Особенности выбора тест-объекта и методики проведения эксперимента

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

24

13.00-13.40

Практич. работа

1

Биотестирование почвенных вытяжек при помощи семян редиса.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

25

13.00-13.40

Практич. работа

1

Биотестирование почвенных вытяжек при помощи семян редиса.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

26

13.00-13.40

Практич. работа

1

Биотестирование почвенных вытяжек при помощи семян редиса.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Апрель

30

13.00-13.40

Практич. работа

1

Биотестирование почвенных вытяжек при помощи семян редиса.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

02

13.00-13.40

Практич. работа

1

Биотестирование почвенных вытяжек при помощи семян редиса.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



03

13.00-13.40

Практич. работа

1

Биотестирование при помощи дождевых червей. Определение степени нарушенности почвы.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



07

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Биотестирование при помощи дождевых червей. Определение степени нарушенности почвы.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



08

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Биотестирование при помощи дождевых червей. Определение степени нарушенности почвы.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



14

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Биотестирование при помощи дождевых червей. Определение степени нарушенности почвы.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



15

13.00-13.40

Лекция с элементами групповой дискуссии

1

Способы естественного возобновления и искусственно лесовосстановления.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



16

13.00-13.40

Практич. работа

1

Способы естественного возобновления и искусственно лесовосстановления.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



17

13.00-13.40

Практич. работа

1

Способы естественного возобновления и искусственно лесовосстановления.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания



21

13.00-13.40

Практич. работа

1

Способы естественного возобновления и искусственно лесовосстановления.

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

22

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Методы учета культур

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

23

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Методы учета культур

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

24

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Методы учета культур

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

28

13.00-13.40

Лабор. работа

1

Методы учета культур

Школа

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

29

13.00-13.40

Лаборат. работа

1

Учет приживаемости и сохранности культур

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

30

13.00-13.40

Лаборат. работа

1

Учет приживаемости и сохранности культур

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


Май

31

13.00-13.40

Лаборат. работа

1

Учет приживаемости и сохранности культур

Территория школьного лесничества

1

Выполнение разноуровневого задания


2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

2.4. Условия реализации программы

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально технического оснащения процесса. Теоретическая и практическая части программы реализуются в учебном кабинете МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа». В кабинете имеются необходимая мебель и оборудование:

- ученические парты, стулья, шкафы для хранения оборудования, пособий, дидактического материала и литературы;

- гербарий;

- натуральные живые пособия – комнатные растения;

- животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы (мини – зоопарк);

- изобразительные наглядные пособия – таблицы, муляжи;

- принтер, сканер, копир, электронная доска;

- ноутбук, видеомагнитофон, DVD плейер, видеокамера;

- проектор, экран, телевизор

- музыкальный центр(для прослушивания музыки, аудиосказок)

- фотоаппарат, мобильный телефон (фото, интернет, диктофон)

Информационное обеспечение:

- аудио-, видео-, фотоматериалы;

Кадровое обеспечение

ФИО педагога, реализующего программу

Должность, место работы

Образование

Смирнова Эльвира Худаёровна

Учитель начальных классов

МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа»

Среднее специальное

Курсы

«Реализация требований обновленного ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» 2022г.



Формы, порядок текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации

Программа контроля

Программа контроля составлена в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа»», Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа», Положением об индивидуальном учете результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа», а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях.

Отслеживание результатов обучения ребенка

Результативность программы определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в три этапа.

Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка на обучение. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе учебного занятия.

Промежуточная диагностика – проводится в середине учебного года и позволяет определить уровень обученности обучающегося.

Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.

Основной метод диагностики – наблюдение.

Начальную диагностику лучше всего провести в форме собеседования, во время которого педагог заполняет стандартный бланк, дополняя по желанию индивидуальными вопросами.

Начальная диагностика

Проводится в форме собеседования, во время которого педагог заполняет стандартный бланк, дополняя по желанию индивидуальными вопросами

Фамилия, имя обучающегося____________________________________

Возраст обучающегося__________________________________________

Дата заполнения_______________________________________________

1.Знаешь, ли ты чем занимаются в этом кружке?

А. Да, знаю

Б. Немного

С. Нет, не знаю

2.Умеешь ли ты уже что-то делать в этой области?

А. Да, умею

Б. Немного

С. Нет, не умею

3.Чего ты ожидаешь от обучения?

А. Многому научиться

Б. Что-то свое

С. Не знаю

4. Почему ты пришел именно в это объединение?

А. Самому захотелось

Б. Родители посоветовали

С. За компанию с другом

Ключ расшифровки:

- за каждый ответ А засчитывается 10 баллов;

- за каждый ответ Б засчитывается 5 баллов;

- за каждый ответ С засчитывается 0 баллов.

Итоговая сумма баллов вносится в Таблицу Диагностический лист «Наследники традиций» в графу Начальная диагностика.

Промежуточная диагностика

Анализ анкет промежуточной диагностики показывает индивидуальные потребности каждого ребёнка и всего коллектива. Полученные данные могут стать основой для определения педагогом приоритетных аспектов, специфики работы с конкретными учащимися, с группой. Степень удовлетворенности потребностей детей в ходе занятий сделает значимыми для них результаты образовательного процесса

Методика «Образовательные потребности». (Автор Н.Ю. Конасова) Анкета заполняется обучающимися

Дорогой друг! Внимательно прочитай предложенные ниже утверждения и отметь любым значком свой выбор

Фамилия, имя_________________________________________________

Таблица 1

Вариант ответа

Твой выбор


да

нет

Мне интересно то, чем мы занимаемся в кружке



Хочу занять свое время после школы



Хочу узнать новое, интересное для себя



Мне нравится педагог



Хочу научиться что-то делать сам



Мне нравиться выполнять творческие задания, придумывать и создавать что-то новое



Хочу узнать о том, что не изучают в школе



Занятия здесь помогают мне становиться лучше



Занятия в коллективе (кружке) помогают мне преодолеть трудности в учебе



Мне нравится общаться с ребятами



Мне нравится участвовать в выставках



Здесь замечают мои успехи



Меня здесь любят




За каждый положительный ответ вопроса из Таблицы 1 вносится 10 баллов в таблицу Диагностический лист в графу Промежуточная аттестация.

Таблица 2

Благодаря занятиям в коллективе (кружке) я: (отметь любым знаком варианты ответов, которые соответствуют твоему мнению)

Вариант ответа

Твой выбор

да

нет

Узнал много нового, интересного, полезного



Стал лучше учиться



Приобрел новых друзей



Стал добрее и отзывчивее к людям



Научился делать что-то новое самостоятельно




За каждый положительный ответ вопроса из Таблицы 2 вносится 10 баллов в таблицу Диагностический лист «Наследники традиций» в графу Промежуточная аттестация.

Итоговая диагностика

Анкета заполняется обучающимися.

Дорогой друг! Внимательно прочитай предложенные ниже вопросы и выбери подходящий для тебя ответ

Почему ты занимаешься в этом кружке:

А. То, что здесь делают, мне интересно.

Б. Потому, что здесь занимаются мои друзья.

С. Так хотят родители.

2. Как считаешь, ты многому научился?

А. Очень многому.

Б. Не очень многому Я и так все умел.

3. Как ты думаешь, то, чему ты научился, может тебе потом пригодиться?

А. Обязательно.

Б. Наверно пригодится.

С. Нет.

4. Хотел бы ты продолжить занятия в этом кружке в следующем году?

А. Да.

Б. Еще не знаю.

С. Нет.

Ключ расшифровки:

- за каждый ответ А засчитывается 10 баллов;

- за каждый ответ Б засчитывается 5 баллов;

- за каждый ответ С засчитывается 0 баллов.

Итоговая сумма баллов вносится в Таблицу Диагностический лист «Наследники традиций» в графу Итоговая диагностика.

2.6. Оценочные материалы

Диагностический лист

Диагностировалось __ обучающихся

Форма диагностики: анкеты, наблюдение, выполнение практических заданий, участие в выставках и конкурсах.

ФИ обучающегося

Начальная диагностика

Промежуточная диагностика

1 раздел «Отношение к природе»

(участие да-10 баллов/нет - баллов)


2 раздел «Экологическая культура»

(участие да-10 баллов/нет - баллов)

3 раздел «Добровольные помощники»

(участие да-10 баллов/нет - баллов)

4 раздел «Труд в природе»

(участие да-10 баллов/нет - баллов)

Итоговая диагностика










Ключ расшифровки:

- низкий (менее 30 баллов),

- средний (от 30 до 65 баллов),

3 - высокий (более 65 баллов)

Увидеть результаты достижений каждого ребенка поможет также педагогическое наблюдение.

Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний.

Наиболее объективная форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий (выставка). Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы. В течение всего периода обучения педагоги ведут индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Используются следующие формы проверки знаний и практических навыков учащихся: конкурсы, выставки.

Методы проверки: наблюдение; опрос.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: итоговое занятие.

Формы итоговой аттестации

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании обучения по дополнительной общеобразовательной программе в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа». Итоговая аттестация проводится в форме обобщения знаний обучающихся.

Методические материалы

Методы и формы обучения:

Для успешной реализации данной программы используются современные методы и приёмы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение и т.д.);

наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, просмотр фотографий, поделок, схем, работа по образцу и др.);

практический (ролевые игры, выполнение работ по технологическим картам, изготовление изделий и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы создания положительной мотивации обучаемых:

эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью;

волевые: предъявление образовательных требований, формирование ответственного отношения к получению знаний, информирование о прогнозируемых результатах образования.


Программа предусматривает проведение, как традиционных занятий, так и нетрадиционных. В процессе занятий используются различные формы занятий:

комбинированные и практические занятия;

беседа;

беседа с показом образцов;

игра.

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированная технология;

Игровая технология;

Информационно-коммуникативная технология;

Поисково-исследовательская технология;

Технология  экологической идентификации;

Применяемые методические пособия и дидактические материалы:

образцы готовых изделий

презентации;

технологические карты;

схемы изготовления;

рисунки, фотографии, иллюстрации.

Алгоритм учебного занятия:

1 этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этап - проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап - подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1. Усвоение новых знаний и способов действии.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная проверка понимания

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3 Закрепление знаний и способов действуй

Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского), организация и проведение игр, конкурсных программ, КТД, встреч и т.д.

VI этап - итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII этап - рефлексивный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный.

Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

2.8. План воспитательной работы

Сроки проведения

Мероприятие

Участники

Ответственные

1

03.09.2023

Акция «Береги природу»

Члены объединения

Руководитель объединения

2

05.10.2023

Всероссийская электронная олимпиада по пожарной безопасности

Члены объединения

Руководитель объединения

3

11.11.2023

Всероссийский проект «Зелёные насаждения»


Члены объединения

Руководитель объединения

4

26.12.2023

Республиканский конкурс

«Елочка, живи!»

Члены объединения

Руководитель объединения

5

23.01.2024

Межрегиональный литературный фестиваль-конкурс «Живая планета»

Члены объединения

Руководитель объединения

6

22.02.2024

Республиканский творческий онлайн-конкурс

«Защитим лес от пожара

Члены объединения

Руководитель объединения

7

07.03.2024

Республиканский конкурс рисунков « Спасатель- работа отважных»

Члены объединения

Руководитель объединения

8

22.04.2024

Республиканский конкурс исследовательских и творческих работ обучающихся «Сам себе пожарный режиссер»,


Члены объединения

Руководитель объединения

9

09.05.2024

Акция «Зелёные насаждения»

Члены объединения

Руководитель объединения


2.9. Список литературы и электронных источников

Нормативные документы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с «Положением о лицензировании образовательной деятельности»);

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Паспорт регионального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден Советом при Главе Республики Марий Эл по стратегическому развитию, проектной деятельности и реализации национальных проектов и программ (протокол от 5 февраля 2019г. № 1)).

Устав МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» (утвержден приказом отраслевого органа местной администрации «Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Советский муниципальный район» № 100 от 16.10.2015 г.).

Положение о правилах приема, порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления обучающихся МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».

Положение об утверждении дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».

Положение о режиме занятий обучающихся МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».

Положение о внутренней системе оценки качества образования МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».

Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» (утверждено приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».

Положение об индивидуальном учете результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа», а также хранении в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (утверждено приказом директора МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа».

Литература для педагогов:

1 . Вернадский В. И. Биосфера. – М: Мысль, 2019. – 114с.

2. Горелов А. А. Экология. – М: Центр, 2010. –240с.

3.  Коробкин В. И., Передельский Л. В. Экология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. -576 с.

4. Одум Ю. Экология. - М: Мир, 2011. - 2 тома.

5. Радкевич В. А. Экология. - Минск: Выш. шк., 2016. -159 с.

6. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы, гипотезы). - М: Молод. гвард., 2018. -367 с.

7. Шилов А. И. Экология. - М: Высш шк., 2021. -512с.

Литература для обучающихся и родителей:

Бабенко В.Г. Мифы и растения / В.Г. Бабенко, В.Н.Алексеев, Л.Н. Дорохина. - М. :Росмэн, 2014. - 127 с.

Балдаев Х.Ф. Красная книга Республики Марий Эл. / Х.Ф. Балдаев - Йошкар-Ола.: Марийский полиграфкомбинат, 2014.

Богомолова О.Б. Искусство презентации: практикум. / О.Б. Богомолова, Д.Ю. Усенков - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.

Грешневиков А. Н. Экологический букварь / А. Н. Грешневиков - М. : ЭКОС-информ, 2018. - 73 с.

Детский сайт. Игры для детей. Развитие ребенка. Раскраски. Поделки своими руками, детские поделки, поделки для детского сада. Поделки из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природных материалов, бисера. Аппликации. Оригами для детей. Мастер-классы. [Электронный ресурс]. URL:http://podelkidlyadetei.ru/ (дата обращения: 12.06.2017).

Здорик Т. Б. Сивоглазов В. И. Минералы. / Здорик Т. Б., Сивоглазов В. И. - М. : Дрофа, 2018. - 63 с.

Кладовая развлечений. Рассказы для детей. Стихи для детей. Сказки для детей. Загадки для детей. Пословицы и поговорки. Викторины. Поделки для детей. Юный художник. Задания в картинках. [Электронный ресурс]. URL:http://kladraz.ru/viktoriny (дата обращения: 12.06.2012).

Корнелл Д.Ж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. / Д.Ж. Корнелл Хабаровск: 2016.

Корчагина В. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб.для 6-7 кл. сред. шк. / В.А. Корчагина. – 24-е изд. – М.: Просвещение, 2021. -256 с.: ил.

Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? / М.Х. Левитман - СПб. : СОЮЗ, 2000, - 80 с.

Мак-МилланБроуз Ф. Размножение растений: Пер. с английского. / Ф. Мак-МилланБроуз– М.: Мир, 2012. – 192 с.

Никанорова. Е.В. Экология и культура. / Е.В. Никанорова - М.: Изд-во РАГС, 2006. – 94 с.

Новиков, Школьный атлас-определитель высших растений: книга для учащихся. / В.С. Новиков, И.А. Губанов – 2 изд. - М.: Просвещение, 2001. – 240 с.

Новицкая В.А. Правила поведения в природе для школьников: методическое пособие. / В.А.Новицкая, Л.С. Римашевская, Т.Г. Хромцева - М.: Педагогическая литература, 2011. - 128 с.

Пасечник В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – 11-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2018. – 304 с.

Петров В.В. Из жизни зеленого мира. / В.В. Петров. - М.: Просвещение, 2019. – 127 с.

Сайт: http://www.florets.ru

Сборник «Игры народов СССР» - Москва: Физкультура и спорт, 1985 - с.269. [Электронный ресурс]. URLHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20":HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"httpHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"://HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"pedagogicHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20".HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"ruHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"/HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"booksHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"/HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"itemHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"/HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"fHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"00/HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"sHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"00/HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"zHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"0000002/HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"indexHYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20".HYPERLINK "url:http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000002/index.shtml%20"shtml (дата обращения: 05.05.2012).

Сказки для детей. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dreams4kids.ru/ (дата обращения: 05.06.2012 – 15.06.2012).

Цыбасова В.И Биология 5 класс. Олимпиады / В.И Цыбасова – Волгоград.: Издательско-торговый дом Корифей, 2018 г. – 94 с.

Щербакова Ю.В. Занимательная биология на уроках и внеклассных. Мероприятиях / Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова - М. «Глобус», 2019 г. – 206 с.

Я познаю мир. Экология. / Сост. Чижевский А.Е. М.: ООО Издательства АСТ, 2005


Электронные источники:

Ecowiki.Ru - здесь размещена информация о различных экологических акциях и проектах, коллекция ссылок на Интернет-ресурсы по экологии, интересные экологические факты

Greenpeace России - сайт российского отделения международной независимой экологической организации Greenpeace.

Всемирный фонд дикой природы: за живую планету! - на сайте представлена подробная история Всемирного фонда дикой природы.

Всероссийский экологический портал - все об экологии в одном месте.

Детский телекоммуникационный проект "Экологическое содружество" - на сайте представлены: детские исследования, экологический вестник.

Дистанционный образовательный проект "Экоград" - обучающие материалы по экологии (по теме проекта), задания для участников, методики экологических иммледований

Игра "Вырасти цветок»

Игра "Мы и энергия" 

Игра "Помоги очистить атмосферу" 

Игра "Родные просторы" 

Игра "Собери мусор! 

Игра "Спаси лису! 

Межрегиональная общественная организация "Друзья Балтики»  информация о публичных природоохранных акциях; материалы по экологическому образованию и просвещению.

Научно-популярные и документальные фильмы по экологии

Онлайн игра "Рыбный дождь" 

Портал «Ecocom» — всё об экологии - здесь можно найти литературу, видео, экословарь, Красную Книгу СССР, различные статьи по экологии, информацию о заповедниках, национальных парках, обращении с отходами, водопользовании, недропользовании, а также - новости.

Портал Ecology - это информационный ресурс по экологии. Здесь вы найдете новости и просто интересные факты, события в мире, информацию о существующих экопоселениях, международное законодательство, экологически безопасные технологии, научные открытия, а также аудио и видео информацию.

Природа России. Национальный портал - содержит аналитическую, статистическую и справочную информацию о состоянии природных ресурсов (биологических, климатических, лесных, водных и т.д.) различных регионов России.

Риски в техносфере - сайт посвящен проблемам охраны окружающей среды, экологии и рискам в техносфере.

Школьный проект по использованию ресурсов и энергии vSPARE (ШПИРЭ) - на сайте представлены материалы для образования школьников в области энерго-эффективности через междисциплинарное обучение и практическую деятельность.

Экологический портал Portaleco.ru- на портале представлены экологические новости

Экологический центр «Дронт» - на сайте размещена информация о различных природоохранных программах и проектах.

Эколого-просветительский центр "Заповедники" - на сайте представлена информация по экологическому просвещению, по работе экологических проектов, а также новости центра.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации