12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Веремеенко Марина Николаевна176

Комитет Администрации г.Яровое по образованию

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр научно-технического творчества учащихся"




Принята на педагогическом

совете

Протокол № 3

от «29» мая 2020 г.


Утверждена приказом директора

МБУ ДО «ЦНТТУ» _________________ Г.П. Ткаченко

Приказ № 30

от «01» июня 2020 г.





Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Пирография. Огненная кисть»

Возраст обучающихся: 7 - 12 лет

Срок реализации: 2 года










Автор-составитель:

Веремеенко Марина Николаевна












ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».

Актуальность:

Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации.

Обучение детей народным ремеслом – предполагает решение проблем культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства.

Практика показала, что ежегодно в наш центр приходят дети, которые хотят научиться обрабатывать древесину, создавать поделки своими руками, декорировать их. Возникла необходимость в создании группы для младших школьников, которые начали бы обучаться художественной обработке древесины с такого вида деятельности, как пирография (выжигание).

В процессе обучения дети осваивают виды художественной обработки материалов, приобретают общие и специальные трудовые умения и навыки, учатся их применять на практике. Кроме этого, у них формируются умения и в области изобразительного искусства, черчения, технологии. Помимо формирования технических навыков и умений, у детей развивается фантазия, мышление, творческие способности, эстетический вкус, внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют развитию учащихся, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

Пирография. Огненная кисть

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..

Направленность ДООП: художественная Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 7 - 12 лет.

Занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных особенностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся. Количество учащихся в группах - 10-12 человек. Программа предполагает освоение стартогово (1 год обучения) и базового (2 год обучения) уровней.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, они включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

В этом возрасте учебная деятельность становится ведущей, активно развивается внимание, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Особенностями данного возраста является активное формирование личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в систему коллективов. В это время закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

Срок и объем освоения ДООП:

2 года, 288 педагогических часов, из них:

«Стартовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;

«Базовый уровень» - 1 год, 144 педагогических часа;

«Продвинутый уровень» - 0 лет, 0 педагогических часов.

Форма обучения: очная Особенности организации образовательной деятельности:

разновозрастная группа.

Режим занятий:

Таблица 1.1.1

Режим занятий

Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Пирография. Огненная кисть

4 часа в неделю;

144 часа в год.

4 часа в неделю;

144 часа в год.

0 часов в неделю;

0часов в год.


1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель:

создание условий для развития творческой самостоятельности обучающихся, формирование умения использовать навыки декорирования древесины (выжигание, роспись по дереву) в практической деятельности.

Задачи: Личностные:

формировать трудолюбие, внимание, доброжелательное отношение к окружающим, терпимость к чужому мнению, культуру поведения и общения в коллективе;

приобщать детей к истокам русской народной культуры, народному декоративно-прикладному творчеству;

формировать художественный вкус;

воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам, используемым в работе.

Метапредметные:

развивать творческую активность обучающегося;

развивать образное мышление, эстетический вкус и чувство прекрасного;

формировать умения понимать и ценить народные традиции, красоту и богатство родного края;

развивать индивидуальные способности обучающихся;

расширять кругозор обучающихся, творческое воображение, активность, интерес к предмету;

развивать умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Образовательные (предметные):

знакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;

учить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;

учить обучающихся приемам и технике выжигания, росписи по дереву;

знакомить с видами декоративно-прикладного искусства;

формировать мотивацию к самостоятельной творческой деятельности;

учить работать с различными инструментами;

учить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами.

Ожидаемые результаты:

Таблица 1.2.1

Ожидаемые результаты


Стартовый уровень

Базовый уровень

Знать

Исторические сведения по художественной обработке материалов.

Виды декоративно-прикладного искусства.

Основы столярной ручной подготовки древесины к работе.

Строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины.

Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе.

Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ.

Знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками).

Технологию изготовления изделий.

Источники и носители информации.

Исторические сведения по художественной обработке материалов.

Виды декоративно-прикладного искусства.

Основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе.

Применение древесины в народном хозяйстве.

Строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины.

Иметь понятия о техническом рисунке, эскизе.

Знать организацию рабочего места, правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ.

Знать способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками).

Технологию изготовления изделий.

Источники и носители информации.

Уметь

Рационально организовывать рабочее пространство и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ.

Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами.

Изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам.

Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий.

Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины.

Рационально организовывать рабочее пространство и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ.

Владеть элементарными умениями, выполнять основные операции по обработке древесины ручными инструментами.

Изготавливать простейшие изделия из древесины по эскизам, техническим рисункам.

Осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий.

Владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины.

Самостоятельно разрабатывать эскиз работы.

Самостоятельно определять последовательность выполнения работы.

Самостоятельно определять необходимость выбора техник выжигания.

Владеть

Умением под контролем педагога выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения), выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы.

Средствами художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов)

Умением под контролем педагога реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания, самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю

Средствами художественной выразительности в создании художественного образа (ритм, фактура, колорит, соотношения частей, композиция, светотень, пропорциях предметов).

Навыком создания наброска по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов.

1.3. Содержание программы

«Пирография. Огненная кисть»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.1

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

10

5

5

викторина

1.1

Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте.

2

1

1

собеседование

1.2

Инструменты, приспособления для выполнения работ.

2

1

1

собеседование

1.3

Виды древесных пород. Физические свойства фанеры.

2

1

1

практикум

1.4

Электроинструменты, приспособления для выполнения работ.

2

1

1

практикум

1.5

Итоговое занятие-викторина "Художественная обработка древесины"

2

1

1

викторина

2

Выжигание по дереву

36

7

29

выставка

2.7

История возникновения выжигания по дереву. Способы выжигания.

2

1

1

практикум

2.8

Выжигание по контуру способом «точка»

6

1

5

практикум

2.9

Выжигание по контуру способом «полоска»

6

1

5

практикум

2.10

Глубокое выжигание. Просветы «чернение», «коричневление»

6

1

5

практикум

2.11

Выжигание штампом

4

1

3

практикум

2.12

Передача объема. Свет, тень, полутень

6

1

5

выставка работ

2.13

Индивидуальный творческий проект "Рождественская звезда"

6

1

5

выставка работ

3

Контурное выжигание и роспись по дереву

18

8

10

выставка

3.15

Материалы, используемые для росписи по древесине

2

1

1

практикум

3.16

Подготовка изделия из древесины к росписи

2

1

1

практикум

3.17

Приемы росписи

4

2

2

практикум

3.18

Промежуточная аттестация. Аукцион знаний «Искусство выжигания»

2

1

1

аукцион знаний

3.19

Ахроматические и хроматические цвета

2

1

1

практикум

3.20

Цветовой контраст в оформлении

2

1

1

практикум

3.21

Итоговый творческий проект по разделу «Контурное выжигание с элементами росписи»

4

1

3

выставка

презентация работы

4

Основы композиции

20

5

15

выставка

4.23

Основы художественной композиции

2

1

1

практикум

4.24

Равновесие в композиции

4

1

3

практикум

4.25

Понятие статики и динамики

4

1

3

практикум

4.26

Симметрия и асимметрия в композиции

4

1

3

практикум

4.27

Итоговый творческий проект по разделу "Основы композиции"

6

1

5

выставка

презентация работы

5

Орнамент в пирографии

18

4

14

презентация проекта

5.29

Виды орнамента

4

1

3

практикум

5.30

Ритм в орнаменте

4

1

3

практикум

5.31

Пропорция в орнаменте

4

1

3

практикум

5.32

Итоговый творческий проект по замыслу "Орнамент"

6

1

5

презентация проекта

6

Виды росписи в народных промыслах

18

4

14

выставка

6.34

Хохломская роспись

4

1

3

практикум

6.35

Городецкая роспись

4

1

3

практикум

6.36

Полхов-Майданская роспись

4

1

3

практикум

6.37

Итоговый творческий проект «Разделочная доска с росписью"

6

1

5

выставка

7

Индивидуальные творческие проекты по замыслу

24

6

18

выставка

7.39

Пасхальный сувенир

6

1

5

практикум

7.40

Промежуточная аттестация. Тестирование «В мире пирографии»

2

1

1

тестирование

7.41

Выбор темы проекта. Изучение литературы, наброски изделий.

2

1

1

собеседование

7.42

Технологический этап выполнения проекта (подготовка эскизов, создание шаблонов, подготовка деталей)

4

2

2

практикум

собеседование

7.43

Итоговый творческий проект "Мастера и мастерицы"

8

1

7

прктикум

7.44

Выставка "Мастера и мастерицы"

2

0

2

выставка


Итого:

144

39

105



Содержание учебного плана

1. Введение 1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. 1.2. Инструменты, приспособления для выполнения работ. 1.3. Виды древесных пород. Физические свойства фанеры. 1.4. Электроинструменты, приспособления для выполнения работ. 1.5. Итоговое занятие-викторина "Художественная обработка древесины" 2. Выжигание по дереву 2.1. История возникновения выжигания по дереву. Способы выжигания. 2.2. Выжигание по контуру способом «точка» 2.3. Выжигание по контуру способом «полоска» 2.4. Глубокое выжигание. Просветы «чернение», «коричневление» 2.5. Выжигание штампом 2.6. Передача объема. Свет, тень, полутень 2.7. Индивидуальный творческий проект "Рождественская звезда" 3. Контурное выжигание и роспись по дереву 3.1. Материалы, используемые для росписи по древесине 3.2. Подготовка изделия из древесины к росписи 3.3. Приемы росписи 3.4. Промежуточная аттестация. Аукцион знаний «Искусство выжигания» 3.5. Ахроматические и хроматические цвета 3.6. Цветовой контраст в оформлении 3.7. Итоговый творческий проект по разделу «Контурное выжигание с элементами росписи» 4. Основы композиции 4.1. Основы художественной композиции 4.2. Равновесие в композиции 4.3. Понятие статики и динамики 4.4. Симметрия и асимметрия в композиции 4.5. Итоговый творческий проект по разделу "Основы композиции" 5. Орнамент в пирографии 5.1. Виды орнамента 5.2. Ритм в орнаменте 5.3. Пропорция в орнаменте 5.4. Итоговый творческий проект по замыслу "Орнамент" 6. Виды росписи в народных промыслах 6.1. Хохломская роспись 6.2. Городецкая роспись 6.3. Полхов-Майданская роспись 6.4. Итоговый творческий проект «Разделочная доска с росписью" 7. Индивидуальные творческие проекты по замыслу 7.1. Пасхальный сувенир 7.2. Промежуточная аттестация. Тестирование «В мире пирографии» 7.3. Выбор темы проекта. Изучение литературы, наброски изделий. 7.4. Технологический этап выполнения проекта (подготовка эскизов, создание шаблонов, подготовка деталей) 7.5. Итоговый творческий проект "Мастера и мастерицы" 7.6. Выставка "Мастера и мастерицы"

Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

Таблица 1.3.2

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

10

5

5

викторина

1.1

Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте.

2

1

1

собеседование

1.2

Инструменты, приспособления для выполнения работ.

2

1

1

собеседование

1.3

История возникновения промыслов по дереву. Классификация изделий

2

1

1

опрос

практикум

1.4

Свойства древесины ее обработка и отделка

2

1

1

опрос

практикум

1.5

Итоговое занятие-викторина "Художественная обработка древесины"

2

1

1

викторина

2

Выжигание по дереву

54

8

46

презентация проекта

2.7

Домашние животные. Передача объема.

6

1

5

практикум

2.8

Дикие животные. Передача объема.

6

1

5

практикум

2.9

Мир насекомых. Ахроматические и хроматические варианты росписи

8

1

7

практикум

2.10

Царство растений. Выжигание и роспись.

8

1

7

практикум

2.11

Архитектура и пейзаж. Эскиз по выбору.

6

1

5

практикум

2.12

Что такое натюрморт. Разработка собственного эскиза натюрморта.

2

1

1

практикум

2.13

Натюрморт с использованием чернения, коричневления.

6

1

5

практикум

2.14

Промежуточная аттестация. Тестирование "Приемы выжигания и росписи"

2

0

2

тестирование

2.15

Творческая мастерская "Как оформить новогодний подарок с помощью пирографии"

2

0

2

выставка работ

2.16

Индивидуальный творческий проект "Рождественская звезда"

8

1

7

презентация проекта

3

Орнамент

16

2

14

презентация работ

3.18

Орнамент в пирографии. Разработка собственного эскиза в квадрате, в круге, в полосе.

4

1

3

практикум

3.19

Создание коллекции эталонов-образцов по теме "Орнамент"

4

0

4

практикум

3.20

Изготовление рамки для фотографии с использование орнамента

8

1

7

презентация работы

4

Сувениры своими руками

46

7

39

выставка работ

4.22

Индивидуальный проект "Подарок для защитника Отечества". Разработка эскиза.

2

1

1

практикум

4.23

Индивидуальный проект "Подарок для защитника Отечества". Выжигание, роспись.

6

0

6

практикум

4.24

Индивидуальный проект "Мамин день". Разработка эскиза.

2

1

1

практикум

4.25

Индивидуальный проект "Мамин день". Выжигание, роспись.

6

0

6

практикум

4.26

Коллективная работа "Пожарная ярмарка". Деревянный пазл "Покорители огня"

10

2

8

практикум

4.27

От идем до изделия. Подготовка работ к конкурсу "Сибириада"

10

2

8

практикум

4.28

Пасхальный сувенир

8

1

7

практикум

4.29

Итоговая аттестация. Выставка работ "Волшебный мир пирографии"

2

0

2

выставка работ

5

Итоговый проект по замыслу

18

3

15

презентация

5.31

Выбор темы проекта. Изучение литературы, создание эскиза.

2

1

1

практикум

5.32

Технологический этап выполнения проекта (создание шаблонов, подготовка деталей)

4

1

3

практикум

5.33

Выполнение итогового проекта по замыслу

8

0

8

практикум

5.34

Презентация итогового проекта

2

1

1

презентация

5.35

Выставка "Мастера и мастерицы"

2

0

2

выставка


Итого:

144

25

119



Содержание учебного плана

1. Введение 1.1. Вводное занятие. Охрана труда на рабочем месте. 1.2. Инструменты, приспособления для выполнения работ. 1.3. История возникновения промыслов по дереву. Классификация изделий 1.4. Свойства древесины ее обработка и отделка 1.5. Итоговое занятие-викторина "Художественная обработка древесины" 2. Выжигание по дереву 2.1. Домашние животные. Передача объема. 2.2. Дикие животные. Передача объема. 2.3. Мир насекомых. Ахроматические и хроматические варианты росписи 2.4. Царство растений. Выжигание и роспись. 2.5. Архитектура и пейзаж. Эскиз по выбору. 2.6. Что такое натюрморт. Разработка собственного эскиза натюрморта. 2.7. Натюрморт с использованием чернения, коричневления. 2.8. Промежуточная аттестация. Тестирование "Приемы выжигания и росписи" 2.9. Творческая мастерская "Как оформить новогодний подарок с помощью пирографии" 2.10. Индивидуальный творческий проект "Рождественская звезда" 3. Орнамент 3.1. Орнамент в пирографии. Разработка собственного эскиза в квадрате, в круге, в полосе. 3.2. Создание коллекции эталонов-образцов по теме "Орнамент" 3.3. Изготовление рамки для фотографии с использование орнамента 4. Сувениры своими руками 4.1. Индивидуальный проект "Подарок для защитника Отечества". Разработка эскиза. 4.2. Индивидуальный проект "Подарок для защитника Отечества". Выжигание, роспись. 4.3. Индивидуальный проект "Мамин день". Разработка эскиза. 4.4. Индивидуальный проект "Мамин день". Выжигание, роспись. 4.5. Коллективная работа "Пожарная ярмарка". Деревянный пазл "Покорители огня" 4.6. От идем до изделия. Подготовка работ к конкурсу "Сибириада" 4.7. Пасхальный сувенир 4.8. Итоговая аттестация. Выставка работ "Волшебный мир пирографии" 5. Итоговый проект по замыслу 5.1. Выбор темы проекта. Изучение литературы, создание эскиза. 5.2. Технологический этап выполнения проекта (создание шаблонов, подготовка деталей) 5.3. Выполнение итогового проекта по замыслу 5.4. Презентация итогового проекта 5.5. Выставка "Мастера и мастерицы"

2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график

Таблица 2.1.1

Календарный учебный график

Позиции

Заполнить с учетом срока реализации ДООП

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул

01.01.2021 - 08.01.2021

Даты начала и окончания учебного года

15.09.2020 - 31.05.2021

Сроки промежуточной аттестации

15.12.2020 - 25.12.2020

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

20.04.2021 - 20.05.2021


2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1

Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

Отдельный кабинет c доступом в сеть Интернет, оборудованный ПК, принтером

Электровыжигатели (12 шт.)

Коловорот с набором сверл

Надфили и напильники

Вспомогательный ручной инструмент

Фанера 3-х слойная, 5-и слойная

Лак ПФ-283

Клей ПВА

Наждачная бумага (мелко- и крупнорезная)

Кисточки для лака (мелкие и средние)

Гуашь, акварельная краска

Простые карандаши

Кисточки для гуаши, акварели

Бумага копировальная

Бумага для шаблонов, эскизов

Калька

Информационное обеспечение

Интернет-ресурсы

Кадровое обеспечение

Педагог первой или высшей категории с опытом работы в данном направлении.


2.3. Формы аттестации Формами аттестации являются:

тестирование

опрос

выставка

презентация

собеседование

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1

Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

Разрабатываются ПДО самостоятельно

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

вопросы аукциона знаний «Искусство выжигания»

тест "В мире пирографии"

перечень вопросов к собеседованию, опросу


2.5. Методические материалы Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Выставка

Защита проекта

Презентация

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

Раздаточные материалы

Инструкции

Технологические карты

Образцы изделий

Эскизы


2.6. Список литературы

Агопов К. «Художественное выпиливание и выжигание» - Ташкент.: «Укитувчи», 1988 г. 48 с.

Зиновьев Н.П. «Деревянное рукоделие» - Новосибирск, 1889 г. 30 стр.

Мартенссон А. «Начинаем мастерить из древесины» - Москва: «Просвещение», 1979 г. 62 с.

Панченко В.В.. "Выжигание по дереву" - Москва: Феникс, 2006 г. 224 с.

Рихвик Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - Москва: Просвещение, 1984 г. 154 с.

Якобсон В.М. «Русский сувенир» - Москва: «Малыш», 1981 г. 28 с.

20

Дата проведения:  7 июля 
Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 03.07.20 в 07:32 1Ответить Пожаловаться
Марина Николаевна, я верно поняла, что 7 июля - время начала реализации представленной программы?
Желаю классного летнего отдыха-образования Вам и детворе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.