12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Индира Саитова297
Пока в глазах своих мальчишек я вижу интерес - я буду работать в школе.
Россия, Архангельская обл., г. Мирный
Материал размещён в группе «Вторая жизнь дерева»
1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесная скульптура» Направленность – художественная (художественная обработка материалов)




Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
















Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа


«Лесная скульптура»

Направленность – художественная

(художественная обработка материалов)



Возраст 13-18 лет








Программа рассчитана на 68 часов

Разработала: учитель технологии Саитова И.А.











Мирный
2020

Пояснительная записка.


Настоящая программа разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:

Федеральным законом от 29.122012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 № 1726-р;

Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 № 196).

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242­;

Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической

реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей от 29.03.2016 года № ВК- 641/09;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189).

СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);

Программа модифицирована.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения, носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – общекультурный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые все шире используются в системе школьного и дополнительного образования.

Программа разработана для занятий с обучающимися во второй половине дня, в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию природы и природных материалов, культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду, бережного отношения к природе.

Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание школьников. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;

ценностного отношения к природе, окружающей среде;

ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

формирование информационной грамотности современного школьника;

развитие коммуникативной компетентности;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Системно-деятельностный и личностный подходы в обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.


Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности. Программа рассчитана не только на благополучных детей, но и на работу с детьми с ограниченными возможностями. Их объединяет одно – желание научиться делать что-либо полезное для себя и своих близких. Каждому ребенку дается возможность попробовать свои силы в работе с природным материалом и древесиной. Опыт нескольких лет работы показал, что данный вид деятельности очень востребован детьми. Это очень увлекательное занятие, которое дает возможность раскрыть свои творческие способности, самовыразиться, пережить ситуацию успеха даже тем обучающимся, кто не успешен в условиях общеобразовательной школы. Практическая значимость и педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем: в процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности: конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др. Дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий; приобретают навыки исследовательской деятельности, учатся рационально использовать свободное время; опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены технологии художественной обработки древесного материала, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы– сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с древесным материалом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Данная образовательная программа модифицирована, внесены свои разделы с учетом интересов детей, с учетом их интересов, возможностей и возрастных особенностей. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно- прикладном творчестве.


Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы:

Обучающие

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных изделий и предметов быта;

Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

Освоить применение различных материалов;

Научить работать различными инструментами, приспособлениями;


Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности обучающихся;

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

Развить способность видеть в материале основное назначение и умение применить имеющиеся навыки в изготовлении изделий;

Развивать фантазию, воображение, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;


Воспитывающие:

Прививать любовь к природе родного края;

Пробуждать интерес к прикладному творчеству и к новым, современным направлениям в обработке материалов;

Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

Сформировать навыки работы в творческом направлении, учиться мыслить в пространстве с учётом художественного и образного мышления.


Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение широкого спектра знаний по художественной обработке древесины и подробным изучением основных приёмов выполнения обработки древесины.

Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений смогут применить новые знания при изготовлении украшений интерьера. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к изделиям народно-художественных промыслов России, а именно промыслов Русского Севера, а также упрощена и стилизована в предметы быта, которые обучающиеся могут изготавливать самостоятельно и украшать быт своего дома. Всё это достигается лично каждым обучающимся через новое восприятие природного прикладного материала.


В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 13-18 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для обучающихся среднего, так и для старшего звена.


Срок реализации программы - 1 год.


Режим занятий:

Обучение рассчитано на детей 13-18 лет, 68 часов в год (2 часа в неделю).


Форма занятий:

Беседы.

Объяснения

Рассказы

Практические работы

Выставки

Творческие отчеты


Оснащение занятий

Для выполнения работ обучающийся должен иметь:

Карандаш

Линейка

Ластик

Ручка

Циркуль

Альбом

Калька

Краски

Палитра

Кисти

Копировальная бумага


Лобзик

Полотна для лобзика

Наждачная бумага

Картон

Ножницы

Клей ПВА

Канцелярский нож





Методы обучения

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

Практические: практические занятия;

Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

Эвристический: продумывание будущей работы.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы.

Выставки детского творчества.

Промежуточная аттестация.

Участие обучающихся в выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.



Содержание программы

Раздел «Основы материаловедения»

Вводное занятие. Охрана труда и правила техники безопасности при производстве художественных изделий. Основы материаловедения.

Рабочее место и гигиена труда. Инструктаж по ТБ. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в учебной мастерской. Организация теоретической и практической частей при проведении занятий.

Раздел содержит краткую характеристику деревьев и кустарников средней полосы европейской части РФ и Севера России, их древесины, корней и плодов — исходного материала для создания лесной скульптуры. Организация поиска материалов, требуемые инструменты и приспособления для обработки отжившего дерева.

Древесина как природный конструкционный материал, ее строение, свойства и области применения. Виды древесины, материалов из неё, свойства, области применения. Заготовка материала. Хранение, сушка, снятие коры.

Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; Основные понятия материаловедения: лесоматериалы, пиломатериалы, древесные материалы (ДСП, ДВП, фанера, шпон), отделочные материалы и клеи.

Основные свойства материалов; характеристика инструментов и приспособлений. Применение, особенности. Правила безопасной работы инструментом.

Художественная обработка древесины как основной элемент народного творчества. Народные художественные промыслы России. Лесное богатство Русского Севера.

Особенности работы, использование вспомогательных приспособлений. Технология последовательного выполнения операций по отделке работ.

Раздел «Художественная обработка изделий из древесины»

Цели и задачи художественной обработки древесины. Технология создания композиции с использованием изученных технологий. Основы композиции. Основные принципы композиции, форма и конструкция изделия.

Выбор материала для изделия. Рациональное использование природного древесного материала. Определение нужного материала. Способность ассоциативного видения в природном материале. Динамика движений человека, животного, птицы, их силуэты, характерные черты. Поиски материала - Случайный и Целенаправленный. Умение использовать дар леса - обработка и доработка находки в зависимости от ее особенностей и целенаправленный имеющийся образ с доработкой деталей. Ценный природный материал - неестественные утолщения, узлы неожиданных поворотов роста древесины, наросты, искривления, зажившие раны.

Корнепластика - богатый запас материала для творчества. Капы, наросты, сувели – драгоценный материал. Ответственность человека перед природой при заготовке материалов.

Декоративно-прикладное искусство. Материалы. Отделка.

Итоговая аттестация в рамках выполнения творческой работы.

Творческие работы. Выставка творческих работ.


Характеристика планируемых результатов обучения

В результате прохождения данной программы обучающиеся получат возможность знать и понимать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

экологические свойства материалов;

принцип подбора инструмента - по назначению и по свойствам материалов;

иметь понятие о конструировании с «подсказкой от природы»;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, лакирование, полирование;

основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева;

основные принципы декоративного оформления изделий;

технологический процесс изготовления изделий и их декорирование;

Обучающиеся получат возможность научиться:


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

познавательный интерес к новым способам технологий и материалов;

адекватное понимание причин успешности/неуспешности в творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни и для личного роста;

выраженной познавательной мотивации;

устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в работе;

адекватно воспринимать оценку учителя;

различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу;

самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению;

соблюдать корректность в высказываниях;

задавать вопросы по существу;

контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

организовывать рабочее место и соблюдать правила Техники безопасности;

уметь распознавать породы древесины, их свойства и пороки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по качеству материала;

выполнять простейшие отделочные операции;

производить отделку изделий с учётом дизайна;

самостоятельно разрабатывать композиции из природного материала и выполнять их;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

рационально использовать лесные ресурсы, изготавливая из природного материала различные изделия.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, а также своего жилища;


Итогом года обучения является выставка творческих работ и оформление стендов в учебной мастерской, участие в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства.


Условия реализации программы.

Направление работы в данном виде деятельности обучающихся в большой степени зависит от материальной базы школы.

В школе имеется кабинет, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

Для воплощения творческих идей обучающимся, занимающимся на занятиях декоративно-прикладного творчества, требуется большое количество разных материалов: древесина, природные древесные материалы, лобзик, полотна для лобзика, наждачная бумага, краски, кисти, лак и др.



УМК для учителя:

Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2013.

Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество:: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – 3-е изд. М. : Просвещение, 2011.

Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978

Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997

Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеринбург, 1995.

Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Яковлева К.Г. Лесная скульптура. – М.: Лесная промышленность, 1988.

УМК для обучающихся

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

4. Федотов Г.Я. Дарите людям красоту: Из практики нар. худож. ремесел. Кн. для учащихся ст.классов. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с., ил.

5. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

6. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

7. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.




Программу разработала:

Саитова И.А., учитель технологии МКОУ СОШ № 4,

высшая квалификационная категория по должности "учитель"


Календарно-тематический план

1 год обучения 68 часов


темы

Тема занятия

Количество часов

Дата

Всего

Теория

Практ/

работа

Раздел «Основы материаловедения»


1

Вводное занятие. Охрана труда и правила техники безопасности

1

1



2

Строение и основные свойства дерева и древесины

1

1



3

Пороки дерева и древесины

2

1

1


4

Породы деревьев

2

1

1


5

Наш соавтор - природа

1

1



6

Практические советы по сбору материала.

1

1



7

Сбор природного материала (осенний период)


4




4


8

Первичная обработка природного материала

4


4


9

Организация рабочего места в мастерской

1

1



10

Правила и техника выполнения декоративных работ

1


1


Раздел «Художественная обработка изделий из древесины»

11

Общие сведения и основные приемы работы с природным материалом.

Коллаж из растительного сырья. Творческая работа

4

1

3


12

Коллаж из минерального сырья. Творческая работа

4

1

3


13

Творческая работа из природного материала.

4



4


14

Материалы для обработки древесины.

1

1



15

Инструменты для художественной обработки древесины.

1

1



16

Корнепластика – дар природы (работа по замыслу)

6

1

5


17

Лесная скульптура (работа по замыслу)

6

1

5


18

Анималистические образы (работа по замыслу)

4

1

3


19

Природная пластика - образ человека

4

1

3


20

Лесная миниатюра.

4

1

3


21

Декоративно-прикладные работы.

4


4


22

Промежуточная аттестация. Творческая работа.

2

1

1


23

Сбор природного материала (весенний период)

4


4


24

Выставка работ.

2


2









Всего

68

17

51




Опубликовано в группе «Вторая жизнь дерева»


Комментарии (1)

Индира Саитова, 16.11.20 в 22:11 0 Ответить Пожаловаться
ЛЕСНАЯ СКУЛЬПТУРА - это законченная и сотворённая природой работа. Это и интересный закрученный ствол можжевельника, и причудливая старая ветка берёзы, и крневище поваленной ветром сосны.... Цвет работы образуется сам собой, когда древесина пролежит под дождем и солнцем.
Вот так, в тематике «Природа и творчество» я раскрываю перед детьми направление «Лесная скульптура». Тематику работ, их образ подсказывает природа. Лесная скульптура уникальна и неповторима, потому что в основе ее - причудливая пластика дерева, разнообразные природные формы. А наша задача на занятиях - наилучшим образом «раскрыть» их, и в декоративно-прикладных изделиях показать всю красоту внутреннего рисунка дерева - его текстуру. Здесь природа и воображение ребят творят чудеса...
Давать вторую жизнь отжившим растениям, превращая их в изделия, - увлекательное занятие. Оно по душе и мне, и моим ученикам.

Совушка (материал спилы ветки ели)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.