Дополнительная программа естественнонаучной направленности «Олимпиадная математика» (5–6 классы)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Олимпиадная математика»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Мукминова Ю.Н.
Аннотация к дополнительной программе «Олимпиадная математика»
Данная программа составлена для работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению математики. В неё включены вопросы, которые не изучаются по обычной программе, но являются важными для развития логического мышления учащихся. Данная программа направлена на оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по отдельным темам курса математики.
Направленность программы - естественно-научная. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Новизна данной программы заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем, а так же включено решение задач повышенной трудности.
Актуальность курса «Олимпиадная математика» состоит в необходимости реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Характерной особенностью организации работы с одарёнными детьми по данной программе является использование и реализация принципов развивающего обучения, создание условий для дифференциации обучения, упор на использование таких методов обучения как, проблемный, исследовательский включение учащихся в проектную деятельность. Формы контроля следующие: самостоятельная подготовка к семинарам, подготовка рефератов, проектов по некоторым темам.
Возраст детей: 13-16 лет
Режим занятий 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 144 часа занятий в год обучения.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы рассчитан на 2 года обучения. Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ.
Рабочая программа включает следующие разделы:
титульный лист;
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
календарно-тематическое планирование.
Пояснительная записка
Данная программа составлена для работы с учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению математики. В неё включены вопросы, которые не изучаются по обычной программе, но являются важными для развития логического мышления учащихся. Данная программа направлена на оказание обучающимся квалифицированной помощи в расширении, углублении, систематизации и обобщении их знаний по отдельным темам курса математики.
Программа по работе с одаренными детьми составлена на основе примерных требований к программам дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.06 №06-1844, федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минобразования России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным и общеобразовательным программам», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Помимо прочего курс поможет в подготовке к профессиональному самоопределению и самореализации в области математики, а также направлен на способствование повышения мотивации саморазвития.
Необходимость усиления математической подготовки также подтверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506-р о «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» и Приказом Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. № 265 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р».
Направленность программы - естественнонаучная. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Новизна данной программы заключается в том, что на занятиях происходит знакомство учащихся с категориями математических задач, не связанных непосредственно со школьной программой, с новыми методами рассуждений, так необходимыми для успешного решения учебных и жизненных проблем, а так же включено решение задач повышенной трудности.
Актуальность курса «Олимпиадная математика» состоит в необходимости реализации индивидуальных образовательных запросов, удовлетворения познавательных потребностей.
Межпредметные связи. Развитие математических способностей помогает ребенку в профессиональной ориентации. Неоценимое практическое прикладное значение математических знаний тесно связано с такими предметами как физика, информатика, химия, биология, география, технология и другие.
Педагогическая целесообразность введения данного курса состоит в том, что его содержание и формы организации помогут учащимся через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят им возможность работать на уровне повышенных возможностей.
Работа по этой программе направлена на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, обучения в профильном физическом классе и классах с углубленным изучением математики;
интеллектуальное развитие; формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи:
изучение различных систем счисления, знакомство с принципами работы ЭВМ, применение разложения числа по разрядам к решению логических задач и задач на доказательство;
изучение функций, содержащих знак модуля, кусочно-заданных функций и их графиков, использование функций и их графиков для описания процессов реальной жизни;
изучение тождественных преобразований и применение преобразований при доказательстве тождеств, решении уравнений, систем уравнений, решении текстовых задач;
решение логических задач.
Характерной особенностью организации работы с одарёнными детьми по данной программе является использование и реализация принципов развивающего обучения, создание условий для дифференциации обучения, упор на использование таких методов обучения как, проблемный, исследовательский включение учащихся в проектную деятельность. Формы контроля следующие: самостоятельная подготовка к семинарам, подготовка рефератов, проектов по некоторым темам.
Возраст детей: 11-12 лет
Режим занятий: 4 часа в неделю. Программа рассчитана на 144 часа занятий.
Срок реализации дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения. Программой предусмотрено проведение 2 контрольных работ.
Планируемые результаты освоения курса «Олимпиадная математика»
Личностными результатами изучения курса «Олимпиадная математика» являются формирование следующих умений и качеств:
независимость и кретивность мышления;
воля и настойчивость в достижении цели;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;
инициатива, находчивость, активность при решении математической задачи;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности.
Метапредметным результатом изучения специального курса «Наглядная геометрия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать математические модели;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
вычитывать все уровни текстовой информации;
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания;
использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории
Предметным результатом изучения курса в первый год обучения «Олимпиадная математика» является сформированность следующих умений:
знание различных систем счисления и умение выполнять действия в этих системах;
выполнять тождественные преобразования, решать уравнения содержащие знак модуля и параметр;
знание всех формул сокращенного умножения и применение при упрощении выражений;
умение строить графики линейных функций, содержащие модули;
умение решать задачи на проценты, комбинированные задачи с использованием комбинаторики;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
устанавливать математическую связь природных явлений, шедевров искусства с формулами геометрии;
создавать красоту математических линий.
Результатом изучения курса во второй год обучения «Олимпиадная математика» является сформированность следующих умений:
В результате изучения курса учащийся должен знать:
решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
алгоритмы решения задач;
основные определения и свойства отношений, пропорций;
решение задач с помощью систем уравнений;
решение задач на процентное соотношение величин.
В результате изучения курса учащийся должен уметь:
составить уравнения к текстам задач;
комментировать ход решения задачи, составлять задачи, решаемые с помощью уравнений и систем уравнений;
решать текстовые задачи методом уравнений и систем уравнений;
составлять и решать пропорции, решать задачи на проценты, отношения;
владеть основными алгебраическими приемами и методами и применять их при решении задач;
проводить полные обоснования при решении задач.
Ожидаемые результаты:
Умение логически рассуждать при решении задач
Формирование интереса к творческому процессу
Умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач
Прекрасный мир математики постепенно пойдет навстречу, начнет открывать свои тайны, многие ребята, возможно, полюбят математику на всю жизнь, а полученные знания и приобретенные навыки помогут им в выборе профессии.
Успешная сдача экзамена по математике, а также умение объективно оценить уровень своих знаний.
Форма подведения итогов:
Всероссийская олимпиада школьников.
Всероссийская интеллектуальная игра «Кенгуру».
Всероссийские дистанционные олимпиады.
Результаты участия в школьной научно-практической конференции.
Результаты участия в математической школе «Авангард».
Итоговая контрольная работа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 6 муниципального образования г. Ноябрьск, в форме контрольной работы.
Образовательная программа «Олимпиадная математика» считается усвоенной учеником, если он положительно выполнил все виды промежуточного контроля базового уровня, итоговый тест или итоговую контрольную работу, посетил не менее 80% занятий.
Содержание курса «Олимпиадная математика»
Первый год обучения.
Тема 1: Логика и смекалка (14 часов).
Логические таблицы. Задачи о лгунах и рыцарях. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на переливание, геометрические интерпретации. Математические ребусы. Логические задачи.
Тема 2: Системы счисления (8 часов).
Цифры и числа. Цифровые задачи. Десятичная запись натурального числа. Инварианты.
Тема 3: Графы (22 часа).
Графы. Деревья и циклы. Пути, циклы, связность. Степени вершин. Уникурсальные графы. Теорема Эйлера. Степени вершин. Задачи, решаемые с помощью графов. Планарные графы. Раскраски. Решение задач на графы.
Тема 4: Принцип Дирихле (8 часов).
Принцип Дирихле. Принцип Дирихле и графы. Решение задач на использование принципа Дирихле.
Тема 5: Игровые задачи (20 часов).
Игровые задачи. Игра НИМ. Игра Баше. Опыт с листом Мебиуса и пластилином. Математические игры с числами, с камнями. Математические игры на клетчатой бумаге. Математическая раскраска. Задачи со спичками. Решение игровых задач.
Тема 6: Делимость чисел (22 часа).
Делимость чисел. Деление с остатком. Признаки делимости. Решение задач теории чисел по теме «модуль».
Тема 7: Текстовые задачи (24 часа).
Задачи на проценты. Задачи на проценты с экономическим содержанием. Текстовые (сюжетные) задачи. Текстовые задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи с алгеброй и без нее. Решение задач на переливания. Текстовые задачи на движение. Решение задач, связанных со временем.
Тема 8: Геометрические задачи (16 часов).
Геометрические задачи (олимпиадного характера). Равенство треугольников. Построение при помощи циркуля и линейки. Геометрические сравнения.
Тема 9: Комбинаторика (10 часов).
Перебор вариантов. Правило произведения. Разные комбинаторные задачи.
Содержание курса «Олимпиадная математика»
Второй год обучения.
Тема 1: Арифметика (26 часов).
Десятичная система счисления. Арифметические действия. Ребусы. Четность. Делимость. Признаки делимости. Простые числа. Основная теорема арифметики. Деление с остатком.
Тема 2: Решение логических задач (44 часа).
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов; табличный способ. Круги Эйлера. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание.
Тема 3: Текстовые задачи (36 часов).
Текстовые задачи, решаемые с конца. Решение нестандартных задач. Задачи на движение. Задачи на части. Задачи на проценты.
Тема 4: Геометрические задачи (36 часов).
Историческая справка. Архимед. Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. Решение задач на площадь. Геометрические задачи (разрезания). Решение геометрических задач путем разрезания на части.
Тема 5: Математические головоломки (26 часов).
Математические ребусы. Принцип Дирихле.
Тема 6: Решение олимпиадных задач (28 часов).
Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной сложности. Решение задач с конкурса «Кенгуру».
Тема 7: Комбинаторика (18 часов).
Перебор вариантов. Правило произведения. Разные комбинаторные задачи.
Тематическое планирование курса «Олимпиадная математика»
Первый год обучения – 144 часа.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Реализация воспитательного потенциала |
Самостоятельные работы | ||||
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 | Тема 1: Логика и смекалка. Логические таблицы. Задачи о лгунах и рыцарях. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на переливание, геометрические интерпретации. Математические ребусы. Логические задачи. | 14 2 2 2 2 2 2 2 | 4 | Доверительное отношение между учителем и учениками. Правила общения с учителями, сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Обсуждение ценностных аспектов социально значимой информации изучаемого материала. Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Тексты для чтения, задачи нравственного воспитания для решения проблемных ситуаций. Интерактивные формы работы: интеллектуальная игра, дидактические игры, дискуссии, групповая работа, работа в парах. Наставничество обучающихся. Индивидуальные и групповые исследовательские проекты. |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 | Тема 2: Системы счисления. Цифры и числа. Цифровые задачи. Десятичная запись натурального числа. Инварианты. | 8 2 2 2 2 | 1 | |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 | Тема 3: Графы. Графы. Деревья и циклы. Пути, циклы, связность. Степени вершин. Уникурсальные графы. Теорема Эйлера. Задачи, решаемые с помощью графов. Планарные графы. Раскраски. Решение задач на графы. | 22 2 2 2 2 2 2 4 2 2 2 | 4 | |
4. 4.1 4.2 4.3 | Тема 4: Принцип Дирихле. Принцип Дирихле. Принцип Дирихле и графы. Решение задач на использование принципа Дирихле. | 8 2 2 4 | 1 | |
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 5.7 5.8 5.9 | Тема 5: Игровые задачи. Игровые задачи. Игра НИМ. Игра Баше. Опыт с листом Мебиуса и пластилином. Математические игры с числами, с камнями. Математические игры на клетчатой бумаге. Математическая раскраска. Задачи со спичками. Решение игровых задач. | 20 2 2 2 2 2 2 2 2 4 | 4 | |
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 | Тема 6: Делимость чисел. Делимость чисел. Деление с остатком. Признаки делимости. Решение задач теории чисел по теме «модуль». | 22 6 6 6 4 | 6 | |
7. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 7.8 | Тема 7: Текстовые задачи. Задачи на проценты. Задачи на проценты с экономическим содержанием. Текстовые (сюжетные) задачи. Текстовые задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи с алгеброй и без нее. Решение задач на переливания. Текстовые задачи на движение. Решение задач, связанных со временем. | 26 4 4 2 2 2 4 4 4 | 7 | |
8. 8.1 8.2 8.3 8.4 | Тема 8: Геометрические задачи. Геометрические задачи (олимпиадного характера). Равенство треугольников. Построение при помощи циркуля и линейки. Геометрические сравнения. | 16 8 4 2 2 | 2 | |
9. 9.1 9.2 9.3 9.4 | Тема 9: Комбинаторика. Перебор вариантов. Правило произведения. Разные комбинаторные задачи. Итоговая контрольная работа. | 8 2 1 4 1 | 2 | |
| Итого | 144 | 24 | |
Тематическое планирование курса «Олимпиадная математика»
Второй год обучения – 180 часов.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | Реализация воспитательного потенциала |
Самостоятельные работы | ||||
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 | Тема 1: Арифметика Десятичная система счисления. Арифметические действия. Ребусы. Четность. Делимость. Признаки делимости. Простые числа. Основная теорема арифметики. Деление с остатком. | 26 2 2 2 4 8 2 2 4 | 4 | Доверительное отношение между учителем и учениками. Правила общения с учителями, сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Обсуждение ценностных аспектов социально значимой информации изучаемого материала. Демонстрация примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности. Тексты для чтения, задачи нравственного воспитания для решения проблемных ситуаций. Интерактивные формы работы: интеллектуальная игра, дидактические игры, дискуссии, групповая работа, работа в парах. Наставничество обучающихся. Индивидуальные и групповые исследовательские проекты. |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Тема 2: Решение логических задач. Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. Круги Эйлера. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание. | 44 8 8 8 10 10 | 14 | |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Тема 3: Текстовые задачи. Текстовые задачи, решаемые с конца. Решение нестандартных задач. Задачи на движение. Задачи на части. Задачи на проценты. | 36 8 8 8 4 8 | 8 | |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 | Тема 4: Геометрические задачи. Историческая справка. Архимед. Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. Решение задач на площадь. Геометрические задачи (разрезания). Решение геометрических задач путем разрезания на части. | 36 2 6 4 6 6 6 6 | 8 | |
5. 5.1 5.2 5.3 | Тема 5: Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных задач. Задачи повышенной сложности. Решение задач с конкурса «Кенгуру». | 20 10 6 4 | 4 | |
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 | Тема 6: Комбинаторика. Перебор вариантов. Правило произведения. Принцип Дирихле. Разные комбинаторные задачи. Итоговая контрольная работа. | 18 4 4 4 4 2 | 2 | |
| Итого | 180 | 24 | |
Календарно-тематическое планирование курса «Олимпиадная математика»
Первый год обучения
№ п/п | Тема урока | Дата | ||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||
Тема 1: Логика и смекалка. Количество часов - 14. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Логические таблицы. | | | | | ||||||||||
Логические таблицы. | | | | | ||||||||||
Задачи о лгунах и рыцарях. | | | | | ||||||||||
Задачи о лгунах и рыцарях. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливание. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливание. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливание, геометрические интерпретации. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливание, геометрические интерпретации. | | | | | ||||||||||
Математические ребусы. | | | | | ||||||||||
Математические ребусы. | | | | | ||||||||||
Логические задачи | | | | | ||||||||||
Логические задачи | | | | | ||||||||||
Тема 2: Системы счисления. Количество часов – 8. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Цифры и числа. | | | | | ||||||||||
Цифры и числа. | | | | | ||||||||||
Цифровые задачи. | | | | | ||||||||||
Цифровые задачи. | | | | | ||||||||||
Десятичная запись натурального числа. | | | | | ||||||||||
Десятичная запись натурального числа. | | | | | ||||||||||
Инварианты. | | | | | ||||||||||
Инварианты. | | | | | ||||||||||
Тема 3: Графы. Количество часов - 24. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Графы. | | | | | ||||||||||
Графы. | | | | | ||||||||||
Деревья и циклы. | | | | | ||||||||||
Деревья и циклы. | | | | | ||||||||||
Пути, циклы, связность. | | | | | ||||||||||
Пути, циклы, связность. | | | | | ||||||||||
Степени вершин. | | | | | ||||||||||
Степени вершин. | | | | | ||||||||||
Уникурсальные графы. | | | | | ||||||||||
Уникурсальные графы. | | | | | ||||||||||
Теорема Эйлера. | | | | | ||||||||||
Теорема Эйлера. | | | | | ||||||||||
Задачи, решаемые с помощью графов. | | | | | ||||||||||
Задачи, решаемые с помощью графов. | | | | | ||||||||||
Задачи, решаемые с помощью графов. | | | | | ||||||||||
Задачи, решаемые с помощью графов. | | | | | ||||||||||
Планарные графы. | | | | | ||||||||||
Планарные графы. | | | | | ||||||||||
Раскраски. | | | | | ||||||||||
Раскраски. | | | | | ||||||||||
Решение задач на графы. | | | | | ||||||||||
Решение задач на графы. | | | | | ||||||||||
Тема 4: Принцип Дирихле. Количество часов - 8. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Принцип Дирихле. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле и графы. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле и графы. | | | | | ||||||||||
Решение задач на использование принципа Дирихле. | | | | | ||||||||||
Решение задач на использование принципа Дирихле. | | | | | ||||||||||
Решение задач на использование принципа Дирихле. | | | | | ||||||||||
Решение задач на использование принципа Дирихле. | | | | | ||||||||||
Тема 5: Игровые задачи. Количество часов - 20. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Игровые задачи. | | | | | ||||||||||
Игровые задачи. | | | | | ||||||||||
Игра НИМ. | | | | | ||||||||||
Игра НИМ. | | | | | ||||||||||
Игра Баше. | | | | | ||||||||||
Игра Баше. | | | | | ||||||||||
Опыт с листом Мебиуса и пластилином. | | | | | ||||||||||
Опыт с листом Мебиуса и пластилином. | | | | | ||||||||||
Математические игры с числами, с камнями. | | | | | ||||||||||
Математические игры с числами, с камнями. | | | | | ||||||||||
Математические игры на клетчатой бумаге. | | | | | ||||||||||
Математические игры на клетчатой бумаге. | | | | | ||||||||||
Математическая раскраска. | | | | | ||||||||||
Математическая раскраска. | | | | | ||||||||||
Задачи со спичками. | | | | | ||||||||||
Задачи со спичками. | | | | | ||||||||||
Решение игровых задач. | | | | | ||||||||||
Решение игровых задач. | | | | | ||||||||||
Решение игровых задач. | | | | | ||||||||||
Решение игровых задач. | | | | | ||||||||||
Тема 6: Делимость чисел. Количество часов - 22. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Делимость чисел. | | | | | ||||||||||
Делимость чисел. | | | | | ||||||||||
Делимость чисел. | | | | | ||||||||||
Делимость чисел. | | | | | ||||||||||
Делимость чисел. | | | | | ||||||||||
Делимость чисел. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Решение задач теории чисел по теме «модуль». | | | | | ||||||||||
Решение задач теории чисел по теме «модуль». | | | | | ||||||||||
Решение задач теории чисел по теме «модуль». | | | | | ||||||||||
Решение задач теории чисел по теме «модуль». | | | | | ||||||||||
Тема 7: Текстовые задачи. Количество часов - 24. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты с экономическим содержанием. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты с экономическим содержанием. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты с экономическим содержанием. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты с экономическим содержанием. | | | | | ||||||||||
Текстовые (сюжетные) задачи. | | | | | ||||||||||
Текстовые (сюжетные) задачи. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи с алгеброй и без нее. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. Занимательные задачи с алгеброй и без нее. | | | | | ||||||||||
Решение задач на переливания. | | | | | ||||||||||
Решение задач на переливания. | | | | | ||||||||||
Решение задач на переливания. | | | | | ||||||||||
Решение задач на переливания. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Решение задач, связанных со временем. | | | | | ||||||||||
Решение задач, связанных со временем. | | | | | ||||||||||
Решение задач, связанных со временем. | | | | | ||||||||||
Решение задач, связанных со временем. | | | | | ||||||||||
Тема 8: Геометрические задачи. Количество часов - 16. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (олимпиадного характера). | | | | | ||||||||||
Равенство треугольников. | | | | | ||||||||||
Равенство треугольников. | | | | | ||||||||||
Равенство треугольников. | | | | | ||||||||||
Равенство треугольников. | | | | | ||||||||||
Построение при помощи циркуля и линейки. | | | | | ||||||||||
Построение при помощи циркуля и линейки. | | | | | ||||||||||
Геометрические сравнения. | | | | | ||||||||||
Геометрические сравнения. | | | | | ||||||||||
Тема 9: Комбинаторика. Количество часов - 10. Количество контрольных работ - 1. | ||||||||||||||
Перебор вариантов. | | | | | ||||||||||
Перебор вариантов. | | | | | ||||||||||
Правило произведения. | | | | | ||||||||||
Правило произведения. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Итоговая контрольная работа. | | | | | ||||||||||
Итоговая контрольная работа. | | | | |
Календарно-тематическое планирование курса «Олимпиадная математика»
Второй год обучения
№ п/п | Тема урока | Дата | ||||||||||||
По плану | По факту | |||||||||||||
Тема 1: Арифметика. Количество часов - 26. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Десятичная система счисления. | | | | | ||||||||||
Десятичная система счисления. | | | | | ||||||||||
Арифметические действия. | | | | | ||||||||||
Арифметические действия. | | | | | ||||||||||
Ребусы. | | | | | ||||||||||
Ребусы. | | | | | ||||||||||
Четность. | | | | | ||||||||||
Четность. | | | | | ||||||||||
Четность. | | | | | ||||||||||
Четность. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Делимость. Признаки делимости. | | | | | ||||||||||
Простые числа. | | | | | ||||||||||
Простые числа. | | | | | ||||||||||
Основная теорема арифметики. | | | | | ||||||||||
Основная теорема арифметики. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Деление с остатком. | | | | | ||||||||||
Тема 2: Решение логических задач. Количество часов – 44. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– метод графов. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Задачи типа "Кто есть кто?"– табличный способ. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Круги Эйлера. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на переливания. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Задачи на взвешивание. | | | | | ||||||||||
Тема 3: Текстовые задачи. Количество часов - 36. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Текстовые задачи, решаемые с конца. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Решение нестандартных задач. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на движение. | | | | | ||||||||||
Задачи на части. | | | | | ||||||||||
Задачи на части. | | | | | ||||||||||
Задачи на части. | | | | | ||||||||||
Задачи на части. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Задачи на проценты. | | | | | ||||||||||
Тема 4: Геометрические задачи. Количество часов – 36. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Историческая справка. | | | | | ||||||||||
Историческая справка. | | | | | ||||||||||
Архимед. | | | | | ||||||||||
Архимед. | | | | | ||||||||||
Архимед. | | | | | ||||||||||
Архимед. | | | | | ||||||||||
Архимед. | | | | | ||||||||||
Архимед. | | | | | ||||||||||
Геометрия на клетчатой бумаге. | | | | | ||||||||||
Геометрия на клетчатой бумаге. | | | | | ||||||||||
Геометрия на клетчатой бумаге. | | | | | ||||||||||
Геометрия на клетчатой бумаге. | | | | | ||||||||||
Формула Пика. | | | | | ||||||||||
Формула Пика. | | | | | ||||||||||
Формула Пика. | | | | | ||||||||||
Формула Пика. | | | | | ||||||||||
Формула Пика. | | | | | ||||||||||
Формула Пика. | | | | | ||||||||||
Решение задач на площадь. | | | | | ||||||||||
Решение задач на площадь. | | | | | ||||||||||
Решение задач на площадь. | | | | | ||||||||||
Решение задач на площадь. | | | | | ||||||||||
Решение задач на площадь. | | | | | ||||||||||
Решение задач на площадь. | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (разрезания). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (разрезания). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (разрезания). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (разрезания). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (разрезания). | | | | | ||||||||||
Геометрические задачи (разрезания). | | | | | ||||||||||
Решение геометрических задач путем разрезания на части. | | | | | ||||||||||
Решение геометрических задач путем разрезания на части. | | | | | ||||||||||
Решение геометрических задач путем разрезания на части. | | | | | ||||||||||
Решение геометрических задач путем разрезания на части. | | | | | ||||||||||
Решение геометрических задач путем разрезания на части. | | | | | ||||||||||
Решение геометрических задач путем разрезания на части. | | | | | ||||||||||
Тема 5: Решение олимпиадных задач. Количество часов - 20. Количество контрольных работ - 0. | ||||||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Решение олимпиадных задач. | | | | | ||||||||||
Задачи повышенной сложности. | | | | | ||||||||||
Задачи повышенной сложности. | | | | | ||||||||||
Задачи повышенной сложности. | | | | | ||||||||||
Задачи повышенной сложности. | | | | | ||||||||||
Задачи повышенной сложности. | | | | | ||||||||||
Задачи повышенной сложности. | | | | | ||||||||||
Решение задач с конкурса «Кенгуру». | | | | | ||||||||||
Решение задач с конкурса «Кенгуру». | | | | | ||||||||||
Решение задач с конкурса «Кенгуру». | | | | | ||||||||||
Решение задач с конкурса «Кенгуру». | | | | | ||||||||||
Тема 6: Комбинаторика. Количество часов - 18. Количество контрольных работ - 1. | ||||||||||||||
Перебор вариантов. | | | | | ||||||||||
Перебор вариантов. | | | | | ||||||||||
Перебор вариантов. | | | | | ||||||||||
Перебор вариантов. | | | | | ||||||||||
Правило произведения. | | | | | ||||||||||
Правило произведения. | | | | | ||||||||||
Правило произведения. | | | | | ||||||||||
Правило произведения. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле. | | | | | ||||||||||
Принцип Дирихле. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Разные комбинаторные задачи. | | | | | ||||||||||
Итоговая контрольная работа. | | | | | ||||||||||
Итоговая контрольная работа. | | | | |