Программа естественнонаучной направленности «Зелёная экономика» (5–11 классы)

2
0
Материал опубликован 1 November 2020 в группе

 

МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования Станция юных натуралистов г.Белорецк

 

Принята

На заседании Методического Совета

МБУ ДО СЮН г.Белорецк

Протокол №

от «___» __________ 2020г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО СЮН

г.Белорецк

_________ Н. Ш. Исангалина

«___» ______________ 2020г.

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности

«Зеленая экономика»

Возраст детей: от 12 до 16 лет Срок реализации: 1 год

 

 

 

Составитель программы: Гимранова Эльвира Муталиповна, педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Белорецк, 2020

 

 

Пояснительная записка

Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей экономике, об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей школьного возраста, развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно.

Программа даёт обобщённые представления об экологической экономике, как отрасли научного знания, представляющего собой междисциплинарную область исследования, которой занимаются экономисты–экологи. Как правило, она охватывает вопросы, касающиеся проблем регулирования взаимоотношений человека и природы с опорой на экономические механизмы, способствующие энерго- и ресурсосбережению, снижению загрязнения окружающей среды, охране биологического разнообразия и преодолению потребительских подходов. В современных условиях практическое владение экологией приобретает очень важное значение для специалистов различных областей науки, техники, культуры.

Программа является интегрированной, естественнонаучной направленности.

Данная программа позволит школьникам лучше понять экономические, социальные и производственные проблемы, выявить профессиональные интересы, осознать ценность образования и его необходимость для квалифицированного выполнения любой работы. Знания, полученные на занятиях, сделают легче переход на следующий образовательный уровень и, в конечном итоге, к самостоятельной трудовой деятельности.

Актуальность программы

Определяется

Возросшими требованиями государства и общества к уровню экологической культуры в связи с ухудшением экологической ситуации; приобретением особой значимости экологического образования в общей системе образования;  

Стремительными переходами российского общества к новым формам хозяйственной деятельности, что приводит к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. Необходимость профессионального самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность программы определяется так же значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии по специальности «Менеджеры-экологи». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Новизна программы

Новизна программы заключается в интеграции областей – экологии и экономики. Более

того, программа «Зеленая экономика» ориентирована на применение широкого комплекса

знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как экономика, математика,

история и предметам естественного цикла. В свою очередь, обучение по данной

программе не только значительно расширяет объём знаний по основам учебных предметов, но

и дает запас сведений по краеведению, экологии, социологии, экономике, необходимых

для успешной любой профессиональной деятельности, а также знания общекультурного

характера. В будущем это поможет ребятам активно включиться в общественное участие

по решению важнейших проблем современности, в том числе экологических. Новизна

программы также заключается в комбинации элементов следующих известных

технологий: информационных технологий, технологий коммуникативного обучения и

непосредственно связанных с ними технологий: интенсификации обучения на основе

схемных и знаковых моделей учебного материала (опорных схем), проблемного обучения

и других Программа предоставляет возможность обучающимся ознакомиться с современным промышленным оборудованием предприятий и учебных заведений:

МУП «Водоканал» 

Белорецкий металлургический комбинат

ГБПОУ Белорецкий металлургический колледж.

МУП «Белорецкие городские электрические сети».

Городская свалка ТКО - Региональный оператор «ЭКО-Сити»

Практические экологические исследования, проектная деятельность дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конкурсах.

 

Педагогическая целесообразность связана с познавательно-творческим развитием

личности. В основе реализации данной программы лежит системно-деятельностный

подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих

требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества, его активной учебно-познавательной

деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образова-

нию. Усвоение экономической экологии построено на принципе сотворчества, преломляемом через опыт бытия. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному материалу, осознание его жизненной важности.

Процесс обучения по курсу «Зеленая экономика» осуществляется от простого к сложному и начинается с параллельного овладения элементами обычной грамотности в таких областях знаний, как:

математика (развитие представлений о множествах);

обучение грамоте (обогащение словарного запаса, развитие речи);

естествознание (ознакомление с экономической деятельностью людей в природе, влияние экономической деятельности на состояние окружающей среды);

изобразительное искусство (рисование объектов экономической деятельности);

трудовое обучение (ознакомление с правилами экономики и азами начальной экономической грамотности в процессе изготовления изделий).

Программа составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, практических и лабораторных занятий.

 

Цель и задачи программы

Цель программы

формировать экономическое мышление и воспитание экологической культуры поведения в условиях рыночного общества у школьников.

Сформировать готовность обучающихся к обоснованному выбору профессии   карьеры, жизненного пути с учетом своих способностей, возможностей и полученных знаний по эколого-биологическим предметам, современной хозяйственной деятельности и о современном рынке труда.

Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 

 

Задачи:

Обучающие:

 

дать обучающимся представление об основных экономических принципах и законах, по которым живут люди, семья, общество, государство. Заложить основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в школе.

ознакомление с понятием «зеленая экономика» как способом рационального ведения хозяйства;

ознакомление детей с наличием постоянно растущих потребностей и ограниченностью возможностей их удовлетворения;

познакомить с некоторыми, доступными для этого возраста экономическими взаимосвязями, складывающимися в непосредственном окружении детей в городе, стране;

мотивами ограничений экономической деятельности людей; основами экономических принципов и законов.

сформировать первоначальные практические навыки грамотного потребителя в условиях рыночного общества;

формирование знаний по основам экологии, представлений о хозяйственной деятельности, знакомство со спецификой профдеятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров.

 

Развивающие:

совершенствовать у обучающихся умения и навыки, необходимые для успешной реализации себя в дальнейшей жизни;

формирование у детей умений делать выбор и принимать обоснованное решение;

развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

развитие уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы;

развитие самостоятельности, ответственности, мобильности в принятии решений.

 

Воспитательные:

воспитать бережное отношение к природе и окружающим людям.

развитие позитивного отношения;

понимание необходимости труда и рационального использования всех видов ресурсов.

приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

формирование готовности обучающихся к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города и района, его развития и благополучия;

формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития города и района, перспектив развития регионального рынка труда, и, как следствие, желание учащихся жить и работать на благо своего  города.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для учащихся 12-16 лет.

Норма наполнения группы - 15 учащихся.

Режим занятия: проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 45 минут, перерыв между занятиями 10 минут.

Объем реализации программы: 4 часа в неделю -144 часа

Описание форм и методов проведения занятий

Словесный метод обучения: устное изложение материала.

Наглядные методы обучения: показ видеоматериала, иллюстраций

Практические методы обучения: лабораторные и практические работы, решение ситуационных задач по экологической экономике. Частично-поисковые методы обучения: участие обучающихся в самостоятельном поиске информации по теме (написании сообщений и рефератов, исследовательских работ)

Так же используются:

Репродуктивный

Метод проблемного изложения

Частично-поисковая работа

Поисковый метод

Эвристический

Формы организации деятельности обучающихся на занятии

 Групповая -  занятия в кабинете, экскурсии, практические работы

Формы проведения занятий

Занятия, экскурсии, викторины.

Формы и виды контроля

В течении года – промежуточная аттестация обучающихся в виде тестирования, итоговая – в конце года в тестирование.

В результате изучения курса обучающийся должен

 Мета предметными результатами освоения программы являются:

 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

 Предметными результатами освоения программы являются:

1) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  3)объяснение роли экономической экологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  4) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.


 


 


 


 

 

Тематический план

1 год обучения

Тема

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

 

1

Введение

2

2

 

2

Наука экономика

38

16

22

Опрос, дидактическая игра, творческая работа, практикум, тематические кроссворды,викторина

3

Потребности

12

4

8

Опрос, дидактическая игра, творческая работа, практикум

4

Ресурсы

28

10

14

Опрос, дидактическая игра, практикум.

5

Зеленая экономика

50

22

28

Опрос, дидактическая игра

6

Производство и потребление товаров

14

6

8

Опрос, викторина, творческая работа, практикум, конкурс, карточки

7

Заключительное занятие

4

2

2

Опрос, творческий проект

 

Итого

144

62

82

 

 

 

Содержание учебного плана

 

«Введение»

Теория: Знакомство с программой (2 часа).

Тема 1 (38 час).

«Наука экономика»

Теория: Зачем изучать экономику. Значение экономики для жизни людей. Экономика как наука о деятельности человека. Бережливость – это твоя личная экономия. Собственность. Частная собственность. Государственная собственность. Семейная собственность. Дом, домашнее хозяйство. Усадьба, приусадебное хозяйство. Фермерское хозяйство. Источники доходов. Бюджет. Экономность. Бережливость. Скупость. Расточительность. Учет доходов и расходов. Богатство. Источники богатства. Природные богатства, результаты трудовой деятельности. (16 часов).

Практика: Сказки, загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Игра «Где ошибка?», Сюжетно-ролевая игра «Мы вместе». Творческая работа «Мое царство». Рубрика «Это любопытно!». Сюжетно-ролевая игра «Богатый Буратино». Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Правила рационального поведения». Игра «Путешествие на необитаемый остров». Игра «Экономический калейдоскоп». -22ч.

Тема 2 (12 ч.)

«Потребности»

Теория: Потребности и возможности. Разнообразие потребностей. Потребности в пище, воде и воздухе и тепле. Что мы знаем о потребностях. Потребности в безопасности и сохранении здоровья. Правила дорожного движения. Стихийные бедствия. Здоровье. Гигиена. Потребности в образовании. Знания. Источники получения образования. Потребности в общении и уважении. Потребности в проявлении интересов. Социальные потребности. Потребность в общении и уважении. Правила общения. Потребность в проявлении интересов. Самовыражение. Экономические потребности людей. Факторы, влияющие на формирование потребностей (4 часа).

Практика: Работа с рабочими листами пособия «Экономические потребности людей» «Потребности семьи». Рисование на тему «Мое любимое занятие».

Решение задач. Практическая работа «Возможности детского организма». (8 ч.)

Тема 3 (28 часов).

«Ресурсы»

Теория: Что такое ресурсы? Виды ресурсов. Возможности удовлетворения потребностей. Ограниченность возможностей. Ограниченность ресурсов. Природные ресурсы. Экономические ресурсы. Ограниченность времени. Без чего человеку не обойтись. Экономия ресурсов. Рождение новых вещей (10 часов.)

Практика:

Сказки, пословицы, поговорки. Решение задач. Изготовление поделок из природного материала, картона. Особенности рельефа своей местности. Горные породы, их хозяйственное использование. Практическая работа по ресурсосбережению и энергоэффективности (14 часов).

Тема 4 (52 часов).

«Зеленая экономика»

Теория: Введение в механизмы «Зеленой экономии»: Экономика как устойчивое будущее. Эффективность использования ресурсов. Управление ресурсами. Обращение с отходами. Устойчивый транспорт. Зеленые здания. Возобновляемые источники энергии. Экосистемные услуги. Экологическая экономика и экологическое право. Экономическая ценность природы: рыночная оценка, рента, затратный подход, альтернативная стоимость, общая экономическая стоимость. Современное российское экологическое законодательство (характеристика основных законов) -22 ч.

Практика: Творческая работа «Мы - дети Земли!». Составление рассказа «У меня есть мечта». Разгадывание ребусов, кроссвордов. Решение задач. Игра «Путаница», «Собери чемодан». Практическое занятие на базе

городская электростанция

МУП «Водоканал»

Белорецкий металлургический комбинат

ГБПОУ Белорецкий металлургический колледж.

МУП «Белорецкие городские электрические сети».

Городская свалка ТКО- Региональный оператор «ЭКО-Сити (28.ч.)

Тема 5 Производство (12 часа).

«Производство и потребление товаров»

Теория: Экономическая деятельность. Доходы и расходы предприятий и государства. Почему все должны учиться? Труд на производстве. Что производят в нашем городе. Орудия труда. Материалы. Ресурсы. Количество и качество труда. Почему труд по-разному ценится? Плата за труд. Кто, чем и за что? Полезный и бесполезный труд. Премия, стипендия, пенсия, пособие, милостыня. Совместный труд. Народные промыслы. Потребители. Товар. Изделие. Бережное отношение к товару (хранение). Реализация продуктов труда. Продукция. Услуга. Где производятся товары? Где производятся услуги? Кто продает и покупает товар? Реклама. Как работает предприятие. Прибыли. Убытки. Конкуренция. Оказание услуг. В мире профессий (6 часов).

Практика: Загадки, пословицы, поговорки. Решение задач. Рубрика «Это любопытно!».». Творческая работа «Я настоящий помощник!», «Самый оригинальный», «Антиреклама». Сюжетно-ролевая игра «Кто за что платит», «В мире профессий». «Составление словаря «Запомни!». Практическая работа «Товары нашего города Поход в супермаркет. Составление рассказа и конкурс рисунка «У меня есть мечта» (8 часов).

«Заключительное занятие» Подведение итогов (4 часов).

 

 


 


 

Календарный учебный план

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

Всего

Теория

Практика

План

Факт

1

Вводное занятие.

Знакомство с программой куса.

2

2

 

2.09

 

Тема 1 «Наука экономика» -(38 ч.)

2

Экологические связи: между живой и неживой природой. Связи внутри живой природы.

Связи между природой и человеком

4

2


 

2

3.09

9.09

 

3

Зачем изучать экономику.

Значение экономики для жизни людей.

4

2

2

10.09 16.09

 

4

Экономика и экология.

Безопасность общения с природой для человека.

Природа в жизни человека.

6

2

4

 

17.09 23.09 24.09

 

5

Задачи экологии и две стороны экономики

2

 

2

30.09

 

6

Влияние экономики на экологию.

Глобальные проблемы современности

4

2

2

1.10

7.10

 

7

Бережливость – это твоя личная экономия

Чувство меры как признак взрослости.

4

2

2

8.10

14.10

 

8

Собственность. Виды собственность.

Собственность — это благо или бремя?

4

2

2

15.10 21.10

 

9

Дом, домашнее хозяйство. Экономность. Бережливость. Скупость. Расточительность.

4

2

2

22.10 5.11

 

10

Учет доходов и расходов

2

 

2

11.11

 

11

Богатство. Источники богатства. Природные богатства и результаты трудовой деятельности.

4

2

2

12.11 18.11

 

Тема 2 «Потребности»- (12 ч.)

12

Потребности и возможности. Разнообразие потребностей.

4

2

2

19.11 25.11

 

13

«Экономические потребности людей» «Потребности семьи».

4

2

2

26.11 2.12

 

14

Экономное потребление: учусь быть взрослым Мой вклад в экологическое просвещение

4

 

2

2

3.12

9.12

 

Тема 3 «Ресурсы»-(28 ч.)

15

Ограниченность ресурсов и проблема экономического выбора

4

2

2

10.12

16.12

 

16

Рациональное и нерациональное природопользование.

Природоохранная деятельность. РБ

6

2


 

2

2

17.12

23.12

24.12

 

17

Ресурсы экономического развития  нашей страны 

2

2

 

30.12

 

18

Ресурсосбережение, его виды.

Экскурсия в МУП «Водоканал»

6

2


 

4

14.01

20.01

 

19

Энергосбережение,

МУП «Белорецкие городские электрические сети».

6

2


 

4

21.01

27.01

 

20

Готовность к самоограничению в целях сохранения качества окружающей среды.

4

2

2

28.01

3.02

 

Тема 4 «Зеленая экономика»-(52 ч.)

 

21

Введение в механизмы «Зеленой экономии»

2

2

 

4.02

 

22

Экономика как устойчивое будущее.

4

2

2

10.02

11.02

 

23

Управление ресурсами. Эффективность использования ресурсов.

4

2

2

17.02

18.02

 

24

Продовольственная безопасность. Исследовательская работа "Экология моего питания".

6

2

4

24.02

25.02

3.03

 

25

Роль экологизации сельского хозяйства. С/х РБ.

4

2

2

4.03

10.03

 

26

Обращение с отходами.

Экологический проект «Отходы в доходы или как победить мусор»

Городская свалка ТКО- Региональный оператор «ЭКО-Сити

8

2

 

 

2

 

4

11.03

 

17.03

 

18.03

 

27

Устойчивый транспорт.

Общественный транспорт: умное зелёное решение.

 

4

2

2

24.03

25.03

 

28

Зеленые здания: экологичность, эстетичность, экономичность.

Проект «Мой эко-дом».

6

2

4

7.04

8.04

14.04

 

29

Возобновляемые источники энергии.

4

2

2

15.04

21.04

 

30

Экодизайн.

Проект на тему «Экология моего жилища».

Защита проектов

6

2

4

22.04

28.04

29.04

 

 

31

Экологическая экономика и экологическое право

4

2

2

5.05

6.05

 

Тема 5 « Производство» (12 часа).+4ч.

 

32

Экономическая деятельность. Что производят в РБ?

4

2

2

12.05 13.05

 

33

Промышленные техносистемы и принципы их экологизации. РБ.

4

2

2

19.05 20.05

 

34

Заключительное занятие

4

2

2

24.05

25.05

 

Расписание кружка «Зелёная планета»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

 

 

14.10-15.30 (219

 

 

2

 

 

 

14.50-16.10(219)

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативная:

1. Федеральный закон от 29.12 2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.12.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включаю разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».

Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей».

Концепция развития дополнительного образования от 14.09.2014 г. №1726-р

Концепция развития МБУ ДО СЮН г. Белорецк на 2017-2021 г.

 

 

Список литературы для педагога

1. Аменд А.Ф. Экономическое воспитание младших школьников / А.Ф. Аменд. -М.: Педагогика, 1982. - 112с.

2. Артемова JI.B. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / JI.B.

3. Кларина, Л.М. Экономика и экология в начальной школе /Л.М. Кларина. -

4. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников / Е.А. Курак. -М.: ТЦ Сфера, 2002. - 80с.

5. Сасова И.А. Экономическое воспитание в семье. В помощь лектору / И.А. Сасова. -М.: 1989.-48с.

6. Смирнова Т.Т. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх и задачах / Т.Т. Смирнова.- Самара, Учебная литература,1997. — С.130-160с.

 

Список литературы для детей

1. Райзберг В.А. Экономика вокруг нас / В.А. Райзберг. -М.: Издательство «Ось - 89», 2000. - 256с.

2. Романова Н.И. Экономическая игротека для младших школьников /Н.И. Романова. - М.: Просвещение, 1995. -С 24-39.

3. Шведова И.Ф. Экономическая азбука для детей и для взрослых/ И.Ф. Шведова. М.: EAST - WEST, 1991. - 64 с.

 

 

 

 

 



 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации