Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Золотой ключик" (кукольный театр)
Информационная карта программы
«Золотой ключик»
Разработчик | Лютикова Алла Владимировна |
Вид программы | модифицированная |
Тип программы | общеразвивающая |
Образовательная область | искусство, культура, литература |
Направленность деятельности | художественная |
Способ освоения содержания программы | исследовательский, практический, репродуктивный, креативный |
Уровень освоения содержания программы | Общеразвивающий, базовый |
Форма реализации программы | Индивидуальная, групповая |
Продолжительность реализации программы | 3 года |
Пояснительная записка
Трудно найти ребёнка, который бы не любил искусство театра и кино. Но наши дети оказались незащищёнными от той лавины телевизионного мусора, которая обрушилась на их чуткие, тонкие души.
Задача педагогов - помочь детям не потерять веру в доброе и светлое на земле. Школьный кукольный театр есть тот маленький островок духовности, где дети приобщаются к искусству, учатся ценить и понимать прекрасное. Ведь театр традиционно воспринимается как храм искусства, где соединяются усилия актёров, режиссёра, художников, мастеров костюма и света, а также усилия зрителей, где развиваются художественно-творческие способности детей и подростков в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путём целенаправленного и организованного обучения.
Программы «Золотой ключик» является программой художественной направленности. Программа направлена на воспитание личности ребёнка, развитие его тонких душевных качеств, нравственных и эстетических ценностей, разнообразных прикладных умений: клеить, шить, строгать, выпиливать, рисовать и т.п. Известно, что кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к истокам русской, зарубежной, классической современной литературы через организацию творческой деятельности обучающихся, а также повышения учебной мотивации для восприятия и лучшего освоения программного материала..
Новизна данной программы состоит в выделении театрально-технических и театрально-художественных дисциплин в отдельную часть программы, а также возможности широкого охвата обучающихся к занятиям по данной программе и тех, кто имеет способности участвовать в сценическо-игровой деятельности, и тех, кто увлечен многими другими видами театрального искусства (составление сценария, изготовление кукол и декораций, музыкальное оформление и т.д.)
Отличительные особенности программы заключается в предоставлении возможности обучающимся на практике приобрести опыт работы актера, режиссера, художника-декоратора, кукольника, звукорежиссера.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей 12-15 лет (6-8 классы). Программа обучения делится на три года обучения.
I год обучения – ознакомительно-репродуктивный .
В процессе занятий первого года обучения у детей формируются навыки коллективных действий (контроль и оценка собственных действий и действий товарищей и т.п.);развиваются умения воспринимать и контролировать объекты окружающей действительности через зрительные, слуховые, тактильные анализаторы; закладываются основы сценической речи; знакомятся с изготовлением простых видов кукол (конусные, плоские, кукла-варежка); формируются навыки работы над небольшими по объёму спектаклями; работа с театром картинок и перчаточными куклами; создание декораций и бутафории к спектаклям, историей кукольного театра.
II год обучения представляет собой занятия, где дети вовлекаются в творческую работу по постановке небольших спектаклей. Навыки полученные ранее развиваются и закрепляются детьми. Таким образом, этот этап является репродуктивно –творческим.
Ведущим методом работы с детьми на этом этапе выступает так называемый метод «игры в сказку», где дети могут проявить своё творчество посредством погружения в характер образа, введением проблемных ситуаций и дополнительных персонажей, а также широкого использования условных материалов (бутафория, реквизит).
III год обучения, где вместе с продолжением тренинговых и постановочных занятий дети приобретают базовые знания об истории возникновения и развития театрального искусства.
Решение образовательных задач, выдвигаемых программой, обеспечивается определённой логикой изложения учебного материала, представленной далее.
Свободное владение куклой (перчаточной ). Усложнение репертуара. Работа над спектаклями. Самостоятельная разработка и постановка мини-пьес детьми. Работа с перчаточными куклами. Изготовление кукол. Создание декораций и бутафории к спектаклям.
Основной формой проведения занятий по программе является игра. Игровой тренинг как особая форма общения в театральной деятельности школьников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений на развитие психических процессов.
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр увлекательных заданий и игр – средствами театральной педагогики. Развитие творческих способностей необходимо не только людям искусства но и представителям любой другой профессии. Данный базовый уровень полезен обучающимся различных способностей.
Срок реализации программы – 3 года.
1-год обучения- 144 часа в год;
2-год обучения -144 часа в год;
3-год обучения – 144 часа в год.
Формы и режим занятий.
С учётом направленности программы занятия в кукольном объединении проводятся индивидуально и по группам, 2 раза в неделю по 2 часа ( 144 часов в год).
Возраст детей, участвующих в реализации программы 12 -15 лет (6– 8 классы).
В процессе обучения учащиеся познакомятся с разными видами куклы, что способствует формированию интереса к театрально - игровой деятельности. Ребята смогут освоить театральные понятия. На практических занятиях обучающие смогут освоить приёмы кукловождения, что даст возможность раскрепощению, артистические навыки в плане переживания и воплощения образа.
В группы первого года принимаются все желающие, без специального отбора. На первом году обучения в группе обучается 12-15 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
В группу второго года принимаются и вновь прибывающие дети после специального тестирования, собеседования. Недостающие навыки и умения восполняются через индивидуально-дифференцированные задания. В группах второго и третьих годов обучения занимается по 10-12 детей, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Реализация программы проводится в соответствии с основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности. Типы занятий: комбинированные, тренировочные, репетиционные, контрольные, теоретические, практические.
Для развития самооценки и взаимооценки проводятся мини-выступления, в конце занятия, оценка собственных работ, коллективное обсуждение, изготовление коллективных композиций, изготовление изделия в рамках изучаемой темы (на выбор). Кроме того, содержание занятий предполагает развитие коммуникативных навыков у детей.
При выполнении коллективных заданий каждый ребенок выполняет «свою» часть работы. В этом случае на ребенка возлагается большая ответственность, так как от его мастерства зависит результат общей, коллективной работы. Коллективное выполнение работ — наиболее технологически эффективная форма организации занятий, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Кроме того, коллективный способ содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, а также способствует развитию организаторских качеств личности.
В образовательном процессе используются следующие методы контроля и самоконтроля:
- совместное обсуждение и оценка работ;
- защита работы или творческого проекта;
- самоанализ выполненного изделия;
- анализ изделия в паре педагог-воспитанник;
- коллективное планирование и распределение заданий при изготовлении коллективных работ.
Цель программы — многостороннее художественно-творческое развитие личности обучающегося, расширение сферы его духовных потребностей через всемерное использование специфических возможностей театрального искусства.
Задачи:
| обучающие | воспитывающие | развивающие |
1-й год обучения | познакомить детей с миром кукольного театра и его основными компонентами; обучить детей технике работы с куклой и взаимодействию с партнером; познакомить с использованием реквизитом сценической установки. | воспитывать культурного зрителя, понимающего и любящего кукольный театр; воспитывать культуру общения в коллективе. | развивать навыки запоминания текстов, выразительного чтения, фиксации основных мизансцен. |
2-й год обучения | расширить знания школьников об истоками русского национального кукольного театра и основных этапов подготовки кукольного спектакля | -воспитывать чувство ответственности при работе в коллективе. | развивать творческие способности детей в артистической, художественной, управленческой и литературной деятельностях. |
3-й год обучения | совершенствовать навыки в драматургической, актерской, художественной и технической деятельностях. | формировать чувство коллективизма и ответственности по соблюдению требований к выполнению коллективной творческой работы. | -развивать самостоятельность и инициативность каждого обучающегося через работу в коллективе. |
Ожидаемые результаты: | ||
|
Должны знать: |
Должны уметь: |
1-й год обучения | историю кукольного театра; основные театральные профессии; основные виды театральных кукол; правила действия на ширме во время репетиций и выступлений; принципы создания, выпуска и проведения спектакля. | ориентироваться в пространстве ширмы; собирать исторический материал о культуре эпохи, создаваемого спектакля; выразительно читать текст; работать с куклой на ширме в разных декорациях. |
2-й год обучения | основную театральную технологию и уметь ею пользоваться; истоки русского национального кукольного театра и его развитие на современном этапе; общую структуру предстоящего выступления, принципы работы театральной техники; основы актерской техники в работе над ролью. | различать компоненты актерской выразительности; создавать эскизные проекты материального оформления спектакля; овладеть правилами дыхания при выразительном чтении текстов; определять сквозное действие роли; работать с материалами при создании кукол, декораций , реквизита ; владеть приемами техники безопасности при работе с партнером, декора, сценической конструкцией. |
3-й год обучения | приемы работы над ролью; законы логического построения речи; комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений; принципы создания, выпуска и проведения спектакля; основные приемы и навыки выбранной специализации (режиссер, художник-декоратор, звукорежиссер, кукольник) | проводить всесторонний анализ текста; адаптировать текст произведения для постановки в кукольном театре; создавать эскизный проект целостного материального оформления спектакля, воплощать его в декорациях, куклах, реквизите, музыкальном и световом оформлении; самостоятельно создавать выбранный сценический образ. |
Форма проверки результатов освоения программы 1-го года обучения:
Группа сценарного цеха:
разработка сценария спектакля по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»;
Группа кукольного цеха:
выполнение эскизов кукол к спектаклю по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»;
Группа художественного цеха
разработка эскизов декораций к постановке спектакля по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»
Группа актерского цеха
исполнение ролей в спектакле, поставленного по сказке Ш.Перро «Кот в сапога»
Форма проверки результатов освоения программы 2-го года обучения:
Группа сценарного цеха:
разработка сценария спектакля по сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев»;
Группа кукольного цеха:
выполнение эскизов кукол и их изготовление к спектаклю по сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев»;
Группа художественного цеха:
разработка эскизов и выполнение декораций к постановке спектакля по сказке С.
Маршака « Двенадцать месяцев»;
Группа актерского цеха:
исполнение ролей в спектакле, поставленного по сказке С. Маршака « Двенадцать месяцев»;
Форма проверки результатов освоения программы 3-го года обучения:
Группа сценарного цеха:
разработка сценария спектакля по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»;
Группа кукольного цеха:
выполнение эскизов кукол к спектаклю по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»;
Группа художественного цеха:
разработка эскизов декораций к постановке спектакля по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»
Группа актерского цеха:
исполнение ролей в спектакле, поставленного по сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»
Количество учебных часов: 432 часа (занятия - 4 часа в неделю)
Возрастное предназначение программы: 12-15 лет
Учебный план
1год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контро-ля | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
По страницам истории кукольного театра | 16 | 8 | 8 | зачет | |
Кукольный театр как вид искусства История возникновения кукольного театра | 12 | 6 | 6 | | |
1.2. Особенности развития русского и западноевропейского кукольного театра | 4 | 2 | 2 | | |
Спектакль | 4 | 2 | 2 | зачет | |
2.1. Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля | 4 | 2 | 2 | | |
Драматургия | 20 | 8 | 12 | зачет | |
3.1 Пьеса-основа спектакля | 12 | 4 | 8 | | |
Структурные элементы пьесы | 8 | 4 | 4 | | |
4. Театральные профессии | 16 | 8 | 8 | зачет | |
4.1. Театр - искусство коллективное | 4 | 2 | 2 | | |
4.2. Актер- главный лицедей | 4 | 2 | 2 | | |
4.3.Режиссер | 4 | 2 | 2 | | |
4.4. Художник в театре | 4 | 2 | 2 | | |
5. Обучение работе с куклой | 22 | 6 | 16 | зачет | |
5.1. Профессиональное владение куклой -петрушкой — залог успеха спектакля | 10 | 2 | 8 | | |
5.2. Обучение работе с куклой на ширме | 12 | 4 | 8 | | |
6. Постановка мини- спектаклей | 66 | 8 | 58 | концерт | |
6.1. Работа над сценическим воплощением пьесы на основе её углубленного анализа ( выявление темы, идеи, основного конфликта, характеров действующих лиц, различных обстоятельств их жизни и т.д.) | 14 | 4 | 10 | | |
6.2. Этапы и разделы работы, тесно связанные между собой и дополняющие друг друга | 44 | 4 | 40 | | |
6.3. Спектакль как итог коллективной творческой работы всего театрального содружества. | 8 | | 8 | Показ спектак-ля | |
| Итого: | 144 | 40 | 104 | |
Учебный план
2 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контро-ля | |||
Всего
| Теория | Прак-тика | ||||
I. Особенности развития национального русского кукольного театра | 14 | 4 | 10 | зачет | ||
Национальные истоки | 8 | 2 | 6 | | ||
Московский театр С.В. Образцова как образец театрального кукольного творчества | 6 | 2 | 4 | | ||
II.Этапы подготовки будущего спектакля | 86 | 14 | 72 | зачет | ||
2.1. Выбор репертуара | 2 | | 2 | | ||
2.2. Работа «Сценарного цеха» | 8 | 6 | 2 | | ||
2.3. Работа театрального цеха «Кукольник» | 20 | 4 | 16 | | ||
2.4. Работа «Художественного цеха» | 10 | 2 | 8 | | ||
2. 5. Работа цеха «Музыкальная кладовая » | 6 | 2 | 4 | | ||
2. 6. Работа «Актерского цеха» | 40 | | 40 | | ||
III. Репетиционный период | 34 | 6 | 28 | зачет | ||
3.1. Работа актеров с куклами | 8 | 2 | 6 | | ||
3.2. Перенос действия на ширму. Репетиция отдельных сцен | 10 | 2 | 8 | | ||
Соединение сцен в единое действие. Репетиция всего спектакля. | 14 | 2 | 12 | | ||
Генеральная репетиция | 2 | | 2 | | ||
4. Выпуск спектакля | 10 | | 10 | Показ спектак-ля | ||
4.1. Премьера спектакля с последующим обсуждением. | 2 | | 2 | | ||
4.2. Театральные гастроли | 8 | | 8 | | ||
| Итого: | 144 | 24 | 120 | |
Учебный план
3 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
I. Анализ работы театрального коллектива за прошедший год | 8 | 1 | 7 | зачет | |
1.Подведение итогов работы театрального коллектива на заседании театрального совета | 2 | | 2 | | |
1.2. Посещение Тамбовского театра кукол с целью накопления опыта. | 6 | 1 | 5 | | |
II. Подготовительный период создания нового спектакля | 76 | 14 | 62 | зачет | |
2.1.Выбор репертуара | 2 | | 2 | | |
2.2. Работа «Сценарного цеха» | 8 | 6 | 2 | | |
2.3. Выбор театрального цеха «Кукольник» | 18 | 4 | 14 | | |
2.4. Работа «Художественного цеха» | 10 | 2 | 8 | | |
2.5. Работа цеха «Музыкальная кладовая» | 4 | 2 | 2 | | |
Работа «Актерского цеха» | 34 | | 34 | | |
III. Репетиционный период | 34 | 6 | 28 | зачет | |
3.1. Работа актеров с куклами | 8 | 2 | 6 | | |
3.2. Перенос действия на ширму. Репетиция отдельных сцен в единое действие. | 10 | 2 | 8 | | |
3.3. Соединение сцен в единое действие. Репетиция всего спектакля. | 14 | 2 | 12 | | |
3.4. Генеральная репетиция | 2 | | 2 | | |
4. Выпуск спектакля | 10 | | 10 | Твор-ческий отчет (показ спектакля) | |
4.1. Премьера спектакля с последующим обсуждением | 2 | | 2 | | |
4.2. Театральные гастроли | 8 | | 8 | | |
5. Заключительный этап работы 3-летней работы в кукольном театре | 16 | 2 | 14 | | |
5.1. Выявление новых талантов «Вступительные экзамены» | 4 | | 4 | Фести-валь талантов | |
5.2. «Веселый бенефис» | 10 | 2 | 8 | | |
5.3. Торжественная передача «золотого ключика» в руки новых участников театрального коллектива. | 2 | | 2 | концерт | |
| Итого | 144 | 25 | 119 | |
Содержание изучаемого курса
Первый год обучения
Раздел I. По страницам истории кукольного театра
Кукольный театр как вид искусства. История возникновения кукольного театра. 12 ч.
Теория: знакомство с особенностями кукольного театра как вида искусства. Театр - искусство синтетическое. Театральное произведение - спектакль - складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра-кукольника, художника-декоратора, музыкального оформителя.
Театр - искусство коллективное. Спектакль как результат деятельности многих людей (и творчество, и производство).
Игра – один из главных элементов театрального искусства.
Место кукольного театра в современном обществе.
Работа с терминологическим словарем.
Практика: просмотр кукольного театра(видеозапись).
Особенности развития русского и западноевропейского кукольного театра. 4 ч.
Теория: театральная кукла. Виды кукол: петрушки и марионетки.
Практика: техника работы с ними. Ярмарочный театр. Европейские и русские ярмарочные куклы.
Раздел II. Спектакль.
2.1. Спектакль как художественная целостность. Образ спектакля. 4 ч
Теория: кукольный спектакль - особое действие, разыгранное в пространстве над ширмой. Спектакль - театральное произведение, подтверждающее единство замысла режиссёра и актёрской игры. Образ спектакля, складывающийся из актёрской игры, а также ритма, темпа, построения сценического пространства. Значение компонентов кукольного спектакля ( образ куклы, декорационное оформление. Сценическая деталь).
Практика: постановка мини-спектакля.
Раздел III. Драматургия
3.1. Пьеса - основа спектакля. 12 ч
Практика: непосредственное изображение межчеловеческих отношений, раскрытие характеров и конфликтов в процессе действенного, диалогического общения героев.
Теория: персонажи пьесы - действующие лица спектакля. Знакомство детей с текстами пьес - сказок разных драматургов. Их чтение и обсуждение.
Структурные элементы пьесы. 8 ч
Теория: Строение пьесы. Список действующих лиц. Ремарки.
Диалог в пьесе. Монологи. Реплики.
Особенности построения сюжета. Понятие конфликта как действующей силы.
Практика: выразительное чтение.
Раздел IY. Театральные профессии
Театр - искусство коллективное. 4 ч
Теория: понятие « работники театрального цеха».
Практика: экскурсия по « театральным цехам». Встречи с представителями разных « цехов» школьного кукольного театра «Золотой ключик», бывшими членами театрального сообщества, выпускниками.
Актёр - главный лицедей. 4 ч
Теория: что значит «играть роль»?
Практика: искусство перевоплощения. Особенности игры актёра - кукольника.
Режиссёр. 4 ч
Теория: режиссёр - организатор, педагог, толкователь текста, координатор работы всех творческих групп.
Практика: режиссёр - творец спектакля.
Художник в театре. 4 ч
Теория: театрально — декорационное искусство: содержание и стиль художественного оформления спектакля, воссоздания реальных и достоверных условий существования персонажей, отражение особенности времени, быта.
Практика: декорации к спектаклю.
Раздел Y.Обучение работе с куклой.
Профессиональное владение куклой — петрушкой - залог успеха спектакля. 10 ч
Теория: правила владения куклой –петрушкой.
Практика: обучение технике работы с куклой-петрушкой: моторике, движению головы, рук, выражению характерных человеческих качеств.
Обучение работе с куклой на ширме. 12 ч
Теория: особенности работы куклы над ширмой.
Практика: передвижение куклы в пространстве над ширмой, игра в ансамбле с другими куклами- персонажами, их органичное существование в декорациях, имитация различных действий, чтобы у зрителей создалось впечатление, что кукла « живая».
Раздел YI. Постановка мини - спектакля
Работа над сценическим воплощением пьесы на основе её углубленного анализа. 14 ч
Теория: выбор пьесы, выявление темы, идеи, основного конфликта. Обсуждение характеров персонажей, расстановка акцентов.
Практика: разработка сценария.
Этапы и разделы работы, тесно связанные между собой и дополняющие друг друга. 44 ч
Теория: распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли.
Практика: чтение по ролям. Отработка навыков выразительного чтения (отражение в речи характера персонажа, подбор интонации и особенности речи).
Разработка эскизов и создание мини — декораций.
Репетиции спектакля, обучение игре в ансамбле с другими участниками спектакля. Генеральная репетиция спектакля с декорациями и музыкальным оформлением.
Спектакль как итог коллективной творческой работы всего театрального содружества. 8 ч
Практика: выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями.
Второй год обучения
Раздел I. Особенности развития русского национального кукольного театра
Национальные истоки. 8 ч
Теория: балаганные представления, разыгрываемые актёрами-кукольниками на городских площадях и деревенских ярмарках. Ярмарочная кукла « Петрушка».
Практика: чтение отрывков из книги Б. Привалова «Петрушка - душа скоморошья». Лепка, выполнение рисунков на темы её сюжетов.
Московский театр С.В. Образцова как образец театрального кукольного творчества. 6 ч
Теория: изучение творчества знаменитого театра (истоки создания, этапы творчества).
Практика: просмотр известных спектаклей ( « Волшебная лампа Аладдина», « Необыкновенны! концерт» и др.)
Раздел II Этапы подготовки будущего спектакля
Выбор репертуара. 2 ч
Практика: обсуждение его на заседании театрального совета. Создание «цехов» по подготовке будущего спектакля
Работа « Сценарного цеха». 8 ч
Теория: создание сценария с обязательным делением на сцены. Заседание творческого коллектива театра. Коллективное чтение сценария, выявлена темы, идеи, основного конфликта. Обсуждение характеров персонажей, расстанови акцентов.
Практика: постановка целей, задач для каждого театрального « цеха».
Работа театрального цеха « Кукольник». 20 ч
Теория: разработка эскизов будущих кукол.
Практика: мастерская «Папье-маше». Изготовление головок и ручек по технологии папье-маше, расписывание лиц с учётом амплуа будущего персонажа, еro характера и темперамента, покрытие лаком.
Мастерская « Швейное дело»: разработка эскизов, моделирование костюмов для будущих кукол, пошив костюмов. Сборка кукол.
Работа « Художественного цеха» . 10 ч
Теория: Разработка эскизов будущих декораций и необходимого реквизита с учетом места, времени, действия, бытовой принадлежности. Выбор техники рисования в зависимости от литературного материала.
Практика: Изготовление декораций.
Работа цеха « Музыкальная кладовая». 6 ч
Теория: слушание музыкальных произведений.
Практика: подбор и запись музыкальных заставок к будущему спектаклю с учётом предлагаемого материала, а также звуковых эффектов.
Работа « Актёрского цеха» 40 ч
Практика: распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них выбранной роли. Более углубленный и детальный анализ отдельных эпизодов, событий в пьесе. Чтение пьесы по ролям. Подбор соответствующих интонаций, особенности речи для каждого персонажа. Отработка навыков выразительного чтения. Работа каждого актёра над своей ролью ( знание текста наизусть, работа с партнёрами в диалогах, выразительность, чёткость речи, сила звука голоса,« вживание» в образ).
Раздел III. Репетиционный период
3.1. Работа актёров с куклами. 8 ч
Теория: навыки работы с куклой.
Практика: совершенствование навыков работы с куклой. Озвучивание. Движение куклы в соответствии со звучащим текстом. Постановка задачи - добиться органичной связи куклы и голоса, то есть « оживления».
Перенос действия на ширму. Репетиция отдельных сцен. 10 ч
Теория: особенности работы с куклой над ширмой.
Практика: Передвижение кукол в пространстве над ширмой, игра в ансамбле с другими куклами - персонажами, их органичное существование в декорациях, имитация различных действий-с использованием соответствующего реквизита.
Соединение сцен в единое действие. Репетиция всего спектакля. 14 ч
Теория: взаимосвязь сцен спектакля, их очерёдность в развитии действия. Практика: слаженная работа за ширмой всех участников спектакля. Смена декораций при закрытых шторах рабочими по сцене в течение всего спектакля. Работа актёров с куклами в разных декорациях. Использование музыкального оформления, звуковых эффектов в разных сценах спектакля. Главная задача - добиться автоматизма и слаженности в каждом виде деятельности.
Генеральная репетиция. 2 ч
Практика: устранение недостатков в ходе спектакля. Общий настрой на успех. Последние приготовления к премьере.
Раздел IY. Выпуск спектакля.
4.1.Премьера спектакля с последующим обсуждением. 2 ч
Практика: анализ работы всех участников спектакля. Критический подход к работе, самоанализ.
Театральные гастроли. 8 ч
Практика: выступление перед родителями, выезд за пределы школьного учреждения в детские сады, детский дом и т.д.
Третий год обучения
Раздел I. Анализ работы театрального коллектива за прошедший год
Подведение итогов работы театрального коллектива на заседании театрального совета. 2 ч
Практика: подведение итогов.
Посещение Тамбовского театра кукол. 6 ч
Теория: история Тамбовского театра кукол.
Практика: просмотр спектакля с последующим обсуждением.
Раздел П. Подготовительный период создания нового спектакля
2.1.Выбор репертуара. 2 ч
Практика: обсуждение выборного произведения на заседании театрального совета
Работа «Сценарного цеха» . 8 ч.
Теория: адаптирование выбранного литературного материала для постановки в кукольном театре.
Практика: создание сценария с обязательным делением на сцены. Заседание творческого коллектива театра. Коллективное чтение сценария, выявлена темы, идеи, основного конфликта. Обсуждение характеров персонажей, расстанови акцентов. Постановка целей, задач для каждого театрального « цеха».
Работа театрального цеха « Кукольник». 18ч
Теория: разработка эскизов будущих кукол.
Практика: мастерская «Папье-маше». Изготовление головок и ручек по технологии папье-маше, расписывание лиц с учётом амплуа будущего персонажа, егo характера и темперамента, покрытие лаком.
Мастерская «Швейное дело»: разработка эскизов, моделирование костюмов для будущих кукол, пошив костюмов. Сборка кукол.
Работа « Художественного цеха». 10 ч
Теория: разработка эскизов будущих декораций и необходимого реквизита с учетом места, времени, действия, бытовой принадлежности. Выбор техники рисования в зависимости от литературного материала.
Практика: изготовление декораций.
Работа цеха « Музыкальная кладовая».4 ч
Теория: слушание музыкальных композиций.
Практика: подбор и запись музыкальных заставок к будущему спектаклю с учётом предлагаемого материала, а также звуковых эффектов.
Работа « Актёрского цеха» 34 ч
Практика: распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них выбранной роли. Более углубленный и детальный анализ отдельных эпизодов, событий в пьесе. Чтение пьесы по ролям. Подбор соответствующих интонаций, особенности речи для каждого персонажа. Отработка навыков выразительного чтения. Работа каждого актёра над своей ролью (знание текста наизусть, работа с партнёрами в диалогах, выразительность, чёткость речи, сила звука голоса, « вживание» в образ).
Раздел III. Репетиционный период
3.1. Работа актёров с куклами. 8 ч
Теория: совершенствование навыков работы с куклой.
Практика: озвучивание. Движение куклы в соответствии со звучащим текстом. Постановка задачи - добиться органичной связи куклы и голоса, то есть « оживления».
3.2. Перенос действия на ширму. Репетиция отдельных сцен. 10 ч
Теория: кукла в пространстве над ширмой.
Практика: передвижение кукол в пространстве над ширмой, игра в ансамбле с другими куклами - персонажами, их органичное существование в декорациях, имитация различных действий-с использованием соответствующего реквизита.
. Соединение сцен в единое действие. Репетиция всего спектакля. 14 ч
Теория: взаимосвязь сцен спектакля, их очерёдность в развитии действия. Практика: слаженная работа за ширмой всех участников спектакля. Смена декораций при закрытых шторах рабочими по сцене в течение всего спектакля. Работа актёров с куклами в разных декорациях. Использование музыкального оформления, звуковых эффектов в разных сценах спектакля. Главная задача - добиться автоматизма и слаженности в каждом виде деятельности.
. Генеральная репетиция. 2 ч
Практика: устранение недостатков в ходе спектакля. Общий настрой на успех. Последние приготовления к премьере.
Раздел IY. Выпуск спектакля.
4.1. Премьера спектакля с последующим обсуждением. 2 ч
Практика: анализ работы всех участников спектакля. Критический подход к работе, самоанализ.
Театральные гастроли. 8 ч
Практика: выступление перед родителями, выезд за пределы школьного учреждения в детские сады, детский дом и т.д.
Раздел Ⅴ. Заключительный этап работы 3-летней работы в кукольном театре.
5.1. Выявление новых талантов среди младших школьников. «Вступительные экзамены» 4ч.
Практика: привлечение детей в кукольный театр. Передача опыта будущим членам театрального коллектива. «Приемная комиссия»- «заслуженные артисты» кукольного театра.
5.2. «Веселый бенефис» 10 ч.
Теория: проверка полученных знаний.
Практика: представление, составленное из отрывков новых и старых спектаклей с приглашением бывших участников театральных постановок.
Торжественная передача «золотого ключика» в руки новых участников театрального коллектива. 2 ч.
Практика: концерт.
Методическое обеспечение
| Название раздела, темы | Материально- техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы, методы, приемы обучения | Формы подведения итогов |
1 | По страницам истории кукольного театра | видеозаписи, музыкальные фонограммы, | | Зачет |
2 | Драматургия | видеозаписи, музыкальные фонограммы, тексты пьес, | выразительное чтение художественных тексов, , проектирование сценариев к спектаклям, | Составление сценария |
3 | Театральные профессии | | посещение спектаклей городского театра, встреча с актерами. | творческий отчет |
4 | Работа с куклой | ножницы, шило, молоток, картон, краски, клей, ткань, проволока. | Игра-импровизация, инсценирование, ролевые игры, | Выставка, показ спектаклей. |
5 | Постановка спектакля | Ширма, декорации, куклы. | Игра-импровизация, инсценирование, ролевые игры, | показ спектакля |
6 | Выпуск спектакля | Ширма, декорации, куклы. | Игра-импровизация, инсценирование, ролевые игры, | показ спектакля, гастроли. |
Информационные источники для детей:
Барик Майя: « Кукольный театр» Издательство: Мелик-Пашаев, 2014 г.
Образцов С.В. «Всю жизнь я играю в куклы.» Москва 1985г.
Петраудзе С. С. « Детям об искусстве. Театр» Издательство: Искусство ХХI век, 2016 г.
https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3135197
Информационные источники для педагогов:
1. Агапова И.А., Давыдова М. А. «На школьной сценической площадке»
М. Аркти 2007г.
2.Безымянная О. Школьный театр / О. Безымянная. – М.: Рольф, 2001.
3.Богомолова Ю. П. Кукольный театр – детям : метод. реком. / Ю. П. Богомолова. – М. : Владос, 2007. – 98, [30] с. : ил.
4. Жукова Р.А. «Театральная деятельность» ИТД «Корифей»,2011
5.Земесева Г. В школу со сказкой : кукольный спектакль / Г. Земесева // По сказочным тропинкам / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск, 2004. – С. 21– 38.
6. Кияновский А.А., Санько С.Н. «Школьный театр в начальной школе» М. Чистые пруды.2007
7. Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)», М, 2003.
8. Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Начала мудрости: 50 уроков о добрых качествах (сказки, пословицы, игры и творческие задания)», М, 2003.
Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда М. «Речь» 2006 г.
Трифонова Н. М. Кукольный театр своими руками / Н. М.Трифонова. – М. : Айрис Пресс : Рольф, 2001. – 192 с. : ил. – (Внимание: дети!)
Энциклопедия для детей Аванта+. Т. 7. Искусство Ч.3. Музыка. Театр. Кино. – М.: Аванта+, 2001.
http://www.olesya-emelyanova.ru/
Глоссарий (словарь терминов)
Раздел 1. Театр кукол как вид театрального искусства
Особенности кукольного театра
Драма - (греч . drama, букв. - действие), 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.
Драматическая форма - совокупность приёмов и изобразительных средств драматического произведения.
Драматическое действие - часть драматического произведения.
История происхождения театра кукол
Кукловод — артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток.
Скоморох — 1). в Древней Руси: певец-музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат; 2). несерьёзный человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
1.3. Традиционные образы кукольного театра
Пульчинелла — персонаж неаполитанской комедии дель арте; остряк и весельчак, сочетающий черты Дзанни-пройдохи и Дзанни-простака.
Полишинель — персонаж французского народного театра, имеющий традиционный облик горбуна, весёлого задиры и насмешника.
Гансвурст — в 16-18 веках — комический персонаж немецкого народного театра; главное лицо комических интермедий, объединявшее разнородные части представлений бродячих немецких трупп.
Карагез — персонаж турецкого теневого театра; балагур и насмешник.
Петрушка - главный персонаж русских народных кукольных представлений; верховая кукла.
Раздел 2. История кукольного театра на Руси
2.1. Религиозный кукольный театр
Вертеп – особая форма кукольных представлений, проходивших в ящике, разделенном на две половины.
Раек – особый вид народных представлений посредством ящика с двумя увеличительными стеклами, внутри которого помещались два валика с натянутой на них лентой склеенных картинок.
Светский кукольный театр
Балаган – деревянное или брезентовое помещение, в котором разыгрывались сцены и показывались разные «чудеса».
Пьеса — 1)драматическое произведение для театрального представления; 2). небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное произведение.
Комедия — драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом