Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Юный конструктор»
Информационная карта
1 | Наименование образовательной организации, реализующей дополнительную общеобразовательную программу | МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» |
2 | Адрес учреждения | г.Заречный Пензенской области, ул. Конституции СССР, 39а |
3 | Полное название программы | дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный конструктор» |
4 | Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа | 5-6 лет |
5 | Срок реализации программы | 1 год |
6 | Количество детских объединений, занимающихся по программе | 1 |
7 | Сведения об авторах (ФИО, год рождения, домашний адрес, телефон, уровень квалификации, должность автора образовательной программы) | Маслова Светлана Александровна г. Заречный ул. тел. 61-58-43, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования; |
8 | Характеристика программы: | авторская |
по типовому признаку | ||
по основной направленности | техническая | |
по уровню освоения | стартовый | |
по образовательным областям | конструирование | |
по целевым установкам | создание первоначальной основы для индивидуализации дальнейшего обучения в системе дополнительного образования | |
по формам организации содержания | комплексная | |
9 | Сведения об эффективности программы | Обучение по данной программе, способствует развитию творческих способностей дошкольников. Конструкторско-практическая деятельность создает условия для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, также для развития пространственного воображения и логического мышления. Занятия по программе следует рассматривать, как первые шаги подготовки к конструкторско-технологической деятельности. Программа направлена на формирование универсальных компетенций и элементов базовой грамотности 21 век и реализуется в целях обеспечения развития детей по обозначенным на уровне муниципалитета приоритетным видам деятельности |
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Юный конструктор» технической направленности, рассчитана на 1 год для детей 5-6 лет.
Содержание программы основано на следующих нормативно-правовых документах:
*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).
*Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
* Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
*Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года».
*Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3).
*Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
*Устав МАОУ ДО ЦДТТ.
*Локальные акты учреждения: «Положение о порядке разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ ДО ЦДТТ», «Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ».
Актуальность для общества
Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в творчески активных и технически грамотных молодых людях, в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.
Актуальность для ребенка
В современном мире в век новых технологий возрастает потребность в развитии у детей навыков технического творчества, пространственного мышления, способности к моделированию и конструированию.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, служат для достижения этого. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, и открывает возможности для реализации новых концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов детей.
Цель программы:
создание условий для удовлетворения конструкторских потребностей учащихся, их творческой самореализации через построение простейших технических макетов, моделей.
Задачи программы
- сформировать первичные навыки конструирования;
- развивать пространственное воображение и техническое мышление;
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, целеустремленность.
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный конструктор»
Отличительной особенностью данной программы является то, развитие учащихся идет сразу по нескольким направлениям:
1. В образовательном процессе изучения основ конструирования используются различные конструкторы («LEGO», «Малыш 2»). Благодаря этому дети получают более полное представление о различных деталях и о конструктивных особенностях различных моделей.
2. Учащиеся развивают мыслительные процессы при помощи различных упражнений и головоломок.
При выполнении логических задач ребенок упражняется в умении понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Новизна программы
Новизна программы заключается в практической ориентированности, но в тоже время у детей есть возможность само выражаться. Дети знакомятся с различными видами конструирования, включаются в творческий процесс. Основной мотивацией становится познавательный интерес. В результате освоения программы дети приобретают конструкторские навыки и способность к творческому поиску.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 5 до 6 лет. В объединение могут быть приняты все желающие.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации данной программы, характеризуются важнейшими изменениями в жизни ребёнка. В 5-6 лет начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Старший дошкольный возраст - период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
В 5-6 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа.
Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно.
Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно.
Форма обучения: очная.
Группы детей (10-12 человек) постоянны. Программа рассчитана на 1 год освоения.
Общее количество часов освоения программы: 144 часа.
Место проведения занятий: МАОУ ДО ЦДТТ.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю.
Уровни освоения | Срок обучения | Продолжительность занятия, час | Количество час./нед | Количество часов | Возраст учащихся |
Стартовый | 2 мес. | 30 | 4 | 44 | 5-6 лет |
Базовый | 7 мес. | 30 | 4 | 100 | 5-6 лет |
На стартовом уровне происходит выявление предпочтений и выбора вида деятельности учащимися. В этот период происходит интенсивная социальная адаптация детей, они активно включаются в образовательную деятельность. Учащиеся знакомятся с конструктором «LEGO». Приобретают первичные знания об основных деталях конструктора и учатся конструированию по образцу, заданной теме, построению моделей по схемам и устной инструкции. Выполняют творческие задания. Основной формой проведения занятий являются: практические занятия с элементами игры.
На базовом уровне постепенно повышается уровень сложности. Усложняются схемы для конструирования. В процесс конструирования включается больше деталей. Учащиеся знакомятся с методами нестандартных измерений, проводят испытания и опыты. Учащиеся знакомятся с головоломками и пластмассовым конструктором. На этом этапе дети активнее включаются в творческий процесс, становятся самостоятельнее.
У детей мотивируется познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. При выполнении логических задач ребенок упражняется в умении понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения, поскольку в их основе также лежат мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение.
Занятие-практикум и занятие-игра являются основной формой проведения занятий на данном этапе.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простейших изделий до более сложных конструкций, коллективных работ, участие в конкурсах, выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества.
Принципы построения программы:
- постепенность;
- единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности;
- акцентирование занимательности;
- возврат к пройденному ранее материалу для применения его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.
Система занятий построена с учётом компетентностного подхода, направленного на формирование ключевых компетенций.
Педагоги в работе с детьми опираются на основные формы мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (понятийное) мышление.
Задания и письменные упражнения в разных темах программы подбираются с учётом принципов:
«от простого к сложному»;
принцип диссоциации;
принцип вариативности.
В ходе работе используются педагогические технологии образования, которые сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач (научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их).
На занятиях теоретические знания закрепляются практическими заданиями и упражнениями, развивающими начала критического и творческого мышления, логического рассуждения. При прохождении основных тем предусмотрены выставки работ, творческие занятия, где в форме занимательных викторин, соревнований, игр проверяется качество усвоения теоретического и практического материала.
В своей работе педагоги используют:
- учебно-тематический план;
- методические разработки;
- дидактические материалы;
- диагностические материалы (анкеты, тесты и т.п.);
- мультимедийные средства обучения;
- ресурсы информационных сетей по подбору схем изготовления изделий;
- схемы к конструкторам;
- иллюстрации.
Региональный компонент программы включает в себя изготовление работ и участие в различных мероприятиях нашего города и области.
Кроме образовательных задач программа решает и воспитательные задачи, у учащегося формируются и развиваются такие качества, как мышление, трудолюбие, предприимчивость, способность принимать решения, практичность, желание узнать, как можно больше, формируется ценностное отношение к себе и другим людям. Главное – разбудить активность детей, вооружить их способами совершенствования деятельности и помочь «творить из себя» свободных, развитых, творческих личностей.
Педагог поддерживает тесную связь с родителями, вырабатывая общую стратегию и взгляды на воспитание детей. В начале учебного года проводится собрание, где родители знакомятся с программой объединения, с расписанием занятий, материальной базой объединения. В течение учебного года родители знакомятся с деятельностью ребенка в объединении. В конце учебного года они приглашаются на итоговое занятие.
Воспитательный компонент программы
Воспитательная работа осуществляется в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный конструктор» и имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского коллектива.
Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей для многогранного развития и социализации каждого учащегося.
Задачи:
1. способствовать развитию личности, способной формировать собственное мировоззрение и систему базовых ценностей;
2. сформировать умение самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности учащихся;
3. формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества;
4. развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности.
Целевые ориентиры воспитания
Основные целевые ориентиры воспитания направленны на воспитание, формирование:
- интереса к технической деятельности, истории техники в России и мире, понимание значения техники в жизни российского общества;
- ценностей авторства и участия в техническом творчестве;
- ценностей технической безопасности и контроля; уважения к достижениям в технике своих земляков;
- воли, упорства, дисциплинированности в реализации проектов;
- опыта участия в технических проектах и их оценки;
Результатом воспитания являются те изменения в личностном развитии учащихся, которые они приобрели в процессе воспитания.
Учащиеся демонстрируют результаты, которые обусловлены их индивидуальными потребностями, культурными интересами и личными качествами (целеустремлённостью, дисциплинированностью, терпеливостью, способностью к самостоятельным решениям, умением действовать в коллективе, желанием проявлять заботу о других людях и т. д.), а также обозначают личностную позицию по отношению к изучаемому учебному материалу, к практике, целям и результатам собственных действий.
Формы работы направлены на работу с коллективом учащихся и родительской общественностью.
Педагог поддерживает тесную связь с родителями, вырабатывая общую стратегию и взгляды на воспитание детей.
Работа с родителями:
организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями (тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации), в том числе в формате онлайн);
содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в жизнедеятельность творческого объединения (организация и проведение открытых занятий для родителей, тематических мероприятий).
Ожидаемые результаты обучения
Личностные результаты:
мотивационная основа технической творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности познавательной деятельности;
умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты:
перерабатывать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
излагать мысли в логической последовательности, отстаивать свою точку зрения;
анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога;
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии.
Предметные результаты
По окончании обучения учащийся должен знать:
- основные приемы конструирования;
- знание на начальном уровне принципов действия простых механизмов;
- знание основных видов передачи движения;
- основные приемы сборки моделей по схеме;
-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
- логические игры и игры-головоломки.
По окончании обучения учащийся должен уметь:
- конструировать по образцу, заданной теме;
- соблюдать правила ТБ при работе с конструкторами;
- самостоятельно решать различные задачи в процессе конструирования;
- выполнять логические и творческие задания.
Учебный план программы «Юный конструктор»
№ | Разделы программы | Стартовый уровень | Базовый уровень |
1. | Конструктор «LEGO» | 34 | 70 |
2. | Пластмассовый конструктор | - | 10 |
3. | Логика и головоломки | - | 30 |
| Итого: | 144 |
Учебный план программы содержит 3 раздела, которые учащиеся изучают в процессе прохождения всех уровней.
Причём по мере накопления теоретических знаний и практических умений учащихся происходит усложнение материала разделов.
Раздел «Конструктор LEGO» - изучение основных этапов и приемов конструирования. Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Развитие конструктивных навыков в процессе активного изучения, создания, моделирования. Дети учатся анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; реализовывать творческий замысел.
Раздел «Пластмассовый конструктор» - изучение основных этапов и приемов конструирования. Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Изучение инструкций
Раздел «Логика и головоломки» - формирование умения выстраивать логические умозаключения, при работе с головоломками. Развитие и тренировка мышления, умения сосредотачиваться и быстро находить решение; развитие способности мыслить последовательно.
Учебно-тематический план
(144 часа)
№ п/п | Разделы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Конструктор «LEGO» | 104 | 22 | 82 | |
1.1. | Первые механизмы | 60 | 15 | 45 | Тестирование. Практические и творческие задания. Выставка |
1.2. | Моделирование | 44 | 7 | 37 | Практические и творческие задания. Выставка |
2 | Пластмассовый конструктор | 10 | 2 | 8 | Практические и творческие задания. Выставка |
3 | Логика и головоломки. Аттестация по итогам прохождения программы | 30 | 4 | 26 | Творческие занятия. Практические задания. Тестирование |
| Итого: | 144 | 28 | 116 |
|
Содержание занятий
Раздел 1. Конструктор «LEGO»
Тема 1.1. Первые механизмы.
Теория. Инструктаж по ОТ, ПБ, ПДД. Конструктор «LEGO». Классификация и изучение деталей. Знакомство с понятиями: энергия, ускорение, вращение, устойчивость, равновесие, трение, точка опоры. Изучение шестерни, колеса, оси, рычага, блока. Передаточные механизмы. Изучение принципов конструирования механических игрушек. Знакомство с методами нестандартных измерений, проведение испытаний и опытов.
Практика. Конструирование динамических моделей. Конструирование и моделирование предметов с использованием зубчатой передачи. Конструирование моделей: «Вертушка», «Волчок», «Перекидные качели», «Плот». Испытание и усовершенствование моделей. Поэтапное конструирование. Конструирование по замыслу и схемам. Конструирование по заданной теме и на свободную тему. Конструирование новогодних персонажей. Творческие задания.
Контроль. Анализ результатов выполненных заданий. Творческие задания на использование изученных механизмов. Наблюдение за работой и общением учащихся.
Тема 1.2. Моделирование.
Теория. Знакомство с понятиями: наклонная плоскость, сила, трение, вращение. Изучение червячного привода, рычага, ворота. Изучение принципов конструирования механических игрушек. Знакомство с методами нестандартных измерений, проведение испытаний и опытов.
Практика. Конструирование и моделирование предметов с использованием ременной передачи. Конструирование динамических моделей. Конструирование моделей: «Пусковая установка для машинок», «Измерительная машина», «Хоккеист», «Новая собака Димы». Испытание и усовершенствование моделей. Поэтапное конструирование. Конструирование по замыслу и схемам. Конструирование по заданной теме и на свободную тему. Творческие задания.
Контроль. Анализ результатов выполненных заданий. Творческие задания на использование изученных механизмов. Наблюдение за работой и общением учащихся.
Раздел 2. Пластмассовый конструктор
Теория. Пластмассовый конструктор. Основные задачи при конструировании. Инструкции. Основные этапы постройки.
Практика. Конструирование различных предметов и фигур. Конструирование по схеме и устной инструкции. Конструирование заданных и придуманных объектов. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.
Контроль Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.
Раздел 3. Логика и головоломки
Теория. Понятие «Головоломка». Правила работы с головоломками. Анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Аттестация по итогам прохождения программы.
Практика. Головоломка «Судоку», головоломка «Танграм». Упражнения на развитие внимания. Логические упражнения. Развивающие упражнения на пространственное ориентирование. Творческие задания. Тестирование.
Контроль. Наблюдение за работой и общением учащихся.
Тестирование по итогам прохождения программы. Анализ результатов выполненных заданий.
Календарный учебный график
№ учебной недели | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечание | | ||||
Всего | Т | П | | ||||||
| БОЖ. Беседа «Мой друг – Светофор» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Тестирование. Конструктор LEGO и его основные детали | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструктор LEGO и его основные детали | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструктор LEGO и его основные детали | 2 | 0 | 2 | | | |||
| LEGO-игры | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование модели «Вертушка» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| | Конструирование по заданной теме | 2 | 0 | 2 | | | ||
| Творческое задание | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Пятиминутка: Внимание – дорога! Конструирование модели «Волчок» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по заданной теме | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование модели по условию | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по заданной теме | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование модели «Перекидные качели» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование модели по условию | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Беседа: Тонкий лед. Конструирование модели «Карусель» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по условию | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование модели по замыслу | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Плавающие модели | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование по условию | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование модели «Плот» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Пятиминутка: Здоровый образ жизни.Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование придуманных объектов | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование пусковой установки для машинок | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Промежуточная аттестация | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование новогодних персонажей | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование новогодних персонажей | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование новогодних персонажей | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Моделирование измерительной машины | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование по условию | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Творческое задание | 2 | 0 | 1 | | | |||
| Конструирование придуманных объектов | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Пятиминутка: Дорожная безопасность. Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование модели «Хоккеист» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по условию | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Беседа: Герои-земляки. Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Моделирование роботов | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование на свободную тему | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Конструирование модели «Собака» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по устной инструкции | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Поэтапное конструирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Текущий контроль. Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Пластмассовый конструктор | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по образцу | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Симметричное конструирование | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Конструирование по схеме | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Текущий контроль. Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Пятиминутка: осторожно лед! Головоломка «Танграм» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Головоломка «Танграм» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Головоломка «Танграм» | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Головоломка «Судоку» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Головоломка «Судоку» | 2 | 1 | 1 | | | |||
| Головоломка «Судоку» | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Упражнения на развитие логики | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Беседа: Запомните их имена Упражнения на развитие логики | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Упражнения на пространственное ориентирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Упражнения на пространственное ориентирование | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Упражнения на развитие внимания | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Аттестация по итогам прохождения программы | 2 | 0 | 2 | | | |||
| Упражнения на развитие внимания | 2 | 0 | 2 | | | |||
| | Творческое задание | 2 | 0 | 2 | | | ||
| Творческое задание. Подведение итогов | 2 | 0 | 2 | | | |||
Итого: | 144 | 28 | 116 | | |
II. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Всего учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
2024-2025 | 01.09.2024 | 31.05.2025 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
Оценка результативности
В процессе аттестации выясняются следующие вопросы:
достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.
В течение учебного года осуществляется следующие виды аттестаций:
-текущий контроль (после каждой темы, раздела) позволяет установить фактический уровень теоретических знаний по модулям дополнительной общеобразовательной программы, их практических умений и навыков;
-промежуточная аттестация (в конце полугодия) позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень обученности учащихся, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости скорректировать их;
-аттестация по итогам прохождения программы (в конце учебного года) позволяет определить качество усвоения учащимися общеобразовательной программ, реально достигнутый уровень обученности детей в объединении.
При приёме учащегося в объединение педагог проводит входную или «стартовую» аттестацию, которая позволяет выявить предварительные
знания, умения и навыки «стартового» уровня обученности детей и готовности их к изучению данного курса.
Результативность обучения детей по программе оценивается с помощью традиционных методов:
- анализ и самоанализ готовых работ, выставка работ учащихся;
- наблюдение за самостоятельной работой учащегося;
- участие в конкурсах, выставках различного уровня;
- контрольные срезы, тесты.
В реализуемой программе используются следующие формы контроля:
- педагогическое наблюдение; анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ; выполнение практических заданий педагога; тематические беседы; контрольное задание; творческие задания; тесты; участие в конкурсах, соревнованиях, выставках.
Используются следующие формы фиксации результатов:
- фото; видеозапись; отзывы детей; дипломы; грамоты; благодарности.
Формы предъявления результатов:
- фото; видеозапись; презентация творческих работ; конкурсы; соревнования.
Проверка понимания и усвоения материала происходит непосредственно, на каждом занятии. Оценочный материал (см. Приложение).
Помимо исследования результатов учебно-воспитательной деятельности объединения проводится анализ количества учащихся в объединении и его сохранность. Количественные данные учащихся в объединениях анализируются два раза в течение учебного года. Анализируется количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента учащихся, количество мальчиков и девочек. Сроки проведения аттестаций определяется «Положением о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ».
Ресурсное обеспечение программы
1. Кадровое обеспечение.
Требования к педагогу дополнительного образования:
высокий уровень профессионализма в области;
высокий уровень квалификации и педагогического мастерства;
владение современными педагогическими технологиями;
знание современных педагогических технологий в области дополнительного образования детей учреждений научно-технической направленности;
владение педагогической этикой;
знание психолого-педагогических основ развития творческого и логического мышления детей.
2. Методическое обеспечение:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические, игры, работа над проектами, конкурсы, выставки и другие.
Основной формой проведения занятий является занятие-практикум, в ходе которого словесные методы сочетаются с наглядными. Материал преподаётся в доступной и занимательной форме, что облегчает усвоение ребёнком сложных, на первый взгляд, тем. На занятиях предполагается разнообразие различных видов деятельности: включение игры, игротехнических приёмов, экспериментирования. В целях лучшего усвоения курса применяются следующие формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные.
Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности. Практическое занятие может включать в себя самостоятельную работу, по которой можно судить о том, насколько хорошо усвоена теория. При сочетании словесно-наглядных методов с опорой на практический материал используются следующие приёмы:
дозированная поэтапная помощь взрослого;
чередование умственного напряжения и разрядки;
соблюдение охранного режима;
развитие и коррекция высших психических функций (память, внимание, мышление);
расчленённость и поэтапность преподнесения материала;
увеличение объёма тренировочного материала;
включение заданий для самостоятельной обработки материала;
организация обучения с основой на мотивацию успеха, доброжелательной обстановки.
В ходе занятий используются также фронтальные, индивидуально-фронтальные, групповые, индивидуальные и другие методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях. А также методы: информативно-рецептивный, репродуктивный: направленный на закрепление знаний и навыков, эвристический, исследовательский, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся.
Планирование и организация деятельности учащихся:
1. организация рабочего места; анализ образца; составление плана изготовления изделия; подбор материалов, инструментов, приспособлений; контроль; экономное расходование материалов; бережное отношение к инструментам
3. Материально-техническое обеспечение:
Оборудование для учебных занятий с детьми помещений, соответствующее всем санитарным нормам и технике безопасности.
Наборы конструкторов «LEGO», «Пластмассовый»;
Головоломка «Танграм»;
Простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры;
Клей-карандаш;
Цветная бумага, белая бумага, картон, бумажные салфетки, ножницы.
Информационное обеспечение
Нормативно – правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/
4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3) [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/07/17/1597041961/%D0%A4%D0%9F%20%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf
7. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. – URL: http://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf
8. Устав МАОУ ДО ЦДТТ [Электронный ресурс]. – URL: https://utzar-new.tmweb.ru/upload/2022-2023/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%9C%D0%90%D0%9E%D0%A3%20%D0%94%D0%9E%20%D0%A6%D0%94%D0%A2%D0%A2.pdf
9. Локальные акты учреждения: «Положение о порядке разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ ДО ЦДТТ», «Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ» [Электронный ресурс]. – URL: https://utzar-new.tmweb.ru/about/dokumenty.php
Информационные ресурсы для педагога
Блажко Н.В. Выпускная квалификационная работа. LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста. Электрон. изд. — Пенза: Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, – 164 с.https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/1QTeHG9KelNu.pdf (дата обращения 21.03.2024).
Исогава, Йошихито. Большая книга идей LEGO Technic. Техника и изобретения / Йошихито, Исогава; [пер. с англ. О.В. Обручевой]. Электрон. изд. — Москва: Эксмо, 2017. — 328 с.:ил. https://monster-book.com/reader/35814 (дата обращения 21.03.2024).
Лусс Т. В.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО:Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Электрон. изд. – Москва; 2003-23с.https://212d.ru/site_ds/files/79chita/document/%D0%AD%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%91%D0%98%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%9A%D0%90/luss.pdf (дата обращения (дата обращения 21.03.2024).
«Тематические дни и фестивали в условиях LEGO-центра в детском саду»: сборник сценариев образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием технологий развивающего обучения LEGO-конструирования / под ред.Л.В. Серых. Электрон. изд. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2019. – 288 с. https://beliro.ru/assets/resourcefile/168/lego-sbornik-2019.pdf (дата обращения 21.03.2024).
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. Электрон. изд. – М.: РУДН, 2007. - 136 с. http://crrbelosnegka.ucoz.ru/lego/luss.pdf(дата обращения 21.03.2024).
Информационные ресурсы для детей и родителей
Исогава, Йошихито. Большая книга идей LEGO Technic. Техника и изобретения / Йошихито, Исогава; [пер. с англ. О.В. Обручевой]. Электрон. изд. — Москва: Эксмо, 2017. — 328 с.:ил. https://monster-book.com/reader/35814 (дата обращения 21.03.2024).
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
у детей с помощью LEGO: Пособие для педагогов-дефектологов. / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. Электрон. изд. – М.: РУДН, 2007. - 136 с. http://crrbelosnegka.ucoz.ru/lego/luss.pdf(дата обращения 21.03.2024).
Интернет-ресурсы
Судоку, веселая геометрия. URL: https://vkusnyasha.ru/sudoku-veselaya-geometriya/ (дата обращения 21.03.2024).
Поделки из бумаги.— URL:http://sdelatbumagi.ru/drugie-modeli/kak-sdelat-tank-iz-bumagi-svoimi-rukami.html (дата обращения 21.03.2024).
LEGO игры https://ideas4parents.ru/mamina_shkola/lego-igryi.html (дата обращения 21.03.2024).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Контроль для учащихся по итогам прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный конструктор».
Диагностика уровня знаний и умений по LEGO конструированию.
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Критерии оценки показателей:
Высокий уровень – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога;
Средний уровень – выполняет с помощью взрослого;
Низкий уровень – затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого
Оценка результатов:
5 баллов - умение ярко выражено;
3 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки;
1 балл - ребенок допускает ошибки; справляется с трудом.
В результате диагностики контролируются следующие знания и умения:
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету), умение проектировать по образцу, умение конструировать по схеме.
Задание.
Сконструировать по картинке перекидыватель деталей.
Тест для учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор».
Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.
Оценка осуществляется по 3-балльной системе педагогом: 0 баллов выставляется за «неверно выполненное задание»; 3 балла – «правильно выполненное задание»; 2 балла – «правильно выполненное задание, допускается 1-2 ошибки»;
Дорисуй по клеточкам вторую половину предметов.
Результат теста
Ф.И. ребёнка | |
Баллы | |
Уровень | |
Таблица тестирования для групп ___ года обучения на 2022 /2023 учебный год
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Количество баллов | Уровень освоения | Примечание |
1. | | | | |
2. | | | | |
| Итого: | Низкий уровень – ______чел | Средний уровень – ______чел | Высокий уровень – ______чел |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Промежуточная аттестация учащихся
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный конструктор»
Форма аттестации – выставка.
Каждый учащийся выполняет одну творческую работу. Работа, представленная для аттестации, оценивается по следующим критериям:
- знание и грамотное использование материала;
-эстетика оформления; сохранение традиций или оригинальность;
-сложность работы;
- аккуратность и качество изготовления;
- уровень самостоятельности автора при создании произведения.
Оценка результатов:
1-3 балла (низкий уровень) – выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые ошибки. Учащийся плохо ориентируется в пройденном материале, не проявляет себя во всех видах работы. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога.
4-6 балла (уровень ниже среднего) – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством педагога, самостоятельность учащегося слабо выражена. Работа выполнена неаккуратно, с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение.
7-9 баллов (средний уровень) – ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. Работа выполнена частично по образцу. Прибегает к помощи педагога.
10-12 баллов (уровень выше среднего) – выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение и самостоятельность в работе, однако допущены небольшие технические неточности.
13-15 баллов (высокий уровень) – выставляется при исчерпывающем выполнении творческой работы по собственному проекту, работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом, выполнена ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Технология определения воспитанности учащихся
Отношение к деятельности | |
1. Самостоятельность | Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей. Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения. Низкий 1-3 б. – при выполнении работ нуждается в руководстве |
2.Инициативность и творчество | Высокий 13-15 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), помогает товарищам при разработке эскизов. Выше среднего 10-12 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), но не помогает товарищам при разработке эскизов. Средний 7-9 б. – в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету). Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в основном работает по образцу. Низкий 1-3 б. – выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля. |
3.Осознание значимости деятельности | Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…) и побуждение к этому товарищей. Выше среднего 10-12 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…). Низкий 1-3 б. – не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества |
Отношение к окружающим людям | |
1. Уважительное отношение к старшим | Высокий 13-15 б. – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников. Выше среднего 10-12 б. - уважает старших. Средний 7-9 б. – уважает старших избирательно, кто пользуется авторитетом. Ниже среднего 4-6 б. – ко взрослым не всегда уважителен, нуждается в руководстве. Низкий 1-3 б. – не уважает старших |
1. Уважительное отношение к старшим | Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых. Выше среднего 10-12 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам. Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен. Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками. Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками. |
Отношение к себе | |
1. Соблюдение правил культуры поведения | Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других. Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры поведения. Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения. Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при наличии контроля. Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения |
2. Самооценка | Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях) Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная самооценка Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная самооценка Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная самооценка Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех») заниженная (не уверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях) |
3. Стремление к самосовершенствованию | Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим. Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону. Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону. Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога. Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств. |
Трефилова Раиса Поликарповна