Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Судебная власть и правосудие»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области | |
ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум» | |
2.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ |
РЕКОМЕНДОВАНО:
НМС ГАПОУ СО «БМТ» к использованию в образовательном процессе
Протокол № _____ от «___» _________ 2019 г. Председатель НМС _________ (Е.П.Локтева)
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГАПОУ СО «БМТ»
____________О.Ю.Петунина
Приказ № от «__»_________2019 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Судебная власть и правосудие»
Возраст обучающихся: 15-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Е.И.Юрьева,
педагог дополнительного образования
Белоярский, 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………...3-10
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ………………………………….11-17
Учебно-тематический план……………………………………….11-13
Содержание разделов и тем……………………………………….14-17
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………….18-19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….… 20-23
1 Пояснительная записка
В качестве основных задач среднего профессионального образования в ст.68 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» наряду с интеллектуальным, культурным и профессиональным развитием человека, имеющим целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, указано также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Право – один из видов социальных норм, являющихся регулятором общественных отношений, и единственным, который устанавливается государством. В статье 1 Конституции Российской Федерации указано, что Россия является правовым государством. Правовое государство предполагает наличие высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан России, однако в настоящее время серьезным препятствием на пути формирования правового государства является правовой нигилизм, который также подрывает нравственные ценности общества, является основой для развития различных негативных социальных явлений, создает среду для возможного нарушения прав человека.
Как указано в «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утверждены Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168), развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов. Государственная политика, изложенная в указанном нормативном акте, направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.
Одним из направлений государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
В ст.18 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяющими смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, в отправлении которого согласно ч.5 ст.32 Конституции Российской Федерации, имеют право участвовать граждане, чего нет ни в одной из других ветвей государственной власти.
Приобретение студентами ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум» знаний и умений в области права осуществляется в процессе реализации на основе федеральных государственных образовательных стандартов основных профессиональных образовательных программ по различным специальностям при освоении, в частности, таких учебных дисциплин, как обществознание, история, право, правовое обеспечение профессиональной деятельности. Однако при реализации этих учебных дисциплин студенты получают знания и развивают умения в области права на базовом уровне. Вместе с тем, студентам и выпускникам техникума предстоит вступать в правовые отношения с государственными, муниципальными органами власти, различными организациями, реализовывать свои права и исполнять обязанности в разнообразных сферах деятельности, для чего они должны быть готовы защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в том числе и в судебном порядке; также выпускники техникума могут быть привлечены к отправлению правосудия, например, в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами уголовных дел.
Значимость деятельности судебных органов в деле охраны конституционных прав и свобод граждан вызвала необходимость предоставления студентам техникума базовых знаний в области судебной системы Российской Федерации, ознакомления их с нормативными актами, регламентирующими функционирование этой системы, видами судопроизводства в Российской Федерации, развития умений учащихся по судебной защите своих прав и свобод, что обусловило актуальность разработки в ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Судебная власть и правосудие» (далее – Программа).
Новизна Программы заключается в том, что ее реализация дает возможность учащимся не только получить новые правовые знания, с которыми они не были знакомы при освоении учебных дисциплин, входящих в основную профессиональную образовательную программу, но и закрепить, обогатить уже имеющиеся знания, развить и усовершенствовать умения по практическому применению полученных знаний, быть готовыми надлежащим образом исполнять свои обязанности и реализовывать свои права, установленные законодательством Российской Федерации.
Педагогическая целесообразность Программы способствуют развитию у учащихся не только знаний о нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность судебной системы Российской Федерации, правах и обязанностях участников судопроизводства, но и формирует умения применять полученные знания на практике, развивает критическое, творческое мышление, воспитывает уважительное отношение к закону.
Целью Программы является социализация учащихся в условиях становления в России правового государства путем формирования у них систематизированных представлений о судебной власти, развития их правосознания и правовой культуры, основанного на соблюдении действующего законодательства.
Основными задачами Программы являются:
формирование у учащихся знаний о судебной системе Российской Федерации,
формирование у учащихся знаний о порядке осуществления правосудия в Российской Федерации,
систематизация уже имеющихся у учащихся знаний в области права,
формирование навыков практического применения полученных знаний на основе выявления, анализа и оценки юридически значимых обстоятельств,
формирование основ правовой грамотности,
воспитание в учащихся уважительного отношения к праву, активной гражданской позиции,
развитие аналитических, творческих способностей учащихся.
Отличительные особенности Программы, адаптированной к условиям образовательного процесса в техникуме, заключаются в том, что студентами актуализируются знания, полученные при изучении различных учебных дисциплин; знания, умения, практический опыт, приобретенные при изучении данного курса, могут быть использованы обучающимися в сфере своей будущей профессиональной деятельности, в обыденной жизни. Данная Программа носит также общеразвивающий характер, расширяет кругозор, повышает общую правовую грамотность учащихся, предусматривает дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения.
Программа, способствующая формированию человека-гражданина, интегрированного в современное общество, определяет ее социально-педагогическую направленность.
Программа предназначена для студентов техникума, обучающихся по различным основным профессиональным образовательным программам, проявляющих интерес к гуманитарным наукам, обладающих устойчивой мотивировкой к получению углубленных знаний в области права.
Возрастная категория учащихся, на которую рассчитана Программа, - 15-18 лет.
В работе объединения при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители), а также иные лица без включения в основной состав.
Срок реализации Программы – 1 год (в объеме 144 часов).
Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная, практические занятия, иные формы.
В ходе реализации Программы используются элементы различных инновационных технологий, таких как:
Информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют по-новому использовать на занятиях текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять педагогу и учащимся в творческой деятельности различные источники информации, которые повышают эффективность усвоения содержания Программы, позволяют улучшить качество преподавания, облегчить восприятие студентами учебного материала (использование различных презентаций, видеолекций по темам Программы, организация работы учащихся с интернет-источниками и т.д.).
Технология проблемного обучения, которые обеспечивают достаточную мотивацию учащихся, способную вызвать интерес к содержанию проблемы, значимость для учащихся информации, получаемой при решении проблемы, усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблемы. Способствуют приобретению учащимися более прочных результатов обучения, развитию их познавательной самостоятельности и творческих способностей (самостоятельное решение учащимися предложенных теоретических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях).
Технология критического мышления, особенностью которой является развитие умений учащихся управлять полученной информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни; не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
Технология разноуровневого обучения, которая позволяет добиваться хороших результатов, используя индивидуальный подход к учащимся, имеющим различные способности и возможности (например, разработка для учащихся заданий различного уровня сложности по одной и той же теме).
Технология игрового обучения, предусматривающая организацию педагогического процесса в форме различных педагогических игр, способствующих лучшему усвоению учащимися содержания Программы, создающая условия для разрешения проблемных ситуаций, развитию у учащихся творческих способностей, чувства уверенности в себе, повышению их самооценки (интеллект-карты, синквейны, деловая игра «Уголовный процесс» и т.д.).
Режим занятий – 1-2 раза в неделю по 2-4 часа (в зависимости от содержания учебно-тематического плана).
Структура занятий строится с применением элементов здоровьесберегающих технологий, при дозировке учебной нагрузки, периодической смене деятельности, с учетом работоспособности учащихся.
Планируемые результаты:
Освоение содержания Программы обеспечивает достижение учащимися следующих личностных результатов:
сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики;
повышение правовой культуры, формирование адекватного правового сознания;
формирование позиции активных и ответственных граждан Российской Федерации, осознающих свои конституционные права и обязанности, соблюдающих права и интересы других лиц, уважающих закон и правопорядок, обладающих чувством собственного достоинства, умеющих отстаивать свои законные прав и интересы в судебном порядке,;
готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в различных сферах деятельности.
В результате освоения курса Программы учащиеся должны:
Знать:
понятие судебной власти, правосудия,
признаки, принципы судебной власти, правосудия,
систему судебной власти в Российской Федерации,
основные этапы развития российской судебной системы,
нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и осуществления судебной власти в России, отправления правосудия по делам различных категорий,
процессуальный порядок разрешения различных споров.
Уметь:
ориентироваться в различных источниках правовой информации;
анализировать и оценивать процессуальное законодательство;
применять нормы различных отраслей права при разрешении правовых ситуаций, возникающих в практике;
владеть языковыми средствами: ясно, логично, доступно, точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, оперировать юридическими понятиями и категориями;
составлять юридические документы.
продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.
Способами определения результатов освоения Программы являются диагностика эмоционального фона учащихся в начале и в конце занятий, беседы, наблюдение, оценка выполнения тестов, разрешения правовых ситуаций, возникающих на практике, творческие задания и другие.
Формой подведения итогов реализации Программы является проведение деловой игры «Уголовный процесс» в одном из районных судов Свердловской области.
Учащимся, успешно освоившим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Судебная власть и правосудие», выдаются сертификаты. Учащимся, проявившим особые способности в освоении Программы, могут выдаваться почетные грамоты, призы или устанавливаться другие виды поощрений.
2 Содержание программы 2.1 Учебно-тематический план | |||||||||||
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий
| Формы аттестации (контроля) | |||||||
|
| Всего | Теория | Практика |
| ||||||
Раздел 1 Введение Раздел 1 Общая часть трудового права | |||||||||||
1.1 | Вводное занятие: ознакомление с Программой, нормативными правовыми актами, регулирующими судебную систему Российской Федерации, судопроизводство в Российской Федерации | 3 | 2 | 1 | Лекция | Входной тест «Судебная власть» | |||||
Раздел 2 Организация судебной власти в Российской Федерации | |||||||||||
2.1 | Понятие правосудия, принципы его осуществления | 6 | 4 | 2 | Лекция | Практическая работа № 1
| |||||
2.2 | Современная судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки, функции, символы | 8 | 6 | 2 | Лекция | Практическая работа № 2 | |||||
2.3 | Статус судьи
| 6 | 4 | 2 | Лекция
| Практическая работа № 3 | |||||
2.4 | История развития судебной власти в России
судебной власти в России | 10 | 6 | 4 | Лекция
| Практическая работа № 4
| |||||
2.5 | Судебная система: понятие, структура
| 6 | 4 | 2 | Лекция | Практическая работа № 5 | |||||
2.6 | Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации | 4 | 2 | 2 | Лекция | Практическая работа № 6 | |||||
2.7 | Суды общей юрисдикции | 10 | 8 | 2 | Лекция | Практическая работа № 7 | |||||
2.8 | Арбитражные суды | 2 | 2 |
| Лекция
|
| |||||
2.9 | Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия | 4 | 2 | 2 | Лекция | Практическая работа № 8 | |||||
2.10 | Ознакомление с деятельностью районных судов Свердловской области | 5 | 5 |
| Урок-экскурсия |
| |||||
Раздел 3 Виды судопроизводства | |||||||||||
3.1 | Понятие, виды судопроизводства | 6 | 4 | 2 | Лекция | Практическая работа № 9 | |||||
3.2 | Конституционное судопроизводство | 6 | 4 | 2 | Лекция | Практическая работа № 10
| |||||
3.3 | Гражданское судопроизводство | 20 | 10 | 10 | Лекция | Практическая работа № 11 Практическая работа № 12 Практическая работа № 13 | |||||
3.4 | Административное судопроизводство | 14 | 8 | 6 | Лекция | Практическая работа № 14 Практическая работа № 15 | |||||
3.5 | Уголовное судопроизводство
| 27 | 9 | 18 | Лекция | Практическая работа № 16 Практическая работа № 17 Практическая работа № 18 | |||||
| Итоговое занятие | 7 |
| 7 |
| Тест «Судебная власть и правосудие» Деловая игра «Уголовный процесс» (на примере реального уголовного дела, рассмотренного Белоярским (Заречным) районным судом Свердловской области) | |||||
Итого часов: | 144 | 80 | 64 |
|
|
-
Содержание разделов и тем
Раздел 1 Введение
Тема 1.1 Вводное занятие
Ознакомление с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Судебная власть и правосудие»: содержание, календарно-тематический план, режим занятий, формы аттестации (контроля). Ознакомление со списком основных нормативных правовых актов, регулирующих судебную систему Российской Федерации, судопроизводство в Российской Федерации.
Входной тест «Судебная власть».
Раздел 2 Организация судебной власти в Российской Федерации
Тема 2.1 Понятие правосудия, принципы его осуществления
Понятие правосудия. Сущность и значение судебной власти. Конституционные и отраслевые принципы осуществления правосудия в Российской Федерации.
Практическая работа № 1: работа с нормативными правовыми актами, составление кластеров «Принципы правосудия».
Тема 2.2 Современная судебная власть в Российской Федерации: понятие, признаки, функции, символы
Виды государственной власти в Российской Федерации. Понятие судебной власти. Признаки судебной власти. Функции судебной власти. Символы судебной власти (флаг, герб, судейская мантия).
Практическая работа № 2: работа с нормативными правовыми актами, дискуссия «Взаимодействие судебной власти с законодательной, исполнительной, влияние ветвей государственной власти друг на друга».
Тема 2.3 Статус судьи
Судьи – носители судебной власти. Порядок наделения судей полномочиями. Срок полномочий судьи. Требования, предъявляемые к судьям судов Российской Федерации и к кандидатам на должность судьи.
Гарантии независимости судей. Несменяемость, неприкосновенность судей, недопустимость вмешательства в деятельность судьи.
Приостановление и прекращение полномочий судьи.
Органы судейского сообщества.
Практическая работа № 3: работа с нормативными правовыми актами, выполнение тестовых заданий.
Тема 2.4 История развития судебной власти в России
Судебная власть в России в X-XI веках. Развитие судебной власти в XVII-XVIII веках. Судебная реформа 1864 г. Развитие судебной власти в советское время. Судебная реформа конца 20-го века.
Практическая работа № 4: Дискуссия «Суд равный, скорый, правый»
Тема 2.5 Судебная система: понятие, структура
Понятие судебной системы. Единство судебной системы Российской Федерации.
Суд как орган судебной власти, осуществляющий правосудие.
Структура судебной системы Российской Федерации: федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации.
Порядок создания и упразднения судов.
Органы судейского сообщества. Аппарат суда. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Практическая работа № 5: работа с нормативными правовыми актами, составление схемы «Судебная система».
Тема 2.6 Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации - высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.
Полномочия, состав, порядок образования, организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
Практическая работа № 6: работа с нормативными правовыми актами, ознакомление с официальными сайтами Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Тема 2.7 Суды общей юрисдикции
Система судов общей юрисдикции: федеральные суды, суды субъектов Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о судах общей юрисдикции. Звенья судов общей юрисдикции. Судебные инстанции.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: структура, состав, полномочия.
Районный суд: состав, компетенция.
Мировой судья: компетенция, порядок назначения (избрания) на должность мировых судей, срок полномочий мирового судьи; судебные участки.
Военные суды: порядок создания военных судов, их система и полномочия.
Практическая работа № 7: работа с нормативными правовыми актами, ознакомление с официальными сайтами Свердловского областного суда, районных судов Свердловской области в информационно-коммуникационной сети Интернет.
Тема 2.8 Арбитражные суды
Система арбитражных судов: арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, суд по интеллектуальным правам.
Тема 2.9 Участие граждан Российской Федерации в отправлении правосудия
Закрепление конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия в Федеральных законах "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации. Требования, предъявляемые к присяжным и арбитражным заседателям. Порядок формирования коллегии присяжных заседателей, списков арбитражных заседателей. Дела, подлежащие рассмотрению с участием присяжных заседателей. Особенности уголовного судопроизводства с участием присяжных заседателей.
Практическая работа № 8: работа с нормативными правовыми актами, составление синквейнов «Присяжный».
Тема 2.10 Ознакомление с деятельностью районных судов Свердловской области
Экскурсия в районные суды Свердловской области (Белоярский районный суд, Заречный районный суд) с освещением вопросов об истории развитии этих судов, структурой судов, направлением деятельности аппарата судов, помещениями судов. Присутствие в судебных заседаниях при рассмотрении районными судами различных дел.
Раздел 3 Виды судопроизводства
Тема 3.1 Понятие, виды судопроизводства
Понятие судопроизводства. Виды судопроизводства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Законодательство, регулирующее судопроизводство в Российской Федерации. Понятие подведомственности и подсудности. Понятие и виды стадий судопроизводства.
Практическая работа № 9: работа с нормативными правовыми актами, выполнение тестовых заданий.
Тема 3.2 Конституционное судопроизводство
Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации: поводы, основания, общие требования, прилагаемые документы. Предварительное рассмотрение обращений. Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации. Решения Конституционного Суда Российской Федерации.
Практическая работа № 10: работа с нормативными правовыми актами.
Тема 3.3 Гражданское судопроизводство
Подведомственность и подсудность гражданских дел.
Порядок обращения в суд: понятие иска, элементы иска, исковая давность, порядок возбуждения гражданского дела в суде.
Участники гражданского судопроизводства, их права и обязанности.
Судебное разбирательство по гражданским делам: виды (исковое, приказное, особое), стадии гражданского процесса, рассмотрение и разрешение гражданских дел в суде первой инстанции, порядок обжалования судебных решений.
Практическая работа № 11: работа с нормативными правовыми актами, составление таблицы «Права и обязанности участников гражданского судопроизводства»
Практическая работа № 12: работа с нормативными правовыми актами, разрешение практических ситуаций.
Практическая работа № 13: работа с нормативными правовыми актами, составление искового заявления.
Тема 3.4 Административное судопроизводство
Законодательство об административном судопроизводстве.
Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Возбуждение, рассмотрение дела об административном правонарушении.
Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.
Общие положения о рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Практическая работа № 14: работа с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составление таблиц «Виды мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях», «Виды административных наказаний», выполнение тестовых заданий.
Практическая работа № 15: работа с нормативными правовыми актами, разрешение правовых ситуаций.
Тема 3.5 Уголовное судопроизводство
Подведомственность и подсудность уголовных дел.
Участники уголовного судопроизводства, их права и обязанности.
Меры процессуального принуждения.
Производство в суде первой инстанции: общий порядок подготовки к судебному заседанию, общие условия судебного разбирательства, подготовительная часть судебного заседания, судебное следствие, прения сторон, последнее слово подсудимого, постановление приговора.
Обжалование приговора.
Особый порядок судебного разбирательства.
Особенности производства у мирового судьи.
Практическая работа № 16: работа с нормативными правовыми актами, выполнение тестовых заданий, разрешение правовых ситуаций.
Практическая работа № 17: написание эссе по теме
Практическая работа № 18: подготовка к проведению деловой игры «Уголовный процесс».
Итоговое занятие - тест «Судебная власть и правосудие», деловая игра «Уголовный процесс».
3 Условия реализации Программы
Методическое обеспечение Программы включает формы, методы организации занятий, дидактический, лекционный, методический материалы, материально-техническое оснащение занятий.
Программа обеспечивается методическими видами продукции:
сценарий деловой игры «Уголовный процесс»,
тестовые задания, правовые ситуации,
рекомендации по проведению практических работ,
дидактический материал (мультимедийные презентации, карточки-задания и т.д.),
лекционный материал.
Формами организации обучения являются:
по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, комбинированные формы занятий.
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и учащихся — лекция, практическая работа, экскурсия, занятие-игра и другие.
Методы, применяемые в обучении:
словесные (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста),
наглядные (показ видеоматериалов, интернет-сайтов, иллюстраций, приемов исполнения заданий),
практические (разрешение правовых ситуаций).
Программа «Судебная власть и правосудие» реализуется в учебных кабинетах ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум», а также в Белоярском районном суде, Заречном районном суде Свердловской области.
Оборудование учебного кабинета и технические средства обучения:
посадочные места по количеству учащихся
рабочее место преподавателя
учебная доска
компьютерное оборудование с доступом к сети Интернет
мультимедийный проектор
звуковые колонки
экран
бумага, краски, кисточки, фломастеры, карандаши
Список литературы
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 14.03.2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. «О прокуратуре» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Закон Свердловской области от 15.07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утверждены Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 гг. по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468) [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа www.consultant.ru, свободный.
- Устав ГАПОУ СО «Белоярский многопрофильный техникум», утвержденный приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 18.05.2018 г. № 245-Д.
- Положение по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в Белоярском многопрофильном техникуме, утвержденное 15.01.2016 г.
- Постановления Правительства РФ, Пленумов Верховного Суда РФ, Указов Президента РФ по изучаемым темам Программы [Электронный ресурс]: официальный сайт / Компания Консультант Плюс. - Режим доступа: www.consultant.ru, свободный
-
-
- Васильева, Е.Г. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 ч. Часть 1: практич. пособие / Е.Г. Васильева, Е.В.Ежова, Р.М.Шагеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 228 с. – Серия: Профессиональные комментарии. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/voprosy-ugolovnogo-sudoproizvodstva-v-resheniyah-konstitucionnogo-suda-rf-v-2-ch-chast-1-434600
- Васильева, Е.Г., Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. В 2 ч. Часть 2: практич. пособие / Е.Г. Васильева, Е.В.Ежова, Р.М.Шагеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. - 228 с. – Серия: Профессиональные комментарии. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/voprosy-ugolovnogo-sudoproizvodstva-v-resheniyah-konstitucionnogo-suda-rf-v-2-ch-chast-2-434601
- Воскобитова, Л.А. Судебная власть: возникновение, развитие, типология: Монография - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 128 с.: [Электронный ресурс] Режим доступа: http://znanium.com
- Гриненко, А. В. Правоохранительные и судебные органы : учебник для СПО / А. В. Гриненко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 281 с. —Серия : Профессиональное образование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/pravoohranitelnye-i-sudebnye-organy-430401
- Носков, И. Ю. Профессиональная этика юриста : учебник для СПО / И. Ю. Носков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — Серия : Профессиональное образование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/professionalnaya-etika-yurista-441891
- Правоохранительные органы : учебник для СПО / Бозров, В.М. [и др.] ; под ред. В. М. Бозрова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 424 с. — Серия : Профессиональное образование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/pravoohranitelnye-organy-433341.
- Правоохранительные органы. Практикум. Учебное пособие для СПО / Бозров, В. М. ; Под общ. ред. Бозрова В.М. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 171 с. — Серия : Профессиональное образование. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/pravoohranitelnye-organy-praktikum-433342
-
Интернет-ресурсы:
- Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru
- Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov66.ru
- Официальный сайт Министерства образования и науки РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф
- Официальный сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minobraz.ru
- Официальный сайт Президента РФ. URL [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml
- Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
- https://www.youtube.com/watch?v=6kf_zQ22UQ4 - Судебная система России в цифрах и фактах
- https://www.youtube.com/watch?v=5npQQPzBPNg - Как стать судьей
- https://otr-online.ru/programmy/prav-da/sudebnaya-sistema-v-rossii-problema-doveriya-33720.html - Судебная система в России. Проблема доверия
- https://videouroki.net/tests/do/715167283 - Тест: Судебная власть в Российской Федерации