Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вместе с природой» (7 класс)
Управление образования администрации Собинского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Собинского района
Центр дополнительного образования
Рекомендована УТВЕРЖДАЮ:
методическим Директор МБУ ДО ЦДО
советом
от «___»___________20___г. __________ Михайлова И.А.
Протокол №___________ Приказ №_________
от «___»___________20___г.
Согласовано с родителями учащейся
.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Вместе с природой»
Направленность: художественная
Возраст учащейся: 14 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: базовый
Статус программы: адаптированная
Составитель;
Раздорских Наталья Викторовна
педагог дополнительного
образования.
г. Собинка, 2020
Содержание программы
Титульный лист программы стр.1
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3-7
1.1.Пояснительная записка…………………………………………… стр.3
1.2.Цель и задачи программы ………………………………………... стр.4
1.3.Содержание программы…….………………………….................. стр.5
1.4.Планируемые результаты………………………………………… стр.7
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8 -10
2.1.Формы аттестации, оценочные материалы ……………………… стр.8
2.2.Рабочие программы (модули), курсов, дисциплин, предметов … стр.8
2.3.Условия реализации программы………………………………….. стр.8
2.4.Календарно-учебный график……………………………………… стр. 9
2.5.Список литературы………………………………………………… стр.10
Приложение 1 «Календарно-тематический план».
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вместе с природой» (далее - программа) разработана на основе программы «Флористика» (составитель: педагог дополнительного образования Раздорских Наталья Викторовна МБУ ДО ЦДО, 2020 г.) и адаптирована для индивидуальных занятий с ребенком-инвалидом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Актуальность
Роль системы дополнительного образования, а именно занятий декоративно-прикладным творчеством имеет огромное значение для развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды даже при достаточных знаниях в различных образовательных областях далеко не всегда могут выстраивать свою жизненную траекторию, не умеют реализовать свой потенциал, испытывают огромные трудности в профессиональном определении и социальной адаптации. Освоение детьми - инвалидами программы способствует их социализации, становлению гражданственности и способности участия в общественной жизни.
Программа - это одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности. Введение в жизнь для таких детей творческих занятий – социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, кроме того, педагогически организованное совместное занятие творчеством детей и взрослых может компенсировать определенное отставание в развитии от сверстников. Содержание программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений и навыков в области свитфлористики, что позволяет быть успешным и авторитетным среди своих сверстников.
Создание творческой развивающей среды дает возможность самовыражаться в доступных видах деятельности.
Педагог предлагает позитивное ведение коррекционно-педагогической работы, объективную и прогностическую оценку ее результатов, опираясь на эмоциональное общение, положительные переживания ребенка в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый
Статус: адаптированная.
Адресат программы:
Отличительной особенностью программы является то, что она разработана для конкретного ребенка (категория «ребенок - инвалид», диагноз – тугоухость 3 и 4 степени, учащейся 14 лет, имеющей особенности физического развития. Программа ориентирована не только на возрастные особенности, но и на уровень физиологического и умственного развития, на состояние здоровья и потребности учащейся.
Учащейся в этом возрасте важно получить опыт конструктивного и творческого взаимодействия с педагогом и, заинтересовавшись предметной областью -художественным творчеством, почувствовать вкус к преодолению трудностей.
Формы и методы обучения
Форма обучения – очно – заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий
(ВКонтакте закрытые группы https://vk.com/id283375795).
Модуль 1: https://youtu.be/tclxtc77hMo
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная.
Деловое взаимодействие с педагогом дополнительного образования выстраивается как сотрудничество: педагог-ребенок-родители, а общение строиться на уважительном внимании друг к другу и взаимной заинтересованности.
Для успешного социального развития ребенка необходима уверенность в том, что педагог может положиться на помощь близких в разрешении проблем.
Требуется признать ценностью достижение максимально возможной эмоциональной стабильности ребенка с инвалидностью, как обязательного условия его продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития, безопасности его самого и окружающей социальной среды
Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 1 год.
1 год обучения – 144 часа (сентябрь-май текущего учебного года).
Режим занятий
Учебная нагрузка в неделю – 4 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 30 минут, с 10 минутной переменой в соответствии с Уставом ОУ.
Важно в этом возрасте внимательное отношение к утомляемости ребенка и тем нагрузкам, которые оставляют ему возможность быть продуктивным, а также особенная осторожность в стимуляции его достижений. Необходимо последовательно, терпеливо и продуктивно учить, не допуская истощения, рационально распределять время и силы на занятии.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: создание безопасного жизненного образовательного пространства для учащейся категории «ребенок-инвалид», для приобретения жизненного опыта, адаптации в социуме и обеспечения развития своих основных жизненных потребностей.
Задачи:
мотивировать интерес к искусству свитфлористики, ознакомить с историей и развитием искусства свитфлористики;
обучать приёмам работы с гофрированной бумагой;
развивать внимание, воображение, память, фантазию, качественное выполнение творческих работ;
развивать коммуникативные навыки культуры общения;
воспитывать культуру труда: бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию; формировать аккуратность в работе, усидчивость, терпение и трудолюбие;
обеспечить родителям (законным представителям) возможность получения
необходимой консультативной помощи.
1.3.Содержание программы
Учебный план
1-года обучения
№ п/п | Название тем | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики | Формы аттестации |
1.
| Вводное занятие | 2 | 2 | - | беседа
|
2. | История возникновения свитфлористики | 2 | 2 | - | опрос |
3. | Оборудование и материалы | 2 | 2 | - | опрос |
4. | Букет педагогу. Итоговое занятие | 18 | 2 | 16 | практическая работа |
5. | Цветочная композиция ко дню матери Итоговое занятие | 20 | 2 | 18 | практическая работа |
6. | Рождественский венок Итоговое занятие | 16 | 2 | 14 | оценка выполненной работы |
7. | Кукла в технике свитдизайн | 26 | 2 | 24 | оценка выполненной работы |
8. | Весенняя композиция к 8 Марта | 20 | 2 | 18 | мини-выставка |
9. | Пасхальная композиция | 20 | 2 | 18 | мини-выставка |
10. | Сладкие подарки для ветерана | 8 | 1 | 7 | оценка выполненной работы |
11. | Воспитательные мероприятия | 6 | 6 | - | экскурсия, выставка, беседы |
12. | Аттестация по итогам года | 2 | 2 | - | выставка, тестирование |
13. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | подведение итогов |
| Итого часов | 144 | 27 | 117 | |
Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Вводное занятие – 2 часа: 1 занятие.
Организационные вопросы; ознакомление с содержанием программы.
Техника безопасности. Экскурсия по ЦДО.
Практика: демонстрация готовых образцов и изделий педагога и учащихся
объединения. Игра «Познай себя».
2. История возникновения свитфлористики – 2 часа: теория – 2 часа/
1 занятие. Теория: искусство свитфлористики (свитдизайна), традиции,
использование (слайд – фото).
3. Оборудование и материалы – 2 часа: теория – 2 часа/ 1 занятие.
Разнообразные материалы и оборудование, пеноплекс, ленты,
проволока, шпажки и зубочистки, скотч, тейп – лента, флористическая
пленка, гофрированная бумага, порт – букетницы, конфеты.
органза, сизаль, банты. Дидактическая игра «Угадай, что и зачем».
4. Букет педагогу- 18 часов: 2 часа теория, 16 часов – практика/
9 занятий.
Теория: подбор материалов, примеры композиций.
Практика: изготовление цветов и листьев. Сборка и декорирование букета.
Оформление букета.
5. Цветочная композиция ко дню матери - 20 часов: 2 часа теория,
18 часов – практика/10 занятий.
Разнообразие материалов, примеры разных букетов (из журналов).
Практика: изготовление крокусов и листьев, оформление корзины,
установка крокусов, упаковка во флористическую пленку.
6. Рождественский венок - 16 часов: 2 часа – теория, 14 часов – практика/
8 занятий.
Беседа, ознакомление с природными материалами, правила работы.
Практика: изготовление рождественского венка
(сосновые ветки, шишки, декоративные украшения, новогодние игрушки).
Итоговое занятие: 2 часа(1 занятие), мини – выставка совместно с
родителями. Оценка выполненной работы.
7. Кукла в технике свитдизайн – 26 часов: 2часа – теория;
24 часа – практика/ 13 занятий.
Материалы, составление эскизов, примеры, изготовление цветов
и фунтиков из органзы.
Практика: оформление куклы.
8. Весенняя композиция к 8 Марта – 20 часов: 2 часа – теория,
18 часов – практика/ 10 занятий.
Беседа: природные материалы, примеры композиций
(из журналов, Интернет-ресурсов). Составление кроссворда.
Практика: изготовление весенней композиции к 8 Марта.
Итоговое занятие: 2 часа (1 занятие), мини – выставка совместно с
родителями, оценка работы, вручение работы маме к 8 Марта.
9 .Пасхальная композиция – 20 часов: 2 часа – теория, 18часов –
Практика/ 10 занятий.
Теория: праздник Пасха, традиции, подарки.
Праздничные композиции, их значение для человека.
Использование дистанционных образовательных технологий:
презентация «Пасхальная композиция» (автор педагог Раздорских Н.В.),
презентация – мастер-класс профессионального флориста Елены Клевак
«Пасхальная композиция» - https://youtu.be/tclxtc77hMo
Итоговое занятие- 2 часа (1 занятие), мини-выставка, оценка выполненной
работы.
10. Сладкие подарки для ветерана – 8 часов: теория – 1 час,
практика – 7часов/ 4 занятия.
Уважение к старшему поколению, оказание помощи. Праздник Великой
Победы. Подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов,
изготовление цветов.
Практика: оформление подарка. Оценка выполненной работы.
11. Воспитательные мероприятия - 6 часов, 3 занятия.
Экскурсии в музей «Город детства»; посещение выставочных залов в
целях ознакомления с различными видами художественного и
декоративно- прикладного искусства; участие в творческих конкурсах,
фестивалях, выставках разного уровня; участие в фестивале детского
творчества «Я – это мир. Мир – это я»; участие в мероприятиях: «День
матери», «Новый год», праздничная церемония награждения по итогам
учебного года.
12. Аттестация по итогам года – 2 часа / 1 занятие.
Персональная выставка творческих работ учащейся, тестирование.
13. Итоговое занятие – 2 часа/ 1 занятие.
Оценивание результатов персональной выставки, подведение итогов за
курс обучения по программе «Вместе с природой», награждение за
участие в выставках и конкурсах разного уровня. На итоговое занятие
приглашаются родители (законные представители) учащейся.
1.4.Планируемые результаты
По окончании 1 года обучения учащаяся должна знать:
принципы составления букетов и композиций;
особенности работы с бумагой и оборудованием;
правила организации рабочего места;
правила организации труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами.
Должна уметь:
составлять букеты и композиции;
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами, применяя приобретенные навыки в практике;
выполнять действия при работе с бумагой и природными материалами.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Формы аттестации и оценочные материалы
Для определения результативности освоения программы осуществляется контроль:
Вводный: педагогическое наблюдение, беседа;
Промежуточный: осуществляется по завершению изучения темы в форме
творческого задания, самостоятельной работы, тестирования, решения
кроссворда, выполнения практической работы с оценкой качества
изготовления изделий;
Итоговый: аттестация по итогам учебного года - выставка художественного
творчества «Величальная красоте», тестирование.
Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов являются
оценочные листы, критерии оценки готовых изделий, материалы
тестирования, портфолио и фото творческих работ. Фиксация результатов
осуществляется в журнале учета работы педагога «Контроль качества
образования». Формой предъявления и демонстрации образовательных
результатов являются: участие в конкурсах и выставках декоративно-
прикладного творчества разного уровня; участие в выставке
художественного творчества «Величальная красоте» в МБУ ДО ЦДО,
интернет- конкурсе «АРТ - талант», «Изумрудный город».
2.2. Рабочие программы модулей.
Календарно-тематический план (см. Приложение 1).
2.3.Условия реализации программы
* Материально-техническое обеспечение
Учебный кабинет № 25 оборудован всем необходимым для занятий с
учащейся: доска, столы и стулья для учащейся и педагога, шкафы для
хранения дидактических пособий и учебных материалов. В учебном кабинете
имеется компьютер, принтер, монитор, ноутбук, доступ к сети Интернет.
Кабинет оснащен качественным электроосвещением. Учитывая специфику
работы с колющими и режущими инструментами, в кабинете имеются
инструкции по обеспечению безопасности жизнедеятельности:
ИОБЖ №001-18, ИОБЖ № 006-18, ИОБЖ № 007-18, ИОБЖ № 004-18.
Перечень оборудования необходимого для проведения занятия:
- для работы по свитфлористике имеется: секатор, ножницы,
гофрированная бумага, упаковочная бумага, пакеты, подставки для
клеевых пистолетов, клеевой пистолет, ножницы, пеноплекс.
Для работы имеются в наличии:
- основные материалы – гофрированная бумага разного цвета, декоративные
украшения, нитки, атласные ленты, флористическая проволока;
- вспомогательные материалы – корзинки, рамки, канцелярские
принадлежности, подставки для клеевых пистолетов, пеноплекс.
- инструменты – секатор, флористический нож, ножницы, кусачки, клеевой
пистолет, клеевые стержни, плоскогубцы.
*Информационное обеспечение: литература по свитфлористике;
интернет - источники:
творческий мастер-класс http://poletfantazy.ru/
творческий мастер-класс//http://master – klassy.ru/
страна мастеров, ручная работа, мастер – классы//
https://www.livemaster.ru/masterclassesu/
творческий мастер- класс Елены Клевак –
https://www.youtube.com/watch?v=tclxtc77hMo
*Методическое обеспечение программы
Формы организации учебного занятия:
занятие – знакомство: с историей свитфлористики, освоения и первичного закрепления теоретического материала;
занятие - практическая работа, самостоятельная работа
(занятие освоения практических умений и навыков);
занятие – смотр: мини - выставка, персональная выставка
(занятие контроля и оценки, полученных знаний, умений и навыков);
занятие – беседа, игра, мини-выставка совместно с родителями и учащейся. *Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология игровой деятельности;
- здоровьесберегающие технологии:
- микротехнологии.
*Дидактические материалы:
Критериальная база по оценке качества образования учащегося объединения –
методические разработки оценочных таблиц творческих работ.
Выставка работ педагога и учащихся (фото).
Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ и инвалидностью:
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-detmi-s-ovz
1200658.html (Использование специальных (коррекционных)
педагогических приемов в обучении детей с ОВЗ и детей - инвалидов для
успешного освоения АОП;
http://евролицей.рф/userfiles/ufiles/selezneva/fgosovz/rekomendatsii_po_vvedeniyu_f gos_ovz.docx1.pdf (Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ и детей - инвалидов);
http://евролицей.рф/userfiles/ufiles/selezneva/fgosovz/rekomendatsii_po_vvedeniyu_f gos_ovz.docx1.pdf (Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ и детей - инвалидов);
https://департамент. образование33.рф
Информация от 21.08.2019 № ДО-6534-02-07 О эффективных моделях дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями.
2.4. Календарно-учебный график
год обучения | дата начала занятий | дата окончания занятий | количество учебных недель | количество учебных дней | количество учебных часов | режим занятий |
1 год обучения | 01.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа |
2.5. Список литературы
Для педагога
* Нормативная база
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом
Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №196).
4. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программ».
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г.№996-р г. «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
6. Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей
(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача
РФ от 04.07.2014г №41).
*Специальная литература:
1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие поделки из природного материала»,
Москва, издательство «Лада», 2010г.
2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. « Что можно сделать из природного
материала», Москва, издательство «Просвещение», 1983г.
3. Долженко Г.И., « 100 поделок из бумаги», Ярославль, издательство
«Академия развития», 1999г.
4. Д-р Д.Г.Хессайон «Искусство флористики, составление композиций из
цветов», Москва, издательство «Аст». 2014г.
5. Буторина О.Г. «Об опыте воспитания и обучения детей с ОВЗ», журнал
«Воспитание школьников», №7, 2010г.
Для учащейся и родителей:
1. Браиловская Л.В. «Природные материалы в интерьере», Ростов-на-Дону,
Издательство «Феникс», 2005г.
2. Буторина О.Г. «Об опыте воспитания и обучения детей с ОВЗ», журнал
«Воспитание школьников», №7, 2010г.
3. Д-р Д.Г. Хессайон «Искусство флористики, составление композиций из
цветов», Москва, издательство «Аст». 2014г.
11