Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вместе с природой» (7 класс)

5
0
Материал опубликован 2 January 2021 в группе

Управление образования администрации Собинского района

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Собинского района

Центр дополнительного образования





Рекомендована УТВЕРЖДАЮ:

методическим Директор МБУ ДО ЦДО

советом

от «___»___________20___г. __________ Михайлова И.А.

Протокол №___________ Приказ №_________

от «___»___________20___г.



Согласовано с родителями учащейся

.



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Вместе с природой»


Направленность: художественная

Возраст учащейся: 14 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый

Статус программы: адаптированная



Составитель;

Раздорских Наталья Викторовна

педагог дополнительного

образования.






г. Собинка, 2020

Содержание программы


Титульный лист программы стр.1


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 3-7

1.1.Пояснительная записка…………………………………………… стр.3

1.2.Цель и задачи программы ………………………………………... стр.4

1.3.Содержание программы…….………………………….................. стр.5

1.4.Планируемые результаты………………………………………… стр.7


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 8 -10

2.1.Формы аттестации, оценочные материалы ……………………… стр.8

2.2.Рабочие программы (модули), курсов, дисциплин, предметов … стр.8

2.3.Условия реализации программы………………………………….. стр.8

2.4.Календарно-учебный график……………………………………… стр. 9

2.5.Список литературы………………………………………………… стр.10

Приложение 1 «Календарно-тематический план».



























Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вместе с природой» (далее - программа) разработана на основе программы «Флористика» (составитель: педагог дополнительного образования Раздорских Наталья Викторовна МБУ ДО ЦДО, 2020 г.) и адаптирована для индивидуальных занятий с ребенком-инвалидом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Актуальность

Роль системы дополнительного образования, а именно занятий декоративно-прикладным творчеством имеет огромное значение для развития, воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды даже при достаточных знаниях в различных образовательных областях далеко не всегда могут выстраивать свою жизненную траекторию, не умеют реализовать свой потенциал, испытывают огромные трудности в профессиональном определении и социальной адаптации. Освоение детьми - инвалидами программы способствует их социализации, становлению гражданственности и способности участия в общественной жизни.

Программа - это одно из средств помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности. Введение в жизнь для таких детей творческих занятий – социально педагогическое явление, эффективность которого обусловлена разнообразием возможных форм воспитательной и образовательной деятельности, кроме того, педагогически организованное совместное занятие творчеством детей и взрослых может компенсировать определенное отставание в развитии от сверстников. Содержание программы обуславливается спецификой деятельности и возможностями приобретения ребенком знаний, умений и навыков в области свитфлористики, что позволяет быть успешным и авторитетным среди своих сверстников.

Создание творческой развивающей среды дает возможность самовыражаться в доступных видах деятельности.

Педагог предлагает позитивное ведение коррекционно-педагогической работы, объективную и прогностическую оценку ее результатов, опираясь на эмоциональное общение, положительные переживания ребенка в процессе взаимодействия с окружающими людьми.

Направленность программы: художественная

Уровень программы: базовый

Статус: адаптированная.

Адресат программы:

Отличительной особенностью программы является то, что она разработана для конкретного ребенка (категория «ребенок - инвалид», диагноз – тугоухость 3 и 4 степени, учащейся 14 лет, имеющей особенности физического развития. Программа ориентирована не только на возрастные особенности, но и на уровень физиологического и умственного развития, на состояние здоровья и потребности учащейся.

Учащейся в этом возрасте важно получить опыт конструктивного и творческого взаимодействия с педагогом и, заинтересовавшись предметной областью -художественным творчеством, почувствовать вкус к преодолению трудностей.

Формы и методы обучения

Форма обучения очно – заочная, с использованием дистанционных образовательных технологий

(ВКонтакте закрытые группы https://vk.com/id283375795).

Модуль 1: https://youtu.be/tclxtc77hMo

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная.

Деловое взаимодействие с педагогом дополнительного образования выстраивается как сотрудничество: педагог-ребенок-родители, а общение строиться на уважительном внимании друг к другу и взаимной заинтересованности.

Для успешного социального развития ребенка необходима уверенность в том, что педагог может положиться на помощь близких в разрешении проблем.

Требуется признать ценностью достижение максимально возможной эмоциональной стабильности ребенка с инвалидностью, как обязательного условия его продуктивного социально-эмоционального и когнитивного развития, безопасности его самого и окружающей социальной среды

Объем и срок освоения программы

Срок реализации программы – 1 год.

1 год обучения – 144 часа (сентябрь-май текущего учебного года).

Режим занятий

Учебная нагрузка в неделю – 4 часа. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 30 минут, с 10 минутной переменой в соответствии с Уставом ОУ.

Важно в этом возрасте внимательное отношение к утомляемости ребенка и тем нагрузкам, которые оставляют ему возможность быть продуктивным, а также особенная осторожность в стимуляции его достижений. Необходимо последовательно, терпеливо и продуктивно учить, не допуская истощения, рационально распределять время и силы на занятии.

1.2.Цель и задачи программы

Цель: создание безопасного жизненного образовательного пространства для учащейся категории «ребенок-инвалид», для приобретения жизненного опыта, адаптации в социуме и обеспечения развития своих основных жизненных потребностей.

Задачи:

мотивировать интерес к искусству свитфлористики, ознакомить с историей и развитием искусства свитфлористики;

обучать приёмам работы с гофрированной бумагой;

развивать внимание, воображение, память, фантазию, качественное выполнение творческих работ;

развивать коммуникативные навыки культуры общения;

воспитывать культуру труда: бережное отношение к инструментам, материалу и оборудованию; формировать аккуратность в работе, усидчивость, терпение и трудолюбие;

обеспечить родителям (законным представителям) возможность получения

необходимой консультативной помощи.


1.3.Содержание программы

Учебный план

1-года обучения


п/п


Название тем


Всего

часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

Формы

аттестации

1.

Вводное занятие

2

2

-

беседа

2.

История возникновения свитфлористики

2

2

-

опрос

3.

Оборудование и материалы

2

2

-

опрос

4.

Букет педагогу.

Итоговое занятие

18

2

16

практическая

работа

5.

Цветочная композиция ко дню матери

Итоговое занятие

20

2

18

практическая

работа

6.

Рождественский венок

Итоговое занятие

16

2

14

оценка

выполненной

работы

7.

Кукла в технике свитдизайн

26

2

24

оценка

выполненной

работы

8.

Весенняя композиция к 8 Марта

20

2

18

мини-выставка

9.

Пасхальная

композиция

20

2

18

мини-выставка

10.

Сладкие подарки для ветерана


8

1

7

оценка

выполненной

работы

11.

Воспитательные

мероприятия

6

6

-

экскурсия,

выставка,

беседы

12.

Аттестация по итогам года

2

2

-

выставка,

тестирование

13.

Итоговое занятие

2

-

2

подведение

итогов

Итого часов

144

27

117


Содержание учебного плана

1 год обучения

1. Вводное занятие – 2 часа: 1 занятие.

Организационные вопросы; ознакомление с содержанием программы.

Техника безопасности. Экскурсия по ЦДО.

Практика: демонстрация готовых образцов и изделий педагога и учащихся

объединения. Игра «Познай себя».

2. История возникновения свитфлористики2 часа: теория – 2 часа/

1 занятие. Теория: искусство свитфлористики (свитдизайна), традиции,

использование (слайд – фото).

3. Оборудование и материалы 2 часа: теория – 2 часа/ 1 занятие.

Разнообразные материалы и оборудование, пеноплекс, ленты,

проволока, шпажки и зубочистки, скотч, тейп – лента, флористическая

пленка, гофрированная бумага, порт – букетницы, конфеты.

органза, сизаль, банты. Дидактическая игра «Угадай, что и зачем».

4. Букет педагогу- 18 часов: 2 часа теория, 16 часов – практика/

9 занятий.

Теория: подбор материалов, примеры композиций.

Практика: изготовление цветов и листьев. Сборка и декорирование букета.

Оформление букета.

5. Цветочная композиция ко дню матери - 20 часов: 2 часа теория,

18 часов – практика/10 занятий.

Разнообразие материалов, примеры разных букетов (из журналов).

Практика: изготовление крокусов и листьев, оформление корзины,

установка крокусов, упаковка во флористическую пленку.

6. Рождественский венок - 16 часов: 2 часа – теория, 14 часов – практика/

8 занятий.

Беседа, ознакомление с природными материалами, правила работы.

Практика: изготовление рождественского венка

(сосновые ветки, шишки, декоративные украшения, новогодние игрушки).

Итоговое занятие: 2 часа(1 занятие), мини – выставка совместно с

родителями. Оценка выполненной работы.

7. Кукла в технике свитдизайн – 26 часов: 2часа – теория;

24 часа – практика/ 13 занятий.

Материалы, составление эскизов, примеры, изготовление цветов

и фунтиков из органзы.

Практика: оформление куклы.

8. Весенняя композиция к 8 Марта 20 часов: 2 часа – теория,

18 часов – практика/ 10 занятий.

Беседа: природные материалы, примеры композиций

(из журналов, Интернет-ресурсов). Составление кроссворда.

Практика: изготовление весенней композиции к 8 Марта.

Итоговое занятие: 2 часа (1 занятие), мини – выставка совместно с

родителями, оценка работы, вручение работы маме к 8 Марта.

9 .Пасхальная композиция 20 часов: 2 часа – теория, 18часов –

Практика/ 10 занятий.

Теория: праздник Пасха, традиции, подарки.

Праздничные композиции, их значение для человека.

Использование дистанционных образовательных технологий:

презентация «Пасхальная композиция» (автор педагог Раздорских Н.В.),

презентация – мастер-класс профессионального флориста Елены Клевак

«Пасхальная композиция» - https://youtu.be/tclxtc77hMo

Итоговое занятие- 2 часа (1 занятие), мини-выставка, оценка выполненной

работы.

10. Сладкие подарки для ветерана8 часов: теория – 1 час,

практика – 7часов/ 4 занятия.

Уважение к старшему поколению, оказание помощи. Праздник Великой

Победы. Подбор материалов, составление эскизов, примеры букетов,

изготовление цветов.

Практика: оформление подарка. Оценка выполненной работы.

11. Воспитательные мероприятия - 6 часов, 3 занятия.

Экскурсии в музей «Город детства»; посещение выставочных залов в

целях ознакомления с различными видами художественного и

декоративно- прикладного искусства; участие в творческих конкурсах,

фестивалях, выставках разного уровня; участие в фестивале детского

творчества «Я – это мир. Мир – это я»; участие в мероприятиях: «День

матери», «Новый год», праздничная церемония награждения по итогам

учебного года.

12. Аттестация по итогам года 2 часа / 1 занятие.

Персональная выставка творческих работ учащейся, тестирование.

13. Итоговое занятие2 часа/ 1 занятие.

Оценивание результатов персональной выставки, подведение итогов за

курс обучения по программе «Вместе с природой», награждение за

участие в выставках и конкурсах разного уровня. На итоговое занятие

приглашаются родители (законные представители) учащейся.

1.4.Планируемые результаты

По окончании 1 года обучения учащаяся должна знать:

принципы составления букетов и композиций;

особенности работы с бумагой и оборудованием;

правила организации рабочего места;

правила организации труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами.

Должна уметь:

составлять букеты и композиции;

правильно организовать рабочее место;

пользоваться инструментами, применяя приобретенные навыки в практике;

выполнять действия при работе с бумагой и природными материалами.




Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Формы аттестации и оценочные материалы

Для определения результативности освоения программы осуществляется контроль:

Вводный: педагогическое наблюдение, беседа;

Промежуточный: осуществляется по завершению изучения темы в форме

творческого задания, самостоятельной работы, тестирования, решения

кроссворда, выполнения практической работы с оценкой качества

изготовления изделий;

Итоговый: аттестация по итогам учебного года - выставка художественного

творчества «Величальная красоте», тестирование.

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов являются

оценочные листы, критерии оценки готовых изделий, материалы

тестирования, портфолио и фото творческих работ. Фиксация результатов

осуществляется в журнале учета работы педагога «Контроль качества

образования». Формой предъявления и демонстрации образовательных

результатов являются: участие в конкурсах и выставках декоративно-

прикладного творчества разного уровня; участие в выставке

художественного творчества «Величальная красоте» в МБУ ДО ЦДО,

интернет- конкурсе «АРТ - талант», «Изумрудный город».

2.2. Рабочие программы модулей.

Календарно-тематический план (см. Приложение 1).

2.3.Условия реализации программы

* Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет № 25 оборудован всем необходимым для занятий с

учащейся: доска, столы и стулья для учащейся и педагога, шкафы для

хранения дидактических пособий и учебных материалов. В учебном кабинете

имеется компьютер, принтер, монитор, ноутбук, доступ к сети Интернет.

Кабинет оснащен качественным электроосвещением. Учитывая специфику

работы с колющими и режущими инструментами, в кабинете имеются

инструкции по обеспечению безопасности жизнедеятельности:

ИОБЖ №001-18, ИОБЖ № 006-18, ИОБЖ № 007-18, ИОБЖ № 004-18.

Перечень оборудования необходимого для проведения занятия:

- для работы по свитфлористике имеется: секатор, ножницы,

гофрированная бумага, упаковочная бумага, пакеты, подставки для

клеевых пистолетов, клеевой пистолет, ножницы, пеноплекс.

Для работы имеются в наличии:

- основные материалы – гофрированная бумага разного цвета, декоративные

украшения, нитки, атласные ленты, флористическая проволока;

- вспомогательные материалы – корзинки, рамки, канцелярские

принадлежности, подставки для клеевых пистолетов, пеноплекс.

- инструменты – секатор, флористический нож, ножницы, кусачки, клеевой

пистолет, клеевые стержни, плоскогубцы.

*Информационное обеспечение: литература по свитфлористике;

интернет - источники:

творческий мастер-класс http://poletfantazy.ru/

творческий мастер-класс//http://master – klassy.ru/

страна мастеров, ручная работа, мастер – классы//

https://www.livemaster.ru/masterclassesu/

творческий мастер- класс Елены Клевак –

https://www.youtube.com/watch?v=tclxtc77hMo

*Методическое обеспечение программы

Формы организации учебного занятия:

занятие – знакомство: с историей свитфлористики, освоения и первичного закрепления теоретического материала;

занятие - практическая работа, самостоятельная работа

(занятие освоения практических умений и навыков);

занятие – смотр: мини - выставка, персональная выставка

(занятие контроля и оценки, полученных знаний, умений и навыков);

занятие – беседа, игра, мини-выставка совместно с родителями и учащейся. *Педагогические технологии:

- технология индивидуализации обучения;

- технология игровой деятельности;

- здоровьесберегающие технологии:

- микротехнологии.

*Дидактические материалы:

Критериальная база по оценке качества образования учащегося объединения –

методические разработки оценочных таблиц творческих работ.

Выставка работ педагога и учащихся (фото).

Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ и инвалидностью:

https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-rabote-s-detmi-s-ovz

1200658.html (Использование специальных (коррекционных)

педагогических приемов в обучении детей с ОВЗ и детей - инвалидов для

успешного освоения АОП;

http://евролицей.рф/userfiles/ufiles/selezneva/fgosovz/rekomendatsii_po_vvedeniyu_f gos_ovz.docx1.pdf (Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ и детей - инвалидов);

http://евролицей.рф/userfiles/ufiles/selezneva/fgosovz/rekomendatsii_po_vvedeniyu_f gos_ovz.docx1.pdf (Методические рекомендации по организации обучения лиц с ОВЗ и детей - инвалидов);

https://департамент. образование33.рф

Информация от 21.08.2019 № ДО-6534-02-07 О эффективных моделях дополнительного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

2.4. Календарно-учебный график

год

обучения

дата

начала

занятий

дата

окончания

занятий

количество

учебных

недель

количество

учебных

дней

количество

учебных

часов

режим

занятий

1 год

обучения

01.09.2020

31.05.2021

36

72

144

2 раза

в неделю по

2 часа


2.5. Список литературы

Для педагога

* Нормативная база

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом

Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №196).

4. Приказ Министерства Образования и науки РФ от 29.08.2013г. №1008 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программ».

5. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г.№996-р г. «Стратегия

развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

6. Сан-Пин к устройству, содержанию и организации режима работы

образовательных организаций дополнительного образования детей

(утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача

РФ от 04.07.2014г №41).

*Специальная литература:

1. Агапова И., Давыдова М. «Лучшие поделки из природного материала»,

Москва, издательство «Лада», 2010г.

2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. « Что можно сделать из природного

материала», Москва, издательство «Просвещение», 1983г.

3. Долженко Г.И., « 100 поделок из бумаги», Ярославль, издательство

«Академия развития», 1999г.

4. Д-р Д.Г.Хессайон «Искусство флористики, составление композиций из

цветов», Москва, издательство «Аст». 2014г.

5. Буторина О.Г. «Об опыте воспитания и обучения детей с ОВЗ», журнал

«Воспитание школьников», №7, 2010г.

Для учащейся и родителей:

1. Браиловская Л.В. «Природные материалы в интерьере», Ростов-на-Дону,

Издательство «Феникс», 2005г.

2. Буторина О.Г. «Об опыте воспитания и обучения детей с ОВЗ», журнал

«Воспитание школьников», №7, 2010г.

3. Д-р Д.Г. Хессайон «Искусство флористики, составление композиций из

цветов», Москва, издательство «Аст». 2014г.















11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации