Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звукарик» социально-гуманитарной направленности
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр
для детей и подростков с ограниченными возможностями»
| |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Звукарик» социально-гуманитарной направленности
Возраст обучающихся: дети-инвалиды и дети с ограниченными
возможностями здоровья от 2 до 6 лет
Срок реализации: 24 дня
Объем программы: 12 часов
Составитель программы:
Скачкова Татьяна Анатольевна
должность: учитель-логопед
г. Гулькевичи
2024
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Проблема тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и социальном отношении. Особенно остро стоит проблема детской глухоты, так как снижение слуха в возрасте до 2-3-х лет часто приводит к задержке не только речевого развития, но и оказывает неблагоприятное воздействие на интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, что затрудняет его общение с окружающими и изолирует его от общества
В России число лиц с пониженным слухом составляет около 13-20 млн., а число детей и подростков с тугоухостью и глухотой составляет более 600 тысяч, при этом у 0,3% больных нарушения слуха носят врожденный характер, а у 80% малышей возникают в первые три года жизни. Особенно остро стоит проблема детской тугоухости. Более 1 млн. детей и подростков страдает нарушением слуха. Среди больных, страдающих тугоухостью, на долю поражений звуковоспринимающего аппарата, включая пресбиакузис, приходится от 60 до 93% случаев.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Звукарик» имеет социально-гуманитарную направленность. Данная программа адаптирована для обучения и развития слабослышащих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 2 до 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи I-II уровня с учётом особенностей психофизического развития обучающихся.
Программа «Звукарик» составлена учителем-логопедом, имеющим высшее образование Славянского государственного педагогического института дефектологического факультета, прошедшим курсы повышения квалификации в ГКУ КК «Краевой методический центр» с 26.09.2022 по 06.10.2022 по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика, психология и методика дополнительного образования детей и взрослых» в объёме 72 часов.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3;
«Концепция развития дополнительного образования детей» на 2022-2030 годы от 31марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанные ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2023 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Гулькевичский реабилитационный центр» № 07967 от 17 июня 2016 года, ОГРН 1022303585006, ИНН 2329016583, серия 23 Л01, № 0004826. Приложение № 1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 17 июня 2016 года № 07967.
Устав государственного казённого учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (в новой редакции) утверждён приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 18.05.2016 № 617. Изменения в Уставе государственного казённого учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» от 18.05.2016 № 618. Изменения в Уставе государственного казённого учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» от 15.08.2019 № 1395. Изменения в Уставе государственного казённого учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» от 21.10.2021 № 1700.
Актуальность
Тугоухость является третьим по распространенности заболеванием, уступая болезням сердца и артритам.
Потеря слуха в детском возрасте тесно связана с развитием речевой функции и интеллекта ребёнка, поэтому раннее выявление и реабилитация детей с тугоухостью является важной задачей, как в медицине, так и в педагогике.
Новизна
Цикл занятий данной программы предусматривает использование различных современных коррекционных, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных технологий, дистанционных технологий.
Педагогическая целесообразность программы
Программа помогает учить слабослышащих детей различать речевые и неречевые звуки, развивать позитивную социализацию, формировать у них доверие к миру, к людям, его личностный рост. Структура занятий по данной программе имеет определённо выстроенную схему, таким образом, что ребёнок с низким уровнем речевого развития быстро адаптируется к предлагаемым заданиям.
Отличительные особенности программы
Данная программа рассчитана на индивидуальные и групповые занятия. Добавлены дополнения в содержание программы. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка для более успешного усвоения знаний.
Адресат программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на обучение и развитие слабослышащих и имеющих кохлеарный имплант детей, преддошкольного и дошкольного возраста от 2 до 6 лет.
Формы обучения и виды занятий
Занятия проходят в форме индивидуальных, подгрупповых занятий теоретических и практических занятий.
Особенности организации образовательного процесса
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В структуре занятий используются физкультурные минутки, пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, занятия с интерактивным оборудованием, которые позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Объем программы
Общее количество – 12 часов.
Режим занятий
Дети с 2 до 6 лет – 20 минут.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: осуществлять профилактику логопедических нарушений и комплексную помощь детям преддошкольного и дошкольного возраста, имеющим нарушение слуха.
Задачи программы:
Обучающие:
обучать детей:
различать на слух речевые и неречевые звуки;
произносить правильно звуки;
выполнять звуко-слоговой анализ и синтез;
составлять словосочетания и простые предложения;
обобщать лексические группы.
Развивающие:
развивать:
понимание обращённой речи;
мелкую и артикуляционную моторику;
фонематический слух.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, к игрушкам.
Коррекционные:
корректировать:
звукопроизношение;
мелкую и артикуляционную моторику.
1.3.Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Звукарик» для детей от 2 до 6 лет
Время занятия для детей с 2 до 6 лет, длительностью 20 минут считать за 1 учебный час.
№ п/п | Возраст детей | Название блоков, разделов и тем | Количество часов | ||
1 | От 2 до 6 лет | Раздел 1. Развитие экспрессивной речи | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
12 | 6 | 6 | |||
ВСЕГО | 12 | 6 | 6 |
Каждое занятие направлено на развитие звукопроизносительной, лексической, грамматической и фонематической сторон речи. Цикл занятий начинается с овладения гласными звуками, затем согласными. В период обучения дети учатся сливать звуки в слоги, различать близкие по звучанию фонемы, пополнять словарный запас, различать формы слов единственного и множественного числа, образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов, составлять словосочетания и простые предложения.
В теоретической части занятия педагог рассказывает инструкцию к выполнению, какого-либо упражнения, игры или задания, читает стихи и загадки, проводит беседу о бережном отношении к живой и неживой природе.
В практической части дети играют в различные игры, направленные на развитие мелкой и артикуляционной моторики, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, внимания и памяти.
Каждое задание можно усложнять или упрощать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности.
1.4. Содержание программы
Раздел 1. Развитие экспрессивной речи
Занятие 1.1. Знакомство. Обследование устной речи
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: выполнение пальчиковой гимнастики «Гриб», работа за интерактивным столом - игра «Таинственная картина», работа за интерактивным столом - игра «Кто лишний» (четвёртый лишний), игра «Один и много», игра «Чей? Чья? Чьи?», игра «Скажи наоборот», игра «Что из чего сделано», выполнение пальчиковой гимнастики «Семья».
Диагностика устной речи
(см. Приложение, с. 21-26, Володина В.С., Савостьянова Е.В., Батяева С.В. «Большой альбом по развитию речи», интерактивный стол «Грибники», «Игрозвуки», Пожужжим»)
Занятие 1.2. Звук [А] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра «Накорми куклу», игра-лото «Найди такой же», пальчиковая гимнастика «Семья», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Ананас», игра «Уложи куклу спать», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.3. Звук [О] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - выполнение дыхательной гимнастики «Ветерок и жуки», работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра «Бабушка и внучка», игра-лото «Найди такой же», пальчиковая гимнастика «Капуста», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Огород», игра «Уложи куклу спать», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.4. Звук [У] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - дыхательная гимнастика «Рассмеши усача», работа за интерактивным столом - выполнение артикуляционной гимнастики, игра «Повторяй-ка», игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Накорми птиц», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Огород», игра «Уложи куклу спать», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.5. Звук [И] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - выполнение дыхательной гимнастики «Вертолёт», работа за интерактивным столом - выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Магазин игрушек», игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Стулья», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Индюк», игра «Уложи куклу спать», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Промежуточная диагностика устной речи
(см. Приложение, с. 21- 26, «Альбом по развитию речи» Володиной В.С.)
Занятие 1.6. Звук [Э] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - выполнение дыхательной гимнастики «Нет сорнякам», работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Кулачок», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Этажи», игра «Уложи куклу спать», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.7. Звук [Б] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - выполнение дыхательной гимнастики «Торт со свечками», работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Семья», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Барабан», игра «Звуковые бусы», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.8. Звук [М] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - выполнение дыхательной гимнастики «Букет для мамы», работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Ягоды», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Медвежата», игра «Звуковые бусы», игра «Убаюкай куклу», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.9. Звук [Н] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом – выполнение дыхательной гимнастики «Нет сорнякам», работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Мяч», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Машины», игра «Звуковые бусы», игра «Повторяй-ка».
Занятие 1.10. Звук [Л] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом – выполнение дыхательной гимнастики «Снежинка», работа за интерактивным столом – выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Рыбки», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Лебеди», игра «Распевка», игра «Повторяй-ка», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.11. Звук [Т] в начале и конце слов
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом – выполнение дыхательной гимнастики «Вертолёт», работа за интерактивным столом –выполнение артикуляционной гимнастики, игра-лото «Найди такой же», выполнение пальчиковой гимнастики «Стройка», игра «Раскраска», выполнение физкультминутки «Часы», игра «Распевка», игра «Повторяй-ка», выполнение голосового упражнения «Укачивание».
Занятие 1.12. Слушай, смотри, называй
Теоретическое занятие: объяснение правил выполнения заданий, упражнений, игр, используя словесную инструкцию и жесты.
Практическое занятие: работа за интерактивным столом - игра «Таинственная картина», работа за интерактивным столом - игра «Кто лишний» (четвёртый лишний), игра «Один и много», игра «Чей? Чья? Чьи?», игра «Скажи наоборот», игра «Что из чего сделано», выполнение пальчиковой гимнастики «Гриб».
Диагностика устной речи
(см. Приложение, с. 21- 26, «Альбом по развитию речи» Володиной В.С., интерактивный стол «Пожужжим», «Игрозвуки»)
Планируемые результаты
Дети должны научиться или частично овладеть навыками: правильного звукопроизношения, звуко-слогового анализа и синтеза, обобщения и классификации изученных лексических групп, словоизменению и словообразованию.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Звукарик» для детей от 2 до 6 лет
№ п/п | Дата проведения | Название блоков, разделов и тем | Количество часов | ||
| | | Всего | Теоретические занятия | Практические занятия |
| | Раздел 1. Развитие экспрессивной речи | 12 | 6 | 6 |
1 | | Занятие 1.1. Знакомство. Обследование устной речи | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | | Занятие 1.2. Звук [А] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | | Занятие 1.3. Звук [О] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | | Занятие 1.4. Звук [У] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
5 | | Занятие 1.5. Звуки [И] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
6 | | Занятие 1.6. Звуки [Э] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | | Занятие 1.7. Звук [Б] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | | Занятие 1.8. Звук [М] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | | Занятие 1.9. Звук [Н] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | | Занятие 1.10. Звук [Л] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | | Занятие 1.11. Звук [Т] в начале и конце слов | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | | Занятие 1.12. Слушай, смотри, называй | 1 | 0,5 | 0,5 |
ВСЕГО | 12 | 6 | 6 |
2.2.Условия реализации программы
№ п/п | Оснащение учебного кабинета | | Методическая литература |
1 | Ванна-песочница | 1 | Баль Н.Н., Хабарова С.П., Зайцев И.С. «Особенности логопедической работы при нарушениях слуха» |
2 | Вертикализатор «Наташа» (для детей с остеопатическими и миопатическими нарушениями) | 2 | Володина В.С. «Альбом по развитию речи» |
3 | Интерактивный стол | 3 | Володина В.С., Савостьянова Е.В., Батяева С.В. «Большой альбом по развитию речи» |
4 | Логопедический чемодан | 4 | Жукова О.С. «Логопедический букварь» |
5 | Интерактивная панель «Домашние животные» | 5 | Жукова О.С. «Развиваем мелкую моторику» |
6 | Набор игрушек «Домашние животные» | 6 | Жукова О.С. «Энциклопедия обучения ребенка раннего возраста. От 6 месяцев до 3 лет» |
7 | Набор игрушек «Домашние птицы» | 7 | Жукова О.С. «Энциклопедия дошкольника» |
8 | Набор игрушек «Дикие животные» | 8 | Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь» №1-4 |
9 | Набор игрушек «Мебель» | 9 | Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» |
10 | Набор игрушек-муляжей «Овощи» | 10 | Лопухина И.С. «Звуки, буквы, слова» Лопухина И.С. «Речь, ритм, движение» |
11 | Набор игрушек «Посуда» | 11 | Лопухина И.С. «Логопедия 550 упражнений по развитию речи» |
12 | Набор игрушек «Транспорт» | 12 | Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь. Звук Л» |
13 | Набор игрушек-муляжей «Фрукты» | 13 | Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь. Звук Р» |
14 | Набор игрушек-муляжей «Ягоды» | 14 | Теремкова Н.Э. «Логопедические задания для детей 5-7 лет» №1-4 |
15 | Набор кукольных игрушек | 15 | Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап» |
16 | Набор предметных картинок | 16 | Фирсанова Л. В., Маслова Е. В. «Самые нужные игры. Гласные звуки. Игры для развития фонетического слуха детей 3-5 лет» ФГОС ДО / |
17 | Сенсорный домик | 17 | Филичева Т.Б. «Основы логопедии» |
18 | Сенсорная пирамидка | | |
19 | Тренажёр «Дидактическая черепаха» | | |
20 | Тренажёр настенный «Сенсорный бизиборд» | | |
Кадровое обеспечение
Программа реализуется специалистом, имеющим высшее профильное образование, курсы повышения квалификации в ГКУ КК «Краевой методический центр» по программе дополнительного профессионального образования «Педагогика, психология и методика дополнительного образования детей и взрослых» 2022 год в объёме 72 часов.
2.3. Формы контроля (аттестации) планируемых результатов
Программа предусматривает оценивание предметных и личностных показателей в начале занятий, промежуточный контроль, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы, используя различные методы социально-педагогической работы.
(см. Приложение 1)
Оценочный материал
Диагностические обследование осуществляются с помощью метода педагогического наблюдения, беседы, игры, практической работы.
Для оценки диагностических характеристик детей с ОВЗ и инвалидностью применяются карточки, альбомы, тесты.
Предметные картинки | Сюжетные картинки | Альбом по развитию речи | Тестовая тетрадь |
используются для диагностики звукопроизношения, словарного запаса, логики | используются для диагностики грамматического строя речи, связной речи | используются для диагностики знаний и представлений об окружающем мире | используются для диагностики нарушений устной речи, знаний и представлений об окружающем мире |
(см. Приложение 1)
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (учебно-методический комплекс)
Методические материалы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;
принцип единства коррекционных и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;
принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;
принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.
Методы работы:
словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);
творческий (элементы изотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии);
игровой (использование упражнений в игровой форме).
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Разделы программы | Развитие экспрессивной речи |
Формы занятий | Групповые, подгрупповые, индивидуальные |
Приёмы и методы организации образовательного процесса (в рамках занятия) | Наблюдение, беседа, игра, положительная оценка деятельности ребёнка |
Дидактический материал | Учебно-наглядные пособия, видео и фотоматериалы, литература, тематические папки |
Техническое оснащение занятий | Интерактивный стол, стулья, стол для педагога и воспитанников, зеркало настенное, ноутбук |
Формы подведения итогов | Педагогическое наблюдение, беседа, фонематические игры |
Для оценки полученных знаний, умений и навыков используется: Володина В.С., Савостьянова Е.В., Батяева С.В., «Чемодан начинающего логопеда».
Алгоритм занятий
Вводная часть | Основная часть | Заключительная часть |
Игровой момент | Разгадывание загадок, чтение стихов | Ортофонические упражнения |
Приветствие | Дыхательная гимнастика | Составление фраз или предложений |
| Артикуляционная гимнастика | |
| Пальчиковая гимнастика | |
| Фонематические игры | |
| Дидактические игры | |
| Игры на развитие внимания и памяти | |
| Игры на развитие звуко-слогового анализа | |
| Игры на развитие ЛГСР | |
Педагогические технологии, используемые
при реализации программы
№ п/п | Название | Цель | Механизм | Результат применения |
1 | Логопедическая технология | Устранение или сглаживание разнообразных дефектов речи ребенка | Создание совокупности организационных, условий для обучения и развития | Приобретение навыков правильного произношения звуков, словообразования и словоизменения, построения простого предложения |
2 | Здоровьесберегающая технология | Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья | Создание совокупности организационных, обучающих условий | Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления |
3 | Игровая технология | Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта | Включение воспитанников процесс игровой деятельности | Повышается мотивационный уровень детей, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника |
4 | Арт-терапевтическая технология | Гармоничное развитие обучающихся посредством искусства | Воздействие различных средств искусства на психику детей | Осуществление коррекции нарушений речи и психо-эмоциональных процессов |
5 | Информационно – коммуникационные технологии | Создание, передача и распространение информации и оказания услуг | Воздействие различных средств цифровых образовательных ресурсов на психику обучающихся | Повышается интерес и мотивационный уровень воспитанников, закрепляются полученные знания, умения и навыки |
6 | Коррекционные технологии | Исправление отклонений или нарушений в развитии.речи | Развитие артикуляторно-моторных функций и слухового восприятия | Улучшается звукопроизношение, экспрессивная речь |
Раздел 3. Список используемой литературы
Основная
Аксенова Л.И. «Абилитационная педагогика» учебное пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М.: Юрайт, 2018.
Вартанян И.А. «Звук-слух-мозг» / И.А. Вартанян. - М.: Наука,2019.Головчиц Л. А. «Дошкольная сурдопедагогика воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха» / Л.А. Головчиц. - М.: Владос,2018.
Лопухина И.С. «Логопедия. Звуки, буквы и слова» / Издательство: Корона-Принт, 2018.
Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». / Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО / Издательство «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2018.
Дополнительная литература
Богомолова, А. «Нарушение произношения у детей». Пособие для логопедов / А. Богомолова. - М.: Просвещение; Издание 2-е, перераб.,2018.
Батмунх Мунхоо. «Индивидуальная программа обучения для детей с нарушениями в развитии»/ Батмунх Мунхоо // Коррекционная педагогика: теория и практика. — 2020.
Королёва И. «Дети с нарушением слуха». Книга для родителей и педагогов / И. Королёва П. Янн. - М.: Каро,2019.
Интернет – источники
Сайт – Аудионика. //Электронный ресурс/: https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.htmlhttps://pandia.ru/text/78/040/1032.php;
Сайт – Научная электронная библиотека «Элибрэри». //Электронный ресурс/: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43175695;
Сайт – Инфоурок.ру. //Электронный ресурс/: https://infourok.ru/socialnaya-adaptaciya-detej-s-osobennostyami-razvitiya-5567486.html
Приложение 1
Методика обследования устной речи составлена учителем-логопедом высшей категории на основе методик Володиной В.С., Жуковой О.С.
Данная методика направлена на обследование устной речи детей в возрасте от 2 до 6 лет.
Обследование устной речи выявляет уровень сформированности правильного звукопроизношения, словарного запаса, лексико-грамматического строя речи, фонематического слуха, связной речи.
Методический материал для первичного, промежуточного и
итогового обследования звукопроизношения
Воспитанникам предлагается назвать изображения на предметных картинках на разные звуки, расположенные в начале, середине и конце слов.
(см. «Чемодан начинающего логопеда» - карточки)
Методический материал для первичного, промежуточного и
итогового обследования лексики
Воспитанникам предлагается назвать изображения на предметных картинках разных лексических групп: геометрические формы, цвет, игрушки, овощи, фрукты, ягоды, деревья, цветы, кустарники, грибы, посуда, школьные принадлежности, обувь, одежда, головные уборы, транспорт, животные, птицы, насекомые, времена года, время суток, дни недели, профессии.
(см. Володина В.С., Савостьянова Е.В., Батяева С.В. «Большой альбом по развитию речи»)
Методический материал для первичного, промежуточного и
итогового обследования лексики, грамматики, фонематического
слуха, связной речи, логики, памяти
(см. Володина В.С., Савостьянова Е.В., Батяева С.В. «Большой альбом по развитию речи»)